Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

СИСТЕМА СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Бурмистенко М.С. 1 Столярчук И.А. 2 Столярчук Л.И. 3
1 Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина
2 ФГБОУ ВО Волгоградский государственный университет
3 Волгоградский социально-педагогический университет
Бурмистенко М.С. - анализ данных, проведение исследования, предоставление ресурсов, разработка программного обеспечения, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи
Столярчук И.А. - разработка концепции, работа с данными, проведение исследования, методология исследования, разработка программного обеспечения, валидация результатов, написание черновика рукописи
Столярчук Л.И. - разработка концепции, работа с данными, проведение исследования, методология исследования, научное руководство, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Статья посвящена проблеме разработки системы средств, необходимых для организации педагогических условий успешной реализации процесса гендерной социализации в связи с происходящими изменениями в российском обществе. Модернизация образования повышает значение социализации. Гендерная социализация также становится одним из элементов модернизации, одного из видов социализации. В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования также отмечена важность социализации как обязательной части основной образовательной программы колледжа, что способствовало формулировке темы исследования – теоретическое обоснование и методическая разработка системы средств организации педагогических условий процесса гендерной социализации обучающихся колледжа. Методологической основой исследования определены целостный и гендерный подходы. Целостный позволил обосновать полный процесс гендерной социализации обучающихся колледжа, систему эффективных средств успешной организации педагогических условий исследуемого процесса и методически ее разработать для успешной реализации изучаемого процесса. Положения гендерного (социального) подхода способствовали уточнению сущности гендерной социализации (в отличие от прежнего понимания биологического, дифференцированного по признаку пола, жесткой сегрегации всего «женского» и «мужского», включая профессиональную сферу) и переходу к пониманию современных универсальных профессий для мужчин и женщин. Представлена разработанная система средств организации педагогических условий успешной реализации процесса гендерной социализации в колледже (на опыте ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина»), способствующая сформированности гендерной социализированности обучающихся колледжа как результата исследуемой гендерной социализации.
гендерная социализация
обучающиеся колледжа
система средств
целостный и гендерный подходы
педагогические условия
целостный процесс
гендерная социализированность
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-29122012-n-273-fz-ob/ (дата обращения: 25.07.2025).
2. Приказ Минпросвещения России от 03.07.2024 № 464 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-03072024-n-464/prik az/ (дата обращения: 28.07.2025).
3. Вырщиков А.Н., Соловцова И.А., Столярчук Л.И. Теоретические основы воспитания и социализации в современной школе: монография. Министерство образования и науки Российской Федерации; Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2018. 168 с. ISBN 978-5-9935-0385-1.
4. Штылева Л.В. Гендерная социализация в школьном образовании. (Вопросы обучения и воспитания) // Педагогика. 2017. № 3. С. 57–64.
5. Столярова К.А. Гендерная социализация молодежи в образовании // Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 95–102. DOI: 10/21064/ WinRS/2022/0.10.
6. Ярошенко Е.В., Каргиева З.К. Модель процесса формирования гендерной идентичности мальчиков-подростков средствами физического воспитания // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А. С. 106–119. DOI: 10.34670/AR.2020.14.15.012.
7. Шабышева Ю.Е., Антипьева М.В., Шилова И.М. Гендерные особенности буллинга у старшеклассников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 6А. С. 110–118. DOI: 10.34670/AR.2021.77.21.012.
8. Ключко О.И. Гендерные трансформации в социализации и ментальности российской молодежи // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2018. № 1 (25) С. 29–35.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-transformatsii-v-sotsializatsii-i-mentalnosti-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения: 12.08.2025).
9. Хасбулатова О.А., Смирнова И.Н. Гендерные стереотипы в цифровом обществе: современные тенденции // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 2. С. 161–171. DOI: 10.19181/population.2020.23.2.14.
10. Бурмистенко М.С. Сущность гендерной социализации обучающихся в условиях колледжа // Известия Волгоградского педагогического университета. 2024. № 6 (189). С. 77–81.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-gendernoy-sotsializatsii-obuchayuschihsya-v-usloviyah-kolledzha (дата обращения: 12.08.2025).
11. Коротков А.М., Сахарчук Е.И., Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование в современных условиях: методология, теория, практика: монография / Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019. 196 с. ISBN 978-5-9935-04116-2. EDN: LFNQVS.
12. Глебов А.А. Критерии целостности системы педагогических средств // Известия Волгоградского педагогического университета. 2017. № 3 (116). С. 20–23.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-tselostnosti-sistemy-pedagogicheskih-sredstv (дата обращения: 12.08.2025).
13. Столярчук Л.И., Алешина Л.И., Грачев К.Ю., Федосеева С.Ю. Воспитание репродуктивной культуры обучающихся в практике общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33157 (дата обращения: 04.08.2025). DOI: 10.17513/spno.33157.
14. Мамедова Л.В., Кобазова Ю.В. Гендерная социализация старших школьников в контексте общего процесса социализации // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2017. № 2. С. 87–91.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-sotsializatsiya-starshih-shkolnikov-v-kontekste-obschego-protsessa-sotsializatsii (дата обращения: 15.07.2025).
15. Клецина И.С., Иоффе Е.В. Нормы женского поведения: традиционная и современная модели // Женщина в российском обществе. 2019. № 3. С. 72–90.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normy-zhenskogo-povedeniya-traditsionnaya-i-sovremennaya-modeli (дата обращения: 13.08.2025).

