Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

DEVELOPMENT OF "SOFT SKILLS" IN CREATIVE STUDENTS OF ARTS FACULTIES AS A TREND IN MODERN EDUCATION

Rakhimbaeva I.E. 1
1 Saratov State University
The article presents an analysis of the process of developing "soft skills" of students of creative specialties of universities as a trend in modern education. In the 21st century, soft skills will be in high demand, as they enable the solution of a variety of professional tasks to implement and improve the effectiveness of professional activities based on the subjective activity of the specialist. The aim of the study is to present the soft skills required for students of creative arts departments in the context of modern social development. An analysis of the literature on the issue revealed that today, in the age of digital transformation in all spheres of life, students must possess those human qualities that distinguish humans from machines. This includes developed emotional intelligence, interpersonal communication, time management, and the ability to be the author of one's own life, easily adapt to a changing world, and embrace innovation with attention and interest. The development of "soft skills" is of particular interest in the context of preparing students in creative arts programs, as art is always connected to people, their experiences, emotions, cultural activities, and so on. The author studies the problem of soft skills necessary for students of creative specialties of arts faculties for future successful professional self-realization and development of personal potential. The results of a survey of students from various fields of study at the Faculty of Arts of the Pedagogical Institute of Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky highlight that students are particularly interested in the process of developing creativity and ingenuity, organized in the conditions of creative workshops, as an innovative form of increasing the level of soft skills development of students of creative specialties of higher education institutions.
soft skills
art education
arts department
creativity
creativity
workshop

Введение

Цифровая трансформация образования сегодня диктует новые требования к подготовке специалистов. Особенно важным это становится для творческих образовательных организаций высшего образования, когда многое в процессе преподавания основано на личностном взаимодействии, коммуникативных технологиях, индивидуальном и субъектном подходах. В то же время технологизация и роботизация всех сфер человеческой деятельности, распространение искусственного интеллекта, экологические катастрофы и пр. негативно влияют на людей, порождая в них неуверенность в завтрашнем дне, тревожность, мнительность. Исследователи (И.В. Тарасов [1], Н.В. Цхададзе [2] и др.) определяют настоящее время как время Индустрии 4.0, в основе которой лежит внедрение киберфизических систем.

В этих условиях для успешной самореализации студентам недостаточно просто овладеть профессиональными навыками и компетенциями, им необходимо также развивать тип навыков, которые принято называть «мягкими» (Н.В. Жадько [3], Н.Н. Авдеева [4] и др.). Несмотря на возрастающее значение цифровизации в новую эпоху, те человеческие качества, которые отличают человека от машины, приобретают особую ценность. Это и развитый эмоциональный интеллект, и межличностное общение, и управление временем, и умение быть автором собственной жизни, и способность легко адаптироваться к меняющемуся миру, с вниманием и интересом принимая инновации и пр.

В итоге, обобщая вышесказанное, учитывая экспертные прогнозы и оценки (Д.С.Ермаков [5], Е. Лошкарева [6] и др.), следует подчеркнуть, что в XXI веке мягкие навыки укрепят свою значимость в системе высшего образования, т.к. именно они дают возможность решать многообразные профессиональные задачи, требующие междисциплинарного подхода, сотрудничества и эффективного взаимодействия. Люди, обладающие такими навыками, останутся не только всегда нужными и востребованными, но и получат возможность не потеряться в новом мире.

В отечественной науке термин «мягкие навыки» пока не получил достаточного распространения, хотя в последние годы интерес к нему растет. Наряду с англоязычным термином soft skills в исследованиях применяются такие синонимические термины, как «гибкие навыки» (Т.А. Яркова и др. [7]), «мягкие навыки» (Н.Н. Авдеева и др. [4]) или «надпрофессиональные навыки» (Е.Л. Касьяник и др. [8]). В данной статье будет использоваться понятие «мягкие навыки», т.к., по мнению автора, оно более точно характеризует комплекс умений общего характера, составляющих основу будущей успешной деятельности субъекта образовательного процесса, тесно соединенных с его личностными качествами. При этом нужно учесть, что навык представляет собой доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи [9, с. 286]. Англоязычный термин skill имеет более широкое значение, чем термин «навык», и в некоторых случаях приближается к значению слова «компетенция», которая представляет собой осведомленность кого-либо в определенной области вопросов [10], а также готовность человека не только овладевать знаниями и умениями, развивать свои личностные качества, но и использовать их в профессиональной деятельности. Это уточнение требуется для того, чтобы подчеркнуть, что термин «мягкие навыки» выходит за рамки действия, доведенного до автоматизма, и больше связан с компетенциями.

