Введение. Граждане России сейчас живут в очень непростое время. Неоднозначность определяется происходящими изменениями во всех сферах жизни. Естественно, что изменения касаются и такой сферы, как образование. Эти изменения поддерживаются политикой государства. В области образования делается значительный упор на воспитательную функцию системы в целом, где ведущая роль отводится формированию патриотизма – в системе как общего, так и дополнительного образования, что отражается в нормативных документах.
Поскольку в современных условиях авторы сталкиваются в информационном медиапространстве с искажением исторической действительности, отменой «российской», «русской» культуры, отменой заслуженных достижений наших спортсменов, а также недопуском их на соревнования различных уровней и в целом принижением значимости страны, необходимо способствовать формированию патриотизма у подрастающего поколения, юных граждан, которым предстоит через некоторое время представлять и защищать интересы своей семьи, поселения, города, республики и страны. Следует подчеркнуть важную роль, которую играет государственная власть в развитии и сохранении национальных традиций, имеющих значение для сохранения уникальности и самобытности каждого этноса и народа, проживающих на обширной территории страны.
Вместе с тем авторы видят и недостатки патриотического воспитания действующих спортсменов, которые уезжают за рубеж для продолжения карьеры в другой стране, меняют гражданство, не оценив многолетний вклад тренера и затраты государства на его подготовку [1]. Авторы констатируют несформированность в их сознании преданности тренеру и коллективу спортсменов, любви к Родине, чувства гражданской ответственности и долга, то есть отсутствие проявлений чувств патриота своей страны. На взгляд авторов, такие ситуации являются проявлениями недостаточной целостной организации и реализации воспитательной работы среди спортсменов по формированию патриотизма. При наблюдении таких примеров возникает понимание, что в воспитании спортсмена есть упущения. Эти упущения осознаются нами как преодолимые в процессе целенаправленной работы с молодыми людьми. Важность патриотического воспитания юного спортсмена не требует особых доказательств.
Патриотизм понимается авторами как многогранная система убеждений, взглядов и чувств человека по отношению к своей Родине, уважение традиций своего народа, готовность к их защите и созданию условий к их процветанию. Появление и развитие патриотизма происходит в результате патриотического направления воспитания, которое является важнейшей и неотъемлемой частью воспитательного процесса и имеет свои особенности.
В принятых поправках к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что спорт и физическая культура способствуют развитию воспитательного потенциала, который является механизмом развития гражданственности и патриотизма [2].
Авторы осознают, что система подготовки спортсменов, особенно в национальных видах спорта, способствует решению задач патриотического воспитания. В процессе подготовки спортсменов важно создать условия, способствующие формированию ценностей в умах молодого поколения с учетом текущих реалий в России. Борьба на поясах является национальным видом спорта, и соревнования проводятся как на международных, так и на региональных площадках [3]. Развитие и становление борьбы на поясах имеют свои уникальные особенности, включая исторические, что позволяет считать ее «средством национального единства народов с различными культурами и традициями» [4]. Борьба на поясах как национальный вид спорта может служить инструментом формирования традиционных российских духовно-нравственных и моральных ценностей, учитывая ее богатую и впечатляющую историю. Борьба на поясах также является мощным средством культурного обмена на международной арене. Участие в международных соревнованиях предоставляет спортсменам возможность не только продемонстрировать свои навыки, но и стать послами культуры и традиций своей страны. В свете текущих вызовов модернизации и глобализации поддержка и развитие таких видов спорта становятся незаменимой частью культурной и образовательной политики страны.
Необходимо уделять значительное внимание патриотическому воспитанию на начальном этапе подготовки спортсменов, поскольку в более старшем возрасте значительное внимание уделяется подготовке к соревнованиям в ущерб патриотическому и нравственному становлению молодежи [5].
От качества проведения занятий, а также от количества юных спортсменов, занимающихся борьбой на поясах, будут зависеть результативность, массовость и преданность выбранному виду спорта [6, с. 124]. Вследствие отсутствия эффективной методики патриотического воспитания в подготовке юных борцов на поясах наблюдается отток контингента спортсменов в другие виды спорта. Авторы считают, что именно на этапе начальной подготовки юных борцов на поясах патриотическое воспитание может решить следующие задачи:
- набор одаренных и мотивированных детей;
- сохранение контингента юных спортсменов в выбранном виде спорта;
- формирование патриотизма на государственном уровне;
- целенаправленное воспитание волевых качеств юных борцов на поясах.
