Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

ЦИФРОВОЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ AHASLIDES В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Федулова С.В. 1 Курило Ю.А. 1
1 СибГУФК
В современном высшем образовании основной контингент студентов составляет молодежь поколения Z (зумеры). Эти молодые люди отличаются высокой интернет-активностью и легкостью в освоении новых технологий, в том числе цифровых. Этот фактор необходимо учитывать при организации образовательного процесса. В рамках настоящего исследования акцентируется внимание на значимости учета определенного фактора в контексте структурирования образовательного процесса. Целью настоящего исследования является анализ опыта внедрения и применения цифрового интерактивного инструмента AhaSlides в образовательном процессе физического вуза при подготовке студентов. Для достижения поставленной цели были задействованы методы научного анализа, включающие в себя изучение и синтез педагогического опыта, а также применение опросных методик. Исследование проводилось при проведении занятий у студентов 1-4 курсов разных направлений по разным дисциплинам. Возможности цифрового интерактивного инструмента AhaSlides многогранны: стандартные функции презентации, интерактивные опросы, квизы и динамические сессии вопросов и ответов на занятиях. Это способствует активному вовлечению студентов в учебный процесс, делая его более увлекательным и мотивирующим. Концепция вуза, в которой интерактивные цифровые платформы интегрированы в образовательный контент, отражает современные тенденции развития высшего образования. Авторы приходят к заключению, что применение цифровых интерактивных инструментов, в частности AhaSlides, обладает определенными преимуществами и недостатками. Тем не менее общее направление анализа указывает на целесообразность интеграции данного цифрового интерактивного инструмента в образовательный процесс студентов вузов, специализирующихся на физической культуре.
цифровой интерактивный инструмент
ahaslides
поколение z
спорт
геймификация
студенты
1. Дубко Ю.А. Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. 2020. № 4. С.28-37. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-28-37.
2. Шаугараева Д.И., Бурцев Д.С., Гаврилюк Е.С. Проблемы управления образовательным процессом при использовании цифровых инструментов в высших учебных заведениях // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2020. № 2. С. 121-130. DOI: 10.17586/2310-1172-2020-13-2-121-130.
3. Молчанова С.М. Цифровые инструменты в образовательной среде // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 1. № 9 (117). С. 158-162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46580677 (дата обращения: 07.05.2025). DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2021.09.01.022.
4. Дубинина М.Г. Моделирование влияния цифровых технологий на качественные показатели образования // Управление наукой и наукометрия. 2020. Т. 15. № 4. С. 528-557. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44497157 (дата обращения: 13.05.2025). DOI: 10.33873/2686-6706.2020.15-4.528-557.
5. Тихонова Л.П. Об актуальности внедрения современных цифровых технологий в образование // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 1 (88). С. 203-221. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-20.
6. Лодде О.А. Актуальные проблемы цифровой трансформации образовательной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31137 (дата обращения: 20.03.2025). DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31137.
7. Одинцов А.С. Применение цифровых технологий на занятиях физической культурой в Астраханском государственном медицинском университете // Педагогический журнал. 2023. Том 13. № 10-1. С. 533-538. DOI: 10.34670/AR.2023.24.90.060.
8. Еленева Ю.Я., Можаровская А.А., Демушкин Д.И. Цифровая трансформация образовательных организаций высшего образования: современное состояние, задачи, риски // Экономика, предпринимательство и право. 2024. Т. 14. № 4. С. 1149-1170. DOI: 10.18334/epp.14.4.120670.
9. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 2. С. 84—88. DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88.
10. Джанакаева Р.Б., Усманов Т.И., Ахмадов А.У. Цифровые инструменты в педагогической практике // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 5-1. С. 173-177. DOI: 10.34670/AR.2023.64.48.104.
11. Осипенко Е.А. Чжэн Ж. Инновационные цифровые инструменты для оценки компетенций студентов факультета физической культуры // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025. № 1 (239). С. 104-110. DOI: 10.5930/1994-4683-2025-104-110.
12. Носкова Т.Н. Повышение интеллектуальной активности обучающихся в обработке образовательных текстов с использованием цифровых инструментов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30. № 3. С. 104-110. DOI: 10.34216/2073-1426-2024-30-3-104-110.
13. Загоруйко И.Н. Клиповое мышление как драйвер современного образования // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2022. Т. 18. № 2. С. 74-81. DOI: 10.22213/2618-9763-2022-2-74-81.
14. Баймакова Л.Г., Хамитова Л.Е., Непомнящих Т.А., Кайгородцева О.В. Использование интерактивной платформы юнислайд в образовательном процессе студентов физкультурного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33315 (дата обращения: 14.03.2025). DOI: 10.17513/spno.33315.
15. Белякова М.Ю., Дьяконов А.Д. Применение цифровых и информационных технологий в сфере физической культуры и спорта // Экономика и управление в спорте. 2021. Т. 1. № 3. С. 133-148. URL: https://1economic.ru/lib/119785 (дата обращения 13.05.2025). DOI: 10.18334/sport.1.3.119785.

