Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРАЗВИТИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛОВ

Ляукина Г.А. 1 Завада Г.В. 1 Сабирова Д.М. 1
1 Казанский Государственный Энергетический Университет
Статья посвящена исследованию педагогических механизмов саморазвития личности в условиях цифровой трансформации образования. Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления традиционных подходов к саморазвитию в контексте стремительного внедрения цифровых технологий, которые открывают новые возможности для персонализации, мотивации и рефлексии обучающихся. Цель представленной работы – систематизировать и теоретически обосновать педагогические механизмы, обеспечивающие эффективное саморазвитие и самообразование через интеграцию возможностей молодежных образовательных интернет-порталов в образовательный процесс. Современные педагогические механизмы саморазвития базируются на интеграции инновационных методов, цифровых технологий и индивидуально-ориентированных практик и представляют собой комплекс стратегий и инструментов, направленных на непрерывное совершенствование профессиональных и личностных компетенций обучающихся. На основе изучения существующих подходов систематизированы педагогические механизмы, с помощью которых реализуются программы самовоспитания и саморазвития. Проведя сравнение некоторых образовательных площадок, авторы отмечают широкие возможности, которые создают современные образовательные интернет-порталы, созданные для реализации задач молодежной политики в стране, отмечая наличие соответствующего контента и потенциал для использования различных педагогических механизмов деятельности. Изучение мнения студентов по возможностям для саморазвития на рассматриваемых интернет-площадках показало, что студенты в целом положительно оценивают возможности саморазвития в цифровом пространстве, подчеркивают его доступность, актуальность информации и значительный потенциал для самообразования; в то же время отмечают ограниченность функционала и недостаточность интерактивности для решения целей самообразования.
самообразование
саморазвитие
студент
педагогические механизмы
цифровые технологии
образовательные платформы
1. Ревинова С.Ю., Валько Е.А. Электронное образование в Российской Федерации: тенденции и перспективы роста // Вопросы инновационной экономики. 2024. Т. 14. № 1. С. 205–220. DOI: 10.18334/vinec.14.1.120381.
2. Лаврова Н.В. Проблема педагогического руководства самообразованием школьников в трудах отечественных педагогов 60–80-х гг. ХХ в // Ценности и смыслы. 2015. № 1 (35). С. 127–136. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-pedagogicheskogo-rukovodstva-samoobrazovaniem-shkolnikov-v-trudah-otechestvennyh-pedagogov-60-80-h-gg-hh-v (дата обращения: 24.05.2025). EDN: TRSVGD.
3. Абдалина Л.В., Якимова М.С. Ценности самообразования студента-психолога: актуальные вопросы исследования // Обзор педагогических исследований. 2023. Т. 5. № 1. С. 14–19.;
URL: https://opi-journal.ru/wp-content/uploads/2023/02/opi-tom-5-1-2023.pdf (дата обращения: 25.04.2025).
4. Асадуллин Р.М., Фролов О.В. Личностно-развивающий подход к профессиональной педагогической подготовке будущего учителя в вузовском образовательном процессе // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 6. С. 92–103. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-6-92-103.
5. Гринева Р.И. Мотивация студентов гуманитарного вуза к самообразовательной деятельности // Педагогическое образование. 2024. Т. 5. № 3. С. 144–149.
URL: https://po-journal.ru/wp-content/uploads/2024/04/ped-obrazovanie-t-5-3-2024.pdf (дата обращения: 25.04.2025).
6. Толкачев В.А. Формирование развивающейся в самообразовательной деятельности личности // Инновации в образовании. 2012. № 9. С. 93–97. EDN: PBTRBL.
7. Яковлева Е.В. Психолого-педагогическая характеристика потребности студентов в самообразовании при обучении в вузе // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 10. С. 379–386. DOI: 10.33619/2414-2948/59/34.
8. Павлова О.Ю. Проектирование организационно-педагогических условий самообразования педагогов в образовательной организации // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 6. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/06/102269 (дата обращения: 15.04.2025).
9. Овезова У.А., Вагнер М.-н.Л. Формирование навыков самообразовательной деятельности студентов в условиях дистанционного образования // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 160–162.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-samoobrazovatelnoy-deyatelnosti-studentov-v-usloviyah-distantsionnogo-obrazovaniya (дата обращения: 22.05.2025). DOI: 10.24412/1991-5497-2021-287-160-162.
10. Сламбекова Т.С., Конырова А.А. Психолого-педагогические механизмы формирования социальной ответственности у будущих педагогов // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Педагогика. Психология. Социология. 2024. № 2 (147). С. 453–467. DOI: 10.32523/2616-6895-2024-147-2-453-467.
11. Пекарских Н.И. Механизмы саморазвития педагога в условиях инновационной образовательной практики в школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 84–88. URL: https://vestnik.tspu.ru/archive?year=2013&issue=1&article_id=3823&format=html (дата обращения: 25.04.2025).
12. Какарова А.П. Активизация саморазвития личности учащегося в образовательном процессе: психолого-педагогическое сопровождение // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11516 (дата обращения: 18.04.2025).
13. Бичева И.Б., Хижная А.В., Фоменко М.В., Угрюмова М.В., Мазунова А.А. Самообразовательная деятельность педагога как условие достижения профессионализма // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32473 (дата обращения: 18.04.2025). DOI: 10.17513/spno.32473.
14. Cabañes E. Situated Technologies and Digital Self-Management. Decidim Fest 2020: Democracy and Technology in Times of Emergency, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/82709832/Situated_technologies_and_digital_self_management (дата обращения: 25.04.2025).
15. Nurmatov K.D. Digital technologies in the education system // Academic Research in Educational Sciences. 2023. Vol. 4, Is. 3 | P. 560–566.
URL: https://www.academia.edu/107736028/DIGITAL_TECHNOLOGIES_IN_THE_EDUCATION_SYSTEM (дата обращения: 25.04.2025).
16. Revista A. Digital Educational Strategies to Support Basic Engineering Science Courses // Apertura. 2021. Vol. 13, Is. 1. Р. 52–67.
URL: https://www.academia.edu/45638033/Digital_educational_strategies_to_support_basic_engineering_science_courses (дата обращения: 25.04.2025).
17. Завада Г.В., Ляукина Г.А. Подготовка преподавателей вуза к использованию потенциала социосетевых технологий при формировании компетенции гражданственности и патриотизма // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 4 (36). С. 83–91. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35033042_88039681.pdf (дата обращения: 25.04.2025).
18. López J.F.B. (2019). Students’ Self-Perception on the Use of Digital Technologies for Learning. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/93107111/Students_Self_Perception_on_the_Use_of_Digital_Technologies_for_Learning?sm=b (дата обращения: 25.04.2025).

