Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

ON THE ROLE OF CURATORIAL ACTIVITIES IN A MEDICAL UNIVERSITY

Berezneva E.Y. 1 Astafeva E.N. 1 Tsuskman I.G. 1 Khudorozhko M.P. 2
1 Federal State Funded Educational Institution for Professional Education «Omsk State Medical University» Ministry of Public Health of the Russian Federation
2 Omsk State Pedagogical University
This article is devoted to the current institution of curatorship at a medical university, the improvement of which is a serious task for the modern educational system of a higher educational institution. The purpose of this study is to determine the relevance and necessity of the institution of curatorship among students at Omsk State Medical University. The article presents the role of curatorship as a link between students and the higher educational institution. The article also presents the results of a survey conducted among students at the medical university to assess the work of student group curators. The survey consisted of questions that allowed for single or multiple-choice answers, as well as free-form responses. There are three main areas of work for a curator: informing students about events, helping them in difficult situations, and supporting their academic progress. It is important to note that the specific needs of students may vary depending on their level of education and the stage of their academic journey. The role of a curator extends beyond academic support, as they play a crucial role in helping students navigate the challenges of higher education and personal growth. Therefore, when planning the curator's work with students, it is crucial to consider their specific interests and objectives.
first-year students
curator
educational work
first-year students

Введение

В настоящее время все больше возрастает значимость воспитания в высших учебных заведениях, которое направлено наформирование системы сопровождения и поддержки для адаптации обучающихся к новой среде образовательного учреждения, студенческому коллективу, профессорско-преподавательскому составу, а также способствует развитию профессиональных и личностных качеств студентов, так как образование – это не только обучение, но и воспитание [1-3]. Одну из ключевых ролей в максимальном вовлечении и погружении студенческой аудитории в культуру вуза играет кураторская деятельность, которая способствует социализации студентов, помогая им адаптироваться как к студенческой среде, так и друг к другу. Успех этого процесса во многом зависит от личных качеств куратора и его серьезного отношения к дополнительным обязанностям [4-6]. В обязанности современного куратора входит не только академическое руководство студенческой группой, но и такие приоритетные задачи, как организация жизни группы с определенными традициями, нормами и правилами, существующими в университете [7]. Куратор принимает участие и в создании благоприятного психологического климата, культуры общения, и в воспитании активной гражданской позиции у обучающихся [8-10]. В зависимости от этапов обучения студентов воспитательная работа имеет свои специфические задачи и особенности. На 1-3 курсах роль куратора заключается в качественном информировании студентов об организации мероприятий образовательной организации, в академическом контроле, а также своевременной помощи и поддержке. У куратора 4-6 курсов появляются дополнительные проблемы и задачи.

Цель исследования – исследование актуальности и необходимости института кураторства среди студентов Омского государственного медицинского университета.

Материал и методы исследования

Работа выполнена на основе анализа анкет обучающихся ОмГМУ. Вопросы анкеты были разработаны с опорой на анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались различные аспекты проблемы кураторства в вузах [2; 5; 6]. Предложенная респондентам анкета состояла из вопросов, предполагающих возможность одного, множественного выбора ответов и свободного варианта ответа. В исследовании приняли участие 1243 студента ОмГМУ. Анкетирование проводилось посредством интернет-ресурса GoogleForms. В опросе приняли участие лица как женского, так и мужского пола в возрастной категории от 17 до 25 лет и старше. Предложенная анкета включала 13 вопросов анонимного характера.

Результаты исследования и их обсуждение. В высшем учебном заведении единая воспитательная система помогает сформировать гармоничную и всесторонне развитую личность. Студенты делают акцент в большей степени на будущей профессиональной деятельности, а личностному росту уделяют меньше внимания. В настоящее время практически во всех высших учебных заведениях имеются кураторы, которые принимают непосредственное участие в воспитательной работе со студентами. Куратор – это профессионал педагогической деятельности, который создает благоприятную психологическую обстановку для протекания учебного процесса и взаимодействия студентов друг с другом и преподавателем, помогает социализации студентов, проводит индивидуальную коррекцию при необходимости, помогает разрешать возникшие конфликты [11-13].

Весной 2025 года управлением по молодежной политике и социальному развитию было проведено анкетирование среди студентов ОмГМУ с целью учета их мнения при планировании своей деятельности. Большинство студентов (54,5%) отмечают необходимость куратора в университете, только 16,7% обучающихся не видят потребности в работе куратора.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Для чего, на Ваш взгляд, нужны кураторы?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

При ответах на дискуссионные вопросы о необходимости и важности куратора в ОмГМУ большинство обучающихся выделяют три основные функции куратора: информирование о мероприятиях вуза (54,8%), помощь в трудных ситуациях (59,8%) и помощь в учебном процессе (58,2%) (рис. 1). Организацию мероприятий отметили только 27,5%, что может быть связано не столько с нежеланием участвовать во внеучебных мероприятиях, сколько с нехваткой времени и большим объемом учебной работы.

Наиболее полезной деятельностью куратора студенты считают информационную (29,8%), помощь и поддержку в трудных ситуациях (20,4%) и помощь в учебном процессе (27,4%) (рис. 2), причем информацию от куратора им удобнее получать через групповой чат в мессенджере (68,4%) и социальные сети (39,3%) (рис. 3). Общение через мессенджеры очень удобно как студентам, так и куратору. Это очень быстрый и доступный способ общения. Личные встречи предпочитают 27,2% человек. Личное взаимодействие, общение предпочтительней при определенных ситуациях, чаще всего личного, деликатного характера. Вербальный контакт помогает быстрее найти верное решение проблемы, не только подержать словами, но и выразить сочувствие и понимание.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Укажите, что из кураторской деятельности для Вас наиболее важно и полезно?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Какая коммуникация с куратором Вас бы устроила?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

Студенты отмечают важность и необходимость помощи куратора в учебном процессе, которые значительно возрастают при увеличении количества задач и запросов, решаемых куратором. Возможно, у обучающихся 1-3 курсов это будет более значимо. Многие, а особенно проживающие в общежитии, студенты ощущают отсутствие постоянного ежедневного контроля, со стороны родителей в том числе, что вызывает страх перед учебным процессом. Все это может снизить веру в себя и, как следствие, интерес к обучению. Куратор же на данном этапе жизни обучающегося может оказать благоприятное влияние на студента посредством проведения индивидуальных бесед и привлечения ко внеучебным мероприятиям, что опосредованно будет способствовать повышению мотивации и успеваемости студента [14; 15]. В то же время на вопрос со свободным вариантом ответа о том, что не должен делать куратор, студенты отмечают излишнюю опеку и постоянный контроль (рис. 4). Куратору необходимо так организовать помощь студенту, чтобы не быть слишком навязчивым и не создавать ему дискомфорт, тем самым выступая не только в качестве собеседника, друга, наставника, но еще и психолога. Куратор должен давать возможность студентам организовывать свое собственное учебное и свободное время на свое усмотрение, но периодически напоминать и пояснять обучающимся о необходимости дисциплины не только в учебном процессе, но и при планировании внеучебной деятельности.

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «В какой деятельности куратора нет необходимости?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

Совершенствование организации кураторской работы – серьезная задача современной системы воспитательной работы образовательной организации высшего образования. Общепринятое мнение заключается в том, что только обучающиеся первого курса нуждаются в поддержке и наставничестве. Начиная же со второго или третьего курсов необходимость в опеке снижается, и на первый план выступает наставничество. Но куратор ведь не только преподаватель, но и тот, кто готов прийти на помощь студенту, если это будет необходимо, так как проблемы возникают у обучающихся всех курсов.

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «На каких курсах, на Ваш взгляд, нужна кураторская деятельность?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

Около 49,5% обучающихся считают, что кураторство должно быть не только на первом курсе, но и на втором и третьем тоже. Почти 13,8% (171 человек) студентов отметили необходимость кураторства на 4-6 курсах (рис. 5). Как показывают результаты анкетирования, а также данные исследований ряда авторов, деятельность куратора при работе с 1-3 курсами сводится, прежде всего, к информированию, поддержке в трудных жизненных ситуациях. Задачи, которые стоят перед куратором 4-6 курсов, должны быть гораздо шире и разнообразнее. У студентов 4-6 курсов есть свои проблемы, например связанные с прохождением практики и трудоустройством. Куратор может помочь в решении этих вопросов, а также в профессиональном самоопределении и росте обучающегося. Нужно учитывать также и то, что куратор ближе и активнее взаимодействует со студентами, а значит, быстрее и легче сможет решить различные спорные вопросы. Также у педагогов-кураторов очень хорошо развита наблюдательность и интуиция, благодаря чему они могут предвидеть назревающие проблемы как учебного, так и личного характера в жизни студента [10; 15].

Заключение. Результаты проведенного исследования показали значимость кураторской деятельности как связующего звена между обучающимися и университетом, а также необходимость некоторой коррекции организации работы кураторов. В кураторе студенты видят не только посредника в своевременной передаче актуальной и необходимой информации об учебных и внеучебных мероприятиях, но и верного друга и помощника в трудных жизненных ситуациях, который готов прийти на помощь, когда это необходимо. В течение всего учебного процесса потребность в различных функциях, которые осуществляет куратор, может значительно отличаться и зависит ступени обучения. Поэтому при планировании работы со студентами нужно учитывать особенности интересов и задач, которые стоят перед ними. В рамках образовательного процесса в университете необходимо соблюдение условий, при которых воспитательная работа будет наиболее эффективной.