Введение
Современное образование переживает трансформацию, обусловленную стремительной цифровизацией общества. В России количество пользователей образовательных онлайн-платформ только за 2019–2020 гг. увеличилось в 1,35 раза [1]. В условиях стремительного развития информационных технологий, модернизации образовательных систем и внедрения интерактивных методов обучения самообразование становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Актуальность изучения проблемы также обусловлена современными требованиями к высшему образованию, направленными на формирование у студентов навыков самостоятельного обучения и профессионального роста. Мы рассматриваем саморазвитие как процесс сознательного совершенствования личности через самостоятельную постановку целей, освоение знаний и рефлексию опыта.
Цель исследования – систематизировать и теоретически обосновать педагогические механизмы, обеспечивающие эффективное саморазвитие и самообразование через интеграцию возможностей молодежных образовательных интернет-порталов в образовательный процесс.
Материалы и методы исследования
Методологическую основу исследования составляют как теоретические, так и эмпирические методы научного познания. В процессе работы проведен анализ научной литературы по педагогическим механизмам саморазвития и самообразования. В ходе исследования применялись фундаментальные методы анализа и синтеза при изучении возможностей цифровой среды для реализации указанных педагогических механизмов. Для изучения потенциала рассматриваемых интернет-порталов в области самообразования и отношения студентов к этим возможностям, в начале 2025 г. был проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие 311 обучающихся высших учебных заведений Казани, включая КНИТУ, КГЭУ, Университет управления «ТИСБИ», КПФУ, КГМУ. Выборка охватила бакалавров (1–4 курсы), магистрантов (1–2 курсы) и аспирантов. Такой широкий охват позволил выявить особенности восприятия цифровых практик среди студентов с разным уровнем подготовки и образовательными профилями.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научно-педагогической литературы и исследований показывает значительный интерес к проблеме самообразования. Как отмечает Н.В.Лаврова, статус самообразования значительно повысился благодаря серьезным теоретическим исследованиям в этой области в 1960–1980-е гг., когда было проведено изучение самообразования как частного случая самовоспитания, что дало возможность опираться на закономерности процесса самовоспитания. Исследователями указывалась специфичность самообразования как формы работы человека над своим развитием; рассматривалась связь с мотивационными механизмами [2].
Современная наука и практика оперирует различными путями, средствами как формирования мотивации к самообразованию, так и собственно самообразовательной деятельности [3–5]. Специфика этой деятельности состоит в том, что она является не просто самостоятельной, а дидактически обоснованной [6], тем самым подчеркивается роль руководства (саморуководства) в процессе самообразования [7]. Много значат особенности и характеристики образовательной среды вуза, в которой осуществляется самообразовательная деятельность студентов [3]. По мнению О.Ю. Павловой, благодаря таким проявлениям образовательной среды, как доступ к различного рода ресурсам, реализации обратной связи, развитие культуры самообразования, вариативность и многообразие соответствующих программ, создаются условия для полноценной реализации педагогических механизмов самообразования и саморазвития[8].
Современные педагогические механизмы саморазвития базируются на интеграции инновационных методов, цифровых технологий и индивидуально-ориентированных практик и представляют собой комплекс стратегий и инструментов, направленных на непрерывное совершенствование профессиональных и личностных компетенций обучающихся [9, 10]. Цифровое пространство содержит множество ресурсов, нацеленных на оказание помощи в самосовершенствовании пользователям; основная часть таких ресурсов представляет собой некую усовершенствованную библиотеку, в которой содержатся академические лекции, видеоуроки, занимательная информация и др. Варианты работы с такими ресурсами различны: от абсолютной самостоятельности пользователя в изучении и составлении программы работы до целесообразной необходимости педагогического сопровождения, особенно если речь идет о профессиональном саморазвитии и самообразовании, где нужна консультационная помощь наставника (табл. 1).
