Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

FEATURES OF SCHOOLCHILDREN'S MASTERING OF AUTHOR'S DECORATIVE ARTS IN FINE ARTS LESSONS AND SECOND HALF DAY CLASSES: INTEGRATIVE-HOLISTIC APPROACH

Veksler A.K. 1
1 The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia
The article focuses on the organization of classroom and extracurricular activities in the subject of Fine Arts, in accordance with the Federal Working Program for Basic General Education for grades 5-7 in educational institutions. The purpose of the study is to identify the features of an integrative and holistic approach in decorative arts classes in the afternoon. The novelty of the research is the identification of approaches to the organization of such classes. The study determines that an integrative and holistic approach is formed under the conditions of the use of cultural, personality-oriented and system-activity approaches in the organization of classroom and extracurricular activities. Research materials: Federal working program of basic general education, educational and methodological materials on the discipline "Fine Arts", research materials on the issues of decorative art, reports on the internship practice of the Hertsen University bachelors. Research methods include theoretical analysis of scientific and educational literature, generalization of research experience on decorative art, comparative analysis of pedagogical approaches, and analysis of reports. The results and their discussion include an analysis of the results of the internship, a review of the characteristics of decorative and folk art, and an examination of the features of contemporary authorial decorative art and the methods of teaching it to students in lessons and activities in the afternoon. In conclusion, the article draws conclusions about the role of an integrative and holistic approach in organizing classroom and extracurricular activities to master the content of the module "Decorative and Applied Arts and Folk Art," which is necessary in the process of studying theoretical material on the main aspects of visual and spatial arts, developing artistic and creative skills, and forming students' creative personalities.
basic general education
fine arts
decorative and applied
folk art
original decorative art
lesson activities
afternoon classes
integrated and holistic approach

Введение

В настоящее время в Российской Федерации обучение в общеобразовательной школе предполагает освоение учениками всех основных предметных областей на уровне, соответствующем уровню образования. В рамках предметной области «Искусство» школьниками осваивается содержание дисциплины «Изобразительное искусство». Первый модуль дисциплины посвящен вопросам декоративно-прикладного и народного искусства [1]. В Федеральной рабочей программе обозначено следующее: «каждый модуль обладает содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся» [1]. Завершающим материалом содержания первого модуля дисциплины «Изобразительное искусство» является раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека». Следовательно, пятиклассников необходимо будет познакомить с основными дефинициями данного модуля, выяснить, в чем заключаются общность и различия «декоративного» и «народного», выявить их сущностные характеристики, включая особенности современного декоративного искусства.

В Федеральной рабочей программе дисциплины обозначена основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»: «развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры» [1]. Также содержание дисциплины «Изобразительное искусство» нацелено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, на уровне основного общего образования, освоение вопросов декоративного и народного искусства будет содействовать художественно-эстетическому и духовно-нравственному воспитанию личности [2]. Однако для достижения цели и успешного освоения объемных и значимых вопросов искусства, включая народное и декоративно-прикладное, требуется больше учебного времени, чем отведено в школьной программе. Организация художественно-творческих и развивающих занятий, в контексте дисциплины «Изобразительное искусство» во второй половине дня, может восполнить дефицит времени, отведенного на уроки. Условием успешной организации таких занятий является интегративно-целостный подход, способствующий формированию обобщенных знаний и умений в области визуально пространственных искусств и материально-художественного творчества.

Цель исследования заключается в определении особенностей интегративно-целостного подхода к формированию содержания модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» дисциплины «Изобразительное искусство» на занятиях второй половины дня.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования являются: Федеральная образовательная программа основного общего образования, учебные и методические материалы по дисциплине «Изобразительное искусство», исследовательские материалы по вопросам декоративного искусства, отчеты о прохождении стажерской практики, проведенной в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга, бакалаврами четвертого курса института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена в 2024-2025 уч. г. В работе применены следующие методы исследования: теоретический анализ научной и учебной литературы, обобщение опыта исследования вопросов народного и декоративного искусства, анализ материалов и результатов стажерских практик – рассмотрено 20 отчетов о проведении урочной деятельности по дисциплине «Изобразительное искусство», модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство».

