Введение. В настоящее время применение различных цифровых инструментов в образовательной среде для студентов нового поколения – это естественный инструмент для их «обитания и развития», для них это традиционные методы обучения. Процесс социализации и психологического развития индивидов, родившихся после 2004 года, осуществляется в контексте активной интеграции цифровых технологий в повседневную жизнь. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на формирование индивидуальных психологических особенностей, включая эмоционально-волевую сферу, нейрокогнитивные функции и личностные характеристики. Диссонансы ценностных ориентаций, стилей жизнедеятельности и условий экзистенции, а также особенности перцептивных процессов требуют адаптации образовательной системы к новым условиям [1, с. 33]. Необходимо понимать и учитывать не только специфику внедрения цифровых технологий в образовательную среду, но и специфику личности студента XXI века. Насколько правильно и без сильных эмоциональных потрясений «окунется» студент в цифровую образовательную среду вуза, а это не только учебный процесс, настолько плодотворным будет весь процесс его обучения. Поэтому в организации современного образовательного процесса необходимо стремиться к интерактивности, увлекательности и активной деятельности студентов, особенно студентов физкультурного вуза, так как активное действие является основой их обучения [2-4].
Авторы рассматривают возможности цифрового интерактивного инструмента AhaSlides, который, помимо обычных функций презентации, позволяет проводить интерактивные опросы, квизы, а также создавать динамические сессии вопросов и ответов, как на лекциях, семинарах, практических занятиях и онлайн-обучении, и является одним из факторов стимулирования студентов к активному участию в учебном процессе. Концепция вуза, где интерактивные цифровые платформы являются частью образовательного контента, отражает прогрессивные направления развития современного высшего образования, делает обучение более захватывающим и мотивирующим.
Помимо этого, такие цифровые инструменты позволяют адаптировать темп и содержание обучения для каждого студента, предоставляя обратную связь в режиме реального времени, что значительно увеличивает эффективность обучения. Использование интерактивных цифровых инструментов в физкультурном вузе может внести значительный вклад в область обучения и развития студентов, поддерживая их активное участие и заинтересованность в образовательном процессе [5; 6].
Исходя из изложенного, целью настоящего исследования является анализ опыта внедрения и применения цифрового интерактивного инструмента AhaSlides в образовательном процессе физического вуза при подготовке студентов.
Материалы и методы исследования. Для достижения обозначенной цели авторы применяют следующие методы научного исследования: анализ современной научно-педагогической литературы; систематизация и обобщение имеющегося педагогического опыта; использование опросных методик, включая анкетирование.
Цифровой интерактивный инструмент AhaSlides внедрен в учебный процесс студентов бакалавриата 1-4 курсов направлений «49.03.04 Спорт», «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», «49.03.01 Физическая культура» на кафедре естественно-научных дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. В ходе исследования использовались такие учебные дисциплины, как «Информационные технологии в физической культуре и спорте», «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере», «Основы математической обработки информации» и «Информационная безопасность». После завершения каждой из указанных дисциплин проводилось анкетирование среди студентов с целью получения обратной связи и оценки результативности применения цифрового инструмента AhaSlides. В данном исследовании участвовали 116 студентов различных курсов Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Результаты исследования и их обсуждение. Современные образовательные процессы характеризуются стремительным увеличением объема информации, новыми способами её представления, обработки, хранения и передачи, что обусловливает необходимость адаптации методик преподавания в высшей школе. Цифровые технологии позволяют существенно разнообразить учебный процесс благодаря использованию различных сервисов, приложений и платформ, основанных на облачных вычислениях. В настоящее время существует широкий спектр онлайн-инструментов, которые, как правило, функционируют на любых устройствах без необходимости сложной настройки и индивидуальной конфигурации.
Современное молодежное сообщество относится к так называемому поколению Z, характеризующемуся быстрой адаптацией к условиям интенсивной цифровизации. Основы теоретической концепции поколений были разработаны американскими учеными Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. В своем подходе исследователи сосредоточились на феномене, получившем название «конфликт поколений». Этот феномен подразумевает формирование нового поколения каждые двадцать лет, характеризующегося уникальными ценностными установками и моделями поведения [7]. Таким образом, нынешнее молодое поколение встраивается в общественную структуру во время политической нестабильности, мира с различными гегемониями, возникновения очередного экономического спада и в эпоху технологических прорывов.
