Важным направлением сотрудничества между школами и организациями высшего образования является проведение различных мероприятий для обучающихся: олимпиад, конференций и т.п. Цели их проведения могут быть как образовательными, так и воспитательными [1]. Школьные олимпиады расширяют кругозор обучающихся, стимулируют интерес к занятию науками, способствуют целям профориентации [2]. В настоящее время в нашей стране ежегодно проводятся сотни подобных мероприятий разного уровня. Так, в 2023/2024 учебном году проводилось 87 федеральных олимпиад 1–3-го уровней по разным предметам [3], в том числе по географии – 9.
Интерес к олимпиадам школьников велик [4]. К примеру, в Воронежском государственном педагогическом университете ежегодно проводится «Олимпиада школьников по географии ВГПУ». В 2023/2024 учебном году она прошла в четырнадцатый раз. Олимпиада состояла из двух этапов: отборочного, проходившего в заочной форме с 3 ноября 2023 г. по 14 января 2024 г., и заключительного (на который пригашались победители и призеры отборочного этапа), проводившегося в очной форме во ВГПУ 2 марта 2024 года.
Важнейшей задачей при проведении олимпиады стало составление ее вопросов и заданий. В географической литературе регулярно публикуются задания различных олимпиад, в том числе всероссийских [5, 6, 7]. По мнению авторов, олимпиадные задания должны различаться по уровню сложности, а задания отборочного этапа должны быть сложнее заданий заключительного этапа [2].
Цель исследования: проанализировать результативность использования заданий различного типа при проведении заключительного (очного) этапа школьной олимпиады по географии.
Материал и методы исследования
Материалами исследования стали задания заключительного этапа XIV олимпиады школьников по географии Воронежского государственного педагогического университета в 2023/2024 учебном году и обезличенные статистические данные, полученные по результатам проверки работ участников. Экспертная оценка этих результатов может позволить выявить перспективы использования различных типов заданий на очном этапе школьной олимпиады, а также отдельные недостатки в подготовке школьников.
Результаты исследования и их обсуждение
В 2024 году было составлено 3 комплекта заданий олимпиады: 1) для 5–7-х классов (выполняли 53 человека); 2) для 8–9-х классов (выполняли 38 человек); 3) для 10–11-х классов (выполняли 29 человек).
Задания состояли из тестового и теоретического туров. Они охватывали широкий спектр тем школьного курса географии 5–11-х классов.
Вопросы тестового тура были составлены по всем базовым разделам школьной географии: «План и карта», «Оболочки Земли», физическая и общественная география материков и океанов, «География России». Количество тестов в 10–11-х классах – 16 (здесь было больше заданий теоретического тура), в двух других возрастных группах – 20. Использовались тесты с одним и несколькими правильными ответами; с выявлением соответствия; с определением последовательности; с пропущенными словами.
Вопросы теоретического тура менялись от класса к классу: в 5–7-х классах преобладали физико-географические вопросы (одно из трех заданий было составлено на основе материалов по географии 5-го класса, два задания – по сведениям 7-го класса), в 8–9-х классах была выше доля вопросов по географии России (одно задание составлено по материалам 5-го класса, три – 8–9-х классов), в 10–11-х – по экономической и социальной географии мира (одно задание составлено по материалам 5-го класса, одно – 7-го класса, одно – 9-го класса и пять – 10–11-х классов).
С тестовым туром участники в целом справились успешно. Его результаты заметно лучше по сравнению с результатами теоретического тура (табл. 1, 4).
Таблица 1
Результаты тестового тура
Класс |
Количество вопросов |
Максимальное количество баллов за тестовый тур |
Наихудший результат в баллах |
Наилучший результат в баллах |
5–7 |
20 |
39 |
10 |
30 |
8–9 |
20 |
45 |
6 |
29 |
10–11 |
16 |
32 |
5 |
21 |
Вопросы теоретического тура значительно различались между вариантами. Обучающиеся 5–7-х классов выполняли 3 задания.
Задание 1. Координаты города Санкт-Петербург 59°57′ с. ш. 30°19′ в. д. Какие координаты будет иметь географический антипод этого города?1) Определите координаты пункта-антипода. 5 баллов. 2) Какой географический объект является антиподом Санкт-Петербурга? 5 баллов.
Подобные задания с другими городами также предлагались обучающимся 8–9-х и 10–11-х классов. Задание оказалось сложным и вызвало существенное затруднение у участников. Выяснилось, что многим ученикам незнакомо понятие «географический антипод», часть обучающихся не справились с определением координат. Из 120 участников частично выполнили задание 13 человек, полностью выполнить задание не смог ни один обучающийся. Это свидетельствует о том, что изучению темы «Географические координаты» в школе уделяется недостаточное внимание и данное задание является сложным для школьников.
