Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАДЕТ

Рейф М.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
В статье рассматривается актуальная проблема формирования военно-профессионального самоопределения кадет. В ходе анализа научной литературы и проведенной опытно-поисковой работы на базе Оренбургского президентского кадетского училища был определен и охарактеризован комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешное военно-профессиональное самоопределение кадет к выбору воинской профессии: установление сетевого взаимодействия образовательной организации кадетского типа с заинтересованными лицами; организация проектной деятельности военно-патриотической направленности, реализуемой в рамках урочной и внеурочной деятельности; интеграция сквозного междисциплинарного военно-профессионального ориентирования и педагогической деятельности по формированию военно-гражданской идентичности кадет; включение в процесс военно-профессионального ориентирования программ дополнительного образования; включение системы воинских ритуалов и традиций в жизнедеятельность кадетского училища. Автором обоснована необходимость комплексной реализации выявленных условий, включающей согласованную деятельность педагогического коллектива кадетского училища и заинтересованных лиц в управленческом, психологическом, педагогическом, социальном аспектах по реализации модели формирования когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению по окончании кадетского училища военно-профессионального образования и конкретной военной специальности с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей пространственно-образовательной среды. Описаны формы реализации выявленных организационно-педагогических условий.
военно-профессионально ориентирование кадет
военно-профессиональное самоопределение кадет
организационно-педагогические условия
1. Платухина Г.И. Исследовательская деятельность кадет как механизм развития творческого потенциала личности // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 839-841.
2. Петронюк И.С. Особенности ценностного отношения подростков к военной службе в различных типах кадетских образовательных учреждениях // Человек и образование. 2022. № 2 (71). С. 92-98.
3. Гончаренко С.В. Портфолио деятельностных проб как актуальный продукт формирования субъектной позиции кадетов старших классов на этапе их профессионального самоопределения // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» - развитие личности; становление субъектности; формирование self skills: материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции). Москва, 2020. С. 78-86.
4. Мухина Т.Г., Паули А.В. Анализ педагогического опыта военно-профориентационной работы образовательных организаций кадетского типа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 2 (66). С. 169-176.
5. Михайлова Е.М. Организация дополнительного образования кадет на примере оренбургского президентского кадетского училища // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции. 2018. С. 73-80.
6. Пилипенко В.И. Педагогическая поддержка кадет в профессиональном самоопределении: автореф. дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск, 2012. 23 с.
7. Асташова А.В., Максимова Т.В. Интерактивная интеллектуально-познавательная игра как средство формирования военно-профессиональной ориентации кадет // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 6. С. 46-53.
8. Еремина И.В., Пашута В.Л. Формирование гражданской идентичности в военно-спортивном коллективе // Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 548-554.
9. Новожилов Ф.А. Формирование военно-профессиональной ориентированности у воспитанников довузововских общеобразовательных учреждений министерства обороны Российской Федерации // Наукосфера. 2019. № 4. С. 4-8.
10. Треногин В.В., Цыганков Д.С. Цели и задачи организации дополнительного образования в формировании выбора воинской службы на примере ФГКОУ МПКУ имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации // Войска национальной гвардии Российской Федерации: история и современность: сборник научных статей ведомственной научно-практической конференции. Новосибирск, 2021. С. 318-322.
11. Мацукевич О.Ю., Герасимова И.А. Социально-культурные традиции кадетского образования в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 84-95.
12. Жукова Е.Ю., Ильясов Д.Ф. Воинские ритуалы в воспитании современных кадет: сущность и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 197-200.
13. Кирьякова А.В. Аксиология образования: прикладные исследования в педагогике. М.: Флинта, 2021. 294 с.
14. Ольховая Т.А. Становление гражданской позиции студента университета: монография. Оренбург: ОГУ, 2017. 193 с.

Отечественный опыт подготовки кадетскими корпусами, суворовскими и нахимовскими военными училищами подростков к выбору военной профессии и поступлению на военную службу результативен и имеет много сложившихся традиций. В то же время социально-экономические процессы, произошедшие в стране в последние годы, обусловили необходимость комплексного подхода к формированию готовности воспитанников специализированных учреждений кадетского образования к профессии защитника Отечества.

