Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REGIONAL COMPONENT IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE "FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD"

Nikolaeva A.A. 1 Vetoshkevich V.G. 1
1 Pasific State Medical University
In a dynamically changing world, as well as in response to the global challenges facing the Russian Federation, the academic discipline «Fundamentals of Russian Statehood» was introduced into the curriculum of all specialties of higher education institutions. Given the diversity and uniqueness of Russia's regions, the study of regional peculiarities is becoming an integral part of the discipline along with a comprehensive interdisciplinary approach to understanding the overall picture of the country's development. This article examines the regional component in the study of the discipline «Fundamentals of Russian Statehood», which is an important aspect for understanding the diversity and specifics of the Russian state system. The purpose of this article is to reveal the importance of studying the regional component in mastering the discipline «Fundamentals of Russian Statehood». To achieve this goal, methods of comparative analysis and content analysis of educational materials were used. The results of the study show that regional aspects in the framework of the study of the discipline «Fundamentals of Russian Statehood» significantly affect the perception of state power and its institutions, as well as the level of citizens' involvement in social, economic and political processes. As part of the study, the authors focus on the need to adapt educational programs to regional conditions in order to increase their effectiveness. The authors also emphasize the importance of integrating the regional component into the educational process, which in turn contributes to a deeper understanding of the foundations of Russian statehood by students and the formation of an active civic position.
patriotism
statehood
modern challenges
foundations of russian statehood
regional component
motivation
socialization
personality

Введение. В связи с переходом на рыночные отношения цивилизационные процессы в России девальвировали богатое историческое прошлое патриотического воспитания. Со стороны государства уменьшилось внимание к проблемам воспитания подрастающего поколения [1]. Образовательные учреждения также ослабили работы по нравственному, патриотическому и трудовому воспитанию обучающихся. В молодежной среде все чаще стали появляться негативные тренды: вовлечение молодежи в сомнительные сообщества, злоупотребление запрещенными веществами, формирование опасных группировок, следующих подложным идеологиям, что, в свою очередь, приводит к росту преступности [2]. К выполнению своих гражданских обязанностей молодежь стала относиться безответственно, проявляя социальную незрелость, бездуховность и даже агрессивность по отношению к другим. У современного поколения изменилось отношение к судьбе России. Поэтому в интересах страны потребовалась выработка единой государственной идеологии и общих принципов воспитательной работы, что привело к разработке и внедрению учебного курса «Основы российской государственности» [3].

Кроме того, актуальность и необходимость изучения дисциплины «Основы российской государственности» обуславливаются рядом факторов, а именно: у современной молодежи не сформирован достаточный уровень знаний о российской государственности, что приводит к неполноценному пониманию происходящих или уже произошедших исторических, социально-экономических и политических событий. Кроме того, данная учебная дисциплина помогает осознать уникальность российской государственности и роль каждого гражданина в ее развитии. Изучение регионального аспекта в рамках дисциплины «Основы российской государственности» не только обогащает содержание курса, но и способствует более глубокому пониманию российской государственности как целого. Кроме того, изучение региональной специфики способствует развитию у обучающихся критического мышления, что позволяет сравнивать различные подходы к решению проблем и осмысливать их в более широком контексте.

В статье П.Е. Бойко и Г.Л. Галустьянц отмечается, что предпосылкой для введения в учебный план дисциплины «Основы российской государственности» послужил тот факт, что на протяжении долгого времени ключевые направления практически всех сфер государственной политики носили подражательный характер, что, в свою очередь, отразилось на формировании ценностных ориентиров, определенных учений и формировании идеологий, отдаленных от традиционного российского общества [4]. Авторы поддерживают эту позицию и считают, что необходимо уделять большое внимание духовному, интеллектуально-нравственному развитию обучающихся, учитывая специфику развития России.

В научной работе Н.И. Сазоновой и Ю.А. Рудницкого описываются возможности формирования функциональной грамотности через учебную дисциплину «Основы российской государственности», а также поднимается вопрос о том, что во многих учебных заведениях длительное время существовали и до сих пор существуют установки на сокращение доли общеобразовательных дисциплин, что, в свою очередь, формирует мнение об их «ненужности» и «вторичности», в том числе и для новой учебной дисциплины [5]. Авторы согласны с таким мнением и, в свою очередь, отмечают, что дисциплина имеет системное значение в образовательном процессе, так как служит базой для реализации дисциплин социально-гуманитарного блока. В рамках данного блока обучающиеся формируют навыки анализа, систематизации и обобщения большого количества материала, а значит, говорить о «вторичности» данных дисциплин некорректно: они служат базой для всестороннего развития студентов и подготавливают их к дальнейшему изучению профильных дисциплин.

