Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПАТРИОТИЗМУ ЮНЫХ БОРЦОВ НА ПОЯСАХ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Шапирова Р.Р. 1 Ахтариева Р.Ф. 1
1 Елабужский институт Казанского федерального университета
Условия современной действительности, в которых находится Российская Федерация, таковы, что необходимыми и востребованными становятся именно патриотическое воспитание в формировании системы ценностей подрастающего поколения. Цель исследования заключается в определении актуальности формирования патриотизма юных спортсменов в современных условиях трансформации российского общества. Авторы провели исследование среди 250 юных борцов на поясах в возрасте от 8 до 10 лет в городах Елабуга, Набережные Челны, Можга и Челябинск. Стаж занятий борьбой юных спортсменов составляет от 1 года до 3 лет. Было также проведено анкетирование 117 родителей и 11 тренеров. Авторами проведен анализ документации и официальных страниц в глобальной сети Интернет спортивных школ в городе Елабуга Республики Татарстан по организации патриотического воспитания юных спортсменов. Полученные результаты исследования подтверждают необходимость, актуальность и понимание всеми субъектами тренировочного процесса роли патриотического воспитания в становлении спортсмена. Однако при реализации воспитательного процесса в спортивных школах уделяется недостаточное внимание патриотическому направлению. Средствами занятий борьбой на поясах у юных спортсменов можно создать условия для воспитания патриотизма, толерантности и потребности в регулярных и систематических занятиях спортом. В статье представлены различные проявления патриотизма у юных спортсменов.
воспитание
патриотическое воспитание
патриотизм
борьба на поясах
юные спорт
1. Земленухин И.А. Влияние физических качеств на результативность по спортивным видам борьбы // Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XXVI международного научного Конгресса. Казань: Поволжская ГАФКСиТ. 2021. С. 85-86.
2. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://fssp.gov.ru/docs/ReglamentAct/federallaws/4618 (дата обращения: 19.09.2024).
3. Штырков И.С. Содержание учебно-тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в борьбе на поясах // Теория и практика физической культуры. 2016. № 2. С. 68.
4. Кузнецов А.С., Мулюкова И.В. Борьба на поясах как национальный и международный вид спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. Т. 13. №3. URL: https://journalsport.ru/images/vipuski/13-3/5.pdf (дата обращения: 20.09.2024). DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-3-41-49.
5. Апойко Р.Н. Факторная структура физической подготовленности борцов, занимающихся национальной борьбой хуреш // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2 (156). С. 17-22.
6. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки. М.: Спорт. 2016. 464 с.
7. Кузьмин М.А. Психологическая адаптация к условиям соревнований в единоборствах // Теория и практика физической культуры. 2017. №. 5. С. 37-39.
8. Денисенко А.Н. Физическая и техническая подготовка борцов на основе интеграции тренировочных средств вольной и национальной борьбы хуреш: автореф. дис. …канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2018. 21 с.

Введение. Граждане России сейчас живут в очень непростое время. Неоднозначность определяется происходящими изменениями во всех сферах жизни. Естественно, что изменения касаются и такой сферы, как образование. Эти изменения поддерживаются политикой государства. В области образования делается значительный упор на воспитательную функцию системы в целом, где ведущая роль отводится формированию патриотизма – в системе как общего, так и дополнительного образования, что отражается в нормативных документах.

Поскольку в современных условиях авторы сталкиваются в информационном медиапространстве с искажением исторической действительности, отменой «российской», «русской» культуры, отменой заслуженных достижений наших спортсменов, а также недопуском их на соревнования различных уровней и в целом принижением значимости страны, необходимо способствовать формированию патриотизма у подрастающего поколения, юных граждан, которым предстоит через некоторое время представлять и защищать интересы своей семьи, поселения, города, республики и страны. Следует подчеркнуть важную роль, которую играет государственная власть в развитии и сохранении национальных традиций, имеющих значение для сохранения уникальности и самобытности каждого этноса и народа, проживающих на обширной территории страны.

