Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОПРОСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ УНИВЕРСИТЕТА

Боровкова М.Г. 1 Краснов М.В. 1 Николаева Л.А. 1 Григорьева М.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Дистанционный формат обучения занимает всё более прочные позиции в современном образовании, чему в немалой степени способствовала вынужденная изоляция во время пандемия новой коронавирусной инфекции. Цель исследования – изучить отношение студентов медицинских специальностей к внедрению в учебный процесс дистанционных образовательных технологий. Проведено онлайн-анкетирование 288 студентов медицинского факультета Чувашского государственного университет имени И.Н. Ульянова. В статье представлен анализ удобства используемых образовательных платформ, форм работ, положительных и отрицательных сторон обучения в дистанционном режиме. Исследование показало, что чаще в процессе дистанционного обучения использовались СДО Moodle, Zoom-сессии со студентами, вебинары. Наиболее частыми формами работ для студентов были задания для самостоятельного выполнения, онлайн-тестирование, видеозанятия. Около половины студентов испытывали неудобства от отсутствия непосредственного контакта с преподавателем. При этом на хорошо и отлично оценила работу преподавательского состава большая часть студентов. Уровень мотивации к обучению в рамках дистанционной формы у значительной части студентов уменьшился. Примерно столько же респондентов считают, что качество образования в связи с переходом на дистанционный формат ухудшилось. Тем не менее студенты нашли и преимущества дистанционной формы обучения. Большая часть студентов таковыми считает возможность учиться в комфортной обстановке, совмещать работу с учебой, минимальный риск заражения инфекцией, персональный темп освоения программы. В качестве основного отрицательного момента дистанционного обучения студенты отметили невозможность личного активного общения с однокурсниками.
студенты
медицинские специальности
дистанционное обучение
1. Боровкова М.Г., Краснов М.В., Николаева Л.А., Григорьева М.Н. Отношение студентов медицинских специальностей к научно-исследовательской деятельности // Современные
проблемы науки и образования. 2022. № 4. URL: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=31851 (дата обращения: 24.06.2024). DOI: 10.17513/spno.31851.
2. Абаева О.П. Отношение студентов и преподавателей к дистанционному обучению в период эпидемии коронавирусной инфекции нового типа // Главврач. 2020. № 6. С. 36-43.
3. Щелгачёв Д.С., Сивцова А.В. Отношение студентов к дистанционной форме обучения // Вестник молодёжной науки Алтайского государственного аграрного университета. 2020. № 1. С. 238-242.
4. Михайленко В.А., Сивцова А.В. Отношение студентов к дистанционному обучению // Вестник молодёжной науки Алтайского государственного аграрного университета. 2020. № 1. С. 223-226.
5. Ишматова А.С., Лукьянова Л.М. Восстановление физической формы студентов в период дистанционного обучения (на примере студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета) // Наука 2020. 2021. № 7 (52). С. 51-57.
6. Елшанский С.П., Ферапонтова М.В., Ефимова О.С. Отношение студентов к дистанционному обучению в период пандемии: положительные и отрицательные аспекты // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 125-136.
7. Тихонова А.Ю., Солтис А.В. Ценностное отношение студентов к качеству образования в педагогическом вузе (на примере дистанционного обучения) // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32273 (дата обращения: 24.07.2024). DOI: 10.17513/spno.32273.
8. Иванова И.Ю., Дусенко С.В., Беломестнова М.Е., Никифорова Ю.О. Отношение студентов и педагогов к дистанционному обучению: опыт российских спортивных вузов // Теория и практика физической культуры. 2022. № 6. С. 60-62.
9. Косова Ю.Д., Лаксаева Е.А., Аронова М.А. Отношение студентов медицинского вуза к обучению с применением дистанционных технологий // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 3 (56). С. 162-167.
10. Басимов М.М., Падурина Е.А., Доценко Е.А. Отношение к дистанционному обучению в период пандемии у студентов медицинских и классических профессий // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2021. Т. 20. № 4 (161). С.79-90.

Введение

В последние годы происходит активное внедрение цифровых технологий, включая дистанционный формат обучения, в образовательный процесс. Современные технические средства обучения призваны модернизировать учебный процесс, способствовать развитию креативности педагогов, активизировать мыслительную деятельность студентов, обеспечивать возможность дистанционного обучения и развивать систему непрерывного образования, что в конечном итоге должно повышать эффективность учебного процесса [1].

