Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАБИЛИТАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНАТОРИЯ

Барбаева С.Н. 1 Паршин Д.В. 2 Кулишова Т.В. 1 Тиканов А.О. 1 Бойко Е.А. 1 Мышкина Е.В. 1 Табашникова Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 КГБУЗ Краевой псхоневрологический детский санаторий
Нарушения деятельности центральной нервной системы у детей являются причиной образования стойких ограничений в повседневной жизни. Заболевание детский церебральный паралич характеризуется устойчивым недостатком развития моторных движений, равновесия, удержания позы тела ребенка в пространстве. Проведен анализ влияния комплекса реабилитационных мероприятий на показатели формирования навыков движения у пациентов c моторным дефицитом, получивших санаторный этап реабилитации. Исследовано 111 историй болезни пациентов с церебральным параличом в возрасте от 1 до 12 лет. Уровень двигательного развития определялся лечащими врачами-неврологами санатория по классификации «Gross Motor Function Classification System». Оценка двигательных навыков детей проводилась инструкторами подразделения лечебной физкультуры при поступлении в санаторий и после курса реабилитации по шкале «Gross Motor Function Measurement-66». Анализ исследования показал улучшение показателей формирования двигательных навыков с 67,9 до 70,5 баллов после курса реабилитации. Динамика показателя составила 2,6 балла (p<0,05). Наиболее высокие результаты отмечались у пациентов в возрасте до 8 лет (p<0,05) и у пациентов со II и III уровнем моторного развития по GMFCS (p<0,05).
Ключевые слова: детский церебральный паралич
реабилитация
моторные функции
1. Батышева Т.Т., Крапивкин А.И., Царегородцев А.Д., Сухоруков В.С., Тихонов С.В. Реабилитация детей с поражением центральной нервной системы // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017. № 62 (6). С. 7-15. DOI: 10.21508/1027-4065-2017-62-6-7-15.
2. Castelli E., Fazzi E., SIMFER-SINPIA Intersociety.Commission Recommendations for the rehabilitation of children with cerebral palsy // European Journal of Physical and Rehabilitation Medicine. 2016. Vol. 52 (5). P. 691-703.
3. Ткаченко Е.С., Голева О.П., Щербаков Д.В., Халикова А.Р Детский церебральный паралич: состояние изученности проблемы (обзор) // Мать и Дитя в Кузбассе. 2019. № 2 (77). С. 4-9.
4. Bugun O.V., Mashanskaya A.V., Atalyan A.V., Mikhnovich V.I., Belogorova T.A., Vlasenko A.V., Minulin V.R., Prokhorova Zh.V. Comprehensive rehabilitation of patients with movement disorders with spastic forms of cerebral palsy // Acta biomedica scientifica. 2021. Vol. 6 (6-2). P. 82-91. DOI: 10.29413/ABS.2021-6.6-2.
5. Повереннова И.Е., Захаров А.В., Хивинцева Е.В., Петрова А.С. Современные возможности реабилитации при детском церебральном параличе (обзор) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2022. № 18 (1). С. 132-137.
6. Барбаева С.Н., Кулишова Т.В. Детский церебральный паралич Актуальные вопросы. Германия: LAP LAMBERT, 2015. 190 с.

Выраженные нарушения деятельности центральной нервной системы (ЦНС) у детей зачастую являются причиной образования стойких ограничений самообслуживания, осуществления участия в социуме. За последние 10 лет значительно выросло количество пациентов с резидуальными последствиями поражения головного мозга. Факторы повреждения ЦНС – многочисленны, одним из них является выхаживание маловесных новорожденных. Дети с патологическими отклонениями требуют особенно эффективных, действенных методов реабилитации и много времени для их адаптации в жизненных условиях [1]. Заболевание детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется устойчивым недостатком развития моторных движений, равновесия, удержания позы собственного тела в пространстве, психических функций, эмоционального развития, что возникает из-за непрогрессирующего повреждения растущего мозга плода или новорожденного ребенка [2]. Двигательным нарушениям при ДЦП часто сопутствуют судорожный синдром, дефицит познавательных, мыслительных функций, страдает сенсорное восприятие, отмечаются поведенческие расстройства, трудности общения и обучения. Особенности жизнедеятельности у данной категории пациентов выражаются в нарушении двигательной активности, самостоятельности в обслуживании, участия в повседневной жизни [3]. По перечисленным причинам крайне актуальна многопрофильная реабилитация, направленная на развитие несформированных функций, в том числе функции движения [4].

