Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE SUCCESSFUL MILITARY-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF CADETS

Reyf M.B. 1
1 Orenburg State University
The actual problem of the formation of military-professional self-determination of cadets is presented in this article. In the course of the analysis of scientific literature and the experimental search work carried out on the basis of the Orenburg Presidential Cadet School, a set of organizational and pedagogical conditions ensuring the successful military-professional self-determination of cadets to choose a military profession was determined and characterized: establishment of network interaction of an educational organization of cadet type with stakeholders; organization of project activities of a military-patriotic orientation, implemented within the framework of regular and extracurricular activities; integration of cross-cutting interdisciplinary military-professional orientation and pedagogical activities for the formation of military-civilian identity of cadets; inche actual problem of the formation of military-professional self-determination of cadets is presented in this article. In the course of the analysis of scientific literature and the experimental search work carried out on the basis of the Orenburg Presidential Cadet School, a set of organizational and pedagogical conditions ensuring the successful military-professional self-determination of cadets to choose a military profession was determined and characterized: establishment of network interaction of an educational organization of cadet type with stakeholders; organization of project activities of a military-patriotic orientation, implemented within the framework of regular and extracurricular activities; integration of cross-cutting interdisciplinary military-professional orientation and pedagogical activities for the formation of military-civilian identity of cadets; inclusion of additional education programs in the process of military-professional orientation; inclusion of a system of military rituals and traditions in the life of a cadet school. The author substantiates the need for a comprehensive implementation of the identified conditions, including coordinated activities of the cadet school teaching staff and stakeholders in managerial, psychological, pedagogical, social aspects to implement the model of formation of cognitive, personal-motivational, functional-activity readiness of cadets to receive military vocational education and a specific military specialty after graduation from the cadet school, taking into account their individual characteristics and the possibilities of the spatial and educational environment. The forms of implementation of the identified organizational and pedagogical conditions are described.
military-professional orientation cadet
military-professional self-determination cadet
organizational and pedagogical conditions

Отечественный опыт подготовки кадетскими корпусами, суворовскими и нахимовскими военными училищами подростков к выбору военной профессии и поступлению на военную службу результативен и имеет много сложившихся традиций. В то же время социально-экономические процессы, произошедшие в стране в последние годы, обусловили необходимость комплексного подхода к формированию готовности воспитанников специализированных учреждений кадетского образования к профессии защитника Отечества.

Изучение научных исследований теории и практики профессионального самоопределения обучающихся учреждений кадетского образования позволило отметить достаточную разработанность данной проблематики в отдельных ее функциональных аспектах:

- психологическом, рассматривающем вопросы диагностики и формирования: личностных, мотивационно-ценностных установок к получению в дальнейшем военного профессионального образования (Г.И. Платухина [1], И.С. Петронюк [2]); профессионально важных качеств будущего офицера (С.В. Гончаренко [3]);

- педагогическом, определяющем структуру и содержание военно-профессионального самоопределения и военно-профессионального просвещения кадет (Т.Г. Мухина, А.В. Паули [4], Е.М. Михайлова [5]), сущность и направления работы военно-патриотического воспитания обучающихся (В.И. Пилипенко [6], А.В. Асташова, Т.В. Максимова [7]), формирования военно-гражданской идентичности воспитанников кадетских училищ (И.В. Еремина, В.Л. Пашута [8]);

- социокультурном, раскрывающем методику и формы информационно-просветительской работы по повышению престижа и привлекательности будущей военной профессии (Ф.А. Новожилов [9], В.В. Треногин, Д.С. Цыганков [10]), формированию кадетских традиций и ритуалов (И. А. Герасимова, О. Ю. Мацукевич [11], Е.Ю. Жукова, Д.Ф. Ильясов [12]).

