Введение
Современные вызовы, с которыми сталкиваются войска национальной гвардии России в условиях сложного социокультурного, духовного, глобалистического и экономического кризиса, требуют актуализации вопроса повышения уровня подготовки будущих офицеров. Способ решения данной проблемы предполагает необходимость всестороннего развития ключевых личностных качеств и общекультурных профессиональных навыков курсантов военных институтов. Под влиянием санкций западноевропейских государств в Российской Федерации происходит серьезнейшая трансформация основополагающих образовательных ориентаций, что оказывает влияние на ключевые ценности в системе высшего образования, включая военное. Повышается значимость воспитательной функции преподавателей военных вузов, реализующих программы обучения курсантов в военных учебных заведениях. Следовательно, в военных институтах Росгвардии осуществляется переосмысление подходов к организации образовательного процесса, совершенствованию качества подготовки выпускников.
С позиции Л.В. Коломийченко, В.Л. Осипова, успешность выполнения служебно-боевых и оперативно-служебных задач напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки военных специалистов, их психологической готовности к выполнению обязанностей военной службы и управлению подразделением в различных условиях [1].
В военных вузах осуществляется процесс воспитания военно-профессиональных качеств будущих офицеров. Одним из таких качеств является командирская воля. Проблема воспитания командирской воли у курсантов военных институтов всегда была и остается до сих пор актуальной в системе военного образования Российской Федерации [2].
Офицеры являются важнейшим «звеном» как в воинских частях, выполняющих задачи с соответствии с законодательно определенным перечнем, так и в военных институтах, академиях, университетах. Командиры подразделений всех уровней представляют собой основополагающий элемент войск национальной гвардии, их фундамент. Являясь образцом для своих подчиненных военнослужащих, командный состав заключает в себе лучшие традиции офицерского корпуса. Таким образом, совершенствование системы подготовки будущих командиров – одна из приоритетных задач должностных лиц военного вуза. В военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации огромное внимание уделяется воспитанию военно-профессиональных качеств, одним из которых является командирская воля.
Проведенный анализ отечественных и зарубежных нормативно-правовых актов, научной литературы (диссертационных исследований, монографий, книг, научных статей), художественных произведений, учебных пособий по военной истории позволяет прийти к выводу, что командирская воля является интегративным личностным образованием, содержащим совокупность когнитивных, эмоциональных и социальных качеств, включая способность и предрасположенность офицера к критическому мышлению, принятию целесообразных и грамотных решений, к искоренению проблемных вопросов и способность руководить подразделением.
Воспитание командирской воли является важнейшим аспектом военного образования, позволяющим будущим командирам и начальникам принимать обоснованные решения, идти на просчитанный риск и мотивировать своих подчиненных на успешное достижение поставленных целей.
В рамках исследования выделены три методологических подхода для рассмотрения данного интегративного личностного образования:
– системный;
– аксиологический;
– личностно-деятельностный.
Каждый из подходов представляет собой совокупность целей, задач, мероприятий, различных форм организации и методов.
Цель исследования: осуществить общий анализ трех методологических подходов к проблеме воспитания командирской воли у курсантов военных вузов: системного, аксиологического и личностно-деятельностного и дать краткую характеристику каждого подхода.
Материал и методы исследования: анализ нормативно-правовых актов и научной литературы, синтез информации, обобщение результатов диссертационных исследований и научных статей, изучение архивных документов, наблюдение за курсантами военного института в процессе повседневной жизнедеятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Современной практике педагогических исследований свойственно многообразие подходов к познанию и преобразованию педагогической действительности. Исследователь всякий раз сталкивается с проблемой выбора и конструирования системы методологических подходов. В том и другом случае необходимы основания для ее разрешения [3].
С позиции В.С. Цилицкого, важнейшей составляющей любого педагогического исследования выступает выбор методологических подходов, позволяющих раскрыть свойства и содержание не только моделируемого процесса, заложенного в основе проектируемой модели, но и совокупность видов профессиональной деятельности [4, с. 93]. В целях формирования модели воспитания командирской воли у курсантов военных вузов представляется важным обоснование ее исходной методологической стратегии в форме подхода, требующего анализа с позиции командирской воли.
В целях глубокого понимания каждого методологического подхода к изучению проблемы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов следует обратиться к анализу ранее опубликованных источников.
Е.Г. Плотникова, В.Б. Успаленко считают, что системный подход – это набор правил (методология исследования объектов как систем) применения системного анализа, комплексное изучение системы как «сети» взаимодействующих процессов [5].
В научной литературе системный подход рассматривается как направление методологии, при помощи которого возможно разрабатывать системы различной степени сложности. Он позволяет представить изучаемое явление в виде совокупности отдельных компонентов педагогического процесса и определить взаимосвязи между ними. Ученые отмечают, что системный подход определяет ориентиры, мировоззренческие и философские базисы исследования [6].
