Введение
Цифровая трансформация образования сегодня диктует новые требования к подготовке специалистов. Особенно важным это становится для творческих образовательных организаций высшего образования, когда многое в процессе преподавания основано на личностном взаимодействии, коммуникативных технологиях, индивидуальном и субъектном подходах. В то же время технологизация и роботизация всех сфер человеческой деятельности, распространение искусственного интеллекта, экологические катастрофы и пр. негативно влияют на людей, порождая в них неуверенность в завтрашнем дне, тревожность, мнительность. Исследователи (И.В. Тарасов [1], Н.В. Цхададзе [2] и др.) определяют настоящее время как время Индустрии 4.0, в основе которой лежит внедрение киберфизических систем.
В этих условиях для успешной самореализации студентам недостаточно просто овладеть профессиональными навыками и компетенциями, им необходимо также развивать тип навыков, которые принято называть «мягкими» (Н.В. Жадько [3], Н.Н. Авдеева [4] и др.). Несмотря на возрастающее значение цифровизации в новую эпоху, те человеческие качества, которые отличают человека от машины, приобретают особую ценность. Это и развитый эмоциональный интеллект, и межличностное общение, и управление временем, и умение быть автором собственной жизни, и способность легко адаптироваться к меняющемуся миру, с вниманием и интересом принимая инновации и пр.
В итоге, обобщая вышесказанное, учитывая экспертные прогнозы и оценки (Д.С.Ермаков [5], Е. Лошкарева [6] и др.), следует подчеркнуть, что в XXI веке мягкие навыки укрепят свою значимость в системе высшего образования, т.к. именно они дают возможность решать многообразные профессиональные задачи, требующие междисциплинарного подхода, сотрудничества и эффективного взаимодействия. Люди, обладающие такими навыками, останутся не только всегда нужными и востребованными, но и получат возможность не потеряться в новом мире.
В отечественной науке термин «мягкие навыки» пока не получил достаточного распространения, хотя в последние годы интерес к нему растет. Наряду с англоязычным термином soft skills в исследованиях применяются такие синонимические термины, как «гибкие навыки» (Т.А. Яркова и др. [7]), «мягкие навыки» (Н.Н. Авдеева и др. [4]) или «надпрофессиональные навыки» (Е.Л. Касьяник и др. [8]). В данной статье будет использоваться понятие «мягкие навыки», т.к., по мнению автора, оно более точно характеризует комплекс умений общего характера, составляющих основу будущей успешной деятельности субъекта образовательного процесса, тесно соединенных с его личностными качествами. При этом нужно учесть, что навык представляет собой доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи [9, с. 286]. Англоязычный термин skill имеет более широкое значение, чем термин «навык», и в некоторых случаях приближается к значению слова «компетенция», которая представляет собой осведомленность кого-либо в определенной области вопросов [10], а также готовность человека не только овладевать знаниями и умениями, развивать свои личностные качества, но и использовать их в профессиональной деятельности. Это уточнение требуется для того, чтобы подчеркнуть, что термин «мягкие навыки» выходит за рамки действия, доведенного до автоматизма, и больше связан с компетенциями.
Исследованиями, посвященными «мягким навыкам» и «жестким навыкам», занимались и занимаются многие ученые, которые рассматривают их, навыки, чаще всего в применении к менеджерскому составу корпораций, профессионального и бизнес-обучения (Н.В. Жадько [3] и др.).
Если говорить об отдельных навыках и компетенциях, входящих в понятие «мягкие навыки», то специализированной литературы по этой проблеме достаточно много. Практическим исследованием данного феномена занимался Д. Гоулман [11, c. 457-470] и др. На проблемы самоуправления и тайм-менеджмента в данной сфере обращено внимание Л.В.Стрелковой [12, с. 13-16], Б. Трейси [13, с. 14-20] и др.
При этом встает вопрос обучения студентов этому типу навыков. В настоящее время не так много образовательных программ, которые направлены на формирование мягких навыков обучающихся. Наряду с этим, согласно исследованиям современных тенденций и трендов экономических и социальных перспектив, специалисты творческих профессий будут крайне важны и востребованы (но опять же – при условии развитости у них мягких навыков). Это делает исследование, посвященное развитию мягких навыков у студентов творческих специальностей факультетов искусств, своевременным и актуальным.
Цель исследования - представить мягкие навыки, необходимые для студентов творческих специальностей факультетов искусств в условиях современного развития общества.
Материал и методы исследования
В работе применялись теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение) для изучения литературы и обобщения данных, а также эмпирические (анкетирование, наблюдение) для сбора информации из реальной педагогической практики. Анкетирование проводилось на базе факультета искусств Педагогического института СГУ имени Н.Г.Чернышевского в течение 2024-2025 учебного года с участием 96 студентов 2–4 курсов очной формы обучения.
