Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Захарова В.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Цель исследования – рассмотреть методологические основания подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся по программам общего образования. Исследование выполнено с применением теоретических методов: интерпретации, конкретизации, систематизации, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза. При подготовке публикации использованы материалы федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, федеральной программы среднего общего образования, российских и зарубежных научных публикаций, данные, полученные на ранних этапах исследований. На основе трактовки понятия «методология» в двух значениях - как методологии науки и методологии практической деятельности - раскрыты методологические основания подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся, включая методологические подходы и методологические принципы. Методологические подходы отражают аспект методологии научного исследования проблемы подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся (единство исторического и логического, компетентностный и деятельностный). Методологические принципы отражают методологию практической деятельности – подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся в педагогическом вузе или при освоении программ дополнительного профессионального образования. Аргументировано выделение методологических принципов подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся: метапредметной координации, межпредметной интеграции, преемственности. Определение методологических оснований служит базой разработки педагогической технологии подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся.
педагогическое образование
методологические подходы
методологические принципы
подготовка учителя
функциональная грамотность
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 4.10.2024).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 04.10.2024).
3. Приказ Министерства просвещения России от 18.05.2023 N 371 (ред. от 19.03.2024) «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452080/ (дата обращения: 04.10.2024).
4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
5. Ермоленко В.А. Чтение в контексте формирования и развития функциональной грамотности // Чтение. XXI век: коллективная монография / М. Н. Ананьева, В. Я. Аскарова, Т. О. Бобина [и др.]; Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. 472 с.
6. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия "функциональная грамотность" в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1(23). С. 179-185. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2016.23.179.
7. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: актуальные вопросы теории и методологии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 117-131.
8. Чигишева О.П., Солтовец Е.М., Бондаренко А.В. Интерпретационное своеобразие концепта "функциональная грамотность" в российской и европейской теории образования // Мир науки. 2017. Т. 5, № 4. С. 44.
9. Чигишева О.П. Методологически значимые особенности функциональной грамотности исследователя // Ценности и смыслы. 2024. № 3(91). С. 72-83. DOI: 10.24412/2071-6427-2024-3-72-83.
10. Захарова В.А. Функциональная грамотность в ретроспективе и перспективе: проблемно-исторический анализ зарубежных источников // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4(62). С. 208-217. DOI: 10.25726/v3039-0555-6987-i.
11. Егоров К.Б., Захарова В.А. Институты внешней оценки качества образования. Российский и международный контекст. Пермь: ПГГПУ, 2023. 285 с.
12. Бганба А.С. Педагогических условия формирования коммуникативной компетенции младших школьников (на примере Республики Абхазия) // Вестник педагогических наук. 2024. № 4. С. 31-39. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-4-31-39.
13. Корзун О.О., Штанько Е.В. Травелог как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся 10-11 классов (филологический класс, гуманитарный профиль) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 5. С. 502-510. DOI: 10.30853/ped20230080.
14. Сидорова И.В., Гераськина В.А., Томонов Д.С. Дебаты на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у школьников // Наука и Образование. 2021. Т. 4, № 1. С. 103-104.
15. Безукладников К.Э, Ермошина М.А. Дидактические основы совершенствования коммуникативной компетенции будущих учителей в рамках учебной практики «Ядра высшего педагогического образования» // Проблемы современного образования. 2024. № 3. С. 100-113. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-100-113.
16. Левина М.М. Деятельностный подход как методологический принцип управления образовательным процессом студентов // Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. С. 4-13.

Введение

Профессиональная деятельность учителя общеобразовательной школы должна быть выстроена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Формирование функциональной грамотности обучающихся – новый образовательный результат, предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования [1; 2] и федеральной образовательной программой среднего общего образования [3]. Достижение данного образовательного результата требует специальной подготовки учителя. Вопрос о том, как должна вестись такая подготовка, каковы ее методологические основания, представляет исследовательский интерес.

Цель исследования – рассмотреть методологические основания подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся по программам общего образования, обосновать целесообразность выделения методологических подходов и методологических принципов.

Материал и методы исследования

Исследование выполнено с использованием теоретических методов: интерпретации, конкретизации, систематизации, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза. Источниками исследования выступили нормативные документы в сфере общего образования (федеральные государственные образовательные стандарты), публикации российских и зарубежных ученых, материалы предшествующих этапов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Исходным положением в исследовании выступает точка зрения А.М. Новикова и Д.А. Новикова, которые дают определение методологии как науке об организации деятельности, выделяя два вида: методологию научной деятельности и методологию практической деятельности [4, с. 12]. На основе данной трактовки понятия «методология» выделены методологические основания подготовки учителя к формированию функциональной грамотности, включая методологические подходы и методологические принципы. Методологические подходы отражают аспект методологии научной деятельности – исследования проблемы подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся. Методологические принципы отражают методологию практической деятельности – подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся в педагогическом вузе или при освоении программ дополнительного профессионального образования. Конкретизируем методологические подходы и принципы.