Результаты исследования и их обсуждение

Во второй половине ХХ в. содержание учебной дисциплины, в рамках которой осваивались вопросы изобразительного искусства и художественно-творческой деятельности, менялось в соответствии с изменением социокультурной ситуации и, как следствие – образовательных целей и задач. Велись активные поиски новых методов обучения творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства [3], их роль и место в художественном образовании школьников рассматривались в трудах многих отечественных ученых [4]. Современное содержание дисциплины «Изобразительное искусство» поэтапно в логике развития всей области визуально-пространственных искусств знакомит школьников с основными видами, жанрами, материалами и техниками изобразительного, декоративного искусства и дизайна. Освоение учебного материала начинается с погружения в мир народного и декоративно-прикладного искусства, с учетом особенностей развития восприятия школьниками декоративного искусства [5]. Важно отметить, что знакомство с декоративно-прикладным искусством и его ролью в жизни современного общества [6], изучение основных художественно-выразительных особенностей народного и декоративно-прикладного искусства, определение их общих и отличных черт будет содействовать не только формированию корпуса знаний в области визуально-пространственных искусств, но и пониманию школьниками причинно-следственных связей возникновения и развития авторского декоративного искусства, а также достижению личностных результатов, определенных ФГОС.

В институте художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена подготовка к стажерской практике бакалавров четвертого курса проводилась с учетом всех изложенных обстоятельств. Одним из фактических результатов практики, содержащих сведения о ее прохождении, является отчет обучающегося. В качестве исследовательского метода были проанализированы отчеты о проведении урочной деятельности по дисциплине «Изобразительное искусство», модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство». Анализ проводился по следующим критериям.

1. Выбор области декоративного искусства для разработки учебных заданий

50% обучающихся разрабатывали задания для занятий по темам народного декоративного искусства (в основе заданий было изучение народных промыслов и орнаментов); 40% - разрабатывали задания для занятий по темам профессионального декоративного искусства (художественной основой заданий стало монументально-декоративное убранство городской среды – решетки садов, ограды мостов); 10% обучающихся разрабатывали задания для занятий по теме авторского декоративного искусства (художественно-творческой задачей стала разработка авторского арт-объекта). Такое распределение заданий обусловлено, с одной стороны, уровнем художественно-творческой подготовки бакалавров, с другой – готовностью школьников к восприятию учебного материала. Наименьшее количество обращений к теме современного авторского искусства говорит о недостаточной готовности студентов-бакалавров к разработке заданий по теме «Авторское декоративное искусство».

2. Ожидаемые образовательные результаты

90% обучающихся обозначили в качестве ожидаемых результатов личностные, метапредметные, предметные, что подтверждает профессиональную готовность бакалавров к педагогической деятельности.

3. Определение компонентов декоративно-прикладной деятельности (мотивационно-ценностного, когнитивно-художественного, созидательного и креативно-личностного) [7] в рамках освоения модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство»

90% обучающихся определили присутствие мотивационно-ценностного, когнитивно-художественного, созидательно активного компонентов; 10% - определили присутствие всех перечисленных компонентов, включая креативно-личностный. Этот показатель соответствует количеству обучающихся, разрабатывавших задания для занятий по теме авторского декоративного искусства.

4. Определение необходимого объема времени для освоения тематических блоков модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» и выполнения творческих заданий

100% обучающихся высказали мнение о необходимости проведения дополнительных внеурочных занятий как средства, содействующего раскрытию воспитательного и педагогического потенциала декоративного искусства. Полученный результат демонстрирует понимание будущими педагогами-художниками значимости освоения различных аспектов декоративного и народного искусства.

Анализ отчетов бакалавров института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена о результатах проведения стажерской практики по дисциплине «Изобразительное искусство», модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» выявил необходимость рассмотрения особенностей освоения народного, декоративно-прикладного и авторского декоративного искусства в рамках школьной дисциплины «Изобразительное искусство», анализа творческих заданий, а также сформировал основания для определения подходов к изучению декоративного искусства в рамках урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.

Исследованиями в области искусствоведения подтверждается особая сущность декоративного искусства, являющегося не только самым древним из всех видов, но и сыгравшим роль колыбели, в которой зародились сначала изобразительные, а позже и конструктивные виды искусств. В научных материалах отмечается и особый характер народного искусства, родившегося в лоне крестьянского быта; выделяется нарративное содержание сюжетных изображений, целостность художественно-пластического решения, условность в изображении пространства, зооморфных и антропоморфных персонажей. В произведениях народного искусства наблюдаются множественные повторы определенных типов изображения и способов их создания, что и обуславливает особый художественно-пластический язык – «художественную традицию», определяющую значимость национальной культуры и ее потенциал в духовном и эстетическом развитии личности [8].

