Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF EDUCATING THE COMMANDER'S WILL AMONG CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

Avdoshin V.V. 1
1 Perm Military Institute of the Russian National Guard Troops
The purpose of the study is to consider the methodological aspects of the education of the commander's will among cadets of military institutes. A brief description of the concept of «commander's will» as the most important military professional quality of a future officer of the National Guard of the Russian Federation is presented. The theoretical foundations of the commander's will are considered. The analysis of the problem of education of the commander's will in the context of systemic, axiological and personal-activity methodological approaches is carried out. The role of military education in the formation of strong-willed qualities in future unit commanders is revealed. A brief description of organizational forms and methods of education is given, including the organization of social actions, practical field exercises, as well as the performance of research works by cadets in the form of term papers and theses. The importance of creating a favorable educational environment that promotes the development of critical thinking among cadets and decision-making skills in difficult conditions is studied. The results of the study are of practical importance for military educators, politicians and researchers interested in developing effective strategies for educating the commanding will of future officers. The article makes a huge contribution to the ongoing discussion about the role of military education in the formation of a new generation of military leaders and gives an idea of the methodological aspects of the development of this most important military professional quality.
commander's will
methodology
systematic approach
axiological approach
personal activity approach cadet
future officer
education of commander's will

Введение

Современные вызовы, с которыми сталкиваются войска национальной гвардии России в условиях сложного социокультурного, духовного, глобалистического и экономического кризиса, требуют актуализации вопроса повышения уровня подготовки будущих офицеров. Способ решения данной проблемы предполагает необходимость всестороннего развития ключевых личностных качеств и общекультурных профессиональных навыков курсантов военных институтов. Под влиянием санкций западноевропейских государств в Российской Федерации происходит серьезнейшая трансформация основополагающих образовательных ориентаций, что оказывает влияние на ключевые ценности в системе высшего образования, включая военное. Повышается значимость воспитательной функции преподавателей военных вузов, реализующих программы обучения курсантов в военных учебных заведениях. Следовательно, в военных институтах Росгвардии осуществляется переосмысление подходов к организации образовательного процесса, совершенствованию качества подготовки выпускников.

С позиции Л.В. Коломийченко, В.Л. Осипова, успешность выполнения служебно-боевых и оперативно-служебных задач напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки военных специалистов, их психологической готовности к выполнению обязанностей военной службы и управлению подразделением в различных условиях [1].

В военных вузах осуществляется процесс воспитания военно-профессиональных качеств будущих офицеров. Одним из таких качеств является командирская воля. Проблема воспитания командирской воли у курсантов военных институтов всегда была и остается до сих пор актуальной в системе военного образования Российской Федерации [2].

Офицеры являются важнейшим «звеном» как в воинских частях, выполняющих задачи с соответствии с законодательно определенным перечнем, так и в военных институтах, академиях, университетах. Командиры подразделений всех уровней представляют собой основополагающий элемент войск национальной гвардии, их фундамент. Являясь образцом для своих подчиненных военнослужащих, командный состав заключает в себе лучшие традиции офицерского корпуса. Таким образом, совершенствование системы подготовки будущих командиров – одна из приоритетных задач должностных лиц военного вуза. В военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации огромное внимание уделяется воспитанию военно-профессиональных качеств, одним из которых является командирская воля.

Проведенный анализ отечественных и зарубежных нормативно-правовых актов, научной литературы (диссертационных исследований, монографий, книг, научных статей), художественных произведений, учебных пособий по военной истории позволяет прийти к выводу, что командирская воля является интегративным личностным образованием, содержащим совокупность когнитивных, эмоциональных и социальных качеств, включая способность и предрасположенность офицера к критическому мышлению, принятию целесообразных и грамотных решений, к искоренению проблемных вопросов и способность руководить подразделением.

Воспитание командирской воли является важнейшим аспектом военного образования, позволяющим будущим командирам и начальникам принимать обоснованные решения, идти на просчитанный риск и мотивировать своих подчиненных на успешное достижение поставленных целей.