Исследованиями, посвященными «мягким навыкам» и «жестким навыкам», занимались и занимаются многие ученые, которые рассматривают их, навыки, чаще всего в применении к менеджерскому составу корпораций, профессионального и бизнес-обучения (Н.В. Жадько [3] и др.).

Если говорить об отдельных навыках и компетенциях, входящих в понятие «мягкие навыки», то специализированной литературы по этой проблеме достаточно много. Практическим исследованием данного феномена занимался Д. Гоулман [11, c. 457-470] и др. На проблемы самоуправления и тайм-менеджмента в данной сфере обращено внимание Л.В.Стрелковой [12, с. 13-16], Б. Трейси [13, с. 14-20] и др.

При этом встает вопрос обучения студентов этому типу навыков. В настоящее время не так много образовательных программ, которые направлены на формирование мягких навыков обучающихся. Наряду с этим, согласно исследованиям современных тенденций и трендов экономических и социальных перспектив, специалисты творческих профессий будут крайне важны и востребованы (но опять же – при условии развитости у них мягких навыков). Это делает исследование, посвященное развитию мягких навыков у студентов творческих специальностей факультетов искусств, своевременным и актуальным.

Цель исследования - представить мягкие навыки, необходимые для студентов творческих специальностей факультетов искусств в условиях современного развития общества.

Материал и методы исследования

В работе применялись теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение) для изучения литературы и обобщения данных, а также эмпирические (анкетирование, наблюдение) для сбора информации из реальной педагогической практики. Анкетирование проводилось на базе факультета искусств Педагогического института СГУ имени Н.Г.Чернышевского в течение 2024-2025 учебного года с участием 96 студентов 2–4 курсов очной формы обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Обобщая содержание исследований по проблеме развития «мягких навыков» у обучающихся, можно отметить, что классификации мягких навыков пока не существует, так же как и не определено их точное количество. Так, Э.Ф. Зеер и Л.Н. Степанова выделяют базовые коммуникативные навыки, навыки эффективного мышления и навыки самоуправления [14, с. 66]. Т.А. Яркова и И.И. Черкасова рассматривают когнитивные способности, деятельностные способности и личностные способности как основные мягкие навыки, необходимые при обучении педагогическим специальностям [7, с. 228]. Л.В.Оренбурова и Р.А. Валеева также подчеркивают необходимость владении тремя группами навыков (когнитивные, личностные, деятельностные) [15]. Часто речь идет о «4К»: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация (взаимодействие и сотрудничество) [16, с. 130]. Креативность и гибкость мышления выступают важной составляющей мягких навыков, позволяют работать в изменяющемся мире и необходимы как в процессе коммуникации, так и в процессе активной самодеятельности. В процессе обучения в образовательных организациях высшего образования художественно-творческого профиля студенты погружаются в мир человеческого опыта, учатся видеть, чувствовать и воплощать идеи, что формирует у них уникальный профессиональный взгляд на искусство, на жизнь и способствует развитию критического мышления, креативности и способности к инновациям. Именно это позволяет выпускникам творческих специальностей в дальнейшем успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и эффективно работать в своей области.

Руководитель проекта «Атлас новых профессий» Д. Судаков уточняет, что искусственный интеллект уступает человеку в эмоциональной глубине, и именно человек может добавить к искусственному интеллекту творчество и креативность [17]. Ю.П. Ветров и др. отмечают, что у студентов творческих специальностей важно выделить такие навыки, как личная продуктивность, планирование, коммуникация, критическое мышление [18, с. 218].

