Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Лысак О.Г. 1 Романова-Самохина С.М. 1
1 ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева"
Лысак О.Г. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, проведение исследования, методология исследования, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Романова-Самохина С.М. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, проведение исследования, методология исследования, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Цифровая трансформация системы образования ставит перед вузами новые задачи по совершенствованию содержания образования и воспитания, в частности внедрения новых методик и технологий преподавания. Важнейшим условием процесса подготовки будущих учителей предметной области «Труд (Технология)» является формирование профессионально-цифровой культуры. Целью статьи являлось описание использования цифровых образовательных ресурсов как элементов формирования профессионально-цифровой культуры будущих учителей предметной области «Труд (Технология)». Основными методами исследования являлись: анализ, обобщение, систематизация, наблюдение, сравнительный анализ продуктов деятельности, тестирование и анкетирование. В исследовании приняли участие 49 студентов Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». В статье раскрыто понятие профессионально-цифровой культуры и ее компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, деятельностно-рефлексивный. Также представлен опыт использования различных цифровых образовательных ресурсов, применяемых в процессе практической подготовки будущих учителей предметной области «Труд (Технология)» в ходе изучения дисциплин обязательной части и части формируемых участниками образовательных отношений учебного плана по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Технология). Внедрение цифровых образовательных платформ в образовательный процесс является неотъемлемым условием формирования всех компонентов профессионально-цифровой культуры.
профессионально-цифровая культура
компоненты профессионально-цифровой культуры
профессиональная деятельность
цифровые образовательные платформы
предмет «труд (технология)»
1. Указ о национальных целях развития России до 2030 года и на перспективу до 2036 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 29.07.2025).
2. Белоусова Н.Н. Формирование цифровой культуры обучающихся среднего профессионального образования в условиях профессиональной подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. С. 27. URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN620.pdf (дата обращения: 29.07.2025).
3. Гнатышина Е.В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 46-54. DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.05.
4. Князькова О.Н. Мотивационно-ценностные аспекты культуры самоорганизации личности студента // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 139-143. URL: https://obrazovanie21.narod.ru/Files/2014_3_139-143.pdf. (дата обращения: 29.07.2025).
5. Эрдынеева К.Э., Васильев А.А. Формирование цифровой культуры обучающихся колледжа: субъектно-деятельностный подход // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 1. С. 22-31. URL: https://uchzap.com/wp-content/plugins/zv-magazine-manager/article-information-page.php?article=1464&locale=ru (дата обращения: 29.07.2025). DOI: 10.21209/2658-7114-2020-15-1-22-31.
6. Теплова Н.В. Формирование деятельностного компонента профессиональной культуры личности будущего учителя средствами русской духовной музыки // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2022. № 67. С.74-82. URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/4/67/article/8006 (дата обращения: 20.07.2025). DOI: 10.15382/sturIV202267.74-82.
7. Носова Л.С., Леонова Е.А., Рузаков А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 134-154. DOI: 10.25588/CSPU.2019.89.52.009.
8. Гнатышина Е.В., Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. № 8. С. 19-23.
URL: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2017/2017_8.pdf (дата обращения: 09.07.2025).
9. Смаковская Н.И., Сорокина Т.М. Изучение когнитивного компонента психологической культуры преподавателя технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14076 (дата обращения: 29.07.2025).
10. Гаврилова И.С., Романова-Самохина С.М. Особенности формирования профессионально-цифровой культуры педагога // Шамовские чтения: сб. статей XVII Международ. науч.-практич. конф. (г. Москва, 25 января – 03 февраля 2025 г.). М.: НШУОС, 2025. C. 1006-1011. URL: https://nshuos.ru/upload/learn/1%20том%20XVII%20Шамовские%20чтения%202025%20г.%20(2).pdf (дата обращения: 09.07.2025).
11. Лысак О.Г. Сальникова И.Н. Тренды в цифровом образовании // V Всероссийская научно-практическая конференция "Всероссийские научные чтения - 2024", Петрозаводск, 11.12.2024. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства, 2024. C. 8-12.
URL:https://sciencen.org/assets/Kontent/Konferencii/Arhiv-konferencij/KOF-1195.pdf?utm_medium=email&utm_source=Unisender&utm_campaign= (дата обращения: 09.07.2025).
12. Кузнецова, Л.А. Лысак О.Г., Правдюк В.Н. Практические приемы применения цифровых технологий в технологическом образовании // УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Орловского государственного университета. 2023. № 3 (100). C. 264-267. URL: https://oreluniver.ru/public/file/archive/notes(дата обращения: 09.07.2025).
13. Лысак О.Г. Практикум по созданию цифровых образовательных ресурсов в технологическом образовании. Орел: ОГУ им. И. С. Тургенева, 2022. 71 с. ISBN: 978-5-7117-0900-8.
14. Лысак О.Г. Создание и применение AR-контента в технологическом образовании: учебно-методическое пособие. Орел : ОГУ, 2022. 76 с. ISBN: 978-5-7117-0899-5.

