Введение
В настоящее время в Российской Федерации обучение в общеобразовательной школе предполагает освоение учениками всех основных предметных областей на уровне, соответствующем уровню образования. В рамках предметной области «Искусство» школьниками осваивается содержание дисциплины «Изобразительное искусство». Первый модуль дисциплины посвящен вопросам декоративно-прикладного и народного искусства [1]. В Федеральной рабочей программе обозначено следующее: «каждый модуль обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся» [1]. Завершающим материалом содержания первого модуля дисциплины «Изобразительное искусство» является раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека». Следовательно, пятиклассников необходимо будет познакомить с основными дефинициями данного модуля, выяснить, в чем заключаются общность и различия «декоративного» и «народного», выявить их сущностные характеристики, включая особенности современного декоративного искусства.
В Федеральной рабочей программе дисциплины обозначена основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»: «развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры» [1]. Также содержание дисциплины «Изобразительное искусство» нацелено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, на уровне основного общего образования, освоение вопросов декоративного и народного искусства будет содействовать художественно-эстетическому и духовно-нравственному воспитанию личности [2]. Однако для достижения цели и успешного освоения объемных и значимых вопросов искусства, включая народное и декоративно-прикладное, требуется больше учебного времени, чем отведено в школьной программе. Организация художественно-творческих и развивающих занятий, в контексте дисциплины «Изобразительное искусство» во второй половине дня, может восполнить дефицит времени, отведенного на уроки. Условием успешной организации таких занятий является интегративно-целостный подход, способствующий формированию обобщенных знаний и умений в области визуально пространственных искусств и материально-художественного творчества.
Цель исследования заключается в определении особенностей интегративно-целостного подхода к формированию содержания модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» дисциплины «Изобразительное искусство» на занятиях второй половины дня.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования являются: Федеральная образовательная программа основного общего образования, учебные и методические материалы по дисциплине «Изобразительное искусство», исследовательские материалы по вопросам декоративного искусства, отчеты о прохождении стажерской практики, проведенной в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга, бакалаврами четвертого курса института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена в 2024-2025 уч. г. В работе применены следующие методы исследования: теоретический анализ научной и учебной литературы, обобщение опыта исследования вопросов народного и декоративного искусства, анализ материалов и результатов стажерских практик – рассмотрено 20 отчетов о проведении урочной деятельности по дисциплине «Изобразительное искусство», модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство».
Результаты исследования и их обсуждение
Во второй половине ХХ в. содержание учебной дисциплины, в рамках которой осваивались вопросы изобразительного искусства и художественно-творческой деятельности, менялось в соответствии с изменением социокультурной ситуации и, как следствие – образовательных целей и задач. Велись активные поиски новых методов обучения творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства [3], их роль и место в художественном образовании школьников рассматривались в трудах многих отечественных ученых [4]. Современное содержание дисциплины «Изобразительное искусство» поэтапно в логике развития всей области визуально-пространственных искусств знакомит школьников с основными видами, жанрами, материалами и техниками изобразительного, декоративного искусства и дизайна. Освоение учебного материала начинается с погружения в мир народного и декоративно-прикладного искусства, с учетом особенностей развития восприятия школьниками декоративного искусства [5]. Важно отметить, что знакомство с декоративно-прикладным искусством и его ролью в жизни современного общества [6], изучение основных художественно-выразительных особенностей народного и декоративно-прикладного искусства, определение их общих и отличных черт будет содействовать не только формированию корпуса знаний в области визуально-пространственных искусств, но и пониманию школьниками причинно-следственных связей возникновения и развития авторского декоративного искусства, а также достижению личностных результатов, определенных ФГОС.
В институте художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена подготовка к стажерской практике бакалавров четвертого курса проводилась с учетом всех изложенных обстоятельств. Одним из фактических результатов практики, содержащих сведения о ее прохождении, является отчет обучающегося. В качестве исследовательского метода были проанализированы отчеты о проведении урочной деятельности по дисциплине «Изобразительное искусство», модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство». Анализ проводился по следующим критериям.
