Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Лозовая Н.А. 1 Сомова М.Н. 1
1 СибГУ им. М.Ф. Решетнева
Цель исследования – конкретизация и описание организационно-педагогических условий, создание которых при обучении студентов математике способствует повышению качества математической подготовки будущих специалистов в области информационных технологий. Исследование опирается на нормативные документы по рассматриваемому вопросу; анализ, синтез и обобщение работ современных исследователей; изучение и обработку полученных результатов. Определены и описаны организационно-педагогические условия, ориентированные на повышение качества математической подготовки будущих специалистов. Условия выделены в соответствии с планируемыми результатами обучения математике студентов информационных направлений подготовки и их спецификой. Суть условий заключается в том, что их создание направлено на приобретение студентами опыта проектирования в процессе решения задач прикладной направленности при использовании математического аппарата и информационных технологий. Предполагаются индивидуализация обучения математике и организация управляемой самостоятельной работы студентов, использование авторских электронных образовательных ресурсов по математике, лидерство студентов группы и межкафедральное взаимодействие, образовательный мониторинг и корректировка процесса обучения. Анализ результатов проведенного эксперимента позволяет сформулировать вывод о том, что создание при обучении математике сформулированных условий в комплексе способствует достижению обозначенной в исследовании цели. Предложенная организация обучения математике направлена на усвоение студентами информационных направлений подготовки учебного материала и приобретение ими необходимого в будущей профессиональной деятельности опыта проектирования.
обучение математике
организационно-педагогические условия
студенты информационных направлений подготовки
электронный образовательный ресурс
проектирование
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы (Указ Президента Российской Федерации). 09.05.2017 г. № 203. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 25.06.2024).
2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (3++) по направлениям бакалавриата укрупненной группы «Информатика и вычислительная техника». [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/9 (дата обращения: 25.06.2024).
3. Полонский Е.В. Обеспечение качества математической подготовки операционных логистов как педагогическая проблема // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: ОГУ, 2016. С. 2735–2740.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
5. Плотникова И.В., Редько Л.А., Шевелева Е.А., Ефремова О.Н. Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30669 (дата обращения: 25.06.2024). DOI: 10.17513/spno.30669.
6. Яремко Н.Н., Авксентьева Н.Н. Математическая подготовка программистов в формате смешанного обучения // Преподаватель XXI век. 2022. № 4–1. С. 106-115. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-106-115.
7. Мельников Ю.Б., Онохина Е.А., Лаптева А.В. IT и Математика: взаимное влияние и интеграция // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 445-451. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.53.452
8. Сомова М.Н., Беличенко О.М. Компьютерное моделирование в обучении теории вероятностей // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2019. № 7. С. 299-303. DOI: 10.25206/2307-5430-2019-7-299-303.
9. Атяскина Т.В., Кузнецов В.В. Модель формирования умений самообразования будущих техников-программистов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 9 (197). С. 8-14.
10. Тараканова В.В., Соловьева Н.Г., Ахмедова Е.В. Влияние взаимодействия студентов и старосты в группе на успеваемость // Russian journal of education and psychology. 2023. Т. 14. № 4-2. С. 21-29. DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-4-2-21-29.
11. Лозовая Н.А. Реализация преемственности в обучении математике студентов инженерного вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 2 (44). С. 57-64. DOI: 10.25146/1995-0861-2018-44-2-58.
12. Семина Е.А. Организация мониторинга учебно-познавательной деятельности будущих учителей математики в процессе обучения профильным дисциплинам // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 113-117.

Введение

Распространение и развитие информационных технологий и компьютерной техники в различных сферах деятельности человека, становление информационного общества и формирование национальной цифровой экономики обусловливают возрастающую потребность в специалистах в области информационных технологий, что отражено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы [1]. При недостатке в стране квалифицированных сотрудников ИT-отрасли, ориентированных на планирование, разработку, интеграцию, эксплуатацию и поддержку информационных систем, подготовке таких специалистов уделяется особое внимание.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, студенты укрупненной группы «Информатика и вычислительная техника» готовятся, в том числе, к решению задач профессиональной деятельности проектного типа, что требует формирования компетенций, связанных со способностями выпускников к системному и критическому мышлению, к самоорганизации и самообучению, к работе в команде, к разработке и реализации проектов [2]. Обучение математике в вузе способствует формированию и развитию перечисленных способностей, а математическая составляющая является неотъемлемой частью профессиональной деятельности ИТ-специалистов и связана с ее спецификой, в связи с чем актуален вопрос качества математической подготовки студентов.

