Введение
В современном образовательном процессе большое значение приобретает не только формирование профессиональных знаний и навыков у студентов, но и развитие их личностных качеств, гражданской ответственности и социальной активности [1; 2]. Особенно актуальной является воспитательная работа в подготовке будущих медицинских специалистов, для которых важна не только компетентность в области медицины, но и высокая культура общения, этическое сознание и ответственность перед обществом. В этом контексте воспитательная деятельность под контролем куратора приобретает особое значение в воспитательной работе, способствуя развитию у студентов инициативности, коммуникабельности и ответственности [3-5].
Цель исследования – роль кураторской деятельности как эффективного инструмента воспитательной работы со студентами первого курса лечебного факультета Омского государственного медицинского университета, а также выявление возможностей её использования для формирования профессиональных и этических ценностей у будущих врачей.
Материал и методы исследования
Работа выполнена на основе анализа анкет кураторов и обучающихся первого курса лечебного факультета ОмГМУ. В исследовании приняли участие кураторы (90%) и студенты первого курса лечебного факультета (94,7%). Анкетирование проводилось посредством интернет-ресурса GoogleForms. В опросе приняли участие лица как женского, так и мужского пола в возрастной категории от 17 до 25 лет и старше. Предложенная анкета, разработанная авторами, включала 13 вопросов анонимного характера как для кураторов, так и для студентов. Для исследования из анкеты были выделены ключевые вопросы, наиболее полно отражающие цели данного исследования. Эти вопросы были выбраны на основе их релевантности и способности дать наиболее полное представление об исследуемой проблеме.
Результаты исследования и их обсуждение
Эффективная деятельность кураторов в университете является важным компонентом обеспечения качественного образовательного процесса и развития студенческой среды. Кураторы выполняют ключевую функцию в поддержке студентов, своевременном решении возникающих вопросов и создании благоприятных условий для их профессионального и личностного роста. Для успешной реализации своих обязанностей кураторам необходимо владеть нормативными документами, регулирующими их деятельность, а также знать правила внутреннего распорядка, стандарты образовательных программ и основные требования университетских структур [6; 7].
Работа кураторов академической группы в университете осуществляется в строгом соответствии с действующими нормативными актами. Положение «О кураторе группы» является локальным нормативным актом и входит в состав документации, обеспечивающей функционирование управления по молодежной политике и социальному развитию. Положение представляет собой документ, регулирующий деятельность кураторов в университете. В нем устанавливаются статус, цели, задачи и ключевые направления его деятельности. Документ определяет права, обязанности и ответственность куратора, а также порядок организации и учета его работы. Кроме того, положение содержит основные критерии оценки работы кураторов. Согласно результатам проведенного исследования, 100% из опрошенных кураторов знакомы с нормативно-правовыми актами университета, и это указывает на высокий профессиональный уровень кураторов, укрепляет их рабочий потенциал и обеспечивает единые стандарты работы.
В декабре 2024 года был проведен онлайн-опрос среди кураторов студенческих групп и студентов с помощью специально подготовленной анкеты, чтобы учитывать их мнение при планировании деятельности.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «В чем Вы видите главную задачу куратора студенческой группы?»
Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.
Анализ полученных данных выявил, что приоритетной задачей для кураторов является адаптация студентов (100%), которая считается одной из основных целей их работы (рис. 1). Эффективная и быстрая адаптация студентов первого курса играет важную роль в обеспечении успешного обучения в высшем учебном заведении, а также способствует формированию профессиональных и личностных качеств [6]. Процесс адаптации тесно связан с развитием индивидуальности, которая формируется как в процессе обучения и профессионального становления личности в университете, так и через участие в различных мероприятиях (100%) и организацию внеучебной деятельности (85,7%). Деятельность кураторов по адаптации студентов в основном направлена на стимулирование и мотивирование студентов к участию в учебной и внеучебной деятельности, а также на информирование об особенностях образовательной программы, перспективах обучения и трудоустройства.
Из мероприятий, проводимых кураторами в студенческих группах, наиболее часто упоминаются тематические кураторские часы и общеинформационные часы (42,9%). Также отмечаются беседы, встречи, тренинги и лекции (28,76%). Охват обучающихся, привлеченных к участию во внеучебной и научной деятельности, практически достигает 100%. Однако зачастую студенты участвуют в мероприятиях пассивно, выступая в роли зрителей или слушателей, а не активных участников. Это говорит в том числе и об актуальности темы развития института кураторов и необходимости более активного вовлечения студентов в воспитательную среду вуза. В университете созданы все условия для формирования личности студента и его развития. Каждый студент имеет возможность реализовать свои таланты и найти себя в любой сфере. В университете работают творческие коллективы различной направленности: танцевальные ансамбли «Фантазия», «Вдохновение», «TBcrew», вокальный коллектив «Модуляция», команда КВН «АГАР». Активно развиваются студенческие клубы, (киноклуб, книжный клуб, клуб настольных игр, спортивный клуб и др.), студенческий медиацентр. Студенты ОмГМУ являются активными участниками ВОД «Волонтеры-медики». Студенты, участвуя в подобных объединениях, получают возможность к самореализации и творческому развитию личности.