1. Выбор области декоративного искусства для разработки учебных заданий
50% обучающихся разрабатывали задания для занятий по темам народного декоративного искусства (в основе заданий было изучение народных промыслов и орнаментов); 40% - разрабатывали задания для занятий по темам профессионального декоративного искусства (художественной основой заданий стало монументально-декоративное убранство городской среды – решетки садов, ограды мостов); 10% обучающихся разрабатывали задания для занятий по теме авторского декоративного искусства (художественно-творческой задачей стала разработка авторского арт-объекта). Такое распределение заданий обусловлено, с одной стороны, уровнем художественно-творческой подготовки бакалавров, с другой – готовностью школьников к восприятию учебного материала. Наименьшее количество обращений к теме современного авторского искусства говорит о недостаточной готовности студентов-бакалавров к разработке заданий по теме «Авторское декоративное искусство».
2. Ожидаемые образовательные результаты
90% обучающихся обозначили в качестве ожидаемых результатов личностные, метапредметные, предметные, что подтверждает профессиональную готовность бакалавров к педагогической деятельности.
3. Определение компонентов декоративно-прикладной деятельности (мотивационно-ценностного, когнитивно-художественного, созидательного и креативно-личностного) [7] в рамках освоения модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство»
90% обучающихся определили присутствие мотивационно-ценностного, когнитивно-художественного, созидательно активного компонентов; 10% - определили присутствие всех перечисленных компонентов, включая креативно-личностный. Этот показатель соответствует количеству обучающихся, разрабатывавших задания для занятий по теме авторского декоративного искусства.
4. Определение необходимого объема времени для освоения тематических блоков модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» и выполнения творческих заданий
100% обучающихся высказали мнение о необходимости проведения дополнительных внеурочных занятий как средства, содействующего раскрытию воспитательного и педагогического потенциала декоративного искусства. Полученный результат демонстрирует понимание будущими педагогами-художниками значимости освоения различных аспектов декоративного и народного искусства.
Анализ отчетов бакалавров института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена о результатах проведения стажерской практики по дисциплине «Изобразительное искусство», модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» выявил необходимость рассмотрения особенностей освоения народного, декоративно-прикладного и авторского декоративного искусства в рамках школьной дисциплины «Изобразительное искусство», анализа творческих заданий, а также сформировал основания для определения подходов к изучению декоративного искусства в рамках урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
Исследованиями в области искусствоведения подтверждается особая сущность декоративного искусства, являющегося не только самым древним из всех видов, но и сыгравшим роль колыбели, в которой зародились сначала изобразительные, а позже и конструктивные виды искусств. В научных материалах отмечается и особый характер народного искусства, родившегося в лоне крестьянского быта; выделяется нарративное содержание сюжетных изображений, целостность художественно-пластического решения, условность в изображении пространства, зооморфных и антропоморфных персонажей. В произведениях народного искусства наблюдаются множественные повторы определенных типов изображения и способов их создания, что и обуславливает особый художественно-пластический язык – «художественную традицию», определяющую значимость национальной культуры и ее потенциал в духовном и эстетическом развитии личности [8].
В отечественном искусствознании, наряду с определением «народное искусство», распространена дефиниция «декоративно-прикладное искусство», подчеркивающая особую функциональную характеристику предмета. Однако авторскому искусству более соответствует дефиниция «декоративное искусство», так как предметы и объекты, созданные современными художниками, часто не имеют особого функционального назначения [9]. Эти достаточно сложные вопросы стоит обсудить со школьниками в рамках внеурочных занятий, чтобы уже на начальном этапе знакомства с предметами народного и декоративно-прикладного художественного творчества и произведениями декоративного искусства формировалась «грамота визуального восприятия». Обсуждение теоретических вопросов на уровне, доступном для понимания пятиклассниками, требует особой подготовки учителя изобразительного искусства, как к анализу, интерпретации и специфики оценивания результатов художественно-творческой деятельности школьника [10]. Учитель, используя принципы культурологического подхода к организации изучаемого материала, сможет сделать занятия второй половины дня доступными, увлекательными и продуктивными.
Вопросы декоративного искусства, в том числе в контексте детской художественно-творческой деятельности, достаточно подробно анализировалась в научных материалах. Также определялось, какие художественные средства участвуют в формировании «декоративности» предмета как основной характеристики декоративного вида искусства. Автор определяет «декоративность» как синергию всех наиболее ярких художественно-пластических характеристик предмета/объекта, повышающую выразительность этого предмета/объекта относительно его прототипа из реального мира. Особую роль в формировании декоративности играет композиция всех элементов (изобразительных, объемно-пластических), определяющая такие характеристики произведения, как статичность, динамичность, замкнутость, открытость, симметрию, ритмическую организацию элементов.
