Введение
Быстрое развитие технологий и доступ к Интернету создают новые возможности для обучения, коммуникации и саморазвития, но сопровождаются рисками, такими как информационная перегрузка, зависимость от социальных сетей и негативное влияние непроверенной информации. Таким образом, возникает необходимость формирования в процессе становления личности ее социально-информационного интеллекта, который характеризует способность эффективно функционировать в информационном обществе. Формирование социально-информационного интеллекта молодежи является задачей педагогов на всех уровнях образования, однако для этого данное качество должно быть сформировано на достаточном уровне у самих педагогов, таким образом, система педагогического образования должна рассматривать его развитие как одну из важных задач.
В настоящее время явной тенденцией в педагогическом образовании являются получение будущими педагогами среднего профессионального образования и последующее продолжение обучения в вузе по педагогическим направлениям подготовки, что приводит к необходимости организации развития социально-информационного интеллекта в системе «колледж – вуз». При этом очевидно, что уже выпускники организаций среднего профессионального образования сталкиваются с адаптацией к условиям информационного общества и необходимостью осуществлять подготовку своих учеников к этим условиям. Соответственно, если будущий педагог начинает свое обучение на уровне среднего профессионального образования, то основной акцент в развитии социально-информационного интеллекта должен быть именно на этом уровне. В процессе получения среднего педагогического образования должно быть в достаточной мере развито ядро социально-информационного интеллекта – информационно-аналитические умения, усвоены основные ценности различных сфер общества (экономической, политической, социальной и духовной), сформированы базовые знания в этих сферах. Важными аспектами являются осознание будущими педагогами значимости освоения и применения цифровых ресурсов во всех сферах жизни, а также изучение основных принципов работы с цифровыми сервисами.
Цель исследования – разработка системы развития социально-информационного интеллекта будущих педагогов в виртуальном образовательном пространстве в системе «колледж – вуз».
Материал и методы исследования Сущность социально-информационного интеллекта как личностного качества, позволяющего адаптироваться к условиям информационного общества, определяет необходимость оценки представлений студентов о потенциальных возможностях и ключевых рисках данного этапа развития общества. С применением разработанной анкеты «Возможности и риски информационного общества» был проведен опрос 100 студентов первого курса, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям. При ответе на вопросы анкеты перед студентами ставится задача ранжирования 5 вариантов ответов по их важности, частоте встречаемости в жизни и т.п. Те позиции, которые занимает каждый вариант в ответе конкретного опрашиваемого, были оценены в баллах (первое место – 5 баллов, пятое – 1 балл). Ранг каждого ответа рассчитывается как среднее арифметическое значение из индивидуальных оценок, варианты ответов по каждому вопросу выстраиваются в порядке убывания рангов.
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что молодежь использует только наиболее очевидные возможности прикладных программ, цифровых сервисов и сети Интернет. Так, наиболее важными направлениями применения цифровых сервисов в повседневной жизни для студентов представляются коммуникация и поиск информации. При этом, хотя ключевыми особенностями информационного общества являются ценность информации и знаний как основного ресурса и стремительно возрастающие объемы информации, можно отметить, что студенты не в полной мере используют возможности поиска информации, представленной в сети Интернет. Анализ ответов студентов по применению поисковых систем показывает, что значительная часть студентов ограничиваются простыми запросами в одной поисковой системе и изучают не более трех страниц результатов поиска.
В качестве основного назначения пакетов прикладных программ студенты указали работу с текстами и создание презентаций, а для онлайн-ресурсов – работу с графикой и видео (чаще всего в развлекательных целях). В повседневной жизни наиболее часто респонденты используют цифровые сервисы для покупки товаров. В несколько меньшей степени популярны игры и развлечения и приобретение услуг.
Рассматривая трудности в работе с информацией и риски, с которыми сталкиваются студенты в процессе функционирования в условиях информационного общества, отметим, что опрашиваемые указали на наличие проблем на различных этапах работы с информацией (поиск, обработка и представление информации), причем, в первую очередь, это касается анализа числовой и текстовой информации.
