Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

IMPROVING THE QUALITY OF FINE ARTS TEACHING IN CHILDREN'S ART SCHOOL THROUGH THE USE OF INNOVATIVE TEACHING AIDS IN ORGANIZING AN EFFECTIVE EDUCATIONAL PROCESS

Lovtsova I.V. 1
1 Moscow State Pedagogical University
This article discusses teaching aids on drawing and painting, the concept of forming educational material in them, the influence on the development and improvement of methods of teaching fine arts in children's art schools. The purpose of this study is to study the provision of the educational process in children's art schools with textbooks and teaching aids and to substantiate the importance of using modern innovative teaching aids on drawing and painting to improve the quality of training in additional pre-professional programs. The study used various methods: problem-searching, research, induction, deduction, analysis, observation, creative method, etc. The article discusses the materials of modern teaching aids for pre-professional training in the field of fine arts, aimed at preserving and developing methods of realistic art and developing modern methods and technologies of teaching. The author has established that the concept underlying these teaching aids is based on the principles of developing students' ability to competently analyze graphic and pictorial works, as well as accumulating knowledge that allows them to understand and successfully master the patterns of consistent practical work on drawing and painting assignments both in classrooms and in independent work. The article emphasizes the need for consistent study of theoretical (study of concepts using examples of reference academic papers and works by great artists) and practical material (using step-by-step recommendations for completing assignments). The author confirmed the effectiveness of using these teaching aids in mastering additional pre-professional programs in the field of fine arts, and substantiated that the content of the entire set complies with federal state requirements for these programs. The author studied and analyzed the modern educational process in children's art schools, described the need for effective educational and methodological support, improvement of pedagogical technologies in organizing an effective educational process in a modern children's art school and proved that the study and use of teaching aids by students and teachers improves the quality of work, literacy, develops the ability to solve both technical and creative visual and other problems.
children's art schools
children's art schools
methods of teaching fine arts
pre-professional programs
textbooks
art education
drawing
painting
competencies

Введение

Проблема совершенствования процесса обучения в детских школах искусств (ДШИ), развития технологий и методик обучения изобразительному искусству (далее – ИЗО) важна для понимания значения и развития путей учебно-методического обеспечения образования в детских художественных школах (далее – ДХШ).

Сохранение академических традиций, методик и закрепление основ обучения закладывается в учебниках и учебных пособиях, обеспечивает главное направление методической деятельности в ДХШ.

В данной статье изучена концепция, заложенная в основе современных учебных пособий по рисунку и живописи, основанная на принципах формирования у обучающихся умения грамотно анализировать графические и живописные произведения, а также накопления знаний, позволяющих понимать и успешно осваивать закономерности последовательного ведения практической работы над заданиями по рисунку и живописи как на занятиях в учебных аудиториях, так и при выполнении самостоятельных заданий.

В данном исследовании разбирается учебный комплект для детских художественных школ: учебные пособия «Живопись» для 5(6)-летнего обучения по предпрофессиональной программе (авторы И.В. Ловцова, С.А. Горчаков) и учебные пособия «Рисунок» для 5(6)-летнего обучения по предпрофессиональной программе (авторы И.В. Ловцова, И.И. Корнеев), созданные на основании обобщения традиционных и современных методик, ресурса детских школ искусств, передового педагогического опыта, основанного на академических традициях обучения изобразительному искусству [1; 2].

Практическая значимость данного исследования обусловлена, во-первых, привлечением внимания к проблеме отсутствия практики применения современных учебных пособий при организации образовательного процесса в детских школах искусств, который открывает возможности для совершенствования компетенций преподавателей. Во-вторых, результаты анализа применения учебных пособий позволяют расставить приоритеты
в обеспечении методической базой. В-третьих, собранная первичная база данных учебников по рисунку и живописи в будущем может служить основой для создания пополняемой базы учебников и учебных пособий в области изобразительного искусства по всем предметам, изучаемым в детских школах искусств.