Необходимо отметить, что изучение вопросов дистанционного обучения наиболее актуально в тех направлениях образования, где приобретение студентами практических навыков является насущной необходимостью и неотъемлемой частью их будущей специальности. Речь идёт о студентах медицинских факультетов. На первых курсах студенты изучают фундаментальные медицинские науки, выполняют лабораторные работы, что требует непосредственного присутствия на занятии. На старших курсах курация больных и работа над историей болезни является важной составляющей освоения клинических дисциплин студентами медицинских специальностей. Особое значение имеет формирование у студентов навыков общения с пациентами (детьми и взрослыми), поскольку при отсутствии контакта с пациентом врач не может в полной мере оказать ему квалифицированную помощь. Самым эффективным методом изучения клинической дисциплины является работа у постели больного. У постели больного обучающиеся овладевают навыками проведения полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), выявления патологических симптомов и синдромов, формулирования диагноза. Некоторые авторы, изучившие опыт проведения теоретических занятий для студентов медицинского университета в условиях вынужденной изоляции учащихся и преподавателей, и на основании анализа опроса студентов об учебе и жизни в данных условиях, а также преподавателей о трудностях организации дистанционного обучения пришли к заключению о том, что данная ситуация является хорошим опытом, а цифровые образовательные технологии станут неотъемлемой частью учебного процесса в будущем [2].

Цель исследования – изучить отношение студентов медицинских специальностей к внедрению в учебный процесс дистанционных образовательных технологий.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности и педагогические технологии дистанционного формата обучения.

2. Изучить влияние дистанционного формата обучения на качество образования.

3. Выявить преимущества и недостатки технологий дистанционного обучения.

Материалы и методы исследования

Проведено онлайн-анкетирование студентов 5 курса медицинского факультета ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». В опросе приняли участие 288 студентов. Анкета состояла из вопросов закрытого и открытого типов, содержание которых полностью отражает отношение студентов к дистанционному формату обучения. Статистическая обработка проведена с помощью программы Microsoft Excel.

Результаты исследования и их обсуждение

Среди опрошенных было 62,5% девушек и 37,5% юношей. Большинство студентов (78,5%) без каких-либо проблем перешли на непривычные условия дистанционного формата обучения, остальные студенты (21,5%) имели трудности адаптации при переходе на новые условия обучения.

Для дистанционного обучения использовались различные устройства: мобильный телефон (90,3%), ноутбук (66,7%), персональный компьютер (26,4%), планшет (25,7%). Преподаватели в процессе обучения использовали сайт Центра дистанционного обучения (система дистанционного обучения – СДО Moodle) университета (51,4%), Zoom-сессии со студентами (50,7%), вебинары (49,3%), онлайн-лекции (45,8%), презентации (37,5%), ресурсы электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) университета (30,6%). Около половины студентов (42,4%) отметили, что в процессе их обучения были задействованы все перечисленные образовательные инструменты. Задания по дисциплинам студенты получали с помощью мессенджеров Viber, WhatsApp и др. (77,8%), по электронной почте (75,7%), с использованием СДО Moodle (54,2%), социальных сетей (46,5%), ЭИОС университета (27,8%). Направляли выполненные работы студенты на электронную почту (89,6%), с помощью мессенджеров Viber, WhatsApp и др. (83,3%), СДО Moodle (56,9%), социальных сетей (40,3%), ЭИОС университета (21,5%).

Более половины опрошенных (53,5%) ответили, что им удобно и нравится обучаться в дистанционном режиме; 16% студентов учиться удобно, но сложно; ещё 16% – неудобно, очень трудно; затруднились ответить на вопрос 8,3% респондентов.

Студенты также оценили удобство использования образовательных инструментов по 5-балльной шкале. Более половины анкетируемых оценили цифровые образовательные платформы в целом как удобные (таблица).

Удобство использования цифровых платформ в процессе дистанционного формата обучения

Цифровая

платформа

Кол-во, %

Оценочные баллы

5 –

очень

удобно

4 –

удобно

3 –

не очень удобно

2 –

неудобно

1 –

совсем

неудобно

ЭИОС

18,8

38,9

31,9

6,2

4,2

Сайт университета

25,7

42,4

25,7

4,9

1,4

Сайт Научной библиотеки

20,8

31,3

29,9

11,1

6,9

СДО Мооdle

29,2

43,7

20,8

2,8

3,5

Электронные ресурсы профессорско-преподавательского состава

18,8

36,8

34,0

4,9

5,6

Электронно-библиотечные системы

18,8

36,8

31,9

6,3

6,3

Группа в социальной сети «ВКонтакте»

39,6

40,3

16,0

1,4

2,8

Образовательный портал на сайте университета

22,0

44,0

26,2

6,4

1,4

Формами работ при обучении в дистанционном формате, которые использовали преподаватели, были задания для самостоятельного выполнения (66,7%), онлайн-тестирование (66,7%), видеозанятия (61,1%), проверка заданий для самостоятельного выполнения (45,8%), размещение учебных материалов (39,6%), проведение индивидуальных занятий (24,3%). При этом 50,7% студентов испытывали неудобства от отсутствия личного общения с преподавателем. Исследование, проведённое в Алтайском государственном аграрном университете, показало, что большая часть обучающихся (90%) предпочитает очное обучение, что скорее связано с тем, что студентам комфортнее учиться при непосредственном общении с преподавателем, имея возможность в любой момент задать вопрос по изучаемой теме напрямую в случае непонимания учебного материала [3].