Таблица 1
Варианты педагогических механизмов саморазвития и самообразования в цифровой среде
Название |
Специфика |
Роль педагога/наставника |
Роль обучающегося |
Построение индивидуальных маршрутных карт саморазвития |
Реализация личной цели обучающегося, которая может быть не связана с профессиональным ростом. Адаптированность под индивидуальные потребности участника. Использование специфических цифровых платформ |
– |
Разработка персонализированных планов саморазвития и самообразования |
Психолого-педагогическое сопровождение |
Поддержка психологической готовности продолжать деятельность, саморазвитие и самообразование. Работа с эмоциональным выгоранием в процессе учебной и профессиональной деятельности |
Требования к наставнику как психологу-консультанту. Разработка программ поддержки. Работа с другими наставниками |
Формирование потребности. Реализация обратной связи в процессе работы |
Проектная программа |
Профессиональный рост через выполнение проекта. Формирует навыки проектного управления и критического мышления, стимулирует творческий подход |
Разработка концепта проекта. Управление процессом выполнения |
Реализация проектной программы (междисциплинарных программ, грантовых инициатив и пр.) |
Интеграция цифровых ресурсов |
Мгновенное применение знаний на практике через виртуальные стажировки. Коллаборация различных технологий в процессе саморазвития. Микрообучение («точечное» формирование конкретным умениям) |
Разработка гибкого и доступного контента
|
Активный пользователь
|
Источник: составлено авторами на основе [4, 11–16].
Анализ специфических ролей педагогов и обучающихся, варианты применения в цифровой среде позволяют дать следующую характеристику представленных механизмов, реализуемых в образовательной практике вузов:
1. Построение индивидуальных маршрутных карт саморазвития. По своей сути это процесс разработки персонализированных планов, которые помогают студентам структурировать процесс саморазвития, фокусируясь на конкретных целях и компетенциях. В качестве примеров можно указать использование цифровых платформ (например, Планфикс, Miro) для постановки SMART-целей и отслеживания прогресса, а также включение элементов самооценки через рефлексивные дневники и чек-листы. Такая практика дает развитие навыков самоорганизации и тайм-менеджмента, при этом процесс самообразования адаптируется под индивидуальные потребности [11].
2. Проектная программа. Данный механизм предполагает участие педагогов и обучающихся в разработке и реализации инновационных образовательных проектов, что способствует их профессиональному росту через практическое применение новых идей. Например: создание междисциплинарных программ или участие в грантовых инициативах (национальные программы по типу «Цифровая образовательная среда») формирует навыки проектного управления и критического мышления, стимулирует творческий подход через эксперименты с EdTech-инструментами (3D-моделирование, AI-аналитика) [11].
3. Психолого-педагогическое сопровождение. Для эффективной реализации процесса профессионального самообразования важна система поддержки, направленная на преодоление выгорания и развитие эмоционального интеллекта. Например, онлайн-сессии с психологами (платформы типа Яндекс.Здоровье), тренинги по управлению стрессом, мониторинг эмоционального состояния как обучающихся, так и педагогов; проведение виртуальных супервизий с коллегами из других регионов [12].
4. Интеграция цифровых ресурсов и коллаборативных форматов как основы профессионального роста. Такие форматы, как участие в вебинарах и MOOC (массовых открытых онлайн-курсах) («Твой ход», «Лекториум»), микрообучение через мобильные приложения (например, TED-Ed, Quizlet), позволяют активно использовать открытые образовательные ресурсы, при этом предоставляя возможность обмена опытом в профессиональных сообществах (ВК-встречи, Telegram-каналы) [13]. Цифровые инструменты стали неотъемлемой частью профессионального развития благодаря ключевым параметрам гибкости и доступности образовательных технологий. Виртуальные стажировки на различных платформах, участие в митапах, конференциях предоставляют сокращение временных и географических барьеров, а также возможность мгновенного применения знаний на практике [4].