В соответствии с классической методикой преподавания рисунка и живописи содержание каждой темы данных учебных пособий начинается с изучения теоретического материала, понятий, теорий и примеров картин, в том числе через анализ произведений.
В пособиях логично и компактно, понятным языком описана практическая деятельность обучающихся по созданию работ на уроке, выполнению упражнений и домашней (самостоятельной) работы, максимально визуализирована суть каждой темы, что увеличивает скорость восприятия. Роль современного художественного образования
в создании культурного пространства, которое будет ориентировано на современные темпы жизни и способы восприятия информации, позволяющие эффективно и быстро осваивать различные аспекты искусства, очень важна [3, с. 11]. Педагог направляет обучающихся на изучение и анализ материала, формируя эстетическую грамотность как комплекс умений, позволяющих ориентироваться в культуре, воспринимать, объяснять эстетическое содержание и решать творческие задачи [4, с. 20].

Методика изобразительного искусства основывается на опыте профессиональных художников, анализе художественных работ, комбинировании различных видов деятельности, циклического повторения основных заданий [5, с. 150]. В данной статье подчеркивается необходимость последовательного изучения теоретического (изучение понятий на примерах эталонных учебных работ и произведений великих художников)
и практического материала (с использованием пошаговых рекомендаций по выполнению заданий и работами, созданными лучшими детскими художественными школами страны).

Целью исследования является изучение обеспеченности учебного процесса в ДХШ учебниками и учебными пособиями и обоснование важности применения современных инновационных учебных пособий по рисунку и живописи для повышения качества обучения по дополнительным предпрофессиональным программам.

Материалы и методы исследования

Данное исследование основывалось на анализе и синтезе информации, полученной из различных регионов, проведения педагогического эксперимента (МБОУ ДО «Детская художественная школа им. М. Шагала» г. Тольятти Самарской области, БОУ ДО «Детская художественная школа № 3 имени Е.В. Гурова» г.Омска, МБОУ ДО «Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова» г. Тамбова, ГБУДО «Детская школа искусств «Центр» г.Москвы). Всего в эксперименте участвовало 66 чел., из них по 33 участника вошли в контрольную и экспериментальную группы. Итоговый контроль состоит из констатации изменений в экспериментальной группе и сравнении результатов.

Также был изучен передовой педагогический опыт практики и методики обучения в ведущих ДХШ. Анализ осуществлялся в детских школах искусств различных субъектов Российской Федерации на основе организаций дискуссий и рассмотрения материалов при проведении форумов, семинаров-практикумов, консультаций, научных и методических конференций. При исследовании были применены различные методы: проблемно-поисковый; исследовательский; метод индукции, дедукции, анализа, синтеза, наблюдения, творческий метод и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования выявлена необходимость понимания, что развитие профессиональной компетентности преподавателей изобразительного искусства в ДХШ напрямую связано с умением применять различные средства обучения и знания о современных учебных материалах для детских школ искусств. Сохранение и закрепление опыта обучения в детских школах искусств в современных учебных изданиях важно потому, чтометодикаизучаетособенности и специфику, выстраивая закономерности обучения, в том числе в связи с возрастными изменениями и развитием ребенка [6, с. 1]. Учебные материалы, адаптированные к специфике обучения и возрастным особенностям детей, помогут обучающимся эффективнее освоить различные способы изображения, подходы в изобразительном искусстве.

Для достижения устойчивых результатов в современном художественном образовании необходимы эффективные, современные и универсальные методики, которые создадут доступную многокомпонентную образовательную среду и будут мотивировать обучающихся к достижению наивысших результатов в своем личном творчестве в данной области [7, с. 233].

Автором проанализированы в широком обсуждении результаты использования учебных пособий с профессиональным сообществом (в том числе с участием преподавателей Белоруссии, Азербайджана), получены положительные отзывы и понимание значения описанных методик. Обсуждения были организованы в рамках участия в конференциях, семинарах и форумах. Например, на Международных научно-практических конференциях Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в 2022, 2023 гг. (г. Москва); на Всероссийской научно-практической конференции «Детская школа искусств – 2022: образование, управление, развитие», 2022 г. (г. Санкт-Петербург); на Всероссийской научно-практической конференции «Чистяковские чтения» (г. Томск); на Всероссийских научно-практических конференциях Санкт-Петербургского государственного академического лицея имени Б.В. Иогансона при Российской академии художеств (2023, 2024 гг.); на Всероссийской конференции методических служб регионов Российской Федерации (2023, 2024 гг.); на конференциях детских школ искусств различных федеральных округов (2024, 2025 гг.) и др.