Введение. В настоящее время применение различных цифровых инструментов в образовательной среде для студентов нового поколения – это естественный инструмент для их «обитания и развития», для них это традиционные методы обучения. Процесс социализации и психологического развития индивидов, родившихся после 2004 года, осуществляется в контексте активной интеграции цифровых технологий в повседневную жизнь. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на формирование индивидуальных психологических особенностей, включая эмоционально-волевую сферу, нейрокогнитивные функции и личностные характеристики. Диссонансы ценностных ориентаций, стилей жизнедеятельности и условий экзистенции, а также особенности перцептивных процессов требуют адаптации образовательной системы к новым условиям [1, с. 33]. Необходимо понимать и учитывать не только специфику внедрения цифровых технологий в образовательную среду, но и специфику личности студента XXI века. Насколько правильно и без сильных эмоциональных потрясений «окунется» студент в цифровую образовательную среду вуза, а это не только учебный процесс, настолько плодотворным будет весь процесс его обучения. Поэтому в организации современного образовательного процесса необходимо стремиться к интерактивности, увлекательности и активной деятельности студентов, особенно студентов физкультурного вуза, так как активное действие является основой их обучения [2-4].

Авторы рассматривают возможности цифрового интерактивного инструмента AhaSlides, который, помимо обычных функций презентации, позволяет проводить интерактивные опросы, квизы, а также создавать динамические сессии вопросов и ответов, как на лекциях, семинарах, практических занятиях и онлайн-обучении, и является одним из факторов стимулирования студентов к активному участию в учебном процессе. Концепция вуза, где интерактивные цифровые платформы являются частью образовательного контента, отражает прогрессивные направления развития современного высшего образования, делает обучение более захватывающим и мотивирующим.

Помимо этого, такие цифровые инструменты позволяют адаптировать темп и содержание обучения для каждого студента, предоставляя обратную связь в режиме реального времени, что значительно увеличивает эффективность обучения. Использование интерактивных цифровых инструментов в физкультурном вузе может внести значительный вклад в область обучения и развития студентов, поддерживая их активное участие и заинтересованность в образовательном процессе [5; 6].

Исходя из изложенного, целью настоящего исследования является анализ опыта внедрения и применения цифрового интерактивного инструмента AhaSlides в образовательном процессе физического вуза при подготовке студентов.

Материалы и методы исследования. Для достижения обозначенной цели авторы применяют следующие методы научного исследования: анализ современной научно-педагогической литературы; систематизация и обобщение имеющегося педагогического опыта; использование опросных методик, включая анкетирование.

Цифровой интерактивный инструмент AhaSlides внедрен в учебный процесс студентов бакалавриата 1-4 курсов направлений «49.03.04 Спорт», «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», «49.03.01 Физическая культура» на кафедре естественно-научных дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. В ходе исследования использовались такие учебные дисциплины, как «Информационные технологии в физической культуре и спорте», «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере», «Основы математической обработки информации» и «Информационная безопасность». После завершения каждой из указанных дисциплин проводилось анкетирование среди студентов с целью получения обратной связи и оценки результативности применения цифрового инструмента AhaSlides. В данном исследовании участвовали 116 студентов различных курсов Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Современные образовательные процессы характеризуются стремительным увеличением объема информации, новыми способами её представления, обработки, хранения и передачи, что обусловливает необходимость адаптации методик преподавания в высшей школе. Цифровые технологии позволяют существенно разнообразить учебный процесс благодаря использованию различных сервисов, приложений и платформ, основанных на облачных вычислениях. В настоящее время существует широкий спектр онлайн-инструментов, которые, как правило, функционируют на любых устройствах без необходимости сложной настройки и индивидуальной конфигурации.

