Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

РАЗВИТИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ФАКУЛЬТЕТОВ ИСКУССТВ КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рахимбаева И.Э. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Рахимбаева И.Э. - разработка концепции, курирование данных, формальный анализ, проведение исследования, разработка методологии, административное руководство исследовательским проектом, предоставление ресурсов, разработка программного обеспечения, научное руководство, валидация результатов, визуализация, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
В статье представлен анализ процесса развития «мягких навыков» студентов творческих специальностей университетов как тренда современного образования. В XXI веке мягкие навыки будут весьма востребованными, т.к. они дают возможность решать многообразные профессиональные задачи для осуществления и повышения эффективности профессиональной деятельности с опорой на субъектную активность специалиста. Цель исследования - представить мягкие навыки, необходимые для студентов творческих специальностей факультетов искусств в условиях современного развития общества. Анализ литературы по проблеме позволил отметить, что сегодня, в век цифровой трансформации всех сфер жизни, студенты должны обладать теми человеческими качествами, которые отличают человека от машины. Это и развитый эмоциональный интеллект, и межличностное общение, и управление временем, и умение быть автором собственной жизни, легко адаптироваться к меняющемуся миру, с вниманием и интересом принимать инновации. Развитие «мягких навыков» вызывает особый интерес в контексте подготовки студентов творческих специальностей факультетов искусств, потому что искусство всегда связано с человеком, его опытом, эмоциями, культурной деятельностью и пр. Автор изучает проблему мягких навыков, необходимых студентам творческих специальностей факультетов искусств для будущей успешной профессиональной самореализации и развития личностного потенциала. Результаты проведенного анкетирования студентов разных направлений подготовки факультета искусств Педагогического института СГУ имени Н.Г. Чернышевского подчеркивают, что особый интерес у обучающихся вызывает процесс развития творчества и креативности, организуемый в условиях работы творческих мастерских как инновационной формы повышения уровня сформированности мягких навыков студентов творческих специальностей.
мягкие навыки
художественное образование
факультет искусств
творчество
креативность
мастерская
1. Тарасов И.В. Технологии индустрии 4.0: влияние на повышение производительности промышленных компаний // Стратегические решения и риск-менеджмент. № 2 (107). 2018. С. 62-69. DOI: 10.17747/2078-8886-2018-2-62-69.
2. Цхададзе Н.В. Трансформация промышленности в условиях перехода к «Индустрии 4.0» // Вестник Московского университета МВД России. № 7. 2020. С. 288–291. DOI: 10.24411/2073-0454-2020-10432.
3. Жадько Н.В. «Мягкий» навык как единица содержания интенсивного профессионального и бизнес-обучения // Научные исследования в образовании. 2011. № 8. С. 19а-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkiy-navyk-kak-edinitsa-soderzhaniya-intensivnogo-professionalnogo-i-biznes-obucheniya. (дата обращения: 11.09.2025). EDN: NXYHMP.
4. Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Мягкие навыки: концепции, проблемы, исследования // Современная зарубежная психология. 2025. Т. 14. № 1. C. 57-68. DOI: 10.17759/jmfp.2024000002.
5. Ермаков Д.С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 104-112. DOI: 10.22394/2078-838X-2020-1-104-112.
6. Лошкарева Е. Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего: Что надо знать и уметь в новом сложном мире. [Электронный ресурс]. URL: https://futuref.org/futureskills_ru (дата обращения: 10.09.2025).
7. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования.2016. Т. 2. № 4. С. 222-234. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234.
8. Касьяник Е.Л. Надпрофессиональные компетенции личности как основа профессиональной успешности специалистов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 4 (48). С. 69-77. DOI: 10.54509/22203036-2022-4-69.
9. Большой психологический словарь // Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2006. 672 с. URL: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf (дата обращения: 12.08.2025). ISBN: 985-13-7525-X.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый онлайн-словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е издание, дополненное. М.: Азбуковник, 1999. URL: https://lexicography.online/explanatory/ozhegov (дата обращения: 13.08.2025).
11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 544 с. - ISBN 978-5-00146-211-8, 978-5-00195-141-4
12. Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. Тайм-менеджмент. М.: Юнити, 2018. 352 c. ISBN: 978-5-238-03114-9.
13. Трейси Б. Тайм-менеджмент по Брайану Трейси. Как заставить время работать на вас. М.: Альпина Паблишер, 2018. 302 c. ISBN: 978-5-9614-6917-2.
14. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8. С. 65-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-8-65-89.
15. Оренбурова Л.В., Валеева Р.А. Образ современного педагога в контексте навыков XXI века // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32316 (дата обращения: 21.08.2025). DOI: 10.17513/spno.32316.
16. Пашкова И.И. Важность развития soft skills в условиях VUCA-мира // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 129-131. URL: https://amnko.ru/index.php/russian/journals. (дата обращения: 10.09.2025). DOI: 10.24412/1991-5497-2023-4101-129-131.
17. Культура, образование и наука в пространстве цифровой экономики // Университетская книга. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unkniga.ru/vistavki-konferents/7986-kultura-obrazovanie-i-nauka-v-prostranstve-tsifrovoy-ekonomiki.html (дата обращения: 12.08.2025).
18. Ветров Ю.П., Зеленко Н.В., Разумовская К.А. Формирование «гибких навыков» у студентов творческих специальностей в условиях культурно-образовательной среды регионального вуза // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 217-219. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-596-217-219.
19. Вербицкий А.А. Условия и факторы становления новой образовательной парадигмы // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. № 5-2. Т. 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-i-faktory-stanovleniya-novoy-obrazovatelnoy-paradigmy (дата обращения: 11.09.2025).
20. Рахимбаева И.Э. Управление качеством образования на художественно-творческих факультетах педвузов: дис... докт. пед. наук. Москва, 2009. 412 с.