Цель исследования состоит в конкретизации и описании организационно-педагогических условий, создание которых в процессе обучения студентов математике способствует повышению качества математической подготовки будущих специалистов в области информационных технологий.

Материалы и методы исследования

Работа опирается на методы анализа, синтеза и обобщения исследований по рассматриваемому вопросу; проектирование процесса обучения, мониторинг его результатов и обработку полученных данных; ориентирована на требования и рекомендации к результату подготовки специалистов в области информационных технологий, отраженных в нормативных документах. Применение обозначенных методов позволило определить ключевые аспекты в обучении математике студентов и сформулировать их в виде организационно-педагогических условий, ориентированных на повышение качества математической подготовки будущих ИТ-специалистов. В основе исследования лежат положения деятельностного, контекстного и личностно-ориентированного подходов: обучение математике студентов описано в условиях вовлечения их в деятельность по решению задач с учетом способностей и потребностей обучающихся в единстве целей, содержания, методов и средств обучения.

В работе рассмотрено обучение студентов СибГУ им. М.Ф. Решетнева направлений подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника направленности «Программное обеспечение мобильных систем и приложений» и 09.03.04 Программная инженерия направленности «Разработка и сопровождение информационных систем и web-приложений» с позиции математической подготовки будущих выпускников. Согласно учебным планам перечисленных направлений подготовки, студентам необходимо освоить несколько дисциплин математического цикла, в том числе дисциплины, реализуемые кафедрой высшей математики: «Алгебра и аналитическая геометрия», «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика». В работе рассмотрено обучение математике студентов младших курсов в рамках перечисленных дисциплин.

Результаты исследования и их обсуждение

С опорой на работу Е.В. Полонского, в которой качество математической подготовки студентов определяется как уровень достижения целей обучения математике и степень соответствия результата обучения ожиданиям студентов и запросам общества [3, с. 2737], рассмотрено повышение качества математической подготовки студентов в контексте достижения целей и получения результатов обучения на более высоком уровне при активной деятельности мотивированных на приобретение знаний студентов.

Формирование обозначенных в образовательных стандартах компетенций, а значит, и развитие у студентов способности к проектной деятельности при использовании математического аппарата, сопряжено с достижением в процессе обучения математике следующих результатов: развитие внутренней мотивации студентов к изучению математики, приобретение фундаментальных математических знаний; установление внутрипредметных и межпредметных связей; усвоение математических методов и формирование готовности к их применению; развитие способности к анализу и синтезу информации, к самообучению, к интеграции информационных технологий и математики, к применению математического аппарата для решения задач будущей профессиональной деятельности и получения конечного продукта. Перечисленные результаты сформулированы в общем виде и для оценивания требуют содержательной конкретизации к каждой теме. Полученная студентами по пятибалльной шкале оценка свидетельствует об уровне достижения результатов обучения, а значит, и о качестве математической подготовки студентов: «отлично» – высокий уровень, «хорошо» – уровень выше среднего; «удовлетворительно» – средний уровень.

Достижению планируемых результатов на более высоком уровне способствует создание дополняющих друг друга организационно-педагогических условий.

Условие 1. Вовлечение студентов в проектную деятельность при обучении математике.

Согласно распространенной точке зрения, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся по решению значимой проблемы или задачи с целью получения результата при использовании исследовательских методов [4, с. 59]. Разработка и реализация проекта в большинстве случаев предполагают проведение исследования, а проектирование в процессе обучения математике будущих специалистов ИТ-сферы – трудоемкий процесс, требующий дополнительных временных затрат. Проектные задания, сформулированные преподавателем или студентами, позволяют выявить обучающихся, ориентированных на участие в проектной деятельности, и предоставляют им такую возможность. В современных исследованиях экспериментально подтверждено, что выполнение проекта способствует развитию у студентов способности к самообучению, анализу и систематизации больших объемов информации, самостоятельному принятию решений, а исследовательская работа в процессе обучения позволяет охватить больший объем информации за счет своей интенсивности [5].

