Введение. Современные тенденции, связанные с цифровой трансформацией всех областей жизни человека, активно влияют на изменение системы подготовки будущих педагогов в вузах. Согласно Указу Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1], в рамках проекта «Образование», должны быть реализованы задачи по совершенствованию содержания образования и воспитания, в частности – внедрение новых методик и технологий преподавания.
Подготовка будущих учителей в системе высшего образования должна носить комплексный и системный характер, учитывающий все требования российского общества к эталонной модели будущего педагога. Процесс становления современного педагога невозможен без формирования профессионально-цифровой культуры. В процессе ее формирования необходимо сочетать традиционные, классические и инновационные формы, методы и технологии подготовки будущих педагогов. Одной из ведущих технологий формирования профессионально-цифровой культуры является использование цифровых образовательных ресурсов [2].
В последнее десятилетие одним из вызовов, с которым столкнулась система образования – это санкционная политика в отношении Российской Федерации в связи с проведением специальной военной операции. Многие цифровые образовательные ресурсы, которые использовались в образовательном процессе, стали не доступны. Появилась необходимость в поиске новых эффективных, адаптированных к условиям подготовки современного педагога цифровых образовательных ресурсов.
Цель исследования: описание использования цифровых образовательных ресурсов, как элементов формирования профессионально-цифровой культуры будущих учителей предметной области «Труд (Технология)».
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 49 студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Технология) Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. (контрольная группа – 25 студентов, экспериментальная группа – 24 студента). Основными методами исследования являлись: анализ, обобщение, систематизация, наблюдение, сравнительный анализ продуктов деятельности, тестирование и анкетирование. Статистическая обработка данных проводилась с помощью приложения MS Excel.
Результаты исследования и их обсуждение
При проведении исследования был проведен анализ теоретических концепций, отражающих современный уровень развития высшего образования. Методологической базой исследования являлся системный, культурологический, аксиологический, личностный, семиотический и деятельностный подходы. Системный и культурологический подходы выполняли в исследовании роль общенаучной основы, обеспечивающей постановку проблемы на всех уровнях ее рассмотрения [3]. Аксиологический подход позволяет определить основные ценностные характеристики профессионально-цифровой культуры будущего педагога [4]. Личностный подход дает возможность индивидуализировать процесс формирования профессионально-цифровой культуры с учетом личностных запросов и потребностей обучающихся для их творческой самореализации и самовыражения. Семиотический подход позволяет рассмотреть понятие профессионально-цифровой культуры как специфической знаковой системы, включающей систему кодов, символов, языков, текстов, которые используются учителем в его профессиональной деятельности. Деятельностный подход позволяет разработать технологии формирования профессионально-цифровой культуры будущих педагогов в процессе обучения в вузе, при условии создания культурной цифровой образовательной среды [5; 6].
В процессе проведенного теоретического исследования было выявлено, что в литературных источниках отдельно рассматриваются понятия профессиональной и цифровой культуры. Понятие профессиональной культуры педагога достаточно широко раскрыто в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Понятие цифровой культуры активно изучается в работах Е.В. Гнатышиной, Е.Г. Михайловой и др. [3; 7; 8].
Проанализировав различные определения профессиональной и цифровой культуры в отдельности и опираясь на запросы общества о необходимости формирования в процессе обучения в вузе педагога, способного быстро реагировать на трансформацию системы образования, авторы сделали вывод о целесообразности рассматривать цифровую культуру через призму профессиональной деятельности [8]. Следовательно, необходимо конкретизировать понятие «профессионально-цифровая культура».