Введение

Происходящие в российском обществе изменения отражены в различных государственных документах о социализации обучающихся.В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «Об образовании в Российской Федерации» усиливается значимость социализации обучающихся [1]. В Приказе Минпросвещения России от 03.07.2024 № 464 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» выделяется требование внесения социализации в обязательную часть основной образовательной программы колледжа [2]. «Гендерная социализация является видом социализации» [3, с. 140], что потребовало разработки системы средств, необходимых для организации педагогических условий успешной реализации процесса гендерной социализации обучающихся колледжа как будущего России.

Опрос студентов ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина» (223 обучающихся) выявил гендерные стереотипы, препятствующие гендерной социализированности обучающихся. Полученные данные о низкой гендерной социализированностиподтверждены рядом исследований. Л.В.Штылева пишет: «Современное образование закрепляет гендерные стереотипы и сопровождается распространением сексизма, что относится к проблеме, требующей неотложных исследований» [4, c. 64]. К.А. Столярова отмечает: «Система общего образования наполнена гендерными стереотипами, что осложняет процесс гендерной социализации и девушек, и юношей» [5, c. 100], в том числе при выборе профессии. Е.В. Ярошенкосетует на несформированную гендерную идентичность обучающихся как важную составляющую гендерной социализации:«Анализ практики общеобразовательных школ Ставропольского края… показал несформированность гендерной идентичности у мальчиков-подростков, отсутствие у них целостных представлений о себе, неспособность к проявлению рефлексии по отношению к самому себе и своей деятельности» [6, c. 108]. Ю.Е. Шабышева, М.В. Антипьева, И.М. Шилова исследуют буллинг как негативное проявление гендерной социализации: «Показатель прямого буллинга заметно выше у мальчиков (2,9 против 1,6 у девочек), что свидетельствует о различном поведении представителей двух полов в ситуации конфликтов, в том числе травле в любой форме [7, c. 115], что требует разработки системы средств для минимизации, пропедевтики рисков негативной гендерной социализации.

Теоретическое обоснование организации педагогических условий процесса гендерной социализации и разработка системы соответствующих средств являются целью исследования, поскольку не позволяют тиражировать устаревшие гендерные стереотипы при выборе профессионального пути, не ограничивают только традиционно «женскими» и «мужскими» профессиями, способствуют проявлению индивидуальных особенностей, интересов и самокоррекции гендерной социализации обучающихся, востребованные практикой среднего профессионального образования.

Материалы и методы исследования

Понятие «гендерная социализация» в педагогике исследователи (Л.И.Столярчук, О.И.Ключко, О.А. Хасбулатова и И.Н. Смирнова) рассматривают как «процесс развития гендерных знаний, обоснование эгалитарных ценностей и соответствующего поведения обучающихся» [3, с. 154]. Исследователи отмечают, что в ХХ в. произошли существенные изменения «одного из фундаментальныхфакторов социализации индивида – отношений между полами в семье и обществе: были признаны идея равноправия полов и вариативность моделей маскулинности и феминности» [8, с.29–30]. И подчеркивают, что «высокая степень влияния гендерных стереотипов на выбор профессии выступает барьером на пути развития личности и оказывает негативное воздействие на качество человеческого капитала» [9, с. 161].