Введение. Современные тенденции, связанные с цифровой трансформацией всех областей жизни человека, активно влияют на изменение системы подготовки будущих педагогов в вузах. Согласно Указу Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1], в рамках проекта «Образование», должны быть реализованы задачи по совершенствованию содержания образования и воспитания, в частности – внедрение новых методик и технологий преподавания.

Подготовка будущих учителей в системе высшего образования должна носить комплексный и системный характер, учитывающий все требования российского общества к эталонной модели будущего педагога. Процесс становления современного педагога невозможен без формирования профессионально-цифровой культуры. В процессе ее формирования необходимо сочетать традиционные, классические и инновационные формы, методы и технологии подготовки будущих педагогов. Одной из ведущих технологий формирования профессионально-цифровой культуры является использование цифровых образовательных ресурсов [2].

В последнее десятилетие одним из вызовов, с которым столкнулась система образования – это санкционная политика в отношении Российской Федерации в связи с проведением специальной военной операции. Многие цифровые образовательные ресурсы, которые использовались в образовательном процессе, стали не доступны. Появилась необходимость в поиске новых эффективных, адаптированных к условиям подготовки современного педагога цифровых образовательных ресурсов.

Цель исследования: описание использования цифровых образовательных ресурсов, как элементов формирования профессионально-цифровой культуры будущих учителей предметной области «Труд (Технология)».

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 49 студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Технология) Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. (контрольная группа – 25 студентов, экспериментальная группа – 24 студента). Основными методами исследования являлись: анализ, обобщение, систематизация, наблюдение, сравнительный анализ продуктов деятельности, тестирование и анкетирование. Статистическая обработка данных проводилась с помощью приложения MS Excel.

Результаты исследования и их обсуждение

При проведении исследования был проведен анализ теоретических концепций, отражающих современный уровень развития высшего образования. Методологической базой исследования являлся системный, культурологический, аксиологический, личностный, семиотический и деятельностный подходы. Системный и культурологический подходы выполняли в исследовании роль общенаучной основы, обеспечивающей постановку проблемы на всех уровнях ее рассмотрения [3]. Аксиологический подход позволяет определить основные ценностные характеристики профессионально-цифровой культуры будущего педагога [4]. Личностный подход дает возможность индивидуализировать процесс формирования профессионально-цифровой культуры с учетом личностных запросов и потребностей обучающихся для их творческой самореализации и самовыражения. Семиотический подход позволяет рассмотреть понятие профессионально-цифровой культуры как специфической знаковой системы, включающей систему кодов, символов, языков, текстов, которые используются учителем в его профессиональной деятельности. Деятельностный подход позволяет разработать технологии формирования профессионально-цифровой культуры будущих педагогов в процессе обучения в вузе, при условии создания культурной цифровой образовательной среды [5; 6].

В процессе проведенного теоретического исследования было выявлено, что в литературных источниках отдельно рассматриваются понятия профессиональной и цифровой культуры. Понятие профессиональной культуры педагога достаточно широко раскрыто в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Понятие цифровой культуры активно изучается в работах Е.В. Гнатышиной, Е.Г. Михайловой и др. [3; 7; 8].

Проанализировав различные определения профессиональной и цифровой культуры в отдельности и опираясь на запросы общества о необходимости формирования в процессе обучения в вузе педагога, способного быстро реагировать на трансформацию системы образования, авторы сделали вывод о целесообразности рассматривать цифровую культуру через призму профессиональной деятельности [8]. Следовательно, необходимо конкретизировать понятие «профессионально-цифровая культура».

