Введение
Проблема совершенствования процесса обучения в детских школах искусств (ДШИ), развития технологий и методик обучения изобразительному искусству (далее – ИЗО) важна для понимания значения и развития путей учебно-методического обеспечения образования в детских художественных школах (далее – ДХШ).
Сохранение академических традиций, методик и закрепление основ обучения закладывается в учебниках и учебных пособиях, обеспечивает главное направление методической деятельности в ДХШ.
В данной статье изучена концепция, заложенная в основе современных учебных пособий по рисунку и живописи, основанная на принципах формирования у обучающихся умения грамотно анализировать графические и живописные произведения, а также накопления знаний, позволяющих понимать и успешно осваивать закономерности последовательного ведения практической работы над заданиями по рисунку и живописи как на занятиях в учебных аудиториях, так и при выполнении самостоятельных заданий.
В данном исследовании разбирается учебный комплект для детских художественных школ: учебные пособия «Живопись» для 5(6)-летнего обучения по предпрофессиональной программе (авторы И.В. Ловцова, С.А. Горчаков) и учебные пособия «Рисунок» для 5(6)-летнего обучения по предпрофессиональной программе (авторы И.В. Ловцова, И.И. Корнеев), созданные на основании обобщения традиционных и современных методик, ресурса детских школ искусств, передового педагогического опыта, основанного на академических традициях обучения изобразительному искусству [1; 2].
Практическая значимость данного исследования обусловлена, во-первых, привлечением внимания к проблеме отсутствия практики применения современных учебных пособий при организации образовательного процесса в детских школах искусств, который открывает возможности для совершенствования компетенций преподавателей. Во-вторых, результаты анализа применения учебных пособий позволяют расставить приоритеты
в обеспечении методической базой. В-третьих, собранная первичная база данных учебников по рисунку и живописи в будущем может служить основой для создания пополняемой базы учебников и учебных пособий в области изобразительного искусства по всем предметам, изучаемым в детских школах искусств.
В соответствии с классической методикой преподавания рисунка и живописи содержание каждой темы данных учебных пособий начинается с изучения теоретического материала, понятий, теорий и примеров картин, в том числе через анализ произведений.
В пособиях логично и компактно, понятным языком описана практическая деятельность обучающихся по созданию работ на уроке, выполнению упражнений и домашней (самостоятельной) работы, максимально визуализирована суть каждой темы, что увеличивает скорость восприятия. Роль современного художественного образования
в создании культурного пространства, которое будет ориентировано на современные темпы жизни и способы восприятия информации, позволяющие эффективно и быстро осваивать различные аспекты искусства, очень важна [3, с. 11]. Педагог направляет обучающихся на изучение и анализ материала, формируя эстетическую грамотность как комплекс умений, позволяющих ориентироваться в культуре, воспринимать, объяснять эстетическое содержание и решать творческие задачи [4, с. 20].
Методика изобразительного искусства основывается на опыте профессиональных художников, анализе художественных работ, комбинировании различных видов деятельности, циклического повторения основных заданий [5, с. 150]. В данной статье подчеркивается необходимость последовательного изучения теоретического (изучение понятий на примерах эталонных учебных работ и произведений великих художников)
и практического материала (с использованием пошаговых рекомендаций по выполнению заданий и работами, созданными лучшими детскими художественными школами страны).
Целью исследования является изучение обеспеченности учебного процесса в ДХШ учебниками и учебными пособиями и обоснование важности применения современных инновационных учебных пособий по рисунку и живописи для повышения качества обучения по дополнительным предпрофессиональным программам.
Материалы и методы исследования
Данное исследование основывалось на анализе и синтезе информации, полученной из различных регионов, проведения педагогического эксперимента (МБОУ ДО «Детская художественная школа им. М. Шагала» г. Тольятти Самарской области, БОУ ДО «Детская художественная школа № 3 имени Е.В. Гурова» г.Омска, МБОУ ДО «Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова» г. Тамбова, ГБУДО «Детская школа искусств «Центр» г.Москвы). Всего в эксперименте участвовало 66 чел., из них по 33 участника вошли в контрольную и экспериментальную группы. Итоговый контроль состоит из констатации изменений в экспериментальной группе и сравнении результатов.
Также был изучен передовой педагогический опыт практики и методики обучения в ведущих ДХШ. Анализ осуществлялся в детских школах искусств различных субъектов Российской Федерации на основе организаций дискуссий и рассмотрения материалов при проведении форумов, семинаров-практикумов, консультаций, научных и методических конференций. При исследовании были применены различные методы: проблемно-поисковый; исследовательский; метод индукции, дедукции, анализа, синтеза, наблюдения, творческий метод и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате исследования выявлена необходимость понимания, что развитие профессиональной компетентности преподавателей изобразительного искусства в ДХШ напрямую связано с умением применять различные средства обучения и знания о современных учебных материалах для детских школ искусств. Сохранение и закрепление опыта обучения в детских школах искусств в современных учебных изданиях важно потому, чтометодикаизучаетособенности и специфику, выстраивая закономерности обучения, в том числе в связи с возрастными изменениями и развитием ребенка [6, с. 1]. Учебные материалы, адаптированные к специфике обучения и возрастным особенностям детей, помогут обучающимся эффективнее освоить различные способы изображения, подходы в изобразительном искусстве.