Введение

Цифровая трансформация образования сегодня диктует новые требования к подготовке специалистов. Особенно важным это становится для творческих образовательных организаций высшего образования, когда многое в процессе преподавания основано на личностном взаимодействии, коммуникативных технологиях, индивидуальном и субъектном подходах. В то же время технологизация и роботизация всех сфер человеческой деятельности, распространение искусственного интеллекта, экологические катастрофы и пр. негативно влияют на людей, порождая в них неуверенность в завтрашнем дне, тревожность, мнительность. Исследователи (И.В. Тарасов [1], Н.В. Цхададзе [2] и др.) определяют настоящее время как время Индустрии 4.0, в основе которой лежит внедрение киберфизических систем.

В этих условиях для успешной самореализации студентам недостаточно просто овладеть профессиональными навыками и компетенциями, им необходимо также развивать тип навыков, которые принято называть «мягкими» (Н.В. Жадько [3], Н.Н. Авдеева [4] и др.). Несмотря на возрастающее значение цифровизации в новую эпоху, те человеческие качества, которые отличают человека от машины, приобретают особую ценность. Это и развитый эмоциональный интеллект, и межличностное общение, и управление временем, и умение быть автором собственной жизни, и способность легко адаптироваться к меняющемуся миру, с вниманием и интересом принимая инновации и пр.

В итоге, обобщая вышесказанное, учитывая экспертные прогнозы и оценки (Д.С.Ермаков [5], Е. Лошкарева [6] и др.), следует подчеркнуть, что в XXI веке мягкие навыки укрепят свою значимость в системе высшего образования, т.к. именно они дают возможность решать многообразные профессиональные задачи, требующие междисциплинарного подхода, сотрудничества и эффективного взаимодействия. Люди, обладающие такими навыками, останутся не только всегда нужными и востребованными, но и получат возможность не потеряться в новом мире.

В отечественной науке термин «мягкие навыки» пока не получил достаточного распространения, хотя в последние годы интерес к нему растет. Наряду с англоязычным термином soft skills в исследованиях применяются такие синонимические термины, как «гибкие навыки» (Т.А. Яркова и др. [7]), «мягкие навыки» (Н.Н. Авдеева и др. [4]) или «надпрофессиональные навыки» (Е.Л. Касьяник и др. [8]). В данной статье будет использоваться понятие «мягкие навыки», т.к., по мнению автора, оно более точно характеризует комплекс умений общего характера, составляющих основу будущей успешной деятельности субъекта образовательного процесса, тесно соединенных с его личностными качествами. При этом нужно учесть, что навык представляет собой доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи [9, с. 286]. Англоязычный термин skill имеет более широкое значение, чем термин «навык», и в некоторых случаях приближается к значению слова «компетенция», которая представляет собой осведомленность кого-либо в определенной области вопросов [10], а также готовность человека не только овладевать знаниями и умениями, развивать свои личностные качества, но и использовать их в профессиональной деятельности. Это уточнение требуется для того, чтобы подчеркнуть, что термин «мягкие навыки» выходит за рамки действия, доведенного до автоматизма, и больше связан с компетенциями.

