Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ловцова И.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
Ловцова И.В. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, привлечение финансирования, проведение исследования, методология исследования, административное руководство исследовательским проектом, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
В данной статье рассматриваются учебные пособия по рисунку и живописи, концепция формирования в них учебного материала, влияние на развитие и совершенствование методик преподавания изобразительного искусства в детских художественных школах. Целью данного исследования является изучение обеспеченности учебного процесса в детских художественных школах учебниками и учебными пособиями и обоснование важности применения современных инновационных учебных пособий по рисунку и живописи для повышения качества обучения по дополнительным предпрофессиональным программам. При исследовании были применены различные методы: проблемно-поисковый, исследовательский, метод индукции, дедукции, анализа, наблюдения, творческий метод и т.д. В статье рассматриваются материалы современных учебных пособий для предпрофессионального обучения в области изобразительного искусства, направленные на сохранение и развитие методик реалистического искусства и развитие современных методов и технологий обучения. Автор установил, что концепция, заложенная в основе данных учебных пособий, построена на принципах формирования у обучающихся умения грамотно анализировать графические и живописные произведения, а также накопления знаний, позволяющих понимать и успешно осваивать закономерности последовательного ведения практической работы над заданиями по рисунку, живописи как на занятиях в учебных аудиториях, так и при самостоятельной работе. В статье сделан акцент на необходимость последовательного изучения теоретического (изучение понятий на примерах эталонных учебных работ и произведений великих художников) и практического материала (с использованием пошаговых рекомендаций по выполнению заданий). Автор подтвердил эффективность использования данных учебных пособий при освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области изобразительного искусства, обосновал, что содержание всего комплекта соответствует федеральным государственным требованиям к данным программам. Автор изучил и проанализировал современный образовательный процесс в детских художественных школах, описал необходимость результативного учебно-методического сопровождения, совершенствования педагогических технологий при организации эффективного образовательного процесса в современной детской школе искусств и доказал, что изучение и применение обучающимися и преподавателями учебных пособий повышает качество работы, грамотность, развивает умение решать как технические, так и творческие изобразительные и другие задачи.
детские художественные школы
детские школы искусств
методика обучения изобразительному искусству
предпрофессиональные программы
учебные пособия
художественное образование
рисунок
живопись
компетенции
1. Ловцова И.В., Корнеев И.И. Рисунок. Первый год обучения: учебное пособие для организаций дополнительного образования. М.: Просвещение, 2020. 112 с. ISBN 978-5-09-100212-6.
2. Ловцова И.В., Горчаков С.А. Живопись. Третий год обучения: учебное пособие для организаций дополнительного образования. 2-е изд. М.: Просвещение, 2024. 127 с. ISBN 978-5-09-115948-6.
3. Колбышева С.И. Эстетико-художественное образование как социокультурный феномен // Художественное образование и наука. 2020. № 2 (23). С. 6–17.; URL: http://hudozhestvennoe-obrazovanie-i-nauka.ru/magazines/hon2020(2-23).pdf (дата обращения: 15.07.2025). DOI: 10.36871/hon.202002001.
4. Колбышева С.И., Пищик О.Г. Художественно-эстетическая грамотность:
к вопросу о развитии понятия // Художественное образование и наука. 2023. № 3 (36). С. 16–24.; URL: https://s-lib.com/issues/hon_2023_03_a2/ (дата обращения: 15.07.2025). DOI: 10.36871/hon.202303016.
5. Чистов П.Д. Актуальные проблемы обучения изобразительному искусству // Наука и школа. 2023. № 2. С. 144–153.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-obucheniya-izobrazitelnomu-iskusstvu/viewer (дата обращения: 15.07.2025). DOI: 10.31862/1819-463X-2023-2-144-153.
6. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2020. 208 с. ISBN 978-5-8291-3599-7.
7. Чурашов А.Г. Арт-педагогика как перспективное направление в современной парадигме образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 227–240.; URL: http://vestnik-cspu.ru/ru/articles/шестой/pedagogicheskie-nauki/art-pedagogika-kak-perspektivnoe-napravlenie-v-sovremennoy-paradigme-obrazovaniya.html (дата обращения: 15.07.2025). DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.014. EDN: NEFNGR.
8. Бугаенко Т.Ф. Методика обучения академической живописи в высшей школе // Образование и право. 2020. № 7. С. 246–248.; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44247342 (дата обращения: 15.07.2025). DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10747. EDN: BMDDTH.
9. Лагунова Е.А. Преподавание изобразительного искусства детям старших и подготовительных групп в системе дополнительного образования: сборник трудов конференции // Общество, педагогика, психология: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 28 мая 2021 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 248–250.; URL: https://chrio.cap.ru/Content2021/orgs/GovId_121/nikiforova_t.g._povishenie_orfograficheskoj_gramotnosti_mladshih_shkoljnikov_na_osnove_vipolneniya_tvorcheskih_zadanij.pdf (дата обращения: 15.07.2025). ISBN 978-5-907411-34-0.
10. Тавстуха О.Г., Ганаева Е.А., Муратова А.А., Шавшаева Л.Ю., Матвиевская Е.Г. Обзор исследований способов преодоления учебной неуспешности учащихся // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 6. С. 32–54.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-issledovaniy-sposobov-preodoleniya-uchebnoy-neuspeshnosti-uchaschihsya/viewer (дата обращения: 15.07.2025). DOI: 10.15293/2658- 6762.2206.02.
11. Харисова И.Г., Макеева Т.В., Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Выявление ценностно-смысловых ориентиров профессиональной педагогической деятельности с позиции социально-профессиональной общности современного учительства // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 5. С. 8–25.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-tsennostno-smyslovyh-orientirov-professionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-s-pozitsii-sotsialno-professionalnoy/viewer (дата обращения: 15.07.2025). DOI: 10.15293/2658-6762.2105.01. EDN: JHXCK.
12. Хорошунова А.В. Инновационные технологии в процессе обучения студентов на занятиях по академической живописи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 54–61.; URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41255016 (дата обращения: 15.07.2025). DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-54-61.
13. Ломов С.П., Кошаев В.Б., Сокольникова Н.М. Системность и факторы педагогики искусства в художественно-графическом образовании // ЦИТИСЭ. 2022. № 4.
С. 315–326.; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50147757 (дата обращения: 15.07.2025). DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.30.
14. Шарипова А.А. Роль изобразительного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании подростков: сборник трудов конференции // Современные тенденции развития системы образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 16 июня 2020 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2020. С. 132–135.; URL: https://phsreda.com/ru/article/75798/discussion_platform (дата обращения: 15.07.2025). DOI: 10.31483/r-75798. ISBN: 978-5-907313-44-6.
15. Рощин С.П., Филиппова Л.С., Андреева Е.В. О совершенствовании мастерства учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной деятельности // Наука
и школа. 2022. № 2. С. 146–151.; URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48410704 (дата обращения: 15.07.2025). DOI: 10.31862/1819-463X-2022-2-146-151. EDN: KBWAMB.
16. Сокольникова Н.М., Аманжолов С.А. Обучение студентов методике преподавания изобразительного искусства с использованием онлайн-технологий // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 96–102.; URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49134204 (дата обращения: 15.07.2025). DOI: 10.15350/2409-7616.2022.2.08. EDN: FUCCYK.