Цель исследования – оценка влияния комплекса реабилитационных мероприятий на показатели формирования навыков движения у пациентов c моторным дефицитом, получивших санаторный этап реабилитации в КГБУЗ «Краевой психоневрологический детский санаторий» Алтайского края.

Материалы и методы исследования

Данное исследование осуществлялось по результатам оценки моторного развития, зафиксированной в историях болезни пациентов с ДЦП, закончивших курс реабилитации в санаторных условиях.

Для определения уровня двигательного развития каждого ребенка использовалась «Система классификации глобальных моторных функций» (Gross Motor Function Classification System – GMFCS). Уровни отражают глубину и степень поражения ЦНС [4]. Для различных уровней в классификации GMFCS указаны возрастные параметры становления двигательных навыков. Определение уровня двигательного развития проводилось лечащими врачами-неврологами санатория при поступлении больных церебральным параличом на реабилитацию индивидуально, в соответствии с данной классификацией. Пациенту устанавливался уровень двигательного развития при наличии далее перечисленных возможностей. Уровень I – ходьба без ограничений, возможны бег, прыжки, подъем по лестнице без помощи перил. Уровень II – ходьба самостоятельная, бег и прыжки затруднены, подъем по лестнице возможен только с использованием перил. Уровень III – ходьба с использованием опорных средств (ходунки, костыли, трости). Уровень IV – самостоятельное перемещение на коляске, включая моторизованные, уверенный контроль удержания головы, не реципрокное ползание. V уровень – отсутствие уверенного контроля над удержанием головы, ползание (перекатывание) затруднено, перемещение на коляске с помощью сопровождающего.

Для оценки двигательной функции у больных ДЦП применялась «Шкала оценки глобальных моторных функций» (Gross Motor Function Measurement - GMFM-66) [5]. Шкала максимально приемлема для детей с церебральным параличом и является своеобразным инструментом количественной оценки моторных навыков. Для соотнесения динамики изменений в итоге реабилитации, в исследование включались истории болезни с результатами обследования по формам GMFM-66. Оценка двигательных возможностей детей проводилась инструкторами подразделения лечебной физкультуры при поступлении в санаторий и после курса реабилитации. Форма GMFM-66 включала в себя блоковые пункты, которые отражают степень освоения движений у детей. Каждый пункт содержит задания последовательного формирования моторных навыков с учетом онтогенетического развития. Форма включает 66 заданий, которые оцениваются по 3-балльной системе. Задания пункта «А» - отражают формирование поворотов из положения лежа, пункта «B» - характеризуют становление навыка положения сидя, пункта «C» - вставание ребенка на колени и ползание, пункта «D» – возможность стоять. Пункт «E» включает задания для определения более сложных двигательных навыков, таких как ходьба, бег и выполнение прыжков. При проведении индивидуальных оценок двигательных функций пациентов, по каждому пункту GMFM-66, полученные баллы были переведены в процент-баллы освоения ключевого навыка, а итоговое количество баллов рассчитывалось как отношение суммы процент-баллов по каждому пункту (%A + %B + %C + %D + %E) к количеству ключевых пунктов. При данном методе оценки 100 баллов являются максимальным количеством и соответствуют двигательному развитию здорового ребенка старше 5 лет.

Критериями включения в исследование были наличие диагноза ДЦП спастическая диплегия, законченный курс реабилитации, заполненные формы GMFM-66, информированное добровольное согласие на участие в проведении исследования, подписанное родителями или опекунами детей при поступлении в санаторий.

Статистическая обработка материала осуществлялась с применением компьютерных программ Microsoft Office Excel 2010 и Statistica, 10.0. Проводилась оценка средних значений (M) для количественных признаков, определялось среднеквадратичное отклонение. Использовался Т–критерий для парных выборок. При анализе полученных результатов различия считались статистически значимыми при р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Всего исследовано 111 историй болезни. Все пациенты были с диагнозом спастическая диплегия и получили реабилитационный курс лечения. Больные были в возрасте от 1 до 12 лет, средний возраст 5,5±3,1. По шкале глобальных моторных функций GMFM-66 все пациенты были оценены дважды – до и после курса реабилитации.

