Введение. В связи с переходом на рыночные отношения цивилизационные процессы в России девальвировали богатое историческое прошлое патриотического воспитания. Со стороны государства уменьшилось внимание к проблемам воспитания подрастающего поколения [1]. Образовательные учреждения также ослабили работы по нравственному, патриотическому и трудовому воспитанию обучающихся. В молодежной среде все чаще стали появляться негативные тренды: вовлечение молодежи в сомнительные сообщества, злоупотребление запрещенными веществами, формирование опасных группировок, следующих подложным идеологиям, что, в свою очередь, приводит к росту преступности [2]. К выполнению своих гражданских обязанностей молодежь стала относиться безответственно, проявляя социальную незрелость, бездуховность и даже агрессивность по отношению к другим. У современного поколения изменилось отношение к судьбе России. Поэтому в интересах страны потребовалась выработка единой государственной идеологии и общих принципов воспитательной работы, что привело к разработке и внедрению учебного курса «Основы российской государственности» [3].
Кроме того, актуальность и необходимость изучения дисциплины «Основы российской государственности» обуславливаются рядом факторов, а именно: у современной молодежи не сформирован достаточный уровень знаний о российской государственности, что приводит к неполноценному пониманию происходящих или уже произошедших исторических, социально-экономических и политических событий. Кроме того, данная учебная дисциплина помогает осознать уникальность российской государственности и роль каждого гражданина в ее развитии. Изучение регионального аспекта в рамках дисциплины «Основы российской государственности» не только обогащает содержание курса, но и способствует более глубокому пониманию российской государственности как целого. Кроме того, изучение региональной специфики способствует развитию у обучающихся критического мышления, что позволяет сравнивать различные подходы к решению проблем и осмысливать их в более широком контексте.
В статье П.Е. Бойко и Г.Л. Галустьянц отмечается, что предпосылкой для введения в учебный план дисциплины «Основы российской государственности» послужил тот факт, что на протяжении долгого времени ключевые направления практически всех сфер государственной политики носили подражательный характер, что, в свою очередь, отразилось на формировании ценностных ориентиров, определенных учений и формировании идеологий, отдаленных от традиционного российского общества [4]. Авторы поддерживают эту позицию и считают, что необходимо уделять большое внимание духовному, интеллектуально-нравственному развитию обучающихся, учитывая специфику развития России.
В научной работе Н.И. Сазоновой и Ю.А. Рудницкого описываются возможности формирования функциональной грамотности через учебную дисциплину «Основы российской государственности», а также поднимается вопрос о том, что во многих учебных заведениях длительное время существовали и до сих пор существуют установки на сокращение доли общеобразовательных дисциплин, что, в свою очередь, формирует мнение об их «ненужности» и «вторичности», в том числе и для новой учебной дисциплины [5]. Авторы согласны с таким мнением и, в свою очередь, отмечают, что дисциплина имеет системное значение в образовательном процессе, так как служит базой для реализации дисциплин социально-гуманитарного блока. В рамках данного блока обучающиеся формируют навыки анализа, систематизации и обобщения большого количества материала, а значит, говорить о «вторичности» данных дисциплин некорректно: они служат базой для всестороннего развития студентов и подготавливают их к дальнейшему изучению профильных дисциплин.
В статье И.В. Шабетя отмечается важность дисциплины «Основы российской государственности» в системе юридического образования, а именно для формирования и повышения правовой культуры [6]. Отметим, что формирование правовой культуры необходимо не только для правовых и юридических специальностей, но также и для развития активной гражданской позиции у обучающихся всех направлений. Также этой позиции придерживаются К.С. Идиатуллина и Е.Н. Спирчагова [7].
А.А. Гуляев подчеркивает важность изучения России как самобытного и уникального государства-цивилизации, а также строит позитивный прогноз о будущем России [8]. Авторы согласны с мнением А.А. Гуляева, но также отмечают, что для решения глобальных вызовов необходима целостная программа сохранения и развития собственной идентичности через призму изучения регионального компонента, так как он играет важную роль, а именно: интеграция региональных аспектов в учебный процесс является важным шагом к формированию у студентов более глубокого и многогранного понимания российской государственности.
