Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A STUDY OF THE ATTITUDE TO PATRIOTISM OF YOUNG BELT WRESTLERS IN THE CONTEXT OF THE TRANSFORMATION OF SOCIETY

Shapirova R.R. 1 Akhtarieva R.F. 1
1 Elabuga Institute of the Kazan Federal University
The conditions of modern reality in which the Russian Federation is located are such that patriotic education in the formation of the value system of the younger generation becomes necessary and in demand. The purpose of the study is to determine the relevance of the formation of patriotism of young athletes in the modern conditions of transformation of Russian society. The authors conducted a study among 250 young belt wrestlers aged 8 to 10 years in the cities of Yelabuga, Naberezhnye Chelny, Mozhga and Chelyabinsk. The experience of wrestling for young athletes ranges from 1 to 3 years. The survey was also conducted with 117 parents and their 11 coaches. The authors analyzed the documentation and official pages on the global Internet of sports schools in the city of Yelabuga of the Republic of Tatarstan on the organization of patriotic education of young athletes. The obtained research results confirm the necessity, relevance and understanding by all subjects of the training process of the role of patriotic education in the formation of an athlete, but insufficient attention is paid to the patriotic direction when implementing the educational process in sports schools. By means of belt wrestling, young athletes can create conditions for the education of patriotism, tolerance and the need for regular and systematic sports.The article presents various manifestations of patriotism among young athletes.
education
patriotic education
patriotism
belt wrestling
young athletes

Введение. Граждане России сейчас живут в очень непростое время. Неоднозначность определяется происходящими изменениями во всех сферах жизни. Естественно, что изменения касаются и такой сферы, как образование. Эти изменения поддерживаются политикой государства. В области образования делается значительный упор на воспитательную функцию системы в целом, где ведущая роль отводится формированию патриотизма – в системе как общего, так и дополнительного образования, что отражается в нормативных документах.

Поскольку в современных условиях авторы сталкиваются в информационном медиапространстве с искажением исторической действительности, отменой «российской», «русской» культуры, отменой заслуженных достижений наших спортсменов, а также недопуском их на соревнования различных уровней и в целом принижением значимости страны, необходимо способствовать формированию патриотизма у подрастающего поколения, юных граждан, которым предстоит через некоторое время представлять и защищать интересы своей семьи, поселения, города, республики и страны. Следует подчеркнуть важную роль, которую играет государственная власть в развитии и сохранении национальных традиций, имеющих значение для сохранения уникальности и самобытности каждого этноса и народа, проживающих на обширной территории страны.

Вместе с тем авторы видят и недостатки патриотического воспитания действующих спортсменов, которые уезжают за рубеж для продолжения карьеры в другой стране, меняют гражданство, не оценив многолетний вклад тренера и затраты государства на его подготовку [1]. Авторы констатируют несформированность в их сознании преданности тренеру и коллективу спортсменов, любви к Родине, чувства гражданской ответственности и долга, то есть отсутствие проявлений чувств патриота своей страны. На взгляд авторов, такие ситуации являются проявлениями недостаточной целостной организации и реализации воспитательной работы среди спортсменов по формированию патриотизма. При наблюдении таких примеров возникает понимание, что в воспитании спортсмена есть упущения. Эти упущения осознаются нами как преодолимые в процессе целенаправленной работы с молодыми людьми. Важность патриотического воспитания юного спортсмена не требует особых доказательств.

Патриотизм понимается авторами как многогранная система убеждений, взглядов и чувств человека по отношению к своей Родине, уважение традиций своего народа, готовность к их защите и созданию условий к их процветанию. Появление и развитие патриотизма происходит в результате патриотического направления воспитания, которое является важнейшей и неотъемлемой частью воспитательного процесса и имеет свои особенности.

В принятых поправках к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что спорт и физическая культура способствуют развитию воспитательного потенциала, который является механизмом развития гражданственности и патриотизма [2].