Позиция авторов заключается в понимании социальной сущности гендерной социализации, не предполагающей противопоставление мужского и женского, в отличие от биологической. В ходе гендерной социализации сегодня целесообразна организация педагогических условий для наиболее полной самореализации обучающихся, независимо от признака пола в новыхпрофессиях и видах деятельности, востребованных в современном обществе.В условиях колледжа предполагается реализация системы средств, необходимой для организации педагогических условий успешной реализации процесса гендерной социализации. Профессиональная подготовка осуществляется по направлениям (например, «Сварочное производство» и др.), которые в обыденном сознании, в соответствии с гендерными стереотипами, считаются традиционно «мужскими»профессиями, и по направлениям («Поварское и кондитерское дело», «Технологии индустрии красоты» (предоставление парикмахерских услуг)), традиционно считающихся «женскими».И мальчики, оказавшиеся в меньшинстве на «женских» специальностях, а девочки – на «мужских», нередко соприкасаются с гендернымпритеснением и недоброжелательностью («Зачем пришли учиться “не своему” делу?»).

Базой исследования стал ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина».

Предлагаемая к рассмотрению разработанная авторами система педагогических средств предполагает организацию педагогических условий для успешной реализации процесса гендерной социализации обучающихся, минимизирующего негативное влияние стихийной гендерной социализации, ее движения по деструктивному или негативному руслу. В результате ожидается личностный результат обучающихся – гендерная социализированность как «динамическое профессионально-личностное образование обучающихся колледжа, включающее знания о преимуществах социальной… методологии гендерной социализации, ценностное отношение обучающихся к эгалитарным отношениям и гендерное поведение, свободное от гендерных стереотипов и предрассудков» [10, с. 80] в условиях новой социальной и образовательной реальности.

В понимании педагогических условий и системы педагогических средств мы опирались на критерии ученых Волгоградской научной школы целостного процесса (Н.К.Сергеев, А.М.Коротков, Е.И.Сахарчук) о том, что непрерывное педагогическое образование в современных условиях, и методология, и теория, и практика базируются на целостности средств [11], а также (А.А.Глебов) о педагогических условиях, которые являются теоретическими положениями, направленными на усиление или ослабление педагогических средств, но сами не производят изменения. Педагогические средства – это все то, что является причиной изменений личности, это элементы и связи процесса. Важна идея «о единстве цели, средств и ожидаемого результата», «выборе системообразующего средства и дополняющих средств»[12, с. 22]. Для того чтобысистема средств соответствовала требованиям критериев, в ходе данного исследования была определена цель – теоретическое обоснование и разработка системы средств организации педагогических условий процесса гендерной социализации обучающихся колледжа, ориентированная на результат – гендерную социализированность обучающихся. Для достижения ожидаемого результата в систему средств были включены: системообразующее средство и дополняющие средства, вспомогательные подсистемы, имеющие частные цели (задачи), соответствующие общей цели и не нарушающие ее целостность при реализации педагогических условий гендерной социализации обучающихся колледжа.

В опытно-экспериментальной работе, осуществляемой с 2023 по 2025 г. в ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина», приняли участие учащихся первых – третьих курсов, всего 261 чел., из них 130 – экспериментальная и 131 – контрольная группа. На первом этапе реализации системы педагогических средств были выявлены уровни гендерной социализированности обучающихся: низким «стереотипно-половым уровнем социализированности» характеризовались 37 % обучающихся в связи со спецификой получаемых профессий, считающихся традиционно «мужскими» или традиционно «женскими». Мальчики, оказавшиеся в меньшинстве на определенных специальностях, например «Поварское и кондитерское дело», «Технологии индустрии красоты» (предоставление парикмахерских услуг), а девочки – на специальностях «Информационные системы и программирование», «Сварочное производство», соприкасались с гендерными стереотипами сверстников, недоброжелательностью или притеснением, которое не могли преодолеть из-за недостаточных теоретических гендерных знаний; средним – «нормативно-гендерной социализированности» – 57 % обучающихся с эпизодическим проявлением гендерной толерантности, отношением к гендерному равенству как к жизненно важной демократической ценности); высоким уровнем – «эгалитарно-творческой гендерной социализированности» – 3 % обучающихся, сумевших преодолеть негативные барьеры для эгалитарного гендерного взаимодействия и устранить комплексы, успешно овладевая профессией, независимо от пола).