Введение

Современное образование переживает трансформацию, обусловленную стремительной цифровизацией общества. В России количество пользователей образовательных онлайн-платформ только за 2019–2020 гг. увеличилось в 1,35 раза [1]. В условиях стремительного развития информационных технологий, модернизации образовательных систем и внедрения интерактивных методов обучения самообразование становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Актуальность изучения проблемы также обусловлена современными требованиями к высшему образованию, направленными на формирование у студентов навыков самостоятельного обучения и профессионального роста. Мы рассматриваем саморазвитие как процесс сознательного совершенствования личности через самостоятельную постановку целей, освоение знаний и рефлексию опыта.

Цель исследования – систематизировать и теоретически обосновать педагогические механизмы, обеспечивающие эффективное саморазвитие и самообразование через интеграцию возможностей молодежных образовательных интернет-порталов в образовательный процесс.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составляют как теоретические, так и эмпирические методы научного познания. В процессе работы проведен анализ научной литературы по педагогическим механизмам саморазвития и самообразования. В ходе исследования применялись фундаментальные методы анализа и синтеза при изучении возможностей цифровой среды для реализации указанных педагогических механизмов. Для изучения потенциала рассматриваемых интернет-порталов в области самообразования и отношения студентов к этим возможностям, в начале 2025 г. был проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие 311 обучающихся высших учебных заведений Казани, включая КНИТУ, КГЭУ, Университет управления «ТИСБИ», КПФУ, КГМУ. Выборка охватила бакалавров (1–4 курсы), магистрантов (1–2 курсы) и аспирантов. Такой широкий охват позволил выявить особенности восприятия цифровых практик среди студентов с разным уровнем подготовки и образовательными профилями.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научно-педагогической литературы и исследований показывает значительный интерес к проблеме самообразования. Как отмечает Н.В.Лаврова, статус самообразования значительно повысился благодаря серьезным теоретическим исследованиям в этой области в 1960–1980-е гг., когда было проведено изучение самообразования как частного случая самовоспитания, что дало возможность опираться на закономерности процесса самовоспитания. Исследователями указывалась специфичность самообразования как формы работы человека над своим развитием; рассматривалась связь с мотивационными механизмами [2].