Цифровые технологии (искусственный интеллект, виртуальная реальность, адаптивные платформы) открывают уникальные возможности для студентов и их педагогов. Массовый интерес к их применению в различных сферах жизни, в том числе в образовательной, появился в период пандемии и не ослабевает до сих пор. Исследователи отмечают, что благодаря цифровым технологиям возможно создавать цифровые общественные пространства, где есть широкие возможности для коллективной работы [14] и создаются дополнительные условия для непрерывного развития профессиональных навыков [15]. Коллаборации традиционных и цифровых технологий повышают успеваемость обучающихся [16], а применение социальных сетей позитивно зарекомендовало себя в организации внеучебной деятельности[17].
В целом теоретики и практики отмечают, что цифровые технологии позволяют персонализировать обучение, усилить мотивацию через геймификацию и обеспечить непрерывную рефлексию через анализ данных. Однако их интеграция в педагогический процесс требует системного осмысления того, как именно цифровые инструменты могут стать катализатором саморазвития, а не просто техническим дополнением к традиционным методам. Кроме того, важно научить студента правильно взаимодействовать с цифровой средой, которая переполнена информацией разного уровня и смысла [18].
В практике реализации различных направлений молодежной политики в стране разработаны и функционируют множество молодежных, в том числе образовательных, интернет-порталов: Росмолодежь, Твой Ход и др. Авторами был проведен анализ возможностей, которые наиболее широкие в плане массового охвата молодежи порталы предоставляют для реализации потребности в самореализации и самообразования, а также педагогических механизмов, которые потенциально заложены в контексте и специфике интернет-портала (табл. 2).
Таблица 2
Основные образовательные рубрики молодежных интернет-порталов
Молодежный (образовательный) интернет-портал |
Основные образовательные рубрики (разделы) |
Педагогические механизмы для самообразования и саморазвития |
Росмолодежь https://fadm.gov.ru/ |
Раздел «Полезные ссылки» содержит серию вебинаров, разъясняющих основы социального проектирования, специфику подачи заявок на грантовые конкурсы |
Педагогическое сопровождение |
Твой Ход https://tvoyhod.online/ lk/courses |
Раздел «Карьера» предлагает ассортимент практик и стажировок. Раздел «Курсы» предлагает несколько образовательных маршрутов для студентов, лидеров и специалистов молодежной политики. Раздел «Опросы» направлен на развитие гражданской активности, мотивацию интереса к социально значимым темам |
Проектная программа. Интеграция цифровых ресурсов и коллаборативных форматов. Индивидуальные маршрутные карты саморазвития |
Leader.ID https://leader-id.ru/ |
Раздел «Публикации» содержит научно-популярные статьи и ссылки на тему молодежного предпринимательства, профессий будущего, актуальных компетенций. Раздел «Навигатор» – это каталог сервисов и программ для тех, кто хочет развить стартап или карьеру в сфере технологий. |
Педагогическое сопровождение |
Добро.ру https://dobro.ru |
Раздел «База знаний» содержит материалы на тему волонтерской деятельности по различным направлениям. Раздел «Добро.Университет» – это бесплатные онлайн-курсы и вебинары, программы повышения квалификации и офлайн-тренинги (143 онлайн-курса) |
Педагогическое сопровождение. Интеграция цифровых ресурсов и коллаборативных форматов
|
Российское общество «Знание» https://znanierussia.ru/
|
Рубрика «Интересное» содержит подрубрики «Кинотеатр» (документальные развивающие фильмы, тысячи фильмов, лекций, марафонов, интервью с участием именитых лекторов, ученых и мировых политиков), «Лекции» (в форматах интервью, мастер-классов, дискуссий, открытых уроков), «Статьи» («Знание.Вики» – электронная энциклопедия, которая пополняется участниками российского общества «Знание» |
Индивидуальные маршрутные карты саморазвития
|
Источник: составлено авторами.
Проведенный анализ цифровых платформ показывает, что они обладают значительным потенциалом для самообразования студентов. С помощью различных возможностей интернет-порталов чаще всего реализуются механизмы педагогического сопровождения самообразования и самореализации; благодаря коллаборации интернет-ресурсов эффективнее выстраиваются маршрутные карты самообразования. В то же время, на взгляд авторов, для полной реализации его самообразовательного потенциала требуется:
1. Расширение функциональных возможностей сервисов.
