Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

SYSTEM OF MEANS OF ORGANIZING PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PROCESS OF GENDER SOCIALIZATION OF COLLEGE STUDENTS

Burmistenko M.S. 1 Stolyarchuk I.A. 2 Stolyarchuk L.I. 3
1 Yuri Gagarin Volgograd College of Management and New Technologies
2 Volgograd State University
3 Volgograd State Social and Pedagogical University, Russia, Volgograd
The article is devoted to the problem of developing a system of means necessary for organizing pedagogical conditions for the successful implementation of the process of gender socialization in connection with the ongoing changes in Russian society. The modernization of education increases the importance of socialization. Gender socialization is also becoming one of the elements of modernization as a type of socialization. The federal state educational standards for secondary vocational education also emphasize the importance of socialization as an essential part of the main educational program at a college, which has contributed to the formulation of the research topic: the theoretical justification and methodological development of a system of means for organizing pedagogical conditions for the process of gender socialization among college students. The study is based on a holistic and gender-specific approach. Holistic – allowed to substantiate the holistic process of gender socialization of college students, a system of effective means of successful organization of pedagogical conditions of the studied process and methodically develop it for the successful implementation of the studied process. The provisions of the gender (social) approach contributed to the clarification of the essence of gender socialization (in contrast to the previous understanding of biological, differentiated by gender, rigid segregation of all “female” and “male”, including the professional sphere), and the transition to understanding modern universal professions for men and women. The article presents a developed system of means for organizing pedagogical conditions for the successful implementation of the process of gender socialization at a college (based on the experience of the Yuri Gagarin Volgograd College of Management and New Technologies), which contributes to the formation of gender socialization among college students as a result of the studied gender socialization.
gender socialization
college students
system of means
holistic and gender approaches
pedagogical conditions
holistic process
gender socialization

Введение

Происходящие в российском обществе изменения отражены в различных государственных документах о социализации обучающихся.В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «Об образовании в Российской Федерации» усиливается значимость социализации обучающихся [1]. В Приказе Минпросвещения России от 03.07.2024 № 464 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» выделяется требование внесения социализации в обязательную часть основной образовательной программы колледжа [2]. «Гендерная социализация является видом социализации» [3, с. 140], что потребовало разработки системы средств, необходимых для организации педагогических условий успешной реализации процесса гендерной социализации обучающихся колледжа как будущего России.

Опрос студентов ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина» (223 обучающихся) выявил гендерные стереотипы, препятствующие гендерной социализированности обучающихся. Полученные данные о низкой гендерной социализированностиподтверждены рядом исследований. Л.В.Штылева пишет: «Современное образование закрепляет гендерные стереотипы и сопровождается распространением сексизма, что относится к проблеме, требующей неотложных исследований» [4, c. 64]. К.А. Столярова отмечает: «Система общего образования наполнена гендерными стереотипами, что осложняет процесс гендерной социализации и девушек, и юношей» [5, c. 100], в том числе при выборе профессии. Е.В. Ярошенкосетует на несформированную гендерную идентичность обучающихся как важную составляющую гендерной социализации:«Анализ практики общеобразовательных школ Ставропольского края… показал несформированность гендерной идентичности у мальчиков-подростков, отсутствие у них целостных представлений о себе, неспособность к проявлению рефлексии по отношению к самому себе и своей деятельности» [6, c. 108]. Ю.Е. Шабышева, М.В. Антипьева, И.М. Шилова исследуют буллинг как негативное проявление гендерной социализации: «Показатель прямого буллинга заметно выше у мальчиков (2,9 против 1,6 у девочек), что свидетельствует о различном поведении представителей двух полов в ситуации конфликтов, в том числе травле в любой форме [7, c. 115], что требует разработки системы средств для минимизации, пропедевтики рисков негативной гендерной социализации.

Теоретическое обоснование организации педагогических условий процесса гендерной социализации и разработка системы соответствующих средств являются целью исследования, поскольку не позволяют тиражировать устаревшие гендерные стереотипы при выборе профессионального пути, не ограничивают только традиционно «женскими» и «мужскими» профессиями, способствуют проявлению индивидуальных особенностей, интересов и самокоррекции гендерной социализации обучающихся, востребованные практикой среднего профессионального образования.