Авторы осознают, что система подготовки спортсменов, особенно в национальных видах спорта, способствует решению задач патриотического воспитания. В процессе подготовки спортсменов важно создать условия, способствующие формированию ценностей в умах молодого поколения с учетом текущих реалий в России. Борьба на поясах является национальным видом спорта, и соревнования проводятся как на международных, так и на региональных площадках [3]. Развитие и становление борьбы на поясах имеют свои уникальные особенности, включая исторические, что позволяет считать ее «средством национального единства народов с различными культурами и традициями» [4]. Борьба на поясах как национальный вид спорта может служить инструментом формирования традиционных российских духовно-нравственных и моральных ценностей, учитывая ее богатую и впечатляющую историю. Борьба на поясах также является мощным средством культурного обмена на международной арене. Участие в международных соревнованиях предоставляет спортсменам возможность не только продемонстрировать свои навыки, но и стать послами культуры и традиций своей страны. В свете текущих вызовов модернизации и глобализации поддержка и развитие таких видов спорта становятся незаменимой частью культурной и образовательной политики страны.

Необходимо уделять значительное внимание патриотическому воспитанию на начальном этапе подготовки спортсменов, поскольку в более старшем возрасте значительное внимание уделяется подготовке к соревнованиям в ущерб патриотическому и нравственному становлению молодежи [5].

От качества проведения занятий, а также от количества юных спортсменов, занимающихся борьбой на поясах, будут зависеть результативность, массовость и преданность выбранному виду спорта [6, с. 124]. Вследствие отсутствия эффективной методики патриотического воспитания в подготовке юных борцов на поясах наблюдается отток контингента спортсменов в другие виды спорта. Авторы считают, что именно на этапе начальной подготовки юных борцов на поясах патриотическое воспитание может решить следующие задачи:

- набор одаренных и мотивированных детей;

- сохранение контингента юных спортсменов в выбранном виде спорта;

- формирование патриотизма на государственном уровне;

- целенаправленное воспитание волевых качеств юных борцов на поясах.

Целенаправленная, систематическая и своевременная работа по патриотическому направлению воспитания юных борцов на поясах позволит сформировать патриотизм, который будет положительно влиять на рост спортивного мастерства, а также на отношение к выбранному виду спорта, коллективу тренеров и спортсменов, своему региону и стране.

Цель исследования заключается в определении и изучении отношения к патриотизму юных борцов на поясах в условиях трансформации общества.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 250 юных борцов на поясах в возрасте от 8 до 10 лет в городах Елабуга, Набережные Челны, Можга и Челябинск (Россия). Стаж занятий борьбой составляет от 1 года до 3 лет. Было также проведено анкетирование 117 родителей юных спортсменов и их 11 тренеров. Исследование было проведено в период с 01.12.2023 г. по 29.02.2024 г., г. Елабуга, Россия.

Результаты исследования и их обсуждение. Авторы провели исследование материалов и официальных страниц в глобальной сети Интернет детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) в городе Елабуга Республики Татарстан, посвященное организации патриотического воспитания юных спортсменов. Было выявлено следующее:

- в планах воспитательной работы предусмотрены такие формы и средства патриотического воспитания, как встречи, экскурсии и беседы. Однако мероприятия не учитывают возраст участников;

- отсутствует последовательность в планировании воспитательных программ, в том числе патриотического характера, при переходе спортсменов на следующий этап подготовки;

- мало внимания уделяется когнитивным и познавательным аспектам патриотического воспитания, которые играют ключевую роль в формировании нравственных убеждений;

- планирование воспитательной работы в ДЮСШ отличается консервативностью и не включает современные методы взаимодействия с молодым поколением.

В системе подготовки юных борцов на поясах стоит акцентировать внимание на формировании их мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций и интересов, а также таких качеств, как целеустремленность, сила воли и активность. Ключевую роль в формировании личности спортсмена играет тренер, который координирует работу спортивного коллектива, выстраивает отношения между борцами, развивает интерес к спорту, мотивирует и стимулирует к занятиям [7]. Методы и средства воспитания в борьбе на поясах разнообразны и многочисленны. Воспитанию патриотизма способствуют рассказы о выдающихся спортсменах и их успехах, коллективные просмотры фильмов патриотической и спортивной тематики, изучение игр и традиций национальных видов спорта, а также участие в массовых спортивных мероприятиях [8].

Современная обстановка в мире требует применения проверенных временем методов и средств воспитания. В практике воспитательной работы центров спорта и образовательных учреждений по различным видам борьбы активно используется положительный опыт в сочетании с современными формами спортивно-патриотического воспитания. Например, среди таких форм можно выделить ношение единой спортивной формы, организацию турниров в честь выдающихся выпускников, приглашение участников боевых действий для общения с молодыми спортсменами. Эти подходы помогают не только закрепить патриотические ценности, но и укрепить дисциплину, сплоченность спортивного коллектива и чувство гордости за свою страну. Активное вовлечение юных борцов в такие мероприятия создает у них понимание значимости патриотизма в их жизни и карьере. Это способствует не только спортивным достижениям, но и формированию всесторонне развитой личности, готовой к вызовам современности.

