Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

A MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' UNIVERSAL TEAMWORK COMPETENCE WITHIN THE FRAMEWORK OF A MULTI-DISCIPLINARY PRACTICE-ORIENTED TRAINING PLATFORM FOR EVENT VOLUNTEERS

Abdulkhakov I.A. 1 Khasanova G.B. 1
1 Kazan National Research Technological University
The article provides an analysis of publications on approaches to training and standards of volunteer activity, correlates the key competencies of event volunteers with soft skills and universal competencies of higher professional education, among which are teamwork skills, the development of which can be carried out within the framework of a multiprofile practice-oriented training platform for event volunteers based on a physical culture and sports organization. The purpose of this work is to substantiate a model for the development of students' teamwork competencies in a multiprofile practice-oriented platform within the framework of event volunteering. The main methods are the analysis and generalization of scientific and methodological literature and standards for the organization of volunteer (volunteer) activities, theoretical modeling. In our work, we proceed from the position that the process of developing any skills is more successful if we use the appropriate environment for the upcoming activity. To do this, it is necessary to create suitable conditions and immerse the object of influence in it. A possible solution for the development of teamwork competence among university students seems to us to be the creation of an autonomous non-profit organization with the consolidation of contractual and partnership relations of various subjects in its constituent documents: physical culture, sports, cultural organizations, universities, volunteer centers, administrative and management structures. This will allow students to develop a wide range of teamwork skills, prepare them to work in a multifunctional mode and the ability to interact productively in a team in preparation and participation in servicing events of various scales and nature.
students
event volunteering
universal competences
teamwork
practice-oriented platform

Введение. В России на протяжении последних 20 лет накоплен обширный опыт организации и проведения масштабных мероприятий спортивного, культурного, профессионального характера, которые требуют широкого привлечения не только официальных трудовых ресурсов, но и помощников, которые выполняют свои функции на добровольной основе. К такого рода работникам предъявляются требования, исходящие из особенностей направленности их деятельности, как уже к имеющимся знаниям, умениям и навыкам, так и к потенциальным возможностям, которые возможно реализовать в рамках участия в проведении ивент-мероприятий.

Основным трендом современного высшего образования является не только практико-ориентированная профессионализация, но и развитие у студентов способностей самостоятельно принимать решения, налаживать коммуникацию с широким кругом партнеров, других социально-психологических навыков и общечеловеческих качеств. Кроме основного обучения по выбранному профессиональному направлению, студенты стремятся приобрести опыт общественно полезной деятельности и так называемые soft skills навыки, чрезвычайно востребованные в современном мире.

Закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования третьего поколения (ФГОС 3++) [1] универсальной компетенции «Командная работа и лидерство» призвано способствовать развитию навыков взаимодействия в различных ситуациях профессиональной деятельности для обеспечения эффективности деятельности трудовых коллективов.

Большие возможности для развития умений работать в команде представляет благотворительная деятельность. Несмотря на то что она непосредственно не связана с какой-либо конкретной профессией, она позволяет за счет множества форм и практик формировать и развивать множественные и унифицированные навыки, которые повышают результативность как личной работы, так и коллектива в целом.

С каждым годом увеличивается количество крупных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации и ее регионов. Соответственно, появляются все новые направления бескорыстной общественно полезной деятельности. Все более востребованными являются центры подготовки добровольцев, разрабатываются нормативные документы и программные материалы для их обучения [2, 3, 4].

Но вопрос развития у студентов универсальной компетенции командной работы в условиях специально организованной среды в рамках подготовки к проведению фестивалей, торжеств, церемоний, спортивных мероприятий еще не стал предметом исследований и требует дальнейшей научной разработки.

Цель данной работы: на основе анализа научно-методической литературы обосновать модель развития у студентов компетенций командной работы в условия мультипрофильной практико-ориентированной площадки в рамках событийного волонтерства.

Для достижения поставленной цели в качестве методов исследования были выбраны: анализ и обобщение научно-методической литературы и стандартов организации добровольческой деятельности; моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение. Умение работать совместно с другими людьми является одним из самых востребованных умений в современном мире. При этом совместная работа и взаимодействие могут осуществляться в разных формах. Это могут быть «коллектив», «группа», «команда», но имеются существенные различия в понимании этих понятий.

Первичным из вышеуказанных является понятие «группа». В психологии под ним понимается такое объединение людей, которое предполагает их непосредственное взаимодействие и связь по формальным и неформальным критериями членства.