2. Адаптация контента к современным образовательным стандартам.
3. Внедрение механизмов обратной связи для персонализации обучения.
Кроме того, отметим, что изученные ресурсы не ориентируют студентов на развитие научного потенциала, а также на развитие междисциплинарных знаний.
Для анализа мнений студентов о потенциале рассматриваемых интернет-порталов в области самообразования и с целью изучения уровня использования платформ и адаптации студентов к инновационным методикам самообразования отношения студентов к этим возможностям был проведен опрос онлайн, где студентам предлагалось ответить на вопросы, касающиеся:
‒ общего знания и понимания возможностей для саморазвития в цифровой среде интернет-порталов;
‒ знания конкретных практик использования интернет-платформ;
‒ целей использования интернет-порталов для саморазвития и самообразования и полученных умений;
‒ трудностей и проблем при использовании указанных ресурсов.
Результаты показывают, что сегодня студенты в целом положительно оценивают возможности саморазвития в цифровом пространстве. Часть респондентов отметила, что современные интернет-порталы и цифровые платформы предоставляют доступ к широкому спектру образовательных ресурсов, способствуя не только углублению знаний по профильным дисциплинам, но и расширению кругозора благодаря участию в онлайн-курсах, вебинарах и специализированных программах. Так, около 93,9 % опрошенных выразили уверенность в том, что цифровая среда обладает значительным потенциалом для самообразования, подчеркнув доступность и актуальность представленной информации.
Анализ ответов респондентов на вопрос о знании конкретных интернет-платформ для самообразования показал, что студенты достаточно хорошо осведомлены в этой сфере. Полученная дифференциация ответов демонстрирует, что большинство современных студентов знакомы с возможностями платформы «Твой ход» – 32,1 %, тогда как с порталом «Российское общество “Знание”» знакомо наименьшее количество опрошенных – 6,8 %. Большинство участников опроса указали такие ресурсы, как «Росмолодежь», «Твой ход», «Лидер-ID», «Российское общество “Знание”» и «Добро.ру», в ответ на просьбу привести конкретные примеры знакомых им интернет-порталов. Это свидетельствует, что данные платформы занимают значимое место в цифровой экосистеме и воспринимаются как надежные источники информации и инструменты для развития
Понимая потенциал интернет-платформ для саморазвития, студенты отмечают определённые недостатки в их реализации: 8,4 % опрошенных указали на несоответствие контента образовательных платформ по качеству и доступности материалов ожиданиям. Это может быть связано как с ограниченностью технического обеспечения, так и с недостаточной структурированностью методов самообразования. 24,8 % респондентов высказали сомнения в эффективности цифровых технологий для саморазвития, что, возможно, объясняется индивидуальными предпочтениями или неполной информированностью о доступных инструментах. Респонденты признают наличие возможностей для самообразования на цифровых платформах, однако указывают, что их функциональность пока ограничена. Многие подчеркивают, что, несмотря на доступ к актуальной информации, ресурсы требуют более глубокой проработки контента и внедрения интерактивных элементов для повышения эффективности самообучения.
Заключение
Подводя итог исследования, авторы отмечают, что педагоги и наставники могут успешно транслировать возможности интернет-порталов для саморазвития и самообразования студентов. Студенты хорошо знакомы с возможностями этих ресурсов, которые аккумулируют в себе серьезный потенциал для самообразовательной деятельности. Цифровое пространство воспринимается большинством студентов как перспективная платформа для самообразования, при этом продолжается совершенствование и адаптация образовательных сервисов в условиях стремительного развития технологий. Выявленные недостатки в использовании сервисов приводят к необходимости усиления как тьюторской функции педагогов при работе с ними, так и обучения студентов взаимодействовать с разнообразной информацией. Комплексный подход к применению цифровых инструментов в таком случае будет способствовать эффективному саморазвитию и повышению конкурентоспособности студентов в современном образовательном и профессиональном пространстве.