Первая подсистема средств была нацелена на реализацию методологическихпедагогических условий, направленных на формирование гносеологического компонента гендерной социализации. Цель первой подсистемы – гендерное просвещение обучающихся. В ходе овладения выбранной будущей профессией, содержание предметов дополнялось знаниями о понятии «гендер», историческими и культурными аспектами гендерных различий, а также актуальных проблем гендерного равенства, способствующего более успешному овладению профессией благодаря идеям социальной методологии гендерной социализации. Ожидаемым результатом было овладение теоретическими знаниями о преимуществах социальной методологии гендерной социализации, способствующими развитию гендерной социализированности – стремление к преодолению низкого уровня – стереотипно-половой социализированности, пониманию несостоятельности строгой дифференциации по полу и важности перехода к «положениям современной гуманитарной (социальной) методологии гендерного подхода» [13].

Вторая подсистема средств была направлена на реализацию организационных педагогических условий, направленных на формирование аксиологического компонента гендерной социализации. Цель второй подсистемы – ценностная ориентация обучающихся.Обучающиеся колледжа сталкивались со стереотипными установками гендерных ролейсреди сверстников, присущих традиционным нормам, дискриминацией и ограничениями по половому признаку, что снижало их мотивацию и мешало достижению профессиональных и личностных целей. Выявлялисьуровни гендерной социализированности, в соответствиис которыми обучающиеся условно были разделены на соответствующие группы. Ожидаемым результатом представителей среднего уровня «нормативно-гендерной социализированности» являлось «присвоение» обучающимися ценностей гендерного равноправия на основе социальной методологии гендерного подхода, способствующего развитию гендерной социализированности – среднего уровня – «нормативно-гендерной социализированности», отличающегося проявлениями гендерной толерантности, отношением к ней как к ценности, так как «гендерная социализация является наиболее важной составляющей процесса социального развития… способствует самоопределению в личностной и профессиональной сфере» [14, с. 88].

Третья подсистема средств была сконцентрирована на реализации методических педагогических условий, направленных на формирование рефлексивного компонента гендерной социализации. Цель третьей подсистемы – равноценная самореализация обучающихся. Обучающиесяв ходе овладения будущей профессиональной деятельностью, имеющей гендерную ориентированность, обсуждали вопросы влияния гендерных стереотипов на выбор профессий, традиционно считающихся «женскими» или «мужскими», о важности достижения равных возможностей обоих полов.Ожидаемым результатом представителейвысокого уровня «эгалитарно-творческой гендерной социализированности» являлась готовность и умение аргументировать важность идеи гендерного равенства, проявлять взаимоуважение к одногруппникам независимо от признака пола, умение воспринимать гендерные различия как равноценные, а не противопоставительные. Обучающиеся осознают и принимают принципы гендерного равенства и взаимоуважения –благоприятные условия для их самореализации и самоопределения в будущей профессии без гендерных стереотипов и предрассудков. «Главными чертами взаимодействия мужчин и женщин вместо иерархичности статусных позиций и взаимодополнительности ролей, характерных для традиционной модели, становятся эгалитарность и взаимозаменяемость в ролевом поведении» [15, с. 82].

При разработке системы средств, необходимой для организации педагогических условий успешной реализации процесса гендерной социализации обучающихся колледжа систематизирующим педагогическим средством стала подготовка ими индивидуального проекта. Обучающиесясамостоятельно готовилииндивидуальные проекты, решая профессиональные задачи в выбранной сфере деятельности с учетом гендерной ориентированности.Консультации с преподавателями обеспечили успешное преодоление профессиональных и гендерных препятствий. Например, Александр С., обучающийся по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» при выполнении проектапроявил творчество, авторскую педагогическую гендерную позицию, собрав информацию об известных кондитерах и поварах-кондитерах, которые заслужили признание благодаря своим мастерству и инновациям:Ренат Агзамов,Андрей Канакин (лучший шоколатье России), Александр Кислицын, Саба Джанджгава (король эклеров), Ферран Адриа, Пьер Эрме, Макс Венгер и др.), успешно продемонстрировав своим сокурсникам, что кондитер сегодня не «женская», а универсальная профессия, успехов в которой могут достичь и женщины, и мужчины.Защита индивидуальных проектов происходила публично перед сокурсниками.