Результаты исследования и их обсуждение
Обобщая содержание исследований по проблеме развития «мягких навыков» у обучающихся, можно отметить, что классификации мягких навыков пока не существует, так же как и не определено их точное количество. Так, Э.Ф. Зеер и Л.Н. Степанова выделяют базовые коммуникативные навыки, навыки эффективного мышления и навыки самоуправления [14, с. 66]. Т.А. Яркова и И.И. Черкасова рассматривают когнитивные способности, деятельностные способности и личностные способности как основные мягкие навыки, необходимые при обучении педагогическим специальностям [7, с. 228]. Л.В.Оренбурова и Р.А. Валеева также подчеркивают необходимость владении тремя группами навыков (когнитивные, личностные, деятельностные) [15]. Часто речь идет о «4К»: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация (взаимодействие и сотрудничество) [16, с. 130]. Креативность и гибкость мышления выступают важной составляющей мягких навыков, позволяют работать в изменяющемся мире и необходимы как в процессе коммуникации, так и в процессе активной самодеятельности. В процессе обучения в образовательных организациях высшего образования художественно-творческого профиля студенты погружаются в мир человеческого опыта, учатся видеть, чувствовать и воплощать идеи, что формирует у них уникальный профессиональный взгляд на искусство, на жизнь и способствует развитию критического мышления, креативности и способности к инновациям. Именно это позволяет выпускникам творческих специальностей в дальнейшем успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и эффективно работать в своей области.
Руководитель проекта «Атлас новых профессий» Д. Судаков уточняет, что искусственный интеллект уступает человеку в эмоциональной глубине, и именно человек может добавить к искусственному интеллекту творчество и креативность [17]. Ю.П. Ветров и др. отмечают, что у студентов творческих специальностей важно выделить такие навыки, как личная продуктивность, планирование, коммуникация, критическое мышление [18, с. 218].
Опираясь на анализ проведенных исследований в области изучения сущности и содержания, моделей и компонентов мягких навыков, можно выделить те мягкие навыки, развитие которых необходимо для студентов творческих специальностей факультетов искусств. Это:
- эмоциональный интеллект, представляющий собой способность распознавать собственные эмоции, чувства и их влияние на взаимоотношения с другими людьми, понимать эмоции других людей, их потребности и мотивы, умение управлять своими эмоциями, контролировать импульсы и адаптироваться к различным ситуациям;
- творчество и креативность, позволяющие удовлетворить спрос на нестандартность мышления, решать проблемы неординарными способами, генерировать новые идеи, интуитивно выбирать единственно верное и оригинальное решение и пр.;
- коммуникативные навыки, предоставляющие возможность эффективно общаться с другими людьми и включающие в себя умение выражать свои мысли, слушать собеседника, понимать его точку зрения, а также строить конструктивные взаимоотношения, которые важны для успешной социализации, эффективности сотрудничества и достижения целей;
- цифровая грамотность, понимаемая как умение и способность жить и трудиться в цифровой среде, представляющая собой набор навыков и умений получения, оценки, обработки и производства информации с помощью цифровых технологий, которые необходимы для безопасного и эффективного их использования;
- навыки эффективного мышления, включающие способность к критическому анализу, развитию гибкости ума и наблюдательности, умение выстраивать логические цепочки, планировать на перспективу, определять цели и пути их достижения, которые необходимы для повышения конкурентоспособности на рынке труда;
- навыки самоуправления, предполагающие умение управлять собой, своими эмоциями, временем и процессами, охватывающие широкий спектр компетенций, таких как самоанализ, целеполагание, планирование, расстановка приоритетов, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость, самоконтроль и пр.
Образование сегодня, являясь практико-ориентированным с фундаментальным научным содержанием (А.А. Вербицкий [19]), должно быть направлено не только на передачу знаний и навыков, но и на поддержку становления личности как профессионала. Интеграция мягких навыков в образовательные позволит повысить эффективность в подготовке современных специалистов, готовых к вызовам будущего.
Проведя анализ основных образовательных программ факультета искусств Педагогического института СГУ имени Н.Г. Чернышевского, можно отметить, что многие дисциплины ориентированы на развитие у студентов творчества и креативности (мастерство хореографа, постановка эстрадного номера, творческие и культурные практики и пр.), но, несмотря на это, у многих обучающихся уровень сформированности этих навыков не достаточен. Автором была составлена анкета-опросник «Развитие креативности в процессе профессиональной подготовки». В анкетировании приняли участие 96 студентов факультета искусств, которые обучаются на очной форме и представляют разные направления подготовки. Качественный анализ данных показал высокую оценку участниками исследования важности развития творчества и креативности в образовательной организации высшего образования художественно-творческого профиля: 89% респондентов признали значимость этого процесса для всех субъектов образовательного процесса, а 94% считают возможным построить образовательную деятельность с акцентом на эту задачу. Большинство опрошенных (75%) считает, что в образовательной организации высшего образования можно развить креативность, но только 25% готовы активно участвовать в этом процессе. Респонденты отметили, что данные навыки формируются в оптимальном режиме только на некоторых предметах профессионального блока (22%), а сама работа не отличается целенаправленностью. Вместе с тем большая часть студентов объективно оценивает уровень креативной среды образовательной организации высшего образования (63% считают ее креативной). Хотят изучать новые методы и формы обучения, направленные на развитие творчества и креативности - 83%, участвовать в создании творческих мастерских как форм организации работы по развитию творчества и креативности - 83%. Результаты проведенного опроса позволяют выявить противоречие между пониманием важности развития творчества и креативности у студентов и лишь частным вниманием ряда преподавателей к организации и внедрению этого процесса.
