Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER OF A PROFESSIONAL SCHOOL IN THE FIELD OF DOCUMENTATION SUPPORT

Novoselova A.E. 1 Osipova I.V. 1
1 Russian state vocational pedagogical University
The purpose of the work is to identify the organizational and pedagogical conditions that are necessary for the development of professional and pedagogical competence of teachers of a professional school. The article discusses teachers of a professional school in the field of management documentation, working in secondary vocational education. These teachers are engaged in training students according to the Federal State Educational Standard SPO 46.02.01 Documentation management and archival science. The methods used by the authors in their work: analysis, synthesis and modeling. In the main part, the authors considered that additional vocational education plays an important role in the professional activities of teachers of a vocational school of secondary vocational education in the field of documentation management. In the educational field, it is important not only to have certain competencies, but also to be able to successfully apply them in work, which allows the teacher to effectively interact with students and provide high-quality education. The authors have identified the organizational and pedagogical conditions necessary for the development of professional and pedagogical competence of a teacher of a professional school in the field of documentation management. In the work, the authors identified three organizational and pedagogical conditions: 1) description of professional and pedagogical competence, 2) algorithm for designing a modular additional professional educational program, 3) organization of the information educational environment. In conclusion, the authors confirmed the need for the identified organizational and pedagogical conditions for the development of professional and pedagogical competence of teachers of a professional school in the field of documentation management.
organizational and pedagogical conditions
professional and pedagogical competence
teacher of a professional school
competence
competence

Дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) как залог успеха педагогической карьеры занимает все более значимое место в современном профессиональном и карьерном развитии, в том числе педагогов. В условиях динамично развивающегося рынка труда ДПО становится неотъемлемым фактором повышения квалификации и расширения профессиональных компетенций. Современные работодатели высоко ценят педагогов профессиональной школы в области документационного обеспечения управления, работающих в среднем профессиональном образовании (далее – педагоги; педагоги ПШ в области ДОУ), способных адаптироваться к новым требованиям и технологиям. ДПО позволяет педагогам приобретать актуальные знания и навыки, делая их более конкурентоспособными на рынке труда. Одним из ключевых преимуществ ДПО является его гибкость. Педагоги могут выбирать программы обучения, которые максимально соответствуют их профессиональным потребностям и интересам. Они могут изучать новые технологии, совершенствовать навыки в конкретной области или углублять имеющиеся знания в уже изученных сферах. Такой индивидуальный подход позволяет педагогам повышать квалификацию, не отрываясь от основной деятельности. Расширение компетенций ДПО расширяет возможности педагогов в области их профессиональной деятельности. Благодаря дополнительным знаниям и навыкам они могут внедрять в свою практику инновационные методики обучения, повышать мотивацию обучающихся, эффективно использовать образовательные технологии. Это, в свою очередь, способствует повышению качества образования и достижению лучших результатов в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, дополнительное профессиональное образование является важнейшим фактором профессионального развития педагогов в современных условиях. Его гибкость, индивидуальный подход и практическая направленность позволяют педагогам расширять свои компетенции, повышать востребованность и добиваться успехов в своей профессиональной деятельности.

Более того, дополнительное профессиональное образование может быть полезно не только для повышения квалификации, но и для личного развития. Педагоги могут расширить свой кругозор, узнать новые факты и идеи, общаться с единомышленниками и находить вдохновение. Это помогает им стать более уверенными и успешными в различных сферах жизни [1].

Таким образом, дополнительное профессиональное образование играет важную роль в современном обществе. Оно позволяет педагогам не только расширить свои знания и навыки, но и быть готовыми к вызовам, которые может предложить современный рынок труда. Поэтому все больше педагогов признают его значимость и стремятся получить дополнительное профессиональное образование для достижения успеха в своей профессиональной сфере.

Цель исследования – выделить организационно-педагогические условия, которые необходимы для развития профессионально-педагогической компетентности педагогов профессиональной школы в области документационного обеспечения управления (далее – педагоги ПШ в области ДОУ), работающих в среднем профессиональном образовании.

Материалы и методы исследования

Общенаучные методы, такие как анализ, синтез и моделирование, широко используются в научных исследованиях для выявления, описания и создания новых знаний. В статье анализ позволил выявить организационно-педагогические условия профессионально-педагогической компетентности, синтез использовался для описания компетенций, а моделирование помогло создать рисунки и иллюстрации. Эти методы позволяют систематизировать информацию, делать выводы на основе анализа данных и создавать новые концепции или модели. Их использование способствует более глубокому пониманию изучаемых явлений и является важным инструментом в научных исследованиях.

