Введение. Современные воспитательные системы сталкиваются с рядом вызовов, обусловленных геополитической и социокультурной ситуацией. Во-первых, это ценностный кризис и смещение фокуса нравственных ориентиров среди молодежи на индивидуализацию, то есть переориентация с коллективных, общественно значимых ценностей (таких как патриотизм, солидарность, общественное благо [1]) на индивидуальные, личные интересы и потребности [2]. Индивидуализация, как доказывается в проведенном опросе ВЦИОМ, проявляется в фокусе молодежи на личных целях, условиях проживания и экономической стабильности, что развивает «межпоколенческую дезинтеграцию» [3]. Во-вторых, это информационная перегрузка, то есть современные школьники сталкиваются с огромным объемом информации, что затрудняет ее систематизацию и критическое осмысление, а это, в свою очередь, приводит к поверхностному усвоению знаний и снижению способности к глубокому анализу [4]. Ответом на данный вызов может стать системный отбор содержания материала, при котором дополнительные сведения не дублируют, а дополняют и углубляют основную тему, формируя целостное понимание материала без нарушения когнитивной доступности. В-третьих, психолого-педагогические концепты воспитания базируются на присвоениях «ценности культурно-исторического опыта человечества» [5] в ходе организации кросс-культурного взаимодействия [6], место которых сейчас часто занимают сетевое общение и гаджетозависимость.
Соответственно, возникает существенный разрыв между обучением и воспитанием, нацеленным на формирование гармоничной личности, способной к критическому мышлению, эмпатии и активной гражданской позиции. Традиционная педагогическая триада «образование, воспитание, развитие» акцентирует необходимость интеграции воспитательной работы в учебный процесс и внеурочную деятельность.
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании интегративного потенциала социогуманитарных дисциплин в воспитательном процессе общеобразовательной школы посредством разработки методики, сочетающей интегративный подход, различные форматы взаимодействия (такие как дискуссии, музыкальная гостиная и театральная постановка) и актуализацию базовых национальных ценностей России.
Материалы и методы исследования
Методологическую основу исследования определяет теория педагогической интеграции, переживающая в настоящее время новый виток развития (И.А. Ардабацкая [7]; Ю.А. Лукин [8]; Н.К. Чапаев [9, с. 290–309] и др.). Это связано с актуальными тенденциями в образовании, отражающими запросы общества на гибкость, междисциплинарность, цифровую трансформацию и практико-ориентированность обучения. Интегративный подход в современной педагогике предстает как методологическая стратегия, формирующая целость образования, воспитания и развития человека в условиях высокой неопределенности за счет формирования у обучающихся наравне с метапредметными результатами системы ценностной ориентации и целостной картины мира.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов для идентификации базовых национальных ценностей, теоретический анализ научно-педагогических источников по интеграционным процессам в образовании; междисциплинарный анализ (синтез исторических, литературных и художественных источников для создания целостного образа события); педагогическое проектирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассматривая интегративный подход в контексте развития воспитательной деятельности в общем образовании, отметим уровни интеграции:
- нормативный уровень: нацеленность результатов образования на единство целей образования и воспитания через личностные достижения, межпредметные навыки и опыт социальных практик;
- дидактический уровень: организационно-педагогическое развитие междисциплинарных форм и форматов урочной и внеурочной деятельности, с тем чтобы знания сразу применялись в реальном контексте, а ценности подкреплялись практикой;
- рефлексивный уровень: непрерывное развитие интегративных качеств обучающихся как будущих социально активных членов общества, устойчивых к внешним вызовам и нацеленных на профессиональное и личностное развитие.
Организационно междисциплинарность предполагает построение новых связей в рамках педагогической интеграции на всех уровнях для достижения целевой результативности [10].