Т.А. Борзова отмечает важную роль дисциплины «Основы российской государственности» в патриотическом воспитании студентов вузов в современных условиях [9]. Авторы подчеркивают необходимость возрождения лучших практик в патриотическом воспитании современной молодежи, так как после распада СССР данному вопросу практически не уделялось внимания в учебном процессе.
В.В. Волков и М.В. Марьева отмечают, что при работе с современной молодежью важно построить взаимодействие таким образом, чтобы избежать нравоучений, безальтернативной формы подачи готовых знаний [10]. Авторы поддерживают данную точку зрения и считают, что в работе с современной молодежью необходим более гибкий подход в изучении дисциплины «Основы российской государственности», который позволит студентам выражать свою точку зрения, активно участвовать в дискуссии и при этом не получать осуждения со стороны преподавателя по спорным вопросам, особенно если мнения и взгляды студентов и преподавателя не сходятся. Тем не менее, преподаватель должен проработать негативную точку зрения оппонента и предоставить аргументированное и обоснованное заключение по дискуссии.
Цель исследования. Целями данной статьи являются отражение значимости изучения регионального компонента в рамках освоения дисциплины «Основы российской государственности», а также выявление его влияния на формирование у обучающихся глубокого и всестороннего понимания многообразия российской идентичности, культурных традиций и исторического контекста различных регионов страны.
Материал и методы исследования. Для написания статьи были использованы различные методы, методики и технологии. Авторами были проанализированы ключевые компоненты дисциплины «Основы российской государственности» и выявлены подразделы дисциплины, где возможно изучение регионального компонента. Кроме того, был проведен анализ научных публикаций с целью сравнения подходов к реализации учебной дисциплины в разных регионах для выявления сходств, различий и лучших практик: например, анализ конкретных способов включения в разных регионах местной истории, культуры или социально-экономических факторов в курс «Основы российской государственности». Исследование охватывает различные регионы России, что позволяет выявить как общие тенденции, так и уникальные характеристики, связанные с местными традициями и историческими контекстами.
Результаты исследования и их обсуждение. Воспитание молодых людей как состоявшихся личностей является ведущей задачей образовательной системы на всех ее уровнях: дошкольном, школьном, среднепрофессиональном и высшем [11]. С 1 сентября 2023 года все российские вузы ввели в студенческое расписание студентов первого курса новую учебную дисциплину – «Основы российской государственности» [12]. Данный курс реализуется в осеннем семестре по образовательным программам бакалавриата и специалитета всех направлений подготовки студентов.
Актуальность введения данного курса в учебный план обусловлена рядом факторов:
1) необходимостью формирования у обучающихся чувства гражданской ответственности и патриотизма: после распада СССР и в период перестройки, с учетом сложной экономической и политической обстановки, внимание к патриотическому воспитанию значительно снизилось;
2) формированием представления о российском государстве как об уникальной цивилизации. Так, например, современная молодежь не всегда осознает уникальное историческое и культурное наследие России, а также важность самобытного пути развития современной России с ее уникальным историческим опытом мирного присоединения и развития территорий, а не поглощения и уничтожения различных народностей;
3) необходимостью противостояния внешним угрозам и идеологическим атакам. Ни для кого не секрет, что для любого государства важны суверенитет, сохранение традиций и обычаев, культурной идентичности. Российская Федерация не является исключением: большое количество нормативных актов, социальных программ и мероприятий направлено на сохранение исторических, духовных и патриотических традиций;
4) развенчивание мифов о глубоком разрыве между обществом и государством представляет собой важный процесс, направленный на переосмысление и анализ отношений между гражданами и властными структурами. Многие граждане Российской Федерации считают, что не нужно интересоваться различными политическими вопросами, а также что они не могут оказать какого-либо существенного влияния в том или ином вопросе, забывая, что основу любого государства составляют граждане страны;
5) формированием устойчивого понимания российских ценностей и традиций [13]. Для России чужды некоторые понятия и определенные устои, которые являются нормой для других государств. Кроме того, патриотизм, взаимопомощь и уважение к старшим играют центральную роль в формировании гражданской идентичности;
6) важностью прогнозирования будущих сценариев развития России и анализа глобальных трендов. Учитывая, что современная Россия является полноправной правопреемницей СССР, а также царской России, необходимо учитывать сложившийся опыт взаимодействия с другими странами и альянсами стран, чтобы выстраивать гармоничные отношения в рамках ведения внешнеэкономической деятельности, построения политических связей и т.д. [14].