Методологические подходы к исследованию проблемы подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся. Опираясь на двоякую трактовку понятия «подход» в трудах А.М. Новикова и Д.А. Новикова, зафиксируем в логике от общего к частному:

– исследовательский подход в общенаучном значении понимается как направление изучения предмета исследования: такие подходы классифицируются по парным категориям диалектики (историческое и логическое, содержание и форма, количество и качество);

– подход применительно к конкретной науке понимается как исходная позиция, основное положение, убеждение (системный, синергетический и др.) [4, с. 164].

В качестве методологического основания в исследовании проблемы подготовки учителя к формированию функциональной грамотности выделим единство исторического и логического подходов. Исторический подход направляет исследование на изучение происхождения и развития явления. Логический подход – на рассмотрение явления в настоящем времени с точки зрения объема и содержания понятия [4, с. 65]. В качестве исходных позиций исследования в конкретной науке (профессиональной педагогике) использованы компетентностный и деятельностный подходы.

Рассмотрение проблемы подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся в единстве исторического и логического позволяет отразить развитие проблематики и основные характеристики функциональной грамотности как образовательного результата. Предпосылки исследования заложены в публикациях В.А.Ермоленко и П.И. Фроловой, применивших исторический подход к рассмотрению понятия «функциональная грамотность». В исследовании В.А. Ермоленко проведен ретроспективный анализ понятия «функциональная грамотность», выделены этапы в понимании сущности явления: на первом этапе функциональная грамотность рассматривалась как дополнение к традиционной, на втором – понятия «функциональная грамотность» и «традиционная грамотность» получили специфическое наполнение, на третьем – понятие «традиционная грамотность» стало трактоваться как составляющая понятия «функциональная грамотность», на четвертом – сформировалось понимание функциональной грамотности как основы для достижения успеха в меняющемся мире [5]. П.И. Фролова рассмотрела развитие понятия «грамотность», выделив периоды признания социальной значимости явления: понимания в обществе значимости грамотности; массового обучения грамотности в традиционном понимании (чтение, письмо и счет); исследования проблемы грамотности в международном контексте; понимания своеобразия понятий «грамотность» и «функциональная грамотность»; рассмотрение концепта «функциональная грамотность» в контексте компетентностного подхода в профессиональном образовании [6].

В методологии педагогических исследований историческому подходу (рассматривающему явление в вертикальном измерении, изменения во времени) противопоставляется компаративный подход (рассматривающий явление в горизонтальном измерении, в одном временном отрезке, но в разных пространственных представлениях – в разных странах) [7]. На основе сравнительного (компаративного) подхода О.П. Чигишева исследовала интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российских и европейских источниках, отметив множественность трактовок, разнообразие выделяемых видов функциональной грамотности [8], дополнив этот перечень понятием «функциональная грамотность исследователя» [9].

Исследование, проведенное автором на основе единства исторического и логического подходов, позволило установить изменчивость понятия «функциональная грамотность» во времени и пространстве, описать генезис соответствующей научной проблематики как постановку проблем существования, описания, объяснения, прогнозирования, практической реализации (в настоящее время) и постановки проблем рефлексивного типа (в ближайшей перспективе). Формирование функциональной грамотности соответствовало разным возрастным категориям: взрослым, молодежи, в настоящее время – школьникам, обучающимся на уровнях среднего, основного и начального общего образования [10].

Выделим как видовое понятие интегративную трактовку концепта «функциональная грамотность» как образовательного результата (способности применять полученные знания, умения и навыки для решения практических жизненных задач в изменяющемся мире с учетом получения образования и ориентации в профессиональной сфере). Признаем видовое многообразие функциональных грамотностей (более 30 видов): математическая, читательская, естественно-научная, инженерная, речевая и др.

Интерпретация положений компетентностного подхода позволила описать функциональную грамотность как заказ на образовательный результат со стороны работодателей (подробнее [11, с. 7]), соответственно:

- выстроить последовательность образовательных результатов согласно решаемым задачам: от элементарной грамотности (учебные задачи) к функциональной грамотности (практические задачи) и к компетентности (профессиональные задачи);

- показать специфику понятий: «компетенция» как содержательная характеристика деятельности, которая может соотноситься в разными типами задач (например, коммуникативная компетенция соотносится в научных источниках с учебными задачами на уровне начального общего [12], практическими – на уровне основного и среднего общего [13; 14], профессиональными – на уровне профессионального [15] образования) и «компетентность» как качественная характеристика применительно к решению профессиональных задач, включая нестандартные задачи в новых и сложных ситуациях;

- аргументировать значимость взаимосвязанного исследования проблем формирования функциональной грамотности школьников и подготовки учителей к формированию функциональной грамотности обучающихся;

- описать сходство и отличие заданий для школьников на уровне функциональной грамотности и для учителя на уровне профессиональной компетентности (сходство по содержательной линии в рамках одной компетенции, различие – по типу задач на разных уровнях образовательных результатов).