Анализ существующих научных трудов, направленных на исследование проблемы готовности кадет к осознанному профессиональному самоопределению и к дальнейшей профессиональной самореализации в выбранной военно-учетной специальности, показал, что ее управленческий аспект, раскрывающий систему и взаимосвязь управленческой и психолого-педагогической работы по формированию военно-профессионального самоопределения воспитанников на протяжении всего периода обучения в кадетском училище, раскрыт недостаточно.

Вышесказанное актуализирует необходимость выявления и обоснования организационно-педагогических условий, способных обеспечить эффективное формирование когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению по окончании кадетского училища военно-профессионального образования и конкретной военной специальности.

В.И. Пилипенко, рассматривая в своем исследовании сущность понятия «профессиональное самоопределение кадет», определяет его как «сложное системное качество личности, характеризующееся готовностью выпускника кадетского корпуса к функционированию в военной или гражданской среде в соответствии с совокупностью личных интеллектуальных, волевых и ценностно-смысловых ориентаций, позволяющих решать теоретические и практические задачи в военной и гражданской сфере» [6, с. 10]. В данном определении автор вводит две перспективные карьерные траектории кадет-выпускников: военная служба или гражданская профессия, таким образом, расширяя возможности будущего профессионального выбора. Для нашего исследования результативность работы педагогического коллектива по профессиональному самоопределению кадет заключается в желании и готовности выпускников к получению именно военного профессионального образования и дальнейшей реализации себя на военном поприще. Понятие «военно-профессиональное самоопределение кадет» мы рассматриваем как осознанное выявление кадетом своих личностных характеристик, установок, интеллектуально-когнитивного потенциала и утверждение персональной позиции в профессиональном выборе будущей карьеры военнослужащего.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать организационно-педагогические условия эффективного военно-профессионального самоопределения кадет.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе Федерального государственного казенного образовательного учреждения «Оренбургское президентское кадетское училище». Материал статьи основан на анализе научных источников по проблеме формирования военно-профессионального самоопределения воспитанников кадетских учебных заведений, а также на результатах опытно-поисковой работы автора и практики системы профориентирования кадет в Оренбургском кадетском училище. При написании статьи использованы методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ понятий, изучение передового опыта ФГКОУ «ОПКУ», наблюдение, синтез.

Результаты исследования и их обсуждение

Организационно-педагогические условия формирования военно-профессионального самоопределения кадет нами рассматриваются как совокупность ресурсов и возможностей кадетского училища, реализация которых обеспечит эффективное формирование когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению военно-профессионального образования с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей пространственно-образовательной среды.

На основе анализа исследований С.В. Гончаренко [3], Т.Г. Мухиной, А.В. Паули [4], Ф.А. Новожилова [9], В.В. Треногина, Д.С. Цыганкова [10] и др. по организации военной профориентационной деятельности в кадетских корпусах и училищах, мы определили в процессе опытно-исследовательской работы следующие организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешное военно-профессиональное самоопределение кадет к выбору воинской профессии:

- установление сетевого взаимодействия образовательной организации кадетского типа с заинтересованными лицами;

- организация проектной деятельности военно-патриотической направленности, реализуемой в рамках урочной и внеурочной деятельности;

- интеграция сквозного междисциплинарного военно-профессионального ориентирования и педагогической деятельности по формированию военно-гражданской идентичности кадет;

- включение в процесс военно-профессионального ориентирования программ дополнительного образования;

- включение системы воинских ритуалов и традиций в жизнедеятельность кадетского училища.

Охарактеризуем содержание и потенциал вышеназванных организационно-педагогических условий.

Установление сетевого взаимодействия образовательной организации кадетского типа с заинтересованными лицами включает усиление учебно-методических и практических компонентов военного образования, обмен опытом решения профессионально-педагогических задач, социально-воспитательную работу, педагогический менеджмент, партнерство с военными вузами, общественными объединениями, профессиональное развитие педагогических кадров и т.п.