Как отличную и хорошую оценили работу профессорско-преподавательского контингента и хотели бы получать учебные материал сверх программы 34% и 30,6% опрошенных соответственно. Четверть студентов (24,3%) не осваивают материал полностью и посчитали, что преподаватели работали удовлетворительно. Не понимают темы в данном формате обучения 5,6%, затруднились дать ответ также 5,6% студентов.

Уровень мотивации к обучению в рамках дистанционного формата увеличился у 22,9%, не изменился у 36,1%, уменьшился у 36,8% студентов, затруднились ответить 4,2% анкетируемых. По-разному студенты оценили объём учебной нагрузки в этот период: у 20,8% обучающихся она увеличилась, у 35,4% – уменьшилась, у 31,3% – не изменилась, 12,5% анкетируемых не определились с ответом. Оценивая успешность собственной учебы в семестре с дистанционным обучением, часть студентов (31,3%) отметили, что она не изменилась по сравнению с очным режимом работы; в другой части студентов пришли к мнению, что эффективность их работы незначительно или существенно снизилась (27,1% и 13,9% соответственно); пятая часть студентов (19,4%) стали учиться лучше; затруднились ответить 8,3% человек.

Преимуществами обучения в дистанционном режиме студенты считают возможность учиться дома, используя привычное и удобное рабочее место (62,5%), это лучшая возможность совмещать работу с учебой (61,1%), низкий риск заражения опасной инфекцией (58,3%), индивидуальный темп обучения (56,3%), возможность повторно посмотреть видеозапись лекций (50%), скачать материалы лекции, презентации (44,4%), получить учебный материал дополнительно к базовому по интересующему предмету (14,6%), использовать современные цифровые технологии (44,4%), лучший, более удобный и доступный уровень общения с преподавателями (31,9%), совершенствование навыков самостоятельной работы (27,1%), образование более открытой и доброжелательной платформы для учебы (25%), повышение качества обучения (20,1%). Не видят преимуществ в дистанционном формате обучения 11,7% юношей и девушек. По данным опубликованных исследований, 14-18% студентов готовы перейти на дистанционное обучение, так как такая форма обучения имеет ряд преимуществ, а именно позволяет сэкономить время, даёт возможность устроиться на работу, заняться саморазвитием и любимым делом [3; 4].

Негативными сторонами дистанционной формы работы студенты считают прекращение непосредственного общения с однокурсниками, отсутствие общих студенческих мероприятий (44,4%), невозможность личного непосредственного контакта с преподавателем (41,7%), необходимость осваивать самостоятельно большой объем материала (34,7%), отсутствие контактных видов занятий (32%), снижение физической активности (29,9%), низкий уровень организации дистанционного обучения в университете (28,5%), необходимость самостоятельно устраивать и планировать свое учебное время (24,3%), потребность в освоении современных информационно-коммуникационных технологий (16,7%). Четверть опрошенных (24,3%) считает, что в дистанционном формате обучения нет недостатков.

Студенты в период дистанционного обучения испытывали некоторые проблемы. Трудности выражались в проблемности выполнения заданий практического характера без объяснений преподавателя (18,8%), недостаточном уровне самодисциплины (15,9%), избыточном количестве заданий (14,2%), нехватке предлагаемого дистанционного материала (11,3%), неудобстве пользования сайтом дистанционного обучения (11,3%), недостатке знаний цифровых технологий (9,3%), невозможности эффективно заниматься дома, где много отвлекающих факторов и нет изолированного удобного рабочего места (9,3%), запоздалом поступлении заданий и материалов для учёбы (8,4%).

Среди технических проблем, с которыми встретились студенты при работе в онлайн-режиме, респонденты отметили технические нарушения во время трансляции лекции или презентации (48,6%), медленный интернет (35,4%), некорректную передачу некоторых лекций (28,5%), плохую обратную связь (27,8%), неосуществимость скачивания на персональный компьютер лекции или презентации (24,3%), необходимость иметь доступ к интернету (23,6%), недостаточное знание персонального компьютера (15,3%).

Не встретили трудностей и технических проблем 1,5% и 21,5% студентов соответственно.

Около половины респондентов отметили, что качество образования в связи с переходом в дистанционный формат улучшилось или не изменилось (11,8% и 36,8% соответственно), 40,3% – что ухудшилось. Затруднились ответить на вопрос 11,1% анкетируемых. Удовлетворены процессом обучения в дистанционном режиме в целом 59%, скорее не удовлетворены – 35,4%, затруднились ответить 5,6% студентов.

