Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF SOCIAL AND INFORMATIONAL INTELLIGENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE COLLEGE-HIGHER EDUCATION SYSTEM

Korchemkina Y.V. 1 Uvarina N.V. 1 Savchenkov A.V. 1 Fortygina S.N. 1
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
The purpose of the work is to develop a system for developing the social and information intelligence of future teachers in the virtual educational space in the «college – university» system. A survey of students was conducted to identify their ideas about the potential opportunities and key risks that exist in the information society. The results of the survey showed that the opportunities of the information society are not used to the fullest extent by future teachers, while they come into contact with typical risks for this society, as well as difficulties in working with the main resource - information. Based on the analysis of the survey data, a model of human social and information intelligence is built as an integral manifestation of human abilities, knowledge and skills, which ensures the effectiveness of adaptation to the conditions of the information society. The model of social and information intelligence is built on the basis of the nuclear approach and includes a core (information and analytical skills), a social belt, and a digital belt. A system for developing the social and informational intelligence of future teachers in the college-university system has been developed, including familiarization-target, content, organizational-activity, diagnostic-resultant, and process-technological blocks. A virtual educational space has been characterized, which will facilitate both the unification of pedagogical educational organizations in the college-university system and the development of the social and informational intelligence of future teachers in this system.
social and information intelligence
college-university system
virtual educational space
information society
information and analytical skills

Введение

Быстрое развитие технологий и доступ к Интернету создают новые возможности для обучения, коммуникации и саморазвития, но сопровождаются рисками, такими как информационная перегрузка, зависимость от социальных сетей и негативное влияние непроверенной информации. Таким образом, возникает необходимость формирования в процессе становления личности ее социально-информационного интеллекта, который характеризует способность эффективно функционировать в информационном обществе. Формирование социально-информационного интеллекта молодежи является задачей педагогов на всех уровнях образования, однако для этого данное качество должно быть сформировано на достаточном уровне у самих педагогов, таким образом, система педагогического образования должна рассматривать его развитие как одну из важных задач.

В настоящее время явной тенденцией в педагогическом образовании являются получение будущими педагогами среднего профессионального образования и последующее продолжение обучения в вузе по педагогическим направлениям подготовки, что приводит к необходимости организации развития социально-информационного интеллекта в системе «колледж – вуз». При этом очевидно, что уже выпускники организаций среднего профессионального образования сталкиваются с адаптацией к условиям информационного общества и необходимостью осуществлять подготовку своих учеников к этим условиям. Соответственно, если будущий педагог начинает свое обучение на уровне среднего профессионального образования, то основной акцент в развитии социально-информационного интеллекта должен быть именно на этом уровне. В процессе получения среднего педагогического образования должно быть в достаточной мере развито ядро социально-информационного интеллекта – информационно-аналитические умения, усвоены основные ценности различных сфер общества (экономической, политической, социальной и духовной), сформированы базовые знания в этих сферах. Важными аспектами являются осознание будущими педагогами значимости освоения и применения цифровых ресурсов во всех сферах жизни, а также изучение основных принципов работы с цифровыми сервисами.

Цель исследования – разработка системы развития социально-информационного интеллекта будущих педагогов в виртуальном образовательном пространстве в системе «колледж – вуз».

Материал и методы исследования Сущность социально-информационного интеллекта как личностного качества, позволяющего адаптироваться к условиям информационного общества, определяет необходимость оценки представлений студентов о потенциальных возможностях и ключевых рисках данного этапа развития общества. С применением разработанной анкеты «Возможности и риски информационного общества» был проведен опрос 100 студентов первого курса, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям. При ответе на вопросы анкеты перед студентами ставится задача ранжирования 5 вариантов ответов по их важности, частоте встречаемости в жизни и т.п. Те позиции, которые занимает каждый вариант в ответе конкретного опрашиваемого, были оценены в баллах (первое место – 5 баллов, пятое – 1 балл). Ранг каждого ответа рассчитывается как среднее арифметическое значение из индивидуальных оценок, варианты ответов по каждому вопросу выстраиваются в порядке убывания рангов.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что молодежь использует только наиболее очевидные возможности прикладных программ, цифровых сервисов и сети Интернет. Так, наиболее важными направлениями применения цифровых сервисов в повседневной жизни для студентов представляются коммуникация и поиск информации. При этом, хотя ключевыми особенностями информационного общества являются ценность информации и знаний как основного ресурса и стремительно возрастающие объемы информации, можно отметить, что студенты не в полной мере используют возможности поиска информации, представленной в сети Интернет. Анализ ответов студентов по применению поисковых систем показывает, что значительная часть студентов ограничиваются простыми запросами в одной поисковой системе и изучают не более трех страниц результатов поиска.