Для достижения устойчивых результатов в современном художественном образовании необходимы эффективные, современные и универсальные методики, которые создадут доступную многокомпонентную образовательную среду и будут мотивировать обучающихся к достижению наивысших результатов в своем личном творчестве в данной области [7, с. 233].
Автором проанализированы в широком обсуждении результаты использования учебных пособий с профессиональным сообществом (в том числе с участием преподавателей Белоруссии, Азербайджана), получены положительные отзывы и понимание значения описанных методик. Обсуждения были организованы в рамках участия в конференциях, семинарах и форумах. Например, на Международных научно-практических конференциях Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в 2022, 2023 гг. (г. Москва); на Всероссийской научно-практической конференции «Детская школа искусств – 2022: образование, управление, развитие», 2022 г. (г. Санкт-Петербург); на Всероссийской научно-практической конференции «Чистяковские чтения» (г. Томск); на Всероссийских научно-практических конференциях Санкт-Петербургского государственного академического лицея имени Б.В. Иогансона при Российской академии художеств (2023, 2024 гг.); на Всероссийской конференции методических служб регионов Российской Федерации (2023, 2024 гг.); на конференциях детских школ искусств различных федеральных округов (2024, 2025 гг.) и др.
Наличие современного эффективного методического обеспечения учебного процесса при обучении изобразительному искусству в ДХШ, построение оценки качества процесса обучения ИЗО на основах развития индивидуальной траектории творческого развития детей – все это показатели эффективности преподавателя современной ДХШ. Технологии обучения должны быть построены на принципах быстрого эффективного освоения техник и приемов живописи и рисунка [8, с. 247]. На современном этапе обучения по предметам ИЗО требуется оптимизация подачи информации, эффективная визуализация и методическая системность в обучении. Необходимо совершенствовать такие универсальные компетенции преподавателя, как умение планировать, анализировать, систематизировать действия при движении к результату, выстраивать педагогическое общение и создавать комфортную среду в процессе обучения, так как изобразительное искусство является важным инструментом не только в обучении, но и в воспитании личности детей [9, с. 248].
Учеными доказан потенциал дополнительного образования в социальном продвижении, в развитии и профессиональном самоопределении детей. [10, с. 36].
В современном художественном образовании все больше и больше предъявляются требования к учебному процессу, как в части совершенствования его содержания, форм и методов обучения, так и в организации профессионально-творческой деятельности, которая строится на системности академических принципов и современном развитии профессий.
Для совершенствования эффективности обучения преподаватели ориентируются не только на формальные принципы построения образовательного процесса, следуя устоявшимся нормам, но и готовы постоянно повышать свое профессиональное мастерство, создавая необходимые условия для повышения качества образования. Это происходит в том числе через изучение передового опыта профессионалов с целью выбора лучших методик и других способов повышения результатов обучения и творческой деятельности [11, с. 18].
При анализе учебных пособий выявлено, что материал разложен по темам в соответствии с рекомендованными Министерством культуры Российской Федерации программами учебных предметов. Обучающиеся на примерах изучают традиционные академические методики и подходы в изображении, что способствует сохранению фундаментальных основ русской школы изобразительного искусства.
Классические методики обучения, например, живописи или рисунку важны и результативны, но технологии необходимо постоянно совершенствовать и развивать во всех направлениях [12, с. 55]. Работа по четко выстроенной системе знаний и поэтапно наращиваемых умений – признак современного эффективного подхода к обучению в искусстве. Изучение учебных текстов и обучение учащихся анализу произведений изобразительного искусства – это «…воспитание творца, развитие через искусство чувственного и интеллектуального мышления» обучающегося [13, с. 323]. Рецензенты и пользователи рассматриваемых учебных пособий отмечают точное соответствие учебной программе, четкую логичность, методическую ценность материалов и богатый иллюстративный материал.
Благодаря инновационному подходу и толерантности к различным техникам и технологиям в современном искусстве, обучающиеся ДХШ, изучая материал в учебных пособиях «Живопись» и «Рисунок», знакомятся с применением различных материалов и технологий, свойственных методическим подходам школ разных регионов страны.
В концепции пособий заложена возможность выбора детьми совместно с педагогом тех материалов и технологий, которые наиболее близки методике обучения в данной школе.
