Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

METHODOLOGY OF USING DESIGN THINKING TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE TO UNIVERSITY STUDENTS FOR THE DEVELOPMENT OF XXI CENTURY SKILLS

Lavrenteva Natalya Gennadyevna 1 Orlova E.V. 2
1 Ivanovo State University
2 FGBOU VO Ivanovo State Power University named after V. I. Lenin
The purpose of this study is to develop a methodology of applying design thinking technology in foreign language university classroom to develop soft skills. In modern conditions of changing structure of economy and labor market, the university teacher has a task to teach the future specialist not only the subject area of their professional activity, but also to develop soft skills, which are important in the XXI century. The main research methods are comparative analysis of scientific and methodological literature in the context of the research topic, concretization and synthesis. The methodological basis of the research is the provisions of competence, contextual and communicative-cognitive approaches to teaching a foreign language. The method of questionnaire survey is used as an auxiliary method of research. The authors have developed the methodology of using design thinking technology for teaching English to non-linguistic students, which is based on the practice of storytelling. The methodology is universal, that is, it can be applied in any professional area of training. For each stage of the technology of design thinking methodological recommendations for the teacher and for the student are offered. The methodology of applying design thinking technology develops not only professional communicative competence in a foreign language, but also such soft skills as creative thinking, the ability to find innovative solutions for complex problems, as well as teamwork skills.
foreign languages
teaching technologies
foreign language communicative competence
soft skills
design thinking

Актуальность развития гибких навыков (soft skills) на ступени высшего профессионального образования продиктована изменением структуры экономики и рынка труда, при котором в условиях доступности информации на первый план выходит умение специалиста анализировать большой объем информации, видеть проблему, находить ее нестандартное решение в соответствии с потребностями заказчика и рынка, а также продвигать свои идеи, используя эффективные инструменты коммуникации. Современные тренды в глобальном развитии требуют реакции со стороны образовательной системы, заставляют ее меняться. Среди общих проблем обучения на современном этапе можно отметить следующие:

1) сильная внешняя мотивация и отсутствие внутренней мотивации;

2) несамостоятельность мышления;

3) некритичность мышления;

4) фрагментарный характер мировоззрения.

Это, в свою очередь, приводит к банальному списыванию и копированию готовых решений из интернета, а также к потере интереса к обучению, как к процессу в целом, так и к его содержательной стороне. Современный студент испытывает трудности с самостоятельным решением образовательной, а далее и профессиональной задачи или проблемы, он не способен работать с большими объемами сложной информации. С другой стороны, в образовательном пространстве студент демонстрирует прагматичный подход, испытывая при этом постоянную потребность в развлечении. Он активно использует электронные помощники, такие так электронные переводчики, генераторы краткого содержания источника, инструменты проверки правописания и грамматики, а также искусственный интеллект. Перед преподавателем иностранного языка в вузе стоит вызов – как одновременно развивать предметные умения эффективной коммуникации на иностранном языке и навыки XXI в., применяя при этом современные достижения цифровой эпохи. В связи с вышеизложенным актуальность разработки методических инструментов развития навыков XXI в., эффективно работающих в современной аудитории на занятиях по иностранному языку в вузе, не вызывает сомнений.Разработанная отечественными учеными новая лингводидактика, в основе которой лежит государственная языковая политика, в качестве приоритета определяет технологический вектор развития. По мнению Н.В. Барышникова, «эффективные технологии обучения иностранному языку являются теми методическими истинами, внедрение которых в практику обучения иностранному языку позволит в полной мере реализовать корректно сформулированную и уточненную цель обучения иностранному языку» [1, с. 13]. Зарубежная лингводидактика, которая, к слову, не претендует на статус науки, сконцентрирована на разработке эффективных технологий обучения, многие из которых успешно применяются сейчас и имеют большой потенциал в будущем. К таким технологиям можно отнести смешанное обучение, перевернутый класс, блог-технологии, технологию вэб-2 и др. В фокусе внимания данного исследования находится новая технология дизайн-мышления, которая, будучи заимствованной из области социальных и экономических наук, уже зарекомендовала себя как эффективный инструмент, используемый в сфере образования. Разработка методики ее применения на занятиях по иностранному языку для обучения будущих профессионалов в различных областях деятельности является новым в современной отечественной методической науке.

Основной целью исследования является разработка методики применения технологии дизайн-мышления на занятиях по иностранному языку для студентов вузов, которая позволит развивать навыки XXI в.

Материалы и методы исследования

Основными методами исследования являются сопоставительный анализ научной и методической литературы, конкретизация и синтез результатов анализа в контексте темы исследования. Методологической основой разработанной авторами методики послужили основные положения компетентностного, контекстного и коммуникативно-когнитивного подходов к обучению иностранному языку. Метод анкетирования использовался как вспомогательный метод и применялся с целью получения обратной связи от преподавателей – участников апробации.