В качестве основного назначения пакетов прикладных программ студенты указали работу с текстами и создание презентаций, а для онлайн-ресурсов – работу с графикой и видео (чаще всего в развлекательных целях). В повседневной жизни наиболее часто респонденты используют цифровые сервисы для покупки товаров. В несколько меньшей степени популярны игры и развлечения и приобретение услуг.

Рассматривая трудности в работе с информацией и риски, с которыми сталкиваются студенты в процессе функционирования в условиях информационного общества, отметим, что опрашиваемые указали на наличие проблем на различных этапах работы с информацией (поиск, обработка и представление информации), причем, в первую очередь, это касается анализа числовой и текстовой информации.

В качестве наиболее значимых студентами определены контентные риски, связанные с наличием значительных объемов «вредоносной» информации в сети Интернет. При этом важными для студентов в практически равной мере являются и прочие риски, присущие информационному обществу (коммуникационные, технические, потребительские). Очевидным заблуждением является недооценка студентами рисков приобретения интернет-зависимости, хотя у многих молодых людей факты интернет-зависимости присутствуют достаточно явно.

Отвечая на вопрос анкеты о трудностях, которые они испытывают при освоении и применении незнакомых специальных сайтов и приложений, в качестве таких трудностей студенты определили незнакомый интерфейс, боязнь совершить ошибку, которую нельзя исправить, недостаточное знание терминологии в данной области.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что современные студенты, испытывая трудности в работе с информацией и с незнакомыми для них цифровыми ресурсами, не используют все возможности информационного общества, что может быть связано, в том числе, с тем, что студенты не уделяют должного внимания поиску информации, поэтому применяют те ресурсы, которые находятся «на виду». В работе с новыми ресурсами их останавливает не только незнакомый интерфейс, но и недостаточное владение терминологией в определенной области. Увеличение потоков информации и внедрение цифровых ресурсов происходят во всех сферах общества. Соответственно, студенты должны обладать базовыми знаниями во всех сферах, чтобы расширить круг используемых возможностей и минимизировать многие риски, которые связаны с недостаточной информированностью в разных аспектах жизни. Если говорить об использовании цифровых ресурсов, то умение их осваивать и применять не зависит от назначения ресурса, поскольку базируется на методе проб и ошибок. Однако именно боязнь совершить ошибку часто останавливает студентов на начальном этапе работы с незнакомыми ресурсами, снижает мотивацию к их освоению и применению, не позволяет перейти на новый уровень использования современных технологий и методов обработки информации. Хотя значительное количество опрашиваемых отметили, что используют нейросети для поиска информации, а также для работы с текстами, однако примерно столько же респондентов в качестве приоритетного отметили вариант их полного неиспользования. В качестве позитивного факта необходимо выделить, что студенты в первую очередь стремятся освоить именно технологии искусственного интеллекта и нейросети.

Выявленные в результате анкетирования факты позволяют сделать вывод о том, что для успешного функционирования будущих педагогов в условиях информационного общества требуются некоторые устойчивые качества, к которым авторы относят информационно-аналитические умения [1, с. 13], а также гибкие качества, характеризующие знания и ценности, необходимые для получения и обработки информации при взаимодействии с основными сферами общества, и умения освоения и применения цифровых ресурсов.

Определяя социально-информационный интеллект как интегральное проявление способностей, знаний и умений человека, которое обеспечивает эффективность адаптации к условиям информационного общества, авторы построили модель социально-информационного интеллекта человека (рис. 1).

Рис. 1. Модель социально-информационного интеллекта человека

В основе построения модели социально-информационного интеллекта лежит нуклеарный подход, на основании которого определены устойчивые качества (информационно-аналитические умения) как ядро исследуемого качества, становление которого сопровождаются развитием гибких качеств [2, с. 23]. На основании разработанной ранее модели формирования информационно-аналитических умений обучающихся спроектирована система развития социально-информационного интеллекта студентов в системе «колледж – вуз», модель которой представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Модель системы развития социально-информационного интеллекта будущих педагогов

Модель системы развития социально-информационного интеллекта студентов в системе «колледж – вуз» является структурно-функциональной. Это означает, что при проектировании модели «выделяются его компоненты и устанавливаются связи между ними, а уже затем определяются и исследуются функции, выполняемые каждым компонентом» [3, с. 141]. В связи с этим необходимо охарактеризовать функции, выполняемые каждым блоком системы, а также содержание блока.