Введение

Проблема совершенствования процесса обучения в детских школах искусств (ДШИ), развития технологий и методик обучения изобразительному искусству (далее – ИЗО) важна для понимания значения и развития путей учебно-методического обеспечения образования в детских художественных школах (далее – ДХШ).

Сохранение академических традиций, методик и закрепление основ обучения закладывается в учебниках и учебных пособиях, обеспечивает главное направление методической деятельности в ДХШ.

В данной статье изучена концепция, заложенная в основе современных учебных пособий по рисунку и живописи, основанная на принципах формирования у обучающихся умения грамотно анализировать графические и живописные произведения, а также накопления знаний, позволяющих понимать и успешно осваивать закономерности последовательного ведения практической работы над заданиями по рисунку и живописи как на занятиях в учебных аудиториях, так и при выполнении самостоятельных заданий.

В данном исследовании разбирается учебный комплект для детских художественных школ: учебные пособия «Живопись» для 5(6)-летнего обучения по предпрофессиональной программе (авторы И.В. Ловцова, С.А. Горчаков) и учебные пособия «Рисунок» для 5(6)-летнего обучения по предпрофессиональной программе (авторы И.В. Ловцова, И.И. Корнеев), созданные на основании обобщения традиционных и современных методик, ресурса детских школ искусств, передового педагогического опыта, основанного на академических традициях обучения изобразительному искусству [1; 2].

