Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВКЛЮЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ЧАТ-БОТА В ТЕМАТИКУ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»

Гурьева Т.Н. 1 Шарабаева Л.Ю. 1
1 Северо-Западный институт управления филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы»
Цель исследования – обосновать целесообразность включения в тематику выпускных квалификационных работ по направлению «Бизнес-информатика» исследований, необходимых для повышения эффективности автоматизации предоставления услуг с помощью внедрения чат-бота. Актуальность исследования подтверждается широким распространением использования чат-ботов в электронной торговле и сфере услуг. Благодаря возможностям пользовательской конфигурации чат-боты могут быть настроены под конкретные потребности бизнеса, обеспечивая персонализированный подход к каждому клиенту. Одним из главных преимуществ чат-ботов является их круглосуточная доступность, что позволяет обслуживать клиентов в любое время без необходимости привлечения дополнительных ресурсов. В то же время возрастает интерес выпускников к автоматизации бизнес-процессов с помощью чат-бота. Интересным вариантом предлагаемой темы выпускной квалификационной работы может стать интеграция чат-бота с информационной системой, что позволит собирать и анализировать данные о клиентах, улучшать персонализацию предложений и повышать эффективность маркетинговых кампаний. Логика работы этого сетевого приложения реализуется следующим образом: пользователь отправляет запрос к серверу, который производит необходимые действия, в том числе обращаясь к базе данных и другим сервисам, которые обеспечивают требования заказчика. Особенностями проектирования пользовательского интерфейса являются коммуникация в пользовательском интерфейсе мессенджера и сам процесс адаптации к интерфейсу и возможностям чат-приложения. Разработка с использованием языков программирования Python и JavaScript поддерживается готовыми решениями из библиотек с открытым исходным кодом, чтобы реализовать специальные запросы. Подготовка к решению задач выпускных квалификационных работ полностью осуществляется в результате формирования профессиональных компетенций путем освоения дисциплин по направлению «Бизнес-информатика» и соответствующих трудовых функций из профессионального стандарта 06.015 «Специалист по информационным системам».
высшее образование
бизнес-информатика
профессиональные компетенции
автоматизация бизнес-процессов
чат-бот
интерфейс
языки программирования
1. Бахтин И.В. Разработка чат-ботов для автоматизации бизнес- процессов // Форум молодых ученых. 2020. № 2(42). С. 48-50.
2. Крукович Е.В., Шкор О.Н. Актуальность чат-бота для автоматизации бизнеса в Интернете // Big Data and Advanced Analytics. 2021. № 7-2. С. 146-151.
3. Хрущева А.А. Чат-боты в бизнес-коммуникации: виды и функции // Медиасреда. 2022. № 1. С. 154-159.
4. Егоров Д.А., Арбузова А.А. Чат-бот: классификации, сферы применения, направления развития // Молодые ученые – развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). 2022. № 1. С. 957-959.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/380305_B_3_23082020.pdf (дата обращения: 02.10.2024).
6. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам» [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/06.015-spetcialist-po-informatcionnym-sistemam.html?ysclid=m1s7gq76m3598241654 (дата обращения: 02.10.2024).
7. Бажеко Т.В., Кузнецова Я.В., Ланец С.А. Разработка чат-бота на языке программирования Python в мессенджере «Telegram» // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2023. Т. 2. С. 420-423.

Введение

Тематика выпускных квалификационных работ (ВКР) по направлению «Бизнес-информатика» традиционно включает совершенствование бизнес-процессов конкретного предприятия на основе их дальнейшей автоматизации. Как правило, рассматривались проектирование и внедрение либо модернизация таких комплексных решений, как ERP и CRM-системы. Но в последнее время появился дополнительный вариант автоматизации взаимодействия с клиентами, вызывающий интерес у студентов, – это чат-бот.

