Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Новосёлова А.Е. 1 Осипова И.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет"
Цель работы: выделить организационно-педагогические условия, которые необходимы для развития профессионально-педагогической компетентности педагогов профессиональной школы. В статье рассматриваются педагоги профессиональной школы в области документационного обеспечения управления, работающие в среднем профессиональном образовании. Данные педагоги занимаются подготовкой обучающихся по ФГОС СПО «46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение». Методы, которыми авторы пользовались в работе: анализ, синтез и моделирование. В основной части авторы рассмотрели, что дополнительное профессиональное образование играет важную роль в профессиональной деятельности педагогов профессиональной школы среднего профессионального образования в области документационного обеспечения управления. В образовательной сфере важно не только обладать определенными компетенциями, но и уметь успешно применять их в работе, что позволяет педагогу эффективно взаимодействовать со слушателями и обеспечивать качественное образование. Авторы выделили организационно-педагогические условия, необходимые для развития профессионально-педагогической компетентности педагога профессиональной школы в области документационного обеспечения управления. В работе авторы выделили три организационно-педагогических условия: 1) описание профессионально-педагогической компетентности, 2) алгоритм проектирования модульной дополнительной профессиональной образовательной программы, 3) организация информационной образовательной среды. В заключение авторы подтвердили необходимость выделенных организационно-педагогических условий для развития профессионально-педагогической компетентности педагогов профессиональной школы в области документационного обеспечения управления.
организационно-педагогические условия
профессионально-педагогическая компетентность
педагог профессиональной школы
компетенция
компетентность
1. Алехина Н.В., Кораблева Г.В. Инновации в образовательном процессе системы повышения квалификации преподавателей высшей школы // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 108-110.
2. Новосёлова А.Е. Компетентностный подход к педагогу дополнительного профессионального образования // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 111-114.
3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. М.: Академия, 2007. 352 с.
4. Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. Словарь-справочник российского профессионального образования // Федеральный институт развития образования. 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru (дата обращения: 01.05.2024).
5. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования развития личности // Проблемы психологии личности. 2021. С. 140–147.
6. Барангулова С.М. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность // Молодой ученый. 2022. № 7 (42). С. 247-249.
7. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. № 151. С. 217-223.
8. Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. 2022. № 2. С. 9-12.
9. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика: научно-теоретический журнал. 2019. № 8. С. 3-8.
10. Новосёлова А.Е., Осипова И.В. Проектирование модульной дополнительной профессиональной образовательной программы «Документационное и правовое обеспечение деятельности образовательной организации» в ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 2. С. 3779-3787.

Дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) как залог успеха педагогической карьеры занимает все более значимое место в современном профессиональном и карьерном развитии, в том числе педагогов. В условиях динамично развивающегося рынка труда ДПО становится неотъемлемым фактором повышения квалификации и расширения профессиональных компетенций. Современные работодатели высоко ценят педагогов профессиональной школы в области документационного обеспечения управления, работающих в среднем профессиональном образовании (далее – педагоги; педагоги ПШ в области ДОУ), способных адаптироваться к новым требованиям и технологиям. ДПО позволяет педагогам приобретать актуальные знания и навыки, делая их более конкурентоспособными на рынке труда. Одним из ключевых преимуществ ДПО является его гибкость. Педагоги могут выбирать программы обучения, которые максимально соответствуют их профессиональным потребностям и интересам. Они могут изучать новые технологии, совершенствовать навыки в конкретной области или углублять имеющиеся знания в уже изученных сферах. Такой индивидуальный подход позволяет педагогам повышать квалификацию, не отрываясь от основной деятельности. Расширение компетенций ДПО расширяет возможности педагогов в области их профессиональной деятельности. Благодаря дополнительным знаниям и навыкам они могут внедрять в свою практику инновационные методики обучения, повышать мотивацию обучающихся, эффективно использовать образовательные технологии. Это, в свою очередь, способствует повышению качества образования и достижению лучших результатов в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, дополнительное профессиональное образование является важнейшим фактором профессионального развития педагогов в современных условиях. Его гибкость, индивидуальный подход и практическая направленность позволяют педагогам расширять свои компетенции, повышать востребованность и добиваться успехов в своей профессиональной деятельности.