Профессионально-цифровая культура - это сложное личностное новообразование, проявляющееся в профессиональной деятельности педагога, включающее:

- осознание ценностей своей профессиональной деятельности, формирования системы взглядов, убеждений, необходимых для взаимодействия в цифровом образовательном пространстве (мотивационно-ценностный компонент);

- формирование профессиональных знаний в соответствующей предметной области, умений использовать информацию о цифровом профессиональном контенте, включающих в себя навыки работы с программным обеспечением, интернет-ресурсами, цифровыми платформами и т.д. (когнитивный компонент) [9];

- формирование способности применять цифровые технологии для создания инновационной образовательной среды, разработки новых электронных образовательных ресурсов и т.п. (креативность), развитие умения находить, критически анализировать и оценивать информацию, определять ее достоверность, конфиденциальность, соблюдать авторские права, осознавать риски цифрового пространства (рефлексивность), (деятельностно-рефлексивный компонент);

- формирование умения осуществлять опосредованную и непосредственную коммуникацию с участниками образовательных отношений, закрепление способов общения в офлайн- и онлайн-среде с использованием цифровых средств связи (мессенджеры, электронная почта, видеоконференции и т.п.), умения работать в команде с использованием цифровых инструментов для совместной работы (платформы для управления проектами, презентации командной работы и облачные сервисы и т.д.) (коммуникативный компонент) [9; 10].

Для определения уровня сформированности компонентов профессионально-цифровой культуры был использован метод анкетирования на платформе Google Forms. На вопрос «Насколько вы уверенно используете основные офисные программы (Word, Excel, Power Point)?» 10% ответили - уверенно, 30% – средне, 50% - слабо, 10% - совсем не использую. На вопрос «Знаете ли вы основы работы с системами управления проектами и облачными сервисами?» 30% студентов ответили – да, 70% - нет. Оценили свой уровень владения навыками поиска и оценки информации в Интернете как высокий – 20% студентов, средний – 40%, низкий – 40%. На вопрос «Есть ли у вас опыт работы с профессиональными программными продуктами, используемыми в вашей области?» 40% - ответили – да; 60% - нет. На вопрос «Умеете ли вы создавать и редактировать цифровой контент (графику, видео, тексты)?» 40% студентов ответили – да, 60% - нет. На вопрос «Насколько хорошо вы ориентируетесь в современных цифровых технологиях, применяемых в вашей профессиональной сфере?» 10% ответили – очень хорошо, 30% – хорошо, 50% - средне, 10% - плохо.

Для определения уровня развития когнитивного компонента со студентами было проведено тестирование, в рамках изучаемых дисциплин учебного плана. Результаты тестирования показали: 42% студентов имеют низкий уровень сформированности когнитивного компонента профессионально-цифровой культуры, 46% – средний, 12% – высокий.

Для определения уровня сформированности профессионально-деятельностного компонента использовался метод анализа продуктов деятельности. Студентам было предложено разработать образовательный продукт на платформе PowToon. 20% студентов выполнили задание с высоким уровнем сложности, 44% студентов – задание со средним уровнем сложности, 46% – выполнили базовое задание. Обобщенный анализ показал, что 42% студентов имеют низкий уровень сформированности профессионально-цифровой культуры, 46% – средний, 12% – высокий. Данные результаты подтверждают необходимость целенаправленного формирования профессионально-цифровой культуры.

Формирование профессионально-цифровой культуры будущего учителя предметной области «Труд (Технология)» начинается с 1 курса и осуществляется на протяжении всего обучения. Перечисленные выше компоненты формируются в процессе изучения дисциплин обязательной части учебного плана психолого-педагогического модуля, модуля методической подготовки, модуля предметной подготовки, а также части, формируемой участниками образовательных отношений: информационно-технологического модуля, профессионально ориентированного модуля и др.

Рассмотрим некоторые примеры использования цифровых технологий для формирования профессионально-цифровой культуры.