Практическая значимость данного исследования обусловлена, во-первых, привлечением внимания к проблеме отсутствия практики применения современных учебных пособий при организации образовательного процесса в детских школах искусств, который открывает возможности для совершенствования компетенций преподавателей. Во-вторых, результаты анализа применения учебных пособий позволяют расставить приоритеты
в обеспечении методической базой. В-третьих, собранная первичная база данных учебников по рисунку и живописи в будущем может служить основой для создания пополняемой базы учебников и учебных пособий в области изобразительного искусства по всем предметам, изучаемым в детских школах искусств.

В соответствии с классической методикой преподавания рисунка и живописи содержание каждой темы данных учебных пособий начинается с изучения теоретического материала, понятий, теорий и примеров картин, в том числе через анализ произведений.
В пособиях логично и компактно, понятным языком описана практическая деятельность обучающихся по созданию работ на уроке, выполнению упражнений и домашней (самостоятельной) работы, максимально визуализирована суть каждой темы, что увеличивает скорость восприятия. Роль современного художественного образования
в создании культурного пространства, которое будет ориентировано на современные темпы жизни и способы восприятия информации, позволяющие эффективно и быстро осваивать различные аспекты искусства, очень важна [3, с. 11]. Педагог направляет обучающихся на изучение и анализ материала, формируя эстетическую грамотность как комплекс умений, позволяющих ориентироваться в культуре, воспринимать, объяснять эстетическое содержание и решать творческие задачи [4, с. 20].

Методика изобразительного искусства основывается на опыте профессиональных художников, анализе художественных работ, комбинировании различных видов деятельности, циклического повторения основных заданий [5, с. 150]. В данной статье подчеркивается необходимость последовательного изучения теоретического (изучение понятий на примерах эталонных учебных работ и произведений великих художников)
и практического материала (с использованием пошаговых рекомендаций по выполнению заданий и работами, созданными лучшими детскими художественными школами страны).

Целью исследования является изучение обеспеченности учебного процесса в ДХШ учебниками и учебными пособиями и обоснование важности применения современных инновационных учебных пособий по рисунку и живописи для повышения качества обучения по дополнительным предпрофессиональным программам.

Материалы и методы исследования

Данное исследование основывалось на анализе и синтезе информации, полученной из различных регионов, проведения педагогического эксперимента (МБОУ ДО «Детская художественная школа им. М. Шагала» г. Тольятти Самарской области, БОУ ДО «Детская художественная школа № 3 имени Е.В. Гурова» г.Омска, МБОУ ДО «Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова» г. Тамбова, ГБУДО «Детская школа искусств «Центр» г.Москвы). Всего в эксперименте участвовало 66 чел., из них по 33 участника вошли в контрольную и экспериментальную группы. Итоговый контроль состоит из констатации изменений в экспериментальной группе и сравнении результатов.

Также был изучен передовой педагогический опыт практики и методики обучения в ведущих ДХШ. Анализ осуществлялся в детских школах искусств различных субъектов Российской Федерации на основе организаций дискуссий и рассмотрения материалов при проведении форумов, семинаров-практикумов, консультаций, научных и методических конференций. При исследовании были применены различные методы: проблемно-поисковый; исследовательский; метод индукции, дедукции, анализа, синтеза, наблюдения, творческий метод и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования выявлена необходимость понимания, что развитие профессиональной компетентности преподавателей изобразительного искусства в ДХШ напрямую связано с умением применять различные средства обучения и знания о современных учебных материалах для детских школ искусств. Сохранение и закрепление опыта обучения в детских школах искусств в современных учебных изданиях важно потому, чтометодикаизучаетособенности и специфику, выстраивая закономерности обучения, в том числе в связи с возрастными изменениями и развитием ребенка [6, с. 1]. Учебные материалы, адаптированные к специфике обучения и возрастным особенностям детей, помогут обучающимся эффективнее освоить различные способы изображения, подходы в изобразительном искусстве.

Для достижения устойчивых результатов в современном художественном образовании необходимы эффективные, современные и универсальные методики, которые создадут доступную многокомпонентную образовательную среду и будут мотивировать обучающихся к достижению наивысших результатов в своем личном творчестве в данной области [7, с. 233].