Результаты исследования и их обсуждение

Компетентность и компетенции - основа профессионально-педагогической подготовки педагогов профессиональной школы в области документационного обеспечения управления (далее – педагоги ПШ в области ДОУ). В педагогике понятия «компетентность» и «компетенция» являются основополагающими в определении требований к педагогам ПШ в области ДОУ. Эти термины, хотя и близки по своему значению, имеют определенные различия. Компетенция представляет собой совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для выполнения конкретных профессиональных задач. Она является более узким понятием, включающим в себя конкретные действия и знания, которые может продемонстрировать человек. Компетентность, в свою очередь, отражает способность применять компетенции на практике. Это умение использовать имеющиеся знания и навыки для решения профессиональных задач, достижения поставленных целей и эффективного взаимодействия со слушателями.

Одни исследователи считают, что «компетенция» относится к конкретным действиям, в то время как «компетентность» охватывает более широкий спектр качеств и способностей. Другие утверждают, что эти термины взаимосвязаны и могут использоваться взаимозаменяемо [2, с. 112]. Независимо от терминологических различий сутью обоих понятий является наличие определенного набора знаний, навыков и личностных качеств, которые позволяют педагогу эффективно выполнять профессиональные задачи.

Далее покажем, как представлены данные термины в работах отечественных педагогов. Так, В.В. Краевский и А.В. Хуторской предлагают рассматривать компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [3, с. 58].

Формирование компетенций педагогов в области документационного обеспечения управления является важной задачей для повышения эффективности образовательного процесса. Рассмотрим несколько этапов, которые могут помочь в этом процессе. Во-первых, обучение нормативной базе: педагогам необходимо ознакомиться с законодательством и нормативными документами, регулирующими деятельность образовательных организаций. Во-вторых, развитие навыков работы с документами: педагоги должны уметь грамотно составлять и анализировать различные документы, такие как отчеты, планы работы, протоколы и т.д. В-третьих, использование информационных технологий: обучение педагогов работе с электронными документами, базами данных и специализированными программами для управления документацией. В-четвертых, обмен опытом: организация семинаров, тренингов и мастер-классов, где опытные педагоги могут делиться своими знаниями и навыками в области документационного обеспечения управления. В-пятых, практические задания: проведение практических занятий, где педагоги могут применить полученные знания на практике, например разработав план работы на следующий учебный год или отчет о проделанной работе. В-шестых, поддержка и менторство: назначение опытных коллег-менторов, которые могут помочь новичкам освоить навыки работы с документацией и поддерживать их в процессе обучения. Наконец, оценка результатов: проведение регулярной оценки компетенций педагогов в области документационного обеспечения управления и обратная связь для постоянного совершенствования. Таким образом, эффективное формирование компетенций в области документационного обеспечения управления поможет педагогам быть более профессиональными и успешными в своей работе [4].

Также В.В. Краевский и А.В. Хуторской обращаются к понятию компетентности, которую понимают как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [3, с. 60].

Таким образом, компетенции и компетентность педагогов в области документационного обеспечения управления играют ключевую роль в эффективной организации образовательного процесса. Компетенции представляют собой совокупность знаний, умений, навыков, качеств личности, а также способности и готовности их применять в конкретной ситуации. Примерами компетенций могут быть умение анализировать и интерпретировать нормативные документы в области образования; навык составления планов работы и отчетов; знание законодательства об образовании и умение применять его на практике и т.п. Компетентность – это способность человека успешно применять свои компетенции в конкретной ситуации или области деятельности. Примерами могут быть умение эффективно работать с документами и информацией в учебном процессе; способность адаптироваться к изменениям в законодательстве и методиках документационного обеспечения управления; готовность и способность к саморазвитию в области документационного обеспечения управления и т.д. Итак, для повышения компетентности педагогов в области документационного обеспечения управления необходимы систематическое обучение, практическая работа с документами, саморазвитие и постоянное повышение квалификации. Только так педагоги смогут эффективно управлять документацией, соответствовать требованиям законодательства и обеспечивать качество образовательного процесса [2, с. 112].

Организационно-педагогические условия играют важную роль в образовательном процессе, и отечественные педагоги придают им особое внимание. Давайте рассмотрим несколько важных аспектов этих условий.

Первое важное условие - наличие квалифицированного педагогического коллектива. Профессиональные педагоги, обладающие глубокими знаниями и опытом, способны организовать учебный процесс максимально эффективно. Они понимают индивидуальные потребности каждого обучающегося и стремятся создать условия, которые позволят каждому раскрыть свой потенциал. Кроме того, современные педагоги активно применяют инновационные методы обучения, используют различные интерактивные и коммуникативные подходы, чтобы сделать учебный процесс более увлекательным и эффективным [5].

Второе условие - наличие необходимых материально-технических ресурсов. В современном образовании информационные и коммуникационные технологии играют важную роль. Образовательным организациям необходимо оснащать кабинеты компьютерами, проекторами, интерактивными досками и другими современными средствами обучения. Это помогает создать интерактивную и инновационную образовательную среду, которая способствует активному участию слушателей в обучении и развитии их навыков работы с современными технологиями.