Материалы и методы исследования

Понятие «гендерная социализация» в педагогике исследователи (Л.И.Столярчук, О.И.Ключко, О.А. Хасбулатова и И.Н. Смирнова) рассматривают как «процесс развития гендерных знаний, обоснование эгалитарных ценностей и соответствующего поведения обучающихся» [3, с. 154]. Исследователи отмечают, что в ХХ в. произошли существенные изменения «одного из фундаментальныхфакторов социализации индивида – отношений между полами в семье и обществе: были признаны идея равноправия полов и вариативность моделей маскулинности и феминности» [8, с.29–30]. И подчеркивают, что «высокая степень влияния гендерных стереотипов на выбор профессии выступает барьером на пути развития личности и оказывает негативное воздействие на качество человеческого капитала» [9, с. 161].

Позиция авторов заключается в понимании социальной сущности гендерной социализации, не предполагающей противопоставление мужского и женского, в отличие от биологической. В ходе гендерной социализации сегодня целесообразна организация педагогических условий для наиболее полной самореализации обучающихся, независимо от признака пола в новыхпрофессиях и видах деятельности, востребованных в современном обществе.В условиях колледжа предполагается реализация системы средств, необходимой для организации педагогических условий успешной реализации процесса гендерной социализации. Профессиональная подготовка осуществляется по направлениям (например, «Сварочное производство» и др.), которые в обыденном сознании, в соответствии с гендерными стереотипами, считаются традиционно «мужскими»профессиями, и по направлениям («Поварское и кондитерское дело», «Технологии индустрии красоты» (предоставление парикмахерских услуг)), традиционно считающихся «женскими».И мальчики, оказавшиеся в меньшинстве на «женских» специальностях, а девочки – на «мужских», нередко соприкасаются с гендернымпритеснением и недоброжелательностью («Зачем пришли учиться “не своему” делу?»).

Базой исследования стал ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина».

Предлагаемая к рассмотрению разработанная авторами система педагогических средств предполагает организацию педагогических условий для успешной реализации процесса гендерной социализации обучающихся, минимизирующего негативное влияние стихийной гендерной социализации, ее движения по деструктивному или негативному руслу. В результате ожидается личностный результат обучающихся – гендерная социализированность как «динамическое профессионально-личностное образование обучающихся колледжа, включающее знания о преимуществах социальной… методологии гендерной социализации, ценностное отношение обучающихся к эгалитарным отношениям и гендерное поведение, свободное от гендерных стереотипов и предрассудков» [10, с. 80] в условиях новой социальной и образовательной реальности.

В понимании педагогических условий и системы педагогических средств мы опирались на критерии ученых Волгоградской научной школы целостного процесса (Н.К.Сергеев, А.М.Коротков, Е.И.Сахарчук) о том, что непрерывное педагогическое образование в современных условиях, и методология, и теория, и практика базируются на целостности средств [11], а также (А.А.Глебов) о педагогических условиях, которые являются теоретическими положениями, направленными на усиление или ослабление педагогических средств, но сами не производят изменения. Педагогические средства – это все то, что является причиной изменений личности, это элементы и связи процесса. Важна идея «о единстве цели, средств и ожидаемого результата», «выборе системообразующего средства и дополняющих средств»[12, с. 22]. Для того чтобысистема средств соответствовала требованиям критериев, в ходе данного исследования была определена цель – теоретическое обоснование и разработка системы средств организации педагогических условий процесса гендерной социализации обучающихся колледжа, ориентированная на результат – гендерную социализированность обучающихся. Для достижения ожидаемого результата в систему средств были включены: системообразующее средство и дополняющие средства, вспомогательные подсистемы, имеющие частные цели (задачи), соответствующие общей цели и не нарушающие ее целостность при реализации педагогических условий гендерной социализации обучающихся колледжа.