Современная наука и практика оперирует различными путями, средствами как формирования мотивации к самообразованию, так и собственно самообразовательной деятельности [3–5]. Специфика этой деятельности состоит в том, что она является не просто самостоятельной, а дидактически обоснованной [6], тем самым подчеркивается роль руководства (саморуководства) в процессе самообразования [7]. Много значат особенности и характеристики образовательной среды вуза, в которой осуществляется самообразовательная деятельность студентов [3]. По мнению О.Ю. Павловой, благодаря таким проявлениям образовательной среды, как доступ к различного рода ресурсам, реализации обратной связи, развитие культуры самообразования, вариативность и многообразие соответствующих программ, создаются условия для полноценной реализации педагогических механизмов самообразования и саморазвития[8].

Современные педагогические механизмы саморазвития базируются на интеграции инновационных методов, цифровых технологий и индивидуально-ориентированных практик и представляют собой комплекс стратегий и инструментов, направленных на непрерывное совершенствование профессиональных и личностных компетенций обучающихся [9, 10]. Цифровое пространство содержит множество ресурсов, нацеленных на оказание помощи в самосовершенствовании пользователям; основная часть таких ресурсов представляет собой некую усовершенствованную библиотеку, в которой содержатся академические лекции, видеоуроки, занимательная информация и др. Варианты работы с такими ресурсами различны: от абсолютной самостоятельности пользователя в изучении и составлении программы работы до целесообразной необходимости педагогического сопровождения, особенно если речь идет о профессиональном саморазвитии и самообразовании, где нужна консультационная помощь наставника (табл. 1).

Таблица 1

Варианты педагогических механизмов саморазвития и самообразования в цифровой среде

Название

Специфика

Роль педагога/наставника

Роль обучающегося

Построение индивидуальных маршрутных карт саморазвития

Реализация личной цели обучающегося, которая может быть не связана с профессиональным ростом.

Адаптированность под индивидуальные потребности участника.

Использование специфических цифровых платформ

Разработка персонализированных планов саморазвития и самообразования

Психолого-педагогическое сопровождение

Поддержка психологической готовности продолжать деятельность, саморазвитие и самообразование.

Работа с эмоциональным выгоранием в процессе учебной и профессиональной деятельности

Требования к наставнику как психологу-консультанту.

Разработка программ поддержки.

Работа с другими наставниками

Формирование потребности.

Реализация обратной связи в процессе работы

Проектная программа

Профессиональный рост через выполнение проекта.

Формирует навыки проектного управления и критического мышления, стимулирует творческий подход

Разработка концепта проекта.

Управление процессом выполнения

Реализация проектной программы (междисциплинарных программ, грантовых инициатив и пр.)

Интеграция цифровых ресурсов

Мгновенное применение знаний на практике через виртуальные стажировки.

Коллаборация различных технологий в процессе саморазвития.

Микрообучение («точечное» формирование конкретным умениям)

Разработка гибкого и доступного контента

 

Активный пользователь

 

Источник: составлено авторами на основе [4, 11–16].

Анализ специфических ролей педагогов и обучающихся, варианты применения в цифровой среде позволяют дать следующую характеристику представленных механизмов, реализуемых в образовательной практике вузов:

1. Построение индивидуальных маршрутных карт саморазвития. По своей сути это процесс разработки персонализированных планов, которые помогают студентам структурировать процесс саморазвития, фокусируясь на конкретных целях и компетенциях. В качестве примеров можно указать использование цифровых платформ (например, Планфикс, Miro) для постановки SMART-целей и отслеживания прогресса, а также включение элементов самооценки через рефлексивные дневники и чек-листы. Такая практика дает развитие навыков самоорганизации и тайм-менеджмента, при этом процесс самообразования адаптируется под индивидуальные потребности [11].

2. Проектная программа. Данный механизм предполагает участие педагогов и обучающихся в разработке и реализации инновационных образовательных проектов, что способствует их профессиональному росту через практическое применение новых идей. Например: создание междисциплинарных программ или участие в грантовых инициативах (национальные программы по типу «Цифровая образовательная среда») формирует навыки проектного управления и критического мышления, стимулирует творческий подход через эксперименты с EdTech-инструментами (3D-моделирование, AI-аналитика) [11].

3. Психолого-педагогическое сопровождение. Для эффективной реализации процесса профессионального самообразования важна система поддержки, направленная на преодоление выгорания и развитие эмоционального интеллекта. Например, онлайн-сессии с психологами (платформы типа Яндекс.Здоровье), тренинги по управлению стрессом, мониторинг эмоционального состояния как обучающихся, так и педагогов; проведение виртуальных супервизий с коллегами из других регионов [12].