Целенаправленная, систематическая и своевременная работа по патриотическому направлению воспитания юных борцов на поясах позволит сформировать патриотизм, который будет положительно влиять на рост спортивного мастерства, а также на отношение к выбранному виду спорта, коллективу тренеров и спортсменов, своему региону и стране.
Цель исследования заключается в определении и изучении отношения к патриотизму юных борцов на поясах в условиях трансформации общества.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 250 юных борцов на поясах в возрасте от 8 до 10 лет в городах Елабуга, Набережные Челны, Можга и Челябинск (Россия). Стаж занятий борьбой составляет от 1 года до 3 лет. Было также проведено анкетирование 117 родителей юных спортсменов и их 11 тренеров. Исследование было проведено в период с 01.12.2023 г. по 29.02.2024 г., г. Елабуга, Россия.
Результаты исследования и их обсуждение. Авторы провели исследование материалов и официальных страниц в глобальной сети Интернет детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) в городе Елабуга Республики Татарстан, посвященное организации патриотического воспитания юных спортсменов. Было выявлено следующее:
- в планах воспитательной работы предусмотрены такие формы и средства патриотического воспитания, как встречи, экскурсии и беседы. Однако мероприятия не учитывают возраст участников;
- отсутствует последовательность в планировании воспитательных программ, в том числе патриотического характера, при переходе спортсменов на следующий этап подготовки;
- мало внимания уделяется когнитивным и познавательным аспектам патриотического воспитания, которые играют ключевую роль в формировании нравственных убеждений;
- планирование воспитательной работы в ДЮСШ отличается консервативностью и не включает современные методы взаимодействия с молодым поколением.
В системе подготовки юных борцов на поясах стоит акцентировать внимание на формировании их мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций и интересов, а также таких качеств, как целеустремленность, сила воли и активность. Ключевую роль в формировании личности спортсмена играет тренер, который координирует работу спортивного коллектива, выстраивает отношения между борцами, развивает интерес к спорту, мотивирует и стимулирует к занятиям [7]. Методы и средства воспитания в борьбе на поясах разнообразны и многочисленны. Воспитанию патриотизма способствуют рассказы о выдающихся спортсменах и их успехах, коллективные просмотры фильмов патриотической и спортивной тематики, изучение игр и традиций национальных видов спорта, а также участие в массовых спортивных мероприятиях [8].
Современная обстановка в мире требует применения проверенных временем методов и средств воспитания. В практике воспитательной работы центров спорта и образовательных учреждений по различным видам борьбы активно используется положительный опыт в сочетании с современными формами спортивно-патриотического воспитания. Например, среди таких форм можно выделить ношение единой спортивной формы, организацию турниров в честь выдающихся выпускников, приглашение участников боевых действий для общения с молодыми спортсменами. Эти подходы помогают не только закрепить патриотические ценности, но и укрепить дисциплину, сплоченность спортивного коллектива и чувство гордости за свою страну. Активное вовлечение юных борцов в такие мероприятия создает у них понимание значимости патриотизма в их жизни и карьере. Это способствует не только спортивным достижениям, но и формированию всесторонне развитой личности, готовой к вызовам современности.
