Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

MODEL FOR DEVELOPING THE PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE TOURISM SPECIALISTS IN A NON-LANGUAGE UNIVERSITY THROUGH THE IMPLEMENTATION OF TRAINING TECHNOLOGIES

Savkin I.Y. 1
1 FSBEIHE Penza SAU
The article is devoted to the development of a model for preparing future tourism specialists at non-linguistic universities for professional activity through the introduction of training technologies. The problem of developing the readiness of future specialists in the field of tourism for professional activity in the context of the evolving conditions of the educational environment is considered. The conditions for developing readiness for professional activity are defined. The role of modeling in the process of designing the educational process in higher education institutions is noted. The role of training technologies in the process of preparing future tourism specialists for professional activity is analyzed. The paper presents a scientific development of a structural and content model for the formation of readiness for professional activity of future specialists in tourism in a non-linguistic university through the introduction of training technologies with a detailed description of its basic components, namely: target, content-technological, and resultative. The target block highlights the methodological foundations, principles of their implementation, and the goals and objectives of the model for preparing future tourism specialists at a non-language university for professional activity through the introduction of training technologies. The main components of the content and technology block are identified: cognitive, motivational and attitudinal, creative and activity-based, and reflective. At the final (results) stage of the study, the main criteria for evaluating the effectiveness of the developed model for preparing future tourism specialists at a non-language university for professional activity through the introduction of training technologies are identified, namely: developed motivation for future professional activity in the field of tourism; formed skills and abilities necessary for professional activity in the field of tourism; developed reflective skills reflecting the level of practical reflective activity.
tourism
tourism specialist
modeling
training technologies
higher education

Введение. Ключевые социально-экономические факторы диктуют необходимость подготовки будущих специалистов в области туризма, отличающихся высоким уровнем профессионализма, сформированными компетенциями и, несомненно, стремлением к успешной деятельности. Проблема трудоустройства выпускников вузов остается актуальной [1]. Один из ключевых аспектов концепции подготовки специалистов в сфере туризма – это уровень их готовности к выполнению профессиональных обязанностей [2; 3].

В современный период формирования высшего образования в сфере туризма значительная часть функций, обеспечивающих успешное развитие готовности к профессиональной деятельности, которая основывается на освоении новых навыков, формировании компетенций и дальнейшем преобразовании этих навыков и компетенций в конечный результат в области туристической деятельности и ее продвижения, требует изучения определенных условий [1; 4]. Эти условия должны обеспечить будущему специалисту в сфере туризма возможность полной реализации своего профессионального потенциала в условиях конкуренции на российском и международном туристическом рынке [5].

«Неязыковой вуз» в контексте данного исследования следует трактовать как главный центр, мотивирующий будущих экспертов в сфере туризма к выполнению задач, поскольку такие учебные заведения используют профессионально ориентированный подход. Этот подход направлен на развитие у студентов навыков коммуникации в международном пространстве, охватывающем разнообразные практические и теоретические области, с учётом особенностей мышления студентов данного направления. Ключевые особенности, демонстрирующие данный подход:

1. Деятельность в иноязычном окружении. Для специалистов туризма крайне важно уметь чётко и доходчиво передавать информацию клиентам. Эффективность их работы в сфере предоставления туристических услуг напрямую зависит от точности, корректности и убедительности их сообщений.

2. Формирование коммуникативных навыков. Будущий профессионал в сфере туризма обязан составлять, анализировать и представлять данные, связанные с его предстоящей профессиональной деятельностью.

3. Развитие профессионально‑культурной компетенции. К примеру, осознание культурного кода «гостеприимство» позволяет сотрудникам сервисных подразделений лучше понять ожидания клиентов и обеспечить высокий уровень обслуживания [6].

Наиболее эффективным способом изучения условий развития готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере туризма в неязыковом вузе является моделирование, с помощью которого студенты могут создавать и совершенствовать профессиональные навыки и умения [7; 8]. Метод моделирования обладает широкими возможностями и является многоцелевым для использования в учебных исследованиях, являясь «методом познания». Модель в этом случае представляет собой искусственно созданный объект в форме схемы, структуры или системы. Использование моделирования способствует целостному восприятию данных и успешному решению комплекса задач, направленных на совершенствование планирования учебного процесса, системы познавательной деятельности, оптимизацию поиска учебного материала, а также осуществление диагностики и проектирования образовательного процесса [9; 10].

Развитие готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере туризма в неязыковом вузе может быть достигнуто путем внедрения в учебный процесс тренинговых технологий. Тренинги позволяют студентам, обучающимся в области туризма, применять полученные знания в реальных ситуациях, анализировать конкретные проблемы и самостоятельно находить решения [11]. В процессе тренингов будущие специалисты в сфере туризма развивают коммуникативные и организаторские навыки, формируют свой профессиональный план в будущей сфере деятельности [12; 13].