Полученные результаты отчасти согласуются с литературными данными, которые показывают, что студенты, находившиеся на дистанционном формате обучения, прочувствовали на себе, что отсутствие физической активности приводит к ухудшению самочувствия и другим негативным последствиям малоподвижного образа жизни, и возвращаться к нему не хотят [5]. Положительными сторонами онлайн-обучения студенты назвали комфорт и удобство при нахождении дома, безопасность в условиях вынужденной изоляции, успешность освоения знаний. Отрицательными сторонами респонденты посчитали возникающие технические проблемы, недостаток непосредственного общения, недостаточный уровень качества образования [6]. Анкетирование, проведённое в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова, позволило авторам сделать заключение, что обучающиеся положительно оценили обучение в дистанционном формате, но отметили, что часть студентов также испытывали некоторые технические трудности [7]. Представляет интерес для авторов статьи одно из исследований, в котором приняли участие 207 студентов и 60 преподавателей из 11 образовательных организаций высшего образования. Анализ данных показал в целом положительное отношение студентов и преподавателей образовательных организаций к дистанционному обучению, но около половины респондентов обеих групп не имели желания продолжать учебу и работу в дистанционном формате. И студенты, и преподаватели в процессе учебы и работы встречались с трудностями различного характера, в том числе технического [8]. Но наиболее близко по характеру исследования и контингенту респондентов онлайн-анкетирование среди студентов 1-4 курсов лечебного факультета, проведённое в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова. Наиболее позитивно оценили дистанционное обучение студенты младших курсов. Студенты старшего курса более низко оценили данный формат, что, возможно, связано с необходимостью приобретения на данном этапе практических навыков в очном формате обучения. Старшекурсники из положительных сторон дистанционного формата наиболее часто отмечали персональный темп обучения и возможность совершенствования самостоятельной работы с учебным материалом по теоретическим дисциплинам, в связи с чем выразили желание использования элементов дистанционного обучения в дальнейшем образовании [9].

Авторами были приведены опубликованные в литературе данные анализа мнений студентов медицинских и немедицинских направлений подготовки. Во многих вопросах заметны общие тенденции отношения к дистанционному обучению, что также подтверждается данными исследования, проведённого среди студентов медицинских и классических специальностей. Студенты обеих профессиональных групп дали дистанционному обучению общую положительную оценку, и большинство из них нашли схожие преимущества обучения в дистанционном режиме: увеличение количества свободного времени, экономию средств на транспорт, возможность самоорганизации и рационального распределения времени, возможность повторного просмотра занятий, совмещения учёбы с работой. Более того, студенты-медики оказались более лояльны к дистанционному обучению и хотели бы сохранить некоторые его элементы в дальнейшем [10].

Необходимо сказать и о личных достижениях, которые будущие специалисты смогли реализовать в период дистанционного формата работы. Студенты смогли прочесть книги, посмотреть художественные и научно-познавательные киноленты (70,8%), приступили к изучению новых научных направлений (35,4%), углубили свои познания в области цифровых технологий (34,7%), изучали иностранный язык (24,3%), подготовили публикацию (22,2%).

Заключение

Таким образом, чаще в процессе дистанционного обучения использовались СДО Moodle, Zoom-сессии со студентами, вебинары. Наиболее частыми формами работ для студентов были задания для самостоятельного выполнения, онлайн-тестирование, видеозанятия. Около половины студентов (50,7%) испытывали неудобства от отсутствия непосредственного контакта с преподавателем. При этом на хорошо и отлично оценила работу преподавательского состава большая часть студентов (64,6%). Уровень мотивации к обучению в рамках дистанционной формы у значительной части студентов (36,8%) уменьшился. Примерно столько же респондентов (40,3%) считают, что качество образования в связи с переходом на дистанционный формат ухудшилось. Тем не менее студенты нашли и преимущества дистанционной формы обучения. Большая часть студентов таковыми считает возможность учиться в комфортной обстановке, совмещать работу с учебой, минимальный риск заражения инфекцией, персональный темп освоения программы. В качестве основного отрицательного момента дистанционного обучения студенты отметили невозможность личного активного общения с однокурсниками (44,4%).

С учетом опыта преподавания в дистанционном режиме преподавателями ЧГУ им. И.Н.Ульянова успешно используются различные инструменты цифровизации образования: электронные рабочие журналы; лекции с использованием компьютерных презентаций, видеолекции; электронные учебники и учебно-методические пособия, онлайн-тестирование, эссе, ситуационные задачи для различных уровней контроля знаний на базе электронной среды MOODLE университета. Но очевидно, что цифровые образовательные технологии не могут полностью заменить контактных форм работы при подготовке медицинских специалистов.


Библиографическая ссылка

Боровкова М.Г., Краснов М.В., Николаева Л.А., Григорьева М.Н. ВОПРОСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33563 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674