Результаты исследования и их обсуждение

В основе исследования находятся работы отечественных и зарубежных ученых, в фокусе внимания которых оказываются вопросы определения и развития навыков XXI в. (термин soft skills в переводе с английского означает «гибкие навыки»). Сегодня понятие «гибких навыков» имеет множество определений. В отечественной педагогике данный термин традиционно получает широкую трактовку и определяется как совокупность надпрофессиональных личностных качеств и компетенций, необходимых для осуществления социального взаимодействия. В зарубежных источниках термин soft skills получает более узкую трактовку, а именно его связывают со способностями личности взаимодействовать с другими людьми в сотрудничестве [2, 3]. Среди наиболее значимых для осуществления профессиональной деятельности гибких навыков выделяют следующие:

1) способность работать в команде;

2) способность определять и решать проблемы;

3) способность эффективно общаться с людьми;

4) способность планировать и расставлять приоритеты;

5) способность находить и анализировать информацию [3].

Развитие гибких навыков в учебных заведениях высшего образования не носит системного характера. Однако ученые отмечают возможность развития гибких навыков на предметном содержании дисциплин гуманитарного цикла. Так, Л.К. Раицкая и Е.В. Тихонова называют иностранные языки самой эффективной дисциплиной для развития навыков XXI в. [4]. Говоря о роли гибких навыков при обучении иностранному языку, И.А. Писаренко и Лю Гуйхун условно делят их на четыре группы:

1) когнитивные навыки, к которым относятся навык коммуникации, умение критически мыслить, а также демонстрировать гибкость суждений;

2) навыки взаимодействия, среди которых называют работу в команде, а также способность выстраивать межличностные отношения;

3) цифровые навыки;

4) навыки личностного развития, то есть способность управлять собой и своими целями, предприимчивость [5, с. 746].

В современной педагогике и методике преподавания иностранных языков предлагаются способы и методы формирования гибких навыков на основе коммуникативно-интерактивных задач [6], посредством интегрированных заданий, решения кейсов, проектной деятельности, ситуации конкуренции, работы в команде, решения изобретательских задач [7].

Анализ отечественного и зарубежного опыта формирования навыков XXI в. показывает, что в образовательном процессе высшей школы все больший охват получает использование технологии дизайн-мышления. Дизайн-мышление – это метод и процесс решения конкретных задач, с помощью которого можно лучше понять целевую аудиторию, определить ее проблемы и найти нестандартные решения. Проектирование, конструирование и создание чего-то нового предполагает выход за плоскость привычных и очевидных идей. Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 г. в книге «Науки об искусственном» [8]. Позднее она получила дальнейшее развитие и популяризацию в работах ученых Стенфордского университета. Изучая возможности реализации технологии дизайн-мышления в образовательном процессе высшей школы, Н.В. Бужинская и Е.С. Евсеева [9] приходят к выводу о том, что для реализации данной технологии необходимо создание условий погружения в предметную область, постоянное и эффективное взаимодействие в команде, сотрудничество, развитие у студентов компетенции визуализации вариантов решения конкретной проблемы, а также презентационных умений и навыков. Иностранный язык является тем предметом, который наилучшим образом может создать эти условия. Необходимо отметить, что применение технологии дизайн-мышления в процессе обучения иностранному языку в вузе не только делает его более совершенным и современным, но и значительно повышает мотивацию студентов в качественному изучению иностранного языка, демонстрируя его применение в конкретной ситуации на практике [10]. В зарубежной практике преподавания английского языка как иностранного технологию дизайн-мышления предлагают использовать для развития творческих и коммуникативных компетенций [11].

Процесс применения технологии дизайн-мышления на занятии по иностранному языку можно условно разделить на пять фаз в соответствии с традиционными этапами дизайн-мышления – эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование, представление продукта [10]:

  1. Погружение в проблему – участник процесса чувствует свою сопричастность ситуации и проблеме (ответ на вопрос who?).
  2. Работа с информацией, то есть ее поиск и анализ (ответ на вопрос what?).
  3. Мозговой штурм с целью поиска лучшей идеи (ответ на вопрос how?).
  4. Практическое применение лучшей идеи, проверка ее эффективности, визуализация решения (ответ на вопрос how?).
  5. Презентация продукта или идеи аудитории и получение обратной связи (ответ на вопрос why?).

Разработанная авторами исследования методика использования технологии дизайн-мышления для обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки основывается на практике рассказывания историй (storytelling) и является универсальной, то есть может применяться в преподавании иностранного языка для любого направления подготовки. Большая часть опыта и знаний человека представлена в виде историй, а применение технологии дизайн-мышления помогает прочувствовать новые идеи и сделать их наглядными и убедительными. Хорошая история вовлекает на эмоциональном уровне благодаря эмпатии, доносит идею до аудитории, создает задуманные образы у аудитории через нарратив и реализуется через публичное выступление.