Изучение научных исследований теории и практики профессионального самоопределения обучающихся учреждений кадетского образования позволило отметить достаточную разработанность данной проблематики в отдельных ее функциональных аспектах:

- психологическом, рассматривающем вопросы диагностики и формирования: личностных, мотивационно-ценностных установок к получению в дальнейшем военного профессионального образования (Г.И. Платухина [1], И.С. Петронюк [2]); профессионально важных качеств будущего офицера (С.В. Гончаренко [3]);

- педагогическом, определяющем структуру и содержание военно-профессионального самоопределения и военно-профессионального просвещения кадет (Т.Г. Мухина, А.В. Паули [4], Е.М. Михайлова [5]), сущность и направления работы военно-патриотического воспитания обучающихся (В.И. Пилипенко [6], А.В. Асташова, Т.В. Максимова [7]), формирования военно-гражданской идентичности воспитанников кадетских училищ (И.В. Еремина, В.Л. Пашута [8]);

- социокультурном, раскрывающем методику и формы информационно-просветительской работы по повышению престижа и привлекательности будущей военной профессии (Ф.А. Новожилов [9], В.В. Треногин, Д.С. Цыганков [10]), формированию кадетских традиций и ритуалов (И. А. Герасимова, О. Ю. Мацукевич [11], Е.Ю. Жукова, Д.Ф. Ильясов [12]).

Анализ существующих научных трудов, направленных на исследование проблемы готовности кадет к осознанному профессиональному самоопределению и к дальнейшей профессиональной самореализации в выбранной военно-учетной специальности, показал, что ее управленческий аспект, раскрывающий систему и взаимосвязь управленческой и психолого-педагогической работы по формированию военно-профессионального самоопределения воспитанников на протяжении всего периода обучения в кадетском училище, раскрыт недостаточно.

Вышесказанное актуализирует необходимость выявления и обоснования организационно-педагогических условий, способных обеспечить эффективное формирование когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению по окончании кадетского училища военно-профессионального образования и конкретной военной специальности.

В.И. Пилипенко, рассматривая в своем исследовании сущность понятия «профессиональное самоопределение кадет», определяет его как «сложное системное качество личности, характеризующееся готовностью выпускника кадетского корпуса к функционированию в военной или гражданской среде в соответствии с совокупностью личных интеллектуальных, волевых и ценностно-смысловых ориентаций, позволяющих решать теоретические и практические задачи в военной и гражданской сфере» [6, с. 10]. В данном определении автор вводит две перспективные карьерные траектории кадет-выпускников: военная служба или гражданская профессия, таким образом, расширяя возможности будущего профессионального выбора. Для нашего исследования результативность работы педагогического коллектива по профессиональному самоопределению кадет заключается в желании и готовности выпускников к получению именно военного профессионального образования и дальнейшей реализации себя на военном поприще. Понятие «военно-профессиональное самоопределение кадет» мы рассматриваем как осознанное выявление кадетом своих личностных характеристик, установок, интеллектуально-когнитивного потенциала и утверждение персональной позиции в профессиональном выборе будущей карьеры военнослужащего.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать организационно-педагогические условия эффективного военно-профессионального самоопределения кадет.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе Федерального государственного казенного образовательного учреждения «Оренбургское президентское кадетское училище». Материал статьи основан на анализе научных источников по проблеме формирования военно-профессионального самоопределения воспитанников кадетских учебных заведений, а также на результатах опытно-поисковой работы автора и практики системы профориентирования кадет в Оренбургском кадетском училище. При написании статьи использованы методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ понятий, изучение передового опыта ФГКОУ «ОПКУ», наблюдение, синтез.

Результаты исследования и их обсуждение

Организационно-педагогические условия формирования военно-профессионального самоопределения кадет нами рассматриваются как совокупность ресурсов и возможностей кадетского училища, реализация которых обеспечит эффективное формирование когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению военно-профессионального образования с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей пространственно-образовательной среды.

