Актуальность развития гибких навыков (soft skills) на ступени высшего профессионального образования продиктована изменением структуры экономики и рынка труда, при котором в условиях доступности информации на первый план выходит умение специалиста анализировать большой объем информации, видеть проблему, находить ее нестандартное решение в соответствии с потребностями заказчика и рынка, а также продвигать свои идеи, используя эффективные инструменты коммуникации. Современные тренды в глобальном развитии требуют реакции со стороны образовательной системы, заставляют ее меняться. Среди общих проблем обучения на современном этапе можно отметить следующие:
1) сильная внешняя мотивация и отсутствие внутренней мотивации;
2) несамостоятельность мышления;
3) некритичность мышления;
4) фрагментарный характер мировоззрения.
Это, в свою очередь, приводит к банальному списыванию и копированию готовых решений из интернета, а также к потере интереса к обучению, как к процессу в целом, так и к его содержательной стороне. Современный студент испытывает трудности с самостоятельным решением образовательной, а далее и профессиональной задачи или проблемы, он не способен работать с большими объемами сложной информации. С другой стороны, в образовательном пространстве студент демонстрирует прагматичный подход, испытывая при этом постоянную потребность в развлечении. Он активно использует электронные помощники, такие так электронные переводчики, генераторы краткого содержания источника, инструменты проверки правописания и грамматики, а также искусственный интеллект. Перед преподавателем иностранного языка в вузе стоит вызов – как одновременно развивать предметные умения эффективной коммуникации на иностранном языке и навыки XXI в., применяя при этом современные достижения цифровой эпохи. В связи с вышеизложенным актуальность разработки методических инструментов развития навыков XXI в., эффективно работающих в современной аудитории на занятиях по иностранному языку в вузе, не вызывает сомнений.Разработанная отечественными учеными новая лингводидактика, в основе которой лежит государственная языковая политика, в качестве приоритета определяет технологический вектор развития. По мнению Н.В. Барышникова, «эффективные технологии обучения иностранному языку являются теми методическими истинами, внедрение которых в практику обучения иностранному языку позволит в полной мере реализовать корректно сформулированную и уточненную цель обучения иностранному языку» [1, с. 13]. Зарубежная лингводидактика, которая, к слову, не претендует на статус науки, сконцентрирована на разработке эффективных технологий обучения, многие из которых успешно применяются сейчас и имеют большой потенциал в будущем. К таким технологиям можно отнести смешанное обучение, перевернутый класс, блог-технологии, технологию вэб-2 и др. В фокусе внимания данного исследования находится новая технология дизайн-мышления, которая, будучи заимствованной из области социальных и экономических наук, уже зарекомендовала себя как эффективный инструмент, используемый в сфере образования. Разработка методики ее применения на занятиях по иностранному языку для обучения будущих профессионалов в различных областях деятельности является новым в современной отечественной методической науке.
Основной целью исследования является разработка методики применения технологии дизайн-мышления на занятиях по иностранному языку для студентов вузов, которая позволит развивать навыки XXI в.
Материалы и методы исследования
Основными методами исследования являются сопоставительный анализ научной и методической литературы, конкретизация и синтез результатов анализа в контексте темы исследования. Методологической основой разработанной авторами методики послужили основные положения компетентностного, контекстного и коммуникативно-когнитивного подходов к обучению иностранному языку. Метод анкетирования использовался как вспомогательный метод и применялся с целью получения обратной связи от преподавателей – участников апробации.
Результаты исследования и их обсуждение
В основе исследования находятся работы отечественных и зарубежных ученых, в фокусе внимания которых оказываются вопросы определения и развития навыков XXI в. (термин soft skills в переводе с английского означает «гибкие навыки»). Сегодня понятие «гибких навыков» имеет множество определений. В отечественной педагогике данный термин традиционно получает широкую трактовку и определяется как совокупность надпрофессиональных личностных качеств и компетенций, необходимых для осуществления социального взаимодействия. В зарубежных источниках термин soft skills получает более узкую трактовку, а именно его связывают со способностями личности взаимодействовать с другими людьми в сотрудничестве [2, 3]. Среди наиболее значимых для осуществления профессиональной деятельности гибких навыков выделяют следующие:
1) способность работать в команде;
2) способность определять и решать проблемы;
3) способность эффективно общаться с людьми;
4) способность планировать и расставлять приоритеты;
5) способность находить и анализировать информацию [3].