Автором проанализированы в широком обсуждении результаты использования учебных пособий с профессиональным сообществом (в том числе с участием преподавателей Белоруссии, Азербайджана), получены положительные отзывы и понимание значения описанных методик. Обсуждения были организованы в рамках участия в конференциях, семинарах и форумах. Например, на Международных научно-практических конференциях Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в 2022, 2023 гг. (г. Москва); на Всероссийской научно-практической конференции «Детская школа искусств – 2022: образование, управление, развитие», 2022 г. (г. Санкт-Петербург); на Всероссийской научно-практической конференции «Чистяковские чтения» (г. Томск); на Всероссийских научно-практических конференциях Санкт-Петербургского государственного академического лицея имени Б.В. Иогансона при Российской академии художеств (2023, 2024 гг.); на Всероссийской конференции методических служб регионов Российской Федерации (2023, 2024 гг.); на конференциях детских школ искусств различных федеральных округов (2024, 2025 гг.) и др.

Наличие современного эффективного методического обеспечения учебного процесса при обучении изобразительному искусству в ДХШ, построение оценки качества процесса обучения ИЗО на основах развития индивидуальной траектории творческого развития детей – все это показатели эффективности преподавателя современной ДХШ. Технологии обучения должны быть построены на принципах быстрого эффективного освоения техник и приемов живописи и рисунка [8, с. 247]. На современном этапе обучения по предметам ИЗО требуется оптимизация подачи информации, эффективная визуализация и методическая системность в обучении. Необходимо совершенствовать такие универсальные компетенции преподавателя, как умение планировать, анализировать, систематизировать действия при движении к результату, выстраивать педагогическое общение и создавать комфортную среду в процессе обучения, так как изобразительное искусство является важным инструментом не только в обучении, но и в воспитании личности детей [9, с. 248].

Учеными доказан потенциал дополнительного образования в социальном продвижении, в развитии и профессиональном самоопределении детей. [10, с. 36].
В современном художественном образовании все больше и больше предъявляются требования к учебному процессу, как в части совершенствования его содержания, форм и методов обучения, так и в организации профессионально-творческой деятельности, которая строится на системности академических принципов и современном развитии профессий.

Для совершенствования эффективности обучения преподаватели ориентируются не только на формальные принципы построения образовательного процесса, следуя устоявшимся нормам, но и готовы постоянно повышать свое профессиональное мастерство, создавая необходимые условия для повышения качества образования. Это происходит в том числе через изучение передового опыта профессионалов с целью выбора лучших методик и других способов повышения результатов обучения и творческой деятельности [11, с. 18].

При анализе учебных пособий выявлено, что материал разложен по темам в соответствии с рекомендованными Министерством культуры Российской Федерации программами учебных предметов. Обучающиеся на примерах изучают традиционные академические методики и подходы в изображении, что способствует сохранению фундаментальных основ русской школы изобразительного искусства.

Классические методики обучения, например, живописи или рисунку важны и результативны, но технологии необходимо постоянно совершенствовать и развивать во всех направлениях [12, с. 55]. Работа по четко выстроенной системе знаний и поэтапно наращиваемых умений – признак современного эффективного подхода к обучению в искусстве. Изучение учебных текстов и обучение учащихся анализу произведений изобразительного искусства – это «…воспитание творца, развитие через искусство чувственного и интеллектуального мышления» обучающегося [13, с. 323]. Рецензенты и пользователи рассматриваемых учебных пособий отмечают точное соответствие учебной программе, четкую логичность, методическую ценность материалов и богатый иллюстративный материал.

Благодаря инновационному подходу и толерантности к различным техникам и технологиям в современном искусстве, обучающиеся ДХШ, изучая материал в учебных пособиях «Живопись» и «Рисунок», знакомятся с применением различных материалов и технологий, свойственных методическим подходам школ разных регионов страны.
В концепции пособий заложена возможность выбора детьми совместно с педагогом тех материалов и технологий, которые наиболее близки методике обучения в данной школе.

Актуальные современные методики и наработки вошли в учебные пособия «Живопись» и «Рисунок» благодаря объединению известных авторов, иллюстраторов из ведущих ДХШ и опытных редакторов. Адаптированное к возрасту учащихся описание технологии выполнения каждого задания и их иллюстрирование помогает понять и запомнить последовательность выполнения заданий. Использование в работе с обучающимися инновационных форм, средств и методов обучения содействует повышению внутренней мотивации к обучению, к познавательной и творческой деятельности, к профессиональному самоопределению [14, с. 132].

При обучении в ДХШ дети, в том числе изучая учебные пособия по рисунку и живописи, познают различные подходы к изображению (реалистический, декоративный). При освоении предпрофессиональной программы обучающиеся должны приобрести навыки грамотного последовательного ведения работы над натюрмортом, фигурой или интерьером, связывать свои умения с другими учебными предметами образовательной программы.