Профессионально-цифровая культура - это сложное личностное новообразование, проявляющееся в профессиональной деятельности педагога, включающее:
- осознание ценностей своей профессиональной деятельности, формирования системы взглядов, убеждений, необходимых для взаимодействия в цифровом образовательном пространстве (мотивационно-ценностный компонент);
- формирование профессиональных знаний в соответствующей предметной области, умений использовать информацию о цифровом профессиональном контенте, включающих в себя навыки работы с программным обеспечением, интернет-ресурсами, цифровыми платформами и т.д. (когнитивный компонент) [9];
- формирование способности применять цифровые технологии для создания инновационной образовательной среды, разработки новых электронных образовательных ресурсов и т.п. (креативность), развитие умения находить, критически анализировать и оценивать информацию, определять ее достоверность, конфиденциальность, соблюдать авторские права, осознавать риски цифрового пространства (рефлексивность), (деятельностно-рефлексивный компонент);
- формирование умения осуществлять опосредованную и непосредственную коммуникацию с участниками образовательных отношений, закрепление способов общения в офлайн- и онлайн-среде с использованием цифровых средств связи (мессенджеры, электронная почта, видеоконференции и т.п.), умения работать в команде с использованием цифровых инструментов для совместной работы (платформы для управления проектами, презентации командной работы и облачные сервисы и т.д.) (коммуникативный компонент) [9; 10].
Для определения уровня сформированности компонентов профессионально-цифровой культуры был использован метод анкетирования на платформе Google Forms. На вопрос «Насколько вы уверенно используете основные офисные программы (Word, Excel, Power Point)?» 10% ответили - уверенно, 30% – средне, 50% - слабо, 10% - совсем не использую. На вопрос «Знаете ли вы основы работы с системами управления проектами и облачными сервисами?» 30% студентов ответили – да, 70% - нет. Оценили свой уровень владения навыками поиска и оценки информации в Интернете как высокий – 20% студентов, средний – 40%, низкий – 40%. На вопрос «Есть ли у вас опыт работы с профессиональными программными продуктами, используемыми в вашей области?» 40% - ответили – да; 60% - нет. На вопрос «Умеете ли вы создавать и редактировать цифровой контент (графику, видео, тексты)?» 40% студентов ответили – да, 60% - нет. На вопрос «Насколько хорошо вы ориентируетесь в современных цифровых технологиях, применяемых в вашей профессиональной сфере?» 10% ответили – очень хорошо, 30% – хорошо, 50% - средне, 10% - плохо.
Для определения уровня развития когнитивного компонента со студентами было проведено тестирование, в рамках изучаемых дисциплин учебного плана. Результаты тестирования показали: 42% студентов имеют низкий уровень сформированности когнитивного компонента профессионально-цифровой культуры, 46% – средний, 12% – высокий.
Для определения уровня сформированности профессионально-деятельностного компонента использовался метод анализа продуктов деятельности. Студентам было предложено разработать образовательный продукт на платформе PowToon. 20% студентов выполнили задание с высоким уровнем сложности, 44% студентов – задание со средним уровнем сложности, 46% – выполнили базовое задание. Обобщенный анализ показал, что 42% студентов имеют низкий уровень сформированности профессионально-цифровой культуры, 46% – средний, 12% – высокий. Данные результаты подтверждают необходимость целенаправленного формирования профессионально-цифровой культуры.
Формирование профессионально-цифровой культуры будущего учителя предметной области «Труд (Технология)» начинается с 1 курса и осуществляется на протяжении всего обучения. Перечисленные выше компоненты формируются в процессе изучения дисциплин обязательной части учебного плана психолого-педагогического модуля, модуля методической подготовки, модуля предметной подготовки, а также части, формируемой участниками образовательных отношений: информационно-технологического модуля, профессионально ориентированного модуля и др.
Рассмотрим некоторые примеры использования цифровых технологий для формирования профессионально-цифровой культуры.
В процессе изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания (технология)» для формирования коммуникативного компонента профессионально-цифровой культуры будущих учителей авторами используются сервисы для управления проектами и организации групповой работы, такие как Trello, Asana, «ПланФикс», «Яндекс.Трекер», «Сферум» и др. Одним из наиболее интересных и удобных для организации практических занятий по дисциплине является сервис Trello. Также эффективными являются цифровые сервисы для презентации проектной работы: Tilda, Wix, GoogleSite.
