Введение. Международные конференции, а также конкурсы, ставшие феноменом современного мира, значительно повышают уровень интереса у студентов. Участие студентов в международных конференциях и конкурсах тесно связано со стремлением молодого поколения к иноязычному общению, что является отличительной чертой современного обучения, а также способствует развитию сотрудничества между странами, межкультурному взаимодействию и, в результате, формированию готовности студентов к профессиональной деятельности.
Поддержка студентов в международных просветительных проектах считается особенно значимой и требует со стороны преподавателя иностранных языков значительной работы, сосредоточенной, главным образом, на формировании мотивации у бакалавров, магистров и аспирантов для участия в подобных конференциях и конкурсах [1].
В соответствии с психологической литературой развитие как профессиональных, так и личностных навыков у студентов является не только результатом сформированных учебных мотивов, но и успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности [2].
С целью формирования профессиональных навыков, а также успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности студентов преподаватели неязыковых вузов используют инновационные методы формирования профессиональной готовности в международном формате [3]. Это связано с тем, что основной задачей этих преподавателей является не только правильное построение учебных программ, но и формирование оптимальных условий, в которых студент может удовлетворить учебные потребности, личные интересы и, кроме того, сформировать готовность к профессиональной деятельности [4].
Готовность к профессиональной деятельности – это совокупность качеств и личностных свойств, необходимых для успешной учебной работы, развиваемых и формируемых в процессе профессиональной подготовки [5]. Формирование готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах является инновационным и эффективным методом в современной педагогической практике [6].
Цель исследования – теоретический анализ особенностей формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах.
Материал и методы исследования. Основными методами исследования являются анализ, сравнение и систематизация психолого-педагогической литературы, нормативных документов, обобщение педагогического опыта.
На первом этапе исследования был систематизирован имеющийся материал по проблеме формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах в рамках существующих подходов в высшем образовании. На втором этапе исследования был проведен сравнительный анализ традиционных и инновационных методов формирования профессиональной готовности студентов. В рамках сравнения, инновационным методом формирования профессиональной готовности студентов выступало участие в международных конференциях и конкурсах. На третьем этапе исследования анализировались преимущества участия студентов в международных конференциях и конкурсах с целью формирования их готовности к профессиональной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Участие в международных конференциях даёт шанс студентам окунуться в сферу научно‑профессионального общения в иноязычной среде. В период подготовки к конференции студенты работают с научной литературой, структурируют отобранный материал, производят абстрактные, а также фактические заключения. Подготовка к международным проектам и конкурсам также важна, так как профессиональная деятельность часто связана с решением коммуникативных задач, для выполнения которых необходимо владеть иностранным языком [7; 8].
Участие студентов в международных конференциях и конкурсах оказывает существенное воздействие на их профессиональное и личностное развитие, формируя готовность к профессиональной деятельности через:
1) усиление специальных навыков. Практически все без исключения международные конкурсы и конференции ставят задачи, связанные с профильными предметами (математика, физика, химия и др.). Участие в таких конкурсах и конференциях способствует расширению базы знаний и возможностей в определенной профессиональной области;
2) расширение коммуникативных возможностей. Международные конкурсы и конференции зачастую проводятся в формате учебных мероприятий, где участники имеют возможность вести диалог, обмениваться идеями с другими студентами и вносить вклад в социальные проекты;
3) развитие личностных качеств. Успех в соревновании повышает целеустремленность и упорство [9];
4) наставничество. Педагоги, оценившие возможности студента в процессе конкурса или конференции, могут выразить желание стать его ментором в вузе, предложив доступ к увлекательным академическим программам и исследованиям;
5) полезные знакомства с участниками из других стран. В конференциях и конкурсах можно встретить не только талантливых студентов, но и представителей компаний, потенциальных работодателей. Большинство из них склонно обратить внимание на перспективных участников и порекомендовать стажировки, гранты или интересные профессиональные проекты [10].
Все вышеперечисленное в совокупности способствует не только повышению мотивации студентов, но и формирует их готовность к профессиональной деятельности в целом [11].
Особенно важно здесь отметить влияние международных конференций и конкурсов на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в рамках формирования готовности студентов неязыковых вузов к профессиональной деятельности, так как именно в неязыковых вузах на изучение иностранных языков отведено значительно меньше часов, чем в профильных лингвистических учреждениях высшего образования [12]. Вследствие этого иноязычная коммуникативная компетенция, необходимая студентам всех специальностей для поддержания конкурентоспособности на рынке труда, остается слабо развитой. Таким образом, именно международные конференции и конкурсы остаются главным методом как формирования иноязычной коммуникативной компетенции, так и готовности к профессиональной деятельности в целом [13].
В рамках данной темы, сравнивая инновационные методы формирования профессиональной готовности студентов в неязыковых вузах, а именно участие в международных конференциях и конкурсах, с традиционными методами формирования профессиональной готовности студентов в неязыковых вузах, важно отметить следующее:
1. Традиционные методы формирования профессиональной готовности студентов в неязыковых вузах ориентированы в основном на чтение и понимание определенных учебных текстов. Плюсы традиционных методов заключаются в следующем:
а) многократное воспроизведение текстов способствует освоению учебных материалов;
б) студенты изучают специфическую лексику и терминологию в разных контекстах и грамматических установках;
в) студенты учатся составлять определенные диалоги и монологи.