Наличие современного эффективного методического обеспечения учебного процесса при обучении изобразительному искусству в ДХШ, построение оценки качества процесса обучения ИЗО на основах развития индивидуальной траектории творческого развития детей – все это показатели эффективности преподавателя современной ДХШ. Технологии обучения должны быть построены на принципах быстрого эффективного освоения техник и приемов живописи и рисунка [8, с. 247]. На современном этапе обучения по предметам ИЗО требуется оптимизация подачи информации, эффективная визуализация и методическая системность в обучении. Необходимо совершенствовать такие универсальные компетенции преподавателя, как умение планировать, анализировать, систематизировать действия при движении к результату, выстраивать педагогическое общение и создавать комфортную среду в процессе обучения, так как изобразительное искусство является важным инструментом не только в обучении, но и в воспитании личности детей [9, с. 248].

Учеными доказан потенциал дополнительного образования в социальном продвижении, в развитии и профессиональном самоопределении детей. [10, с. 36].
В современном художественном образовании все больше и больше предъявляются требования к учебному процессу, как в части совершенствования его содержания, форм и методов обучения, так и в организации профессионально-творческой деятельности, которая строится на системности академических принципов и современном развитии профессий.

Для совершенствования эффективности обучения преподаватели ориентируются не только на формальные принципы построения образовательного процесса, следуя устоявшимся нормам, но и готовы постоянно повышать свое профессиональное мастерство, создавая необходимые условия для повышения качества образования. Это происходит в том числе через изучение передового опыта профессионалов с целью выбора лучших методик и других способов повышения результатов обучения и творческой деятельности [11, с. 18].

При анализе учебных пособий выявлено, что материал разложен по темам в соответствии с рекомендованными Министерством культуры Российской Федерации программами учебных предметов. Обучающиеся на примерах изучают традиционные академические методики и подходы в изображении, что способствует сохранению фундаментальных основ русской школы изобразительного искусства.

Классические методики обучения, например, живописи или рисунку важны и результативны, но технологии необходимо постоянно совершенствовать и развивать во всех направлениях [12, с. 55]. Работа по четко выстроенной системе знаний и поэтапно наращиваемых умений – признак современного эффективного подхода к обучению в искусстве. Изучение учебных текстов и обучение учащихся анализу произведений изобразительного искусства – это «…воспитание творца, развитие через искусство чувственного и интеллектуального мышления» обучающегося [13, с. 323]. Рецензенты и пользователи рассматриваемых учебных пособий отмечают точное соответствие учебной программе, четкую логичность, методическую ценность материалов и богатый иллюстративный материал.

Благодаря инновационному подходу и толерантности к различным техникам и технологиям в современном искусстве, обучающиеся ДХШ, изучая материал в учебных пособиях «Живопись» и «Рисунок», знакомятся с применением различных материалов и технологий, свойственных методическим подходам школ разных регионов страны.
В концепции пособий заложена возможность выбора детьми совместно с педагогом тех материалов и технологий, которые наиболее близки методике обучения в данной школе.

Актуальные современные методики и наработки вошли в учебные пособия «Живопись» и «Рисунок» благодаря объединению известных авторов, иллюстраторов из ведущих ДХШ и опытных редакторов. Адаптированное к возрасту учащихся описание технологии выполнения каждого задания и их иллюстрирование помогает понять и запомнить последовательность выполнения заданий. Использование в работе с обучающимися инновационных форм, средств и методов обучения содействует повышению внутренней мотивации к обучению, к познавательной и творческой деятельности, к профессиональному самоопределению [14, с. 132].

При обучении в ДХШ дети, в том числе изучая учебные пособия по рисунку и живописи, познают различные подходы к изображению (реалистический, декоративный). При освоении предпрофессиональной программы обучающиеся должны приобрести навыки грамотного последовательного ведения работы над натюрмортом, фигурой или интерьером, связывать свои умения с другими учебными предметами образовательной программы.