Вместе с тем авторы видят и недостатки патриотического воспитания действующих спортсменов, которые уезжают за рубеж для продолжения карьеры в другой стране, меняют гражданство, не оценив многолетний вклад тренера и затраты государства на его подготовку [1]. Авторы констатируют несформированность в их сознании преданности тренеру и коллективу спортсменов, любви к Родине, чувства гражданской ответственности и долга, то есть отсутствие проявлений чувств патриота своей страны. На взгляд авторов, такие ситуации являются проявлениями недостаточной целостной организации и реализации воспитательной работы среди спортсменов по формированию патриотизма. При наблюдении таких примеров возникает понимание, что в воспитании спортсмена есть упущения. Эти упущения осознаются нами как преодолимые в процессе целенаправленной работы с молодыми людьми. Важность патриотического воспитания юного спортсмена не требует особых доказательств.

Патриотизм понимается авторами как многогранная система убеждений, взглядов и чувств человека по отношению к своей Родине, уважение традиций своего народа, готовность к их защите и созданию условий к их процветанию. Появление и развитие патриотизма происходит в результате патриотического направления воспитания, которое является важнейшей и неотъемлемой частью воспитательного процесса и имеет свои особенности.

В принятых поправках к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что спорт и физическая культура способствуют развитию воспитательного потенциала, который является механизмом развития гражданственности и патриотизма [2].

Авторы осознают, что система подготовки спортсменов, особенно в национальных видах спорта, способствует решению задач патриотического воспитания. В процессе подготовки спортсменов важно создать условия, способствующие формированию ценностей в умах молодого поколения с учетом текущих реалий в России. Борьба на поясах является национальным видом спорта, и соревнования проводятся как на международных, так и на региональных площадках [3]. Развитие и становление борьбы на поясах имеют свои уникальные особенности, включая исторические, что позволяет считать ее «средством национального единства народов с различными культурами и традициями» [4]. Борьба на поясах как национальный вид спорта может служить инструментом формирования традиционных российских духовно-нравственных и моральных ценностей, учитывая ее богатую и впечатляющую историю. Борьба на поясах также является мощным средством культурного обмена на международной арене. Участие в международных соревнованиях предоставляет спортсменам возможность не только продемонстрировать свои навыки, но и стать послами культуры и традиций своей страны. В свете текущих вызовов модернизации и глобализации поддержка и развитие таких видов спорта становятся незаменимой частью культурной и образовательной политики страны.

Необходимо уделять значительное внимание патриотическому воспитанию на начальном этапе подготовки спортсменов, поскольку в более старшем возрасте значительное внимание уделяется подготовке к соревнованиям в ущерб патриотическому и нравственному становлению молодежи [5].

От качества проведения занятий, а также от количества юных спортсменов, занимающихся борьбой на поясах, будут зависеть результативность, массовость и преданность выбранному виду спорта [6, с. 124]. Вследствие отсутствия эффективной методики патриотического воспитания в подготовке юных борцов на поясах наблюдается отток контингента спортсменов в другие виды спорта. Авторы считают, что именно на этапе начальной подготовки юных борцов на поясах патриотическое воспитание может решить следующие задачи:

- набор одаренных и мотивированных детей;

- сохранение контингента юных спортсменов в выбранном виде спорта;

- формирование патриотизма на государственном уровне;

- целенаправленное воспитание волевых качеств юных борцов на поясах.

Целенаправленная, систематическая и своевременная работа по патриотическому направлению воспитания юных борцов на поясах позволит сформировать патриотизм, который будет положительно влиять на рост спортивного мастерства, а также на отношение к выбранному виду спорта, коллективу тренеров и спортсменов, своему региону и стране.