Опираясь на анализ проведенных исследований в области изучения сущности и содержания, моделей и компонентов мягких навыков, можно выделить те мягкие навыки, развитие которых необходимо для студентов творческих специальностей факультетов искусств. Это:

- эмоциональный интеллект, представляющий собой способность распознавать собственные эмоции, чувства и их влияние на взаимоотношения с другими людьми, понимать эмоции других людей, их потребности и мотивы, умение управлять своими эмоциями, контролировать импульсы и адаптироваться к различным ситуациям;

- творчество и креативность, позволяющие удовлетворить спрос на нестандартность мышления, решать проблемы неординарными способами, генерировать новые идеи, интуитивно выбирать единственно верное и оригинальное решение и пр.;

- коммуникативные навыки, предоставляющие возможность эффективно общаться с другими людьми и включающие в себя умение выражать свои мысли, слушать собеседника, понимать его точку зрения, а также строить конструктивные взаимоотношения, которые важны для успешной социализации, эффективности сотрудничества и достижения целей;

- цифровая грамотность, понимаемая как умение и способность жить и трудиться в цифровой среде, представляющая собой набор навыков и умений получения, оценки, обработки и производства информации с помощью цифровых технологий, которые необходимы для безопасного и эффективного их использования;

- навыки эффективного мышления, включающие способность к критическому анализу, развитию гибкости ума и наблюдательности, умение выстраивать логические цепочки, планировать на перспективу, определять цели и пути их достижения, которые необходимы для повышения конкурентоспособности на рынке труда;

- навыки самоуправления, предполагающие умение управлять собой, своими эмоциями, временем и процессами, охватывающие широкий спектр компетенций, таких как самоанализ, целеполагание, планирование, расстановка приоритетов, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость, самоконтроль и пр.

Образование сегодня, являясь практико-ориентированным с фундаментальным научным содержанием (А.А. Вербицкий [19]), должно быть направлено не только на передачу знаний и навыков, но и на поддержку становления личности как профессионала. Интеграция мягких навыков в образовательные позволит повысить эффективность в подготовке современных специалистов, готовых к вызовам будущего.

Проведя анализ основных образовательных программ факультета искусств Педагогического института СГУ имени Н.Г. Чернышевского, можно отметить, что многие дисциплины ориентированы на развитие у студентов творчества и креативности (мастерство хореографа, постановка эстрадного номера, творческие и культурные практики и пр.), но, несмотря на это, у многих обучающихся уровень сформированности этих навыков не достаточен. Автором была составлена анкета-опросник «Развитие креативности в процессе профессиональной подготовки». В анкетировании приняли участие 96 студентов факультета искусств, которые обучаются на очной форме и представляют разные направления подготовки. Качественный анализ данных показал высокую оценку участниками исследования важности развития творчества и креативности в образовательной организации высшего образования художественно-творческого профиля: 89% респондентов признали значимость этого процесса для всех субъектов образовательного процесса, а 94% считают возможным построить образовательную деятельность с акцентом на эту задачу. Большинство опрошенных (75%) считает, что в образовательной организации высшего образования можно развить креативность, но только 25% готовы активно участвовать в этом процессе. Респонденты отметили, что данные навыки формируются в оптимальном режиме только на некоторых предметах профессионального блока (22%), а сама работа не отличается целенаправленностью. Вместе с тем большая часть студентов объективно оценивает уровень креативной среды образовательной организации высшего образования (63% считают ее креативной). Хотят изучать новые методы и формы обучения, направленные на развитие творчества и креативности - 83%, участвовать в создании творческих мастерских как форм организации работы по развитию творчества и креативности - 83%. Результаты проведенного опроса позволяют выявить противоречие между пониманием важности развития творчества и креативности у студентов и лишь частным вниманием ряда преподавателей к организации и внедрению этого процесса.

С опорой на полученные результаты было выявлено, что особый интерес у обучающихся вызывает работа по развитию творчества и креативности, организуемая в условиях работы творческих мастерских как инновационной формы повышения уровня сформированности мягких навыков, в основе которой лежит модерация, рассматриваемая как организация совместной деятельности по решению проблем и следование намеченным целям, руководствуясь личными ценностями и смыслом в атмосфере доверия и партнерства. Проведя анализ такой работы, можно выделить следующие уровни ее реализации: содержательный (предметный), эмоциональный (опыт, чувства, желания), коммуникативный (коммуникация и сотрудничество в группе).