Как отмечает О.Л. Некрасова-Каратеева, особая естественная «декоративность» присуща детскому творчеству в младшей школе, так как в этом возрасте обучающиеся наиболее эмоционально, открыто и узнаваемо воплощают в работах свои идеи и художественный замысел, стремясь к наиболее правдивой, по мнению ребенка, передаче реального образа [11]. Орнамент, орнаментальные элементы являются ярким художественно-выразительным средством произведения декоративного искусства, так как в орнаменте (его элементах) наиболее органично происходит трансформация изображения объектов реального мира в выразительные изобразительные элементы, сохраняющие основные узнаваемые характеристики прототипа. Это подтверждается частыми и свободными изображениями орнаментов или орнаментальных композиций в работах обучающихся младшей школы [12]. Однако, становясь старше, ребенок стремится к «взрослому рисованию», при этом часто снижается не только самобытность работы, но и ее художественное качество.. Чтобы, с одной стороны, сохранить уникальность детского творчества, а с другой – вывести работу школьников на более высокий художественный уровень, необходимо в доступной форме объяснить основные аспекты визуально-пространственных искусств и принципы создания художественного произведения, познакомить с различными способами работы в материалах декоративного искусства. Такая организация учебной деятельности будет содействовать достижению школьниками предметных результатов.
Одним из основных аспектов визуально-пространственных искусств является композиция, функциональные качества которой были выделены при рассмотрении «декоративности». В декоративном искусстве, пожалуй, более, чем в изобразительном, композиция, как составление целого из частей, определяет основные пластические, конструктивные и художественно-выразительные характеристики произведения. Декоративное искусство по своей сути лишено каких-либо возможностей спрятать «формальное содержание» произведения (композицию элементов) за «иллюзорными завесами» (литературным контекстом, изображением световоздушной среды, перспективы) и иными способами создания художественного произведения в контексте изобразительного искусства.
Современная педагогика искусства сформулировала основные признаки декоративного искусства: условность, плоскостность, ограниченная колористическая палитра, уподобление формату, стилизация (точнее – трансформация) изобразительной трактовки элементов произведения. Достаточно жесткие условия, отличающие язык декоративного искусства от иллюзорно-пространственного языка изобразительного искусства, требуют от художника, особого аналитического подхода в работе над произведением. Исследователями определены художественные приемы в работе над композицией произведения декоративного искусства, использование которых поможет даже юному художнику достичь «декоративности» при создании творческой работы, а учителю – объяснить школьнику принципы ее создания. Этими приемами являются: выявление ритмической организации элементов, трансформация (упрощение) формы, создание ясной колористической гармонии, поиск наиболее выразительной и характерной конфигурации (силуэта формы) и ее взаимоотношений с изобразительной поверхностью. Существует еще одно условие, характеризующее декоративное искусство: все художественные приемы находятся в прямой зависимости, а часто и в подчинении материалам и техникам, в которых работает мастер.
Наиболее ярким примером, иллюстрирующим соблюдение всех условий декоративного искусства, является искусство народное. Понимание основных аспектов декоративного искусства, знание приемов и способов формирования «декоративного» качества изображения позволит учителю изобразительного искусства проводить особые внеурочные занятия. Одной из тем занятий может быть создание уникальных коллективных произведений – «картин», разработанных и выполненных в контексте декоративного и народного искусства. В основе изобразительного сюжета работ могут быть тексты литературных произведений или либретто театральных постановок, информация об исторических событиях, географических открытиях и многое другое, с чем познакомились школьники на занятиях по литературе, истории, географии или в рамках культурных походов (организация подобных занятий содействует формированию метапредметных результатов при освоении образовательной дисциплины). Важным педагогическим подходом при проведении внеурочных занятий является личностно ориентированный подход, использование которого позволит учителю заинтересовать и привлечь к творческой работе каждого ученика, будет содействовать развитию творческих способностей, практических художественных навыков и креативности мышления школьников.