Современное молодежное сообщество относится к так называемому поколению Z, характеризующемуся быстрой адаптацией к условиям интенсивной цифровизации. Основы теоретической концепции поколений были разработаны американскими учеными Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. В своем подходе исследователи сосредоточились на феномене, получившем название «конфликт поколений». Этот феномен подразумевает формирование нового поколения каждые двадцать лет, характеризующегося уникальными ценностными установками и моделями поведения [7]. Таким образом, нынешнее молодое поколение встраивается в общественную структуру во время политической нестабильности, мира с различными гегемониями, возникновения очередного экономического спада и в эпоху технологических прорывов.

Психологические особенности студентов-зумеров характеризуются тенденциями к инфантилизму и экстравертированному поведению. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что представители данного поколения демонстрируют дефицит терпения и стремление к быстрому достижению результатов с минимальными усилиями. Зумеры отличаются повышенной потребительской направленностью и уверенностью в своем праве принимать решения, что обусловливает высокие требования к качеству предоставляемых товаров и услуг, включая образовательные продукты. Широкий доступ к цифровым информационным ресурсам способствует укреплению их убеждений, однако последние могут оказаться ошибочными. Цифровое окружение, в котором формировалось поколение студентов-зумеров, способствовало развитию зависимости от виртуального пространства, так как значительная доля знаний и информации черпается ими из сети Интернет. Однако, как показывают исследования, избыточная информатизация может привести к информационной перегрузке и созданию «информационного шума», что негативно сказывается на способности индивидов данного поколения обрабатывать и анализировать информацию [8-10].

Отрицательные эффекты цифровой аддикции проявляются в развитии феномена, известного как клиповое мышление. Это явление обусловлено интенсификацией информационных потоков и актуализацией потребности в ускоренной обработке информации, что связано с ускорением ритма жизни и необходимостью осуществления многозадачности – характеристик, ставших неотъемлемыми для личности в современном обществе [11-13].

В рамках исследования процессов социализации и взросления студентов-зумеров в условиях интеграции цифровых технологий в повседневную жизнь следует уделить особое внимание анализу влияния данного явления на трансформацию личностных характеристик и интеллектуальной активности индивидов. Цифровизация, представляющая собой комплексное воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на социальную сферу, оказывает существенное влияние на формирование таких компетенций, как умение справляться с многозадачностью, быстрая смена фокуса внимания, повышение уровня цифровой компетентности, а также на расширение пространственных и культурных горизонтов. Помимо этого, она увеличивает потенциал для индивидуального самовыражения и креативной активности, что является важным аспектом формирования адаптивной и конкурентоспособной личности в условиях современной информационной эпохи [14; 15].

Результатом того, что студенты-зумеры легко адаптируются к современным цифровым условиям, но со сниженными когнитивными способностями, связанными с запоминанием информации, вниманием, логическим мышлением, построением выводов из неполных данных, является склонность студентов к быстрому приобретению специализированных профессиональных умений и навыков.

Авторы отмечают, что в современной образовательной парадигме наблюдается тенденция среди студентов к минимизации усилий, направленных на запоминание объемных массивов информации. Это явление обусловлено восприятием традиционного запоминания как неэффективного и избыточного в условиях доступности информационных ресурсов в сети Интернет. Вопреки тому, что данные концепции не укладываются в рамки традиционных стандартов академического образования, они отражают стремление представителей поколения зумеров к усвоению компактных и прикладных теоретических знаний, которые имеют прямую практическую ценность для решения конкретных профессиональных задач.

Правильно подобранная деятельность преподавателя с учетом специфических особенностей обучаемого-зумера, как центрального звена системы образования, и интегрированная в образовательный процесс геймификация, способствует формированию необходимых компетенций в процессе обучения. В условиях широкого распространения онлайн-сервисов для образовательного процесса в высшей школе заслуживает внимания платформа AhaSlides, представляющая собой активно развивающийся и востребованный цифровой интерактивный инструмент. Этот интерактивный ресурс предлагает уникальные возможности для разработки учебных мероприятий, способствуя эффективному взаимодействию с аудиторией в реальном времени. Особо стоит подчеркнуть, что платформа AhaSlides интегрирует элементы искусственного интеллекта для помощи пользователям в создании образовательных материалов.

Этот цифровой интерактивный инструмент предоставляет возможность создания динамических викторин с использованием различных типов вопросов, организации командных игр, а также автоматического формирования тестов посредством искусственного интеллекта. Благодаря функциям оптимизации обсуждений через голосования и обеспечения анонимности он значительно повышает уровень вовлеченности студентов физкультурного вуза в образовательный процесс.

