Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

FORMATION OF THE READINESS OF STUDENTS OF A NON-LINGUAGE UNIVERSITY FOR PROFESSIONAL ACTIVITY THROUGH PARTICIPATION IN INTERNATIONAL CONFERENCES AND COMPETITIONS

Savkin I.Y. 1
1 FSBEIHE Penza SAU
The problem of preparing students at non-language universities for professional activity through participation in international conferences and competitions is linked to the need to increase student motivation to study at university and the complexity of developing foreign language communication skills and professional skills. Participation in conferences and competitions of this kind gives students the opportunity to present themselves in the professional community in a foreign language, demonstrate their business communication skills, and helps to motivate them to study a foreign language in depth. The purpose of this article is to provide a theoretical analysis of the characteristics of preparing students at non-language universities for professional activity through participation in international conferences and competitions. The research methods used were analysis, comparison, and systematization of psychological and pedagogical literature and regulatory documents, as well as generalization of pedagogical experience. The study revealed that the use of modern methods of preparing students of non-linguistic universities for professional activity, in particular, participation in international conferences and competitions, is especially relevant, since participation in such events contributes to the improvement of students' individual cognitive experience and personal qualities, as well as creates conditions for the realization of their potential. In conclusion, it was concluded that preparing students of non-language universities for professional activity through participation in international conferences and competitions is an effective innovative method in pedagogical practice and deserves special attention from researchers.
international conferences
international competitions
students
professional readiness
non-language university

Введение. Международные конференции, а также конкурсы, ставшие феноменом современного мира, значительно повышают уровень интереса у студентов. Участие студентов в международных конференциях и конкурсах тесно связано со стремлением молодого поколения к иноязычному общению, что является отличительной чертой современного обучения, а также способствует развитию сотрудничества между странами, межкультурному взаимодействию и, в результате, формированию готовности студентов к профессиональной деятельности.

Поддержка студентов в международных просветительных проектах считается особенно значимой и требует со стороны преподавателя иностранных языков значительной работы, сосредоточенной, главным образом, на формировании мотивации у бакалавров, магистров и аспирантов для участия в подобных конференциях и конкурсах [1].

В соответствии с психологической литературой развитие как профессиональных, так и личностных навыков у студентов является не только результатом сформированных учебных мотивов, но и успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности [2].

С целью формирования профессиональных навыков, а также успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности студентов преподаватели неязыковых вузов используют инновационные методы формирования профессиональной готовности в международном формате [3]. Это связано с тем, что основной задачей этих преподавателей является не только правильное построение учебных программ, но и формирование оптимальных условий, в которых студент может удовлетворить учебные потребности, личные интересы и, кроме того, сформировать готовность к профессиональной деятельности [4].

Готовность к профессиональной деятельности – это совокупность качеств и личностных свойств, необходимых для успешной учебной работы, развиваемых и формируемых в процессе профессиональной подготовки [5]. Формирование готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах является инновационным и эффективным методом в современной педагогической практике [6].

Цель исследования – теоретический анализ особенностей формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах.

Материал и методы исследования. Основными методами исследования являются анализ, сравнение и систематизация психолого-педагогической литературы, нормативных документов, обобщение педагогического опыта.

На первом этапе исследования был систематизирован имеющийся материал по проблеме формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах в рамках существующих подходов в высшем образовании. На втором этапе исследования был проведен сравнительный анализ традиционных и инновационных методов формирования профессиональной готовности студентов. В рамках сравнения, инновационным методом формирования профессиональной готовности студентов выступало участие в международных конференциях и конкурсах. На третьем этапе исследования анализировались преимущества участия студентов в международных конференциях и конкурсах с целью формирования их готовности к профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Участие в международных конференциях даёт шанс студентам окунуться в сферу научно‑профессионального общения в иноязычной среде. В период подготовки к конференции студенты работают с научной литературой, структурируют отобранный материал, производят абстрактные, а также фактические заключения. Подготовка к международным проектам и конкурсам также важна, так как профессиональная деятельность часто связана с решением коммуникативных задач, для выполнения которых необходимо владеть иностранным языком [7; 8].