Более того, дополнительное профессиональное образование может быть полезно не только для повышения квалификации, но и для личного развития. Педагоги могут расширить свой кругозор, узнать новые факты и идеи, общаться с единомышленниками и находить вдохновение. Это помогает им стать более уверенными и успешными в различных сферах жизни [1].

Таким образом, дополнительное профессиональное образование играет важную роль в современном обществе. Оно позволяет педагогам не только расширить свои знания и навыки, но и быть готовыми к вызовам, которые может предложить современный рынок труда. Поэтому все больше педагогов признают его значимость и стремятся получить дополнительное профессиональное образование для достижения успеха в своей профессиональной сфере.

Цель исследования – выделить организационно-педагогические условия, которые необходимы для развития профессионально-педагогической компетентности педагогов профессиональной школы в области документационного обеспечения управления (далее – педагоги ПШ в области ДОУ), работающих в среднем профессиональном образовании.

Материалы и методы исследования

Общенаучные методы, такие как анализ, синтез и моделирование, широко используются в научных исследованиях для выявления, описания и создания новых знаний. В статье анализ позволил выявить организационно-педагогические условия профессионально-педагогической компетентности, синтез использовался для описания компетенций, а моделирование помогло создать рисунки и иллюстрации. Эти методы позволяют систематизировать информацию, делать выводы на основе анализа данных и создавать новые концепции или модели. Их использование способствует более глубокому пониманию изучаемых явлений и является важным инструментом в научных исследованиях.

Результаты исследования и их обсуждение

Компетентность и компетенции - основа профессионально-педагогической подготовки педагогов профессиональной школы в области документационного обеспечения управления (далее – педагоги ПШ в области ДОУ). В педагогике понятия «компетентность» и «компетенция» являются основополагающими в определении требований к педагогам ПШ в области ДОУ. Эти термины, хотя и близки по своему значению, имеют определенные различия. Компетенция представляет собой совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для выполнения конкретных профессиональных задач. Она является более узким понятием, включающим в себя конкретные действия и знания, которые может продемонстрировать человек. Компетентность, в свою очередь, отражает способность применять компетенции на практике. Это умение использовать имеющиеся знания и навыки для решения профессиональных задач, достижения поставленных целей и эффективного взаимодействия со слушателями.

Одни исследователи считают, что «компетенция» относится к конкретным действиям, в то время как «компетентность» охватывает более широкий спектр качеств и способностей. Другие утверждают, что эти термины взаимосвязаны и могут использоваться взаимозаменяемо [2, с. 112]. Независимо от терминологических различий сутью обоих понятий является наличие определенного набора знаний, навыков и личностных качеств, которые позволяют педагогу эффективно выполнять профессиональные задачи.

Далее покажем, как представлены данные термины в работах отечественных педагогов. Так, В.В. Краевский и А.В. Хуторской предлагают рассматривать компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [3, с. 58].

Формирование компетенций педагогов в области документационного обеспечения управления является важной задачей для повышения эффективности образовательного процесса. Рассмотрим несколько этапов, которые могут помочь в этом процессе. Во-первых, обучение нормативной базе: педагогам необходимо ознакомиться с законодательством и нормативными документами, регулирующими деятельность образовательных организаций. Во-вторых, развитие навыков работы с документами: педагоги должны уметь грамотно составлять и анализировать различные документы, такие как отчеты, планы работы, протоколы и т.д. В-третьих, использование информационных технологий: обучение педагогов работе с электронными документами, базами данных и специализированными программами для управления документацией. В-четвертых, обмен опытом: организация семинаров, тренингов и мастер-классов, где опытные педагоги могут делиться своими знаниями и навыками в области документационного обеспечения управления. В-пятых, практические задания: проведение практических занятий, где педагоги могут применить полученные знания на практике, например разработав план работы на следующий учебный год или отчет о проделанной работе. В-шестых, поддержка и менторство: назначение опытных коллег-менторов, которые могут помочь новичкам освоить навыки работы с документацией и поддерживать их в процессе обучения. Наконец, оценка результатов: проведение регулярной оценки компетенций педагогов в области документационного обеспечения управления и обратная связь для постоянного совершенствования. Таким образом, эффективное формирование компетенций в области документационного обеспечения управления поможет педагогам быть более профессиональными и успешными в своей работе [4].

