Введение. Ключевые социально-экономические факторы диктуют необходимость подготовки будущих специалистов в области туризма, отличающихся высоким уровнем профессионализма, сформированными компетенциями и, несомненно, стремлением к успешной деятельности. Проблема трудоустройства выпускников вузов остается актуальной [1]. Один из ключевых аспектов концепции подготовки специалистов в сфере туризма – это уровень их готовности к выполнению профессиональных обязанностей [2; 3].
В современный период формирования высшего образования в сфере туризма значительная часть функций, обеспечивающих успешное развитие готовности к профессиональной деятельности, которая основывается на освоении новых навыков, формировании компетенций и дальнейшем преобразовании этих навыков и компетенций в конечный результат в области туристической деятельности и ее продвижения, требует изучения определенных условий [1; 4]. Эти условия должны обеспечить будущему специалисту в сфере туризма возможность полной реализации своего профессионального потенциала в условиях конкуренции на российском и международном туристическом рынке [5].
«Неязыковой вуз» в контексте данного исследования следует трактовать как главный центр, мотивирующий будущих экспертов в сфере туризма к выполнению задач, поскольку такие учебные заведения используют профессионально ориентированный подход. Этот подход направлен на развитие у студентов навыков коммуникации в международном пространстве, охватывающем разнообразные практические и теоретические области, с учётом особенностей мышления студентов данного направления. Ключевые особенности, демонстрирующие данный подход:
1. Деятельность в иноязычном окружении. Для специалистов туризма крайне важно уметь чётко и доходчиво передавать информацию клиентам. Эффективность их работы в сфере предоставления туристических услуг напрямую зависит от точности, корректности и убедительности их сообщений.
2. Формирование коммуникативных навыков. Будущий профессионал в сфере туризма обязан составлять, анализировать и представлять данные, связанные с его предстоящей профессиональной деятельностью.
3. Развитие профессионально‑культурной компетенции. К примеру, осознание культурного кода «гостеприимство» позволяет сотрудникам сервисных подразделений лучше понять ожидания клиентов и обеспечить высокий уровень обслуживания [6].
Наиболее эффективным способом изучения условий развития готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере туризма в неязыковом вузе является моделирование, с помощью которого студенты могут создавать и совершенствовать профессиональные навыки и умения [7; 8]. Метод моделирования обладает широкими возможностями и является многоцелевым для использования в учебных исследованиях, являясь «методом познания». Модель в этом случае представляет собой искусственно созданный объект в форме схемы, структуры или системы. Использование моделирования способствует целостному восприятию данных и успешному решению комплекса задач, направленных на совершенствование планирования учебного процесса, системы познавательной деятельности, оптимизацию поиска учебного материала, а также осуществление диагностики и проектирования образовательного процесса [9; 10].
Развитие готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере туризма в неязыковом вузе может быть достигнуто путем внедрения в учебный процесс тренинговых технологий. Тренинги позволяют студентам, обучающимся в области туризма, применять полученные знания в реальных ситуациях, анализировать конкретные проблемы и самостоятельно находить решения [11]. В процессе тренингов будущие специалисты в сфере туризма развивают коммуникативные и организаторские навыки, формируют свой профессиональный план в будущей сфере деятельности [12; 13].
Таким образом, целью исследования является проектирование модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.
Цель исследования – разработка и научное обоснование модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.
Материал и методы исследования. Логика исследования построена на последовательной научной разработке структурно-содержательной модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий. Данная модель проектировалась через разработку, детальное описание ее базовых блоков, а именно: целевого, содержательно-технологического, результативного.
На первом этапе исследования была разработана целевая модель преобразований, нацеленная на формирование готовности будущих специалистов сферы туризма, проходящих обучение в вузе, где иностранный язык не является профилирующим предметом, к профессиональной деятельности. Реализация этой модели подразумевала использование тренинговых технологий. При формировании данного блока были учтены нормативные положения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) [14], социальный заказ, а также ключевые потребности будущих специалистов турбизнеса относительно подготовки к профессиональной деятельности. В его структуру вошли методологические основы, принципы их реализации, цель и задачи.
Второй этап работы был сосредоточен на исследовании содержательно-технологического блока, включающего взаимосвязанные компоненты: когнитивный, мотивационно-отношенческий, творческо-деятельностный, рефлексивный. Именно на этом этапе детально анализировалось содержание, определялись оптимальные формы, методы и средства для осуществления модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.