Коллективные формы организации труда берут свое начало еще из родового общества. Понятие «коллектив» использовалось в нашей стране в работах советского времени, коллектив представлял собой группу людей, в которой межличностные отношения опосредованы социально значимой деятельностью.

Понятие «тимбилдинг» в России начало широко применяться лишь с приходом рыночных отношений и под влиянием научных теорий в сфере менеджмента. Изначально термин обозначал сборную спортсменов, исполняющих свой функционал для достижения общей цели. В настоящее время это понятие активно применяется в самых разных сферах деятельности. Под командой понимается сравнительно небольшой круг лиц, работающих для достижения общей цели и разделяющих общую ответственность за результат деятельности.

Наиболее подробно сравнительный анализ основных отличительных сторон группы, коллектива и команды проведен в статье М.Н. Рыскуловой, где автор терминологически уточняет и предпринимает попытку разведения этих понятий по критериям численности участников, наличию лидера, взаимозависимости друг от друга, целям, мотивам и т.д. Автор подчеркивает, что для того, чтобы быть включенным в состав группы, необходимо обладать специфическими умениями групповой работы, которые представляют собой, по сути, многогранную совокупность [5].

В научной литературе формированию и развитию умений, навыков и компетенции работы студентов в условиях сотрудничества и взаимодействия посвящено большое количество работ: в проектной деятельности студентов [6], содержание, структура и средства развития универсальных компетенций [7, 8], у студентов неспортивных вузов средствами физической культуры [9], в рамках профессионально ориентированной подготовки [10], средствами учебной и производственной практики [11].

Эти работы отражают возможности учебно-воспитательной среды вуза в формировании наряду с общепрофессиональными и профессиональными универсальных компетенций студентов согласно ФГОС ВО, разработанных для всех направлений обучения. В контексте нашей работы – это УК-3 «Командная работа и лидерство». Данная компетенция рассматривается как «способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» [1]. Отметим, что подготовка выпускника, обладающего высоким уровнем сформированности компетенции к работе в группе, рассматривается как предпосылка его успешного трудоустройства и адаптации в профессиональной среде [12].

Ряд работ посвящен возможностям формирования компетенции совместной работы для достижения единых целей во внешней среде вуза и, в частности, в рамках деятельности по предоставлению помощи, поддержки или обслуживанию [13, 14].

В российском законодательстве отражена множественность сферы реализации добровольчества: здравоохранение, образование, социальная поддержка населения, культура, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, оказание правовой помощи населению и др. [2].

Среди всего многообразия видов добровольного оказания помощи выделяется такой особый род деятельности, как работа на краткосрочных мероприятиях или долгосрочных многодневных ивентах, таких как спортивные соревнования, культурные мероприятия, фестивали и т.д. Для качественной реализации этой деятельности на такого рода мероприятиях от претендентов требуется владение специфическими компетенциями, которые в своей базовой части во многом являются soft skills, как унифицированные навыки и личные качества, которые повышают продуктивность работы и взаимодействия с другими людьми [15, 16]. Сюда входят: коммуникативные компетенции, умение выстраивать рациональную речевую деятельность и речевое поведение, владение навыками действенной межличностной коммуникации, психологические компетенции, критическое мышление и эмоциональный интеллект.

В «Стандарте событийного волонтерства», который был принят российскими ресурсными центрами и некоммерческими организациями, приведены базовые личностные качества и навыки, которыми непосредственно должен обладать доброволец вышеуказанного направления в аспекте совместной работы. К ним относятся: навыки организации своей работы и работы других, согласования своих действий с партнерами, согласие на компромиссы; контроля поведения и эмоций, решения конфликтных ситуаций; налаживания коммуникаций и продуктивного социального взаимодействия и др. [4, с. 31].

Как видно из приведенного материала, универсальная компетенция «Командная работа и лидерство» и базовые компетенции добровольных помощников и soft skills в части межличностного взаимодействия во многом совпадают по содержанию.

Таким образом, участие студентов вузов в деятельности с альтруистической направленностью может оказать существенную поддержку в вопросе развития компетенции командной работы с точки зрения ее совершенствования в реальных условиях общественно полезной деятельности и ответственности за ее результат.