Также В.В. Краевский и А.В. Хуторской обращаются к понятию компетентности, которую понимают как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [3, с. 60].

Таким образом, компетенции и компетентность педагогов в области документационного обеспечения управления играют ключевую роль в эффективной организации образовательного процесса. Компетенции представляют собой совокупность знаний, умений, навыков, качеств личности, а также способности и готовности их применять в конкретной ситуации. Примерами компетенций могут быть умение анализировать и интерпретировать нормативные документы в области образования; навык составления планов работы и отчетов; знание законодательства об образовании и умение применять его на практике и т.п. Компетентность – это способность человека успешно применять свои компетенции в конкретной ситуации или области деятельности. Примерами могут быть умение эффективно работать с документами и информацией в учебном процессе; способность адаптироваться к изменениям в законодательстве и методиках документационного обеспечения управления; готовность и способность к саморазвитию в области документационного обеспечения управления и т.д. Итак, для повышения компетентности педагогов в области документационного обеспечения управления необходимы систематическое обучение, практическая работа с документами, саморазвитие и постоянное повышение квалификации. Только так педагоги смогут эффективно управлять документацией, соответствовать требованиям законодательства и обеспечивать качество образовательного процесса [2, с. 112].

Организационно-педагогические условия играют важную роль в образовательном процессе, и отечественные педагоги придают им особое внимание. Давайте рассмотрим несколько важных аспектов этих условий.

Первое важное условие - наличие квалифицированного педагогического коллектива. Профессиональные педагоги, обладающие глубокими знаниями и опытом, способны организовать учебный процесс максимально эффективно. Они понимают индивидуальные потребности каждого обучающегося и стремятся создать условия, которые позволят каждому раскрыть свой потенциал. Кроме того, современные педагоги активно применяют инновационные методы обучения, используют различные интерактивные и коммуникативные подходы, чтобы сделать учебный процесс более увлекательным и эффективным [5].

Второе условие - наличие необходимых материально-технических ресурсов. В современном образовании информационные и коммуникационные технологии играют важную роль. Образовательным организациям необходимо оснащать кабинеты компьютерами, проекторами, интерактивными досками и другими современными средствами обучения. Это помогает создать интерактивную и инновационную образовательную среду, которая способствует активному участию слушателей в обучении и развитии их навыков работы с современными технологиями.

Третье условие - систематическая организация работы с учебной программой. Регулярная и структурированная учебная работа способствует повышению качества знаний и навыков обучающихся. Это включает планирование и проведение учебных занятий, контроль и оценку учебных достижений, а также индивидуальную работу с каждым обучающимся для эффективного освоения материала.

Педагоги стараются создать разнообразные и интерактивные уроки, используя различные методы и формы работы, чтобы учебный процесс был интересным и позволял каждому обучающемуся достичь успеха.

Кроме того, современные организационно-педагогические условия также включают в себя создание благоприятной образовательной среды, где каждый обучающийся чувствует себя комфортно и поддерживается в своих усилиях. Это может включать организацию внеклассных мероприятий, спортивных соревнований, культурных мероприятий и других форм дополнительной поддержки и развития обучающихся.

В целом организационно-педагогические условия являются важной составляющей успешного образовательного процесса. Они обеспечивают эффективное взаимодействие между педагогами и обучающимися, создают благоприятную образовательную среду и способствуют достижению высоких результатов в обучении и развитии каждого
слушателя [6-9].

Авторы же в своей работе выделили такие организационно-педагогические условия, которые необходимы именно для развития профессионально-педагогической компетентности педагога ПШ в области ДОУ, занимающегося подготовкой обучающихся по специальности «46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Первое организационно-педагогическое условие - описание профессионально-педагогической компетентности, отражающее совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности с учетом требований профессиональных стандартов.