Психологические особенности студентов-зумеров характеризуются тенденциями к инфантилизму и экстравертированному поведению. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что представители данного поколения демонстрируют дефицит терпения и стремление к быстрому достижению результатов с минимальными усилиями. Зумеры отличаются повышенной потребительской направленностью и уверенностью в своем праве принимать решения, что обусловливает высокие требования к качеству предоставляемых товаров и услуг, включая образовательные продукты. Широкий доступ к цифровым информационным ресурсам способствует укреплению их убеждений, однако последние могут оказаться ошибочными. Цифровое окружение, в котором формировалось поколение студентов-зумеров, способствовало развитию зависимости от виртуального пространства, так как значительная доля знаний и информации черпается ими из сети Интернет. Однако, как показывают исследования, избыточная информатизация может привести к информационной перегрузке и созданию «информационного шума», что негативно сказывается на способности индивидов данного поколения обрабатывать и анализировать информацию [8-10].
Отрицательные эффекты цифровой аддикции проявляются в развитии феномена, известного как клиповое мышление. Это явление обусловлено интенсификацией информационных потоков и актуализацией потребности в ускоренной обработке информации, что связано с ускорением ритма жизни и необходимостью осуществления многозадачности – характеристик, ставших неотъемлемыми для личности в современном обществе [11-13].
В рамках исследования процессов социализации и взросления студентов-зумеров в условиях интеграции цифровых технологий в повседневную жизнь следует уделить особое внимание анализу влияния данного явления на трансформацию личностных характеристик и интеллектуальной активности индивидов. Цифровизация, представляющая собой комплексное воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на социальную сферу, оказывает существенное влияние на формирование таких компетенций, как умение справляться с многозадачностью, быстрая смена фокуса внимания, повышение уровня цифровой компетентности, а также на расширение пространственных и культурных горизонтов. Помимо этого, она увеличивает потенциал для индивидуального самовыражения и креативной активности, что является важным аспектом формирования адаптивной и конкурентоспособной личности в условиях современной информационной эпохи [14; 15].
Результатом того, что студенты-зумеры легко адаптируются к современным цифровым условиям, но со сниженными когнитивными способностями, связанными с запоминанием информации, вниманием, логическим мышлением, построением выводов из неполных данных, является склонность студентов к быстрому приобретению специализированных профессиональных умений и навыков.
Авторы отмечают, что в современной образовательной парадигме наблюдается тенденция среди студентов к минимизации усилий, направленных на запоминание объемных массивов информации. Это явление обусловлено восприятием традиционного запоминания как неэффективного и избыточного в условиях доступности информационных ресурсов в сети Интернет. Вопреки тому, что данные концепции не укладываются в рамки традиционных стандартов академического образования, они отражают стремление представителей поколения зумеров к усвоению компактных и прикладных теоретических знаний, которые имеют прямую практическую ценность для решения конкретных профессиональных задач.
Правильно подобранная деятельность преподавателя с учетом специфических особенностей обучаемого-зумера, как центрального звена системы образования, и интегрированная в образовательный процесс геймификация, способствует формированию необходимых компетенций в процессе обучения. В условиях широкого распространения онлайн-сервисов для образовательного процесса в высшей школе заслуживает внимания платформа AhaSlides, представляющая собой активно развивающийся и востребованный цифровой интерактивный инструмент. Этот интерактивный ресурс предлагает уникальные возможности для разработки учебных мероприятий, способствуя эффективному взаимодействию с аудиторией в реальном времени. Особо стоит подчеркнуть, что платформа AhaSlides интегрирует элементы искусственного интеллекта для помощи пользователям в создании образовательных материалов.
Этот цифровой интерактивный инструмент предоставляет возможность создания динамических викторин с использованием различных типов вопросов, организации командных игр, а также автоматического формирования тестов посредством искусственного интеллекта. Благодаря функциям оптимизации обсуждений через голосования и обеспечения анонимности он значительно повышает уровень вовлеченности студентов физкультурного вуза в образовательный процесс.
