Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ КУРАТОРОВ И СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Цускман И.Г. 1 Степанова Л.В. 1 Сергеева Е.Д. 1 Березнева Е.Ю. 1 Шоронова А.Ю. 1 Астафьева Э.Н. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Цускман И.Г. - разработка концепции, проведение исследования, научное руководство, написание черновика рукописи
Степанова Л.В. - анализ данных, визуализация результатов
Сергеева Е.Д. - работа с данными, методология исследования
Березнева Е.Ю. - предоставление ресурсов, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Шоронова А.Ю. - разработка программного обеспечения, валидация результатов
Астафьева Э.Н. - привлечение финансирования, административное руководство исследовательским проектом
В статье рассматривается роль кураторской деятельности в воспитательной работе со студентами первого курса лечебного факультета Омского государственного медицинского университета. Особое внимание уделяется выявлению возможностей её использования для формирования профессиональных и этических ценностей у будущих врачей. Анализируются основные функции и задачи кураторов в контексте формирования профессиональной и личностной ответственности студентов, развития надпрофессиональных навыков, а также формирования гуманистических ценностей. Представлены современные подходы к организации кураторской работы в образовательном процессе медицинского вуза. Особое внимание уделяется значению кураторской деятельности в воспитании ответственного и компетентного специалиста, способного к саморазвитию и межличностному взаимодействию в профессиональной сфере через учебный процесс и внеучебную деятельность. При проведении исследования выявлен ряд проблем, связанных со сниженной мотивацией ко внеучебной деятельности из-за недостатка времени у студентов, затруднением в общении со студентами и их родителями. Для решения этих вопросов и повышения качества воспитательной работы необходима психолого-педагогическая, научно-методическая и организационная поддержка кураторской деятельности. Данная система включает в себя регулярное повышение квалификации кураторов, а также совместную деятельность кураторов и структурных подразделений вуза, а именно - работу в педагогической команде, что является важным условием эффективности деятельности куратора.
куратор
кураторская деятельность
воспитательная работа
студенты первого курса
1. Стеганцов И.С. Ефремов Д.А. Особенности реализации гражданско-патриотического воспитания в студенческой среде // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики: материалы открытой региональной конференции Всероссийского научно-практического форума. Воронеж, 2019. С. 405-409. EDN: ZZGFNR.
2. Тазов П.Ю. Формирование духовно-нравственных ценностей студентов // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 88. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28944 (дата обращения 29.07.2025).
3. Петровский А.М., Баланова С.А., Гребенников Ю.Л. Роль куратора в организации современного процесса воспитания // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-4. С. 143-146. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kuratora-v-organizatsii-sovremennogo-protsessa-vospitaniya/viewer (дата обращения 29.07.2025).
4. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 70-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deyatelnosti-kuratora-akademicheskoy-gruppy-pedagogicheskogo-vuza-v-usloviyah-modernizatsii-obrazovaniya/viewer (дата обращения 29.07.2025).
5. Зобков А.В. Личностные особенности становления студентов как субъект инновационной педагогической деятельности // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 275-289. DOI: 10.32744/pse.2019.1.20.
6. Киселева Е.В., Киселев Н.Н. Адаптация студентов в высшем учебном заведении: анализ затруднений, поиск ресурсов // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 57-63. DOI: 10.15293/1813-4718.1902.06.
7. Буянова Г.В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 1(37). С. 37-50. DOI: 10.32744/pse.2019.1.3.
8. Мандель Б.Р. Кураторство: поиски смысла и оправдания // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4 (12). С. 29-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kuratorstvo-poiski-smysla-i-opravdaniya (дата обращения 29.07.2025).
9. Латушкина Ю.А., Машкова И.Ю., Побокин П.А. Социально-психологическая адаптация студентов первого курса к условиям обучения в вузе // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2022. № 4 (60). С. 143-149. URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5791/23%202022%204%20LATUSHKINA%20YU.%20A.%2C%20MASHKOVA%20I.%20YU.%2C%20POBOKIN%20P.%20A..pdf (дата обращения 29.07.2025).
10. Киреева Т.И. Проблемы адаптации студентов первого курса университета // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 10 (224). С. 527-532. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.10.p527-532.
11. Царапина Т.П., Ульрих Т.А, Никулина И.В. Эффективная организация кураторской деятельности: учеб.-метод. пособ. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. 147 с. ISBN: 978-5-398-00344-4.
12. Беляева В.А., Петренко А.А. Модель духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в научно-образовательном центре духовно-нравственной культуры и воспитания вуза // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2013. № 2 (22). С. 8-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-studencheskoy-molodezhi-v-nauchno-obrazovatelnom-tsentre-duhovno-nravstvennoy-kultury-i/viewer (дата обращения 29.07.2025).
13. Платонова М.Н. Культурно-досуговая деятельность в системе социализации личности // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 8 (141). С. 78-80. DOI: 10.24411/2304-2338-2019-10804.
14. Хайрутдинова Р.И. Роль педагога-куратора СПО в становлении профессиональной личности студентов // Вестник науки. 2024. Т. 2. № 10 (79). С. 371-374. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-kuratora-spo-v-stanovlenii-professionalnoy-lichnosti-studentov (дата обращения 29.07.2025).
15. Ночвина Б.А. Проблемы и задачи, стоящие перед куратором академических групп студентов старших курсов // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 11. С. 511-515. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-zadachi-stoyaschie-pered-kuratorom-akademicheskih-grupp-studentov-starshih-kursov (дата обращения 29.07.2025).