В исследование вошли истории болезни детей в возрасте до 8 лет – 87 (78,4%). Меньшее количество составляли истории болезни детей старше 9-летнего возраста – 24 (24,6%). Распределение по возрасту дано в таблице 1.

Таблица 1

Распределение пациентов по возрасту

 

Возраст (лет)

Количество пациентов

абс.

%

1 - 4

42

37,8

5 - 8

45

40,6

9 - 12

24

21,6

Пациенты были с различными уровнями моторного развития.

Распределение больных в зависимости от уровня развития функций движения приведено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение детей в зависимости от уровня развития моторных функций

Уровень моторного развития

Исследовано детей

абс.

%

I

13

11,7

II

37

33,3

III

61

55,0

Большая часть детей, входивших в исследование, относилась к III уровню по GMFCS - 61 (55,0%).

Пациентов с церебральным параличом IV-V уровня моторного развития в исследовании не было.

Полимодальный принцип построения реабилитационных мероприятий дает возможность разностороннего воздействия на проявления церебрального паралича. Комплекс реабилитационных процедур назначался в зависимости от индивидуальных проблем в двигательной сфере. Все пациенты в течение курса реабилитации получали занятия ЛФК в индивидуальной или малогрупповой форме, ортопедические укладки. По показаниям в курс реабилитации включались занятия в лечебных костюмах «Адели», на тренажере «Гросса». Большинство больных, 109 (98,2%), получили ручной массаж, детям старше 6 лет дополнительно проводили паравертебральный массаж на аппарате «Ормед-релакс», процедуры на виброплатформе. Дети с ограничениями объема движений в суставах получали методы механотерапии: для пассивно-активной тренировки верхних и нижних конечностей - «Терра-витал», для пассивной разработки коленного и тазобедренного и голеностопного суставов - «Артромот», которые оснащены встроенным компьютером, позволяющим индивидуально подбирать параметры тренировки для каждого пациента, с возможностью коррекции при необходимости. Для решения задач у детей с нарушением функции равновесия применялись занятия на иппотренажере и на стабилоплатформе «Стабилан» по программам с биологически обратной связью в виде компьютерных игр. В процессе игры пациенты учились произвольно управлять и контролировать положение собственного тела, тренируя функцию равновесия. С целью дозированных физических тренировок и улучшений функций ходьбы проводились занятия на тредмиле. В большинстве случаев, 92 (82,9%), детям проводилась электростимуляция ослабленных мышц. Пациентам, которые самостоятельно не передвигались, назначалась электростимуляция ослабленных мышц с помощью аппарата «Амплипульс-5» (синусоидальные модулированные токи). Мобильные пациенты, которые самостоятельно передвигались, в комплексном лечении получали функциональную электростимуляцию с использованием аппаратно-программного комплекса «АКорД». Отличительной особенностью метода является то, что электростимуляция служит для восстановления не отдельных мышц, а сложного акта движений. Дополнительная электростимуляция ослабленных мышц в фазу их естественного сокращения ведет к улучшению трофики, кровообращения в мышцах нижних конечностей, спины, исправлению программ управления движениями [6, с. 153]. Процедуры магнитотерапии получили около половины пролеченных больных - 50 (45,5%). Инъекции ботулотоксина (БТА) получили 17 (15,3%) больных. Список методов, направленных на двигательную реабилитацию и охват основными методами реабилитации, представлен в таблице 3.

Таблица 3

Охват методами реабилитации

№ п/п

Методы реабилитации

% охвата

1

ЛФК

100,0

2

Механотерапия («Теравитал», иппотренажер, «Артромот», степпер, беговая дорожка)

95,0

3

Ручной массаж

98,2

4

Парафинозокеритовые аппликации

99,1

5

Электростимуляция

82,9

6

Магнитотерапия

45,5

7

БТА

15,3

Итоги оценки динамики формирования моторных навыков после курса реабилитации в зависимости от возраста представлены в таблице 4.