Учебное пособие «Живопись» дополнено возможностью выбора материалов и техники выполнения практической работы. Практическая часть содержит примеры работ обучающихся в двух вариантах материалов: акварель и гуашь, что соответствует демократическим принципам и современным тенденциям в обучении живописи в ДХШ. Данный принцип лежит в основе понимания, что обучение изобразительному искусству – это постоянный поиск истины и красоты, а не только передача знаний, художественных приемов, изобразительных техник и технологий [15, с. 48].

Важно отметить, что на основе опроса и анализа работы преподавателей детских школ искусств выяснилось, что качество образования зависит в том числе и от наличия и применения в образовательном процессе различных компонентов учебно-методических комплексов (далее – УМК). УМК в ДХШ состоит в основном из образовательной программы (дополнительной предпрофессиональной или общеразвивающей программы), программ учебных предметов, наглядных пособий и материалов, литературы различных авторов, не относящихся непосредственно к учебному процессу.

Умение использовать учебные пособия при построении оптимальных образовательных технологий в ДХШ говорит о высокой профессиональной компетентности педагога, о том, что преподаватель стремится к комплексному развитию своих профессиональных знаний и умений, умеет проектировать педагогический процесс [16, с. 146].

В современных ДХШ в недостаточной степени разрабатываются и применяются учебные компоненты УМК. Преподаватели на местах часто не обеспечены и не умеют пользоваться учебными пособиями (учебниками), специально созданными для ДХШ, соответствующими федеральным государственным требованиям в области искусств (далее – ФГТ) и современным подходам к организации образовательной деятельности.

В рамках данного исследования был проведен эксперимент. Содержательной основой .данного этапа эксперимента было проведение и организация семинаров-практикумов для преподавателей школ – участников эксперимента: Детской художественной школы им. М. Шагала г. Тольятти Самарской области, Детской художественной школы № 3 имени Е.В. Гурова» г. Омска, Детской художественной школы № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова г. Тамбова, Детской школы искусств «Центр» г. Москвы.

Всего в эксперименте участвовало 66 чел., из них по 33 участника вошли в контрольную и экспериментальную группы. Итоговый контроль состоит из констатации изменений в экспериментальной группе и сравнении результатов.

Итоговый контроль показал, что среди вариантов решения системных проблем наиболее результативными являются: обучение преподавателей новым методическим технологиям (применению современных учебных пособий, разработке дополнений, созданию УМК); формирование и осмысление новых задач, поставленных перед преподавателями ДХШ; формирование единого методического поля среди коллег, единомышленников в методические объединения, союзы, советы для эффективного консолидированного решения проблем.

В результате эксперимента была выявлена положительная динамика как в совершенствовании качества учебного процесса и овершенствовании учебных работ, так и результатах участия в творческих конкурсах (рисунок).

Динамика развития профессиональных компетенций преподавателей ДХШ (в %)

Учебные пособия «Рисунок» и «Живопись» – единственные учебники, созданные для реализации предпрофессиональных программ и полностью обеспечивающие материалами реализацию программ данных учебных предметов. Но на текущий момент еще не изданы учебные пособия 5-го и 6-го года обучения по данным предметам. Также отсутствуют учебники по учебным предметам «Композиция станковая», «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства» и другим предметам по дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что обеспеченность учебного процесса в ДХШ учебниками и учебными пособиями на данном этапе недостаточная, но концепция новых современных учебных пособий «Рисунок» и «Живопись» полностью отвечает потребностям сопровождения образовательного процесса в ДШИ по четырем годам обучения по предпрофессиональной программе. Использование обучающимися и преподавателями учебных пособий повышает профессиональную изобразительную грамотность, развивает умение решать как технические, так и творческие изобразительные задачи; совершенствует владение различными техниками и приемами изображения; оснащает знаниями и умениями аналитической оценки произведений изобразительного искусства.

Современный темп жизни и развития общества требует оптимизации процесса обучения изобразительному искусству в ДХШ, необходимы эффективные способы трансляции визуальной информации, построение четких методик выполнения заданий, системный подход к обучению. Применение учебных пособий в ДХШ поможет преподавателям эффективно руководить процессом освоения обучающимися ценностей изобразительного искусства.


Конфликт интересов
нет

Благодарности
нет

Финансирование
нет

Библиографическая ссылка

Ловцова И.В. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34211 (дата обращения: 08.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34211