Участие студентов в международных конференциях и конкурсах оказывает существенное воздействие на их профессиональное и личностное развитие, формируя готовность к профессиональной деятельности через:

1) усиление специальных навыков. Практически все без исключения международные конкурсы и конференции ставят задачи, связанные с профильными предметами (математика, физика, химия и др.). Участие в таких конкурсах и конференциях способствует расширению базы знаний и возможностей в определенной профессиональной области;

2) расширение коммуникативных возможностей. Международные конкурсы и конференции зачастую проводятся в формате учебных мероприятий, где участники имеют возможность вести диалог, обмениваться идеями с другими студентами и вносить вклад в социальные проекты;

3) развитие личностных качеств. Успех в соревновании повышает целеустремленность и упорство [9];

4) наставничество. Педагоги, оценившие возможности студента в процессе конкурса или конференции, могут выразить желание стать его ментором в вузе, предложив доступ к увлекательным академическим программам и исследованиям;

5) полезные знакомства с участниками из других стран. В конференциях и конкурсах можно встретить не только талантливых студентов, но и представителей компаний, потенциальных работодателей. Большинство из них склонно обратить внимание на перспективных участников и порекомендовать стажировки, гранты или интересные профессиональные проекты [10].

Все вышеперечисленное в совокупности способствует не только повышению мотивации студентов, но и формирует их готовность к профессиональной деятельности в целом [11].

Особенно важно здесь отметить влияние международных конференций и конкурсов на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в рамках формирования готовности студентов неязыковых вузов к профессиональной деятельности, так как именно в неязыковых вузах на изучение иностранных языков отведено значительно меньше часов, чем в профильных лингвистических учреждениях высшего образования [12]. Вследствие этого иноязычная коммуникативная компетенция, необходимая студентам всех специальностей для поддержания конкурентоспособности на рынке труда, остается слабо развитой. Таким образом, именно международные конференции и конкурсы остаются главным методом как формирования иноязычной коммуникативной компетенции, так и готовности к профессиональной деятельности в целом [13].

В рамках данной темы, сравнивая инновационные методы формирования профессиональной готовности студентов в неязыковых вузах, а именно участие в международных конференциях и конкурсах, с традиционными методами формирования профессиональной готовности студентов в неязыковых вузах, важно отметить следующее:

1. Традиционные методы формирования профессиональной готовности студентов в неязыковых вузах ориентированы в основном на чтение и понимание определенных учебных текстов. Плюсы традиционных методов заключаются в следующем:

а) многократное воспроизведение текстов способствует освоению учебных материалов;

б) студенты изучают специфическую лексику и терминологию в разных контекстах и грамматических установках;

в) студенты учатся составлять определенные диалоги и монологи.

Ограничения традиционных методов:

а) учебно‑методические материалы нередко содержат ограниченный набор коммуникативных задач;

в) используемые средства направлены на фиксирование лишь ограниченной учебной терминологии;

г) существенная часть времени тратится на способы изучения, основанные на убеждении «имитация ‑ запоминание», которые не приносят результатов.

2. Инновационные методы формирования профессиональной готовности студентов в неязыковых вузах, в частности участие студентов в международных конференциях и конкурсах, считаются одними из важнейших. Их можно охарактеризовать соответствующими положительными и отрицательными сторонами.

2.1. Плюсы применения метода участия студентов в международных конференциях и конкурсах:

а) развитие творческого мышления;

б) повышение навыков презентации, способность работать под руководством, содействовать и реализовывать межличностные взаимодействия, рост решительности и свободы;

в) студенты осознают свою значимость в профессиональной сфере и получают возможность более глубоко понять свою роль в ней;

г) повышение мотивации.

2. Ограничения применения метода участия студентов в международных конференциях и конкурсах заключаются в том, что при использовании данного метода требуется учитывать индивидуальные особенности каждого студента.