Заключительный этап (результативный этап) исследования был посвящен оценке эффективности предложенной модели. Были определены критерии, позволяющие оценить результативность внедрения модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.
Результаты исследования и их обсуждение
Для целостного представления о процессе формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий была разработана модель (табл.).
Модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий
Целевой блок |
|||||
Подходы |
Принципы |
Цель |
Задачи |
||
Системно-деятельностный подход |
системности, деятельности, целостности, творчества |
формирование готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий |
– сформировать у студентов знания о сфере туризма и её особенностях; – сформировать у студентов мотивацию к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма; – развить у студентов умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности в сфере туризма; – развить у студентов рефлексивные умения, отражающие уровень практической рефлексивной деятельности |
||
Личностно ориентированный подход |
учёт индивидуальности человека, адаптация образовательного процесса под способности, интересы и потребности студентов |
||||
Содержательно-технологический блок |
|||||
|
Когнитивный компонент |
Мотивационно-отношенческий компонент |
Творческо-деятельностный компонент |
Рефлексивный компонент |
|
Цель |
теоретическая подготовка студентов направления «Туризм» к будущей профессиональной деятельности, а также развитие памяти, внимания, мышления |
формирование положительного отношения к будущей профессиональной деятельности и развитие интереса к ней |
практическая отработка приобретенных знаний на тренинговых занятиях |
осмысление конкретных проблем в профессиональной сфере специалиста туризма и самостоятельный поиск их решения |
|
Метод |
Тренинг (количество занятий: 15) |
||||
Примерные упражнения |
– дебаты на темы «Массовый туризм - благо или зло для регионов?», «Культурный туризм - способ сохранения и популяризации национальных традиций» |
– упражнение «История успеха»; – упражнение «Мотивационный круг» |
– мозговой штурм «Образ профессии»; – упражнение «Мои качества, помогающие и мешающие овладению профессией»; – упражнение «Мои профессиональные планы» |
– упражнение «Дневник профессиональных достижений»; – упражнение «Портрет профессионала» |
|
Результативный блок |
|||||
|
Когнитивный компонент |
Мотивационно-отношенческий компонент |
Творческо-деятельностный компонент |
Рефлексивный компонент |
|
Показатели |
− знание основ туристического бизнеса; − знание основ межкультурной коммуникации в сфере туризма; − представление об актуальных проблемах межкультурного взаимодействия в туристической сфере |
− потребность к межкультурному общению в профессиональной сфере; − ориентация на профессиональное самосовершенствование как условие конкурентоспособности; − воля к достижению поставленной цели и её реализация |
− умение выявлять актуальные проблемы в профессиональной сфере, оперативно реагировать на них в условиях стресса, проявлять инициативу, креативность, творчество в их решении; − умение осуществлять целеполагание, планирование, организацию туристической деятельности в профессиональной сфере |
− осознание перспектив развития иноязычной коммуникативной компетенции с целью межкультурного взаимодействия в профессиональной сфере; − наличие способности к самоанализу и самооценке в профессиональной сфере |
|
Целевой блок модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий включил в себя методологические основы, принципы их реализации, цель и задачи [15]. Целью данной модели является формирование готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.
Задачи модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий следующие:
1. Сформировать у студентов знания о сфере туризма и её особенностях.
2. Сформировать у студентов мотивацию к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма.
3. Развить у студентов умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности в сфере туризма.
4. Развить у студентов рефлексивные умения, отражающие уровень практической рефлексивной деятельности.
Методологические основы модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий опираются на системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы [16]. В соответствии с этими подходами были выделены следующие принципы реализации модели:
1. Принцип системности. Согласно ему, тренинговые занятия исследуемой модели объединены в систему и обладают свойствами, которые невозможно рассматривать по отдельности.
2. Принцип деятельностизаключается в том, что студент получает знания на тренинговых занятиях не в готовом виде, а добывает их сам, осознаёт содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании.
3. Принцип целостности предполагает формирование студентами обобщённого системного представления об их будущей профессиональной деятельности как специалистов по туризму.
4. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение студентами собственного опыта творческой деятельности.