На основе анализа исследований С.В. Гончаренко [3], Т.Г. Мухиной, А.В. Паули [4], Ф.А. Новожилова [9], В.В. Треногина, Д.С. Цыганкова [10] и др. по организации военной профориентационной деятельности в кадетских корпусах и училищах, мы определили в процессе опытно-исследовательской работы следующие организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешное военно-профессиональное самоопределение кадет к выбору воинской профессии:

- установление сетевого взаимодействия образовательной организации кадетского типа с заинтересованными лицами;

- организация проектной деятельности военно-патриотической направленности, реализуемой в рамках урочной и внеурочной деятельности;

- интеграция сквозного междисциплинарного военно-профессионального ориентирования и педагогической деятельности по формированию военно-гражданской идентичности кадет;

- включение в процесс военно-профессионального ориентирования программ дополнительного образования;

- включение системы воинских ритуалов и традиций в жизнедеятельность кадетского училища.

Охарактеризуем содержание и потенциал вышеназванных организационно-педагогических условий.

Установление сетевого взаимодействия образовательной организации кадетского типа с заинтересованными лицами включает усиление учебно-методических и практических компонентов военного образования, обмен опытом решения профессионально-педагогических задач, социально-воспитательную работу, педагогический менеджмент, партнерство с военными вузами, общественными объединениями, профессиональное развитие педагогических кадров и т.п.

В рамках данного взаимодействия в Оренбургском президентском кадетском училище организовано обучение в рамках военно-образовательного модуля «Передовой отряд». Интеллектуальные, спортивные, военные соревнования, в которых участвовали воспитанники в формате военно-спортивной игры, способствовали определению уровня сформированности знаний об основах начальной военной подготовки и базовых боевых навыков. Высокую практическую значимость для формирования профессионально важных качеств военного у кадет и развития командно-боевых умений имеет летняя двухнедельная курсантская практика в отечественных организациях высшего военного профессионального образования (Военный университет Министерства обороны России, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Военная академия войск ПВО имени Маршала А.М. Василевского, Михайловская военная артиллерийская академия, Вольский институт Военной академии материально-технического обеспечения и другие известные военные учебные заведения).

Организация проектной деятельности военно-патриотической направленности, реализуемой в рамках урочной и внеурочной деятельности, обеспечивает комплексное воздействие образовательной среды на развитие у кадет критического мышления, креативности, познавательной активности, самостоятельности.

Военно-патриотическая тематика проектов расширяет кругозор обучающегося по военной истории России и русской армии, представления о будущей профессии. Мы разделяем точку зрения Платухиной Г.И. в том, что в процессе выполнения проектного задания кадет получает возможность реализации своего интеллектуального потенциала и презентации достигнутых (личных, командных) результатов [1].

Отметим виды проектов, выполняемые оренбургскими кадетами под руководством опытных наставников училища:

- практико-ориентированные, предполагающие создание и обоснование социальной значимости конкретного продукта деятельности (создание музейных экспозиций «История Первого Президентского кадетского училища», «Памяти Героев России»; фотовыставки «По местам боевой славы»);

- исследовательские, представляющие собой завершенное исследование по актуальной теме, с определенным методологическим аппаратом и программой решения поисково-исследовательских задач, а также последующей презентацией полученных результатов (тематика проектов: «История российского кадетства: прошлое и настоящее», «История семьи в истории страны», «Образ Отечества в литературном творчестве М. Шолохова»);

- творческие, стимулирующие креативные способности кадетов к свободному оформлению результатов решения проектной задачи (видеоролики, театрализация, информационно-программные решения). Так, в процесс изучения дисциплины «Технология» включен образовательный модуль «Робототехника», где посредством проектного метода у кадетов формируют умения алгоритмизации и программирования в среде программирования Scratch. Развивая логическое и алгоритмическое мышление у кадет при разработке индивидуальных проектов, наставники формируют цифровые компетенции будущих военных.

Интеграция сквозного междисциплинарного военно-профессионального ориентирования и педагогической деятельности по формированию военно-гражданской идентичности кадет. Термин «военно-профессиональное ориентирование», по-нашему мнению, шире, чем «военно-профессиональная ориентация», так как под «ориентацией» в различных словарях понимается: направленность действий; умение разобраться, осведомленность в чем-нибудь; термин «ориентирование», согласно словарю военных терминов, предполагает управленческое воздействие на подчиненных, содействующее их верному пониманию и оценке обстановки, своевременной подготовке к выполнению боевой задачи.