Занятия в мастерской помогают предоставить студентам возможность получения реального опыта художественного понимания окружающей жизни, когда каждый участник занятий в мастерской постепенно соединяет личный опыт с опытом мировой культуры в процессе художественно-творческой деятельности. Всем участникам в рамках установленных правил предоставляется право свободного выбора темы занятия. Мастерская строит свою работу на идее диалога, предполагающего активный обмен мнениями и опытом и осуществляемого в форме творческого взаимодействия между участниками в формате индивидуальных, групповых занятий и работы в парах.

Принцип ценностно-смыслового равенства и безоценочность деятельности всех участников мастерской превращают ее в эффективную образовательную среду, где участники сами конструируют и осмысливают знания в процессе совместной деятельности. Здесь нужно отметить такую важную составляющую развития творчества и креативности, как художественно-творческий опыт, позволяющий студентам активно участвовать в создании или восприятии произведений искусства, генерируя новые смыслы в творческой деятельности. При этом студенты становятся более деятельными, стремящимися к достижению поставленных целей, расширяющими возможности для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая мастерская предполагает такую форму организации обучения, когда участники самостоятельно выбирают методы решения задач, способы достижения целей и темп работы в рамках специальных профессиональных дисциплин. При этом студенты активно участвуют в процессе оценки своих результатов и в их сравнении с результатами других студентов в группе или индивидуально, что помогает увидеть разные подходы к решению поставленной задачи, оценить качество собственной работы и выявить направления для самосовершенствования.

Творческая мастерская представляет собой групповой этап модерации, где студенты работают в малых группах, чтобы научиться совместно действовать, развивать навыки активного слушания и сотрудничества, вырабатывать общее решение и конструктивно разрешать возникающие противоречия. Объединение разных навыков, опыта и точек зрения позволяет находить более креативные и эффективные решения, чем при индивидуальной работе. При долгосрочном взаимодействии участники малой группы лучше узнают друг друга, что способствует повышению эффективности совместной работы. Если состав группы меняется, то у студентов появляется возможность расширить свой круг общения и поработать с новыми людьми. При проведении занятий в творческой мастерской используются такие упражнения, как шкалирование, ассоциации и др. Целью процесса шкалирования является оценка имеющихся у студентов знаний и опыта для того, чтобы скорректировать ход занятия для более активного включения в него всех участников. Для этого на нарисованной шкале с двумя полюсами - «очень много» и «очень мало» - студенты отмечают уровень своих знаний и навыков по обсуждаемой теме. Руководитель мастерской систематизирует данные. Повторное шкалирование в конце занятия позволяет увидеть и оценить прирост знаний и навыков по пройденной теме. Наглядное отслеживание результатов является мощным инструментом для поддержания мотивации и развития позитивной самооценки студентов, что делает учебный процесс более значимым и стимулирующим личность к дальнейшему саморазвитию.

Результаты групповой работы могут быть представлены и в других формах: работа с карточками, схемами, исполнительским планом рассматриваемых произведений и т.п. [20, с. 297]. Необходимым элементом занятий является также соотнесение откликов и мнений студентов - участников мастерской с их ожиданиями перед началом обучения. Для оценки степени удовлетворенности участников можно использовать карточки с зафиксированными ожиданиями и запросами [20, с. 298]. В итоге на завершающем этапе занятия важным является как анализ результатов проведенной работы, достижений и неудач, так и неформальное общение по обмену своими мыслями и впечатлениями о проделанной работе.

Заключение. Резюмируя вышеизложенное, важно подчеркнуть, что развитие «мягких навыков» у студентов творческих специальностей факультетов искусств является важной составляющей образовательного процесса (с учетом ценности традиционного формата высшего образования), т.к. в XXI веке актуализируются идеи поддержки человека как автора собственной жизни, что необходимо ему для профессионального роста и эффективного достижения целей в любых сферах деятельности.