Вовлечение студентов в проектную деятельность требует от преподавателя подбора специального содержания и организации самостоятельной работы студентов, что отражено в условиях, сформулированных далее.

Условие 2. Прикладная направленность содержательного наполнения дисциплин математического цикла и применение информационных технологий при выполнении заданий.

Прикладная направленность содержания не только демонстрирует значимость математического аппарата для решения конкретных задач, но и помогает студентам определиться с возможными дальнейшими направлениями деятельности. Так, студент может предложить авторское решение рассматриваемой прикладной задачи, расширить задачу, предложить тему исследования самостоятельно. Многообразие прикладных задач служит студентам базой для поиска и самостоятельного формулирования тем проектных работ.

При подборе задач и составлении заданий важно предусмотреть возможность, а в некоторых случаях и необходимость, применения информационных технологий при их решении. В работе Н.Н. Яремко и Н.Н. Авксентьевой подтверждено, что ориентированность процесса математической подготовки будущих ИТ-специалистов на использование информационных технологий, цифровых средств и визуализацию способствует самообразованию и повышает учебно-познавательную мотивацию [6]. Подбору и корректировке содержания математических и информационных дисциплин помогают выделенные в работе Ю.Б. Мельникова, Е.А. Онохиной и А.В. Лаптевой ключевые направления интеграции математики и информационных технологий, в том числе: интеграция методов и понятий; использование информационных технологий в обогащении математического аппарата, применение математической модели как основы компьютерной модели и ее описания [7]. Интеграции дисциплин математического цикла и информационных технологий способствует выполнение студентами заданий повышенной сложности различных контекстов, которые могут быть расширены до проектных работ исследовательского типа с представлением полученных результатов на занятиях-конференциях и студенческих конференциях в форме докладов, публикацией результатов в сборниках студенческих работ различного уровня.

В рамках представленного исследования студентами экспериментальной группы в процессе обучения математике выполнялись подобные работы, перечислим некоторые темы: «Компьютерное моделирование задачи Дидоны»; «Графический анализ частных решений задач механики», «Задача о падении тела с учетом сопротивления воздуха»; «Нахождение матричной экспоненты методами линейной алгебры». При выполнении каждой из работ студенты либо представляли графическую динамическую модель решения задачи и проводили анализ этой модели при различных значениях изменяющихся параметров, либо разрабатывали алгоритм решения задачи и составляли авторскую программу, его реализующую.

В целом, предлагаемые студентам учебные задания прикладной направленности способствуют вовлечению заинтересованных и одаренных студентов в проектную деятельность по решению более сложных задач. Например, при изучении теории вероятностей требуется сформировать в представлении студентов понимание статистической природы вероятности некоторого события. Добиться этого помогает статистическое моделирование, реализуемое путем написания компьютерных программ, имитирующих традиционно рассматриваемые в теории вероятностей серии экспериментов. Студентам предлагается разноуровневое задание по теме: «Компьютерное моделирование опытов с бросанием монет». На первом этапе выполнения задания рассматривается опыт с бросанием одной симметричной монеты. Здесь студенты пишут программу, генерирующую случайным образом n раз числа 0 и 1 («орел» и «решка») и выводящую на экран относительную частоту их появления. Реализуя эксперимент с бросанием монеты и анализируя результат, студенты должны сделать вывод о процессе приближения относительной частоты к теоретической вероятности. На втором этапе заинтересованные студенты моделируют эксперимент с бросанием двух монет. Анализ этих экспериментов принципиально отличается. Первая компьютерная модель позволяет проверить равновозможность выпадения «орла» и «решки», а вторая модель, опираясь на предположение о равновозможности выпадения «орла» и «решки», проверяет равновозможность всех исходов эксперимента. На третьем этапе более подготовленные и мотивированные студенты строят модель эксперимента с бросанием любого числа монет [8].