В статье И.В. Шабетя отмечается важность дисциплины «Основы российской государственности» в системе юридического образования, а именно для формирования и повышения правовой культуры [6]. Отметим, что формирование правовой культуры необходимо не только для правовых и юридических специальностей, но также и для развития активной гражданской позиции у обучающихся всех направлений. Также этой позиции придерживаются К.С. Идиатуллина и Е.Н. Спирчагова [7].

А.А. Гуляев подчеркивает важность изучения России как самобытного и уникального государства-цивилизации, а также строит позитивный прогноз о будущем России [8]. Авторы согласны с мнением А.А. Гуляева, но также отмечают, что для решения глобальных вызовов необходима целостная программа сохранения и развития собственной идентичности через призму изучения регионального компонента, так как он играет важную роль, а именно: интеграция региональных аспектов в учебный процесс является важным шагом к формированию у студентов более глубокого и многогранного понимания российской государственности.

Т.А. Борзова отмечает важную роль дисциплины «Основы российской государственности» в патриотическом воспитании студентов вузов в современных условиях [9]. Авторы подчеркивают необходимость возрождения лучших практик в патриотическом воспитании современной молодежи, так как после распада СССР данному вопросу практически не уделялось внимания в учебном процессе.

В.В. Волков и М.В. Марьева отмечают, что при работе с современной молодежью важно построить взаимодействие таким образом, чтобы избежать нравоучений, безальтернативной формы подачи готовых знаний [10]. Авторы поддерживают данную точку зрения и считают, что в работе с современной молодежью необходим более гибкий подход в изучении дисциплины «Основы российской государственности», который позволит студентам выражать свою точку зрения, активно участвовать в дискуссии и при этом не получать осуждения со стороны преподавателя по спорным вопросам, особенно если мнения и взгляды студентов и преподавателя не сходятся. Тем не менее, преподаватель должен проработать негативную точку зрения оппонента и предоставить аргументированное и обоснованное заключение по дискуссии.

Цель исследования. Целями данной статьи являются отражение значимости изучения регионального компонента в рамках освоения дисциплины «Основы российской государственности», а также выявление его влияния на формирование у обучающихся глубокого и всестороннего понимания многообразия российской идентичности, культурных традиций и исторического контекста различных регионов страны.

Материал и методы исследования. Для написания статьи были использованы различные методы, методики и технологии. Авторами были проанализированы ключевые компоненты дисциплины «Основы российской государственности» и выявлены подразделы дисциплины, где возможно изучение регионального компонента. Кроме того, был проведен анализ научных публикаций с целью сравнения подходов к реализации учебной дисциплины в разных регионах для выявления сходств, различий и лучших практик: например, анализ конкретных способов включения в разных регионах местной истории, культуры или социально-экономических факторов в курс «Основы российской государственности». Исследование охватывает различные регионы России, что позволяет выявить как общие тенденции, так и уникальные характеристики, связанные с местными традициями и историческими контекстами.

Результаты исследования и их обсуждение. Воспитание молодых людей как состоявшихся личностей является ведущей задачей образовательной системы на всех ее уровнях: дошкольном, школьном, среднепрофессиональном и высшем [11]. С 1 сентября 2023 года все российские вузы ввели в студенческое расписание студентов первого курса новую учебную дисциплину – «Основы российской государственности» [12]. Данный курс реализуется в осеннем семестре по образовательным программам бакалавриата и специалитета всех направлений подготовки студентов.

Актуальность введения данного курса в учебный план обусловлена рядом факторов:

1) необходимостью формирования у обучающихся чувства гражданской ответственности и патриотизма: после распада СССР и в период перестройки, с учетом сложной экономической и политической обстановки, внимание к патриотическому воспитанию значительно снизилось;

2) формированием представления о российском государстве как об уникальной цивилизации. Так, например, современная молодежь не всегда осознает уникальное историческое и культурное наследие России, а также важность самобытного пути развития современной России с ее уникальным историческим опытом мирного присоединения и развития территорий, а не поглощения и уничтожения различных народностей;

3) необходимостью противостояния внешним угрозам и идеологическим атакам. Ни для кого не секрет, что для любого государства важны суверенитет, сохранение традиций и обычаев, культурной идентичности. Российская Федерация не является исключением: большое количество нормативных актов, социальных программ и мероприятий направлено на сохранение исторических, духовных и патриотических традиций;

