Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INTEGRATIVE POTENTIAL OF SOCIO-HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF SECONDARY SCHOOLS

Levina E.Yu. 1 Miftakhova K.A. 2
1 Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev- KAI
2 Amur State University named after Sholom Aleichem
The modern education system is facing value crises of the younger generation, and as a result, there is a need to introduce young people to traditional national values and the need to develop educational systems in educational organizations. The purpose of the article is to identify and substantiate the integrative potential of socio-humanitarian disciplines (history, literature, art) in the educational process of secondary schools. Based on the integrative approach, which forms the methodological basis of the research, the authors reveal the levels (normative, didactic, reflexive) and types of integration (normative-targeted methodological, substantive, organizational, cognitive). The author's vision of the concept of «integrative potential of socio-humanitarian disciplines» is revealed and an algorithm for designing the themes of the author's project «Musical Lounge» is developed. This project actualizes interdisciplinary connections between history, literature and art in various formats of interaction (discussions, musical lounge, theatrical production) and actualization of the basic national values of Russia. An example of the justification of one of the themes of the «Musical Lounge» – «The Siege of Leningrad» is given. The integrative potential of socio-humanitarian disciplines is revealed, which consists in the formation of interrelations and emotional response between events, phenomena and cultural contexts among students aimed at the formation of value orientations.; overcoming subject separation; stimulating new forms of interaction in regular and extracurricular activities (projects, discussions, interactive classes); developing the educational system in secondary schools.
educational process in secondary schools
integrative approach
integrative potential of socio-humanitarian disciplines

Введение. Современные воспитательные системы сталкиваются с рядом вызовов, обусловленных геополитической и социокультурной ситуацией. Во-первых, это ценностный кризис и смещение фокуса нравственных ориентиров среди молодежи на индивидуализацию, то есть переориентация с коллективных, общественно значимых ценностей (таких как патриотизм, солидарность, общественное благо [1]) на индивидуальные, личные интересы и потребности [2]. Индивидуализация, как доказывается в проведенном опросе ВЦИОМ, проявляется в фокусе молодежи на личных целях, условиях проживания и экономической стабильности, что развивает «межпоколенческую дезинтеграцию» [3]. Во-вторых, это информационная перегрузка, то есть современные школьники сталкиваются с огромным объемом информации, что затрудняет ее систематизацию и критическое осмысление, а это, в свою очередь, приводит к поверхностному усвоению знаний и снижению способности к глубокому анализу [4]. Ответом на данный вызов может стать системный отбор содержания материала, при котором дополнительные сведения не дублируют, а дополняют и углубляют основную тему, формируя целостное понимание материала без нарушения когнитивной доступности. В-третьих, психолого-педагогические концепты воспитания базируются на присвоениях «ценности культурно-исторического опыта человечества» [5] в ходе организации кросс-культурного взаимодействия [6], место которых сейчас часто занимают сетевое общение и гаджетозависимость.

Соответственно, возникает существенный разрыв между обучением и воспитанием, нацеленным на формирование гармоничной личности, способной к критическому мышлению, эмпатии и активной гражданской позиции. Традиционная педагогическая триада «образование, воспитание, развитие» акцентирует необходимость интеграции воспитательной работы в учебный процесс и внеурочную деятельность.

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании интегративного потенциала социогуманитарных дисциплин в воспитательном процессе общеобразовательной школы посредством разработки методики, сочетающей интегративный подход, различные форматы взаимодействия (такие как дискуссии, музыкальная гостиная и театральная постановка) и актуализацию базовых национальных ценностей России.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования определяет теория педагогической интеграции, переживающая в настоящее время новый виток развития (И.А. Ардабацкая [7]; Ю.А. Лукин [8]; Н.К. Чапаев [9, с. 290–309] и др.). Это связано с актуальными тенденциями в образовании, отражающими запросы общества на гибкость, междисциплинарность, цифровую трансформацию и практико-ориентированность обучения. Интегративный подход в современной педагогике предстает как методологическая стратегия, формирующая целость образования, воспитания и развития человека в условиях высокой неопределенности за счет формирования у обучающихся наравне с метапредметными результатами системы ценностной ориентации и целостной картины мира.

Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов для идентификации базовых национальных ценностей, теоретический анализ научно-педагогических источников по интеграционным процессам в образовании; междисциплинарный анализ (синтез исторических, литературных и художественных источников для создания целостного образа события); педагогическое проектирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассматривая интегративный подход в контексте развития воспитательной деятельности в общем образовании, отметим уровни интеграции:

- нормативный уровень: нацеленность результатов образования на единство целей образования и воспитания через личностные достижения, межпредметные навыки и опыт социальных практик;

- дидактический уровень: организационно-педагогическое развитие междисциплинарных форм и форматов урочной и внеурочной деятельности, с тем чтобы знания сразу применялись в реальном контексте, а ценности подкреплялись практикой;

- рефлексивный уровень: непрерывное развитие интегративных качеств обучающихся как будущих социально активных членов общества, устойчивых к внешним вызовам и нацеленных на профессиональное и личностное развитие.

Организационно междисциплинарность предполагает построение новых связей в рамках педагогической интеграции на всех уровнях для достижения целевой результативности [10].

Авторы выделяют следующие типы интеграции:

- нормативно-целевая интеграция, обеспечивающая соответствие междисциплинарной модели задачам, целям и образовательным трендам в контексте образовательных стандартов;

- методологическая интеграция, предполагающая адаптивную диффузию методов, технологий и цифровых инструментов из разных дисциплин для решения поставленных задач;

- содержательная интеграция, базирующаяся на научных связях дисциплин относительно рассматриваемой проблемы (темы, ситуации);

- организационная интеграция, нацеленная на взаимодействие субъектов образования вне рамочного группового обучения с пересборкой рабочих групп и формированием междисциплинарных команд;

- когнитивная интеграция, предопределяющая развитие личностных способностей обучающихся к интегративному мышлению и построению междисциплинарных связей.

Именно интегративный подход позволяет эффективно связать образовательный и воспитательный процессы, транслируя базовые национальные ценности и создавая условия для формирования у обучающихся целостного мировоззрения, нравственных качеств и гражданской идентичности [11, 12]. Это достигается через интеграцию различных дисциплин, форм и методов обучения, а также через реализацию междисциплинарных проектов и коллективных мероприятий. Под интегративным потенциалом социогуманитарных дисциплин авторы понимают способность социальных и гуманитарных наук объединять знания, методы и ценности из разных областей для формирования целостного мировоззрения, развития эмпатии, эмоционального интеллекта и критического мышления в целях решения комплексных проблем общества.

В качестве примера реализации интегративного подхода в воспитательный процесс общеобразовательной школы приведем фрагмент авторского проекта «Музыкальная гостиная». Его интегративный потенциал выражается в синтезе рационального анализа (исторические факты) и эмоционального восприятия (литература и музыка), который формирует у школьников глубокое понимание события и целостную картину через межпредметные связи. Данный проект успешно внедрен в деятельность общеобразовательных школ и прошел апробацию; подтверждена его эффективность с точки зрения развития ценностных ориентиров, социальной ответственности и эмоционального интеллекта школьников.

В основе проектирования всех тем авторского проекта лежит следующий алгоритм проектирования:

1) определение значимого события и его эмоционально-ценностных характеристик, способных вызвать устойчивый отклик у обучающихся;

2) разработка способа изучения и визуализации события через междисциплинарные связи;

3) проектирование воспитательных форм и методов работы с активным включением обучающихся;

4) выявление реперных точек для организации дискуссий, способствующих развитию познавательной активности, критического мышления и коммуникативных навыков обучающихся;

5) моделирование воспитательного процесса с акцентом на базовые национальные ценности России через различные форматы взаимодействия.

Для демонстрации примера авторами выбрано значимое событие – Блокада Ленинграда (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) как историческое событие Великой Отечественной войны, не только глобальное с точки зрения сохранения истории, но и вызывающее устойчивый эмоциональный отклик благодаря сочетанию социально-политического контекста, психологических механизмов восприятия, культурного осмысления. Она стала символом не только страданий, но и героизма, что делает ее важным элементом коллективной памяти и национальной идентичности и в глобальном аспекте отражает ценностные ориентиры гражданина России [13]. Акцентируемые эмоционально-ценностные характеристики: героизм (подвиг защитников города); коллективная солидарность («Дорога жизни», взаимопомощь); патриотизм (сопротивление вопреки лишениям); нравственный выбор (личная трагедия в контексте общей беды) (первый шаг алгоритма).

На втором шаге алгоритма определены воспитательные формы и средства: междисциплинарность, базирующаяся на интеграции гуманитарных дисциплин (истории, литературы, искусства); когнитивный диалог, нацеленный на присвоение ценностных ориентиров в ходе активных форм обучения [14]; патриотическая направленность содержания [15].