Проектирование, разработка и внедрение чат-бота не требуют значительных финансовых вложений, что делает их доступными даже для небольших компаний. Благодаря возможностям пользовательской конфигурации чат-боты могут быть настроены под конкретные потребности бизнеса, обеспечивая персонализированный подход к каждому клиенту [1]. Одним из главных преимуществ чат-ботов является их круглосуточная доступность, что позволяет обслуживать клиентов в любое время без необходимости привлечения дополнительных ресурсов. Однако возможности чат-ботов могут быть ограничены при обработке сложных сценариев и нестандартных запросов, что требует дополнительной работы по совершенствованию алгоритмов искусственного интеллекта. Интересным вариантом предлагаемой темы ВКР может стать интеграция чат-бота с CRM-системой, что позволит собирать и анализировать данные о клиентах, улучшать персонализацию предложений и повышать эффективность маркетинговых кампаний [2]. В чат-бот также можно добавить расширенный каталог продукции, позволяющий клиентам быстро находить нужные товары, фильтровать их по различным параметрам и получать подробную информацию.

Среди профессиональных технических специалистов существует мнение о разработке чат-бота как о простой и несерьезной задаче. Но, учитывая повсеместное использование чат-ботов в электронной торговле и сфере услуг, а также стремление студентов направления «Бизнес-информатика» научиться использовать данное приложение для автоматизации бизнес-процессов, проведем в данной статье обоснование включения в тематику ВКР исследований, которые базируются на сформированности профессиональных компетенций выпускника.

Цель исследования – обосновать целесообразность включения в тематику ВКР по направлению «Бизнес-информатика» исследований, необходимых для повышения эффективности автоматизации предоставления услуг с помощью внедрения чат-бота.

Методы и материалы исследования

В данном исследовании авторы использовали поиск, обзор и анализ источников информации, сравнение, обобщение, синтез и описание для понимания степени эффективности автоматизации предоставления услуг с помощью внедрения чат-бота.

Прежде всего, необходимо зафиксировать, что чат-бот – это приложение, а значит, все стандарты и подходы к разработке программных систем должны соблюдаться. Логика работы этого сетевого приложения реализуется следующим образом: пользователь отправляет запрос к серверу, который производит необходимые действия, в том числе обращаясь к базе данных и другим сервисам, которые обеспечивают требования заказчика [3]. Особенностями проектирования пользовательского интерфейса (UI/UX) являются коммуникация в пользовательском интерфейсе мессенджера и сам процесс адаптации к интерфейсу и возможностям чат-приложения [4]. Разработка с использованием языков программирования Python и JavaScript поддерживается готовыми решениями из библиотек с открытым исходным кодом, чтобы реализовать специальные HTTP/Socket запросы.

Основные функции и задачи чат-ботов включают в себя: диалог с пользователями, автоматизацию функций службы поддержки, обработку заказа клиента, сбор данных о клиенте, маркетинговые мероприятия.

Чат-боты можно классифицировать по степени сложности (алгоритму), платформе внедрения, способу общения с пользователем, функциональности [4]. Подробное описание классификации приведено в таблице 1.

Таблица 1

Классификация чат-ботов

Категория

Типы чат-ботов

Описание

Примеры

По степени сложности (алгоритму)

Ограниченный

Данный тип чат-бота функционирует на основе заранее подготовленного сценария и часто служит для решения конкретной задачи

AviasalesBot, HomeBro, Самокат: Поддержка по заказам

Саморазвивающийся («умный»)

Данный тип чат-бота основан на обученной нейронной сети, которая способна «понимать» контекст беседы. Взаимодействие с таким чат-ботом создает ощущение естественного общения с человеком

YaGPT, ChatGPT, GigaChat, Bart, Bing Copilot

Платформа внедрения

Мессенджер

Работает с учетом требований пользователя с интеграцией в мессенджер посредством API

ВКонтакте, Telegram

Голосовой ассистент

Организует диалог с клиентом и управляет системами «умного дома»

Алиса, Siri, Салют, Маруся

Мобильное приложение

Работает с пользователем внутри отдельного мобильного приложения

ChatGPT, Duolingо

Веб-приложение

Работает с пользователем внутри веб-интерфейса (веб-приложение или веб-сайт)

YaGPT, ChatGPT, GigaChat, Bart, Bing Copilot

Функциональность

Функциональный

Используется для реализации каких-либо функциональных задач

AviasalesBot, HomeBro

Коммуникационный

Используется исключительно для общения, ответов на вопросы, обмена информацией

YaGPT, ChatGPT

Смешанный

Обладает возможностями как коммуникационного, так и функционального взаимодействия с пользователем

