Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ МУЛЬТИПРОФИЛЬНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЛОЩАДКИ ПОДГОТОВКИ СОБЫТИЙНЫХ ВОЛОНТЕРОВ

Абдулхаков И.А. 1 Хасанова Г.Б. 1
1 Казанский национальный исследовательский технический университет
В статье приводится анализ публикаций о подходах к обучению и стандартах волонтерской деятельности, соотносятся ключевые компетенции событийных волонтеров с soft skills навыками и универсальными компетенциями высшего профессионального образования, среди которых выделяются навыки командной работы, развитие которых возможно осуществить в рамках специально организованной среды подготовки событийных волонтеров на базе физкультурно-спортивной организации. Целью данной работы является обоснование модели развития у студентов компетенций командной работы в условия мультипрофильной практико-ориентированной площадки в рамках событийного волонтерства. В качестве основных методов выбраны анализ и обобщение научно-методической литературы и стандартов организации добровольческой деятельности; теоретическое моделирование. В работе авторы исходят из положения, что процесс развития каких-либо навыков происходит успешнее, если задействовать соответствующую предстоящей деятельности окружающую обстановку. Для этого необходимо создать подходящие условия и погрузить в них объект воздействия. Возможным решением для развития у студентов компетенции осуществления совместной деятельности нам представляется создание автономной некоммерческой организации с закреплением в ее учредительных документах договорных и партнерских отношений различных субъектов: физкультурно-спортивных, культурно-массовых организаций, высших учебных заведений, рекрутинговых центров, административно-управленческих структур. Это позволит развивать у студентов широкий спектр навыков взаимопомощи и сотрудничества, готовить их к работе в режиме многофункциональности и способности к продуктивному взаимодействию в рамках подготовки и участия в обслуживании ивент-мероприятий различного масштаба и характера.
студенты
событийное волонтерство
универсальные компетенции
командная работа
практико-ориентированная площадка
1. Приказ Министерства образования и науки от 05.02.2018 г. № 76 «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования» URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-39-03-02-socialnaya-rabota-76/ (дата обращения: 12.04.2025).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 г. № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039562/ (дата обращения: 12.04.2025).
3. Веретенникова Л.А., Метелев А.П., Четошникова Е.В., Шмарина Е.В. Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера. Барнаул : АлтГПУ, 2018. 116 с.
4. Горлова Н., Суркова И., Фельдман А., Черемшанов С., Ширшова И., Губина А., Папазян Г., Метелев А. Стандарт Событийного Волонтерства. М.: Ассоциация волонтерских центров, 2020. 223 с.
5. Рыскулова М.Н. Группа, коллектив, команда. Соотношение понятий // Современное педагогическое образование. 2019 №. 10. С. 191-194. URL: https://spo-magazine.ru/upload/iblock/96d/СПО%20№10%202019.pdf.(дата обращения: 08.04.2025).
6. Аджиева Е.М., Петренко А.А. Развитие компетенции командной работы у студентов в проектной деятельности // Развитие образования. 2024. Т. 7. № 1. С. 12-21. DOI: 10.31483/r-109009.
7. Арзамасцева Н.Г., Константинова В.В., Арефьева С.А. Универсальные компетенции студентов: содержание и средства их развития // Вестник марийского государственного университета. 2023. Т. 17 №2. С. 158-164. DOI: 10.30914/2072-6783-2023-17-2-158-164.
8. Кудаков О.Р., Данилов В.А., Матушанский Г.У. Структура командной компетенции // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2. С. 81-87. DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.010.
9. Данилов В.А. Организационно-педагогические условия реализации модели формирования компетенции командной работы у студентов неспортивных вузов // Казанский педагогический журнал. 2022. № 4. С. 138-142. DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.016.
10. Клушина Н.П. Практико-ориентированная подготовка студентов к работе в команде // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3. С. 110-112.
11. Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 123-128. URL: https://spi.yspu.org/wp-content/uploads/sites/22/2019/08/SPI-2019-№1.pdf. (дата обращения: 08.04.2025). DOI: 10.24411/2658-428X-2019-10344.
12. Хасанова Г.Б., Валеева Н.Ш. Трудоустройство выпускников инженерных вузов: трудности и пути их преодоления // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 5. С. 350-353.
13. Дегтерев В.А. Волонтерская практика студентов и развитие компетенций // Символ науки. 2015. №7. С. 128-131. URL: https://os-russia.com/SBORNIKI/SN-2015-07-1.pdf. (дата обращения: 04.04.2025).
14. Папазян Г.С. Социально-педагогические условия реализации воспитательного потенциала студенческого событийного волонтерства: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2020. 30 с.
15. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2018. № 4. С. 63-68. URL: https://journals.vsu.ru/econ/article/view/2641/2635. (дата обращения: 10.04.2025).
16. Жемерикина Ю.И., Жемерикин О.И., Проворова И.П., Талалуева Т.А. Специфика формирования «Soft Skills»-навыков у студентов технических специальностей // Современное профессиональное образование. 2023. №12. С. 52-56. URL: https://s-spo.ru/upload/iblock/223/azlv8600o27841wga2mrud29044sgqf1/№6%202023%20СПрО.pdf. (дата обращения: 10.04.2025).
17. Стрельников П.А. Интегративные компетенции как основа будущей профессиональной деятельности выпускника вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 4. С.29-34. URL: https://prof-obr42.ru/Archives/4(52)2023.pdf. (дата обращения: 10.04.2025).