Внедрение основных положений системного подхода в процесс повышения уровня командирской воли у курсантов военных образовательных учреждений требует организации образовательного процесса как единой системы, где все элементы находятся в тесной взаимосвязи. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения мониторинга и качественной, своевременной корректировки достигнутых результатов. Связи, существующие в данной системе, не только охватывают структуру самого образовательного процесса, но и отражают особенности взаимодействия его участников, а также взаимосвязь образовательного учреждения с другими общественными организациями, занимающимися воспитанием, с окружающей социальной средой.
Аксиологический подход, позволяющий анализировать командирскую волю будущего офицера как систему ценностей, является важным элементом в изучении этого интегративного личностного образования. Суть его состоит в том, что полное понимание данной категории – командирской воли – возможно только при ее восприятии как ценностного явления, проявляющегося, прежде всего, в важности, которую оно имеет для личностного роста и самосовершенствования курсанта.
Л.В. Коломийченко считает, что в процессе сохранения и укрепления традиционных ценностей особое внимание уделяется совершенствованию содержания, форм и методов образования подрастающего поколения в соответствии с целями государственной политики, способствующих формированию высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал, готовой к мирному созиданию и защите Отечества. Современные приоритеты воспитательного национального российского идеала предопределяются необходимостью возрождения духовно-нравственных основ обучения и воспитания, формирования любви к ближнему, семье, обществу, Родине, способности сознательно развиваться в качестве самоценного и достойного носителя традиционных российских ценностей, ориентированного на осознанное проявление гражданственности [7].
С позиции И.Н. Литвинчук, ценности – сложная и динамично развивающаяся категория, которая входит в междисциплинарную исследовательскую парадигму таких наук, как философия, психология, педагогика, социология, культурология [8].
Аксиологический подход к воспитанию командирской воли базируется на ценностях и принципах, лежащих в основе этого интегративного личностного образования. Воспитание командирской воли основывается на совокупности ценностей и принципов, на основе которых командир (начальник) принимает определенное решение, совершает тот или иной поступок (действие).
К ценностям и принципам следует отнести:
- мужество (готовность идти на риск и принимать вызовы лицом к лицу);
- честность (приверженность этическим принципам и моральным ценностям);
- ответственность (принятие ответственности за собственные действия и решения);
- справедливость (приверженность честности, равенству и правам человека).
На процесс воспитания командирской воли оказывает воздействие целый ряд аксиологических факторов, в том числе:
- ценностная ориентация (определение приоритетности ценностей и принципов, определяющих принятие решений и поведение);
- моральное развитие (развитие морального сознания, суждений и действий);
- этическое лидерство (демонстрация этических принципов и ценностей в поведении командира);
- профессиональная идентичность (развитие профессиональной идентичности, основанной на ценностях военной службы).
Таким образом, воспитание командирской воли у курсантов военных вузов требует аксиологического подхода, ориентированного на ценности и принципы, лежащие в основе этого военно-профессионального качества.
Личностно-деятельностный подход с позиций обучающегося, прежде всего, предполагает свободу выбора курсантом стратегии обучения, методов и способов познания. Подобный подход предполагает отношение к будущему офицеру как к уникальному явлению, самостоятельной ценности, готовность признать за ним право на своеобразие [9, с. 329]; создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.
Личностно-деятельностный подход предполагает личностно-равноправные позиции субъектов образовательной деятельности в целом и процесса адаптации в частности – не воздействие, а стимуляцию стремления к саморазвитию, адаптации, создание необходимых для этого процесса условий; тем самым формируются активность самого курсанта, его готовность к решению проблемных задач. Согласно этому подходу, курсант выступает активным субъектом процесса адаптации, выражая свою социальную сущность и индивидуальное своеобразие [10, с. 96].
Личностно-деятельностный подход исследует процесс взаимодействия личности с реальными профессионально-трудовыми условиями и ресурсами. Такой подход осуществляет практико-ориентированную тактику будущей профессиональной деятельности. Специфика личностно-деятельностного подхода в рамках учебно-воспитательного процесса обеспечивает становление личности курсанта как субъекта своей жизнедеятельности и будущего профессионала, с учетом ценностных ориентаций, жизненного опыта, социально-воспитательных условий [11].
Ключевым положением личностно-деятельностного подхода является положение о личности как о субъекте деятельности. Личность, являясь устойчивым психическим складом человека, выступает в деятельности в своем функциональном аспекте [12].
Командирская воля является многогранным понятием, относящимся к способности командира (начальника) принимать своевременные и эффективные решения, в том числе и при резких изменениях обстановки. Она включает в себя сочетание когнитивных, эмоциональных и социальных навыков, в том числе критическое мышление (способность анализировать сложную информацию, выявлять закономерности и принимать обоснованные решения), принятие решений (способность взвешивать варианты, учитывать риски и выбирать курс действий), решение проблем (способность выявлять и разрешать сложные проблемы), лидерство (способность вдохновлять, мотивировать и направлять войска на достижение стратегических целей).