С опорой на полученные результаты было выявлено, что особый интерес у обучающихся вызывает работа по развитию творчества и креативности, организуемая в условиях работы творческих мастерских как инновационной формы повышения уровня сформированности мягких навыков, в основе которой лежит модерация, рассматриваемая как организация совместной деятельности по решению проблем и следование намеченным целям, руководствуясь личными ценностями и смыслом в атмосфере доверия и партнерства. Проведя анализ такой работы, можно выделить следующие уровни ее реализации: содержательный (предметный), эмоциональный (опыт, чувства, желания), коммуникативный (коммуникация и сотрудничество в группе).
Занятия в мастерской помогают предоставить студентам возможность получения реального опыта художественного понимания окружающей жизни, когда каждый участник занятий в мастерской постепенно соединяет личный опыт с опытом мировой культуры в процессе художественно-творческой деятельности. Всем участникам в рамках установленных правил предоставляется право свободного выбора темы занятия. Мастерская строит свою работу на идее диалога, предполагающего активный обмен мнениями и опытом и осуществляемого в форме творческого взаимодействия между участниками в формате индивидуальных, групповых занятий и работы в парах.
Принцип ценностно-смыслового равенства и безоценочность деятельности всех участников мастерской превращают ее в эффективную образовательную среду, где участники сами конструируют и осмысливают знания в процессе совместной деятельности. Здесь нужно отметить такую важную составляющую развития творчества и креативности, как художественно-творческий опыт, позволяющий студентам активно участвовать в создании или восприятии произведений искусства, генерируя новые смыслы в творческой деятельности. При этом студенты становятся более деятельными, стремящимися к достижению поставленных целей, расширяющими возможности для саморазвития и самосовершенствования.
Творческая мастерская предполагает такую форму организации обучения, когда участники самостоятельно выбирают методы решения задач, способы достижения целей и темп работы в рамках специальных профессиональных дисциплин. При этом студенты активно участвуют в процессе оценки своих результатов и в их сравнении с результатами других студентов в группе или индивидуально, что помогает увидеть разные подходы к решению поставленной задачи, оценить качество собственной работы и выявить направления для самосовершенствования.
Творческая мастерская представляет собой групповой этап модерации, где студенты работают в малых группах, чтобы научиться совместно действовать, развивать навыки активного слушания и сотрудничества, вырабатывать общее решение и конструктивно разрешать возникающие противоречия. Объединение разных навыков, опыта и точек зрения позволяет находить более креативные и эффективные решения, чем при индивидуальной работе. При долгосрочном взаимодействии участники малой группы лучше узнают друг друга, что способствует повышению эффективности совместной работы. Если состав группы меняется, то у студентов появляется возможность расширить свой круг общения и поработать с новыми людьми. При проведении занятий в творческой мастерской используются такие упражнения, как шкалирование, ассоциации и др. Целью процесса шкалирования является оценка имеющихся у студентов знаний и опыта для того, чтобы скорректировать ход занятия для более активного включения в него всех участников. Для этого на нарисованной шкале с двумя полюсами - «очень много» и «очень мало» - студенты отмечают уровень своих знаний и навыков по обсуждаемой теме. Руководитель мастерской систематизирует данные. Повторное шкалирование в конце занятия позволяет увидеть и оценить прирост знаний и навыков по пройденной теме. Наглядное отслеживание результатов является мощным инструментом для поддержания мотивации и развития позитивной самооценки студентов, что делает учебный процесс более значимым и стимулирующим личность к дальнейшему саморазвитию.
Результаты групповой работы могут быть представлены и в других формах: работа с карточками, схемами, исполнительским планом рассматриваемых произведений и т.п. [20, с. 297]. Необходимым элементом занятий является также соотнесение откликов и мнений студентов - участников мастерской с их ожиданиями перед началом обучения. Для оценки степени удовлетворенности участников можно использовать карточки с зафиксированными ожиданиями и запросами [20, с. 298]. В итоге на завершающем этапе занятия важным является как анализ результатов проведенной работы, достижений и неудач, так и неформальное общение по обмену своими мыслями и впечатлениями о проделанной работе.
Заключение. Резюмируя вышеизложенное, важно подчеркнуть, что развитие «мягких навыков» у студентов творческих специальностей факультетов искусств является важной составляющей образовательного процесса (с учетом ценности традиционного формата высшего образования), т.к. в XXI веке актуализируются идеи поддержки человека как автора собственной жизни, что необходимо ему для профессионального роста и эффективного достижения целей в любых сферах деятельности.
Конфликт интересов
Благодарности
Библиографическая ссылка
Рахимбаева И.Э. РАЗВИТИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ФАКУЛЬТЕТОВ ИСКУССТВ КАК ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34266 (дата обращения: 05.10.2025).