Условие 3. Индивидуализация процесса обучения и вовлечение обучающихся в самостоятельную работу по приобретению фундаментальных математических знаний.

Сокращение аудиторных часов и увеличение объема учебного материала требуют от обучающихся дополнительных временных затрат и поиска новой информации, что сопряжено с вовлечением студентов в индивидуальную самостоятельную работу. При этом ценен опыт самообразовательной деятельности студентов, который в дальнейшем полезен при решении нестандартных задач. За счет имеющейся возможности при самостоятельной работе осваивать учебный материал в своем темпе и выбирать для выполнения задания различного уровня сложности реализуется индивидуализация обучения.

В связи с возрастающей ролью самостоятельной работы в процессе математической подготовки необходимо обратить особое внимание на ее организацию.

Условие 4. Организация смешанного обучения математике с применением электронных образовательных ресурсов.

Дополнение традиционных лекционных и практических занятий электронным обучением математике посредством авторских образовательных ресурсов по математическим дисциплинам позволяет организовать управляемую и корректируемую как преподавателем, так и самими студентами самостоятельную работу обучающихся посредством разнообразных заданий. Т.В. Атяскиной и В.В. Кузнецовым разработана модель формирования различных групп умений самообразования будущих специалистов в условиях электронных образовательных ресурсов на основе специально разработанных заданий, активизирующих самостоятельный поиск оптимальных способов деятельности [9]. Дополнение прикладных задач вопросами и заданиями, активизирующими познавательную активность обучающихся, помогает вовлечению студентов в самостоятельную работу.

В рамках представленного исследования разработаны электронные образовательные ресурсы в среде LMS Moodle по дисциплинам: «Алгебра и аналитическая геометрия», «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», использование которых результативно в организации самостоятельной работы обучающихся за счет структуры, содержательного разноуровневого наполнения и оценочных средств, единой стилистики и схожего интерфейса, наличия рекомендаций к использованию ресурсов. Взаимосвязанное содержательное наполнение трех ресурсов является их особенностью. При использовании образовательных ресурсов студенты получают возможность изучать теоретический материал и методы решения различных задач, выполнять самоконтроль, получать консультации, взаимодействовать с одногруппниками, что в дальнейшем позволяет найти ответы на вопросы, возникающие при выполнении проектных заданий. Электронные образовательные ресурсы постоянно корректируются содержательно и структурно, с учетом запросов студентов и изменяющихся нормативных требований.

Пятое и шестое условия связаны с активностью участников образовательного процесса и дополняют предыдущие условия.

Условие 5. Активность студентов и их готовность работать в команде, наличие лидера. Мотивация на достижение успеха в деятельности.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что от активности и ответственности актива группы, личного примера лидеров группы во многом зависят активность и успеваемость группы в целом: помогают отлаженная организационная работа лидеров группы, своевременное и продуктивное взаимодействие с дирекциями, преподавателями, внутри группы. В работе В.В. Таракановой, Н.Г. Соловьевой, Е.В. Ахмедовой описаны функции актива группы в создании сплоченного коллектива, мотивированного на приобретение знаний путем формирования дружеской атмосферы в группе, организации дополнительных занятий и мероприятий, предоставления информации об учебных ресурсах и материалах, адаптации новых студентов к процессу обучения, решения проблем [10, с. 25]. При изучении математических дисциплин на сплоченность группы влияют, в том числе, коллективное обсуждение темы, выполнение групповых заданий, участие в деловых играх.

Условие 6. Межкафедральное взаимодействие, непрерывность и преемственность в обучении математике [11].

Не все дисциплины математического цикла реализуются кафедрой высшей математики, большинство дисциплин реализуются специальными кафедрами, в связи с чем актуален вопрос межкафедральной интеграции, что позволяет при обучении математике оптимально подобрать учебный материал и построить логику его изложения, избежать забывания ранее полученных знаний и продемонстрировать их прикладной аспект.