Вовлечение в проведение и участие масштабных культурно-массовых мероприятий («Посвящение в студенты», «Студенческая весна», «Мистер и Мисс ОмГМУ» «Квартирник» и др.) создает условия для формирования традиционных духовно-нравственных ценностей, повышает нравственную культуру личности, воспитывает гражданственность, сохраняет и преумножает традиции университета. Доля опрошенных, не участвующих во внеучебных мероприятиях, составляет 21,8%. Это объясняется тем, что первокурсники сталкиваются с трудностями при освоении учебного материала из-за высокой нагрузки и большого объемы подготовки к занятиям. Период поступления и обучения характеризуется высокой эмоциональной нагрузкой и личными трудностями в жизни молодого человека, что требует комплексного подхода к психологической поддержке студентов для успешной адаптации к новым условиям обучения [8-10].
Высокий процент (58,6%) положительных ответов студентов на вопрос о том, обращаются ли студенты за помощью к куратору при возникновении личных проблем, свидетельствует о том, что большинство студентов воспринимают куратора как надежного и компетентного человека, к которому можно обратиться при личных проблемах, связанных с учебой, отношениями или личной жизнью. Это говорит о положительном восприятии роли куратора в студенческой среде.
Значительная часть студентов (19,9%) затруднились с ответом, что может указывать на недостаточную ясность или определенность в системе поддержки, либо на то, что студенты не всегда уверены, к кому именно обращаться или как правильно формулировать свои проблемы. Отрицательный ответ (21,5%) показывает, что часть студентов либо предпочитает решать личные проблемы самостоятельно, либо испытывает страх или стеснение при обращении к куратору. Это может быть связано с личными убеждениями или недостатком доверия к системе поддержки. Студенты могут считать личные проблемы «личным делом» и избегать их обсуждения, что отражается в их решении не обращаться за помощью. Также существует возможность, что некоторые студенты не осознают важность обращения за поддержкой или не считают куратора подходящим человеком для решения личных проблем.
Данные показатели свидетельствуют о высоком уровне доверия к куратору среди большинства студентов, а также о необходимости дальнейшей работы по повышению информированности, созданию комфортных условий для обращения за помощью и укреплению системы поддержки внутри учебного учреждения.
Для своевременного информирования студентов кураторы активно используют современные информационные технологии, применяют возможности социальных сетей, электронной почты и мессенджеров. В университете действует система информирования кураторов о внеучебных мероприятиях, которая включает использование следующих каналов: управление по молодежной политике и социальному развитию, заместители деканов по воспитательной работе, официальный сайт университета. Эта система обеспечивает своевременное распространение информации и способствует более эффективной организации воспитательной работы для студентов.
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «С какой периодичностью происходит взаимодействие куратора с вашей группой?»
Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.
Значительная часть кураторов (28,6%) поддерживают регулярное взаимодействие с обучающимися, что свидетельствует о высокой степени вовлеченности и постоянной поддержке студентов (рис. 2). В то же время почти половина опрошенных (42,9%) взаимодействует с группой от нескольких раз в неделю до нескольких раз в месяц, что также указывает на активное участие, хотя и с меньшей частотой. Остальные респонденты имеют менее частые контакты, что обусловлено высокой преподавательской нагрузкой, которая, вероятно, ограничивает их возможности для регулярного взаимодействия. Это подчеркивает необходимость сбалансированного распределения времени у кураторов для обеспечения эффективной поддержки студентов. Возможно, стоит рассмотреть варианты перераспределения нагрузки или внедрения дополнительных механизмов взаимодействия, чтобы повысить качество наставничества и обеспечить более равномерное участие всех кураторов.
Кураторы обладают информацией об успеваемости студентов, их активности во внеучебных мероприятиях и научной деятельности, что свидетельствует о высокой степени вовлеченности и в учебный процесс, и во внеучебную деятельность [11, с. 24-28; 12].
Функции воспитания и психологической поддержки, входящие в список обязанностей куратора, позволяют, помимо контроля выполнения учебного процесса, обсуждать и причины его невыполнения, мотивирующие и мешающие работе факторы, страхи и сомнения, волнующие обучающегося. Таким способом устанавливаются доверительные отношения, что может делать процесс обучения более эффективным [13-15].
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Куратор анализирует успеваемость студентов, посещаемость занятий, принимает участие в работе по укреплению учебной дисциплины?»
Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.