Цель исследования заключается в определении и изучении отношения к патриотизму юных борцов на поясах в условиях трансформации общества.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 250 юных борцов на поясах в возрасте от 8 до 10 лет в городах Елабуга, Набережные Челны, Можга и Челябинск (Россия). Стаж занятий борьбой составляет от 1 года до 3 лет. Было также проведено анкетирование 117 родителей юных спортсменов и их 11 тренеров. Исследование было проведено в период с 01.12.2023 г. по 29.02.2024 г., г. Елабуга, Россия.

Результаты исследования и их обсуждение. Авторы провели исследование материалов и официальных страниц в глобальной сети Интернет детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) в городе Елабуга Республики Татарстан, посвященное организации патриотического воспитания юных спортсменов. Было выявлено следующее:

- в планах воспитательной работы предусмотрены такие формы и средства патриотического воспитания, как встречи, экскурсии и беседы. Однако мероприятия не учитывают возраст участников;

- отсутствует последовательность в планировании воспитательных программ, в том числе патриотического характера, при переходе спортсменов на следующий этап подготовки;

- мало внимания уделяется когнитивным и познавательным аспектам патриотического воспитания, которые играют ключевую роль в формировании нравственных убеждений;

- планирование воспитательной работы в ДЮСШ отличается консервативностью и не включает современные методы взаимодействия с молодым поколением.

В системе подготовки юных борцов на поясах стоит акцентировать внимание на формировании их мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций и интересов, а также таких качеств, как целеустремленность, сила воли и активность. Ключевую роль в формировании личности спортсмена играет тренер, который координирует работу спортивного коллектива, выстраивает отношения между борцами, развивает интерес к спорту, мотивирует и стимулирует к занятиям [7]. Методы и средства воспитания в борьбе на поясах разнообразны и многочисленны. Воспитанию патриотизма способствуют рассказы о выдающихся спортсменах и их успехах, коллективные просмотры фильмов патриотической и спортивной тематики, изучение игр и традиций национальных видов спорта, а также участие в массовых спортивных мероприятиях [8].

Современная обстановка в мире требует применения проверенных временем методов и средств воспитания. В практике воспитательной работы центров спорта и образовательных учреждений по различным видам борьбы активно используется положительный опыт в сочетании с современными формами спортивно-патриотического воспитания. Например, среди таких форм можно выделить ношение единой спортивной формы, организацию турниров в честь выдающихся выпускников, приглашение участников боевых действий для общения с молодыми спортсменами. Эти подходы помогают не только закрепить патриотические ценности, но и укрепить дисциплину, сплоченность спортивного коллектива и чувство гордости за свою страну. Активное вовлечение юных борцов в такие мероприятия создает у них понимание значимости патриотизма в их жизни и карьере. Это способствует не только спортивным достижениям, но и формированию всесторонне развитой личности, готовой к вызовам современности.

На вопрос об определении понятия «патриотизм» авторами получены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования юных борцов на поясах о понятии «патриотизм»

Определение

Количество ответов

Процентное соотношение

Любовь к Родине

200

80%

Любовь к народу

130

52%

Любовь к своей семье и родным

54

21,6%

Любовь к родному городу и деревне

26

10,4%

Любовь к культуре своей нации и страны

163

65,2%

Гордость за страну

171

68,4%

Прославление побед своей страны

36

14,4%

Патриотизм теряет свое значение в мире

159

63,6%

Детям был задан вопрос о понимании термина «спортивно-патриотическое воспитание», ответы на который представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования юных борцов на поясах о понимании термина «спортивно-патриотическое воспитание»

Определение

Количество ответов

Процентное соотношение

Воспитание любви к Родине через занятия спортом

231

92,4%

Уважение к старшим, особенно участникам войнам – спортсменам

180

72%

Знание истории и культурных традиций страны

136

54,4%

Занятие физической культурой и спортом

170

68%

Затрудняюсь ответить

26

10,4%

Результаты исследования показывают, что в целом юные борцы на поясах верно понимают термин «спортивно-патриотическое воспитание», что свидетельствует о реализации данного направления воспитательной работы в спортивных школах. Однако 10,4% из них затруднились с ответом на данный вопрос, что, по мнению авторов, подтверждает необходимость повышения усилий в патриотическом воспитании молодых спортсменов.