Интерпретация положений деятельностного подхода применительно к подготовке педагога к формированию функциональной грамотности обучающихся включает: рассмотрение самостоятельных, но сопряженных, видов деятельности преподавателя и студента; индивидуализацию подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся в аспектах целей и содержания; регулирование преподавателем степени детерминированности (термин М.М. Левиной) [16] учебных действий студента (по типам заданий: знание – высокая детерминированность, применение – средняя, рассуждение – низкая). В рамках деятельностного подхода признаем концепты «деятельность» и «процедура» смысловыми маркерами понятия «функциональная грамотность», что позволяет обосновать необходимость работы с процедурными текстами (инструкциями, алгоритмами на основе практических, жизненных ситуаций) при подготовке учителя.

Методологические принципы подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся. Методологические принципы отражают методологию практической деятельности – подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся. Опираясь на двоякую трактовку понятия «принцип» в трудах А.М.Новикова и Д.А. Новикова, зафиксируем многозначность термина: 1) «принцип» как центральное понятие, распространяющееся на все явления области, из которой абстрагирован; 2) «принцип действия» как предписание к деятельности [4, с. 65]. Термин «методологический принцип» используем в значении «принцип действия», как предписание к деятельности. Применительно к профессиональной деятельности (подготовке учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся) выделим и опишем принципы: метапредметной координации, межпредметной интеграции, преемственности.

Принцип метапредметной координации аргументирован перечнем востребованных метакомпетенций, который формируется в современной экономике с новыми гибкими моделями организации деятельности и производства (проектные офисы, горизонтальные структуры управления, распределенные системы и др.). В федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования отмечено, что формирование функциональной грамотности ведется на основе метапредметных результатов [1; 2], что позволяет обосновать целесообразность введения принципа метапредметной координации (выстраивание взаимосвязи метапредметных результатов) в процесс подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся.

Принцип межпредметной интеграции обоснован спецификой современных экономики (междисциплинарные профессии) и науки (научные открытия на стыке дисциплин). Запрос на подготовку междисциплинарного профессионала выражен в новых профессиях: мехатроник, биоинженер, геоинформатик и др. На уровне общего образования требование к формированию межпредметных понятий обозначено в федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования. Формирование функциональной грамотности, согласно федеральным государственным образовательным стандартам начального и основного общего образования, должно строиться на основе предметных результатов, следовательно, с учетом интегративной трактовки понятия «функциональная грамотность» необходимо введение принципа межпредметной интеграции как предписания к подготовке учителя [1; 2].

Принцип преемственности обоснован характеристиками процесса формирования функциональной грамотности, включающими опору на гипотетико-дедуктивное мышление, что выходит за пределы зоны актуального развития детей в возрасте до 12 лет, но может выстраиваться в зоне ближайшего развития. Это требует подготовки учителя к работе одновременно в зонах актуального и ближайшего развития обучающегося. Учитель должен совмещать в своей деятельности модели традиционного и развивающего обучения. Такое требование является новым, что аргументирует необходимость специальной подготовки, так как ранее учителя готовились к работе в модели либо традиционного (в зоне актуального развития), либо развивающего (в зоне ближайшего развития) обучения.

Рассмотренные выше методологические основания подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся систематизированы (табл.).

Методологические основания подготовки учителя
к формированию функциональной грамотности обучающихся


Аспекты

Термин

Конкретизация

Методология научной деятельности

Методологические подходы

– единство исторического и логического как общенаучный исследовательский подход, отражающий направление изучения предмета исследования

– компетентностный подход как исходная позиция применительно к конкретной науке;

– деятельностный подход как исходная позиция применительно к конкретной науке

Методология практической деятельности

Методологические принципы

Принципы (предписания к деятельности) подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся:

– метапредметной координации;

– межпредметной интеграции;

– преемственности

Заключение

Таким образом, методологические основания подготовки учителя к формированию функциональной грамотности включают методологические подходы к исследованию проблемы (единство исторического и логического; компетентностный; деятельностный) и методологические принципы, регулирующие практическую деятельность – подготовку учителя (метапредметной координации, межпредметной интеграции, преемственности). Методологические основания, аргументированные в настоящей статье, служат основой разработки педагогической технологии подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся, описание которой целесообразно представить в отдельной публикации, подготовить методические рекомендации для образовательных организаций высшего педагогического и дополнительного профессионального образования.


Библиографическая ссылка

Захарова В.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33778 (дата обращения: 05.02.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674