Платформа AhaSlides обладает простым и интуитивно понятным интерфейсом, позволяющим педагогам оперативно разрабатывать цифровые интерактивные учебные материалы. Цифровой интерактивный инструмент AhaSlides позволяет получить информацию в режиме реального времени о том, что думает ваша аудитория. Для этого можно использовать различные типы слайдов (инструменты): опросы, викторины или просто информационную страницу, причем все это можно сделать в одной презентации. В данной статье авторы обращают внимание именно на опросы. Опросы интерактивного инструмента AhaSlides позволяют представить мнение аудитории в таких формах, как голосование, открытый ответ, шкалы опросов, облако слов, мозговой штурм и вопрос преподавателю.

Данный цифровой интерактивный инструмент авторы использовали во время обучения дисциплин на этапе мотивации учебной деятельности и рефлективно-оценочном этапе. Во время занятий всех перечисленных дисциплин использовали разные типы слайдов: «Облако слов», «Шкалы», «Мозговой штурм» и «Задай вопрос».

На каждом занятии дисциплины на этапе мотивации учебной деятельности цифровой интерактивный инструмент использовался для актуализации знаний с помощью трех слайдов разного типа: «Облако слов», «Открытый ответ», «Мозговой штурм» платформы AhaSlides. Таким способом получается визуализировать актуализацию знаний, что особенно важно в процессе обучения студентов-зумеров (рис. 1).

Рис. 1. Пример актуализации знаний по теме «Информационная безопасность» бакалавров 1 курса направления «49.03.01 Физическая культура» (3 типа слайдов).

Источник: составлено авторами

В конце занятия рефлексивно-оценочный этап авторы получают через типы слайдов «Облако слов», «Шкалы» и «Задай вопрос». Например, слайд «Шкалы» позволяет нам визуализировать «степень полезности» выполняемой работы студентами от 1 до 5.

По окончании изучения дисциплин провели опрос студентов с целью выявления обратной связи и оценки эффективности реализации цифрового интерактивного инструмента AhaSlides. Выборка составила 116 обучающихся СибГУФК. Опрос по выявлению мнений по внедрению в образовательный процесс цифрового интерактивного инструмента AhaSlides.

Изучив ответы на вопросы анкеты, авторы выделяют, что 93% опрошенных отмечают легкость освоения использования платформы AhaSlides, и 90% считают, что данный инструмент повышает интерактивность занятия (рис. 2).

Изображение выглядит как снимок экрана, Шрифт, круг, диаграмма

Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

а) Вопрос: Вам было легко освоить использование программы AhaSlides?

б) Вопрос: Вы считаете, что AhaSlides улучшил интерактивность занятий?

 

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопросы.

Источник: составлено авторами

В результате опроса респондентам предложили прописать критерии эффективности реализации цифрового интерактивного инструмента AhaSlides. Наиболее эффективными критериями можно объединить в следующие: интерактивность (активное участие и вовлеченность аудитории), удобство использования и улучшение обучения (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на задание: «Критерии оценки эффективности реализации цифрового интерактивного инструмента AhaSlides».

Источник: составлено авторами

В ходе исследования было выявлено, что критерий доступности для определённой группы респондентов коррелировал с проблемами, связанными с процессом подключения к Сети. Затруднения возникали из-за отсутствия сетевого трафика и низкой скорости интернет-соединения, а также из-за характеристик используемой мобильной модели телефона.

Заключение. Авторы отмечают наличие определенных трудностей в структурировании учебного процесса у отдельных студентов-зумеров. В частности, наблюдается тенденция к нецелевому использованию мобильных устройств в образовательной среде, когда студенты трактуют возможность доступа к телефонам как разрешение на участие в развлекательных активностях. Вместе с тем стоит отметить, что отношение преподавателей к новым образовательным технологиям неоднородно. Подобная вариативность восприятия может быть обусловлена высокой рабочей нагрузкой, наличием альтернативных педагогических методик, а также приверженностью традиционным подходам в образовательной деятельности.

В контексте применения цифровых интерактивных инструментов, таких как AhaSlides, авторы констатируют наличие как позитивных, так и негативных сторон. Однако они подчеркивают целесообразность интеграции указанного инструмента в учебный процесс. Цифровые инструменты обладают потенциалом для значительного повышения эффективности и интерактивности обучения в высших учебных заведениях, в том числе в области физической культуры.


Библиографическая ссылка

Федулова С.В., Курило Ю.А. ЦИФРОВОЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ AHASLIDES В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34088 (дата обращения: 18.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34088