4. Интеграция цифровых ресурсов и коллаборативных форматов как основы профессионального роста. Такие форматы, как участие в вебинарах и MOOC (массовых открытых онлайн-курсах) («Твой ход», «Лекториум»), микрообучение через мобильные приложения (например, TED-Ed, Quizlet), позволяют активно использовать открытые образовательные ресурсы, при этом предоставляя возможность обмена опытом в профессиональных сообществах (ВК-встречи, Telegram-каналы) [13]. Цифровые инструменты стали неотъемлемой частью профессионального развития благодаря ключевым параметрам гибкости и доступности образовательных технологий. Виртуальные стажировки на различных платформах, участие в митапах, конференциях предоставляют сокращение временных и географических барьеров, а также возможность мгновенного применения знаний на практике [4].

Цифровые технологии (искусственный интеллект, виртуальная реальность, адаптивные платформы) открывают уникальные возможности для студентов и их педагогов. Массовый интерес к их применению в различных сферах жизни, в том числе в образовательной, появился в период пандемии и не ослабевает до сих пор. Исследователи отмечают, что благодаря цифровым технологиям возможно создавать цифровые общественные пространства, где есть широкие возможности для коллективной работы [14] и создаются дополнительные условия для непрерывного развития профессиональных навыков [15]. Коллаборации традиционных и цифровых технологий повышают успеваемость обучающихся [16], а применение социальных сетей позитивно зарекомендовало себя в организации внеучебной деятельности[17].

В целом теоретики и практики отмечают, что цифровые технологии позволяют персонализировать обучение, усилить мотивацию через геймификацию и обеспечить непрерывную рефлексию через анализ данных. Однако их интеграция в педагогический процесс требует системного осмысления того, как именно цифровые инструменты могут стать катализатором саморазвития, а не просто техническим дополнением к традиционным методам. Кроме того, важно научить студента правильно взаимодействовать с цифровой средой, которая переполнена информацией разного уровня и смысла [18].

В практике реализации различных направлений молодежной политики в стране разработаны и функционируют множество молодежных, в том числе образовательных, интернет-порталов: Росмолодежь, Твой Ход и др. Авторами был проведен анализ возможностей, которые наиболее широкие в плане массового охвата молодежи порталы предоставляют для реализации потребности в самореализации и самообразования, а также педагогических механизмов, которые потенциально заложены в контексте и специфике интернет-портала (табл. 2).

Таблица 2

Основные образовательные рубрики молодежных интернет-порталов

Молодежный (образовательный) интернет-портал

Основные образовательные рубрики

(разделы)

Педагогические механизмы для самообразования и саморазвития

Росмолодежь

https://fadm.gov.ru/

Раздел «Полезные ссылки» содержит серию вебинаров, разъясняющих основы социального проектирования, специфику подачи заявок на грантовые конкурсы

Педагогическое сопровождение

Твой Ход

https://tvoyhod.online/ lk/courses

Раздел «Карьера» предлагает ассортимент практик и стажировок.

Раздел «Курсы» предлагает несколько образовательных маршрутов для студентов, лидеров и специалистов молодежной политики.

Раздел «Опросы» направлен на развитие гражданской активности, мотивацию интереса к социально значимым темам

Проектная программа.

Интеграция цифровых ресурсов и коллаборативных форматов.

Индивидуальные маршрутные карты саморазвития

Leader.ID

https://leader-id.ru/

Раздел «Публикации» содержит научно-популярные статьи и ссылки на тему молодежного предпринимательства, профессий будущего, актуальных компетенций.

Раздел «Навигатор» – это каталог сервисов и программ для тех, кто хочет развить стартап или карьеру в сфере технологий.

Педагогическое сопровождение

Добро.ру

https://dobro.ru

Раздел «База знаний» содержит материалы на тему волонтерской деятельности по различным направлениям.

Раздел «Добро.Университет» – это бесплатные онлайн-курсы и вебинары, программы повышения квалификации и офлайн-тренинги (143 онлайн-курса)

Педагогическое сопровождение.

Интеграция цифровых ресурсов и коллаборативных форматов

 

Российское общество «Знание» https://znanierussia.ru/

 

 

Рубрика «Интересное» содержит подрубрики «Кинотеатр» (документальные развивающие фильмы, тысячи фильмов, лекций, марафонов, интервью с участием именитых лекторов, ученых и мировых политиков), «Лекции» (в форматах интервью, мастер-классов, дискуссий, открытых уроков), «Статьи» («Знание.Вики» – электронная энциклопедия, которая пополняется участниками российского общества «Знание»

Индивидуальные маршрутные карты саморазвития

 

Источник: составлено авторами.