Авторы выделяют следующие типы интеграции:
- нормативно-целевая интеграция, обеспечивающая соответствие междисциплинарной модели задачам, целям и образовательным трендам в контексте образовательных стандартов;
- методологическая интеграция, предполагающая адаптивную диффузию методов, технологий и цифровых инструментов из разных дисциплин для решения поставленных задач;
- содержательная интеграция, базирующаяся на научных связях дисциплин относительно рассматриваемой проблемы (темы, ситуации);
- организационная интеграция, нацеленная на взаимодействие субъектов образования вне рамочного группового обучения с пересборкой рабочих групп и формированием междисциплинарных команд;
- когнитивная интеграция, предопределяющая развитие личностных способностей обучающихся к интегративному мышлению и построению междисциплинарных связей.
Именно интегративный подход позволяет эффективно связать образовательный и воспитательный процессы, транслируя базовые национальные ценности и создавая условия для формирования у обучающихся целостного мировоззрения, нравственных качеств и гражданской идентичности [11, 12]. Это достигается через интеграцию различных дисциплин, форм и методов обучения, а также через реализацию междисциплинарных проектов и коллективных мероприятий. Под интегративным потенциалом социогуманитарных дисциплин авторы понимают способность социальных и гуманитарных наук объединять знания, методы и ценности из разных областей для формирования целостного мировоззрения, развития эмпатии, эмоционального интеллекта и критического мышления в целях решения комплексных проблем общества.
В качестве примера реализации интегративного подхода в воспитательный процесс общеобразовательной школы приведем фрагмент авторского проекта «Музыкальная гостиная». Его интегративный потенциал выражается в синтезе рационального анализа (исторические факты) и эмоционального восприятия (литература и музыка), который формирует у школьников глубокое понимание события и целостную картину через межпредметные связи. Данный проект успешно внедрен в деятельность общеобразовательных школ и прошел апробацию; подтверждена его эффективность с точки зрения развития ценностных ориентиров, социальной ответственности и эмоционального интеллекта школьников.
В основе проектирования всех тем авторского проекта лежит следующий алгоритм проектирования:
1) определение значимого события и его эмоционально-ценностных характеристик, способных вызвать устойчивый отклик у обучающихся;
2) разработка способа изучения и визуализации события через междисциплинарные связи;
3) проектирование воспитательных форм и методов работы с активным включением обучающихся;
4) выявление реперных точек для организации дискуссий, способствующих развитию познавательной активности, критического мышления и коммуникативных навыков обучающихся;
5) моделирование воспитательного процесса с акцентом на базовые национальные ценности России через различные форматы взаимодействия.
Для демонстрации примера авторами выбрано значимое событие – Блокада Ленинграда (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) как историческое событие Великой Отечественной войны, не только глобальное с точки зрения сохранения истории, но и вызывающее устойчивый эмоциональный отклик благодаря сочетанию социально-политического контекста, психологических механизмов восприятия, культурного осмысления. Она стала символом не только страданий, но и героизма, что делает ее важным элементом коллективной памяти и национальной идентичности и в глобальном аспекте отражает ценностные ориентиры гражданина России [13]. Акцентируемые эмоционально-ценностные характеристики: героизм (подвиг защитников города); коллективная солидарность («Дорога жизни», взаимопомощь); патриотизм (сопротивление вопреки лишениям); нравственный выбор (личная трагедия в контексте общей беды) (первый шаг алгоритма).
На втором шаге алгоритма определены воспитательные формы и средства: междисциплинарность, базирующаяся на интеграции гуманитарных дисциплин (истории, литературы, искусства); когнитивный диалог, нацеленный на присвоение ценностных ориентиров в ходе активных форм обучения [14]; патриотическая направленность содержания [15].
На третьем шаге отобраны формы реализации (организация «музыкальной гостиной», дискуссия и театральная постановка) и осуществлена разработка данных проектов. Музыкальная гостиная представляет собой формат взаимодействия, сочетающий в себе музыкальные выступления, литературные чтения и исторические рассказы.
Следующий шаг позволил определить реперные точки для дискуссии, стимулирующие критическое мышление: а) этический аспект: «можно ли оправдать жертвы блокады целями войны»; б) роль руководства в организации обороны: «эффективность действий советского командования и критика решений»; в) современные интерпретации подвига: «является ли память о блокаде инструментом патриотизма или политизации истории».