Актуальные современные методики и наработки вошли в учебные пособия «Живопись» и «Рисунок» благодаря объединению известных авторов, иллюстраторов из ведущих ДХШ и опытных редакторов. Адаптированное к возрасту учащихся описание технологии выполнения каждого задания и их иллюстрирование помогает понять и запомнить последовательность выполнения заданий. Использование в работе с обучающимися инновационных форм, средств и методов обучения содействует повышению внутренней мотивации к обучению, к познавательной и творческой деятельности, к профессиональному самоопределению [14, с. 132].
При обучении в ДХШ дети, в том числе изучая учебные пособия по рисунку и живописи, познают различные подходы к изображению (реалистический, декоративный). При освоении предпрофессиональной программы обучающиеся должны приобрести навыки грамотного последовательного ведения работы над натюрмортом, фигурой или интерьером, связывать свои умения с другими учебными предметами образовательной программы.
Учебное пособие «Живопись» дополнено возможностью выбора материалов и техники выполнения практической работы. Практическая часть содержит примеры работ обучающихся в двух вариантах материалов: акварель и гуашь, что соответствует демократическим принципам и современным тенденциям в обучении живописи в ДХШ. Данный принцип лежит в основе понимания, что обучение изобразительному искусству – это постоянный поиск истины и красоты, а не только передача знаний, художественных приемов, изобразительных техник и технологий [15, с. 48].
Важно отметить, что на основе опроса и анализа работы преподавателей детских школ искусств выяснилось, что качество образования зависит в том числе и от наличия и применения в образовательном процессе различных компонентов учебно-методических комплексов (далее – УМК). УМК в ДХШ состоит в основном из образовательной программы (дополнительной предпрофессиональной или общеразвивающей программы), программ учебных предметов, наглядных пособий и материалов, литературы различных авторов, не относящихся непосредственно к учебному процессу.
Умение использовать учебные пособия при построении оптимальных образовательных технологий в ДХШ говорит о высокой профессиональной компетентности педагога, о том, что преподаватель стремится к комплексному развитию своих профессиональных знаний и умений, умеет проектировать педагогический процесс [16, с. 146].
В современных ДХШ в недостаточной степени разрабатываются и применяются учебные компоненты УМК. Преподаватели на местах часто не обеспечены и не умеют пользоваться учебными пособиями (учебниками), специально созданными для ДХШ, соответствующими федеральным государственным требованиям в области искусств (далее – ФГТ) и современным подходам к организации образовательной деятельности.
В рамках данного исследования был проведен эксперимент. Содержательной основой .данного этапа эксперимента было проведение и организация семинаров-практикумов для преподавателей школ – участников эксперимента: Детской художественной школы им. М. Шагала г. Тольятти Самарской области, Детской художественной школы № 3 имени Е.В. Гурова» г. Омска, Детской художественной школы № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова г. Тамбова, Детской школы искусств «Центр» г. Москвы.
Всего в эксперименте участвовало 66 чел., из них по 33 участника вошли в контрольную и экспериментальную группы. Итоговый контроль состоит из констатации изменений в экспериментальной группе и сравнении результатов.
Итоговый контроль показал, что среди вариантов решения системных проблем наиболее результативными являются: обучение преподавателей новым методическим технологиям (применению современных учебных пособий, разработке дополнений, созданию УМК); формирование и осмысление новых задач, поставленных перед преподавателями ДХШ; формирование единого методического поля среди коллег, единомышленников в методические объединения, союзы, советы для эффективного консолидированного решения проблем.
В результате эксперимента была выявлена положительная динамика как в совершенствовании качества учебного процесса и овершенствовании учебных работ, так и результатах участия в творческих конкурсах (рисунок).
Динамика развития профессиональных компетенций преподавателей ДХШ (в %)
Учебные пособия «Рисунок» и «Живопись» – единственные учебники, созданные для реализации предпрофессиональных программ и полностью обеспечивающие материалами реализацию программ данных учебных предметов. Но на текущий момент еще не изданы учебные пособия 5-го и 6-го года обучения по данным предметам. Также отсутствуют учебники по учебным предметам «Композиция станковая», «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства» и другим предметам по дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства.
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что обеспеченность учебного процесса в ДХШ учебниками и учебными пособиями на данном этапе недостаточная, но концепция новых современных учебных пособий «Рисунок» и «Живопись» полностью отвечает потребностям сопровождения образовательного процесса в ДШИ по четырем годам обучения по предпрофессиональной программе. Использование обучающимися и преподавателями учебных пособий повышает профессиональную изобразительную грамотность, развивает умение решать как технические, так и творческие изобразительные задачи; совершенствует владение различными техниками и приемами изображения; оснащает знаниями и умениями аналитической оценки произведений изобразительного искусства.
Современный темп жизни и развития общества требует оптимизации процесса обучения изобразительному искусству в ДХШ, необходимы эффективные способы трансляции визуальной информации, построение четких методик выполнения заданий, системный подход к обучению. Применение учебных пособий в ДХШ поможет преподавателям эффективно руководить процессом освоения обучающимися ценностей изобразительного искусства.