4) развенчивание мифов о глубоком разрыве между обществом и государством представляет собой важный процесс, направленный на переосмысление и анализ отношений между гражданами и властными структурами. Многие граждане Российской Федерации считают, что не нужно интересоваться различными политическими вопросами, а также что они не могут оказать какого-либо существенного влияния в том или ином вопросе, забывая, что основу любого государства составляют граждане страны;

5) формированием устойчивого понимания российских ценностей и традиций [13]. Для России чужды некоторые понятия и определенные устои, которые являются нормой для других государств. Кроме того, патриотизм, взаимопомощь и уважение к старшим играют центральную роль в формировании гражданской идентичности;

6) важностью прогнозирования будущих сценариев развития России и анализа глобальных трендов. Учитывая, что современная Россия является полноправной правопреемницей СССР, а также царской России, необходимо учитывать сложившийся опыт взаимодействия с другими странами и альянсами стран, чтобы выстраивать гармоничные отношения в рамках ведения внешнеэкономической деятельности, построения политических связей и т.д. [14].

Отметим, что для формирования целостной картины исторической и современной государственности России необходимо учитывать региональные аспекты, которые помогают осознать многообразие и уникальность регионов России, а также изучить их влияние на развитие страны в целом.

В рамках преподавания дисциплины «Основы российской государственности» на базе ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России преподаватели используют различные методики для ведения практических занятий. В данной статье будут приведены наиболее интересные и творческие подходы к введению в общий курс данной дисциплины регионального аспекта. Так, например, на первых занятиях, в рамках изучения блока «Что такое Россия?» обучающимся предлагается сделать доклад по своему родному региону или выбрать субъект Российской Федерации, который хотелось бы посетить. Здесь студенты достаточно творчески подходят к выполнению задания: кто-то готовит красочные презентации с уникальными местами региона, кто-то пишет стихи и даже картины. В качестве примера творческого подхода к подготовке к практическому занятию по теме «Что такое Россия?» приведем стихи, написанные обучающейся ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России:

На берегу Татарского пролива

Расположилась Родина моя.

И почему она мной так любима

Я расскажу сейчас вам не тая.

Могучая тайга, леса и горы –

Всё это есть на Родине моей,

Но главное, наверно, всё же море,

Но море без портов и кораблей.

Здесь много троп и дикая природа

Есть для шаманов «Ведьмино кольцо»,

Его построил из камня будто кто-то.

Там место силы, духов, мудрецов.

Чуть дальше есть «Цветущая поляна»,

Цветов там много летом полевых.

А виды там на сопки и туманы,

Ещё не видел никогда каких!

Маяк наш старый – «Красный партизан»

Культурное наследие России.

Одноимённый мыс прекрасен сам,

А вид зимой особенно красивый.

Ещё японская есть бухта Ситуан.

Там в тишине с палаткой отдыхают.

А на Фальшивой, что тоже где-то там,

Морские котики нередко загорают.

А Коппи – это горная река.

Вокруг неё не тронута природа,

Кристально чистая прозрачная вода…

Там рыбаки в любое время года.

Здесь нет туристов, гидов, суеты,

Здесь тихая могучая природа

Невероятной просто красоты

В любой погоде и в любое время года.

*Автор: Ясько Анна Владимировна, обучающаяся группы 102 специальности 37.05.01 Клиническая психология ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России

В целом, обучающиеся отмечают, что, даже представляя свой родной регион, они всегда открывают его для себя с новой стороны, узнавая интересные исторические факты, туристические места, а иногда и узнавая различные притчи, суеверия и мистические факты о тех или иных событиях. Кроме того, стоит отметить, что подобная форма проведения практических занятий позволяет привить студентам любовь к своей «малой родине», что в дальнейшем может оказать влияние на выбор места жительства. Так, например, в Приморском крае наблюдается отток населения в западные и центральные регионы Российской Федерации, что негативно сказывается на демографической ситуации региона. Также в рамках изучения первого блока, в контексте вопроса «Герои страны, герои народа» обучающиеся создают целые проекты, посвященные героям своей семьи, которые внесли неоценимый вклад в сохранение и развитие Родины. Так, в семье практически каждого обучающегося есть участники или труженики тыла Великой Отечественной войны. Кто-то рассказывает, что по следам своих героев выбрал профессию врача. В чьих-то семьях появились уже современные герои – участники специальной военной операции. Здесь обучающиеся рассказывают о подвигах своих родных и близких и о том, с каким трудностями им пришлось столкнуться. Изучение данного опыта позволяет студентам понять, что в любые времена для того, чтобы Россия могла защищать свои интересы, люди объединяют свои усилия независимо от региона проживания, каждый вносит свой вклад в общее дело.