В рамках исследования выделены три методологических подхода для рассмотрения данного интегративного личностного образования:

– системный;

– аксиологический;

– личностно-деятельностный.

Каждый из подходов представляет собой совокупность целей, задач, мероприятий, различных форм организации и методов.

Цель исследования: осуществить общий анализ трех методологических подходов к проблеме воспитания командирской воли у курсантов военных вузов: системного, аксиологического и личностно-деятельностного и дать краткую характеристику каждого подхода.

Материал и методы исследования: анализ нормативно-правовых актов и научной литературы, синтез информации, обобщение результатов диссертационных исследований и научных статей, изучение архивных документов, наблюдение за курсантами военного института в процессе повседневной жизнедеятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Современной практике педагогических исследований свойственно многообразие подходов к познанию и преобразованию педагогической действительности. Исследователь всякий раз сталкивается с проблемой выбора и конструирования системы методологических подходов. В том и другом случае необходимы основания для ее разрешения [3].

С позиции В.С. Цилицкого, важнейшей составляющей любого педагогического исследования выступает выбор методологических подходов, позволяющих раскрыть свойства и содержание не только моделируемого процесса, заложенного в основе проектируемой модели, но и совокупность видов профессиональной деятельности  [4, с. 93]. В целях формирования модели воспитания командирской воли у курсантов военных вузов представляется важным обоснование ее исходной методологической стратегии в форме подхода, требующего анализа с позиции командирской воли.

В целях глубокого понимания каждого методологического подхода к изучению проблемы воспитания командирской воли у курсантов военных вузов следует обратиться к анализу ранее опубликованных источников.

Е.Г. Плотникова, В.Б. Успаленко считают, что системный подход – это набор правил (методология исследования объектов как систем) применения системного анализа, комплексное изучение системы как «сети» взаимодействующих процессов [5].

В научной литературе системный подход рассматривается как направление методологии, при помощи которого возможно разрабатывать системы различной степени сложности. Он позволяет представить изучаемое явление в виде совокупности отдельных компонентов педагогического процесса и определить взаимосвязи между ними. Ученые отмечают, что системный подход определяет ориентиры, мировоззренческие и философские базисы исследования [6].

Внедрение основных положений системного подхода в процесс повышения уровня командирской воли у курсантов военных образовательных учреждений требует организации образовательного процесса как единой системы, где все элементы находятся в тесной взаимосвязи. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения мониторинга и качественной, своевременной корректировки достигнутых результатов. Связи, существующие в данной системе, не только охватывают структуру самого образовательного процесса, но и отражают особенности взаимодействия его участников, а также взаимосвязь образовательного учреждения с другими общественными организациями, занимающимися воспитанием, с окружающей социальной средой.

Аксиологический подход, позволяющий анализировать командирскую волю будущего офицера как систему ценностей, является важным элементом в изучении этого интегративного личностного образования. Суть его состоит в том, что полное понимание данной категории – командирской воли – возможно только при ее восприятии как ценностного явления, проявляющегося, прежде всего, в важности, которую оно имеет для личностного роста и самосовершенствования курсанта.

Л.В. Коломийченко считает, что в процессе сохранения и укрепления традиционных ценностей особое внимание уделяется совершенствованию содержания, форм и методов образования подрастающего поколения в соответствии с целями государственной политики, способствующих формированию высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал, готовой к мирному созиданию и защите Отечества. Современные приоритеты воспитательного национального российского идеала предопределяются необходимостью возрождения духовно-нравственных основ обучения и воспитания, формирования любви к ближнему, семье, обществу, Родине, способности сознательно развиваться в качестве самоценного и достойного носителя традиционных российских ценностей, ориентированного на осознанное проявление гражданственности [7].

С позиции И.Н. Литвинчук, ценности – сложная и динамично развивающаяся категория, которая входит в междисциплинарную исследовательскую парадигму таких наук, как философия, психология, педагогика, социология, культурология [8].