На вопрос об определении понятия «патриотизм» авторами получены следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования юных борцов на поясах о понятии «патриотизм»
Определение |
Количество ответов |
Процентное соотношение |
Любовь к Родине |
200 |
80% |
Любовь к народу |
130 |
52% |
Любовь к своей семье и родным |
54 |
21,6% |
Любовь к родному городу и деревне |
26 |
10,4% |
Любовь к культуре своей нации и страны |
163 |
65,2% |
Гордость за страну |
171 |
68,4% |
Прославление побед своей страны |
36 |
14,4% |
Патриотизм теряет свое значение в мире |
159 |
63,6% |
Детям был задан вопрос о понимании термина «спортивно-патриотическое воспитание», ответы на который представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анкетирования юных борцов на поясах о понимании термина «спортивно-патриотическое воспитание»
Определение |
Количество ответов |
Процентное соотношение |
Воспитание любви к Родине через занятия спортом |
231 |
92,4% |
Уважение к старшим, особенно участникам войнам – спортсменам |
180 |
72% |
Знание истории и культурных традиций страны |
136 |
54,4% |
Занятие физической культурой и спортом |
170 |
68% |
Затрудняюсь ответить |
26 |
10,4% |
Результаты исследования показывают, что в целом юные борцы на поясах верно понимают термин «спортивно-патриотическое воспитание», что свидетельствует о реализации данного направления воспитательной работы в спортивных школах. Однако 10,4% из них затруднились с ответом на данный вопрос, что, по мнению авторов, подтверждает необходимость повышения усилий в патриотическом воспитании молодых спортсменов.
Юным борцам был задан вопрос о примерах патриотизма в их жизни, и результаты были следующими: 99,2% отметили празднование исторических событий, 86,8% – беседы на патриотические темы с друзьями и знакомыми, 86,4% – участие в патриотических акциях, 78,4% – участие в голосовании, 36% отметили участие в соревнованиях, 34,4% – воспитание детей в духе патриотизма, 23,2% – критику недостатков в стране, 22,4% – представление интересов семьи, города или страны, и 18,8% указали принесение пользы обществу и своей стране. Авторы исследования считают, что низкие показатели по таким критериям, как участие в соревнованиях и принесение пользы для страны, указывают на нехватку у юных борцов сформировавшегося понимания ценности занятий спортивными видами и их влияния на будущее страны. Это может быть связано с недостаточным опытом участия в соревнованиях, однако авторы также отмечают отсутствие ценностного отношения к спорту.
На вопрос о необходимости патриотического воспитания 62,4% юных борцов на поясах ответили отрицательно, 25,2% ответили утвердительно, 12,4% затруднились с ответом. Эти результаты подтверждают правильность государственной политики, нацеленной на воспитательную работу, основанную на патриотических ценностях. Возраст испытуемых, составляющий от 8 до 10 лет, признан наиболее благоприятным для формирования патриотических чувств у подрастающего поколения.
Ответы юных борцов на поясах на вопрос о причинах гордости представлены в таблице 3. Эти данные могут помочь глубже понять, какие аспекты их жизни вызывают у них чувство гордости и как на это может повлиять патриотическое воспитание в спортивных учреждениях.
Таблица 3
Результаты анкетирования юных борцов на поясах о чувстве гордости
Определение |
Количество ответов |
Процентное соотношение |
Победа в Великой Отечественной войне |
83 |
33,2% |
Богатая история страны |
121 |
48,4% |
Богатейшее культурное наследие |
107 |
42,8% |
Принадлежность к своей нации |
161 |
64,4% |
Положение страны в мире |
98 |
39,2% |
Природные запасы страны |
124 |
49,6% |
Спортивные достижения в спорте |
193 |
77,2% |
Гордиться нечем |
16 |
6,4% |
Наибольшую гордость у юных борцов на поясах вызывают спортивные достижения и принадлежность к своей нации. По мнению авторов, такие результаты можно объяснить высоким уровнем достижений борцов на поясах – наших соотечественников, следовательно, истории и путь их достижений детям известен.
На вопрос о важных для спортсмена качествах личности были получены следующие результаты: 77,6% юных борцов на поясах выделили дисциплинированность, 64% – ответственность, 43,6% – стремление к спортивным достижениям, 34,8% – следование традициям коллектива, 33,6% – знание биографии выдающихся борцов на поясах, 25,2% – знание истории физической культуры борьбы на поясах, 16,4% – патриотизм, 13,2% – добросовестность, 12,8% – активную общественную позицию, 11,2% – чувство долга.
С целью изучения отношения родителей юных борцов к патриотическому воспитанию авторами проведено анкетирование 117 родителей спортсменов городов Елабуга, Набережные Челны, Можга и Челябинск. Возраст родителей составил от 26 до 53 лет.