Проведенный анализ цифровых платформ показывает, что они обладают значительным потенциалом для самообразования студентов. С помощью различных возможностей интернет-порталов чаще всего реализуются механизмы педагогического сопровождения самообразования и самореализации; благодаря коллаборации интернет-ресурсов эффективнее выстраиваются маршрутные карты самообразования. В то же время, на взгляд авторов, для полной реализации его самообразовательного потенциала требуется:

1. Расширение функциональных возможностей сервисов.

2. Адаптация контента к современным образовательным стандартам.

3. Внедрение механизмов обратной связи для персонализации обучения.

Кроме того, отметим, что изученные ресурсы не ориентируют студентов на развитие научного потенциала, а также на развитие междисциплинарных знаний.

Для анализа мнений студентов о потенциале рассматриваемых интернет-порталов в области самообразования и с целью изучения уровня использования платформ и адаптации студентов к инновационным методикам самообразования отношения студентов к этим возможностям был проведен опрос онлайн, где студентам предлагалось ответить на вопросы, касающиеся:

‒ общего знания и понимания возможностей для саморазвития в цифровой среде интернет-порталов;

‒ знания конкретных практик использования интернет-платформ;

‒ целей использования интернет-порталов для саморазвития и самообразования и полученных умений;

‒ трудностей и проблем при использовании указанных ресурсов.

Результаты показывают, что сегодня студенты в целом положительно оценивают возможности саморазвития в цифровом пространстве. Часть респондентов отметила, что современные интернет-порталы и цифровые платформы предоставляют доступ к широкому спектру образовательных ресурсов, способствуя не только углублению знаний по профильным дисциплинам, но и расширению кругозора благодаря участию в онлайн-курсах, вебинарах и специализированных программах. Так, около 93,9 % опрошенных выразили уверенность в том, что цифровая среда обладает значительным потенциалом для самообразования, подчеркнув доступность и актуальность представленной информации.

Анализ ответов респондентов на вопрос о знании конкретных интернет-платформ для самообразования показал, что студенты достаточно хорошо осведомлены в этой сфере. Полученная дифференциация ответов демонстрирует, что большинство современных студентов знакомы с возможностями платформы «Твой ход» – 32,1 %, тогда как с порталом «Российское общество “Знание”» знакомо наименьшее количество опрошенных – 6,8 %. Большинство участников опроса указали такие ресурсы, как «Росмолодежь», «Твой ход», «Лидер-ID», «Российское общество “Знание”» и «Добро.ру», в ответ на просьбу привести конкретные примеры знакомых им интернет-порталов. Это свидетельствует, что данные платформы занимают значимое место в цифровой экосистеме и воспринимаются как надежные источники информации и инструменты для развития

Понимая потенциал интернет-платформ для саморазвития, студенты отмечают определённые недостатки в их реализации: 8,4 % опрошенных указали на несоответствие контента образовательных платформ по качеству и доступности материалов ожиданиям. Это может быть связано как с ограниченностью технического обеспечения, так и с недостаточной структурированностью методов самообразования. 24,8 % респондентов высказали сомнения в эффективности цифровых технологий для саморазвития, что, возможно, объясняется индивидуальными предпочтениями или неполной информированностью о доступных инструментах. Респонденты признают наличие возможностей для самообразования на цифровых платформах, однако указывают, что их функциональность пока ограничена. Многие подчеркивают, что, несмотря на доступ к актуальной информации, ресурсы требуют более глубокой проработки контента и внедрения интерактивных элементов для повышения эффективности самообучения.

Заключение

Подводя итог исследования, авторы отмечают, что педагоги и наставники могут успешно транслировать возможности интернет-порталов для саморазвития и самообразования студентов. Студенты хорошо знакомы с возможностями этих ресурсов, которые аккумулируют в себе серьезный потенциал для самообразовательной деятельности. Цифровое пространство воспринимается большинством студентов как перспективная платформа для самообразования, при этом продолжается совершенствование и адаптация образовательных сервисов в условиях стремительного развития технологий. Выявленные недостатки в использовании сервисов приводят к необходимости усиления как тьюторской функции педагогов при работе с ними, так и обучения студентов взаимодействовать с разнообразной информацией. Комплексный подход к применению цифровых инструментов в таком случае будет способствовать эффективному саморазвитию и повышению конкурентоспособности студентов в современном образовательном и профессиональном пространстве.


Библиографическая ссылка

Ляукина Г.А., Завада Г.В., Сабирова Д.М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРАЗВИТИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛОВ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34094 (дата обращения: 18.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34094