Введение

В современном образовательном процессе большое значение приобретает не только формирование профессиональных знаний и навыков у студентов, но и развитие их личностных качеств, гражданской ответственности и социальной активности [1; 2]. Особенно актуальной является воспитательная работа в подготовке будущих медицинских специалистов, для которых важна не только компетентность в области медицины, но и высокая культура общения, этическое сознание и ответственность перед обществом. В этом контексте воспитательная деятельность под контролем куратора приобретает особое значение в воспитательной работе, способствуя развитию у студентов инициативности, коммуникабельности и ответственности [3-5].

Цель исследования – роль кураторской деятельности как эффективного инструмента воспитательной работы со студентами первого курса лечебного факультета Омского государственного медицинского университета, а также выявление возможностей её использования для формирования профессиональных и этических ценностей у будущих врачей.

Материал и методы исследования

Работа выполнена на основе анализа анкет кураторов и обучающихся первого курса лечебного факультета ОмГМУ. В исследовании приняли участие кураторы (90%) и студенты первого курса лечебного факультета (94,7%). Анкетирование проводилось посредством интернет-ресурса GoogleForms. В опросе приняли участие лица как женского, так и мужского пола в возрастной категории от 17 до 25 лет и старше. Предложенная анкета, разработанная авторами, включала 13 вопросов анонимного характера как для кураторов, так и для студентов. Для исследования из анкеты были выделены ключевые вопросы, наиболее полно отражающие цели данного исследования. Эти вопросы были выбраны на основе их релевантности и способности дать наиболее полное представление об исследуемой проблеме.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективная деятельность кураторов в университете является важным компонентом обеспечения качественного образовательного процесса и развития студенческой среды. Кураторы выполняют ключевую функцию в поддержке студентов, своевременном решении возникающих вопросов и создании благоприятных условий для их профессионального и личностного роста. Для успешной реализации своих обязанностей кураторам необходимо владеть нормативными документами, регулирующими их деятельность, а также знать правила внутреннего распорядка, стандарты образовательных программ и основные требования университетских структур [6; 7].

Работа кураторов академической группы в университете осуществляется в строгом соответствии с действующими нормативными актами. Положение «О кураторе группы» является локальным нормативным актом и входит в состав документации, обеспечивающей функционирование управления по молодежной политике и социальному развитию. Положение представляет собой документ, регулирующий деятельность кураторов в университете. В нем устанавливаются статус, цели, задачи и ключевые направления его деятельности. Документ определяет права, обязанности и ответственность куратора, а также порядок организации и учета его работы. Кроме того, положение содержит основные критерии оценки работы кураторов. Согласно результатам проведенного исследования, 100% из опрошенных кураторов знакомы с нормативно-правовыми актами университета, и это указывает на высокий профессиональный уровень кураторов, укрепляет их рабочий потенциал и обеспечивает единые стандарты работы.