Второй блок учебной дисциплины – «Российское государство-цивилизация» – направлен на формирование общей цивилизационной идентичности. Кроме того, обучающимся предлагается дать оценку роли регионов в межкультурном диалоге как внутри страны, так и за ее пределами, что важно для понимания многообразия российской цивилизации, Таким способом подчеркивается важность регионального контекста в формировании единой цивилизационной идентичности.

Большой отклик у обучающихся находит третий блок дисциплины – «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации». Ярким примером выполнения творческих занятий служит выполнение проектов на тему «Традиции вашей семьи». Здесь обучающиеся с теплотой и трепетом представляют те традиции и обычаи, которые характерны для их семей. Особенно интересными получаются рассказы студентов из межнациональных семей о межкультурном взаимодействии: обучающиеся рассказывают о том, как удается соблюдать баланс между традициями и обычаями разных национальностей, учитывая интересы каждой стороны. Выполнение такого задания позволяет также рассмотреть традиции и обычаи разных регионов Российской Федерации, осознать, что даже в рамках одного субъекта России может мирно существовать большое количество народностей со своей уникальной культурой, которую необходимо учитывать. Так, например, на территории Приморского края проживает 158 национальностей. Также в данном блоке дисциплины ведутся рассуждения о содержании ценностей российского мировоззрения. Здесь следует учесть, что мораль крайне подвижна, а современные информационные технологии позволяют с легкостью оперировать общественным мнением [15].

В рамках изучения регионального компонента в четвертом разделе – «Политическое устройство России» – обучающимся предлагается составить интеллект-карту на тему «Региональные органы государственной власти и управления». Данное задание позволяет осмыслить структуру власти на региональном уровне, проанализировать, на какие должности в регионе назначаются уполномоченные лица, а какие должности являются выборными. В рамках изучения избирательной системы у обучающихся необходимо формировать представление о современных выборах и о важности участия в них на различных уровнях. Изучение данного вопроса позволяет формировать не только политическую культуру, но и в целом правоосознанность современной молодежи.

Пятый блок – «Вызовы будущего и развитие страны» – охватывает ключевые аспекты, связанные с предстоящими изменениями и проблемами, с которыми сталкивается Россия в условиях глобальных трансформаций. В рамках регионального компонента обучающимся предлагается рассмотреть проблемы своего родного региона, города, населенного пункта, а также представить пути решения поставленных проблем. Здесь обучающимся важно понять, что не только от властных структур зависит будущее региона, но и от вклада каждого гражданина в развития своей «малой родины».

Использование междисциплинарного подхода в сочетании с совокупностью различных педагогических методик позволяет не только развивать патриотичность в современной молодежи, но и формировать всесторонне развитую личность с навыками деловой культуры для реализации инновационной политики, что будет способствовать социально-экономическому росту региона.

Дисциплина «Основы российской государственности» реализуется на базе вузов России на протяжении двух лет, но уже сейчас можно отметить значительные достижения и положительные результаты: обучающиеся проявляют интерес к изучению данного курса, что свидетельствует о его важности для формирования гражданской позиции и правосознания молодежи. Кроме того, данная дисциплина через призму регионального компонента помогает в развитии духовно-нравственного воспитания и развития личности как гражданина Российской Федерации.

Однако для достижения еще более значительных успехов необходимо продолжать модернизацию преподавания. Это включает в себя не только обновление учебных материалов и активное использование современных образовательных технологий и методов, но также и применение междисциплинарного подхода.

Кроме того, важным элементом трансформации учебного курса «Основы российской государственности» может являться создание на базе вуза учебного интерактивного контента с лучшими практиками студенческих работ по представленным пяти блокам дисциплины. Так, например, обучающиеся могут разработать проспект по брендовым территориям региона, стену памяти героев, поделиться интересными и уникальными традициями и обычаями, создать поварскую книгу народностей России и др. Разработка такого контента будет способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, а также мотивировать на более качественную проработку учебного материала и создание уникального контента.

Заключение

Изучение регионального компонента позволяет наполнить и обогатить содержание курса дисциплины «Основы российской государственности», а также способствует формированию всесторонне развитых граждан, способных влиять на развитие своей страны. Хотелось бы отметить, что для более полного понимания политического устройства страны, а также в рамках решения проблемы «разрыв между обществом и государством» необходимо в рамках изучения четвертого блока – «Политическое устройство России» – привлекать к проведению совместных мероприятий представителей власти субъектов РФ. Проведение подобных мероприятий позволит обучающимся задать представителям власти интересующие вопросы. Также при выборе приглашенных участников мероприятий следует учитывать специфику вуза и специальность студентов.