Ознакомительно-целевой блок характеризует формы, методы и средства, посредством которых в сознании студентов формируются ценности информационного общества и мотивация к освоению и применению цифровых ресурсов. Следовательно, данный блок выполняет ценностно-ориентационную и мотивационную функции.

Содержательный блок выполняет развивающую функцию. Его центральным элементом является программа развития социально-информационного интеллекта студентов, которая состоит из нескольких основных этапов: формирование мотивации и определение цели; информационная деятельность; практическая деятельность; проектная деятельность; рефлексия.

Конкретные виды деятельности преподавателя и студента в процессе развития социально-информационного интеллекта студентов характеризует организационно-деятельностный блок модели. Деятельность преподавателя и студента может быть совместной (при определении цели и задач обучения) или симметричной, когда определенная деятельность преподавателя порождает соответствующую ей деятельность студента. Следовательно, данный блок выполняет координационную и деятельностную функции.

Диагностико-результативный блок отражает структуру социально-информационного интеллекта, представленную в модели на рисунке 1, характеризует уровни развития исследуемого качества (высокий, средний, низкий) и методы его диагностики. Таким образом, в качестве функций данного блока выступают диагностическая, аналитическая и обобщающая.

Поскольку, функционируя в информационном обществе, человек сталкивается с его двумя сегментами – виртуальным и реальным, то развитие социально-информационного интеллекта как способности к адаптации в данном обществе невозможно без построения виртуального образовательного пространства образовательных организаций. Необходимо отметить, что компоненты социально-информационного интеллекта должны развиваться при адекватном сочетании процессов обучения и воспитания, что определяет структуру виртуального образовательного пространства, которая включает в себя обучающую и воспитательную среды.

Процессуально-технологический блок модели отражает информационное взаимодействие преподавателей и студентов в виртуальном образовательном пространстве в процессе развития социально-информационного интеллекта студентов, выполняя при этом информационную функцию. Именно данный блок модели позволяет осуществлять развитие социально-информационного интеллекта будущих педагогов в системе «колледж – вуз», главной характеристикой которой является понятие «преемственность» [4].

Как отмечает Е.В. Мавренкова, «в системе непрерывного педагогического образования преемственность является базовым механизмом, обеспечивающим осознанность и большую эффективность как преподавания, так и учения» [5]. При этом проблемой организации систем типа «колледж – вуз» является разъединенность педагогических колледжей и педагогических вузов даже в пределах одного региона.

Исследователи предлагают различные формы организации системы «колледж – вуз»: сетевое взаимодействие, ассоциации, педагогические кластеры, социальное партнерство и др. [6, 7, 8]. В плане организации информационного взаимодействия объединяющим фактором при построении системы «колледж – вуз», в которой будет организован процесс развития социально-информационного интеллекта будущих педагогов, может являться виртуальное образовательное пространство.

Заключение Развитый на достаточном уровне социально-информационный интеллект выпускников педагогических образовательных организаций является основой их успешной адаптации к жизни в информационном обществе в целом и к профессиональной деятельности в качестве педагогов. Современные выпускники школ, обучающиеся в колледжах и вузах, испытывают значительные трудности при работе с различными видами информации во всех сферах общества и не обладают достаточными умениями быстрого освоения и применения цифровых сервисов. Однако постоянное получение и обработка информации, в том числе с применением цифровых ресурсов, является неотъемлемой частью практически любого вида деятельности в условиях информационного общества. Тенденции последних лет, результатом которых является факт, что педагогическое образование все чаще осуществляется на двух образовательных уровнях (среднее профессиональное и высшее образование), требуют объединения педагогических образовательных организаций в системы типа «колледж – вуз». Соответственно, в этих условиях необходимо осуществлять развитие социально-информационного интеллекта будущих педагогов.

Построенная система развития социально-информационного интеллекта будущих педагогов предусматривает организацию виртуального образовательного пространства, которое позволит осуществлять информационное взаимодействие не только между преподавателями и студентами одной образовательной организации, но и между образовательными организациями в системе «колледж – вуз». Таким образом, виртуальное образовательное пространство будет способствовать осуществлению преемственности в обучении будущих педагогов, в том числе в развитии их социально-информационного интеллекта, что позволит обеспечить эффективность данного процесса в системе «колледж – вуз».