Сетевое научное издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ И КОНКУРСАХ

Савкин И.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ
Савкин И.Ю. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, проведение исследования, методология исследования
Проблема формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах связана с необходимостью повышения мотивации студентов к обучению в вузе, со сложностью формирования иноязычной коммуникативной компетенции и профессиональных навыков. Участие студентов в конференциях и конкурсах подобного рода предоставляет им возможность представить себя в профессиональном сообществе на иностранном языке, продемонстрировать умения деловой коммуникации, помогает сформировать мотивацию к углублённому изучению иностранного языка. Целью данной статьи является теоретический анализ особенностей формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах. Методами исследования выступили анализ, сравнение и систематизация психолого-педагогической литературы, нормативных документов, обобщение педагогического опыта. В ходе исследования было выявлено, что применение современных методов формирования готовности студентов неязыковых вузов к профессиональной деятельности, в частности участия в международных конференциях и конкурсах, особенно актуально, поскольку участие в подобных мероприятиях способствует усовершенствованию индивидуального познавательного опыта студентов, их личностных качеств, а также создаёт условия для раскрытия возможностей. В заключение были сделаны выводы о том, что формирование готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах является эффективным инновационным методом в педагогической практике и заслуживает отдельного внимания со стороны научных исследователей.
международные конференции
международные конкурсы
студенты
профессиональная готовность
неязыковой вуз
1. Великанова О.Н. К вопросу организации подготовки студентов к иноязычному общению в международной профессиональной сфере // Заметки ученого. 2021. № 12-2. С. 60-63. EDN: DCFCJT.
2. Андриенко А.С. Мотивация студентов к формированию иноязычной коммуникативной компетентности в неязыковом вузе: современное состояние в эпоху антиглобализации современного мира // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/77PDMN622.pdf .
3. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Смертин И.В. Проблемы современной международной академической коммуникации в оценке студентов российского вуза // Человек и образование. 2022. № 4 (73). С. 7-20. DOI: 10.54884/S181570410023754-4.
4. Мерекина И.В. Особенности преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 4-1 (67). С. 120-122. DOI: 10.24412/2500-1000-2022-4-1-120-122.
5. Дрянных Н.В., Лодкина Т.В. Трактовка понятия «профессиональная готовность» в контексте подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 1 (100). С. 180-195. DOI: 10.23859/1994-0637-2021-1-100-14.
6. Масюков О.А. Профессиональное самоопределение обучающихся как механизм формирования профессиональной готовности в условиях образовательно-производственного кластера // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2025. № 2 (58). С. 50-56. DOI: 10.54509/22203036_2025_2_50.
7. Ельцова Л.Ф., Калинина М.А., Кечина Э.А. Из опыта организации всероссийской студенческой научно-теоретической конференции с международным участием «Межкультурная коммуникация в едином образовательном пространстве: проблемы и перспективы» // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29959 (дата обращения: 28.10.2025). DOI: 10.17513/spno.29959.
8. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Профессионально ориентированное обучение студентов неязыковых направлений: международные профессиональные конкурсы // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 171-180. DOI: 10.17223/15617793/464/20.
9. Дубских А.И. Научно-практическая конференция как средство развития иноязычной и профессиональной компетенции студентов технических вузов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. Т. 4. № 67. С. 73-81. DOI: 10.26105/SSPU.2020.82.49.007.
10. Григоренко С.Е., Калюжная Е.В., Сагалаева И.В. Формирование готовности студентов вуза к осуществлению иноязычной профессионально-коммуникативной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30974 (дата обращения: 28.10.2025). DOI: 10.17513/spno.30974.
11. Горская И.А. Проблемы мотивации при изучении иностранных языков // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2А. С. 377-385. DOI: 10.34670/AR.2022.86.51.001.
12. Дементьева И.С., Осипова С.И. Проблема готовности студентов неязыковых специальностей к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности // Современное педагогическое образование. 2020. № 2. С. 85-88. EDN: NNMYTN.
13. Турутина Т.Ф., Чо Су И Ни. Студенческие научные конференции в техническом вузе // Глобальный научный потенциал. 2025. № 2 (167). С. 287-293. EDN: MLTPGS.
14. Нарыкова О.Н. Традиционные подходы и инновационные технологии в обучении студентов неязыковых специальностей // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. № 2 (70). DOI: 10.31483/r-108014.
15. Белецкая И.А. Разработка и внедрение педагогических условий формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов сферы туризма в системе высшего образования // Перспективы науки. 2020. № 1 (124). С. 140-142. EDN: KPGQMX.
16. Аболина Н.С., Устьянцева О.М. Особенности подготовки к конкурсным и проектным мероприятиям в системе высшего образования // Естественно-гуманитарные исследования. № 5 (49). 2023. С. 363-366. EDN: JZDWGD.
17. Лежнина Л.В, Арефьева С.А. Готовность студентов бакалавриата и специалитета к профессиональной деятельности: сравнительное пилотажное исследование // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 3 (51). С. 348-355. EDN: ZOBXSA.

Введение. Международные конференции, а также конкурсы, ставшие феноменом современного мира, значительно повышают уровень интереса у студентов. Участие студентов в международных конференциях и конкурсах тесно связано со стремлением молодого поколения к иноязычному общению, что является отличительной чертой современного обучения, а также способствует развитию сотрудничества между странами, межкультурному взаимодействию и, в результате, формированию готовности студентов к профессиональной деятельности.

Поддержка студентов в международных просветительных проектах считается особенно значимой и требует со стороны преподавателя иностранных языков значительной работы, сосредоточенной, главным образом, на формировании мотивации у бакалавров, магистров и аспирантов для участия в подобных конференциях и конкурсах [1].

В соответствии с психологической литературой развитие как профессиональных, так и личностных навыков у студентов является не только результатом сформированных учебных мотивов, но и успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности [2].

С целью формирования профессиональных навыков, а также успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности студентов преподаватели неязыковых вузов используют инновационные методы формирования профессиональной готовности в международном формате [3]. Это связано с тем, что основной задачей этих преподавателей является не только правильное построение учебных программ, но и формирование оптимальных условий, в которых студент может удовлетворить учебные потребности, личные интересы и, кроме того, сформировать готовность к профессиональной деятельности [4].

Готовность к профессиональной деятельности – это совокупность качеств и личностных свойств, необходимых для успешной учебной работы, развиваемых и формируемых в процессе профессиональной подготовки [5]. Формирование готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах является инновационным и эффективным методом в современной педагогической практике [6].

Цель исследования – теоретический анализ особенностей формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах.

Материал и методы исследования. Основными методами исследования являются анализ, сравнение и систематизация психолого-педагогической литературы, нормативных документов, обобщение педагогического опыта.

На первом этапе исследования был систематизирован имеющийся материал по проблеме формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах в рамках существующих подходов в высшем образовании. На втором этапе исследования был проведен сравнительный анализ традиционных и инновационных методов формирования профессиональной готовности студентов. В рамках сравнения, инновационным методом формирования профессиональной готовности студентов выступало участие в международных конференциях и конкурсах. На третьем этапе исследования анализировались преимущества участия студентов в международных конференциях и конкурсах с целью формирования их готовности к профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Участие в международных конференциях даёт шанс студентам окунуться в сферу научно‑профессионального общения в иноязычной среде. В период подготовки к конференции студенты работают с научной литературой, структурируют отобранный материал, производят абстрактные, а также фактические заключения. Подготовка к международным проектам и конкурсам также важна, так как профессиональная деятельность часто связана с решением коммуникативных задач, для выполнения которых необходимо владеть иностранным языком [7; 8].