Воспитание командирской воли базируется на различных теоретических основах, включая:
- социально-когнитивную теорию, которая утверждает, что обучение является результатом наблюдения за другими и подражания им;
- теорию когнитивного развития, которая предполагает, что когнитивные способности, такие как критическое мышление и умение решать проблемы, могут быть развиты посредством образования и профессиональной подготовки;
- теорию лидерства, отражающую широкую значимость лидерских навыков, таких как принятие решений и коммуникация.
На воспитание командирской воли оказывает влияние ряд психологических и педагогических факторов, в том числе:
- мотивация, а именно стремление курсантов обучаться и развивать собственные навыки;
- самоэффективность, представляющая собой уверенность курсантов в своей способности принимать решения и руководить подчиненными;
- образовательная среда, то есть формы и методы обучения, применяемые в целях достижения оптимального уровня командирской воли.
В целях эффективности воспитания командирской воли у курсантов военных вузов применяются следующие методы:
- интерактивные методы обучения, такие как имитационные упражнения, тематические исследования и ролевые игры, предоставляющие курсантам возможность практиковать навыки принятия решений и лидерства;
- программы развития командно-волевых качеств, направленные на развитие у курсантов способности руководить подразделением, включая коммуникацию, решение как текущих, так и внезапно возникающих проблемных вопросов, принятие решений;
- наставничество (коучинг, тьютерство), позволяющее курсантам работать в паре с военнослужащими старших курсов, имеющими более богатый опыт работы с подчиненным личным составом, приобретенный в процессе нахождения на войсковых стажировках;
- личный пример командира, побуждающий курсантов размышлять о собственном опыте и решениях, выявляя области для совершенствования и развивая навыки критического мышления;
- создание благоприятной образовательной среды, оказывающей положительное влияние не совершенствование педагогической системы воспитания у курсантов командирской воли.
Специфическими формами организации процесса воспитания командирской воли у курсантов военных институтов являются:
- информирование в подразделении о героях специальной военной операции и о подвигах, совершенных ими;
- разъяснение курсантам алгоритма предстоящей курсовой или выпускной квалификационной работы по проблеме проявления волевых качеств будущими командирами;
- занятия по военной истории (лекции, посвященные тематике воспитания командирской воли);
- организация и проведение воспитательных мероприятий (ознакомление будущих офицеров с оперативными сводками, обзорами из военных судов об осуждении военнослужащих, совершивших преступления;
- доведение до военнослужащих статей Дисциплинарного устава Вооруженных сил Российской Федерации, обращая особое внимание на понятие «воинская дисциплина» и то, чем она достигается;
- информирование курсантов об ответственности военнослужащих за совершение преступлений;
- просмотр и обсуждение документальных фильмов и телепередач в часы информирования и воспитательной работы;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других сражений (беседы с ветеранами, принимавшими участие в боевых действиях);
- тематические выставки специализированной литературы;
- организация бесед и тренингов с психологами для совершенствования саморегуляции, управления эмоциями и развития командных качеств;
- занятия в музеях и комнатах боевой славы;
- экскурсии в города-герои и города воинской славы с целью посещения мемориальных памятников, увековечивших подвиги героев войн и сражений;
- выполнение творческих практико-ориентированных заданий, направленных на воспитание командирской воли;
- круглые столы и проблемные дискуссии по теме воспитания командирской воли;
- открытые занятия, в ходе которых будущие офицеры выступают с докладами по тематике командирской воли;
- уроки мужества, проводимые курсантами военных вузов с обучающимися общеобразовательных школ, лицеев и гимназий;
- участие курсантов в соревнованиях, спортивных праздниках и спартакиадах (организация физических тренировок, направленных на формирование устойчивости к усталости, стрессу, а также развитие физической выносливости), и др.
Формы реализации процесса воспитания командирской воли у курсантов военных вузов осуществляются поэтапно. Первоначально производится ознакомление курсантов с понятием командирской воли, с ее сущностью и содержанием. Затем наступает ценностно-поисковый этап воспитания командирской воли, в ходе которого курсанты становятся способны уже сами вести речь о командирской воле, приводить примеры подвигов великих полководцев, совершавших волевые поступки, и т.д. Третий этап является социально-активным, проявляющимся непосредственно в деятельности будущих офицеров.
Заключение
Таким образом, автором рассмотрены три основополагающих методологических подхода к проблеме воспитания командирской воли у курсантов военных вузов. Кроме того, важную функцию выполняет применение организационных форм и методов воспитания в образовательном процессе.
Библиографическая ссылка
Авдошин В.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КОМАНДИРСКОЙ ВОЛИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33785 (дата обращения: 05.02.2025).