В каждой группе подсистем средств, в соответствиис общей целью системы, ставились цели подсистемы (конкретизированные задачи) применялись наряду с системообразующим средством и вспомогательные средства: лекция, классный час, родительское собрание, внеурочные мероприятия в «Гендерном клубе» (первая группа подсистемы средств); волонтерская деятельность, посещение музеев, театров, концертов, участие в спортивных играх и др. мероприятиях (вторая группа подсистемы средств); методические рекомендации, брошюры для родителей и обучающихся, переработка и дополнение учебных материалов, дискуссии (третья подсистема средств). Вспомогательные средства всех подсистем являлись дополняющими к системообразующему средству (проекту).

Результаты исследования и их обсуждение

В результате данного исследования уточнена «сущность гендерной социализированности» как результат гендерной социализации обучающихся колледжа.

Положения целостного и гендерного подхода послужили методологическим основанием исследования, позволившим определить педагогические условия гендерной социализации обучающихся. Теоретическое обоснование педагогических условий целостного процесса гендерной социализации позволило разработатьсистему педагогических средств, достичь поставленной цели исследования, педагогически организовав успешную гендерную социализацию обучающихся как вид социализации, значимость которой повышается в связи с требованиями модернизации образования для эффективной самореализации молодежи, способной обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России.

Организация педагогических условий успешной реализации процесса гендерной социализации обучающихся среднего профессионального образования (на опытеГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина») осуществлена благодаря разработанной системе средств, включающей системообразующее средство (выполнение индивидуального проекта и его защита) и вспомогательных средств (лекция, классный час, родительское собрание, внеурочные мероприятия в «Гендерном клубе»,волонтерская деятельность, посещение музеев, театров, концертов, участие в спортивных играх и др. мероприятиях, методические рекомендации для родителей и обучающихся, переработка и дополнение учебных материалов, дискуссии). Вспомогательные средства дополняли и усиливали эффективность системообразующего средства и позволили обнаружить повышение уровней гендерной социализированности обучающихся колледжа в ходе гендерной социализации вдинамике.

Заключение

Исследование проведено в соответствии с поставленной целью – теоретически обосновать и разработать систему средств организации педагогических условий процесса гендерной социализации обучающихся колледжа, которое дало возможность успешно решить исследуемую проблему.

Примененный в качестве методологической основы целостный подход дал возможность уточнить научное понимание «системы педагогических средств процесса», разработать систему средств и успешно применить ее в практике СПО. В результате выбора гендерного (социального) подхода удалось уточнить его прогрессивную сущность, открывающую более широкие возможности для обучающихся, независимо от их половой принадлежности в ходе гендерной социализации.

Таким образом, проведено теоретическое обоснование и разработка системы средств организации педагогических условий процесса гендерной социализации обучающихся колледжа, включающих: первую подсистему средств, нацеленную на гендерное просвещение обучающихся; вторуюподсистему средств – для ценностной ориентации обучающихся;третью подсистему средств – для равноценной самореализации обучающихся и их гендерной социализированности в целом. Разработанная система средств позволила организовать педагогические условия процесса гендерной социализации обучающихся колледжа, а обучающимся, как будущему России, – овладеть гендерными знаниями о важности равноценных отношений полов (первая подсистема средств); принять идеи гендерного равенства как ценностную позицию (втораяподсистема средств); овладеть умениями позитивного гендерного поведения, эгалитарного взаимодействия (третья подсистема средств) в образовательной практике среднего профессионального образования.


Конфликт интересов
нет

Библиографическая ссылка

Бурмистенко М.С., Столярчук И.А., Столярчук Л.И. СИСТЕМА СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34194 (дата обращения: 08.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34194