В декабре 2024 года был проведен онлайн-опрос среди кураторов студенческих групп и студентов с помощью специально подготовленной анкеты, чтобы учитывать их мнение при планировании деятельности.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «В чем Вы видите главную задачу куратора студенческой группы?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

Анализ полученных данных выявил, что приоритетной задачей для кураторов является адаптация студентов (100%), которая считается одной из основных целей их работы (рис. 1). Эффективная и быстрая адаптация студентов первого курса играет важную роль в обеспечении успешного обучения в высшем учебном заведении, а также способствует формированию профессиональных и личностных качеств [6]. Процесс адаптации тесно связан с развитием индивидуальности, которая формируется как в процессе обучения и профессионального становления личности в университете, так и через участие в различных мероприятиях (100%) и организацию внеучебной деятельности (85,7%). Деятельность кураторов по адаптации студентов в основном направлена на стимулирование и мотивирование студентов к участию в учебной и внеучебной деятельности, а также на информирование об особенностях образовательной программы, перспективах обучения и трудоустройства.

Из мероприятий, проводимых кураторами в студенческих группах, наиболее часто упоминаются тематические кураторские часы и общеинформационные часы (42,9%). Также отмечаются беседы, встречи, тренинги и лекции (28,76%). Охват обучающихся, привлеченных к участию во внеучебной и научной деятельности, практически достигает 100%. Однако зачастую студенты участвуют в мероприятиях пассивно, выступая в роли зрителей или слушателей, а не активных участников. Это говорит в том числе и об актуальности темы развития института кураторов и необходимости более активного вовлечения студентов в воспитательную среду вуза. В университете созданы все условия для формирования личности студента и его развития. Каждый студент имеет возможность реализовать свои таланты и найти себя в любой сфере. В университете работают творческие коллективы различной направленности: танцевальные ансамбли «Фантазия», «Вдохновение», «TBcrew», вокальный коллектив «Модуляция», команда КВН «АГАР». Активно развиваются студенческие клубы, (киноклуб, книжный клуб, клуб настольных игр, спортивный клуб и др.), студенческий медиацентр. Студенты ОмГМУ являются активными участниками ВОД «Волонтеры-медики». Студенты, участвуя в подобных объединениях, получают возможность к самореализации и творческому развитию личности.

Вовлечение в проведение и участие масштабных культурно-массовых мероприятий («Посвящение в студенты», «Студенческая весна», «Мистер и Мисс ОмГМУ» «Квартирник» и др.) создает условия для формирования традиционных духовно-нравственных ценностей, повышает нравственную культуру личности, воспитывает гражданственность, сохраняет и преумножает традиции университета. Доля опрошенных, не участвующих во внеучебных мероприятиях, составляет 21,8%. Это объясняется тем, что первокурсники сталкиваются с трудностями при освоении учебного материала из-за высокой нагрузки и большого объемы подготовки к занятиям. Период поступления и обучения характеризуется высокой эмоциональной нагрузкой и личными трудностями в жизни молодого человека, что требует комплексного подхода к психологической поддержке студентов для успешной адаптации к новым условиям обучения [8-10].

Высокий процент (58,6%) положительных ответов студентов на вопрос о том, обращаются ли студенты за помощью к куратору при возникновении личных проблем, свидетельствует о том, что большинство студентов воспринимают куратора как надежного и компетентного человека, к которому можно обратиться при личных проблемах, связанных с учебой, отношениями или личной жизнью. Это говорит о положительном восприятии роли куратора в студенческой среде.

Значительная часть студентов (19,9%) затруднились с ответом, что может указывать на недостаточную ясность или определенность в системе поддержки, либо на то, что студенты не всегда уверены, к кому именно обращаться или как правильно формулировать свои проблемы. Отрицательный ответ (21,5%) показывает, что часть студентов либо предпочитает решать личные проблемы самостоятельно, либо испытывает страх или стеснение при обращении к куратору. Это может быть связано с личными убеждениями или недостатком доверия к системе поддержки. Студенты могут считать личные проблемы «личным делом» и избегать их обсуждения, что отражается в их решении не обращаться за помощью. Также существует возможность, что некоторые студенты не осознают важность обращения за поддержкой или не считают куратора подходящим человеком для решения личных проблем.