 

Таким образом, наиболее гибкий вариант разработки реализуется на платформе Telegram с предоставлением ценных возможностей:

- круглосуточная доступность. Чат-бот на базе Telegram обеспечивает непрерывный доступ к информации, что особенно важно для компаний с распределенными командами или работающими в различных часовых поясах;

- быстрое решение задач. Telegram предоставляет удобный интерфейс для взаимодействия с ботами, что позволяет быстро получать необходимую информацию или выполнять оперативные задачи;

- простота использования. Платформа Telegram известна своей простотой и интуитивно понятным интерфейсом, что делает использование чат-бота доступным для широкого круга пользователей без необходимости специальной подготовки или обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Выпускникам направления «Бизнес-информатика» в процессе проектирования, разработки и внедрения чат-бота для автоматизации предоставления услуг необходимо решить следующие задачи:

- анализ текущих бизнес-процессов предприятия для выявления возможностей их автоматизации;

- определение потребностей компании в чат-боте и выявление ключевых функций, необходимых для эффективной работы;

- разработка интуитивно понятного и функционального интерфейса чат-бота, обеспечивающего удобство использования для клиентов;

- внедрение выбранного средства автоматизации в IT-инфраструктуру предприятия.

Подготовка к решению этих задач полностью осуществляется в результате формирования профессиональных компетенций (ПКС) путем освоения следующих дисциплин ФГОС по направлению «Бизнес-информатика» [5] и соответствующих трудовых функций из профессионального стандарта 06.015 «Специалист по информационным системам» [6], которые приведены в таблице 2. Указанные дисциплины включают теоретические материалы и практические задания, позволяющие на основе сформированных профессиональных компетенций реализовать исследования как по проектированию и разработке, так и по внедрению и эксплуатации чат-бота.

Важным этапом в процессе разработки чат-бота является выбор конкретных технологий, осваиваемых в дисциплинах учебного плана направления «Бизнес-информатика» (табл. 2). Это могут быть no-code конструкторы, позволяющие настроить определенные сценарии ответов бота. Например, это российские системы SaleBot, Botmother, BotHelp, ChatForma, PuzzleBot, AimyLogic, BotKits. Существует множество библиотек для разных языков программирования, позволяющих работать с Telegram API [7]. Популярными являются Golang, Python, C++, PHP, Java. В качестве фреймворка для работы с API Telegram можно выбрать, например, AIOGram или JetBrains Golang.

Таблица 2

Соответствие профессиональных компетенций трудовым функциям

ОТФ/ТФ

(при наличии профстандарта)/ профессиональные действия

Код и наименование компетенции

Код этапа освоения компетенции и наименование этапа

 

Дисциплина по учебному плану

Выполнение работ и управление работами по созданию (модификации) и сопровождению ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы / Выявление требований к типовой ИС / Разработка прототипов ИС на базе типовой ИС

ПКС-1

Способен управлять ресурсами ИТ, инфраструктурой, информационной безопасностью, качеством ИТ

ПКС-1.1

Демонстрирует умение управлять ИТ-инфраструктурой, информационными процессами и системами

 

Б1.В.10 Вычислительные системы, сети, телекоммуникации

Б1.В.14 Корпоративные информационные системы

Б1.В.ДВ.06.01 Операционные среды, системы и оболочки

Б1.В.ДВ.06.02 Распределенные системы

ПКС-1.3

Применяет знания стандартов менеджмента качества, сводов знаний в ИТ-отрасли при управлении ресурсами ИТ на различных этапах жизненного цикла ИС

Б1.В.02 Стандартизация, сертификация и управление качеством ИС и ИТ

Б1.В.08 Проектирование информационных систем

Б1.В.09 Архитектура предприятия

Б1.В.ДВ.09.01 Информационный менеджмент и маркетинг

Б1.В.ДВ.09.02 Маркетинг средств информатизации

Б2.В.03(Пд) Преддипломная практика

Б3.О.02(Д) Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы

 