В опытно-экспериментальной работе, осуществляемой с 2023 по 2025 г. в ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина», приняли участие учащихся первых – третьих курсов, всего 261 чел., из них 130 – экспериментальная и 131 – контрольная группа. На первом этапе реализации системы педагогических средств были выявлены уровни гендерной социализированности обучающихся: низким «стереотипно-половым уровнем социализированности» характеризовались 37 % обучающихся в связи со спецификой получаемых профессий, считающихся традиционно «мужскими» или традиционно «женскими». Мальчики, оказавшиеся в меньшинстве на определенных специальностях, например «Поварское и кондитерское дело», «Технологии индустрии красоты» (предоставление парикмахерских услуг), а девочки – на специальностях «Информационные системы и программирование», «Сварочное производство», соприкасались с гендерными стереотипами сверстников, недоброжелательностью или притеснением, которое не могли преодолеть из-за недостаточных теоретических гендерных знаний; средним – «нормативно-гендерной социализированности» – 57 % обучающихся с эпизодическим проявлением гендерной толерантности, отношением к гендерному равенству как к жизненно важной демократической ценности); высоким уровнем – «эгалитарно-творческой гендерной социализированности» – 3 % обучающихся, сумевших преодолеть негативные барьеры для эгалитарного гендерного взаимодействия и устранить комплексы, успешно овладевая профессией, независимо от пола).

Первая подсистема средств была нацелена на реализацию методологическихпедагогических условий, направленных на формирование гносеологического компонента гендерной социализации. Цель первой подсистемы – гендерное просвещение обучающихся. В ходе овладения выбранной будущей профессией, содержание предметов дополнялось знаниями о понятии «гендер», историческими и культурными аспектами гендерных различий, а также актуальных проблем гендерного равенства, способствующего более успешному овладению профессией благодаря идеям социальной методологии гендерной социализации. Ожидаемым результатом было овладение теоретическими знаниями о преимуществах социальной методологии гендерной социализации, способствующими развитию гендерной социализированности – стремление к преодолению низкого уровня – стереотипно-половой социализированности, пониманию несостоятельности строгой дифференциации по полу и важности перехода к «положениям современной гуманитарной (социальной) методологии гендерного подхода» [13].

Вторая подсистема средств была направлена на реализацию организационных педагогических условий, направленных на формирование аксиологического компонента гендерной социализации. Цель второй подсистемы – ценностная ориентация обучающихся.Обучающиеся колледжа сталкивались со стереотипными установками гендерных ролейсреди сверстников, присущих традиционным нормам, дискриминацией и ограничениями по половому признаку, что снижало их мотивацию и мешало достижению профессиональных и личностных целей. Выявлялисьуровни гендерной социализированности, в соответствиис которыми обучающиеся условно были разделены на соответствующие группы. Ожидаемым результатом представителей среднего уровня «нормативно-гендерной социализированности» являлось «присвоение» обучающимися ценностей гендерного равноправия на основе социальной методологии гендерного подхода, способствующего развитию гендерной социализированности – среднего уровня – «нормативно-гендерной социализированности», отличающегося проявлениями гендерной толерантности, отношением к ней как к ценности, так как «гендерная социализация является наиболее важной составляющей процесса социального развития… способствует самоопределению в личностной и профессиональной сфере» [14, с. 88].

Третья подсистема средств была сконцентрирована на реализации методических педагогических условий, направленных на формирование рефлексивного компонента гендерной социализации. Цель третьей подсистемы – равноценная самореализация обучающихся. Обучающиесяв ходе овладения будущей профессиональной деятельностью, имеющей гендерную ориентированность, обсуждали вопросы влияния гендерных стереотипов на выбор профессий, традиционно считающихся «женскими» или «мужскими», о важности достижения равных возможностей обоих полов.Ожидаемым результатом представителейвысокого уровня «эгалитарно-творческой гендерной социализированности» являлась готовность и умение аргументировать важность идеи гендерного равенства, проявлять взаимоуважение к одногруппникам независимо от признака пола, умение воспринимать гендерные различия как равноценные, а не противопоставительные. Обучающиеся осознают и принимают принципы гендерного равенства и взаимоуважения –благоприятные условия для их самореализации и самоопределения в будущей профессии без гендерных стереотипов и предрассудков. «Главными чертами взаимодействия мужчин и женщин вместо иерархичности статусных позиций и взаимодополнительности ролей, характерных для традиционной модели, становятся эгалитарность и взаимозаменяемость в ролевом поведении» [15, с. 82].