Данные показатели свидетельствуют о высоком уровне доверия к куратору среди большинства студентов, а также о необходимости дальнейшей работы по повышению информированности, созданию комфортных условий для обращения за помощью и укреплению системы поддержки внутри учебного учреждения.

Для своевременного информирования студентов кураторы активно используют современные информационные технологии, применяют возможности социальных сетей, электронной почты и мессенджеров. В университете действует система информирования кураторов о внеучебных мероприятиях, которая включает использование следующих каналов: управление по молодежной политике и социальному развитию, заместители деканов по воспитательной работе, официальный сайт университета. Эта система обеспечивает своевременное распространение информации и способствует более эффективной организации воспитательной работы для студентов.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «С какой периодичностью происходит взаимодействие куратора с вашей группой?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

Значительная часть кураторов (28,6%) поддерживают регулярное взаимодействие с обучающимися, что свидетельствует о высокой степени вовлеченности и постоянной поддержке студентов (рис. 2). В то же время почти половина опрошенных (42,9%) взаимодействует с группой от нескольких раз в неделю до нескольких раз в месяц, что также указывает на активное участие, хотя и с меньшей частотой. Остальные респонденты имеют менее частые контакты, что обусловлено высокой преподавательской нагрузкой, которая, вероятно, ограничивает их возможности для регулярного взаимодействия. Это подчеркивает необходимость сбалансированного распределения времени у кураторов для обеспечения эффективной поддержки студентов. Возможно, стоит рассмотреть варианты перераспределения нагрузки или внедрения дополнительных механизмов взаимодействия, чтобы повысить качество наставничества и обеспечить более равномерное участие всех кураторов.

Кураторы обладают информацией об успеваемости студентов, их активности во внеучебных мероприятиях и научной деятельности, что свидетельствует о высокой степени вовлеченности и в учебный процесс, и во внеучебную деятельность [11, с. 24-28; 12].

Функции воспитания и психологической поддержки, входящие в список обязанностей куратора, позволяют, помимо контроля выполнения учебного процесса, обсуждать и причины его невыполнения, мотивирующие и мешающие работе факторы, страхи и сомнения, волнующие обучающегося. Таким способом устанавливаются доверительные отношения, что может делать процесс обучения более эффективным [13-15].

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Куратор анализирует успеваемость студентов, посещаемость занятий, принимает участие в работе по укреплению учебной дисциплины?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

В отношении анализа успеваемости и посещаемости занятий, а также участия в укреплении учебной дисциплины ответы респондентов показали, что 31,5% кураторов следят за успеваемостью студентов, посещаемостью занятий и активно участвуют в укреплении учебной дисциплины (рис. 3). Это свидетельствует о высокой ответственности и профессионализме части кураторов, что положительно сказывается на учебном процессе и мотивации студентов. Однако 13,9% респондентов указали, что не следят за успеваемостью, что вызывает обеспокоенность и указывает на необходимость повышения уровня контроля и ответственности у части кураторов. Наличие таких данных подчеркивает важность регулярного мониторинга деятельности кураторов и внедрения мер по повышению их ответственности и компетентности.

Кураторы при работе со студентами также активно взаимодействуют с их родителями, создавая эффективную коммуникацию и партнерство. В данном случае 41,7% опрошенных отмечают, что контакт с родителями поддерживается, что свидетельствует о наличии значительной части студентов и их родителей, с которыми осуществляется коммуникация. Это говорит о признании важности партнерства в образовательном процессе. В то же время 10,4% воздержались от ответа, что может свидетельствовать о неполной информированности или о недостаточной налаженности таких контактов.

Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями должно стать приоритетом для кураторов, так как это способствует созданию более благоприятных условий для обучения и развития студентов, повышает их вовлеченность и ответственность за собственное образование, а также укрепляет связь между учебным заведением и семьями.