ПКС-2

Способен управлять линейкой продуктов и группой их менеджеров, анализировать результаты технологических исследований, разрабатывать бизнес-планы развития серии продуктов

ПКС-2.1

Демонстрирует умение управлять линейкой продуктов с использованием ИС и информационно-коммуникационных технологий

Б1.В.05 Рынки ИКТ и организация продаж

Б1.В.13 Менеджмент ИТ-продуктов и услуг

Б1.В.14 Корпоративные информационные системы

 

ПКС-2.2

Демонстрирует умение анализировать результаты технологических исследований, разрабатывать бизнес-планы развития серии продуктов

Б1.В.04 Электронный бизнес

Б1.В.05 Рынки ИКТ и организация продаж

Б1.В.13 Менеджмент ИТ-продуктов и услуг

Б1.В.ДВ.09.01Информационный менеджмент и маркетинг

Б1.В.ДВ.09.02 Маркетинг средств информатизации

Б2.В.02(П) Технологическая (проектно-технологическая) практика

Б2.В.03(Пд) Преддипломная практика

ПКС-3

Способен обосновывать решения на основе оценки и анализа целевых показателей, построения и применения алгоритмических моделей

ПКС-3.3

Обосновывает решения на основе стратегической карты и системы сбалансированных показателей, моделей бизнес-процессов

Б1.В.09 Архитектура предприятия

Б1.В.14 Корпоративные информационные системы

Б2.В.03(Пд) Преддипломная практика

Б3.О.02(Д) Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы

ПКС-4

Способен выполнять задачи проектирования и дизайна информационных систем, баз данных с использованием облачных, сетевых технологий

ПКС-4.2

Использует сетевые технологии при выполнении задач проектирования и дизайна ИС, баз данных

Б1.В.ДВ.07.01 Сетевые технологии

Б1.В.ДВ.07.02 Интернет-технологии

Б2.В.01(П) Научно-исследовательская работа

Б2.В.02(П) Технологическая (проектно-технологическая) практика

Б2.В.03(Пд) Преддипломная практика

Зрелым подходом к написанию ВКР является формирование технического задания на разработку чат-бота на основе ГОСТ 34.602-2020 «Техническое задание на создание автоматизированной системы». Для удобства разработки и понимания логики работы чат-бота формализованные функциональные требования целесообразно изображать в виде схемы сценариев Пользователя и Администратора.

Для хранения данных рекомендуется использовать в ВКР базу данных, созданную в СУБД Postgres Pro (отечественное решение на основе СУБД Postgre SQL). Этот выбор объясняется надежностью Postgres как инструмента для хранения и обработки объектных моделей, таких как каталоги, категории и товары. Postgres также обладает удобной и быстрой библиотекой для интеграции с Golang и AIOGram, что упрощает разработку и поддержку приложения. Для управления базой данных можно использовать приложение DBeaver, так как оно поддерживает различные типы баз данных и позволяет легко выполнять задачи по настройке, управлению и анализу данных, что значительно упрощает процесс разработки и тестирования чат-бота.

Заключение

Проведенное исследование подтверждает актуальность включения в тематику ВКР по направлению «Бизнес-информатика» проектирования, разработки и внедрения чат-бота для автоматизации бизнес-процессов в сфере услуг. С одной стороны, высока степень практической значимости такой работы, поскольку чат-боты способны автоматизировать множество задач, начиная от предоставления информации о продуктах и услугах до обработки заказов и бронирований. При использовании чат-ботов в различных бизнес-сценариях повышается уровень удовлетворенности клиентов и сокращается время, затрачиваемое на решение стандартных запросов.

С другой стороны, выпускник, основываясь на сформированных профессиональных компетенциях, имеет возможность реализации полученных знаний и умений для моделирования и анализа бизнес-процессов, проектирования архитектуры приложения, формирования технического задания, а также творческого выбора технологий, фреймворков и СУБД.


Библиографическая ссылка

Гурьева Т.Н., Шарабаева Л.Ю. ВКЛЮЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ЧАТ-БОТА В ТЕМАТИКУ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА» // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33811 (дата обращения: 01.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33811