Отметим, что для формирования целостной картины исторической и современной государственности России необходимо учитывать региональные аспекты, которые помогают осознать многообразие и уникальность регионов России, а также изучить их влияние на развитие страны в целом.
В рамках преподавания дисциплины «Основы российской государственности» на базе ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России преподаватели используют различные методики для ведения практических занятий. В данной статье будут приведены наиболее интересные и творческие подходы к введению в общий курс данной дисциплины регионального аспекта. Так, например, на первых занятиях, в рамках изучения блока «Что такое Россия?» обучающимся предлагается сделать доклад по своему родному региону или выбрать субъект Российской Федерации, который хотелось бы посетить. Здесь студенты достаточно творчески подходят к выполнению задания: кто-то готовит красочные презентации с уникальными местами региона, кто-то пишет стихи и даже картины. В качестве примера творческого подхода к подготовке к практическому занятию по теме «Что такое Россия?» приведем стихи, написанные обучающейся ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России:
На берегу Татарского пролива
Расположилась Родина моя.
И почему она мной так любима
Я расскажу сейчас вам не тая.
Могучая тайга, леса и горы –
Всё это есть на Родине моей,
Но главное, наверно, всё же море,
Но море без портов и кораблей.
Здесь много троп и дикая природа
Есть для шаманов «Ведьмино кольцо»,
Его построил из камня будто кто-то.
Там место силы, духов, мудрецов.
Чуть дальше есть «Цветущая поляна»,
Цветов там много летом полевых.
А виды там на сопки и туманы,
Ещё не видел никогда каких!
Маяк наш старый – «Красный партизан»
Культурное наследие России.
Одноимённый мыс прекрасен сам,
А вид зимой особенно красивый.
Ещё японская есть бухта Ситуан.
Там в тишине с палаткой отдыхают.
А на Фальшивой, что тоже где-то там,
Морские котики нередко загорают.
А Коппи – это горная река.
Вокруг неё не тронута природа,
Кристально чистая прозрачная вода…
Там рыбаки в любое время года.
Здесь нет туристов, гидов, суеты,
Здесь тихая могучая природа
Невероятной просто красоты
В любой погоде и в любое время года.
*Автор: Ясько Анна Владимировна, обучающаяся группы 102 специальности 37.05.01 Клиническая психология ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России
В целом, обучающиеся отмечают, что, даже представляя свой родной регион, они всегда открывают его для себя с новой стороны, узнавая интересные исторические факты, туристические места, а иногда и узнавая различные притчи, суеверия и мистические факты о тех или иных событиях. Кроме того, стоит отметить, что подобная форма проведения практических занятий позволяет привить студентам любовь к своей «малой родине», что в дальнейшем может оказать влияние на выбор места жительства. Так, например, в Приморском крае наблюдается отток населения в западные и центральные регионы Российской Федерации, что негативно сказывается на демографической ситуации региона. Также в рамках изучения первого блока, в контексте вопроса «Герои страны, герои народа» обучающиеся создают целые проекты, посвященные героям своей семьи, которые внесли неоценимый вклад в сохранение и развитие Родины. Так, в семье практически каждого обучающегося есть участники или труженики тыла Великой Отечественной войны. Кто-то рассказывает, что по следам своих героев выбрал профессию врача. В чьих-то семьях появились уже современные герои – участники специальной военной операции. Здесь обучающиеся рассказывают о подвигах своих родных и близких и о том, с каким трудностями им пришлось столкнуться. Изучение данного опыта позволяет студентам понять, что в любые времена для того, чтобы Россия могла защищать свои интересы, люди объединяют свои усилия независимо от региона проживания, каждый вносит свой вклад в общее дело.
Второй блок учебной дисциплины – «Российское государство-цивилизация» – направлен на формирование общей цивилизационной идентичности. Кроме того, обучающимся предлагается дать оценку роли регионов в межкультурном диалоге как внутри страны, так и за ее пределами, что важно для понимания многообразия российской цивилизации, Таким способом подчеркивается важность регионального контекста в формировании единой цивилизационной идентичности.