В отношении анализа успеваемости и посещаемости занятий, а также участия в укреплении учебной дисциплины ответы респондентов показали, что 31,5% кураторов следят за успеваемостью студентов, посещаемостью занятий и активно участвуют в укреплении учебной дисциплины (рис. 3). Это свидетельствует о высокой ответственности и профессионализме части кураторов, что положительно сказывается на учебном процессе и мотивации студентов. Однако 13,9% респондентов указали, что не следят за успеваемостью, что вызывает обеспокоенность и указывает на необходимость повышения уровня контроля и ответственности у части кураторов. Наличие таких данных подчеркивает важность регулярного мониторинга деятельности кураторов и внедрения мер по повышению их ответственности и компетентности.
Кураторы при работе со студентами также активно взаимодействуют с их родителями, создавая эффективную коммуникацию и партнерство. В данном случае 41,7% опрошенных отмечают, что контакт с родителями поддерживается, что свидетельствует о наличии значительной части студентов и их родителей, с которыми осуществляется коммуникация. Это говорит о признании важности партнерства в образовательном процессе. В то же время 10,4% воздержались от ответа, что может свидетельствовать о неполной информированности или о недостаточной налаженности таких контактов.
Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями должно стать приоритетом для кураторов, так как это способствует созданию более благоприятных условий для обучения и развития студентов, повышает их вовлеченность и ответственность за собственное образование, а также укрепляет связь между учебным заведением и семьями.
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «С какими существенными трудностями Вы, как куратор, сталкиваетесь в практической деятельности?»
Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.
Кураторы выделили основные трудности, с которыми сталкиваются в своей деятельности. Высокий процент (71,4%) отмечает сложности в планировании учебного процесса, что свидетельствует о необходимости улучшения организационных методов и ресурсов для более эффективного составления расписаний и программ (рис. 4). Неорганизованность и недостаточная заинтересованность студентов (14,3%) указывают на проблему мотивации и взаимодействия, требующую внедрения дополнительных мотивационных мер и методов повышения вовлеченности. Загруженность работы (57,1%) также мешает выполнению обязанностей, что подчеркивает необходимость оптимизации распределения задач и повышения эффективности работы кураторов. В целом эти данные подчеркивают важность системного подхода к решению текущих проблем в организации учебного процесса и взаимодействии со студентами.
Обоснование предложенных мер по совершенствованию системы мотивации и стимулирования деятельности кураторов основано на необходимости повышения их профессиональной заинтересованности, ответственности и эффективности работы. Кураторская деятельность дополняет основную преподавательскую работу и часто осуществляется на общественных началах. Увеличение материальной поддержки (85,7%) будет способствовать созданию более привлекательных условий труда, что с мотивирует кураторов к более активной и качественной деятельности. Учитывание кураторских часов при расчёте нагрузки (42,9%) позволит обеспечить справедливое распределение обязанностей и снизить нагрузку, что повысит мотивацию и качество выполнения задач. Введение поощрений в виде грамот, призов и премий (51,7%) повысит конкуренцию и признание заслуг, что поспособствует развитию профессиональной инициативы.
Дополнительные меры, такие как регулярное повышение квалификации (51,7%), помогут поддержать уровень компетентности и адаптировать кураторов к новым требованиям. Изменение отношения к институту кураторства со стороны заведующих кафедр (28,6%) поспособствует более системному и уважительному подходу к работе кураторов, укрепляя командный дух. Финансирование проведения мероприятий с группами (57,1%) позволит активизировать работу со студентами и создаст более насыщенную образовательную среду.
В целом комплекс этих мер по совершенствованию деятельности кураторов направлен на создание мотивационной среды, которая способствует повышению эффективности работы кураторов, их профессиональному развитию и улучшению взаимодействия внутри университетской структуры.
Заключение
В ходе исследования было установлено, что кураторская деятельность является важным инструментом воспитательной работы со студентами медицинского университета. Знание нормативных актов и нормативных документов позволяет кураторам эффективно выполнять свои обязанности, направленные на адаптацию студентов к учебной и социальной среде. Основной задачей воспитательной деятельности является создание условий для успешной адаптации студентов, а также стимулирование их личностного развития через взаимодействие и привлечение к внеучебной деятельности. Такой подход способствует формированию профессиональной и личностной зрелости будущих специалистов. Выявленные в процессе работы проблемы, связанные с недостатком времени у студентов и преподавателей, недостаточной мотивацией к внеучебной деятельности, а также трудностями в коммуникации со студентами и родителями, оказывают негативное влияние на качество воспитательной работы и требуют системного подхода к их решению.
Развитие и совершенствование кураторской деятельности является важным аспектом воспитательной системы в медицинском вузе и требует постоянного внимания и поддержки. Эффективная кураторская работа возможна при условии комплексной поддержки кураторской деятельности, включающей в себя регулярное повышение квалификации в области взаимодействия с молодежью, вовлечение в обсуждение, разработку и внедрение современных форматов внеучебных воспитательных мероприятий, сотрудничество кураторов с различными структурными подразделениями университета. Такой системный подход обеспечит профессиональный рост кураторов, необходимый для выстраивания целостности воспитательного процесса, что будет способствовать формированию личности будущего специалиста.