Введение. В России на протяжении последних 20 лет накоплен обширный опыт организации и проведения масштабных мероприятий спортивного, культурного, профессионального характера, которые требуют широкого привлечения не только официальных трудовых ресурсов, но и помощников, которые выполняют свои функции на добровольной основе. К такого рода работникам предъявляются требования, исходящие из особенностей направленности их деятельности, как уже к имеющимся знаниям, умениям и навыкам, так и к потенциальным возможностям, которые возможно реализовать в рамках участия в проведении ивент-мероприятий.

Основным трендом современного высшего образования является не только практико-ориентированная профессионализация, но и развитие у студентов способностей самостоятельно принимать решения, налаживать коммуникацию с широким кругом партнеров, других социально-психологических навыков и общечеловеческих качеств. Кроме основного обучения по выбранному профессиональному направлению, студенты стремятся приобрести опыт общественно полезной деятельности и так называемые soft skills навыки, чрезвычайно востребованные в современном мире.

Закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования третьего поколения (ФГОС 3++) [1] универсальной компетенции «Командная работа и лидерство» призвано способствовать развитию навыков взаимодействия в различных ситуациях профессиональной деятельности для обеспечения эффективности деятельности трудовых коллективов.

Большие возможности для развития умений работать в команде представляет благотворительная деятельность. Несмотря на то что она непосредственно не связана с какой-либо конкретной профессией, она позволяет за счет множества форм и практик формировать и развивать множественные и унифицированные навыки, которые повышают результативность как личной работы, так и коллектива в целом.

С каждым годом увеличивается количество крупных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации и ее регионов. Соответственно, появляются все новые направления бескорыстной общественно полезной деятельности. Все более востребованными являются центры подготовки добровольцев, разрабатываются нормативные документы и программные материалы для их обучения [2, 3, 4].

Но вопрос развития у студентов универсальной компетенции командной работы в условиях специально организованной среды в рамках подготовки к проведению фестивалей, торжеств, церемоний, спортивных мероприятий еще не стал предметом исследований и требует дальнейшей научной разработки.

Цель данной работы: на основе анализа научно-методической литературы обосновать модель развития у студентов компетенций командной работы в условия мультипрофильной практико-ориентированной площадки в рамках событийного волонтерства.

Для достижения поставленной цели в качестве методов исследования были выбраны: анализ и обобщение научно-методической литературы и стандартов организации добровольческой деятельности; моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение. Умение работать совместно с другими людьми является одним из самых востребованных умений в современном мире. При этом совместная работа и взаимодействие могут осуществляться в разных формах. Это могут быть «коллектив», «группа», «команда», но имеются существенные различия в понимании этих понятий.

Первичным из вышеуказанных является понятие «группа». В психологии под ним понимается такое объединение людей, которое предполагает их непосредственное взаимодействие и связь по формальным и неформальным критериями членства.

Коллективные формы организации труда берут свое начало еще из родового общества. Понятие «коллектив» использовалось в нашей стране в работах советского времени, коллектив представлял собой группу людей, в которой межличностные отношения опосредованы социально значимой деятельностью.