На третьем шаге отобраны формы реализации (организация «музыкальной гостиной», дискуссия и театральная постановка) и осуществлена разработка данных проектов. Музыкальная гостиная представляет собой формат взаимодействия, сочетающий в себе музыкальные выступления, литературные чтения и исторические рассказы.

Следующий шаг позволил определить реперные точки для дискуссии, стимулирующие критическое мышление: а) этический аспект: «можно ли оправдать жертвы блокады целями войны»; б) роль руководства в организации обороны: «эффективность действий советского командования и критика решений»; в) современные интерпретации подвига: «является ли память о блокаде инструментом патриотизма или политизации истории».

На заключительном шаге осуществлено моделирование воспитательного процесса. Организация музыкальной гостиной по выбранной теме включает в себя прослушивание фрагментов Симфонии № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича с анализом музыкальных символов (набатные ритмы, тема сопротивления), а также определение связи с поэзией блокадного периода: чтение произведений О.Ф. Берггольц («Я говорю с тобой под свист снарядов», «Разговор с соседкой», «В госпитале», «Ленинградская поэма», «Февральский дневник»), В.М. Инбер («Пулковский меридиан», «Трамвай идет на фронт», «Душа Ленинграда», «Бессмертие») на фоне симфонии, обсуждение роли искусства в сохранении морального духа, дискуссию по реперным точкам. Здесь авторы не скрывают ужасов блокады (голод, холод, смерть), и при этом в стихах и музыке всегда есть надежда и вера в победу, символы сопротивления и стойкости, глубокое сострадание к людям, пережившим блокаду. Этот контекст используется для эмоционального погружения в тему Блокады Ленинграда, а также для обсуждения нравственных и исторических аспектов этого события. Сочетание музыки и поэзии передает эмоциональную связь с историей, что помогает участникам глубже понять и прочувствовать национальную идентичность. А также рассматриваемые произведения являются частью культурного наследия России, и их изучение и анализ формируют у школьников уважение к искусству и литературе как важным элементам национальной культуры.

Для театральной постановки использована «Блокадная книга» А.М. Адамовича и Д.А. Гранина, представляющая собой документальную хронику, состоящую из воспоминаний, интервью и фрагментов дневников блокадников. Важно акцентировать внимание на собирательном образе, объединяя реальные истории в единое повествование. Для этого разыгрывается сцена «Спорящие голоса», где через истории выживших, стихи О.Ф. Берггольц и документальные свидетельства раскрываются не только ужас блокады, но и сложность передачи этой правды новым поколениям, которые часто не понимают масштаба трагедии, подчеркивается важность сохранения памяти о подвиге ленинградцев, их стойкости и жертвах, ставших символом сопротивления бесчеловечности войны. Это помогает школьникам увидеть взаимосвязь между различными областями знаний в эмоциональном порыве, способствует воспитанию нравственных и гражданских качеств.

Обобщая результаты исследования, отметим значимость реализации в воспитательном процессе общеобразовательной школы интегративного потенциала социогуманитарных дисциплин, выражающегося в следующих эффектах:

- эффект для обучающихся: формирование системного мышления (определение взаимосвязей между событиями, явлениями и культурными контекстами), эмоциональное вовлечение (интеграция через искусство и литературу делает обучение более живым и личностно значимым), развитие критического мышления (анализ разных точек зрения на исторические и социальные явления);

- эффект для педагогов: преодоление предметной разобщенности (учителя получают возможность работать в команде, обмениваться методиками, педагогическим опытом), реализация творческого подхода (стимулирование новых форм взаимодействия на уроках (таких как проекты, дискуссии, интерактивные занятия);

- эффект для школы в целом: повышение качества образования (интеграция различных дисциплин способствует более глубокому усвоению материала), укрепление воспитательной функции и раскрытие воспитательного потенциала междисциплинарного взаимодействия социогуманитарных дисциплин в формировании образовательной среды в школе (формирование единой среды, ориентированной на развитие личности).

Заключение. Интеграция социогуманитарных дисциплин в воспитательный процесс общеобразовательной школы представляет собой эффективный ответ на вызовы современного общества. Интеграция социогуманитарных дисциплин через значимые события позволяет формировать у школьников не только знания, но и систему ценностей. Значимые исторические события, их изучение, обсуждение, аргументация и переживание в междисциплинарной призме (история, литература, искусство) становятся инструментом воспитания патриотизма, критического мышления и эмоциональной зрелости. Такая интеграция позволяет не только передавать знания, но и формировать у обучающихся систему ценностей, критическое мышление и способность к саморефлексии. Для педагогов и школы в целом интеграция становится инструментом повышения качества образования и укрепления воспитательной функции.