На заключительном шаге осуществлено моделирование воспитательного процесса. Организация музыкальной гостиной по выбранной теме включает в себя прослушивание фрагментов Симфонии № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича с анализом музыкальных символов (набатные ритмы, тема сопротивления), а также определение связи с поэзией блокадного периода: чтение произведений О.Ф. Берггольц («Я говорю с тобой под свист снарядов», «Разговор с соседкой», «В госпитале», «Ленинградская поэма», «Февральский дневник»), В.М. Инбер («Пулковский меридиан», «Трамвай идет на фронт», «Душа Ленинграда», «Бессмертие») на фоне симфонии, обсуждение роли искусства в сохранении морального духа, дискуссию по реперным точкам. Здесь авторы не скрывают ужасов блокады (голод, холод, смерть), и при этом в стихах и музыке всегда есть надежда и вера в победу, символы сопротивления и стойкости, глубокое сострадание к людям, пережившим блокаду. Этот контекст используется для эмоционального погружения в тему Блокады Ленинграда, а также для обсуждения нравственных и исторических аспектов этого события. Сочетание музыки и поэзии передает эмоциональную связь с историей, что помогает участникам глубже понять и прочувствовать национальную идентичность. А также рассматриваемые произведения являются частью культурного наследия России, и их изучение и анализ формируют у школьников уважение к искусству и литературе как важным элементам национальной культуры.
Для театральной постановки использована «Блокадная книга» А.М. Адамовича и Д.А. Гранина, представляющая собой документальную хронику, состоящую из воспоминаний, интервью и фрагментов дневников блокадников. Важно акцентировать внимание на собирательном образе, объединяя реальные истории в единое повествование. Для этого разыгрывается сцена «Спорящие голоса», где через истории выживших, стихи О.Ф. Берггольц и документальные свидетельства раскрываются не только ужас блокады, но и сложность передачи этой правды новым поколениям, которые часто не понимают масштаба трагедии, подчеркивается важность сохранения памяти о подвиге ленинградцев, их стойкости и жертвах, ставших символом сопротивления бесчеловечности войны. Это помогает школьникам увидеть взаимосвязь между различными областями знаний в эмоциональном порыве, способствует воспитанию нравственных и гражданских качеств.
Обобщая результаты исследования, отметим значимость реализации в воспитательном процессе общеобразовательной школы интегративного потенциала социогуманитарных дисциплин, выражающегося в следующих эффектах:
- эффект для обучающихся: формирование системного мышления (определение взаимосвязей между событиями, явлениями и культурными контекстами), эмоциональное вовлечение (интеграция через искусство и литературу делает обучение более живым и личностно значимым), развитие критического мышления (анализ разных точек зрения на исторические и социальные явления);
- эффект для педагогов: преодоление предметной разобщенности (учителя получают возможность работать в команде, обмениваться методиками, педагогическим опытом), реализация творческого подхода (стимулирование новых форм взаимодействия на уроках (таких как проекты, дискуссии, интерактивные занятия);
- эффект для школы в целом: повышение качества образования (интеграция различных дисциплин способствует более глубокому усвоению материала), укрепление воспитательной функции и раскрытие воспитательного потенциала междисциплинарного взаимодействия социогуманитарных дисциплин в формировании образовательной среды в школе (формирование единой среды, ориентированной на развитие личности).
Заключение. Интеграция социогуманитарных дисциплин в воспитательный процесс общеобразовательной школы представляет собой эффективный ответ на вызовы современного общества. Интеграция социогуманитарных дисциплин через значимые события позволяет формировать у школьников не только знания, но и систему ценностей. Значимые исторические события, их изучение, обсуждение, аргументация и переживание в междисциплинарной призме (история, литература, искусство) становятся инструментом воспитания патриотизма, критического мышления и эмоциональной зрелости. Такая интеграция позволяет не только передавать знания, но и формировать у обучающихся систему ценностей, критическое мышление и способность к саморефлексии. Для педагогов и школы в целом интеграция становится инструментом повышения качества образования и укрепления воспитательной функции.
Библиографическая ссылка
Левина Е.Ю., Мифтахова К.А. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34064 (дата обращения: 24.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34064