В отечественном искусствознании, наряду с определением «народное искусство», распространена дефиниция «декоративно-прикладное искусство», подчеркивающая особую функциональную характеристику предмета. Однако авторскому искусству более соответствует дефиниция «декоративное искусство», так как предметы и объекты, созданные современными художниками, часто не имеют особого функционального назначения [9]. Эти достаточно сложные вопросы стоит обсудить со школьниками в рамках внеурочных занятий, чтобы уже на начальном этапе знакомства с предметами народного и декоративно-прикладного художественного творчества и произведениями декоративного искусства формировалась «грамота визуального восприятия». Обсуждение теоретических вопросов на уровне, доступном для понимания пятиклассниками, требует особой подготовки учителя изобразительного искусства, как к анализу, интерпретации и специфики оценивания результатов художественно-творческой деятельности школьника [10]. Учитель, используя принципы культурологического подхода к организации изучаемого материала, сможет сделать занятия второй половины дня доступными, увлекательными и продуктивными.

Вопросы декоративного искусства, в том числе в контексте детской художественно-творческой деятельности, достаточно подробно анализировалась в научных материалах. Также определялось, какие художественные средства участвуют в формировании «декоративности» предмета как основной характеристики декоративного вида искусства. Автор определяет «декоративность» как синергию всех наиболее ярких художественно-пластических характеристик предмета/объекта, повышающую выразительность этого предмета/объекта относительно его прототипа из реального мира. Особую роль в формировании декоративности играет композиция всех элементов (изобразительных, объемно-пластических), определяющая такие характеристики произведения, как статичность, динамичность, замкнутость, открытость, симметрию, ритмическую организацию элементов.

Как отмечает О.Л. Некрасова-Каратеева, особая естественная «декоративность» присуща детскому творчеству в младшей школе, так как в этом возрасте обучающиеся наиболее эмоционально, открыто и узнаваемо воплощают в работах свои идеи и художественный замысел, стремясь к наиболее правдивой, по мнению ребенка, передаче реального образа [11]. Орнамент, орнаментальные элементы являются ярким художественно-выразительным средством произведения декоративного искусства, так как в орнаменте (его элементах) наиболее органично происходит трансформация изображения объектов реального мира в выразительные изобразительные элементы, сохраняющие основные узнаваемые характеристики прототипа. Это подтверждается частыми и свободными изображениями орнаментов или орнаментальных композиций в работах обучающихся младшей школы [12]. Однако, становясь старше, ребенок стремится к «взрослому рисованию», при этом часто снижается не только самобытность работы, но и ее художественное качество.. Чтобы, с одной стороны, сохранить уникальность детского творчества, а с другой – вывести работу школьников на более высокий художественный уровень, необходимо в доступной форме объяснить основные аспекты визуально-пространственных искусств и принципы создания художественного произведения, познакомить с различными способами работы в материалах декоративного искусства. Такая организация учебной деятельности будет содействовать достижению школьниками предметных результатов.

Одним из основных аспектов визуально-пространственных искусств является композиция, функциональные качества которой были выделены при рассмотрении «декоративности». В декоративном искусстве, пожалуй, более, чем в изобразительном, композиция, как составление целого из частей, определяет основные пластические, конструктивные и художественно-выразительные характеристики произведения. Декоративное искусство по своей сути лишено каких-либо возможностей спрятать «формальное содержание» произведения (композицию элементов) за «иллюзорными завесами» (литературным контекстом, изображением световоздушной среды, перспективы) и иными способами создания художественного произведения в контексте изобразительного искусства.

Современная педагогика искусства сформулировала основные признаки декоративного искусства: условность, плоскостность, ограниченная колористическая палитра, уподобление формату, стилизация (точнее – трансформация) изобразительной трактовки элементов произведения. Достаточно жесткие условия, отличающие язык декоративного искусства от иллюзорно-пространственного языка изобразительного искусства, требуют от художника, особого аналитического подхода в работе над произведением. Исследователями определены художественные приемы в работе над композицией произведения декоративного искусства, использование которых поможет даже юному художнику достичь «декоративности» при создании творческой работы, а учителю – объяснить школьнику принципы ее создания. Этими приемами являются: выявление ритмической организации элементов, трансформация (упрощение) формы, создание ясной колористической гармонии, поиск наиболее выразительной и характерной конфигурации (силуэта формы) и ее взаимоотношений с изобразительной поверхностью. Существует еще одно условие, характеризующее декоративное искусство: все художественные приемы находятся в прямой зависимости, а часто и в подчинении материалам и техникам, в которых работает мастер.