Возможность и желание помогать людям содержат в себе огромный социально-психологический и непосредственно развивающий личность студента потенциал, который изучен еще недостаточно и не всегда качественно реализуется в системе высшего профессионального образования. Такого рода компетенции, развиваемые в процессе внеучебной деятельности, вкупе с профессиональными компетенциями, формируемыми в условиях подготовки в вузе, должны в совокупности представить интегративную компетентность, которая актуализируется в деятельности и поведении будущего специалиста [17].

Если вопросы диагностики элементов выполнения совместных действий уже во многом отработаны, то вопрос их формирования и развития остается достаточно сложным. Немаловажным, на наш взгляд, является создание соответствующей среды и условий для достижения действенности данного процесса, что предполагает разработку концепции развития компетенции командной работы студентов в условиях мультипрофессиональной практико-ориентированной площадки подготовки событийных волонтеров.

Авторская позиция основывается на том, что процесс развития каких-либо компетенций происходит успешнее, если задействовать соответствующую предстоящей деятельности окружающую обстановку. Для этого необходимо создать подходящую среду и погрузить в нее объект воздействия. В рамках авторского подхода это может быть специально организованная площадка, в рамках которой возможно как смоделировать деятельность отдельных блоков функционирования коллективной деятельности, так и отработать навыки участия в проведении каких-либо масштабных мероприятий в целом. Путем достижения этой цели нам представляется создание автономной некоммерческой организации с закреплением в учредительных документах договорных и партнерских отношений различных субъектов: физкультурно-спортивных, культурно-массовых организаций, вузов, волонтерских центров, административно-управленческих структур. Для этого на спортивном объекте создаются функциональные зоны с закрепленными наставниками, которые имеют в своем распоряжении дорожную карту как комплекс инструкций и методических материалов для их освоения.

Структура педагогического процесса включает в себя определение цели и содержания деятельности в соответствии с закрепленными в учредительных документах организации положениями, а также совокупность методов, средств и форм, контроль результатов коллективных усилий по достижению целей, отраженных в программе развития компетенции.

Процесс развития включает четыре блока: диагностический, мотивационно-целевой, практико-организационный, контрольно-рефлексивный.

Первый блок предназначен для оценки наличия у студента имеющегося опыта, умений и предпочтений добровольной безвозмездной деятельности, сложившихся личностных качеств.

Средства второго блока направлены на формирование мотивации и постановку целей выполнения совместной работы.

Содержание третьего блока включает в себя организационно-управленческие воздействия в виде тренинговых занятий по командообразованию, мозговых штурмов, квестов, отработку навыков взаимодействия, познание своих сильных и слабых сторон личности, возможностей объединения усилий для решения предлагаемых задач. Также в этом блоке реализуется практическая деятельность сформированных команд на реально проводимых мероприятиях.

Четвертый блок выполняет функцию как внешней оценки действий волонтеров, так и рефлексии собственных действий и поведения в процессе участия в работе по поддержке и содействию деятельности в различных сферах общества.

В каждом блоке производится воздействие на компоненты компетенции студентов в командной работе: мотивационно-ценностный, познавательный, деятельностный и рефлексивный.

Суть авторской программы развития интегративных навыков скооперированных действий состоит в том, что рабочие группы студентов формируются по типу конгломерата, когда в состав входят студенты различных вузов и профессиональных направлений, не знакомые друг с другом. Ключевой особенностью таких кросс-функциональных сообществ является то, что межличностные взаимоотношения между их членами поддерживаются только лишь в период достижения цели, после чего студенты могут не вести совместную деятельность. Важными аспектами такого взаимодействия представляются развитие способности налаживания деловых связей и поиск партнеров для решения задач.

Имеет большое значение определение принадлежности студентов к той или иной выполняемой роли. Каждый участник команды получает и выполняет свой функционал на примере организации и проведения спортивного либо любого другого события. При этом он может как совпадать с его направлением получения высшего образования, а может и выбираться студентом в рамках его интересов и потребностей саморазвития.

Вывод. Таким образом, представляются перспективными создание межпрофессиональной площадки как объекта внешней среды вузов для подготовки волонтеров ивент-мероприятий и реализация в ее условиях педагогического процесса развития универсальной компетенции командной работы у студентов вузов. Можно предположить, что данный процесс рационально осуществлять при его блоковой организации и концентрации внимания не на строгом закреплении функциональных обязанностей конкретных позиций и вариантов занятости волонтеров, а на развитии их многофункциональности и способности к продуктивному взаимодействию в рамках подготовки и участия в обслуживании мероприятий различного масштаба и характера.