Третье условие - систематическая организация работы с учебной программой. Регулярная и структурированная учебная работа способствует повышению качества знаний и навыков обучающихся. Это включает планирование и проведение учебных занятий, контроль и оценку учебных достижений, а также индивидуальную работу с каждым обучающимся для эффективного освоения материала.

Педагоги стараются создать разнообразные и интерактивные уроки, используя различные методы и формы работы, чтобы учебный процесс был интересным и позволял каждому обучающемуся достичь успеха.

Кроме того, современные организационно-педагогические условия также включают в себя создание благоприятной образовательной среды, где каждый обучающийся чувствует себя комфортно и поддерживается в своих усилиях. Это может включать организацию внеклассных мероприятий, спортивных соревнований, культурных мероприятий и других форм дополнительной поддержки и развития обучающихся.

В целом организационно-педагогические условия являются важной составляющей успешного образовательного процесса. Они обеспечивают эффективное взаимодействие между педагогами и обучающимися, создают благоприятную образовательную среду и способствуют достижению высоких результатов в обучении и развитии каждого
слушателя [6-9].

Авторы же в своей работе выделили такие организационно-педагогические условия, которые необходимы именно для развития профессионально-педагогической компетентности педагога ПШ в области ДОУ, занимающегося подготовкой обучающихся по специальности «46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Первое организационно-педагогическое условие - описание профессионально-педагогической компетентности, отражающее совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности с учетом требований профессиональных стандартов.

Профессионально-педагогическая компетентность является ключевым аспектом работы педагогов профессиональной школы в области документационного обеспечения управления. Она включает в себя несколько компетенций, каждая из которых играет важную роль в эффективной организации образовательного процесса.

Первая компетенция - профессионально-технологическая - требует от педагога профессиональной школы в области документационного обеспечения управления умения эффективно управлять и организовывать образовательный процесс. Это означает, что педагог ПШ в области ДОУ должен быть готов к самостоятельному выполнению профессиональных действий, связанных с управлением, обеспечением и участием в образовательном процессе. Для успешной работы педагогу ПШ в области ДОУ необходимо знать организацию работы с документами в образовательной организации на основе современной нормативно-методической базы. Это включает в себя умение работать с различными типами документов, а также знание современных стандартов и требований к документации в образовательной сфере.

Вторая компетенция - педагогическая - предполагает, что педагог ПШ в области ДОУ должен обладать не только глубокими знаниями в своей предметной области, но и комплексом педагогических умений. Это позволяет педагогу ПШ в области ДОУ успешно выполнять профессиональные задачи и обеспечивать качественное образование. Помимо этого, профессионально-педагогическая деятельность требует от педагога ПШ в области ДОУ обладания общечеловеческими качествами, которые формируют ценностно-нравственный стержень. Среди таких качеств можно выделить сострадание и сочувствие, честность и добросовестность, справедливость и объективность, а также другие.

Третья компетенция - социально-коммуникативная - предполагает владение современными технологиями и тонкостями делового общения. Педагог ПШ в области ДОУ должен обладать знаниями и уметь использовать различные программы и приложения, а также эффективно взаимодействовать с коллегами, обучающимися и руководителями как в письменной, так и в устной форме. Развитие навыков самоуправления и умение адаптироваться к различным ситуациям также являются важными аспектами этой компетенции.

Четвертая компетенция - дидактико-технологическая. В наше время, где информационные технологии играют все более важную роль, умение использовать различные программы и приложения становится необходимым навыком для педагога ПШ в области ДОУ. Развитие навыков самоуправления также является важной составляющей профессионально-педагогической компетентности. Педагог ПШ в области ДОУ должен уметь планировать свою работу, устанавливать приоритеты, эффективно использовать свое время и ресурсы. Это позволит ему быть более продуктивным и успешным в своей профессиональной деятельности.

Пятая компетенция - рефлексивно-оценочная - способность к реализации своих профессиональных умений по применению системы оценивания как себя, так и обучающегося.

Важно отметить, что профессионально-педагогическая компетентность является динамичной и требует постоянного развития и совершенствования. Педагоги ПШ в области ДОУ должны постоянно обновлять свои знания и навыки, следить за современными требованиями и изменениями в образовательной сфере. Только так они смогут эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и обеспечивать качественное образование для своих обучающихся.