Понятие «тимбилдинг» в России начало широко применяться лишь с приходом рыночных отношений и под влиянием научных теорий в сфере менеджмента. Изначально термин обозначал сборную спортсменов, исполняющих свой функционал для достижения общей цели. В настоящее время это понятие активно применяется в самых разных сферах деятельности. Под командой понимается сравнительно небольшой круг лиц, работающих для достижения общей цели и разделяющих общую ответственность за результат деятельности.

Наиболее подробно сравнительный анализ основных отличительных сторон группы, коллектива и команды проведен в статье М.Н. Рыскуловой, где автор терминологически уточняет и предпринимает попытку разведения этих понятий по критериям численности участников, наличию лидера, взаимозависимости друг от друга, целям, мотивам и т.д. Автор подчеркивает, что для того, чтобы быть включенным в состав группы, необходимо обладать специфическими умениями групповой работы, которые представляют собой, по сути, многогранную совокупность [5].

В научной литературе формированию и развитию умений, навыков и компетенции работы студентов в условиях сотрудничества и взаимодействия посвящено большое количество работ: в проектной деятельности студентов [6], содержание, структура и средства развития универсальных компетенций [7, 8], у студентов неспортивных вузов средствами физической культуры [9], в рамках профессионально ориентированной подготовки [10], средствами учебной и производственной практики [11].

Эти работы отражают возможности учебно-воспитательной среды вуза в формировании наряду с общепрофессиональными и профессиональными универсальных компетенций студентов согласно ФГОС ВО, разработанных для всех направлений обучения. В контексте нашей работы – это УК-3 «Командная работа и лидерство». Данная компетенция рассматривается как «способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» [1]. Отметим, что подготовка выпускника, обладающего высоким уровнем сформированности компетенции к работе в группе, рассматривается как предпосылка его успешного трудоустройства и адаптации в профессиональной среде [12].

Ряд работ посвящен возможностям формирования компетенции совместной работы для достижения единых целей во внешней среде вуза и, в частности, в рамках деятельности по предоставлению помощи, поддержки или обслуживанию [13, 14].

В российском законодательстве отражена множественность сферы реализации добровольчества: здравоохранение, образование, социальная поддержка населения, культура, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, оказание правовой помощи населению и др. [2].

Среди всего многообразия видов добровольного оказания помощи выделяется такой особый род деятельности, как работа на краткосрочных мероприятиях или долгосрочных многодневных ивентах, таких как спортивные соревнования, культурные мероприятия, фестивали и т.д. Для качественной реализации этой деятельности на такого рода мероприятиях от претендентов требуется владение специфическими компетенциями, которые в своей базовой части во многом являются soft skills, как унифицированные навыки и личные качества, которые повышают продуктивность работы и взаимодействия с другими людьми [15, 16]. Сюда входят: коммуникативные компетенции, умение выстраивать рациональную речевую деятельность и речевое поведение, владение навыками действенной межличностной коммуникации, психологические компетенции, критическое мышление и эмоциональный интеллект.

В «Стандарте событийного волонтерства», который был принят российскими ресурсными центрами и некоммерческими организациями, приведены базовые личностные качества и навыки, которыми непосредственно должен обладать доброволец вышеуказанного направления в аспекте совместной работы. К ним относятся: навыки организации своей работы и работы других, согласования своих действий с партнерами, согласие на компромиссы; контроля поведения и эмоций, решения конфликтных ситуаций; налаживания коммуникаций и продуктивного социального взаимодействия и др. [4, с. 31].

Как видно из приведенного материала, универсальная компетенция «Командная работа и лидерство» и базовые компетенции добровольных помощников и soft skills в части межличностного взаимодействия во многом совпадают по содержанию.

Таким образом, участие студентов вузов в деятельности с альтруистической направленностью может оказать существенную поддержку в вопросе развития компетенции командной работы с точки зрения ее совершенствования в реальных условиях общественно полезной деятельности и ответственности за ее результат.

Возможность и желание помогать людям содержат в себе огромный социально-психологический и непосредственно развивающий личность студента потенциал, который изучен еще недостаточно и не всегда качественно реализуется в системе высшего профессионального образования. Такого рода компетенции, развиваемые в процессе внеучебной деятельности, вкупе с профессиональными компетенциями, формируемыми в условиях подготовки в вузе, должны в совокупности представить интегративную компетентность, которая актуализируется в деятельности и поведении будущего специалиста [17].