Профессионально-педагогическая компетентность является ключевым аспектом работы педагогов профессиональной школы в области документационного обеспечения управления. Она включает в себя несколько компетенций, каждая из которых играет важную роль в эффективной организации образовательного процесса.

Первая компетенция - профессионально-технологическая - требует от педагога профессиональной школы в области документационного обеспечения управления умения эффективно управлять и организовывать образовательный процесс. Это означает, что педагог ПШ в области ДОУ должен быть готов к самостоятельному выполнению профессиональных действий, связанных с управлением, обеспечением и участием в образовательном процессе. Для успешной работы педагогу ПШ в области ДОУ необходимо знать организацию работы с документами в образовательной организации на основе современной нормативно-методической базы. Это включает в себя умение работать с различными типами документов, а также знание современных стандартов и требований к документации в образовательной сфере.

Вторая компетенция - педагогическая - предполагает, что педагог ПШ в области ДОУ должен обладать не только глубокими знаниями в своей предметной области, но и комплексом педагогических умений. Это позволяет педагогу ПШ в области ДОУ успешно выполнять профессиональные задачи и обеспечивать качественное образование. Помимо этого, профессионально-педагогическая деятельность требует от педагога ПШ в области ДОУ обладания общечеловеческими качествами, которые формируют ценностно-нравственный стержень. Среди таких качеств можно выделить сострадание и сочувствие, честность и добросовестность, справедливость и объективность, а также другие.

Третья компетенция - социально-коммуникативная - предполагает владение современными технологиями и тонкостями делового общения. Педагог ПШ в области ДОУ должен обладать знаниями и уметь использовать различные программы и приложения, а также эффективно взаимодействовать с коллегами, обучающимися и руководителями как в письменной, так и в устной форме. Развитие навыков самоуправления и умение адаптироваться к различным ситуациям также являются важными аспектами этой компетенции.

Четвертая компетенция - дидактико-технологическая. В наше время, где информационные технологии играют все более важную роль, умение использовать различные программы и приложения становится необходимым навыком для педагога ПШ в области ДОУ. Развитие навыков самоуправления также является важной составляющей профессионально-педагогической компетентности. Педагог ПШ в области ДОУ должен уметь планировать свою работу, устанавливать приоритеты, эффективно использовать свое время и ресурсы. Это позволит ему быть более продуктивным и успешным в своей профессиональной деятельности.

Пятая компетенция - рефлексивно-оценочная - способность к реализации своих профессиональных умений по применению системы оценивания как себя, так и обучающегося.

Важно отметить, что профессионально-педагогическая компетентность является динамичной и требует постоянного развития и совершенствования. Педагоги ПШ в области ДОУ должны постоянно обновлять свои знания и навыки, следить за современными требованиями и изменениями в образовательной сфере. Только так они смогут эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и обеспечивать качественное образование для своих обучающихся.

Далее авторы представили алгоритм проектирования разработанной модульной дополнительной профессиональной образовательной программы, что является вторым организационно-педагогическим условием. Модульная дополнительная профессиональная образовательная программа является инновационным подходом к созданию обучающих курсов. Ее алгоритм проектирования представляет собой структурированный подход, который позволяет учитывать потребности и требования заказчика обучения. Основная идея модульной технологии заключается в создании гибкой образовательной траектории для слушателей, позволяющей им выбирать наиболее удобный режим работы с учебным контентом. Одним из главных преимуществ модульного подхода является возможность индивидуализации обучения. Каждый модуль может быть спроектирован таким образом, чтобы соответствовать конкретным целям и задачам обучения. Это позволяет студентам выбирать только те модули, которые наиболее полно отвечают их потребностям и интересам. Такой подход делает процесс обучения более эффективным и интересным, поскольку студенты занимаются только тем материалом, который действительно необходим им для достижения поставленных целей. Еще одно преимущество модульной технологии заключается в возможности адаптации к потребностям и уровню подготовки слушателей. Каждый студент имеет свои индивидуальные особенности и требования, и модульная программа позволяет учесть их все. Модульная технология открывает новые возможности для образования, делая его более интересным и результативным для всех его участников. На рисунке 1 представлен алгоритм проектирования модульной дополнительной профессиональной образовательной программы.