Для обучающихся 5–7-х классов, принимавших участие в олимпиаде, было представлено задание 2, связанное с моделированием географических объектов. Данный тип задания уже был представлен в предыдущих олимпиадах [8]. В этом году необходимо было подобрать верные описания полуостровов. Следовало узнать полуострова и определить, к каким из них относятся описания; проставить в соответствующие столбцы номера, под которыми даны эти описания в каждой из рубрик, так, чтобы получилась краткая характеристика каждого полуострова. Данные группировались в 10 столбцов: общие сведения, рельеф, климат, природа, топонимы, исторические сведения, достопримечательности, литературный образ, экономическая география, политическая карта. Два полуострова – Апеннинский и Флорида – были вписаны в бланк ответов, а еще два – Скандинавский и Индостан – было необходимо определить дополнительно. Также задание включало 3 дополнительных вопроса. Из 53 участников 11 человек не смогли набрать ни одного балла. Наилучший результат – 24,5 балла из 30 возможных – набрали 2 участника. Более 15 баллов набрали 8 участников.
В задании для 10–11-х классов моделирование проводилось по экономическим организациям: ШОС, Лига арабских государств, Меркосур, АСЕАН, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, ОПЕК. Участникам были известны логотипы этих организаций. Необходимо было определить их название, выбрать из списка страны, входящие в них (Вьетнам, Гайана, Катар, Китай, Кувейт, Нигерия, Сомали, Таиланд, Узбекистан, Эквадор), указать штаб-квартиру. Задание было сложнее, чем в возрастной группе 5–7 классов, поскольку отсутствовали данные для заполнения бланка ответов. Их нужно было определить самостоятельно. Задание не смогли выполнить 5 человек из 29. Остальные набрали от 0,5 до 9 баллов (максимальный балл – 15).
Задание 3 для 5–7-х классов выглядело следующим образом. «Перед вами 3 климатограммы пунктов на территории Австралии (рис. 1). 1) Распределите эти пункты по их расположению с севера на юг – от самого северного до южного. Ответ запишите последовательностью цифр. 2) Обоснуйте свой выбор». Подобное задание для территории Южной Америки предлагалось обучающимся 10–11-х классов.
Рис. 1. Пример климатограмм в задании № 3 для 5–7-х классов
Задание оказалось сложным. Анализ климатограмм не смогли выполнить 42 ученика 5–7-х классов из 53 и 16 из 29 10–11-х классов. Максимальный набранный балл составил соответственно 7 и 10 баллов из 14. Таким образом, для старшеклассников это задание оказалось более простым.
Тип задания 2 для обучающихся 8–9-х классов часто встречается в олимпиадах по географии. В данном случае необходимо было по описаниям определить субъект Российской Федерации и 4 населенных пункта в нем (Тверская область и города Ржев, Калязин, Торжок, Удомля). Результаты оказались слабыми: из 36 участников частично смогли его выполнить 3 человека.
Задание 3 для 8–9-х классов включало в себя вопросы о первом российском курорте – «Марциальные воды»: 1) Почему Петр I назвал курорт «Марциальный»?; 2) Кем были первые посетители данного курорта?; 3) Почему после смерти Императора данный санаторий перестал пользоваться спросом? Результаты оказались лучше по сравнению с результатами предыдущего задания: правильные ответы дали 17 человек, частично правильные – 21 человек.
Следующее задание было сходным для возрастных групп 8–9-х и 10–11-х классов. Участники получали карту с обозначенными на ней субъектами федерации / странами мира и таблицу (табл. 2).
Необходимо было определить регион/страну по описанию, найти его/ее на карте и внести соответствующую информацию в бланк ответа.
Таблица 2
Фрагмент задания № 4 для 8–9-х классов
№ вопроса |
Задание |
А |
Субъект РФ в составе Северо-Западного федерального округа, имеющий наименьшую площадь |
Б |
Субъект РФ в составе ЦЧР, имеющий наибольшую площадь |
В |
Янтарный край России |
Г |
Самый крупный по площади регион России |
… |
… |
Ю |
На территории этого субъекта РФ расположено болото, почти равное по площади Франции |
Я |
В этом субъекте РФ расположен порт Ванино |
Задание оказалось несложным. Все участники в той или иной мере его выполнили. Результат: от 0,5 до 16,5 балла из 31 балла по 8–9-м классам, от 1 до 25,5 балла из 33 баллов по 10–11-м классам.
В оставшихся заданиях для 10–11-х классов нужно было соотнести современные и старые названия государств мира. Современные названия: Лесото, Суринам, Того, Экваториальная Гвинея, Эсватини, Тувалу, Эфиопия, Замбия. Предыдущие названия: Абиссиния, Басутоленд, Невольничий Берег, Нидерландская Гвиана, Острова Эллис, Рио-Муни и Фернандо-По, Свазиленд, Северная Родезия (задание № 2). Это задание оказалось также несложным. Набрали 0 баллов всего 6 из 29. Однако полностью верно задание выполнил лишь 1 участник из 29.
В задании № 3 необходимо было определить стану и ее столицу по описанию. «Это островное государство, в котором проживает народность, сформированная от смешения представителей трех человеческих рас. Государственным языком является французский. Городское население составляет не более 30% от численности населения. Основу экономики составляет сельское хозяйство с выращиванием пряностей на экспорт. Самым популярным островом у туристов является о. Нуси-Бе. В прибрежных водах много коралловых рифов. В заповеднике охраняется удивительный ландшафт, который называют “Каменный лес”. В 1990 году внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО». Ноль баллов набрали 25 человек из 29. Максимальный балл – 4 из 4 – набрали 3 человека.
Для обучающихся 10–11-х классов были представлены задания № 4 и № 5. Задание 4: Определите сельскохозяйственную культуру и географию ее распространения: «Центром происхождения культурного растения считается Средиземноморье, где еще задолго до нашей эры человек употреблял это растение в пищу. Существует много разновидностей, но только одна, выведенная позже всех, используется в качестве технической культуры. В Европе она появилась в середине XVIII века, а в России – в начале XIX века. В РФ она распространена от западных границ до, приблизительно, 56° в. д. и еще в одном ареале 80° в. д. и 85° в. д.» Ноль баллов набрали 26 человек из 29. Максимальный набранный балл – 5 из 6 возможных.
Задание 5. Определите название природного ресурса: запасы этого природного ресурса в мире оцениваются всего в 35000000 км3. От этого объема используется человечеством или может быть использована для разных целей лишь незначительная часть. Распределяется данный ресурс по странам и регионам неравномерно. В представленной таблице указаны страны, которые по каким-то показателям отличаются при анализе данного ресурса.
1) Определите, о каком природном ресурсе идет речь.
2) К какой группе, согласно экологической классификации, относится искомый природный ресурс?
3) Определите страны, занимающие первые позиции, в указанной таблице 3.
Таблица 3
Размещение искомого ресурса по странам мира
Страны лидеры по общим запасам ресурса, км 3 |
Страны с максимальным обеспечением ресурса на душу населения, м3 |
Страны с минимальным обеспечением ресурса на душу населения |
Х1 Россия Канада США Китай Индонезия Бангладеш |
Х2 Французская Гвиана Исландия Конго Папуа Новая Гвинея Суринам Норвегия |
Х3 ОАЭ Багамские острова Катар Оман Саудовская Аравия Ливия |
Назовите этот ресурс? Как его можно классифицировать? Какие страны скрыты под Х1? Х2? Х3?
Ноль баллов набрали 18 человек из 29. Максимальный набранный балл – 6 из 10 возможных.
Итоги теоретического тура олимпиады приведены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты теоретического тура
Класс |
Количество заданий |
Максимальное количество баллов за теоретический тур |
Наихудший результат в баллах |
Наилучший результат в баллах |
5–7 |
3 |
54 |
0 |
26 |
8–9 |
4 |
76 |
1,5 |
27,5 |
10–11 |
8 |
100 |
1 |
50,5 |
В целом результаты у победителей и призеров олимпиады невысокие (рис. 2). Доля призеров и победителей (всего в заключительном этапе участвовали 120 человек) составила 23,3% от числа участников заключительного этапа олимпиады, в том числе 8 победителей и 20 призеров. Лучший результат участника от максимально возможного количества баллов среди обучающихся 5–7-х классов составил 57,5%, 8–9-х классов – 46%, 10–11-х классов – 51%.
Рис. 2. Результаты выполнения заданий олимпиады победителями и призерами
Результаты этой олимпиады немного хуже, чем аналогичные результаты олимпиады 2022/2023 учебного года. Среди обучающихся 5–7-х классов наилучший результат тогда составил 52% от максимально возможного количества баллов, среди обучающихся 8–9-х классов – 65%, а среди обучающихся 10–11-х классов – 60%.
Уровень сложности заданий прошлого года несколько ниже по сравнению с заданиями 2023/2024 учебного года, типы заданий разных лет соотносятся лишь частично. Тестовый тур в олимпиаде 2022/2023 учебного года отсутствовал. Общим для двух прошедших олимпиад было наличие теоретических заданий на выявление «соседей» и определение субъектов Российской Федерации по описанию; другие типы заданий не повторялись. На прошлой олимпиаде участники заключительного этапа решали кроссворды и ребусы, выполняли задания по географической номенклатуре и топографической карте, определяли наиболее выдающиеся географические объекты.
Заключение. Результаты проверки работ участников олимпиады позволяют дифференцировать их по уровню сложности. Самый высокий – у заданий по работе с географическими координатами, с климатограммами, а также у вопросов, требующих рассуждения и развернутых ответов.
Наименьшему уровню сложности соответствуют тестовые задания, в которых есть возможность определить правильный ответ без специальных знаний – «на удачу». Не представляют большой трудности также задания теоретического тура, связанные с группировкой данных и с определением субъекта федерации или страны по описанию и карте.
Победителями и призерами в младшей возрастной группе стали преимущественно семиклассники (1 победитель обучается в 5-м классе). В группе 8–9-х классов соотношение победителей и призеров по классам примерно равное – 4 (8-й класс) и 5 (9-й класс). В старшей возрастной группе 1 победитель из 11-го класса, все остальные – из 10-х классов.
Анализ успешности выполнения заданий олимпиады позволяет усовершенствовать систему подбора заданий для будущих олимпиад. Типы заданий, с которыми справились лишь немногие участники, можно исключить, заменить на другие типы или адаптировать.