Учебное пособие «Живопись» дополнено возможностью выбора материалов и техники выполнения практической работы. Практическая часть содержит примеры работ обучающихся в двух вариантах материалов: акварель и гуашь, что соответствует демократическим принципам и современным тенденциям в обучении живописи в ДХШ. Данный принцип лежит в основе понимания, что обучение изобразительному искусству – это постоянный поиск истины и красоты, а не только передача знаний, художественных приемов, изобразительных техник и технологий [15, с. 48].

Важно отметить, что на основе опроса и анализа работы преподавателей детских школ искусств выяснилось, что качество образования зависит в том числе и от наличия и применения в образовательном процессе различных компонентов учебно-методических комплексов (далее – УМК). УМК в ДХШ состоит в основном из образовательной программы (дополнительной предпрофессиональной или общеразвивающей программы), программ учебных предметов, наглядных пособий и материалов, литературы различных авторов, не относящихся непосредственно к учебному процессу.

Умение использовать учебные пособия при построении оптимальных образовательных технологий в ДХШ говорит о высокой профессиональной компетентности педагога, о том, что преподаватель стремится к комплексному развитию своих профессиональных знаний и умений, умеет проектировать педагогический процесс [16, с. 146].

В современных ДХШ в недостаточной степени разрабатываются и применяются учебные компоненты УМК. Преподаватели на местах часто не обеспечены и не умеют пользоваться учебными пособиями (учебниками), специально созданными для ДХШ, соответствующими федеральным государственным требованиям в области искусств (далее – ФГТ) и современным подходам к организации образовательной деятельности.

В рамках данного исследования был проведен эксперимент. Содержательной основой .данного этапа эксперимента было проведение и организация семинаров-практикумов для преподавателей школ – участников эксперимента: Детской художественной школы им. М. Шагала г. Тольятти Самарской области, Детской художественной школы № 3 имени Е.В. Гурова» г. Омска, Детской художественной школы № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова г. Тамбова, Детской школы искусств «Центр» г. Москвы.

Всего в эксперименте участвовало 66 чел., из них по 33 участника вошли в контрольную и экспериментальную группы. Итоговый контроль состоит из констатации изменений в экспериментальной группе и сравнении результатов.

Итоговый контроль показал, что среди вариантов решения системных проблем наиболее результативными являются: обучение преподавателей новым методическим технологиям (применению современных учебных пособий, разработке дополнений, созданию УМК); формирование и осмысление новых задач, поставленных перед преподавателями ДХШ; формирование единого методического поля среди коллег, единомышленников в методические объединения, союзы, советы для эффективного консолидированного решения проблем.

В результате эксперимента была выявлена положительная динамика как в совершенствовании качества учебного процесса и овершенствовании учебных работ, так и результатах участия в творческих конкурсах (рисунок).

Динамика развития профессиональных компетенций преподавателей ДХШ (в %)

Учебные пособия «Рисунок» и «Живопись» – единственные учебники, созданные для реализации предпрофессиональных программ и полностью обеспечивающие материалами реализацию программ данных учебных предметов. Но на текущий момент еще не изданы учебные пособия 5-го и 6-го года обучения по данным предметам. Также отсутствуют учебники по учебным предметам «Композиция станковая», «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства» и другим предметам по дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что обеспеченность учебного процесса в ДХШ учебниками и учебными пособиями на данном этапе недостаточная, но концепция новых современных учебных пособий «Рисунок» и «Живопись» полностью отвечает потребностям сопровождения образовательного процесса в ДШИ по четырем годам обучения по предпрофессиональной программе. Использование обучающимися и преподавателями учебных пособий повышает профессиональную изобразительную грамотность, развивает умение решать как технические, так и творческие изобразительные задачи; совершенствует владение различными техниками и приемами изображения; оснащает знаниями и умениями аналитической оценки произведений изобразительного искусства.

Современный темп жизни и развития общества требует оптимизации процесса обучения изобразительному искусству в ДХШ, необходимы эффективные способы трансляции визуальной информации, построение четких методик выполнения заданий, системный подход к обучению. Применение учебных пособий в ДХШ поможет преподавателям эффективно руководить процессом освоения обучающимися ценностей изобразительного искусства.