При разработке системы средств, необходимой для организации педагогических условий успешной реализации процесса гендерной социализации обучающихся колледжа систематизирующим педагогическим средством стала подготовка ими индивидуального проекта. Обучающиесясамостоятельно готовилииндивидуальные проекты, решая профессиональные задачи в выбранной сфере деятельности с учетом гендерной ориентированности.Консультации с преподавателями обеспечили успешное преодоление профессиональных и гендерных препятствий. Например, Александр С., обучающийся по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» при выполнении проектапроявил творчество, авторскую педагогическую гендерную позицию, собрав информацию об известных кондитерах и поварах-кондитерах, которые заслужили признание благодаря своим мастерству и инновациям:Ренат Агзамов,Андрей Канакин (лучший шоколатье России), Александр Кислицын, Саба Джанджгава (король эклеров), Ферран Адриа, Пьер Эрме, Макс Венгер и др.), успешно продемонстрировав своим сокурсникам, что кондитер сегодня не «женская», а универсальная профессия, успехов в которой могут достичь и женщины, и мужчины.Защита индивидуальных проектов происходила публично перед сокурсниками.

В каждой группе подсистем средств, в соответствиис общей целью системы, ставились цели подсистемы (конкретизированные задачи) применялись наряду с системообразующим средством и вспомогательные средства: лекция, классный час, родительское собрание, внеурочные мероприятия в «Гендерном клубе» (первая группа подсистемы средств); волонтерская деятельность, посещение музеев, театров, концертов, участие в спортивных играх и др. мероприятиях (вторая группа подсистемы средств); методические рекомендации, брошюры для родителей и обучающихся, переработка и дополнение учебных материалов, дискуссии (третья подсистема средств). Вспомогательные средства всех подсистем являлись дополняющими к системообразующему средству (проекту).

Результаты исследования и их обсуждение

В результате данного исследования уточнена «сущность гендерной социализированности» как результат гендерной социализации обучающихся колледжа.

Положения целостного и гендерного подхода послужили методологическим основанием исследования, позволившим определить педагогические условия гендерной социализации обучающихся. Теоретическое обоснование педагогических условий целостного процесса гендерной социализации позволило разработатьсистему педагогических средств, достичь поставленной цели исследования, педагогически организовав успешную гендерную социализацию обучающихся как вид социализации, значимость которой повышается в связи с требованиями модернизации образования для эффективной самореализации молодежи, способной обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России.

Организация педагогических условий успешной реализации процесса гендерной социализации обучающихся среднего профессионального образования (на опытеГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина») осуществлена благодаря разработанной системе средств, включающей системообразующее средство (выполнение индивидуального проекта и его защита) и вспомогательных средств (лекция, классный час, родительское собрание, внеурочные мероприятия в «Гендерном клубе»,волонтерская деятельность, посещение музеев, театров, концертов, участие в спортивных играх и др. мероприятиях, методические рекомендации для родителей и обучающихся, переработка и дополнение учебных материалов, дискуссии). Вспомогательные средства дополняли и усиливали эффективность системообразующего средства и позволили обнаружить повышение уровней гендерной социализированности обучающихся колледжа в ходе гендерной социализации вдинамике.

Заключение

Исследование проведено в соответствии с поставленной целью – теоретически обосновать и разработать систему средств организации педагогических условий процесса гендерной социализации обучающихся колледжа, которое дало возможность успешно решить исследуемую проблему.

Примененный в качестве методологической основы целостный подход дал возможность уточнить научное понимание «системы педагогических средств процесса», разработать систему средств и успешно применить ее в практике СПО. В результате выбора гендерного (социального) подхода удалось уточнить его прогрессивную сущность, открывающую более широкие возможности для обучающихся, независимо от их половой принадлежности в ходе гендерной социализации.

Таким образом, проведено теоретическое обоснование и разработка системы средств организации педагогических условий процесса гендерной социализации обучающихся колледжа, включающих: первую подсистему средств, нацеленную на гендерное просвещение обучающихся; вторуюподсистему средств – для ценностной ориентации обучающихся;третью подсистему средств – для равноценной самореализации обучающихся и их гендерной социализированности в целом. Разработанная система средств позволила организовать педагогические условия процесса гендерной социализации обучающихся колледжа, а обучающимся, как будущему России, – овладеть гендерными знаниями о важности равноценных отношений полов (первая подсистема средств); принять идеи гендерного равенства как ценностную позицию (втораяподсистема средств); овладеть умениями позитивного гендерного поведения, эгалитарного взаимодействия (третья подсистема средств) в образовательной практике среднего профессионального образования.