В процессе изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания (технология)» для формирования коммуникативного компонента профессионально-цифровой культуры будущих учителей авторами используются сервисы для управления проектами и организации групповой работы, такие как Trello, Asana, «ПланФикс», «Яндекс.Трекер», «Сферум» и др. Одним из наиболее интересных и удобных для организации практических занятий по дисциплине является сервис Trello. Также эффективными являются цифровые сервисы для презентации проектной работы: Tilda, Wix, GoogleSite.

Предложенные сервисы позволили студентам не только обрести и закрепить знания, полученные в ходе изучения дисциплины, но и сформировать навыки культуры взаимодействия с участниками образовательных отношений в онлайн-среде, умение работать в команде с использованием цифровых инструментов для совместной работы.

При изучении дисциплины «Цифровые технологии в образовании» обучающиеся научились создавать свои учебные материалы, используя разнообразные цифровые платформы [11; 12]. Так, например, для разработки творческих мультимедийных проектов, живых открыток, а также рисования обучающих мультфильмов использовалось программное средство Scratch – среда программирования, в которой «пишется» код из отдельных блоков.

Разработка анимированных презентаций осуществлялась на платформе PowToon. Сервис интересен тем, что появляется возможность создания небольшого мультипликационного видео, раскрывающего определенную проблему или обучающий материал в эффектной форме (рис. 1). Функционал данного цифрового продукта позволяет настроить действия героев по своему сценарию, управляя шкалой времени, задавая последовательность происходящих событий, определенные эффекты с панели инструментов и др.

Рис. 1. Возможности онлайн-сервиса POWTOON

(составлено автором по [13])

Еще одним удобным для использования цифровым продуктом, применявшимся во время практической работы при изучении дисциплины «Цифровые технологии в образовании», являлась платформа Joyteka. Данный сервис позволяет разрабатывать обучающие видео, образовательные квесты, викторины, тесты для проверки знаний, а также «Тест-квест», позволяющий не только произвести проверку знаний, но и написать свою сказку, свой сценарий для траектории, которую необходимо будет пройти при прохождении квеста.

Следующая дисциплина, позволившая обучающимся эффективно формировать профессионально-цифровую культуру - «Современные информационно-коммуникационные технологии на уроках Труда (Технологии)». При подготовке будущих учителей данной предметной области наиболее эффективным являлся онлайн ресурс CoreApp. Он позволяет эффективно управлять ресурсами, прогнозировать тренды и принимать обоснованные решения. Сервис позволяет разрабатывать конспекты уроков. В конструкторе уроков CoreApp предусмотрены все инструменты, которые нужны для создания увлекательных занятий в разных форматах. Предоставлена возможность создания уроков как с помощью готовых методических шаблонов, так и с нуля. Также есть возможность не только создать урок, но и поделиться ссылкой с другими участниками образовательного процесса.

При изучении дисциплины «Графическое моделирование» формирование профессионально-цифровой культуры обучающихся направлено на развитие навыков работы с современными программными продуктами для проектирования и моделирования. Обучающиеся не только приобрели навыки работы в программном средстве «КОМПАС-3D», создавая модели в трехмерном пространстве или же их чертежи, но и выполнили проектные работы, направленные на разработку различных технических объектов или элементов дополненной реальности на основе выполненных разработок (рис. 2).

Рис. 2. Проект «Элементы дополненной реальности»

(составлено автором по [14])

С точки зрения авторов, одним из эффективных путей формирования профессионально-цифровой культуры обучающихся является проектирование собственного урока и создание своих разработок с применением цифровых платформ, которые в дальнейшем обучающиеся смогут использовать не только во время прохождения практики, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Заключение

На основании вышеизложенного можно говорить о необходимости формирования у будущих педагогов профессионально-цифровой культуры как элемента культуры общечеловеческой, а ее формирование выходит на первый план системы высшего образования.

Поиск и внедрение новых эффективных, отражающих специфику предметной области «Труд (Технология)» цифровых образовательных ресурсов, в образовательный процесс является необходимым условием для организации процесса формирования профессионально-цифровой культуры будущего педагога. Авторы считают, что для повышения уровня профессионально-цифровой культуры будущих педагогов в процессе обучения в вузе необходимо выстроить эффективную систему формирования мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-рефлексивного и коммуникативного компонентов.


Конфликт интересов
нет

Библиографическая ссылка

Лысак О.Г., Романова-Самохина С.М. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34227 (дата обращения: 08.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34227