Наиболее ярким примером, иллюстрирующим соблюдение всех условий декоративного искусства, является искусство народное. Понимание основных аспектов декоративного искусства, знание приемов и способов формирования «декоративного» качества изображения позволит учителю изобразительного искусства проводить особые внеурочные занятия. Одной из тем занятий может быть создание уникальных коллективных произведений – «картин», разработанных и выполненных в контексте декоративного и народного искусства. В основе изобразительного сюжета работ могут быть тексты литературных произведений или либретто театральных постановок, информация об исторических событиях, географических открытиях и многое другое, с чем познакомились школьники на занятиях по литературе, истории, географии или в рамках культурных походов (организация подобных занятий содействует формированию метапредметных результатов при освоении образовательной дисциплины). Важным педагогическим подходом при проведении внеурочных занятий является личностно ориентированный подход, использование которого позволит учителю заинтересовать и привлечь к творческой работе каждого ученика, будет содействовать развитию творческих способностей, практических художественных навыков и креативности мышления школьников.

Освоение школьниками одной из значимых составляющих визуально пространственных искусств – области народного и декоративного искусства, будет неполным без знакомства с авторским декоративным искусством и особенностями его художественно-пластического языка. Стоит отметить, что корни современного декоративного искусства уходят в глубокую древность, прорастают в народном искусстве, формируются ветвями профессиональной ремесленной деятельности. Развитие декоративно-прикладного искусства в рамках профессиональной ремесленной деятельности проходило вплоть до XIX века. Промышленная революция, отказ от ручного ремесленного труда, ускорение темпа жизни, политические проблемы – все это определило завершение ремесленной фазы развития декоративного искусства, в это же время появляются художественные школы нового типа, целью которых является подготовка художника для промышленности [13]. Век ХХ внес свои жесткие коррективы во все области жизнедеятельности человека, включая и область визуально-пространственных искусств. Возникло новое направление художественно-творческой деятельности – дизайн, в котором интеграция «функции и эстетики» явлена на совершенно ином уровне, чем в декоративно-прикладном искусстве. Появление дизайна в определенной мере освободило художников, создающих «материальные объекты», от необходимости поиска баланса между красивым (искусством) и функциональным (предметом) и сформировало условия для занятия творчеством.

В результате вторая половина ХХ века стала временем расцвета авторского декоративного искусства, отличающегося свободой художественно-пластического решения, экспериментальным подходом к использованию и синтезу различных материалов, значительной образностью и метафоричностью содержания. Рассматриваемые произведения являются результатами материального творчества профессиональных художников, но существуют в достаточно широких рамках декоративного искусства:

- соблюдаются основные принципы декоративного искусства (условность, плоскостность, стилизация/трансформация элементов);

- выполняются в традиционных материалах и техниках (текстиль, керамика, горячая эмаль, стекло, дерево, камень), в контексте авторских художественно-пластических идей, подчиняя (согласовывая) технологические особенности работы в материале с авторским видением и концепцией произведения;

- являются современным целостным гармоничным произведением, обладающим образным содержанием, отражающим авторский концептуальный замысел.

В это же время активно развивается конкурсно-выставочная деятельность в области декоративного искусства, проводятся многочисленные биеннале, триеннале, симпозиумы по различным видам декоративного искусства. Посещение школьниками выставок, в рамках внеурочной деятельности, анализ и обсуждение произведений способствует лучшему пониманию авторского декоративного искусства и развитию художественно-образного мышления [14].

В современных исследованиях отмечается особый интерес авторов к традиционному и авторскому искусству. Анализ произведений традиционного, профессионального авторского искусства и самодеятельного творчества в системе декоративно-прикладного искусства содействует разработке актуальных методик ведения как урочных, так и внеурочных занятий модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» [15]. Рассматривая авторское декоративное искусство, необходимо отметить, что его развитие идет в нескольких направлениях: сохранение традиций; развитие инноваций; синтез материалов и технологий. Творческие занятия со школьниками в рамках урочной и внеурочной деятельности, результатом которых должно стать выполнение авторского произведения, будут проходить успешнее в условиях системно-деятельностного подхода и в контексте направлений развития авторского декоративного искусства: сохранение традиций; развитие инноваций; синтез материалов и технологий.

Рассмотрим возможные варианты работы в рамках обозначенных направлений.

Сохранение традиций. Творческая работа школьников в этом направлении предполагает самостоятельную художественную деятельность, основанную на авторской трансформации образов и пластического языка одного из видов народного искусства. Например, при создании декоративной композиции «Волшебная птица» вдохновением для работы могут служить образы отечественного или мирового искусства. Стоит познакомить учеников с уникальными жар-птицами, созданными палехскими мастерами, с золотыми птицами, выполненными по мотивам хохломской росписи, или морскими сиренами, вырезанными талантливыми руками мастеров корабельных дел. Примеры мирового декоративного искусства (иллюстрации средневековых манускриптов, мозаики византийских мастеров, росписи керамических изразцов и пр.) также могут вдохновить учеников на самостоятельное творчество.