Содержательно-технологический блок модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий включает в себя взаимосвязанные компоненты: когнитивный, мотивационно-отношенческий, творческо-деятельностный, рефлексивный [17].
Целью реализации когнитивного компонента является теоретическая подготовка студентов направления «Туризм» к будущей профессиональной деятельности, а также развитие памяти, внимания, мышления посредством тренинговых занятий [18; 19]. Упражнения на реализацию когнитивного компонента в модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе были внедрены во все тренинговых занятия.
Целью реализации мотивационно-отношенческого компонента модели является формирование положительного отношения к будущей профессиональной деятельности и развитие интереса к ней посредством тренинговых технологий [18; 19]. Внедрение мотивационно‑отношенческого компонента осуществляется через взаимный обмен социальным опытом на тренингах, что оказывает влияние на их мотивационную сферу посредством эмоционального побуждения.
Творческо-деятельностный компонент модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий преследует следующую цель: практическая отработка приобретенных знаний на тренинговых занятиях [19; 20]. Целью рефлексивного компонента содержательно-технологического блока является осмысление конкретных проблем в профессиональной сфере специалиста туризма и самостоятельный поиск их решения в процессе тренинговых занятий [11]. Творческо-деятельностный и рефлексивный компонент реализуются посредствам следующих упражнений, включенных в тренинг: мозговой штурм «Образ профессии», упражнение «Мои качества, помогающие и мешающие овладению профессией», упражнение «Мои профессиональные планы» и др.
После проведения всех тренинговых занятий подводится общая групповая рефлексия относительно готовности студентов направления «Туризм» к будущей профессиональной деятельности.
На заключительном этапе исследования оценивается эффективность предложенной модели. Критерии, позволяющие оценить результативность внедрения модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий, следующие:
1. Сформированные у студентов знания о сфере туризма и её особенностях.
2. Сформированная у студентов мотивация к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма.
3. Развитые у студентов умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности в сфере туризма.
4. Развитые у студентов рефлексивные умения, отражающие уровень практической рефлексивной деятельности.
Таким образом, автором были выделены основные блоки и компоненты модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий. К основным блокам модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий были отнесены: целевой, содержательно-технологический, результативный блоки.
Результаты проведенного исследования показали особенности детальной разработки тренинговых занятий, включающих в себя упражнения, направленные на активацию когнитивного, мотивационно-отношенческого, творческо-деятельностного, рефлексивного компонентов, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности будущих специалистов сферы туризма.
Таким образом, модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий является эффективной при последовательной реализации всех этапов и способствует развитию мотивации к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма; формированию умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере туризма; развитию рефлексивных умений, отражающих уровень практической рефлексивной деятельности.
Выводы. Спроектированная модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий направлена на развитие мотивации к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма; формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере туризма; развитие рефлексивных умений, отражающих уровень практической рефлексивной деятельности.
Графически представленная модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий позволяет наглядно рассмотреть особенности данной модели через детальное описание ее базовых блоков, а именно: целевого, содержательно-технологического, результативного. Внутри содержательного-технологического и результативного блоков раскрываются основные компоненты модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий, а именно: когнитивный, мотивационно-отношенческий, творческо-деятельностный и рефлексивный компоненты.
Выделенные критерии оценки эффективности разработанной модели позволяют оценить результативность введения педагогами модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий в учебный процесс студентов из сферы туризма, обучающихся в высших учебных заведениях.
Заключение. Стремление стать выдающимся профессионалом в сфере туризма у будущих специалистов предполагает наличие набора личных качеств. Сюда входят мотивация, умение понимать как теоретические основы, так и практические аспекты работы, а также готовность выполнять обязанности на высоком уровне.
В рамках рассмотрения тренинга с целью формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе можно утверждать, что тренинги представляют собой значительные инвестиции в процесс адаптации новых сотрудников в индустрии туризма, сокращая время, необходимое для адаптации на новом рабочем месте. Они способствуют развитию профессиональных навыков, что повышает эффективность работы.
Кроме того, тренинги формируют у будущих специалистов отрасли этические принципы и ценности гостеприимства, необходимые для успешной работы в сфере туризма. В конечном итоге они стимулируют формирование культуры качественного сервиса и командной работы.
Конфликт интересов
Библиографическая ссылка
Савкин И.Ю. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34282 (дата обращения: 10.10.2025).