Далее авторы представили алгоритм проектирования разработанной модульной дополнительной профессиональной образовательной программы, что является вторым организационно-педагогическим условием. Модульная дополнительная профессиональная образовательная программа является инновационным подходом к созданию обучающих курсов. Ее алгоритм проектирования представляет собой структурированный подход, который позволяет учитывать потребности и требования заказчика обучения. Основная идея модульной технологии заключается в создании гибкой образовательной траектории для слушателей, позволяющей им выбирать наиболее удобный режим работы с учебным контентом. Одним из главных преимуществ модульного подхода является возможность индивидуализации обучения. Каждый модуль может быть спроектирован таким образом, чтобы соответствовать конкретным целям и задачам обучения. Это позволяет студентам выбирать только те модули, которые наиболее полно отвечают их потребностям и интересам. Такой подход делает процесс обучения более эффективным и интересным, поскольку студенты занимаются только тем материалом, который действительно необходим им для достижения поставленных целей. Еще одно преимущество модульной технологии заключается в возможности адаптации к потребностям и уровню подготовки слушателей. Каждый студент имеет свои индивидуальные особенности и требования, и модульная программа позволяет учесть их все. Модульная технология открывает новые возможности для образования, делая его более интересным и результативным для всех его участников. На рисунке 1 представлен алгоритм проектирования модульной дополнительной профессиональной образовательной программы.

Рис. 1. Алгоритм проектирования модульной дополнительной профессиональной образовательной программы

Описание выявленной профессионально-педагогической компетентности педагога профессиональной школы позволило спроектировать дополнительную профессиональную образовательную программу «Документационное и правовое обеспечение деятельности образовательной организации» по модульной технологии. Данная программа состоит
из 5 модулей, каждый из которых оснащен дидактическим обеспечением с размещением учебно-программных материалов в информационной образовательной среде ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогической университет» (далее – РГППУ).

Основная цель дополнительной профессиональной образовательной программы заключается в развитии профессионально-педагогической деятельности сотрудников образовательной организации путем повышения их профессионально-педагогической компетентности. Участники программы должны усвоить новейшие подходы к работе с документами, освоить современные технологии и инструменты управления документами, а также научиться применять их в своей повседневной практике [10].

Третье организационно-педагогическое условие – организация информационной образовательной среды (далее – ИОС) способствует совершенствованию процесса повышения квалификации. На рисунке 2 представлена структура информационной образовательной среды РГППУ. Данная ИОС включает в себя использование интерактивных учебных материалов, онлайн-курсов, мультимедийных ресурсов, адаптивных образовательных платформ, облачных технологий, виртуальной и дополненной реальности, а также персонализированных образовательных программ. Эти инновации направлены на создание более гибких, доступных и эффективных образовательных сред для слушателей всех возрастов.

Такая организация обучения повышает самостоятельность слушателей при формировании профессионально-педагогической компетентности педагога ПШ в области ДОУ, а также позволяет выбирать индивидуальный темп и время обучения, обеспечивает доступ к учебно-методическим материалам программы, способствует непрерывности обучения, достижению улучшения образовательного результата.

Рис. 2. Структура информационной образовательной среды РГППУ

Для подтверждения эффективности разработанных организационно-педагогических условий авторами было проведено исследование. Педагоги ПШ в области ДОУ были разделены на две группы: контрольную (57 человек) и экспериментальную (76 человек). К экспериментальной группе были применены именно выделенные организационно-педагогические условия. Результаты анкетирования педагогов ПШ в области ДОУ курсов повышения квалификации указывают, что 74% респондентов отметили прогрессивный характер модульной образовательной технологии. Из собеседований с педагогами ПШ в области ДОУ, представленных в форме SWOT-анализа, авторы также получили подтвержденное актом внедрения положительное мнение о предпочтении модульной образовательной программы при повышении квалификации. Результаты представлены в таблице.


Результаты итогового тестирования

Профессионально-педагогическая компетентность

Контрольная группа (57 человек)

Экспериментальная группа

(76 человек)

Уровень развития профессионально-педагогической компетентности

(кол-во человек)

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Профессионально-технологическая компетенция

22

18

17

47

10

6

Педагогическая компетенция

34

13

10

55

15

6

Социально-коммуникативная компетенция

39

6

12

61

7

8

Дидактико-технологическая компетенция

31

15

11

59

11

6

Рефлексивно-оценочная компетенция

26

17

14

52

13

11

Заключение. Организационно-педагогические условия играют огромную роль в развитии профессионально-педагогической компетентности педагогов ПШ в области ДОУ в современной образовательной среде. В статье авторы выдели три организационно-педагогических условия. Первое – это описание профессионально-педагогической компетентности педагогов ПШ в области ДОУ. Данное описание предполагает выделение пяти главных, на взгляд авторов, компетенций, которые описывают профессионально-педагогическую компетентность педагогов ПШ в области ДОУ. Второе условие – спроектированная модульная дополнительная профессиональная образовательная программа «Документационное и правовое обеспечение деятельности образовательной организации» (далее – ДПОП), которая помогла проверить эффективность реализации выбранных организационно-педагогических условий. Наконец, третье условие – информационная образовательная среда РГППУ, которая помогла в организации процесса обучения по разработанной ДПОП на платформе LMS Moodle.