В качестве наиболее значимых студентами определены контентные риски, связанные с наличием значительных объемов «вредоносной» информации в сети Интернет. При этом важными для студентов в практически равной мере являются и прочие риски, присущие информационному обществу (коммуникационные, технические, потребительские). Очевидным заблуждением является недооценка студентами рисков приобретения интернет-зависимости, хотя у многих молодых людей факты интернет-зависимости присутствуют достаточно явно.
Отвечая на вопрос анкеты о трудностях, которые они испытывают при освоении и применении незнакомых специальных сайтов и приложений, в качестве таких трудностей студенты определили незнакомый интерфейс, боязнь совершить ошибку, которую нельзя исправить, недостаточное знание терминологии в данной области.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что современные студенты, испытывая трудности в работе с информацией и с незнакомыми для них цифровыми ресурсами, не используют все возможности информационного общества, что может быть связано, в том числе, с тем, что студенты не уделяют должного внимания поиску информации, поэтому применяют те ресурсы, которые находятся «на виду». В работе с новыми ресурсами их останавливает не только незнакомый интерфейс, но и недостаточное владение терминологией в определенной области. Увеличение потоков информации и внедрение цифровых ресурсов происходят во всех сферах общества. Соответственно, студенты должны обладать базовыми знаниями во всех сферах, чтобы расширить круг используемых возможностей и минимизировать многие риски, которые связаны с недостаточной информированностью в разных аспектах жизни. Если говорить об использовании цифровых ресурсов, то умение их осваивать и применять не зависит от назначения ресурса, поскольку базируется на методе проб и ошибок. Однако именно боязнь совершить ошибку часто останавливает студентов на начальном этапе работы с незнакомыми ресурсами, снижает мотивацию к их освоению и применению, не позволяет перейти на новый уровень использования современных технологий и методов обработки информации. Хотя значительное количество опрашиваемых отметили, что используют нейросети для поиска информации, а также для работы с текстами, однако примерно столько же респондентов в качестве приоритетного отметили вариант их полного неиспользования. В качестве позитивного факта необходимо выделить, что студенты в первую очередь стремятся освоить именно технологии искусственного интеллекта и нейросети.
Выявленные в результате анкетирования факты позволяют сделать вывод о том, что для успешного функционирования будущих педагогов в условиях информационного общества требуются некоторые устойчивые качества, к которым авторы относят информационно-аналитические умения [1, с. 13], а также гибкие качества, характеризующие знания и ценности, необходимые для получения и обработки информации при взаимодействии с основными сферами общества, и умения освоения и применения цифровых ресурсов.
Определяя социально-информационный интеллект как интегральное проявление способностей, знаний и умений человека, которое обеспечивает эффективность адаптации к условиям информационного общества, авторы построили модель социально-информационного интеллекта человека (рис. 1).
Рис. 1. Модель социально-информационного интеллекта человека
В основе построения модели социально-информационного интеллекта лежит нуклеарный подход, на основании которого определены устойчивые качества (информационно-аналитические умения) как ядро исследуемого качества, становление которого сопровождаются развитием гибких качеств [2, с. 23]. На основании разработанной ранее модели формирования информационно-аналитических умений обучающихся спроектирована система развития социально-информационного интеллекта студентов в системе «колледж – вуз», модель которой представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Модель системы развития социально-информационного интеллекта будущих педагогов
Модель системы развития социально-информационного интеллекта студентов в системе «колледж – вуз» является структурно-функциональной. Это означает, что при проектировании модели «выделяются его компоненты и устанавливаются связи между ними, а уже затем определяются и исследуются функции, выполняемые каждым компонентом» [3, с. 141]. В связи с этим необходимо охарактеризовать функции, выполняемые каждым блоком системы, а также содержание блока.
Ознакомительно-целевой блок характеризует формы, методы и средства, посредством которых в сознании студентов формируются ценности информационного общества и мотивация к освоению и применению цифровых ресурсов. Следовательно, данный блок выполняет ценностно-ориентационную и мотивационную функции.
Содержательный блок выполняет развивающую функцию. Его центральным элементом является программа развития социально-информационного интеллекта студентов, которая состоит из нескольких основных этапов: формирование мотивации и определение цели; информационная деятельность; практическая деятельность; проектная деятельность; рефлексия.