Исследованиями, посвященными «мягким навыкам» и «жестким навыкам», занимались и занимаются многие ученые, которые рассматривают их, навыки, чаще всего в применении к менеджерскому составу корпораций, профессионального и бизнес-обучения (Н.В. Жадько [3] и др.).

Если говорить об отдельных навыках и компетенциях, входящих в понятие «мягкие навыки», то специализированной литературы по этой проблеме достаточно много. Практическим исследованием данного феномена занимался Д. Гоулман [11, c. 457-470] и др. На проблемы самоуправления и тайм-менеджмента в данной сфере обращено внимание Л.В.Стрелковой [12, с. 13-16], Б. Трейси [13, с. 14-20] и др.

При этом встает вопрос обучения студентов этому типу навыков. В настоящее время не так много образовательных программ, которые направлены на формирование мягких навыков обучающихся. Наряду с этим, согласно исследованиям современных тенденций и трендов экономических и социальных перспектив, специалисты творческих профессий будут крайне важны и востребованы (но опять же – при условии развитости у них мягких навыков). Это делает исследование, посвященное развитию мягких навыков у студентов творческих специальностей факультетов искусств, своевременным и актуальным.

Цель исследования - представить мягкие навыки, необходимые для студентов творческих специальностей факультетов искусств в условиях современного развития общества.

Материал и методы исследования

В работе применялись теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение) для изучения литературы и обобщения данных, а также эмпирические (анкетирование, наблюдение) для сбора информации из реальной педагогической практики. Анкетирование проводилось на базе факультета искусств Педагогического института СГУ имени Н.Г.Чернышевского в течение 2024-2025 учебного года с участием 96 студентов 2–4 курсов очной формы обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Обобщая содержание исследований по проблеме развития «мягких навыков» у обучающихся, можно отметить, что классификации мягких навыков пока не существует, так же как и не определено их точное количество. Так, Э.Ф. Зеер и Л.Н. Степанова выделяют базовые коммуникативные навыки, навыки эффективного мышления и навыки самоуправления [14, с. 66]. Т.А. Яркова и И.И. Черкасова рассматривают когнитивные способности, деятельностные способности и личностные способности как основные мягкие навыки, необходимые при обучении педагогическим специальностям [7, с. 228]. Л.В.Оренбурова и Р.А. Валеева также подчеркивают необходимость владении тремя группами навыков (когнитивные, личностные, деятельностные) [15]. Часто речь идет о «4К»: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация (взаимодействие и сотрудничество) [16, с. 130]. Креативность и гибкость мышления выступают важной составляющей мягких навыков, позволяют работать в изменяющемся мире и необходимы как в процессе коммуникации, так и в процессе активной самодеятельности. В процессе обучения в образовательных организациях высшего образования художественно-творческого профиля студенты погружаются в мир человеческого опыта, учатся видеть, чувствовать и воплощать идеи, что формирует у них уникальный профессиональный взгляд на искусство, на жизнь и способствует развитию критического мышления, креативности и способности к инновациям. Именно это позволяет выпускникам творческих специальностей в дальнейшем успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и эффективно работать в своей области.

Руководитель проекта «Атлас новых профессий» Д. Судаков уточняет, что искусственный интеллект уступает человеку в эмоциональной глубине, и именно человек может добавить к искусственному интеллекту творчество и креативность [17]. Ю.П. Ветров и др. отмечают, что у студентов творческих специальностей важно выделить такие навыки, как личная продуктивность, планирование, коммуникация, критическое мышление [18, с. 218].