Таким образом, целью исследования является проектирование модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.

Цель исследования – разработка и научное обоснование модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.

Материал и методы исследования. Логика исследования построена на последовательной научной разработке структурно-содержательной модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий. Данная модель проектировалась через разработку, детальное описание ее базовых блоков, а именно: целевого, содержательно-технологического, результативного.

На первом этапе исследования была разработана целевая модель преобразований, нацеленная на формирование готовности будущих специалистов сферы туризма, проходящих обучение в вузе, где иностранный язык не является профилирующим предметом, к профессиональной деятельности. Реализация этой модели подразумевала использование тренинговых технологий. При формировании данного блока были учтены нормативные положения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) [14], социальный заказ, а также ключевые потребности будущих специалистов турбизнеса относительно подготовки к профессиональной деятельности. В его структуру вошли методологические основы, принципы их реализации, цель и задачи.

Второй этап работы был сосредоточен на исследовании содержательно-технологического блока, включающего взаимосвязанные компоненты: когнитивный, мотивационно-отношенческий, творческо-деятельностный, рефлексивный. Именно на этом этапе детально анализировалось содержание, определялись оптимальные формы, методы и средства для осуществления модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.

Заключительный этап (результативный этап) исследования был посвящен оценке эффективности предложенной модели. Были определены критерии, позволяющие оценить результативность внедрения модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.

Результаты исследования и их обсуждение

Для целостного представления о процессе формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий была разработана модель (табл.).

Модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий

Целевой блок

Подходы

Принципы

Цель

Задачи

Системно-деятельностный подход

системности, деятельности, целостности, творчества

формирование готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий

– сформировать у студентов знания о сфере туризма и её особенностях;

– сформировать у студентов мотивацию к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма;

– развить у студентов умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности в сфере туризма;

– развить у студентов рефлексивные умения, отражающие уровень практической рефлексивной деятельности

Личностно ориентированный подход

учёт индивидуальности человека, адаптация образовательного процесса под способности, интересы и потребности студентов

Содержательно-технологический блок

 

Когнитивный компонент

Мотивационно-отношенческий компонент

Творческо-деятельностный компонент

Рефлексивный компонент

Цель

теоретическая подготовка студентов направления «Туризм» к будущей профессиональной деятельности, а также развитие памяти, внимания, мышления

формирование положительного отношения к будущей профессиональной деятельности и развитие интереса к ней

практическая отработка приобретенных знаний на тренинговых занятиях

осмысление конкретных проблем в профессиональной сфере специалиста туризма и самостоятельный поиск их решения

Метод

Тренинг (количество занятий: 15)

Примерные упражнения

– дебаты на темы «Массовый туризм - благо или зло для регионов?», «Культурный туризм - способ сохранения и популяризации национальных традиций»

– упражнение «История успеха»;

– упражнение «Мотивационный круг»

– мозговой штурм «Образ профессии»;

– упражнение «Мои качества, помогающие и мешающие овладению профессией»;

– упражнение «Мои профессиональные планы»

– упражнение «Дневник профессиональных достижений»;

– упражнение «Портрет профессионала»

Результативный блок

 

Когнитивный компонент

Мотивационно-отношенческий компонент

Творческо-деятельностный компонент

Рефлексивный компонент

Показатели

− знание основ туристического бизнеса;

− знание основ межкультурной коммуникации в сфере туризма;

− представление об актуальных проблемах межкультурного взаимодействия в туристической сфере

− потребность к межкультурному общению в профессиональной сфере;

− ориентация на профессиональное самосовершенствование как условие конкурентоспособности;

− воля к достижению поставленной цели и её реализация

− умение выявлять актуальные проблемы в профессиональной сфере, оперативно реагировать на них в условиях стресса, проявлять инициативу, креативность, творчество в их решении;

− умение осуществлять целеполагание, планирование, организацию туристической деятельности в профессиональной сфере

− осознание перспектив развития иноязычной коммуникативной компетенции с целью межкультурного взаимодействия в профессиональной сфере;

− наличие способности к самоанализу и самооценке в профессиональной сфере

           

Целевой блок модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий включил в себя методологические основы, принципы их реализации, цель и задачи [15]. Целью данной модели является формирование готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий.

Задачи модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий следующие:

1. Сформировать у студентов знания о сфере туризма и её особенностях.

2. Сформировать у студентов мотивацию к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма.

3. Развить у студентов умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности в сфере туризма.

4. Развить у студентов рефлексивные умения, отражающие уровень практической рефлексивной деятельности.

Методологические основы модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий опираются на системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы [16]. В соответствии с этими подходами были выделены следующие принципы реализации модели:

1. Принцип системности. Согласно ему, тренинговые занятия исследуемой модели объединены в систему и обладают свойствами, которые невозможно рассматривать по отдельности.