Освоение школьниками одной из значимых составляющих визуально пространственных искусств – области народного и декоративного искусства, будет неполным без знакомства с авторским декоративным искусством и особенностями его художественно-пластического языка. Стоит отметить, что корни современного декоративного искусства уходят в глубокую древность, прорастают в народном искусстве, формируются ветвями профессиональной ремесленной деятельности. Развитие декоративно-прикладного искусства в рамках профессиональной ремесленной деятельности проходило вплоть до XIX века. Промышленная революция, отказ от ручного ремесленного труда, ускорение темпа жизни, политические проблемы – все это определило завершение ремесленной фазы развития декоративного искусства, в это же время появляются художественные школы нового типа, целью которых является подготовка художника для промышленности [13]. Век ХХ внес свои жесткие коррективы во все области жизнедеятельности человека, включая и область визуально-пространственных искусств. Возникло новое направление художественно-творческой деятельности – дизайн, в котором интеграция «функции и эстетики» явлена на совершенно ином уровне, чем в декоративно-прикладном искусстве. Появление дизайна в определенной мере освободило художников, создающих «материальные объекты», от необходимости поиска баланса между красивым (искусством) и функциональным (предметом) и сформировало условия для занятия творчеством.
В результате вторая половина ХХ века стала временем расцвета авторского декоративного искусства, отличающегося свободой художественно-пластического решения, экспериментальным подходом к использованию и синтезу различных материалов, значительной образностью и метафоричностью содержания. Рассматриваемые произведения являются результатами материального творчества профессиональных художников, но существуют в достаточно широких рамках декоративного искусства:
- соблюдаются основные принципы декоративного искусства (условность, плоскостность, стилизация/трансформация элементов);
- выполняются в традиционных материалах и техниках (текстиль, керамика, горячая эмаль, стекло, дерево, камень), в контексте авторских художественно-пластических идей, подчиняя (согласовывая) технологические особенности работы в материале с авторским видением и концепцией произведения;
- являются современным целостным гармоничным произведением, обладающим образным содержанием, отражающим авторский концептуальный замысел.
В это же время активно развивается конкурсно-выставочная деятельность в области декоративного искусства, проводятся многочисленные биеннале, триеннале, симпозиумы по различным видам декоративного искусства. Посещение школьниками выставок, в рамках внеурочной деятельности, анализ и обсуждение произведений способствует лучшему пониманию авторского декоративного искусства и развитию художественно-образного мышления [14].
В современных исследованиях отмечается особый интерес авторов к традиционному и авторскому искусству. Анализ произведений традиционного, профессионального авторского искусства и самодеятельного творчества в системе декоративно-прикладного искусства содействует разработке актуальных методик ведения как урочных, так и внеурочных занятий модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» [15]. Рассматривая авторское декоративное искусство, необходимо отметить, что его развитие идет в нескольких направлениях: сохранение традиций; развитие инноваций; синтез материалов и технологий. Творческие занятия со школьниками в рамках урочной и внеурочной деятельности, результатом которых должно стать выполнение авторского произведения, будут проходить успешнее в условиях системно-деятельностного подхода и в контексте направлений развития авторского декоративного искусства: сохранение традиций; развитие инноваций; синтез материалов и технологий.
Рассмотрим возможные варианты работы в рамках обозначенных направлений.
Сохранение традиций. Творческая работа школьников в этом направлении предполагает самостоятельную художественную деятельность, основанную на авторской трансформации образов и пластического языка одного из видов народного искусства. Например, при создании декоративной композиции «Волшебная птица» вдохновением для работы могут служить образы отечественного или мирового искусства. Стоит познакомить учеников с уникальными жар-птицами, созданными палехскими мастерами, с золотыми птицами, выполненными по мотивам хохломской росписи, или морскими сиренами, вырезанными талантливыми руками мастеров корабельных дел. Примеры мирового декоративного искусства (иллюстрации средневековых манускриптов, мозаики византийских мастеров, росписи керамических изразцов и пр.) также могут вдохновить учеников на самостоятельное творчество.
Важной составляющей таких уроков или творческих занятий в рамках внеурочной деятельности является знакомство школьников с образцами народного искусства, разговор о формате (его конфигурации), стилистике всего изображения и композиции его элементов. Необходимо обратить внимание на цветовую гамму, особенности ее гармоничного построения. Если работа выполняется колористическими материалами или в технике «коллаж из цветной бумаги» – можно предложить ученикам составить свою палитру, но сохраняя основные принципы традиционного декоративного искусства: ограниченность количества цветов (3-5); контрастность; локальность; целостность. Работу графическими монохромными материалами стоит начать с разговора о тональной гамме (яркости, контрастности или цельности) и графических элементах (линейных орнаментах, разнообразных прорисях и пр.) изображения, послужившего прототипом для творческой работы.