На вопрос об определении понятия «патриотизм» авторами получены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования юных борцов на поясах о понятии «патриотизм»

Определение

Количество ответов

Процентное соотношение

Любовь к Родине

200

80%

Любовь к народу

130

52%

Любовь к своей семье и родным

54

21,6%

Любовь к родному городу и деревне

26

10,4%

Любовь к культуре своей нации и страны

163

65,2%

Гордость за страну

171

68,4%

Прославление побед своей страны

36

14,4%

Патриотизм теряет свое значение в мире

159

63,6%

Детям был задан вопрос о понимании термина «спортивно-патриотическое воспитание», ответы на который представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования юных борцов на поясах о понимании термина «спортивно-патриотическое воспитание»

Определение

Количество ответов

Процентное соотношение

Воспитание любви к Родине через занятия спортом

231

92,4%

Уважение к старшим, особенно участникам войнам – спортсменам

180

72%

Знание истории и культурных традиций страны

136

54,4%

Занятие физической культурой и спортом

170

68%

Затрудняюсь ответить

26

10,4%

Результаты исследования показывают, что в целом юные борцы на поясах верно понимают термин «спортивно-патриотическое воспитание», что свидетельствует о реализации данного направления воспитательной работы в спортивных школах. Однако 10,4% из них затруднились с ответом на данный вопрос, что, по мнению авторов, подтверждает необходимость повышения усилий в патриотическом воспитании молодых спортсменов.

Юным борцам был задан вопрос о примерах патриотизма в их жизни, и результаты были следующими: 99,2% отметили празднование исторических событий, 86,8% – беседы на патриотические темы с друзьями и знакомыми, 86,4% – участие в патриотических акциях, 78,4% – участие в голосовании, 36% отметили участие в соревнованиях, 34,4% – воспитание детей в духе патриотизма, 23,2% – критику недостатков в стране, 22,4% – представление интересов семьи, города или страны, и 18,8% указали принесение пользы обществу и своей стране. Авторы исследования считают, что низкие показатели по таким критериям, как участие в соревнованиях и принесение пользы для страны, указывают на нехватку у юных борцов сформировавшегося понимания ценности занятий спортивными видами и их влияния на будущее страны. Это может быть связано с недостаточным опытом участия в соревнованиях, однако авторы также отмечают отсутствие ценностного отношения к спорту.

На вопрос о необходимости патриотического воспитания 62,4% юных борцов на поясах ответили отрицательно, 25,2% ответили утвердительно, 12,4% затруднились с ответом. Эти результаты подтверждают правильность государственной политики, нацеленной на воспитательную работу, основанную на патриотических ценностях. Возраст испытуемых, составляющий от 8 до 10 лет, признан наиболее благоприятным для формирования патриотических чувств у подрастающего поколения.

Ответы юных борцов на поясах на вопрос о причинах гордости представлены в таблице 3. Эти данные могут помочь глубже понять, какие аспекты их жизни вызывают у них чувство гордости и как на это может повлиять патриотическое воспитание в спортивных учреждениях.

Таблица 3

Результаты анкетирования юных борцов на поясах о чувстве гордости

Определение

Количество ответов

Процентное соотношение

Победа в Великой Отечественной войне

83

33,2%

Богатая история страны

121

48,4%

Богатейшее культурное наследие

107

42,8%

Принадлежность к своей нации

161

64,4%

Положение страны в мире

98

39,2%

Природные запасы страны

124

49,6%

Спортивные достижения в спорте

193

77,2%

Гордиться нечем

16

6,4%

Наибольшую гордость у юных борцов на поясах вызывают спортивные достижения и принадлежность к своей нации. По мнению авторов, такие результаты можно объяснить высоким уровнем достижений борцов на поясах – наших соотечественников, следовательно, истории и путь их достижений детям известен.

На вопрос о важных для спортсмена качествах личности были получены следующие результаты: 77,6% юных борцов на поясах выделили дисциплинированность, 64% – ответственность, 43,6% – стремление к спортивным достижениям, 34,8% – следование традициям коллектива, 33,6% – знание биографии выдающихся борцов на поясах, 25,2% – знание истории физической культуры борьбы на поясах, 16,4% – патриотизм, 13,2% – добросовестность, 12,8% – активную общественную позицию, 11,2% – чувство долга.