Ограничения традиционных методов:
а) учебно‑методические материалы нередко содержат ограниченный набор коммуникативных задач;
в) используемые средства направлены на фиксирование лишь ограниченной учебной терминологии;
г) существенная часть времени тратится на способы изучения, основанные на убеждении «имитация ‑ запоминание», которые не приносят результатов.
2. Инновационные методы формирования профессиональной готовности студентов в неязыковых вузах, в частности участие студентов в международных конференциях и конкурсах, считаются одними из важнейших. Их можно охарактеризовать соответствующими положительными и отрицательными сторонами.
2.1. Плюсы применения метода участия студентов в международных конференциях и конкурсах:
а) развитие творческого мышления;
б) повышение навыков презентации, способность работать под руководством, содействовать и реализовывать межличностные взаимодействия, рост решительности и свободы;
в) студенты осознают свою значимость в профессиональной сфере и получают возможность более глубоко понять свою роль в ней;
г) повышение мотивации.
2. Ограничения применения метода участия студентов в международных конференциях и конкурсах заключаются в том, что при использовании данного метода требуется учитывать индивидуальные особенности каждого студента.
Использование инновационных методов формирования готовности студентов неязыковых вузов к профессиональной деятельности, в частности участия студентов в международных конференциях и конкурсах, особенно актуально, так как участие в подобных мероприятиях способствует развитию индивидуального познавательного опыта, личностных качеств, а также создаёт условия для раскрытия возможностей [14].
Подведем итог, проанализировав и выделив основные преимущества участия студентов в международных конференциях и конкурсах с целью формирования их готовности к профессиональной деятельности:
1. Развитие индивидуальных познавательных способностей. Студенты начинают понимать социальную важность собственной предстоящей профессии, проявлять к ней интерес [15].
2. Получение практических навыков. Профессиональные конференции и конкурсы формируют у студентов понимание тонкостей избранной профессии, самостоятельность, самоуверенность, а также способствуют развитию профессионального самоопределения [16].
3. Развитие коммуникативных и информационных способностей. Участники международных конференций и конкурсов активно взаимодействуют в процессе работы над проектами, усиливая собственные коммуникативные и информационные навыки.
4. Формирование личностных качеств. В процессе участия в различных международных конференциях и конкурсах студенты начинают чувствовать себя более уверенно, у них снижается уровень стресса во время публичных презентаций, они учатся находить рациональные подходы к формулировке профессиональных задач [17].
5. Повышение мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности. Участие в конференциях и конкурсах побуждает ученика к самообразованию, а также к различным способам повышения квалификации [16].
Таким образом, вовлечение студентов в международные конференции и проекты способствует развитию умений, необходимых для эффективной иноязычной коммуникации, что важно для успешной профессиональной деятельности.
Выводы. Участие студентов неязыкового вуза в международных конференциях и конкурсах может способствовать формированию готовности к профессиональной деятельности, в частности, через развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Преимущества такого метода:
1. Мотивация к изучению иностранного языка. Конкурсы и олимпиады повышают интерес студентов к дисциплине, что важно для вуза, в котором иностранный язык не является профильным предметом.
2. Развитие навыков исследовательской работы и логического мышления. Подготовка к конкурсам позволяет искать творческие задатки.
3. Возможность представить себя в профессиональном сообществе. Участие в конкурсах даёт студентам возможность продемонстрировать умения деловой коммуникации.
4. Приобретение индивидуального опыта общения с чужой лингвокультурой. Это достигается через участие студентов в межкультурных экскурсах и информационных проектах.
Заключение. С целью теоретического анализа особенностей формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах был систематизирован имеющийся материал по проблеме формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах в рамках существующих подходов в высшем образовании, проведен сравнительный анализ традиционных и инновационных методов формирования профессиональной готовности студентов, выделены преимущества участия студентов в международных конференциях и конкурсах с целью формирования их готовности к профессиональной деятельности.
Для подготовки студентов неязыкового вуза к участию в международных образовательных проектах необходимы творческий подход преподавателя, учёт индивидуальных особенностей студентов и использование современных информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку.
Перспективы исследования формирования готовности студентов неязыкового вуза к профессиональной деятельности через участие в международных конференциях и конкурсах связаны с возможностью внедрения полученных результатов в различные работы, непосредственно раскрывающие влияние такой деятельности на развитие различных компетенций. Это могут быть работы следующих направлений исследования:
1. Исследование формирования иноязычной научно-исследовательской компетенции. Студенты вовлекаются в исследовательскую работу на иностранном языке, что расширяет их профессиональный, языковой и интеллектуальный кругозор.
2. Исследование развития междисциплинарной связи. Благодаря этому студенты лучше овладевают основами будущей профессии, концентрируют внимание на наиболее интересных и дискуссионных её аспектах.
3. Исследование формирования иноязычной коммуникативной культуры. Участие в межкультурных экскурсах и информационных проектах помогает студентам приобрести индивидуальный опыт общения с чужой лингвокультурой.
4. Исследование подготовки студентов к участию в международных образовательных проектах. Для этого необходим творческий подход преподавателя к организации учебного материала, учёт индивидуальных особенностей студентов и использование современных информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку.