Участие студентов в международных конференциях и конкурсах оказывает существенное воздействие на их профессиональное и личностное развитие, формируя готовность к профессиональной деятельности через:

1) усиление специальных навыков. Практически все без исключения международные конкурсы и конференции ставят задачи, связанные с профильными предметами (математика, физика, химия и др.). Участие в таких конкурсах и конференциях способствует расширению базы знаний и возможностей в определенной профессиональной области;

2) расширение коммуникативных возможностей. Международные конкурсы и конференции зачастую проводятся в формате учебных мероприятий, где участники имеют возможность вести диалог, обмениваться идеями с другими студентами и вносить вклад в социальные проекты;

3) развитие личностных качеств. Успех в соревновании повышает целеустремленность и упорство [9];

4) наставничество. Педагоги, оценившие возможности студента в процессе конкурса или конференции, могут выразить желание стать его ментором в вузе, предложив доступ к увлекательным академическим программам и исследованиям;

5) полезные знакомства с участниками из других стран. В конференциях и конкурсах можно встретить не только талантливых студентов, но и представителей компаний, потенциальных работодателей. Большинство из них склонно обратить внимание на перспективных участников и порекомендовать стажировки, гранты или интересные профессиональные проекты [10].

Все вышеперечисленное в совокупности способствует не только повышению мотивации студентов, но и формирует их готовность к профессиональной деятельности в целом [11].

Особенно важно здесь отметить влияние международных конференций и конкурсов на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в рамках формирования готовности студентов неязыковых вузов к профессиональной деятельности, так как именно в неязыковых вузах на изучение иностранных языков отведено значительно меньше часов, чем в профильных лингвистических учреждениях высшего образования [12]. Вследствие этого иноязычная коммуникативная компетенция, необходимая студентам всех специальностей для поддержания конкурентоспособности на рынке труда, остается слабо развитой. Таким образом, именно международные конференции и конкурсы остаются главным методом как формирования иноязычной коммуникативной компетенции, так и готовности к профессиональной деятельности в целом [13].

В рамках данной темы, сравнивая инновационные методы формирования профессиональной готовности студентов в неязыковых вузах, а именно участие в международных конференциях и конкурсах, с традиционными методами формирования профессиональной готовности студентов в неязыковых вузах, важно отметить следующее:

1. Традиционные методы формирования профессиональной готовности студентов в неязыковых вузах ориентированы в основном на чтение и понимание определенных учебных текстов. Плюсы традиционных методов заключаются в следующем:

а) многократное воспроизведение текстов способствует освоению учебных материалов;

б) студенты изучают специфическую лексику и терминологию в разных контекстах и грамматических установках;

в) студенты учатся составлять определенные диалоги и монологи.

Ограничения традиционных методов:

а) учебно‑методические материалы нередко содержат ограниченный набор коммуникативных задач;

в) используемые средства направлены на фиксирование лишь ограниченной учебной терминологии;

г) существенная часть времени тратится на способы изучения, основанные на убеждении «имитация ‑ запоминание», которые не приносят результатов.

2. Инновационные методы формирования профессиональной готовности студентов в неязыковых вузах, в частности участие студентов в международных конференциях и конкурсах, считаются одними из важнейших. Их можно охарактеризовать соответствующими положительными и отрицательными сторонами.

2.1. Плюсы применения метода участия студентов в международных конференциях и конкурсах:

а) развитие творческого мышления;

б) повышение навыков презентации, способность работать под руководством, содействовать и реализовывать межличностные взаимодействия, рост решительности и свободы;

в) студенты осознают свою значимость в профессиональной сфере и получают возможность более глубоко понять свою роль в ней;

г) повышение мотивации.

2. Ограничения применения метода участия студентов в международных конференциях и конкурсах заключаются в том, что при использовании данного метода требуется учитывать индивидуальные особенности каждого студента.

Использование инновационных методов формирования готовности студентов неязыковых вузов к профессиональной деятельности, в частности участия студентов в международных конференциях и конкурсах, особенно актуально, так как участие в подобных мероприятиях способствует развитию индивидуального познавательного опыта, личностных качеств, а также создаёт условия для раскрытия возможностей [14].