Военно-профессиональное ориентирование в основном реализуется посредством групповой формы работы в рамках реализации программы военно-профессионального просвещения, базовыми блоками которой являются «Военные профессии и специальности», «Военные вузы Российской Федерации», «Военная символика и ритуалы», «Психологические основы военной службы», «Командное лидерство». Теоретические и практические занятия с применением интерактивных методов обучения позволяют у воспитанников сформировать представление о профессии военного, видовом разнообразии воинской службы, соотнести наличие и уровень индивидуально-личностных качеств с требованиями к личностно-деловым и лидерским компетенциям офицера. Сквозной характер военно-профессионального ориентирования определяется тем, что оно включено в содержание вариативного компонента учебного плана основной образовательной программы, представлено в содержании изучаемых дисциплин и элективных курсов (например, в заданиях фондов оценочных средств), также реализуется в рамках допрофессиональной военной подготовки и программы гражданско-патриотического воспитания кадет.

На повышение эффективности военно-профессионального ориентирования кадет оказывает влияние параллельно проводимая система работы по формированию военно-гражданской идентичности воспитанников кадетского училища.

Понятие «идентичность», в широком смысле, определяется в научной литературе осознанным /неосознанным ощущением индивида его принадлежностью к некой социальной общности по определённым характеристикам, являющимся значимыми для него. Учитывая множественность идентичностей (гражданская, религиозная, этническая, политическая, профессиональная и пр.), мы можем видеть, каким образом личность будет осуществлять выбор своей принадлежности к определенной группе в процессе социального взаимодействия. На принятие такого решения оказывают влияние ценностные ориентации кадета и образовательная среда, в которой он, учитывая специфику учреждения, находится круглосуточно.

Специальные исследования в области педагогической аксиологии А.В. Кирьяковой, Т.А. Ольховой [13; 14]; в области формирования гражданской идентичности воспитанников образовательных организаций кадетского типа (И.С. Петронюк [2], И.В. Еремина, В.Л. Пашута [8]) позволяют использовать основные положения аксиологического подхода в создании и реализации социально-педагогических условий в кадетском училище развития системы ценностей у воспитанников и формирования их военно-гражданской идентичности. Ценности кадета определяются сформированностью его ценностных ориентаций, его причастностью к социуму, диапазоном его интересов и социально-коммуникативным взаимодействием.

А.В. Кирьякова в исследованиях о формировании ценностных ориентаций указывает на необходимость рассмотрения их с позиций процесса и результата [13]. Ориентация как результат характеризуется знаниевым фундаментом для последующего развития и совершенствования, на основе которого возникает эмоциональное состояние убежденности человека в верности своих мыслей и действий. Ориентация как процесс представляет собой заданный алгоритм последовательных действий, ведущих от замысла к желаемому результату и выбору средств для его достижения. Таким образом, ценности человека проявляются в его деятельности и поведении (постановка цели – разработка плана действий – реализация плана – оценка результата, его совпадения с целевым ориентиром), тесно связаны с его самосознанием и личностным, социальным и профессиональным самоопределением.

Формирование военно-гражданской идентичности воспитанников в кадетском училище осуществляется по следующим ее структурным компонентам: когнитивный, аксиологический, эмоционально-волевой и рефлексивно-деятельностный. Система психолого-педагогической работы выстраивается с учетом возрастных особенностей кадетов, в нее вовлечены все участники образовательных отношений (педагогические работники, воспитанники и родители).

Признание будущим офицером жизненных и профессиональных ценностей, следование им в своей жизнедеятельности выступает одним из критериев сформированности военно-гражданской идентичности.