Аксиологический подход к воспитанию командирской воли базируется на ценностях и принципах, лежащих в основе этого интегративного личностного образования. Воспитание командирской воли основывается на совокупности ценностей и принципов, на основе которых командир (начальник) принимает определенное решение, совершает тот или иной поступок (действие).

К ценностям и принципам следует отнести:

- мужество (готовность идти на риск и принимать вызовы лицом к лицу);

- честность (приверженность этическим принципам и моральным ценностям);

- ответственность (принятие ответственности за собственные действия и решения);

- справедливость (приверженность честности, равенству и правам человека).

На процесс воспитания командирской воли оказывает воздействие целый ряд аксиологических факторов, в том числе:

- ценностная ориентация (определение приоритетности ценностей и принципов, определяющих принятие решений и поведение);

- моральное развитие (развитие морального сознания, суждений и действий);

- этическое лидерство (демонстрация этических принципов и ценностей в поведении командира);

- профессиональная идентичность (развитие профессиональной идентичности, основанной на ценностях военной службы).

Таким образом, воспитание командирской воли у курсантов военных вузов требует аксиологического подхода, ориентированного на ценности и принципы, лежащие в основе этого военно-профессионального качества.

Личностно-деятельностный подход с позиций обучающегося, прежде всего, предполагает свободу выбора курсантом стратегии обучения, методов и способов познания. Подобный подход предполагает отношение к будущему офицеру как к уникальному явлению, самостоятельной ценности, готовность признать за ним право на своеобразие [9, с. 329]; создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.

Личностно-деятельностный подход предполагает личностно-равноправные позиции субъектов образовательной деятельности в целом и процесса адаптации в частности – не воздействие, а стимуляцию стремления к саморазвитию, адаптации, создание необходимых для этого процесса условий; тем самым формируются активность самого курсанта, его готовность к решению проблемных задач. Согласно этому подходу, курсант выступает активным субъектом процесса адаптации, выражая свою социальную сущность и индивидуальное своеобразие [10, с. 96].

Личностно-деятельностный подход исследует процесс взаимодействия личности с реальными профессионально-трудовыми условиями и ресурсами. Такой подход осуществляет практико-ориентированную тактику будущей профессиональной деятельности. Специфика личностно-деятельностного подхода в рамках учебно-воспитательного процесса обеспечивает становление личности курсанта как субъекта своей жизнедеятельности и будущего профессионала, с учетом ценностных ориентаций, жизненного опыта, социально-воспитательных условий [11].

Ключевым положением личностно-деятельностного подхода является положение о личности как о субъекте деятельности. Личность, являясь устойчивым психическим складом человека, выступает в деятельности в своем функциональном аспекте [12].

Командирская воля является многогранным понятием, относящимся к способности командира (начальника) принимать своевременные и эффективные решения, в том числе и при резких изменениях обстановки. Она включает в себя сочетание когнитивных, эмоциональных и социальных навыков, в том числе критическое мышление (способность анализировать сложную информацию, выявлять закономерности и принимать обоснованные решения), принятие решений (способность взвешивать варианты, учитывать риски и выбирать курс действий), решение проблем (способность выявлять и разрешать сложные проблемы), лидерство (способность вдохновлять, мотивировать и направлять войска на достижение стратегических целей).

Воспитание командирской воли базируется на различных теоретических основах, включая:

- социально-когнитивную теорию, которая утверждает, что обучение является результатом наблюдения за другими и подражания им;

- теорию когнитивного развития, которая предполагает, что когнитивные способности, такие как критическое мышление и умение решать проблемы, могут быть развиты посредством образования и профессиональной подготовки;

- теорию лидерства, отражающую широкую значимость лидерских навыков, таких как принятие решений и коммуникация.