Развитие инноваций. В контексте данного направления ученики могут разработать декоративные композиции по мотивам произведений современных художников и дизайнеров. Интересной темой для творческой работы может стать создание композиций по мотивам современных кино- или анимационных фильмов. Можно разработать авторские комиксы, афиши, обложки книг и выполнить их в технике коллаж из бумаги, используя различные полиграфические материалы, или выполнить полиматериальный коллаж. В ходе работы над заданиями важно напомнить ребятам о принципах построения композиции и возможных ее вариантах (замкнутая – открытая; статичная – динамичная). Разговор о тональной и колористической гамме произведения также остается актуальным, важно обратить внимание учеников и на стилистическое единство элементов изображения. Большую роль в проведении таких занятий играет готовность педагога и школьной аудитории к анализу художественного произведения, разговору о художественно-выразительных особенностях, композиции, материалах и технике, в которых выполнены произведения авторского декоративного искусства.
Синтез материалов и технологий. Это направление работы, пожалуй, самое креативное и свободное. Вдохновением для самостоятельного творчества может стать знакомство с произведениями современных художников, работающих в технике «коллаж». Технология сочетания различных по цвету и фактуре материалов для целостного произведения позволяет создавать самые разнообразные композиции. Работы могут быть плоскостными и объемными, сюжеты – литературными или абстрактными, образы – реалистичными или фантазийными. Критерии художественного качества работы – это ясность и гармоничность композиционного, колористического и тонального решения. Важной частью создания работы является выбор способа монтажа элементов композиции. Это может быть традиционное приклеивание, более сложное – пришивание, возможно и использование различных металлических шурупов, кнопок, крючков и пр. В таком случае способ крепления играет роль дополнительного графического элемента. Для создания школьниками полиматериальных коллажей на творческих занятиях можно использовать бумагу, ткань, различный пластик, пленку, фольгу, стеклянные кабошоны (гладкие и безопасные), различную фурнитуру и пр. Стоит провести с учениками беседу, рассмотреть характеристики различных материалов с точки зрения их художественной выразительности. Перед началом работы необходимо продумать концепцию работы, отобрать материалы, продумать способ монтажа элементов. Творческая деятельность в этом направлении может быть организована как коллективная работа, например создание элемента оформления школьного пространства для праздника или торжественного события.
Заключение
Освоение школьниками материалов модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» в рамках дисциплины «Изобразительное искусство» формирует необходимые теоретические и практические основания для восприятия всех видов визуально-пространственных искусств и авторской художественно-творческой деятельности, а также включает все компоненты деятельности в области декоративного искусства (мотивационно-ценностный, когнитивно-художественный, созидательный, креативно-личностный). Знакомство школьников с произведениями современных художников в области декоративного искусства расширит визуальный багаж школьников, познакомит с современной социокультурной ситуацией (в области визуально-пространственных искусств), будет содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, формированию творческих способностей; повысит креативность мышления и мотивацию к самостоятельной творческой деятельности, При проведении творческих занятий второй половины дня будет актуальным использование нескольких педагогических подходов (культурологического, личностно ориентированного, системно-деятельностного), определяющих сущностное содержание интегративно-целостного подхода. Использование интегративно-целостного подхода позволит: расширить корпус материалов по авторскому декоративному искусству; сформировать содержание занятий, соответствующее уровню художественной подготовки школьников и их готовности к восприятию произведений современных авторов; достичь интегративной целостности творческих занятий в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Организация урочной и внеурочной деятельности по освоению содержания дисциплины «Изобразительное искусство» на основе интегративно-целостного подхода будет содействовать закреплению результатов освоения теоретического материала, практических навыков и умений работы с различными художественными материалами; формированию и развитию творческой личности учеников.
Конфликт интересов
Финансирование
Библиографическая ссылка
Векслер А.К. ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ АВТОРСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЗАНЯТИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ДНЯ: ИНТЕГРАТИВНО-ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34333 (дата обращения: 03.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34333