Юным борцам был задан вопрос о примерах патриотизма в их жизни, и результаты были следующими: 99,2% отметили празднование исторических событий, 86,8% – беседы на патриотические темы с друзьями и знакомыми, 86,4% – участие в патриотических акциях, 78,4% – участие в голосовании, 36% отметили участие в соревнованиях, 34,4% – воспитание детей в духе патриотизма, 23,2% – критику недостатков в стране, 22,4% – представление интересов семьи, города или страны, и 18,8% указали принесение пользы обществу и своей стране. Авторы исследования считают, что низкие показатели по таким критериям, как участие в соревнованиях и принесение пользы для страны, указывают на нехватку у юных борцов сформировавшегося понимания ценности занятий спортивными видами и их влияния на будущее страны. Это может быть связано с недостаточным опытом участия в соревнованиях, однако авторы также отмечают отсутствие ценностного отношения к спорту.

На вопрос о необходимости патриотического воспитания 62,4% юных борцов на поясах ответили отрицательно, 25,2% ответили утвердительно, 12,4% затруднились с ответом. Эти результаты подтверждают правильность государственной политики, нацеленной на воспитательную работу, основанную на патриотических ценностях. Возраст испытуемых, составляющий от 8 до 10 лет, признан наиболее благоприятным для формирования патриотических чувств у подрастающего поколения.

Ответы юных борцов на поясах на вопрос о причинах гордости представлены в таблице 3. Эти данные могут помочь глубже понять, какие аспекты их жизни вызывают у них чувство гордости и как на это может повлиять патриотическое воспитание в спортивных учреждениях.

Таблица 3

Результаты анкетирования юных борцов на поясах о чувстве гордости

Определение

Количество ответов

Процентное соотношение

Победа в Великой Отечественной войне

83

33,2%

Богатая история страны

121

48,4%

Богатейшее культурное наследие

107

42,8%

Принадлежность к своей нации

161

64,4%

Положение страны в мире

98

39,2%

Природные запасы страны

124

49,6%

Спортивные достижения в спорте

193

77,2%

Гордиться нечем

16

6,4%

Наибольшую гордость у юных борцов на поясах вызывают спортивные достижения и принадлежность к своей нации. По мнению авторов, такие результаты можно объяснить высоким уровнем достижений борцов на поясах – наших соотечественников, следовательно, истории и путь их достижений детям известен.

На вопрос о важных для спортсмена качествах личности были получены следующие результаты: 77,6% юных борцов на поясах выделили дисциплинированность, 64% – ответственность, 43,6% – стремление к спортивным достижениям, 34,8% – следование традициям коллектива, 33,6% – знание биографии выдающихся борцов на поясах, 25,2% – знание истории физической культуры борьбы на поясах, 16,4% – патриотизм, 13,2% – добросовестность, 12,8% – активную общественную позицию, 11,2% – чувство долга.

С целью изучения отношения родителей юных борцов к патриотическому воспитанию авторами проведено анкетирование 117 родителей спортсменов городов Елабуга, Набережные Челны, Можга и Челябинск. Возраст родителей составил от 26 до 53 лет.

85,4% родителей положительно относятся к занятиям борьбой на поясах их детей, 1,7% – отрицательно, и 12,8% родителей безразлично, каким видом спорта занимается ребенок. Большое количество родителей одобряют выбранный вид спорта детей, что важно и значимо для юных спортсменов, но, по мнению авторов, должен насторожить результат в 14,5% родителей, которые отрицательно либо безразлично относятся к увлечениям детей.