Большой отклик у обучающихся находит третий блок дисциплины – «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации». Ярким примером выполнения творческих занятий служит выполнение проектов на тему «Традиции вашей семьи». Здесь обучающиеся с теплотой и трепетом представляют те традиции и обычаи, которые характерны для их семей. Особенно интересными получаются рассказы студентов из межнациональных семей о межкультурном взаимодействии: обучающиеся рассказывают о том, как удается соблюдать баланс между традициями и обычаями разных национальностей, учитывая интересы каждой стороны. Выполнение такого задания позволяет также рассмотреть традиции и обычаи разных регионов Российской Федерации, осознать, что даже в рамках одного субъекта России может мирно существовать большое количество народностей со своей уникальной культурой, которую необходимо учитывать. Так, например, на территории Приморского края проживает 158 национальностей. Также в данном блоке дисциплины ведутся рассуждения о содержании ценностей российского мировоззрения. Здесь следует учесть, что мораль крайне подвижна, а современные информационные технологии позволяют с легкостью оперировать общественным мнением [15].
В рамках изучения регионального компонента в четвертом разделе – «Политическое устройство России» – обучающимся предлагается составить интеллект-карту на тему «Региональные органы государственной власти и управления». Данное задание позволяет осмыслить структуру власти на региональном уровне, проанализировать, на какие должности в регионе назначаются уполномоченные лица, а какие должности являются выборными. В рамках изучения избирательной системы у обучающихся необходимо формировать представление о современных выборах и о важности участия в них на различных уровнях. Изучение данного вопроса позволяет формировать не только политическую культуру, но и в целом правоосознанность современной молодежи.
Пятый блок – «Вызовы будущего и развитие страны» – охватывает ключевые аспекты, связанные с предстоящими изменениями и проблемами, с которыми сталкивается Россия в условиях глобальных трансформаций. В рамках регионального компонента обучающимся предлагается рассмотреть проблемы своего родного региона, города, населенного пункта, а также представить пути решения поставленных проблем. Здесь обучающимся важно понять, что не только от властных структур зависит будущее региона, но и от вклада каждого гражданина в развития своей «малой родины».
Использование междисциплинарного подхода в сочетании с совокупностью различных педагогических методик позволяет не только развивать патриотичность в современной молодежи, но и формировать всесторонне развитую личность с навыками деловой культуры для реализации инновационной политики, что будет способствовать социально-экономическому росту региона.
Дисциплина «Основы российской государственности» реализуется на базе вузов России на протяжении двух лет, но уже сейчас можно отметить значительные достижения и положительные результаты: обучающиеся проявляют интерес к изучению данного курса, что свидетельствует о его важности для формирования гражданской позиции и правосознания молодежи. Кроме того, данная дисциплина через призму регионального компонента помогает в развитии духовно-нравственного воспитания и развития личности как гражданина Российской Федерации.
Однако для достижения еще более значительных успехов необходимо продолжать модернизацию преподавания. Это включает в себя не только обновление учебных материалов и активное использование современных образовательных технологий и методов, но также и применение междисциплинарного подхода.
Кроме того, важным элементом трансформации учебного курса «Основы российской государственности» может являться создание на базе вуза учебного интерактивного контента с лучшими практиками студенческих работ по представленным пяти блокам дисциплины. Так, например, обучающиеся могут разработать проспект по брендовым территориям региона, стену памяти героев, поделиться интересными и уникальными традициями и обычаями, создать поварскую книгу народностей России и др. Разработка такого контента будет способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, а также мотивировать на более качественную проработку учебного материала и создание уникального контента.
Заключение
Изучение регионального компонента позволяет наполнить и обогатить содержание курса дисциплины «Основы российской государственности», а также способствует формированию всесторонне развитых граждан, способных влиять на развитие своей страны. Хотелось бы отметить, что для более полного понимания политического устройства страны, а также в рамках решения проблемы «разрыв между обществом и государством» необходимо в рамках изучения четвертого блока – «Политическое устройство России» – привлекать к проведению совместных мероприятий представителей власти субъектов РФ. Проведение подобных мероприятий позволит обучающимся задать представителям власти интересующие вопросы. Также при выборе приглашенных участников мероприятий следует учитывать специфику вуза и специальность студентов.
Библиографическая ссылка
Николаева А.А., Ветошкевич В.Г. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ" // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33975 (дата обращения: 19.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33975