Платформа AhaSlides обладает простым и интуитивно понятным интерфейсом, позволяющим педагогам оперативно разрабатывать цифровые интерактивные учебные материалы. Цифровой интерактивный инструмент AhaSlides позволяет получить информацию в режиме реального времени о том, что думает ваша аудитория. Для этого можно использовать различные типы слайдов (инструменты): опросы, викторины или просто информационную страницу, причем все это можно сделать в одной презентации. В данной статье авторы обращают внимание именно на опросы. Опросы интерактивного инструмента AhaSlides позволяют представить мнение аудитории в таких формах, как голосование, открытый ответ, шкалы опросов, облако слов, мозговой штурм и вопрос преподавателю.
Данный цифровой интерактивный инструмент авторы использовали во время обучения дисциплин на этапе мотивации учебной деятельности и рефлективно-оценочном этапе. Во время занятий всех перечисленных дисциплин использовали разные типы слайдов: «Облако слов», «Шкалы», «Мозговой штурм» и «Задай вопрос».
На каждом занятии дисциплины на этапе мотивации учебной деятельности цифровой интерактивный инструмент использовался для актуализации знаний с помощью трех слайдов разного типа: «Облако слов», «Открытый ответ», «Мозговой штурм» платформы AhaSlides. Таким способом получается визуализировать актуализацию знаний, что особенно важно в процессе обучения студентов-зумеров (рис. 1).
Рис. 1. Пример актуализации знаний по теме «Информационная безопасность» бакалавров 1 курса направления «49.03.01 Физическая культура» (3 типа слайдов).
Источник: составлено авторами
В конце занятия рефлексивно-оценочный этап авторы получают через типы слайдов «Облако слов», «Шкалы» и «Задай вопрос». Например, слайд «Шкалы» позволяет нам визуализировать «степень полезности» выполняемой работы студентами от 1 до 5.
По окончании изучения дисциплин провели опрос студентов с целью выявления обратной связи и оценки эффективности реализации цифрового интерактивного инструмента AhaSlides. Выборка составила 116 обучающихся СибГУФК. Опрос по выявлению мнений по внедрению в образовательный процесс цифрового интерактивного инструмента AhaSlides.
Изучив ответы на вопросы анкеты, авторы выделяют, что 93% опрошенных отмечают легкость освоения использования платформы AhaSlides, и 90% считают, что данный инструмент повышает интерактивность занятия (рис. 2).
а) Вопрос: Вам было легко освоить использование программы AhaSlides? |
б) Вопрос: Вы считаете, что AhaSlides улучшил интерактивность занятий?
|
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопросы.
Источник: составлено авторами
В результате опроса респондентам предложили прописать критерии эффективности реализации цифрового интерактивного инструмента AhaSlides. Наиболее эффективными критериями можно объединить в следующие: интерактивность (активное участие и вовлеченность аудитории), удобство использования и улучшение обучения (рис. 3).
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на задание: «Критерии оценки эффективности реализации цифрового интерактивного инструмента AhaSlides».
Источник: составлено авторами
В ходе исследования было выявлено, что критерий доступности для определённой группы респондентов коррелировал с проблемами, связанными с процессом подключения к Сети. Затруднения возникали из-за отсутствия сетевого трафика и низкой скорости интернет-соединения, а также из-за характеристик используемой мобильной модели телефона.
Заключение. Авторы отмечают наличие определенных трудностей в структурировании учебного процесса у отдельных студентов-зумеров. В частности, наблюдается тенденция к нецелевому использованию мобильных устройств в образовательной среде, когда студенты трактуют возможность доступа к телефонам как разрешение на участие в развлекательных активностях. Вместе с тем стоит отметить, что отношение преподавателей к новым образовательным технологиям неоднородно. Подобная вариативность восприятия может быть обусловлена высокой рабочей нагрузкой, наличием альтернативных педагогических методик, а также приверженностью традиционным подходам в образовательной деятельности.
В контексте применения цифровых интерактивных инструментов, таких как AhaSlides, авторы констатируют наличие как позитивных, так и негативных сторон. Однако они подчеркивают целесообразность интеграции указанного инструмента в учебный процесс. Цифровые инструменты обладают потенциалом для значительного повышения эффективности и интерактивности обучения в высших учебных заведениях, в том числе в области физической культуры.