Потребность в патриотическом воспитании юных борцов на поясах видят 30,7% родителей, 61,5% утверждают о ненужности патриотического воспитания, 7,7% родителей затруднились с ответом на вопрос. По мнению авторов, такой результат связан с низкой информированностью родителей в области государственной воспитательной политики. Необходимо повышать просветительскую функцию во всех учреждениях образования среди родителей о значении воспитания и формировании традиционных российских ценностях.

На вопрос о воспитании детей в духе патриотизма 45,3% родителей ответили положительно, а 54,7% – отрицательно. Учитывая, что все основные и ведущие ценности закладываются именно в семье, необходимо уделять внимание тем ценностям, которые формируются у подрастающего поколения с раннего возраста.

Под патриотизмом родители спортсменов понимают любовь к Родине, сопричастность к ее истории, культуре, преданность Отечеству и народу, а также любовь к культуре своей страны. Родители предложили такие мероприятия по патриотическому воспитанию, как военно-патриотические игры, встречи с ветеранами, участниками СВО, занятия и мастер-классы с известными спортсменами, а также встречи с ветеранами спорта и беседы в процессе тренировок.

Для проверки достоверности полученных результатов были использованы статистические методы, которые подтверждают их достоверность и надежность. Одним из основных методов является использование доверительных интервалов. Доверительный интервал позволяет определить диапазон, в котором с определенной вероятностью находится истинное значение параметра, например процент респондентов, выбравших тот или иной ответ. Для более высоких уровней доверия (например, 95% или 99%) доверительные интервалы становятся шире, что позволяет утверждать о роли случайности в выборке и об общей надежности данных. Описанные результаты исследования свидетельствуют об интересном парадоксе: с одной стороны, подростки активно вовлечены в празднование исторических событий и обсуждение патриотических тем, с другой – значительные аспекты их жизни, такие как личное участие в соревнованиях и воспитание в духе патриотизма, остаются в стороне от их интересов. Это может указывать на недостаток глубокого понимания и осознания важности индивидуального вклада в будущее развитие страны через спорт и социальную активность. Решением данной задачи может стать усиление образовательной работы, направленной на повышение значимости спорта в формировании личностных качеств, необходимых для конструктивного участия в жизни общества.

Принимая во внимание, что 62,4% юных борцов на поясах выражают сомнение в необходимости патриотического воспитания, возникает необходимость переосмысления методик педагогической работы. На взгляд авторов, в воспитательной работе следует применять методы, которые будут учитывать современные интересы и увлечения молодежи. Интерактивные методы, такие как игровые формы обучения, экскурсии и проекты, направленные на исследование и представление культурных особенностей своей страны, могут способствовать более глубокому пониманию ценностей патриотизма.

Выводы. Молодые спортсмены воспринимают патриотизм как проявление любви к своей Родине, своему народу и культуре своей нации и страны, а также как чувство гордости за свою страну. В то же время стоит подчеркнуть довольно высокий процент (63,6%) признания утраты значения патриотизма в мире, учитывая текущую ситуацию в России и множество воспитательных патриотических мероприятий, проводимых как в системе общего, так и в системе дополнительного образования. Результаты исследования указывают на стремление юных спортсменов к успехам в выбранной спортивной дисциплине, однако в образовательной работе следует уделять внимание и развитию традиционных ценностей и патриотизма. Одним из ключевых факторов в формировании патриотизма у юного поколения является участие в общественно значимых событиях и мероприятиях, которые способствуют сплочению и взаимопониманию внутри общества.

Заключение. Применение программно-целевого метода формирования патриотизма юных борцов на поясах позволяет определить направления и акценты при организации патриотического воспитания данной категории тренирующихся.


Библиографическая ссылка

Шапирова Р.Р., Ахтариева Р.Ф. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПАТРИОТИЗМУ ЮНЫХ БОРЦОВ НА ПОЯСАХ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33735 (дата обращения: 08.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674