Использование инновационных методов формирования готовности студентов неязыковых вузов к профессиональной деятельности, в частности участия студентов в международных конференциях и конкурсах, особенно актуально, так как участие в подобных мероприятиях способствует развитию индивидуального познавательного опыта, личностных качеств, а также создаёт условия для раскрытия возможностей [14].

Подведем итог, проанализировав и выделив основные преимущества участия студентов в международных конференциях и конкурсах с целью формирования их готовности к профессиональной деятельности:

1. Развитие индивидуальных познавательных способностей. Студенты начинают понимать социальную важность собственной предстоящей профессии, проявлять к ней интерес [15].

2. Получение практических навыков. Профессиональные конференции и конкурсы формируют у студентов понимание тонкостей избранной профессии, самостоятельность, самоуверенность, а также способствуют развитию профессионального самоопределения [16].

3. Развитие коммуникативных и информационных способностей. Участники международных конференций и конкурсов активно взаимодействуют в процессе работы над проектами, усиливая собственные коммуникативные и информационные навыки.

4. Формирование личностных качеств. В процессе участия в различных международных конференциях и конкурсах студенты начинают чувствовать себя более уверенно, у них снижается уровень стресса во время публичных презентаций, они учатся находить рациональные подходы к формулировке профессиональных задач [17].

5. Повышение мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности. Участие в конференциях и конкурсах побуждает ученика к самообразованию, а также к различным способам повышения квалификации [16].

Таким образом, вовлечение студентов в международные конференции и проекты способствует развитию умений, необходимых для эффективной иноязычной коммуникации, что важно для успешной профессиональной деятельности.

Выводы. Участие студентов неязыкового вуза в международных конференциях и конкурсах может способствовать формированию готовности к профессиональной деятельности, в частности, через развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

Преимущества такого метода:

1. Мотивация к изучению иностранного языка. Конкурсы и олимпиады повышают интерес студентов к дисциплине, что важно для вуза, в котором иностранный язык не является профильным предметом.

2. Развитие навыков исследовательской работы и логического мышления. Подготовка к конкурсам позволяет искать творческие задатки.

3. Возможность представить себя в профессиональном сообществе. Участие в конкурсах даёт студентам возможность продемонстрировать умения деловой коммуникации.

4. Приобретение индивидуального опыта общения с чужой лингвокультурой. Это достигается через участие студентов в межкультурных экскурсах и информационных проектах.

Заключение. С целью теоретического анализа особенностей формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах был систематизирован имеющийся материал по проблеме формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах в рамках существующих подходов в высшем образовании, проведен сравнительный анализ традиционных и инновационных методов формирования профессиональной готовности студентов, выделены преимущества участия студентов в международных конференциях и конкурсах с целью формирования их готовности к профессиональной деятельности.

Для подготовки студентов неязыкового вуза к участию в международных образовательных проектах необходимы творческий подход преподавателя, учёт индивидуальных особенностей студентов и использование современных информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку.

Перспективы исследования формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах связаны с возможностью внедрения полученных результатов в различные работы, непосредственно раскрывающие влияние такой деятельности на развитие различных компетенций. Это могут быть работы следующих направлений исследования:

1. Исследование формирования иноязычной научно-исследовательской компетенции. Студенты вовлекаются в исследовательскую работу на иностранном языке, что расширяет их профессиональный, языковой и интеллектуальный кругозор.

2. Исследование развития междисциплинарной связи. Благодаря этому студенты лучше овладевают основами будущей профессии, концентрируют внимание на наиболее интересных и дискуссионных её аспектах.

3. Исследование формирования иноязычной коммуникативной культуры. Участие в межкультурных экскурсах и информационных проектах помогает студентам приобрести индивидуальный опыт общения с чужой лингвокультурой.

4. Исследование подготовки студентов к участию в международных образовательных проектах. Для этого необходим творческий подход преподавателя к организации учебного материала, учёт индивидуальных особенностей студентов и использование современных информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку.