Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗАДАНИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА XIV ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ ВГПУ

Немыкин А.Я. 1 Крутских О.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»
Целью работы стал анализ выполнения участниками заданий XIV олимпиады школьников по географии Воронежского государственного педагогического университета в 2023/2024 учебном году. Материалами исследования были задания олимпиады и обезличенные статистические данные, полученные по результатам проверки работ участников. Задания олимпиады были составлены для обучающихся трех возрастных групп (5–7-е классы, 8–9-е классы, 10–11-е классы) и заметно отличались по уровню сложности, в расчете на разный уровень подготовленности участников. Анализ результатов показал, что участники олимпиады лучше справились с ее тестовой частью, чем с теоретической. Задания теоретического тура, требующие умения рассуждать, сопоставлять данные, моделировать, оказались наиболее трудными для участников. В теоретическом туре были задания на определение географических координат, чтение климатограмм, выявление субъектов Российской Федерации, стран мира и городов по описанию, соотнесение современных и старых названий государств мира, определение сельскохозяйственной культуры и природного ресурса по их описанию, вопрос о первом российском курорте «Марциальные воды». Анализ успешности выполнения тех или иных заданий олимпиады позволит усовершенствовать систему подбора заданий будущих олимпиад. Некоторые типы заданий, с которыми справились лишь немногие участники, можно далее не использовать, а заменить их заданиями других типов.
олимпиада
школьная олимпиада
олимпиада по географии
очная олимпиада
задания олимпиад
1. Игумен Петр (Еремеев Р.Н.) Олимпиада школьников «В начале было Слово…» как средство развития интереса обучающихся к изучению православной культуры // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.vspu.ac.ru/izvestia_2023_v301_N4.html. DOI: 10.47438/2309-7078_2023_4_14 (дата обращения: 9.04.2024).
2. Немыкин А.Я., Крутских О.А. Из опыта проведения заочного этапа олимпиад для школьников по географии // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28730 (дата обращения: 10.04.2024).
3. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 28 августа 2023 г. № 823 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309290072 (дата обращения: 10.04.2024).
4. Ямашкин А.А., Ямашкин С.А., Зарубин О.А. Всероссийский чемпионат по географии среди школьников «Мое Отечество – Россия»: организационно-методическое обеспечение и результаты // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30675 (дата обращения: 10.04.2024). DOI: 10.17513/spno.30675.
5. Богачев Д.В., Другов М.Д., Иванова М.Б., Кириллов П.Л., Лысенко А.В., Максименко М.Р., Мозгунов Н.А., Петросян А.Н., Ромашина А.А., Усков В.А. Вопросы и задания тестового тура заключительного этапа XXХI Всероссийской олимпиады по географии // География в школе. 2023. № 1. С. 45-50.
6. География. Олимпиады / авт.-сост. А.С. Наумов. М.: Дрофа, 2011. 316 с.
7. Богачев Д.В., Кириллов П.Л., Наумов А.С. и др. Задания первого (теоретического) тура // География в школе. 2022. № 1. С. 40-43.
8. Немыкин А.Я. Острова: олимпиадные задания для 9, 10 и 11 классов // География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природоведения. 2012. № 10. С. 55-58.

Важным направлением сотрудничества между школами и организациями высшего образования является проведение различных мероприятий для обучающихся: олимпиад, конференций и т.п. Цели их проведения могут быть как образовательными, так и воспитательными [1]. Школьные олимпиады расширяют кругозор обучающихся, стимулируют интерес к занятию науками, способствуют целям профориентации [2]. В настоящее время в нашей стране ежегодно проводятся сотни подобных мероприятий разного уровня. Так, в 2023/2024 учебном году проводилось 87 федеральных олимпиад 1–3-го уровней по разным предметам [3], в том числе по географии – 9.

Интерес к олимпиадам школьников велик [4]. К примеру, в Воронежском государственном педагогическом университете ежегодно проводится «Олимпиада школьников по географии ВГПУ». В 2023/2024 учебном году она прошла в четырнадцатый раз. Олимпиада состояла из двух этапов: отборочного, проходившего в заочной форме с 3 ноября 2023 г. по 14 января 2024 г., и заключительного (на который пригашались победители и призеры отборочного этапа), проводившегося в очной форме во ВГПУ 2 марта 2024 года.

Важнейшей задачей при проведении олимпиады стало составление ее вопросов и заданий. В географической литературе регулярно публикуются задания различных олимпиад, в том числе всероссийских [5, 6, 7]. По мнению авторов, олимпиадные задания должны различаться по уровню сложности, а задания отборочного этапа должны быть сложнее заданий заключительного этапа [2].

Цель исследования: проанализировать результативность использования заданий различного типа при проведении заключительного (очного) этапа школьной олимпиады по географии.

Материал и методы исследования

Материалами исследования стали задания заключительного этапа XIV олимпиады школьников по географии Воронежского государственного педагогического университета в 2023/2024 учебном году и обезличенные статистические данные, полученные по результатам проверки работ участников. Экспертная оценка этих результатов может позволить выявить перспективы использования различных типов заданий на очном этапе школьной олимпиады, а также отдельные недостатки в подготовке школьников.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2024 году было составлено 3 комплекта заданий олимпиады: 1) для 5–7-х классов (выполняли 53 человека); 2) для 8–9-х классов (выполняли 38 человек); 3) для 10–11-х классов (выполняли 29 человек).

Задания состояли из тестового и теоретического туров. Они охватывали широкий спектр тем школьного курса географии 5–11-х классов.

Вопросы тестового тура были составлены по всем базовым разделам школьной географии: «План и карта», «Оболочки Земли», физическая и общественная география материков и океанов, «География России». Количество тестов в 10–11-х классах – 16 (здесь было больше заданий теоретического тура), в двух других возрастных группах – 20. Использовались тесты с одним и несколькими правильными ответами; с выявлением соответствия; с определением последовательности; с пропущенными словами.

Вопросы теоретического тура менялись от класса к классу: в 5–7-х классах преобладали физико-географические вопросы (одно из трех заданий было составлено на основе материалов по географии 5-го класса, два задания – по сведениям 7-го класса), в 8–9-х классах была выше доля вопросов по географии России (одно задание составлено по материалам 5-го класса, три – 8–9-х классов), в 10–11-х – по экономической и социальной географии мира (одно задание составлено по материалам 5-го класса, одно – 7-го класса, одно – 9-го класса и пять – 10–11-х классов).

С тестовым туром участники в целом справились успешно. Его результаты заметно лучше по сравнению с результатами теоретического тура (табл. 1, 4).

Таблица 1

Результаты тестового тура

Класс

Количество вопросов

Максимальное количество баллов за тестовый тур

Наихудший результат в баллах

Наилучший результат в баллах

5–7

20

39

10

30

8–9

20

45

6

29

10–11

16

32

5

21

Вопросы теоретического тура значительно различались между вариантами. Обучающиеся 5–7-х классов выполняли 3 задания.

Задание 1. Координаты города Санкт-Петербург 59°57′ с. ш. 30°19′ в. д. Какие координаты будет иметь географический антипод этого города?1) Определите координаты пункта-антипода. 5 баллов. 2) Какой географический объект является антиподом Санкт-Петербурга? 5 баллов.

Подобные задания с другими городами также предлагались обучающимся 8–9-х и 10–11-х классов. Задание оказалось сложным и вызвало существенное затруднение у участников. Выяснилось, что многим ученикам незнакомо понятие «географический антипод», часть обучающихся не справились с определением координат. Из 120 участников частично выполнили задание 13 человек, полностью выполнить задание не смог ни один обучающийся. Это свидетельствует о том, что изучению темы «Географические координаты» в школе уделяется недостаточное внимание и данное задание является сложным для школьников.

Для обучающихся 5–7-х классов, принимавших участие в олимпиаде, было представлено задание 2, связанное с моделированием географических объектов. Данный тип задания уже был представлен в предыдущих олимпиадах [8]. В этом году необходимо было подобрать верные описания полуостровов. Следовало узнать полуострова и определить, к каким из них относятся описания; проставить в соответствующие столбцы номера, под которыми даны эти описания в каждой из рубрик, так, чтобы получилась краткая характеристика каждого полуострова. Данные группировались в 10 столбцов: общие сведения, рельеф, климат, природа, топонимы, исторические сведения, достопримечательности, литературный образ, экономическая география, политическая карта. Два полуострова – Апеннинский и Флорида – были вписаны в бланк ответов, а еще два – Скандинавский и Индостан – было необходимо определить дополнительно. Также задание включало 3 дополнительных вопроса. Из 53 участников 11 человек не смогли набрать ни одного балла. Наилучший результат – 24,5 балла из 30 возможных – набрали 2 участника. Более 15 баллов набрали 8 участников.

В задании для 10–11-х классов моделирование проводилось по экономическим организациям: ШОС, Лига арабских государств, Меркосур, АСЕАН, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, ОПЕК. Участникам были известны логотипы этих организаций. Необходимо было определить их название, выбрать из списка страны, входящие в них (Вьетнам, Гайана, Катар, Китай, Кувейт, Нигерия, Сомали, Таиланд, Узбекистан, Эквадор), указать штаб-квартиру. Задание было сложнее, чем в возрастной группе 5–7 классов, поскольку отсутствовали данные для заполнения бланка ответов. Их нужно было определить самостоятельно. Задание не смогли выполнить 5 человек из 29. Остальные набрали от 0,5 до 9 баллов (максимальный балл – 15).

Задание 3 для 5–7-х классов выглядело следующим образом. «Перед вами 3 климатограммы пунктов на территории Австралии (рис. 1). 1) Распределите эти пункты по их расположению с севера на юг – от самого северного до южного. Ответ запишите последовательностью цифр. 2) Обоснуйте свой выбор». Подобное задание для территории Южной Америки предлагалось обучающимся 10–11-х классов.

Рис. 1. Пример климатограмм в задании № 3 для 5–7-х классов

Задание оказалось сложным. Анализ климатограмм не смогли выполнить 42 ученика 5–7-х классов из 53 и 16 из 29 10–11-х классов. Максимальный набранный балл составил соответственно 7 и 10 баллов из 14. Таким образом, для старшеклассников это задание оказалось более простым.

Тип задания 2 для обучающихся 8–9-х классов часто встречается в олимпиадах по географии. В данном случае необходимо было по описаниям определить субъект Российской Федерации и 4 населенных пункта в нем (Тверская область и города Ржев, Калязин, Торжок, Удомля). Результаты оказались слабыми: из 36 участников частично смогли его выполнить 3 человека.

Задание 3 для 8–9-х классов включало в себя вопросы о первом российском курорте – «Марциальные воды»: 1) Почему Петр I назвал курорт «Марциальный»?; 2) Кем были первые посетители данного курорта?; 3) Почему после смерти Императора данный санаторий перестал пользоваться спросом? Результаты оказались лучше по сравнению с результатами предыдущего задания: правильные ответы дали 17 человек, частично правильные – 21 человек.

Следующее задание было сходным для возрастных групп 8–9-х и 10–11-х классов. Участники получали карту с обозначенными на ней субъектами федерации / странами мира и таблицу (табл. 2).

Необходимо было определить регион/страну по описанию, найти его/ее на карте и внести соответствующую информацию в бланк ответа.

Таблица 2

Фрагмент задания № 4 для 8–9-х классов

№ вопроса

Задание

А

Субъект РФ в составе Северо-Западного федерального округа, имеющий наименьшую площадь

Б

Субъект РФ в составе ЦЧР, имеющий наибольшую площадь

В

Янтарный край России

Г

Самый крупный по площади регион России

Ю

На территории этого субъекта РФ расположено болото, почти равное по площади Франции

Я

В этом субъекте РФ расположен порт Ванино

Задание оказалось несложным. Все участники в той или иной мере его выполнили. Результат: от 0,5 до 16,5 балла из 31 балла по 8–9-м классам, от 1 до 25,5 балла из 33 баллов по 10–11-м классам.

В оставшихся заданиях для 10–11-х классов нужно было соотнести современные и старые названия государств мира. Современные названия: Лесото, Суринам, Того, Экваториальная Гвинея, Эсватини, Тувалу, Эфиопия, Замбия. Предыдущие названия: Абиссиния, Басутоленд, Невольничий Берег, Нидерландская Гвиана, Острова Эллис, Рио-Муни и Фернандо-По, Свазиленд, Северная Родезия (задание № 2). Это задание оказалось также несложным. Набрали 0 баллов всего 6 из 29. Однако полностью верно задание выполнил лишь 1 участник из 29.

В задании № 3 необходимо было определить стану и ее столицу по описанию. «Это островное государство, в котором проживает народность, сформированная от смешения представителей трех человеческих рас. Государственным языком является французский. Городское население составляет не более 30% от численности населения. Основу экономики составляет сельское хозяйство с выращиванием пряностей на экспорт. Самым популярным островом у туристов является о. Нуси-Бе. В прибрежных водах много коралловых рифов. В заповеднике охраняется удивительный ландшафт, который называют “Каменный лес”. В 1990 году внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО». Ноль баллов набрали 25 человек из 29. Максимальный балл – 4 из 4 – набрали 3 человека.

Для обучающихся 10–11-х классов были представлены задания № 4 и № 5. Задание 4: Определите сельскохозяйственную культуру и географию ее распространения: «Центром происхождения культурного растения считается Средиземноморье, где еще задолго до нашей эры человек употреблял это растение в пищу. Существует много разновидностей, но только одна, выведенная позже всех, используется в качестве технической культуры. В Европе она появилась в середине XVIII века, а в России – в начале XIX века. В РФ она распространена от западных границ до, приблизительно, 56° в. д. и еще в одном ареале 80° в. д. и 85° в. д.» Ноль баллов набрали 26 человек из 29. Максимальный набранный балл – 5 из 6 возможных.

Задание 5. Определите название природного ресурса: запасы этого природного ресурса в мире оцениваются всего в 35000000 км3. От этого объема используется человечеством или может быть использована для разных целей лишь незначительная часть. Распределяется данный ресурс по странам и регионам неравномерно. В представленной таблице указаны страны, которые по каким-то показателям отличаются при анализе данного ресурса.

1) Определите, о каком природном ресурсе идет речь.

2) К какой группе, согласно экологической классификации, относится искомый природный ресурс?

3) Определите страны, занимающие первые позиции, в указанной таблице 3.

Таблица 3

Размещение искомого ресурса по странам мира

Страны лидеры по общим запасам ресурса, км 3

Страны с максимальным обеспечением ресурса на душу населения, м3

Страны с минимальным обеспечением ресурса на душу населения

Х1

Россия

Канада

США

Китай

Индонезия

Бангладеш

Х2

Французская Гвиана

Исландия

Конго

Папуа Новая Гвинея

Суринам

Норвегия

Х3

ОАЭ

Багамские острова

Катар

Оман

Саудовская Аравия

Ливия

Назовите этот ресурс? Как его можно классифицировать? Какие страны скрыты под Х1? Х2? Х3?

Ноль баллов набрали 18 человек из 29. Максимальный набранный балл – 6 из 10 возможных.

Итоги теоретического тура олимпиады приведены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты теоретического тура

Класс

Количество заданий

Максимальное количество баллов за теоретический тур

Наихудший результат в баллах

Наилучший результат в баллах

5–7

3

54

0

26

8–9

4

76

1,5

27,5

10–11

8

100

1

50,5

 

В целом результаты у победителей и призеров олимпиады невысокие (рис. 2). Доля призеров и победителей (всего в заключительном этапе участвовали 120 человек) составила 23,3% от числа участников заключительного этапа олимпиады, в том числе 8 победителей и 20 призеров. Лучший результат участника от максимально возможного количества баллов среди обучающихся 5–7-х классов составил 57,5%, 8–9-х классов – 46%, 10–11-х классов – 51%.

Рис. 2. Результаты выполнения заданий олимпиады победителями и призерами

Результаты этой олимпиады немного хуже, чем аналогичные результаты олимпиады 2022/2023 учебного года. Среди обучающихся 5–7-х классов наилучший результат тогда составил 52% от максимально возможного количества баллов, среди обучающихся 8–9-х классов – 65%, а среди обучающихся 10–11-х классов – 60%.

Уровень сложности заданий прошлого года несколько ниже по сравнению с заданиями 2023/2024 учебного года, типы заданий разных лет соотносятся лишь частично. Тестовый тур в олимпиаде 2022/2023 учебного года отсутствовал. Общим для двух прошедших олимпиад было наличие теоретических заданий на выявление «соседей» и определение субъектов Российской Федерации по описанию; другие типы заданий не повторялись. На прошлой олимпиаде участники заключительного этапа решали кроссворды и ребусы, выполняли задания по географической номенклатуре и топографической карте, определяли наиболее выдающиеся географические объекты.

Заключение. Результаты проверки работ участников олимпиады позволяют дифференцировать их по уровню сложности. Самый высокий – у заданий по работе с географическими координатами, с климатограммами, а также у вопросов, требующих рассуждения и развернутых ответов.

Наименьшему уровню сложности соответствуют тестовые задания, в которых есть возможность определить правильный ответ без специальных знаний – «на удачу». Не представляют большой трудности также задания теоретического тура, связанные с группировкой данных и с определением субъекта федерации или страны по описанию и карте.

Победителями и призерами в младшей возрастной группе стали преимущественно семиклассники (1 победитель обучается в 5-м классе). В группе 8–9-х классов соотношение победителей и призеров по классам примерно равное – 4 (8-й класс) и 5 (9-й класс). В старшей возрастной группе 1 победитель из 11-го класса, все остальные – из 10-х классов.

Анализ успешности выполнения заданий олимпиады позволяет усовершенствовать систему подбора заданий для будущих олимпиад. Типы заданий, с которыми справились лишь немногие участники, можно исключить, заменить на другие типы или адаптировать.


Библиографическая ссылка

Немыкин А.Я., Крутских О.А. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗАДАНИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА XIV ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ ВГПУ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33469 (дата обращения: 30.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674