Опираясь на анализ проведенных исследований в области изучения сущности и содержания, моделей и компонентов мягких навыков, можно выделить те мягкие навыки, развитие которых необходимо для студентов творческих специальностей факультетов искусств. Это:

- эмоциональный интеллект, представляющий собой способность распознавать собственные эмоции, чувства и их влияние на взаимоотношения с другими людьми, понимать эмоции других людей, их потребности и мотивы, умение управлять своими эмоциями, контролировать импульсы и адаптироваться к различным ситуациям;

- творчество и креативность, позволяющие удовлетворить спрос на нестандартность мышления, решать проблемы неординарными способами, генерировать новые идеи, интуитивно выбирать единственно верное и оригинальное решение и пр.;

- коммуникативные навыки, предоставляющие возможность эффективно общаться с другими людьми и включающие в себя умение выражать свои мысли, слушать собеседника, понимать его точку зрения, а также строить конструктивные взаимоотношения, которые важны для успешной социализации, эффективности сотрудничества и достижения целей;

- цифровая грамотность, понимаемая как умение и способность жить и трудиться в цифровой среде, представляющая собой набор навыков и умений получения, оценки, обработки и производства информации с помощью цифровых технологий, которые необходимы для безопасного и эффективного их использования;

- навыки эффективного мышления, включающие способность к критическому анализу, развитию гибкости ума и наблюдательности, умение выстраивать логические цепочки, планировать на перспективу, определять цели и пути их достижения, которые необходимы для повышения конкурентоспособности на рынке труда;

- навыки самоуправления, предполагающие умение управлять собой, своими эмоциями, временем и процессами, охватывающие широкий спектр компетенций, таких как самоанализ, целеполагание, планирование, расстановка приоритетов, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость, самоконтроль и пр.

Образование сегодня, являясь практико-ориентированным с фундаментальным научным содержанием (А.А. Вербицкий [19]), должно быть направлено не только на передачу знаний и навыков, но и на поддержку становления личности как профессионала. Интеграция мягких навыков в образовательные позволит повысить эффективность в подготовке современных специалистов, готовых к вызовам будущего.

Проведя анализ основных образовательных программ факультета искусств Педагогического института СГУ имени Н.Г. Чернышевского, можно отметить, что многие дисциплины ориентированы на развитие у студентов творчества и креативности (мастерство хореографа, постановка эстрадного номера, творческие и культурные практики и пр.), но, несмотря на это, у многих обучающихся уровень сформированности этих навыков не достаточен. Автором была составлена анкета-опросник «Развитие креативности в процессе профессиональной подготовки». В анкетировании приняли участие 96 студентов факультета искусств, которые обучаются на очной форме и представляют разные направления подготовки. Качественный анализ данных показал высокую оценку участниками исследования важности развития творчества и креативности в образовательной организации высшего образования художественно-творческого профиля: 89% респондентов признали значимость этого процесса для всех субъектов образовательного процесса, а 94% считают возможным построить образовательную деятельность с акцентом на эту задачу. Большинство опрошенных (75%) считает, что в образовательной организации высшего образования можно развить креативность, но только 25% готовы активно участвовать в этом процессе. Респонденты отметили, что данные навыки формируются в оптимальном режиме только на некоторых предметах профессионального блока (22%), а сама работа не отличается целенаправленностью. Вместе с тем большая часть студентов объективно оценивает уровень креативной среды образовательной организации высшего образования (63% считают ее креативной). Хотят изучать новые методы и формы обучения, направленные на развитие творчества и креативности - 83%, участвовать в создании творческих мастерских как форм организации работы по развитию творчества и креативности - 83%. Результаты проведенного опроса позволяют выявить противоречие между пониманием важности развития творчества и креативности у студентов и лишь частным вниманием ряда преподавателей к организации и внедрению этого процесса.

С опорой на полученные результаты было выявлено, что особый интерес у обучающихся вызывает работа по развитию творчества и креативности, организуемая в условиях работы творческих мастерских как инновационной формы повышения уровня сформированности мягких навыков, в основе которой лежит модерация, рассматриваемая как организация совместной деятельности по решению проблем и следование намеченным целям, руководствуясь личными ценностями и смыслом в атмосфере доверия и партнерства. Проведя анализ такой работы, можно выделить следующие уровни ее реализации: содержательный (предметный), эмоциональный (опыт, чувства, желания), коммуникативный (коммуникация и сотрудничество в группе).