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «С какими существенными трудностями Вы, как куратор, сталкиваетесь в практической деятельности?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

Кураторы выделили основные трудности, с которыми сталкиваются в своей деятельности. Высокий процент (71,4%) отмечает сложности в планировании учебного процесса, что свидетельствует о необходимости улучшения организационных методов и ресурсов для более эффективного составления расписаний и программ (рис. 4). Неорганизованность и недостаточная заинтересованность студентов (14,3%) указывают на проблему мотивации и взаимодействия, требующую внедрения дополнительных мотивационных мер и методов повышения вовлеченности. Загруженность работы (57,1%) также мешает выполнению обязанностей, что подчеркивает необходимость оптимизации распределения задач и повышения эффективности работы кураторов. В целом эти данные подчеркивают важность системного подхода к решению текущих проблем в организации учебного процесса и взаимодействии со студентами.

Обоснование предложенных мер по совершенствованию системы мотивации и стимулирования деятельности кураторов основано на необходимости повышения их профессиональной заинтересованности, ответственности и эффективности работы. Кураторская деятельность дополняет основную преподавательскую работу и часто осуществляется на общественных началах. Увеличение материальной поддержки (85,7%) будет способствовать созданию более привлекательных условий труда, что с мотивирует кураторов к более активной и качественной деятельности. Учитывание кураторских часов при расчёте нагрузки (42,9%) позволит обеспечить справедливое распределение обязанностей и снизить нагрузку, что повысит мотивацию и качество выполнения задач. Введение поощрений в виде грамот, призов и премий (51,7%) повысит конкуренцию и признание заслуг, что поспособствует развитию профессиональной инициативы.

Дополнительные меры, такие как регулярное повышение квалификации (51,7%), помогут поддержать уровень компетентности и адаптировать кураторов к новым требованиям. Изменение отношения к институту кураторства со стороны заведующих кафедр (28,6%) поспособствует более системному и уважительному подходу к работе кураторов, укрепляя командный дух. Финансирование проведения мероприятий с группами (57,1%) позволит активизировать работу со студентами и создаст более насыщенную образовательную среду.

В целом комплекс этих мер по совершенствованию деятельности кураторов направлен на создание мотивационной среды, которая способствует повышению эффективности работы кураторов, их профессиональному развитию и улучшению взаимодействия внутри университетской структуры.

Заключение

В ходе исследования было установлено, что кураторская деятельность является важным инструментом воспитательной работы со студентами медицинского университета. Знание нормативных актов и нормативных документов позволяет кураторам эффективно выполнять свои обязанности, направленные на адаптацию студентов к учебной и социальной среде. Основной задачей воспитательной деятельности является создание условий для успешной адаптации студентов, а также стимулирование их личностного развития через взаимодействие и привлечение к внеучебной деятельности. Такой подход способствует формированию профессиональной и личностной зрелости будущих специалистов. Выявленные в процессе работы проблемы, связанные с недостатком времени у студентов и преподавателей, недостаточной мотивацией к внеучебной деятельности, а также трудностями в коммуникации со студентами и родителями, оказывают негативное влияние на качество воспитательной работы и требуют системного подхода к их решению.

Развитие и совершенствование кураторской деятельности является важным аспектом воспитательной системы в медицинском вузе и требует постоянного внимания и поддержки. Эффективная кураторская работа возможна при условии комплексной поддержки кураторской деятельности, включающей в себя регулярное повышение квалификации в области взаимодействия с молодежью, вовлечение в обсуждение, разработку и внедрение современных форматов внеучебных воспитательных мероприятий, сотрудничество кураторов с различными структурными подразделениями университета. Такой системный подход обеспечит профессиональный рост кураторов, необходимый для выстраивания целостности воспитательного процесса, что будет способствовать формированию личности будущего специалиста.


Конфликт интересов
Конфликта интересов нет

Библиографическая ссылка

Цускман И.Г., Степанова Л.В., Сергеева Е.Д., Березнева Е.Ю., Шоронова А.Ю., Астафьева Э.Н. КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ КУРАТОРОВ И СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34224 (дата обращения: 08.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34224