Развитие гибких навыков в учебных заведениях высшего образования не носит системного характера. Однако ученые отмечают возможность развития гибких навыков на предметном содержании дисциплин гуманитарного цикла. Так, Л.К. Раицкая и Е.В. Тихонова называют иностранные языки самой эффективной дисциплиной для развития навыков XXI в. [4]. Говоря о роли гибких навыков при обучении иностранному языку, И.А. Писаренко и Лю Гуйхун условно делят их на четыре группы:
1) когнитивные навыки, к которым относятся навык коммуникации, умение критически мыслить, а также демонстрировать гибкость суждений;
2) навыки взаимодействия, среди которых называют работу в команде, а также способность выстраивать межличностные отношения;
3) цифровые навыки;
4) навыки личностного развития, то есть способность управлять собой и своими целями, предприимчивость [5, с. 746].
В современной педагогике и методике преподавания иностранных языков предлагаются способы и методы формирования гибких навыков на основе коммуникативно-интерактивных задач [6], посредством интегрированных заданий, решения кейсов, проектной деятельности, ситуации конкуренции, работы в команде, решения изобретательских задач [7].
Анализ отечественного и зарубежного опыта формирования навыков XXI в. показывает, что в образовательном процессе высшей школы все больший охват получает использование технологии дизайн-мышления. Дизайн-мышление – это метод и процесс решения конкретных задач, с помощью которого можно лучше понять целевую аудиторию, определить ее проблемы и найти нестандартные решения. Проектирование, конструирование и создание чего-то нового предполагает выход за плоскость привычных и очевидных идей. Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 г. в книге «Науки об искусственном» [8]. Позднее она получила дальнейшее развитие и популяризацию в работах ученых Стенфордского университета. Изучая возможности реализации технологии дизайн-мышления в образовательном процессе высшей школы, Н.В. Бужинская и Е.С. Евсеева [9] приходят к выводу о том, что для реализации данной технологии необходимо создание условий погружения в предметную область, постоянное и эффективное взаимодействие в команде, сотрудничество, развитие у студентов компетенции визуализации вариантов решения конкретной проблемы, а также презентационных умений и навыков. Иностранный язык является тем предметом, который наилучшим образом может создать эти условия. Необходимо отметить, что применение технологии дизайн-мышления в процессе обучения иностранному языку в вузе не только делает его более совершенным и современным, но и значительно повышает мотивацию студентов в качественному изучению иностранного языка, демонстрируя его применение в конкретной ситуации на практике [10]. В зарубежной практике преподавания английского языка как иностранного технологию дизайн-мышления предлагают использовать для развития творческих и коммуникативных компетенций [11].
Процесс применения технологии дизайн-мышления на занятии по иностранному языку можно условно разделить на пять фаз в соответствии с традиционными этапами дизайн-мышления – эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование, представление продукта [10]:
- Погружение в проблему – участник процесса чувствует свою сопричастность ситуации и проблеме (ответ на вопрос who?).
- Работа с информацией, то есть ее поиск и анализ (ответ на вопрос what?).
- Мозговой штурм с целью поиска лучшей идеи (ответ на вопрос how?).
- Практическое применение лучшей идеи, проверка ее эффективности, визуализация решения (ответ на вопрос how?).
- Презентация продукта или идеи аудитории и получение обратной связи (ответ на вопрос why?).
Разработанная авторами исследования методика использования технологии дизайн-мышления для обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки основывается на практике рассказывания историй (storytelling) и является универсальной, то есть может применяться в преподавании иностранного языка для любого направления подготовки. Большая часть опыта и знаний человека представлена в виде историй, а применение технологии дизайн-мышления помогает прочувствовать новые идеи и сделать их наглядными и убедительными. Хорошая история вовлекает на эмоциональном уровне благодаря эмпатии, доносит идею до аудитории, создает задуманные образы у аудитории через нарратив и реализуется через публичное выступление.