Подведем итог, проанализировав и выделив основные преимущества участия студентов в международных конференциях и конкурсах с целью формирования их готовности к профессиональной деятельности:

1. Развитие индивидуальных познавательных способностей. Студенты начинают понимать социальную важность собственной предстоящей профессии, проявлять к ней интерес [15].

2. Получение практических навыков. Профессиональные конференции и конкурсы формируют у студентов понимание тонкостей избранной профессии, самостоятельность, самоуверенность, а также способствуют развитию профессионального самоопределения [16].

3. Развитие коммуникативных и информационных способностей. Участники международных конференций и конкурсов активно взаимодействуют в процессе работы над проектами, усиливая собственные коммуникативные и информационные навыки.

4. Формирование личностных качеств. В процессе участия в различных международных конференциях и конкурсах студенты начинают чувствовать себя более уверенно, у них снижается уровень стресса во время публичных презентаций, они учатся находить рациональные подходы к формулировке профессиональных задач [17].

5. Повышение мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности. Участие в конференциях и конкурсах побуждает ученика к самообразованию, а также к различным способам повышения квалификации [16].

Таким образом, вовлечение студентов в международные конференции и проекты способствует развитию умений, необходимых для эффективной иноязычной коммуникации, что важно для успешной профессиональной деятельности.

Выводы. Участие студентов неязыкового вуза в международных конференциях и конкурсах может способствовать формированию готовности к профессиональной деятельности, в частности, через развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

Преимущества такого метода:

1. Мотивация к изучению иностранного языка. Конкурсы и олимпиады повышают интерес студентов к дисциплине, что важно для вуза, в котором иностранный язык не является профильным предметом.

2. Развитие навыков исследовательской работы и логического мышления. Подготовка к конкурсам позволяет искать творческие задатки.

3. Возможность представить себя в профессиональном сообществе. Участие в конкурсах даёт студентам возможность продемонстрировать умения деловой коммуникации.

4. Приобретение индивидуального опыта общения с чужой лингвокультурой. Это достигается через участие студентов в межкультурных экскурсах и информационных проектах.

Заключение. С целью теоретического анализа особенностей формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах был систематизирован имеющийся материал по проблеме формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах в рамках существующих подходов в высшем образовании, проведен сравнительный анализ традиционных и инновационных методов формирования профессиональной готовности студентов, выделены преимущества участия студентов в международных конференциях и конкурсах с целью формирования их готовности к профессиональной деятельности.

Для подготовки студентов неязыкового вуза к участию в международных образовательных проектах необходимы творческий подход преподавателя, учёт индивидуальных особенностей студентов и использование современных информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку.

Перспективы исследования формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах связаны с возможностью внедрения полученных результатов в различные работы, непосредственно раскрывающие влияние такой деятельности на развитие различных компетенций. Это могут быть работы следующих направлений исследования:

1. Исследование формирования иноязычной научно-исследовательской компетенции. Студенты вовлекаются в исследовательскую работу на иностранном языке, что расширяет их профессиональный, языковой и интеллектуальный кругозор.

2. Исследование развития междисциплинарной связи. Благодаря этому студенты лучше овладевают основами будущей профессии, концентрируют внимание на наиболее интересных и дискуссионных её аспектах.

3. Исследование формирования иноязычной коммуникативной культуры. Участие в межкультурных экскурсах и информационных проектах помогает студентам приобрести индивидуальный опыт общения с чужой лингвокультурой.

4. Исследование подготовки студентов к участию в международных образовательных проектах. Для этого необходим творческий подход преподавателя к организации учебного материала, учёт индивидуальных особенностей студентов и использование современных информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку.


Конфликт интересов
-

Библиографическая ссылка

Савкин И.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ И КОНКУРСАХ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34342 (дата обращения: 03.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34342