С целью изучения отношения родителей юных борцов к патриотическому воспитанию авторами проведено анкетирование 117 родителей спортсменов городов Елабуга, Набережные Челны, Можга и Челябинск. Возраст родителей составил от 26 до 53 лет.

85,4% родителей положительно относятся к занятиям борьбой на поясах их детей, 1,7% – отрицательно, и 12,8% родителей безразлично, каким видом спорта занимается ребенок. Большое количество родителей одобряют выбранный вид спорта детей, что важно и значимо для юных спортсменов, но, по мнению авторов, должен насторожить результат в 14,5% родителей, которые отрицательно либо безразлично относятся к увлечениям детей.

Потребность в патриотическом воспитании юных борцов на поясах видят 30,7% родителей, 61,5% утверждают о ненужности патриотического воспитания, 7,7% родителей затруднились с ответом на вопрос. По мнению авторов, такой результат связан с низкой информированностью родителей в области государственной воспитательной политики. Необходимо повышать просветительскую функцию во всех учреждениях образования среди родителей о значении воспитания и формировании традиционных российских ценностях.

На вопрос о воспитании детей в духе патриотизма 45,3% родителей ответили положительно, а 54,7% – отрицательно. Учитывая, что все основные и ведущие ценности закладываются именно в семье, необходимо уделять внимание тем ценностям, которые формируются у подрастающего поколения с раннего возраста.

Под патриотизмом родители спортсменов понимают любовь к Родине, сопричастность к ее истории, культуре, преданность Отечеству и народу, а также любовь к культуре своей страны. Родители предложили такие мероприятия по патриотическому воспитанию, как военно-патриотические игры, встречи с ветеранами, участниками СВО, занятия и мастер-классы с известными спортсменами, а также встречи с ветеранами спорта и беседы в процессе тренировок.

Для проверки достоверности полученных результатов были использованы статистические методы, которые подтверждают их достоверность и надежность. Одним из основных методов является использование доверительных интервалов. Доверительный интервал позволяет определить диапазон, в котором с определенной вероятностью находится истинное значение параметра, например процент респондентов, выбравших тот или иной ответ. Для более высоких уровней доверия (например, 95% или 99%) доверительные интервалы становятся шире, что позволяет утверждать о роли случайности в выборке и об общей надежности данных. Описанные результаты исследования свидетельствуют об интересном парадоксе: с одной стороны, подростки активно вовлечены в празднование исторических событий и обсуждение патриотических тем, с другой – значительные аспекты их жизни, такие как личное участие в соревнованиях и воспитание в духе патриотизма, остаются в стороне от их интересов. Это может указывать на недостаток глубокого понимания и осознания важности индивидуального вклада в будущее развитие страны через спорт и социальную активность. Решением данной задачи может стать усиление образовательной работы, направленной на повышение значимости спорта в формировании личностных качеств, необходимых для конструктивного участия в жизни общества.

Принимая во внимание, что 62,4% юных борцов на поясах выражают сомнение в необходимости патриотического воспитания, возникает необходимость переосмысления методик педагогической работы. На взгляд авторов, в воспитательной работе следует применять методы, которые будут учитывать современные интересы и увлечения молодежи. Интерактивные методы, такие как игровые формы обучения, экскурсии и проекты, направленные на исследование и представление культурных особенностей своей страны, могут способствовать более глубокому пониманию ценностей патриотизма.

Выводы. Молодые спортсмены воспринимают патриотизм как проявление любви к своей Родине, своему народу и культуре своей нации и страны, а также как чувство гордости за свою страну. В то же время стоит подчеркнуть довольно высокий процент (63,6%) признания утраты значения патриотизма в мире, учитывая текущую ситуацию в России и множество воспитательных патриотических мероприятий, проводимых как в системе общего, так и в системе дополнительного образования. Результаты исследования указывают на стремление юных спортсменов к успехам в выбранной спортивной дисциплине, однако в образовательной работе следует уделять внимание и развитию традиционных ценностей и патриотизма. Одним из ключевых факторов в формировании патриотизма у юного поколения является участие в общественно значимых событиях и мероприятиях, которые способствуют сплочению и взаимопониманию внутри общества.

Заключение. Применение программно-целевого метода формирования патриотизма юных борцов на поясах позволяет определить направления и акценты при организации патриотического воспитания данной категории тренирующихся.