85,4% родителей положительно относятся к занятиям борьбой на поясах их детей, 1,7% – отрицательно, и 12,8% родителей безразлично, каким видом спорта занимается ребенок. Большое количество родителей одобряют выбранный вид спорта детей, что важно и значимо для юных спортсменов, но, по мнению авторов, должен насторожить результат в 14,5% родителей, которые отрицательно либо безразлично относятся к увлечениям детей.
Потребность в патриотическом воспитании юных борцов на поясах видят 30,7% родителей, 61,5% утверждают о ненужности патриотического воспитания, 7,7% родителей затруднились с ответом на вопрос. По мнению авторов, такой результат связан с низкой информированностью родителей в области государственной воспитательной политики. Необходимо повышать просветительскую функцию во всех учреждениях образования среди родителей о значении воспитания и формировании традиционных российских ценностях.
На вопрос о воспитании детей в духе патриотизма 45,3% родителей ответили положительно, а 54,7% – отрицательно. Учитывая, что все основные и ведущие ценности закладываются именно в семье, необходимо уделять внимание тем ценностям, которые формируются у подрастающего поколения с раннего возраста.
Под патриотизмом родители спортсменов понимают любовь к Родине, сопричастность к ее истории, культуре, преданность Отечеству и народу, а также любовь к культуре своей страны. Родители предложили такие мероприятия по патриотическому воспитанию, как военно-патриотические игры, встречи с ветеранами, участниками СВО, занятия и мастер-классы с известными спортсменами, а также встречи с ветеранами спорта и беседы в процессе тренировок.
Для проверки достоверности полученных результатов были использованы статистические методы, которые подтверждают их достоверность и надежность. Одним из основных методов является использование доверительных интервалов. Доверительный интервал позволяет определить диапазон, в котором с определенной вероятностью находится истинное значение параметра, например процент респондентов, выбравших тот или иной ответ. Для более высоких уровней доверия (например, 95% или 99%) доверительные интервалы становятся шире, что позволяет утверждать о роли случайности в выборке и об общей надежности данных. Описанные результаты исследования свидетельствуют об интересном парадоксе: с одной стороны, подростки активно вовлечены в празднование исторических событий и обсуждение патриотических тем, с другой – значительные аспекты их жизни, такие как личное участие в соревнованиях и воспитание в духе патриотизма, остаются в стороне от их интересов. Это может указывать на недостаток глубокого понимания и осознания важности индивидуального вклада в будущее развитие страны через спорт и социальную активность. Решением данной задачи может стать усиление образовательной работы, направленной на повышение значимости спорта в формировании личностных качеств, необходимых для конструктивного участия в жизни общества.
Принимая во внимание, что 62,4% юных борцов на поясах выражают сомнение в необходимости патриотического воспитания, возникает необходимость переосмысления методик педагогической работы. На взгляд авторов, в воспитательной работе следует применять методы, которые будут учитывать современные интересы и увлечения молодежи. Интерактивные методы, такие как игровые формы обучения, экскурсии и проекты, направленные на исследование и представление культурных особенностей своей страны, могут способствовать более глубокому пониманию ценностей патриотизма.
Выводы. Молодые спортсмены воспринимают патриотизм как проявление любви к своей Родине, своему народу и культуре своей нации и страны, а также как чувство гордости за свою страну. В то же время стоит подчеркнуть довольно высокий процент (63,6%) признания утраты значения патриотизма в мире, учитывая текущую ситуацию в России и множество воспитательных патриотических мероприятий, проводимых как в системе общего, так и в системе дополнительного образования. Результаты исследования указывают на стремление юных спортсменов к успехам в выбранной спортивной дисциплине, однако в образовательной работе следует уделять внимание и развитию традиционных ценностей и патриотизма. Одним из ключевых факторов в формировании патриотизма у юного поколения является участие в общественно значимых событиях и мероприятиях, которые способствуют сплочению и взаимопониманию внутри общества.
Заключение. Применение программно-целевого метода формирования патриотизма юных борцов на поясах позволяет определить направления и акценты при организации патриотического воспитания данной категории тренирующихся.