Таблица 4

Динамика моторного развития в зависимости от возраста (баллы)

Возраст

(лет)

Количество детей

До реабилитации

После реабилитации

Динамика

Значимость

.

1 - 4

42

58,9±0,5

61,6±0,6

2,7

(р<0,05)

5 - 8

45

70,5±0,6

73,4±0,8

2,9

(р<0,05)

9 - 12

24

78,6±0,7

80,4±0,8

1,8

(р˃0,05)

1 - 12

111

67,9±0,6

70,5±0,7

2,6

(р<0,05)

В результате проведенного анализа показателей всей выборки, 111 человек, по шкале GMFMS-66 средний суммарный балл - коэффициент до лечения составлял 67,9, после лечения 70,5. Разность составила 2,6 балла (р<0,05).

При рассмотрении показателей в зависимости от возраста лучшие результаты формирования моторных навыков наблюдались в возрастной категории от 5 до 8 лет, динамика составила 2,9 балла (р<0,05). Положительная динамика отмечалась также в возрастной группе от 1 до 4 лет - 2,6 балла (р<0,05). В возрастном диапазоне от 9 до 12 лет достоверных результатов не получено, хотя отмечалась положительная тенденция данного показателя, динамика составила 1,8 балла (р˃0,05).

Результаты исследования динамики развития функций движения в зависимости от уровня моторного развития представлены в таблице 5.

Таблица 5

Динамика развития двигательных функций в зависимости от уровня моторного развития (баллы)

Уровень моторного развития

Количество детей

До реабилитации

После реабилитации

Динамика

Значимость

 

I

13

83,5±0,7

85,0±0,8

1,5

р˃0,05

II

37

76,3±0,5

78,8±0,6

2,5

р<0,05

III

61

59,2±0,7

62,3±0,7

2,8

р<0,05

При анализе показателей в зависимости от уровня моторного развития улучшение отмечалось у больных всех групп. Наиболее высокий результат зарегистрирован у пациентов с III уровнем моторного развития, динамика 2,8 балла (р<0,05). Также значимый результат получен у детей со II уровнем моторного развития - 2,5 балла (р<0,05). Положительная тенденция отмечалась у детей с I уровнем двигательного развития (р˃0,05).

Заключение

В результате исследования с применением шкалы GMFM-66 установлено, что комплекс реабилитационных мероприятий, применяемый в КГБУЗ «Краевой психоневрологический детский санаторий», улучшает формирование двигательных навыков у больных ДЦП в форме спастической диплегии на 2,6 балла, с 67,9 до 70,5, после курса реабилитации (р<0,05). Наибольшее формирование двигательных навыков зафиксировано в возрастной категории до 8-летнего возраста. У детей от 5 до 8 лет улучшение составило 2,9 балла (р<0,05), у пациентов с ДЦП в возрастном диапазоне от 1 до 4 лет - 2,6 балла (р<0,05). Полученные результаты показывают, что дети младшего возраста имеют больше возможностей для формирования функций движения. Авторы исследования считают, что лучшие показатели в возрастной группе от 5 до 8 лет связаны с пониманием и осознанным выполнением реабилитационных назначений, большей мотивацией детей к реабилитации. У пациентов в возрасте от 9 до 12 лет значимых изменений не зарегистрировано, вероятно, это связано с тем, что пациенты на момент проведения реабилитации уже достигли максимального уровня моторного развития.

Положительная динамика получена у пациентов со II и III уровнем моторного развития по GFMCS - 2,5 (р<0,05) и 2,8 балла (р<0,05) соответственно. Значимых изменений у детей с I уровнем не отмечено. Данная группа включала малое количество детей с высокими исходными показателями по GMFM-66.

Следует отметить, что шкала GMFM-66 дает возможность оценки формирования нарушенных двигательных функций у детей, больных детским церебральным параличом, разных возрастов и является хорошим инструментом, позволяющим оценить эффективность проведенных реабилитационных мероприятий у больных ДЦП на санаторном этапе реабилитации.


Библиографическая ссылка

Барбаева С.Н., Паршин Д.В., Кулишова Т.В., Тиканов А.О., Бойко Е.А., Мышкина Е.В., Табашникова Н.А. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАБИЛИТАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНАТОРИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32677 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674