Если вопросы диагностики элементов выполнения совместных действий уже во многом отработаны, то вопрос их формирования и развития остается достаточно сложным. Немаловажным, на наш взгляд, является создание соответствующей среды и условий для достижения действенности данного процесса, что предполагает разработку концепции развития компетенции командной работы студентов в условиях мультипрофессиональной практико-ориентированной площадки подготовки событийных волонтеров.

Авторская позиция основывается на том, что процесс развития каких-либо компетенций происходит успешнее, если задействовать соответствующую предстоящей деятельности окружающую обстановку. Для этого необходимо создать подходящую среду и погрузить в нее объект воздействия. В рамках авторского подхода это может быть специально организованная площадка, в рамках которой возможно как смоделировать деятельность отдельных блоков функционирования коллективной деятельности, так и отработать навыки участия в проведении каких-либо масштабных мероприятий в целом. Путем достижения этой цели нам представляется создание автономной некоммерческой организации с закреплением в учредительных документах договорных и партнерских отношений различных субъектов: физкультурно-спортивных, культурно-массовых организаций, вузов, волонтерских центров, административно-управленческих структур. Для этого на спортивном объекте создаются функциональные зоны с закрепленными наставниками, которые имеют в своем распоряжении дорожную карту как комплекс инструкций и методических материалов для их освоения.

Структура педагогического процесса включает в себя определение цели и содержания деятельности в соответствии с закрепленными в учредительных документах организации положениями, а также совокупность методов, средств и форм, контроль результатов коллективных усилий по достижению целей, отраженных в программе развития компетенции.

Процесс развития включает четыре блока: диагностический, мотивационно-целевой, практико-организационный, контрольно-рефлексивный.

Первый блок предназначен для оценки наличия у студента имеющегося опыта, умений и предпочтений добровольной безвозмездной деятельности, сложившихся личностных качеств.

Средства второго блока направлены на формирование мотивации и постановку целей выполнения совместной работы.

Содержание третьего блока включает в себя организационно-управленческие воздействия в виде тренинговых занятий по командообразованию, мозговых штурмов, квестов, отработку навыков взаимодействия, познание своих сильных и слабых сторон личности, возможностей объединения усилий для решения предлагаемых задач. Также в этом блоке реализуется практическая деятельность сформированных команд на реально проводимых мероприятиях.

Четвертый блок выполняет функцию как внешней оценки действий волонтеров, так и рефлексии собственных действий и поведения в процессе участия в работе по поддержке и содействию деятельности в различных сферах общества.

В каждом блоке производится воздействие на компоненты компетенции студентов в командной работе: мотивационно-ценностный, познавательный, деятельностный и рефлексивный.

Суть авторской программы развития интегративных навыков скооперированных действий состоит в том, что рабочие группы студентов формируются по типу конгломерата, когда в состав входят студенты различных вузов и профессиональных направлений, не знакомые друг с другом. Ключевой особенностью таких кросс-функциональных сообществ является то, что межличностные взаимоотношения между их членами поддерживаются только лишь в период достижения цели, после чего студенты могут не вести совместную деятельность. Важными аспектами такого взаимодействия представляются развитие способности налаживания деловых связей и поиск партнеров для решения задач.

Имеет большое значение определение принадлежности студентов к той или иной выполняемой роли. Каждый участник команды получает и выполняет свой функционал на примере организации и проведения спортивного либо любого другого события. При этом он может как совпадать с его направлением получения высшего образования, а может и выбираться студентом в рамках его интересов и потребностей саморазвития.

Вывод. Таким образом, представляются перспективными создание межпрофессиональной площадки как объекта внешней среды вузов для подготовки волонтеров ивент-мероприятий и реализация в ее условиях педагогического процесса развития универсальной компетенции командной работы у студентов вузов. Можно предположить, что данный процесс рационально осуществлять при его блоковой организации и концентрации внимания не на строгом закреплении функциональных обязанностей конкретных позиций и вариантов занятости волонтеров, а на развитии их многофункциональности и способности к продуктивному взаимодействию в рамках подготовки и участия в обслуживании мероприятий различного масштаба и характера.


Библиографическая ссылка

Абдулхаков И.А., Хасанова Г.Б. РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ МУЛЬТИПРОФИЛЬНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЛОЩАДКИ ПОДГОТОВКИ СОБЫТИЙНЫХ ВОЛОНТЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34049 (дата обращения: 10.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34049

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674