Технология дизайн-мышления имеет много общего с тем, как строится и рассказывается любая история. Так, на первом этапе – погружении, или эмпатии, когда оценивается ситуация и контекст, в котором находятся люди из фокус-группы, то есть те, для кого создается продукт, необходимо ответить на вопрос «кто?». Готовясь рассказывать историю, ее автор создает и описывает персонаж и его окружение. На этапе погружения, или фокусировки, для более глубокого понимания проблемы необходимо задать вопрос «что нужно/можно сделать?». Рассказывая историю, автор создает конфликт, его персонаж переживает переломный момент, сталкивается с проблемой. Для того, чтобы сгенерировать идеи и выбрать лучшее решение с учетом возможностей, необходимо ответить на вопрос «как?». Сочиняя историю, автор выстраивает архитектуру сюжета, создает завязку, кульминацию и развязку. На этапе проверки эффективности решения проблемы важно получить обратную связь. В хорошей истории имеется мотив, транслируются миссия, ценности, вера и понимание.
Авторами исследования были разработаны методические рекомендации для преподавателя по организации использования технологии дизайн-мышления на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе, которые включают в себя следующие этапы:
- Студентам предлагается самостоятельно выбрать тему в рамках изучаемого материала, которая содержит в себе проблему, требующую решения.
- Студенты самостоятельно проводят исследование темы, изучают контекст. Для этого студентам необходимо произвести подбор аутентичного материала по теме. Преподаватель оказывает консультативную помощь в выборе источников. Преподаватель ставит цель – провести аналогию с жизнью, отобрать языковые средства, необходимые для выражения проблемы и идеи для ее решения.
- Студенты в группе обсуждают и формулируют возможные проблемы на основе анализа и синтеза аутентичного материала.
- Используя прием мозгового штурма, перед студентами ставится задача найти самое эффективное решение для выбранной проблемы.
- На этапе презентации решения проблемы студентам предлагается сделать наброски сюжета презентации, используя приемы storyboard, story outlines, scripts.
Таким образом, в результате студенты создают на занятии по иностранному языку полезный продукт, визуализируют его внедрение в практику и получают обратную связь, что, безусловно, мотивирует их представить свои идеи аудитории, эффективно используя языковые средства.
Методические рекомендации для студентов, которые помогут им эффективно представить оригинальное решение проблемы аудитории, заключаются в следующем:
- Начните с поведенческого вопроса – дайте аудитории задуматься о проблеме применительно к себе.
- Подчеркните, почему решение проблемы важно и нужно аудитории, как это улучшает жизнь.
- Сделайте историю более личной, расскажите о себе/своем опыте, приведите пример из жизни, связанный с вашей основной идеей.
- Чтобы не запутаться в сюжетных линиях презентации идеи, используйте методику S-T-A-R (situation, task, action, result).
- Идея и решение должны быть ясными и понятными, описанными простыми и доступными языковыми средствами.
Разработанная методика использования технологии дизайн-мышления на занятиях по иностранному языку в вузе прошла апробацию в группах студентов университета, обучающихся на естественнонаучных направлениях подготовки, а также на направлениях подготовки, связанных с информационными технологиями. В апробации предложенной методики приняли участие 16 преподавателей Ивановского государственного университета, а также Ивановского государственного энергетического университета, которые должны были ответить на вопросы анкеты и назвать, какие гибкие навыки были сформированы у студентов в условиях использования разработанной авторами методики применения технологии дизайн-мышления на занятиях по английскому языку. Анализ результатов анкетирования преподавателей, принимавших участие в апробации методики, показал, что внедрение технологии дизайн-мышления в обучение иностранному языку способствует развитию у студентов гибких навыков, необходимых для специалиста XXI в. Предложенная методика:
1) помогает развивать характер, формирует креативную уверенность, под которой понимается позитивный настрой на процесс и достижения результата;
2) способствует развитию адаптивности к новым условиям, формирует критическое мышление, творческий подход, способность к сотрудничеству;
3) развивает умение учиться и самостоятельно мыслить, формирует любознательность и мотивацию, а также самопознание, целеустремленность.
Заключение
Таким образом, внедрение технологии дизайн-мышления в процесс обучения иностранному языку в вузе, основной целью которого традиционно является развитие профессиональной коммуникативной компетенции на иностранном языке, способствует формированию у студентов важных для их будущей профессиональной деятельности гибких навыков. Применение технологии дизайн-мышления учит студентов разносторонне мыслить и находить нестандартные подходы к решению любой проблемы, проявлять гибкость мышления в решении сложных задач, а также развивает оригинальность, уникальность и творческий подход, предполагает взаимодействие студентов в группе и высокую личную вовлеченность каждого члена группы.
Библиографическая ссылка
Лаврентьева Н.Г., Орлова Е.В. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ XXI ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33840 (дата обращения: 19.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33840