На воспитание командирской воли оказывает влияние ряд психологических и педагогических факторов, в том числе:

- мотивация, а именно стремление курсантов обучаться и развивать собственные навыки;

- самоэффективность, представляющая собой уверенность курсантов в своей способности принимать решения и руководить подчиненными;

- образовательная среда, то есть формы и методы обучения, применяемые в целях достижения оптимального уровня командирской воли.

В целях эффективности воспитания командирской воли у курсантов военных вузов применяются следующие методы:

- интерактивные методы обучения, такие как имитационные упражнения, тематические исследования и ролевые игры, предоставляющие курсантам возможность практиковать навыки принятия решений и лидерства;

- программы развития командно-волевых качеств, направленные на развитие у курсантов способности руководить подразделением, включая коммуникацию, решение как текущих, так и внезапно возникающих проблемных вопросов, принятие решений;

- наставничество (коучинг, тьютерство), позволяющее курсантам работать в паре с военнослужащими старших курсов, имеющими более богатый опыт работы с подчиненным личным составом, приобретенный в процессе нахождения на войсковых стажировках;

- личный пример командира, побуждающий курсантов размышлять о собственном опыте и решениях, выявляя области для совершенствования и развивая навыки критического мышления;

- создание благоприятной образовательной среды, оказывающей положительное влияние не совершенствование педагогической системы воспитания у курсантов командирской воли.

Специфическими формами организации процесса воспитания командирской воли у курсантов военных институтов являются:

- информирование в подразделении о героях специальной военной операции и о подвигах, совершенных ими;

- разъяснение курсантам алгоритма предстоящей курсовой или выпускной квалификационной работы по проблеме проявления волевых качеств будущими командирами;

- занятия по военной истории (лекции, посвященные тематике воспитания командирской воли);

- организация и проведение воспитательных мероприятий (ознакомление будущих офицеров с оперативными сводками, обзорами из военных судов об осуждении военнослужащих, совершивших преступления;

- доведение до военнослужащих статей Дисциплинарного устава Вооруженных сил Российской Федерации, обращая особое внимание на понятие «воинская дисциплина» и то, чем она достигается;

- информирование курсантов об ответственности военнослужащих за совершение преступлений;

- просмотр и обсуждение документальных фильмов и телепередач в часы информирования и воспитательной работы;

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других сражений (беседы с ветеранами, принимавшими участие в боевых действиях);

- тематические выставки специализированной литературы;

- организация бесед и тренингов с психологами для совершенствования саморегуляции, управления эмоциями и развития командных качеств;

- занятия в музеях и комнатах боевой славы;

- экскурсии в города-герои и города воинской славы с целью посещения мемориальных памятников, увековечивших подвиги героев войн и сражений;

- выполнение творческих практико-ориентированных заданий, направленных на воспитание командирской воли;

- круглые столы и проблемные дискуссии по теме воспитания командирской воли;

- открытые занятия, в ходе которых будущие офицеры выступают с докладами по тематике командирской воли;

- уроки мужества, проводимые курсантами военных вузов с обучающимися общеобразовательных школ, лицеев и гимназий;

- участие курсантов в соревнованиях, спортивных праздниках и спартакиадах (организация физических тренировок, направленных на формирование устойчивости к усталости, стрессу, а также развитие физической выносливости), и др.

Формы реализации процесса воспитания командирской воли у курсантов военных вузов осуществляются поэтапно. Первоначально производится ознакомление курсантов с понятием командирской воли, с ее сущностью и содержанием. Затем наступает ценностно-поисковый этап воспитания командирской воли, в ходе которого курсанты становятся способны уже сами вести речь о командирской воле, приводить примеры подвигов великих полководцев, совершавших волевые поступки, и т.д. Третий этап является социально-активным, проявляющимся непосредственно в деятельности будущих офицеров.

Заключение

Таким образом, автором рассмотрены три основополагающих методологических подхода к проблеме воспитания командирской воли у курсантов военных вузов. Кроме того, важную функцию выполняет применение организационных форм и методов воспитания в образовательном процессе.