2. Принцип деятельностизаключается в том, что студент получает знания на тренинговых занятиях не в готовом виде, а добывает их сам, осознаёт содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании.

3. Принцип целостности предполагает формирование студентами обобщённого системного представления об их будущей профессиональной деятельности как специалистов по туризму.

4. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение студентами собственного опыта творческой деятельности.

Содержательно-технологический блок модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий включает в себя взаимосвязанные компоненты: когнитивный, мотивационно-отношенческий, творческо-деятельностный, рефлексивный [17].

Целью реализации когнитивного компонента является теоретическая подготовка студентов направления «Туризм» к будущей профессиональной деятельности, а также развитие памяти, внимания, мышления посредством тренинговых занятий [18; 19]. Упражнения на реализацию когнитивного компонента в модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе были внедрены во все тренинговых занятия.

Целью реализации мотивационно-отношенческого компонента модели является формирование положительного отношения к будущей профессиональной деятельности и развитие интереса к ней посредством тренинговых технологий [18; 19]. Внедрение мотивационно‑отношенческого компонента осуществляется через взаимный обмен социальным опытом на тренингах, что оказывает влияние на их мотивационную сферу посредством эмоционального побуждения.

Творческо-деятельностный компонент модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий преследует следующую цель: практическая отработка приобретенных знаний на тренинговых занятиях [19; 20]. Целью рефлексивного компонента содержательно-технологического блока является осмысление конкретных проблем в профессиональной сфере специалиста туризма и самостоятельный поиск их решения в процессе тренинговых занятий [11]. Творческо-деятельностный и рефлексивный компонент реализуются посредствам следующих упражнений, включенных в тренинг: мозговой штурм «Образ профессии», упражнение «Мои качества, помогающие и мешающие овладению профессией», упражнение «Мои профессиональные планы» и др.

После проведения всех тренинговых занятий подводится общая групповая рефлексия относительно готовности студентов направления «Туризм» к будущей профессиональной деятельности.

На заключительном этапе исследования оценивается эффективность предложенной модели. Критерии, позволяющие оценить результативность внедрения модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий, следующие:

1. Сформированные у студентов знания о сфере туризма и её особенностях.

2. Сформированная у студентов мотивация к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма.

3. Развитые у студентов умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности в сфере туризма.

4. Развитые у студентов рефлексивные умения, отражающие уровень практической рефлексивной деятельности.

Таким образом, автором были выделены основные блоки и компоненты модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий. К основным блокам модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий были отнесены: целевой, содержательно-технологический, результативный блоки.

Результаты проведенного исследования показали особенности детальной разработки тренинговых занятий, включающих в себя упражнения, направленные на активацию когнитивного, мотивационно-отношенческого, творческо-деятельностного, рефлексивного компонентов, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности будущих специалистов сферы туризма.

Таким образом, модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий является эффективной при последовательной реализации всех этапов и способствует развитию мотивации к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма; формированию умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере туризма; развитию рефлексивных умений, отражающих уровень практической рефлексивной деятельности.

Выводы. Спроектированная модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий направлена на развитие мотивации к будущей профессиональной деятельности в сфере туризма; формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере туризма; развитие рефлексивных умений, отражающих уровень практической рефлексивной деятельности.

Графически представленная модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий позволяет наглядно рассмотреть особенности данной модели через детальное описание ее базовых блоков, а именно: целевого, содержательно-технологического, результативного. Внутри содержательного-технологического и результативного блоков раскрываются основные компоненты модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий, а именно: когнитивный, мотивационно-отношенческий, творческо-деятельностный и рефлексивный компоненты.

Выделенные критерии оценки эффективности разработанной модели позволяют оценить результативность введения педагогами модели формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе через внедрение тренинговых технологий в учебный процесс студентов из сферы туризма, обучающихся в высших учебных заведениях.

Заключение. Стремление стать выдающимся профессионалом в сфере туризма у будущих специалистов предполагает наличие набора личных качеств. Сюда входят мотивация, умение понимать как теоретические основы, так и практические аспекты работы, а также готовность выполнять обязанности на высоком уровне.

В рамках рассмотрения тренинга с целью формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по туризму в неязыковом вузе можно утверждать, что тренинги представляют собой значительные инвестиции в процесс адаптации новых сотрудников в индустрии туризма, сокращая время, необходимое для адаптации на новом рабочем месте. Они способствуют развитию профессиональных навыков, что повышает эффективность работы.

Кроме того, тренинги формируют у будущих специалистов отрасли этические принципы и ценности гостеприимства, необходимые для успешной работы в сфере туризма. В конечном итоге они стимулируют формирование культуры качественного сервиса и командной работы.