Конкретные виды деятельности преподавателя и студента в процессе развития социально-информационного интеллекта студентов характеризует организационно-деятельностный блок модели. Деятельность преподавателя и студента может быть совместной (при определении цели и задач обучения) или симметричной, когда определенная деятельность преподавателя порождает соответствующую ей деятельность студента. Следовательно, данный блок выполняет координационную и деятельностную функции.
Диагностико-результативный блок отражает структуру социально-информационного интеллекта, представленную в модели на рисунке 1, характеризует уровни развития исследуемого качества (высокий, средний, низкий) и методы его диагностики. Таким образом, в качестве функций данного блока выступают диагностическая, аналитическая и обобщающая.
Поскольку, функционируя в информационном обществе, человек сталкивается с его двумя сегментами – виртуальным и реальным, то развитие социально-информационного интеллекта как способности к адаптации в данном обществе невозможно без построения виртуального образовательного пространства образовательных организаций. Необходимо отметить, что компоненты социально-информационного интеллекта должны развиваться при адекватном сочетании процессов обучения и воспитания, что определяет структуру виртуального образовательного пространства, которая включает в себя обучающую и воспитательную среды.
Процессуально-технологический блок модели отражает информационное взаимодействие преподавателей и студентов в виртуальном образовательном пространстве в процессе развития социально-информационного интеллекта студентов, выполняя при этом информационную функцию. Именно данный блок модели позволяет осуществлять развитие социально-информационного интеллекта будущих педагогов в системе «колледж – вуз», главной характеристикой которой является понятие «преемственность» [4].
Как отмечает Е.В. Мавренкова, «в системе непрерывного педагогического образования преемственность является базовым механизмом, обеспечивающим осознанность и большую эффективность как преподавания, так и учения» [5]. При этом проблемой организации систем типа «колледж – вуз» является разъединенность педагогических колледжей и педагогических вузов даже в пределах одного региона.
Исследователи предлагают различные формы организации системы «колледж – вуз»: сетевое взаимодействие, ассоциации, педагогические кластеры, социальное партнерство и др. [6, 7, 8]. В плане организации информационного взаимодействия объединяющим фактором при построении системы «колледж – вуз», в которой будет организован процесс развития социально-информационного интеллекта будущих педагогов, может являться виртуальное образовательное пространство.
Заключение Развитый на достаточном уровне социально-информационный интеллект выпускников педагогических образовательных организаций является основой их успешной адаптации к жизни в информационном обществе в целом и к профессиональной деятельности в качестве педагогов. Современные выпускники школ, обучающиеся в колледжах и вузах, испытывают значительные трудности при работе с различными видами информации во всех сферах общества и не обладают достаточными умениями быстрого освоения и применения цифровых сервисов. Однако постоянное получение и обработка информации, в том числе с применением цифровых ресурсов, является неотъемлемой частью практически любого вида деятельности в условиях информационного общества. Тенденции последних лет, результатом которых является факт, что педагогическое образование все чаще осуществляется на двух образовательных уровнях (среднее профессиональное и высшее образование), требуют объединения педагогических образовательных организаций в системы типа «колледж – вуз». Соответственно, в этих условиях необходимо осуществлять развитие социально-информационного интеллекта будущих педагогов.
Построенная система развития социально-информационного интеллекта будущих педагогов предусматривает организацию виртуального образовательного пространства, которое позволит осуществлять информационное взаимодействие не только между преподавателями и студентами одной образовательной организации, но и между образовательными организациями в системе «колледж – вуз». Таким образом, виртуальное образовательное пространство будет способствовать осуществлению преемственности в обучении будущих педагогов, в том числе в развитии их социально-информационного интеллекта, что позволит обеспечить эффективность данного процесса в системе «колледж – вуз».
Библиографическая ссылка
Корчемкина Ю.В., Уварина Н.В., Савченков А.В., Фортыгина С.Н. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ «КОЛЛЕДЖ-ВУЗ» // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33774 (дата обращения: 13.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33774