Реализация перечисленных условий в комплексе способствует повышению качества математической подготовки студентов, что подтверждается экспериментально. В эксперименте на протяжении трех лет участвовали студенты двух групп (по 25 обучающихся в каждой группе). В экспериментальной группе при обучении математическим дисциплинам созданы предложенные условия. Мониторинг (входной, текущий и итоговый) [12] результатов обучения математике позволяет сформулировать следующие выводы.

Во-первых, результаты входного мониторинга (тестирование студентов, анализ баллов единого государственного экзамена по математике) для контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют о сопоставимых стартовых возможностях обучающихся в группах.

Во-вторых, электронные образовательные ресурсы играют важную роль в проведении текущего мониторинга образовательных результатов и обработке полученных данных. Для систематического отслеживания сформированности результатов обучения в рамках электронных образовательных ресурсов предусмотрены обучающие тесты с комментариями по итогам изучения материала для каждого лекционного и практического занятий, итоговые тесты по темам и разделам. Тестовые задания предшествуют более сложным задачам или являются их частями. Диагностические мероприятия в электронной среде дополняют аудиторные контрольные работы и собеседования по выполненным индивидуальным заданиям, с занесением полученных баллов в электронный журнал оценок. Рейтинговые баллы, которые переводятся в пятибалльные оценки, свидетельствующие об уровне математической подготовки студента, складываются из баллов, полученных при выполнении тестовых заданий электронного образовательного ресурса; баллов, выставленных преподавателем по итогам контрольных работ и защиты индивидуальных заданий; поощрительных баллов, получаемых за особые достижения, например за участие в конференциях, активность на занятиях. Текущий мониторинг позволяет преподавателю и обучающемуся отследить уровень усвоения студентами учебного материала в динамике и скорректировать учебный процесс при необходимости.

При анализе успеваемости студентов экспериментальной и контрольной групп по итогам обучения математике (Рис.) получены средние балльные оценки по математическим дисциплинам в группах, которые позволяют констатировать увеличение среднего балла в экспериментальной группе по итогам обучения математическим дисциплинам.

Рис. Средний балл студентов по математическим дисциплинам в экспериментальной и контрольной группах

В-третьих, при проведении итогового мониторинга, при анализе учебных планов определены дисциплины («Физика»; «Дискретная математика»; «Математические основы искусственного интеллекта»; «Математическая логика»; «Основы математического программирования»; «Методы математического моделирования»), обучение которым опирается на изученный ранее математический аппарат. По итогам промежуточной аттестации студентов средний балл по этим дисциплинам в экспериментальной группе выше. Анализ индивидуальных достижений студентов на протяжении всего срока обучения показывает, что обучающиеся, вовлеченные при изучении математики в выполнение проектных заданий, в основном продолжают начатую работу и наиболее успешны на старших курсах.

О положительном влиянии создания описанных условий свидетельствуют ответы студентов при анкетировании и отзывы преподавателей. Студенты отмечают повышение интереса к изучению математики за счет решения задач прикладной направленности и демонстрации возможностей применения математического аппарата; ценность приобретения опыта решения таких задач. Преподаватели смежных дисциплин отмечают осознание студентами необходимости применения полученных ранее математических знаний и возросшее число попыток к их применению.

Заключение

Анализ полученных в исследовании результатов позволяет сформулировать вывод о том, что создание предложенных организационно-педагогических условий в комплексе способствует повышению качества математической подготовки студентов информационных направлений подготовки. Экспериментально подтверждено, что повышению качества математической подготовки студентов информационных направлений подготовки способствует развитие у студентов способности к проектированию и проведению исследования путем их вовлечения в решение задач прикладной направленности в процессе обучения математике. При организации процесса обучения важно учитывать, что решение подобных задач и усвоение студентами необходимых фундаментальных математических знаний, методов и способов деятельности сопряжены с индивидуализацией обучения и вовлечением студентов в управляемую самостоятельную работу в формате электронных образовательных ресурсов, мониторингом и корректировкой процесса обучения, при активном взаимодействии студентов и преподавателей разных кафедр, лидерстве студентов.


Библиографическая ссылка

Лозовая Н.А., Сомова М.Н. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33638 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674