Занятия в мастерской помогают предоставить студентам возможность получения реального опыта художественного понимания окружающей жизни, когда каждый участник занятий в мастерской постепенно соединяет личный опыт с опытом мировой культуры в процессе художественно-творческой деятельности. Всем участникам в рамках установленных правил предоставляется право свободного выбора темы занятия. Мастерская строит свою работу на идее диалога, предполагающего активный обмен мнениями и опытом и осуществляемого в форме творческого взаимодействия между участниками в формате индивидуальных, групповых занятий и работы в парах.

Принцип ценностно-смыслового равенства и безоценочность деятельности всех участников мастерской превращают ее в эффективную образовательную среду, где участники сами конструируют и осмысливают знания в процессе совместной деятельности. Здесь нужно отметить такую важную составляющую развития творчества и креативности, как художественно-творческий опыт, позволяющий студентам активно участвовать в создании или восприятии произведений искусства, генерируя новые смыслы в творческой деятельности. При этом студенты становятся более деятельными, стремящимися к достижению поставленных целей, расширяющими возможности для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая мастерская предполагает такую форму организации обучения, когда участники самостоятельно выбирают методы решения задач, способы достижения целей и темп работы в рамках специальных профессиональных дисциплин. При этом студенты активно участвуют в процессе оценки своих результатов и в их сравнении с результатами других студентов в группе или индивидуально, что помогает увидеть разные подходы к решению поставленной задачи, оценить качество собственной работы и выявить направления для самосовершенствования.

Творческая мастерская представляет собой групповой этап модерации, где студенты работают в малых группах, чтобы научиться совместно действовать, развивать навыки активного слушания и сотрудничества, вырабатывать общее решение и конструктивно разрешать возникающие противоречия. Объединение разных навыков, опыта и точек зрения позволяет находить более креативные и эффективные решения, чем при индивидуальной работе. При долгосрочном взаимодействии участники малой группы лучше узнают друг друга, что способствует повышению эффективности совместной работы. Если состав группы меняется, то у студентов появляется возможность расширить свой круг общения и поработать с новыми людьми. При проведении занятий в творческой мастерской используются такие упражнения, как шкалирование, ассоциации и др. Целью процесса шкалирования является оценка имеющихся у студентов знаний и опыта для того, чтобы скорректировать ход занятия для более активного включения в него всех участников. Для этого на нарисованной шкале с двумя полюсами - «очень много» и «очень мало» - студенты отмечают уровень своих знаний и навыков по обсуждаемой теме. Руководитель мастерской систематизирует данные. Повторное шкалирование в конце занятия позволяет увидеть и оценить прирост знаний и навыков по пройденной теме. Наглядное отслеживание результатов является мощным инструментом для поддержания мотивации и развития позитивной самооценки студентов, что делает учебный процесс более значимым и стимулирующим личность к дальнейшему саморазвитию.

Результаты групповой работы могут быть представлены и в других формах: работа с карточками, схемами, исполнительским планом рассматриваемых произведений и т.п. [20, с. 297]. Необходимым элементом занятий является также соотнесение откликов и мнений студентов - участников мастерской с их ожиданиями перед началом обучения. Для оценки степени удовлетворенности участников можно использовать карточки с зафиксированными ожиданиями и запросами [20, с. 298]. В итоге на завершающем этапе занятия важным является как анализ результатов проведенной работы, достижений и неудач, так и неформальное общение по обмену своими мыслями и впечатлениями о проделанной работе.

Заключение. Резюмируя вышеизложенное, важно подчеркнуть, что развитие «мягких навыков» у студентов творческих специальностей факультетов искусств является важной составляющей образовательного процесса (с учетом ценности традиционного формата высшего образования), т.к. в XXI веке актуализируются идеи поддержки человека как автора собственной жизни, что необходимо ему для профессионального роста и эффективного достижения целей в любых сферах деятельности.


Конфликт интересов
мягкие навыки, художественное образование, факультет искусств, творчество, креативность, мастерская.

Благодарности

Библиографическая ссылка

Рахимбаева И.Э. РАЗВИТИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ФАКУЛЬТЕТОВ ИСКУССТВ КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34266 (дата обращения: 05.10.2025).