Технология дизайн-мышления имеет много общего с тем, как строится и рассказывается любая история. Так, на первом этапе – погружении, или эмпатии, когда оценивается ситуация и контекст, в котором находятся люди из фокус-группы, то есть те, для кого создается продукт, необходимо ответить на вопрос «кто?». Готовясь рассказывать историю, ее автор создает и описывает персонаж и его окружение. На этапе погружения, или фокусировки, для более глубокого понимания проблемы необходимо задать вопрос «что нужно/можно сделать?». Рассказывая историю, автор создает конфликт, его персонаж переживает переломный момент, сталкивается с проблемой. Для того, чтобы сгенерировать идеи и выбрать лучшее решение с учетом возможностей, необходимо ответить на вопрос «как?». Сочиняя историю, автор выстраивает архитектуру сюжета, создает завязку, кульминацию и развязку. На этапе проверки эффективности решения проблемы важно получить обратную связь. В хорошей истории имеется мотив, транслируются миссия, ценности, вера и понимание.

Авторами исследования были разработаны методические рекомендации для преподавателя по организации использования технологии дизайн-мышления на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе, которые включают в себя следующие этапы:

  1. Студентам предлагается самостоятельно выбрать тему в рамках изучаемого материала, которая содержит в себе проблему, требующую решения.
  2. Студенты самостоятельно проводят исследование темы, изучают контекст. Для этого студентам необходимо произвести подбор аутентичного материала по теме. Преподаватель оказывает консультативную помощь в выборе источников. Преподаватель ставит цель – провести аналогию с жизнью, отобрать языковые средства, необходимые для выражения проблемы и идеи для ее решения.
  3. Студенты в группе обсуждают и формулируют возможные проблемы на основе анализа и синтеза аутентичного материала.
  4. Используя прием мозгового штурма, перед студентами ставится задача найти самое эффективное решение для выбранной проблемы.
  5. На этапе презентации решения проблемы студентам предлагается сделать наброски сюжета презентации, используя приемы storyboard, story outlines, scripts.

Таким образом, в результате студенты создают на занятии по иностранному языку полезный продукт, визуализируют его внедрение в практику и получают обратную связь, что, безусловно, мотивирует их представить свои идеи аудитории, эффективно используя языковые средства.

Методические рекомендации для студентов, которые помогут им эффективно представить оригинальное решение проблемы аудитории, заключаются в следующем:

  1. Начните с поведенческого вопроса – дайте аудитории задуматься о проблеме применительно к себе.
  2. Подчеркните, почему решение проблемы важно и нужно аудитории, как это улучшает жизнь.
  3. Сделайте историю более личной, расскажите о себе/своем опыте, приведите пример из жизни, связанный с вашей основной идеей.
  4. Чтобы не запутаться в сюжетных линиях презентации идеи, используйте методику S-T-A-R (situation, task, action, result).
  5. Идея и решение должны быть ясными и понятными, описанными простыми и доступными языковыми средствами.

Разработанная методика использования технологии дизайн-мышления на занятиях по иностранному языку в вузе прошла апробацию в группах студентов университета, обучающихся на естественнонаучных направлениях подготовки, а также на направлениях подготовки, связанных с информационными технологиями. В апробации предложенной методики приняли участие 16 преподавателей Ивановского государственного университета, а также Ивановского государственного энергетического университета, которые должны были ответить на вопросы анкеты и назвать, какие гибкие навыки были сформированы у студентов в условиях использования разработанной авторами методики применения технологии дизайн-мышления на занятиях по английскому языку. Анализ результатов анкетирования преподавателей, принимавших участие в апробации методики, показал, что внедрение технологии дизайн-мышления в обучение иностранному языку способствует развитию у студентов гибких навыков, необходимых для специалиста XXI в. Предложенная методика:

1) помогает развивать характер, формирует креативную уверенность, под которой понимается позитивный настрой на процесс и достижения результата;

2) способствует развитию адаптивности к новым условиям, формирует критическое мышление, творческий подход, способность к сотрудничеству;

3) развивает умение учиться и самостоятельно мыслить, формирует любознательность и мотивацию, а также самопознание, целеустремленность.

Заключение

Таким образом, внедрение технологии дизайн-мышления в процесс обучения иностранному языку в вузе, основной целью которого традиционно является развитие профессиональной коммуникативной компетенции на иностранном языке, способствует формированию у студентов важных для их будущей профессиональной деятельности гибких навыков. Применение технологии дизайн-мышления учит студентов разносторонне мыслить и находить нестандартные подходы к решению любой проблемы, проявлять гибкость мышления в решении сложных задач, а также развивает оригинальность, уникальность и творческий подход, предполагает взаимодействие студентов в группе и высокую личную вовлеченность каждого члена группы.