Предложенные сервисы позволили студентам не только обрести и закрепить знания, полученные в ходе изучения дисциплины, но и сформировать навыки культуры взаимодействия с участниками образовательных отношений в онлайн-среде, умение работать в команде с использованием цифровых инструментов для совместной работы.
При изучении дисциплины «Цифровые технологии в образовании» обучающиеся научились создавать свои учебные материалы, используя разнообразные цифровые платформы [11; 12]. Так, например, для разработки творческих мультимедийных проектов, живых открыток, а также рисования обучающих мультфильмов использовалось программное средство Scratch – среда программирования, в которой «пишется» код из отдельных блоков.
Разработка анимированных презентаций осуществлялась на платформе PowToon. Сервис интересен тем, что появляется возможность создания небольшого мультипликационного видео, раскрывающего определенную проблему или обучающий материал в эффектной форме (рис. 1). Функционал данного цифрового продукта позволяет настроить действия героев по своему сценарию, управляя шкалой времени, задавая последовательность происходящих событий, определенные эффекты с панели инструментов и др.
Рис. 1. Возможности онлайн-сервиса POWTOON
(составлено автором по [13])
Еще одним удобным для использования цифровым продуктом, применявшимся во время практической работы при изучении дисциплины «Цифровые технологии в образовании», являлась платформа Joyteka. Данный сервис позволяет разрабатывать обучающие видео, образовательные квесты, викторины, тесты для проверки знаний, а также «Тест-квест», позволяющий не только произвести проверку знаний, но и написать свою сказку, свой сценарий для траектории, которую необходимо будет пройти при прохождении квеста.
Следующая дисциплина, позволившая обучающимся эффективно формировать профессионально-цифровую культуру - «Современные информационно-коммуникационные технологии на уроках Труда (Технологии)». При подготовке будущих учителей данной предметной области наиболее эффективным являлся онлайн ресурс CoreApp. Он позволяет эффективно управлять ресурсами, прогнозировать тренды и принимать обоснованные решения. Сервис позволяет разрабатывать конспекты уроков. В конструкторе уроков CoreApp предусмотрены все инструменты, которые нужны для создания увлекательных занятий в разных форматах. Предоставлена возможность создания уроков как с помощью готовых методических шаблонов, так и с нуля. Также есть возможность не только создать урок, но и поделиться ссылкой с другими участниками образовательного процесса.
При изучении дисциплины «Графическое моделирование» формирование профессионально-цифровой культуры обучающихся направлено на развитие навыков работы с современными программными продуктами для проектирования и моделирования. Обучающиеся не только приобрели навыки работы в программном средстве «КОМПАС-3D», создавая модели в трехмерном пространстве или же их чертежи, но и выполнили проектные работы, направленные на разработку различных технических объектов или элементов дополненной реальности на основе выполненных разработок (рис. 2).
Рис. 2. Проект «Элементы дополненной реальности»
(составлено автором по [14])
С точки зрения авторов, одним из эффективных путей формирования профессионально-цифровой культуры обучающихся является проектирование собственного урока и создание своих разработок с применением цифровых платформ, которые в дальнейшем обучающиеся смогут использовать не только во время прохождения практики, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Заключение
На основании вышеизложенного можно говорить о необходимости формирования у будущих педагогов профессионально-цифровой культуры как элемента культуры общечеловеческой, а ее формирование выходит на первый план системы высшего образования.
Поиск и внедрение новых эффективных, отражающих специфику предметной области «Труд (Технология)» цифровых образовательных ресурсов, в образовательный процесс является необходимым условием для организации процесса формирования профессионально-цифровой культуры будущего педагога. Авторы считают, что для повышения уровня профессионально-цифровой культуры будущих педагогов в процессе обучения в вузе необходимо выстроить эффективную систему формирования мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-рефлексивного и коммуникативного компонентов.