Важной составляющей таких уроков или творческих занятий в рамках внеурочной деятельности является знакомство школьников с образцами народного искусства, разговор о формате (его конфигурации), стилистике всего изображения и композиции его элементов. Необходимо обратить внимание на цветовую гамму, особенности ее гармоничного построения. Если работа выполняется колористическими материалами или в технике «коллаж из цветной бумаги» – можно предложить ученикам составить свою палитру, но сохраняя основные принципы традиционного декоративного искусства: ограниченность количества цветов (3-5); контрастность; локальность; целостность. Работу графическими монохромными материалами стоит начать с разговора о тональной гамме (яркости, контрастности или цельности) и графических элементах (линейных орнаментах, разнообразных прорисях и пр.) изображения, послужившего прототипом для творческой работы.

Развитие инноваций. В контексте данного направления ученики могут разработать декоративные композиции по мотивам произведений современных художников и дизайнеров. Интересной темой для творческой работы может стать создание композиций по мотивам современных кино- или анимационных фильмов. Можно разработать авторские комиксы, афиши, обложки книг и выполнить их в технике коллаж из бумаги, используя различные полиграфические материалы, или выполнить полиматериальный коллаж. В ходе работы над заданиями важно напомнить ребятам о принципах построения композиции и возможных ее вариантах (замкнутая – открытая; статичная – динамичная). Разговор о тональной и колористической гамме произведения также остается актуальным, важно обратить внимание учеников и на стилистическое единство элементов изображения. Большую роль в проведении таких занятий играет готовность педагога и школьной аудитории к анализу художественного произведения, разговору о художественно-выразительных особенностях, композиции, материалах и технике, в которых выполнены произведения авторского декоративного искусства.

Синтез материалов и технологий. Это направление работы, пожалуй, самое креативное и свободное. Вдохновением для самостоятельного творчества может стать знакомство с произведениями современных художников, работающих в технике «коллаж». Технология сочетания различных по цвету и фактуре материалов для целостного произведения позволяет создавать самые разнообразные композиции. Работы могут быть плоскостными и объемными, сюжеты – литературными или абстрактными, образы – реалистичными или фантазийными. Критерии художественного качества работы – это ясность и гармоничность композиционного, колористического и тонального решения. Важной частью создания работы является выбор способа монтажа элементов композиции. Это может быть традиционное приклеивание, более сложное – пришивание, возможно и использование различных металлических шурупов, кнопок, крючков и пр. В таком случае способ крепления играет роль дополнительного графического элемента. Для создания школьниками полиматериальных коллажей на творческих занятиях можно использовать бумагу, ткань, различный пластик, пленку, фольгу, стеклянные кабошоны (гладкие и безопасные), различную фурнитуру и пр. Стоит провести с учениками беседу, рассмотреть характеристики различных материалов с точки зрения их художественной выразительности. Перед началом работы необходимо продумать концепцию работы, отобрать материалы, продумать способ монтажа элементов. Творческая деятельность в этом направлении может быть организована как коллективная работа, например создание элемента оформления школьного пространства для праздника или торжественного события.

Заключение

Освоение школьниками материалов модуля «Декоративно-прикладное и народное искусство» в рамках дисциплины «Изобразительное искусство» формирует необходимые теоретические и практические основания для восприятия всех видов визуально-пространственных искусств и авторской художественно-творческой деятельности, а также включает все компоненты деятельности в области декоративного искусства (мотивационно-ценностный, когнитивно-художественный, созидательный, креативно-личностный). Знакомство школьников с произведениями современных художников в области декоративного искусства расширит визуальный багаж школьников, познакомит с современной социокультурной ситуацией (в области визуально-пространственных искусств), будет содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, формированию творческих способностей; повысит креативность мышления и мотивацию к самостоятельной творческой деятельности, При проведении творческих занятий второй половины дня будет актуальным использование нескольких педагогических подходов (культурологического, личностно ориентированного, системно-деятельностного), определяющих сущностное содержание интегративно-целостного подхода. Использование интегративно-целостного подхода позволит: расширить корпус материалов по авторскому декоративному искусству; сформировать содержание занятий, соответствующее уровню художественной подготовки школьников и их готовности к восприятию произведений современных авторов; достичь интегративной целостности творческих занятий в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Организация урочной и внеурочной деятельности по освоению содержания дисциплины «Изобразительное искусство» на основе интегративно-целостного подхода будет содействовать закреплению результатов освоения теоретического материала, практических навыков и умений работы с различными художественными материалами; формированию и развитию творческой личности учеников.