Рис. 1. Алгоритм проектирования модульной дополнительной профессиональной образовательной программы

Описание выявленной профессионально-педагогической компетентности педагога профессиональной школы позволило спроектировать дополнительную профессиональную образовательную программу «Документационное и правовое обеспечение деятельности образовательной организации» по модульной технологии. Данная программа состоит
из 5 модулей, каждый из которых оснащен дидактическим обеспечением с размещением учебно-программных материалов в информационной образовательной среде ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогической университет» (далее – РГППУ).

Основная цель дополнительной профессиональной образовательной программы заключается в развитии профессионально-педагогической деятельности сотрудников образовательной организации путем повышения их профессионально-педагогической компетентности. Участники программы должны усвоить новейшие подходы к работе с документами, освоить современные технологии и инструменты управления документами, а также научиться применять их в своей повседневной практике [10].

Третье организационно-педагогическое условие – организация информационной образовательной среды (далее – ИОС) способствует совершенствованию процесса повышения квалификации. На рисунке 2 представлена структура информационной образовательной среды РГППУ. Данная ИОС включает в себя использование интерактивных учебных материалов, онлайн-курсов, мультимедийных ресурсов, адаптивных образовательных платформ, облачных технологий, виртуальной и дополненной реальности, а также персонализированных образовательных программ. Эти инновации направлены на создание более гибких, доступных и эффективных образовательных сред для слушателей всех возрастов.

Такая организация обучения повышает самостоятельность слушателей при формировании профессионально-педагогической компетентности педагога ПШ в области ДОУ, а также позволяет выбирать индивидуальный темп и время обучения, обеспечивает доступ к учебно-методическим материалам программы, способствует непрерывности обучения, достижению улучшения образовательного результата.

Рис. 2. Структура информационной образовательной среды РГППУ

Для подтверждения эффективности разработанных организационно-педагогических условий авторами было проведено исследование. Педагоги ПШ в области ДОУ были разделены на две группы: контрольную (57 человек) и экспериментальную (76 человек). К экспериментальной группе были применены именно выделенные организационно-педагогические условия. Результаты анкетирования педагогов ПШ в области ДОУ курсов повышения квалификации указывают, что 74% респондентов отметили прогрессивный характер модульной образовательной технологии. Из собеседований с педагогами ПШ в области ДОУ, представленных в форме SWOT-анализа, авторы также получили подтвержденное актом внедрения положительное мнение о предпочтении модульной образовательной программы при повышении квалификации. Результаты представлены в таблице.


Результаты итогового тестирования

Профессионально-педагогическая компетентность

Контрольная группа (57 человек)

Экспериментальная группа

(76 человек)

Уровень развития профессионально-педагогической компетентности

(кол-во человек)

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Профессионально-технологическая компетенция

22

18

17

47

10

6

Педагогическая компетенция

34

13

10

55

15

6

Социально-коммуникативная компетенция

39

6

12

61

7

8

Дидактико-технологическая компетенция

31

15

11

59

11

6

Рефлексивно-оценочная компетенция

26

17

14

52

13

11

Заключение. Организационно-педагогические условия играют огромную роль в развитии профессионально-педагогической компетентности педагогов ПШ в области ДОУ в современной образовательной среде. В статье авторы выдели три организационно-педагогических условия. Первое – это описание профессионально-педагогической компетентности педагогов ПШ в области ДОУ. Данное описание предполагает выделение пяти главных, на взгляд авторов, компетенций, которые описывают профессионально-педагогическую компетентность педагогов ПШ в области ДОУ. Второе условие – спроектированная модульная дополнительная профессиональная образовательная программа «Документационное и правовое обеспечение деятельности образовательной организации» (далее – ДПОП), которая помогла проверить эффективность реализации выбранных организационно-педагогических условий. Наконец, третье условие – информационная образовательная среда РГППУ, которая помогла в организации процесса обучения по разработанной ДПОП на платформе LMS Moodle.


Библиографическая ссылка

Новосёлова А.Е., Осипова И.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33530 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674