Включение в процесс военно-профессионального ориентирования программ дополнительного образования. Исследования А.В. Асташовой, Т.В. Максимовой [7], Е.М.Михайловой [5] раскрывают потенциал дополнительного образования в развитии личности кадета, удовлетворении его образовательных потребностей. В рамках нашего исследования роли дополнительного образования в повышении результативности профессионального ориентирования кадетов к выбору будущей воинско-учетной специальности в Оренбургском президентском военном училище отмечено положительное влияние направлений дополнительного образования на формирование профессиональных навыков воспитанников. Так, например, в рамках военно-патриотического направления реализуются дополнительные программы по обучению пулевой стрельбе, военно-спортивному многоборью, армейскому рукопашному бою, плаванию с автоматом; в программы технической направленности введены основы радиотехники, беспилотные летательные аппараты, а художественной – военный этикет. Практическая интеграция общего и дополнительного образования в кадетском училище реализуется в виде конструктора индивидуального образовательного маршрута, где каждый кадет в дополнение к инвариантному общему образованию может выбрать интересующую его дополнительную программу. Система оценивания результатов дополнительного образования проводится на основе степени освоения дополнительной образовательной программы и личного «Портфолио достижений» (участие в выставках и конкурсах/соревнованиях/олимпиадах/фестивалях различного уровня). Освоение программы определяется на основании посещения курса программы в объеме не менее 75% и наличия значимых результатов конкурсной / соревновательной деятельности, подтвержденной дипломами, сертификатами, протоколами.

Включение системы воинских ритуалов и традиций в жизнедеятельность кадетского училища. В педагогических исследованиях Д.Ф. Ильясова, Е.Ю. Жуковой [12], О. Ю. Мацукевич, И. А. Герасимовой [11] раскрывается сущность и роль символов, ритуалов и традиций в системе кадетского образования. Потенциал военных символов и ритуалов в успешном военно-профессиональном самоопределении кадетов достаточно высок, так как затрагиваются три ключевые сферы воинских отношений /деятельности: боевая (подъем /спуск Государственного флага Российской Федерации, военная присяга, военный парад и т.п.); учебно-боевая (строевой смотр, караульная служба и т.п.); повседневный уклад жизни (режим дня, воинское приветствие). Таким образом, идеологическая сущность военных символов, ритуалов, традиций и их эмоциональное восприятие способствуют дальнейшему военно-профессиональному самоопределению будущих офицеров.

Эффективность экспериментальной работы по проблеме формирования военно-профессионального самоопределения воспитанников ФГКОУ «ОПКУ» определялась по результатам формирующего этапа эксперимента. Отслеживание эффективности исследовательской работы было связано с изучением уровней сформированности когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению по окончании кадетского училища военно-профессионального образования. На рисунках 1 и 2 представлены уровни сформированности заявленных показателей на констатирующем и формирующем этапе.

Рис. 1. Уровни сформированности когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению военно-профессионального образования на констатирующем этапе

Рис. 2. Уровни сформированности когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению военно-профессионального образования на формирующем этапе

Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и формирующем этапе эксперимента, позволяет зафиксировать положительную динамику уровней сформированности когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению военно-профессионального образования. Таким образом, экспериментальная работа позволила доказать эффективность заявленных организационно-педагогических условий.

Заключение

Потенциал отечественного кадетского образования в формировании военно-профессионального самоопределения воспитанников кадетских училищ высок и способствует осознанию кадетами ценности и значимости военной службы в интересах национальной безопасности страны, а также возможностей персонального развития профессионально важных качеств (ответственность, дисциплинированность, командная воля, стрессоустойчивость, критическое мышление и др.); приобретению знаний о сущности и видах военной службы; интеграции общего и дополнительного образования, усиливающей специализированную предпрофессиональную подготовку в соответствии с современными требованиями к военно-профессиональной деятельности; организации воспитательного процесса педагогическими работниками, имеющими специальную подготовку и опыт военной службы. Управление формированием военно-профессионального самоопределения кадет способствует объединению различных направлений образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы, реализации программ воспитательной, профориентационной работы, курсов дополнительного образования, психологического сопровождения. Комплексная реализация охарактеризованных организационно-педагогических условий (установление сетевого взаимодействия образовательной организации кадетского типа с заинтересованными лицами; организация проектной деятельности военно-патриотической направленности, реализуемой в рамках урочной и внеурочной деятельности; интеграция сквозного междисциплинарного военно-профессионального ориентирования и педагогической деятельности по формированию военно-гражданской идентичности кадет; включение в процесс военно-профессионального ориентирования программ дополнительного образования; включение системы воинских ритуалов и традиций в жизнедеятельность кадетского училища) обеспечивает успешное военно-профессиональное самоопределение кадет к получению по окончании кадетского училища военно-профессионального образования и конкретной военной специальности.


Библиографическая ссылка

Рейф М.Б. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАДЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32606 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674