В рамках данного взаимодействия в Оренбургском президентском кадетском училище организовано обучение в рамках военно-образовательного модуля «Передовой отряд». Интеллектуальные, спортивные, военные соревнования, в которых участвовали воспитанники в формате военно-спортивной игры, способствовали определению уровня сформированности знаний об основах начальной военной подготовки и базовых боевых навыков. Высокую практическую значимость для формирования профессионально важных качеств военного у кадет и развития командно-боевых умений имеет летняя двухнедельная курсантская практика в отечественных организациях высшего военного профессионального образования (Военный университет Министерства обороны России, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Военная академия войск ПВО имени Маршала А.М. Василевского, Михайловская военная артиллерийская академия, Вольский институт Военной академии материально-технического обеспечения и другие известные военные учебные заведения).

Организация проектной деятельности военно-патриотической направленности, реализуемой в рамках урочной и внеурочной деятельности, обеспечивает комплексное воздействие образовательной среды на развитие у кадет критического мышления, креативности, познавательной активности, самостоятельности.

Военно-патриотическая тематика проектов расширяет кругозор обучающегося по военной истории России и русской армии, представления о будущей профессии. Мы разделяем точку зрения Платухиной Г.И. в том, что в процессе выполнения проектного задания кадет получает возможность реализации своего интеллектуального потенциала и презентации достигнутых (личных, командных) результатов [1].

Отметим виды проектов, выполняемые оренбургскими кадетами под руководством опытных наставников училища:

- практико-ориентированные, предполагающие создание и обоснование социальной значимости конкретного продукта деятельности (создание музейных экспозиций «История Первого Президентского кадетского училища», «Памяти Героев России»; фотовыставки «По местам боевой славы»);

- исследовательские, представляющие собой завершенное исследование по актуальной теме, с определенным методологическим аппаратом и программой решения поисково-исследовательских задач, а также последующей презентацией полученных результатов (тематика проектов: «История российского кадетства: прошлое и настоящее», «История семьи в истории страны», «Образ Отечества в литературном творчестве М. Шолохова»);

- творческие, стимулирующие креативные способности кадетов к свободному оформлению результатов решения проектной задачи (видеоролики, театрализация, информационно-программные решения). Так, в процесс изучения дисциплины «Технология» включен образовательный модуль «Робототехника», где посредством проектного метода у кадетов формируют умения алгоритмизации и программирования в среде программирования Scratch. Развивая логическое и алгоритмическое мышление у кадет при разработке индивидуальных проектов, наставники формируют цифровые компетенции будущих военных.

Интеграция сквозного междисциплинарного военно-профессионального ориентирования и педагогической деятельности по формированию военно-гражданской идентичности кадет. Термин «военно-профессиональное ориентирование», по-нашему мнению, шире, чем «военно-профессиональная ориентация», так как под «ориентацией» в различных словарях понимается: направленность действий; умение разобраться, осведомленность в чем-нибудь; термин «ориентирование», согласно словарю военных терминов, предполагает управленческое воздействие на подчиненных, содействующее их верному пониманию и оценке обстановки, своевременной подготовке к выполнению боевой задачи.

Военно-профессиональное ориентирование в основном реализуется посредством групповой формы работы в рамках реализации программы военно-профессионального просвещения, базовыми блоками которой являются «Военные профессии и специальности», «Военные вузы Российской Федерации», «Военная символика и ритуалы», «Психологические основы военной службы», «Командное лидерство». Теоретические и практические занятия с применением интерактивных методов обучения позволяют у воспитанников сформировать представление о профессии военного, видовом разнообразии воинской службы, соотнести наличие и уровень индивидуально-личностных качеств с требованиями к личностно-деловым и лидерским компетенциям офицера. Сквозной характер военно-профессионального ориентирования определяется тем, что оно включено в содержание вариативного компонента учебного плана основной образовательной программы, представлено в содержании изучаемых дисциплин и элективных курсов (например, в заданиях фондов оценочных средств), также реализуется в рамках допрофессиональной военной подготовки и программы гражданско-патриотического воспитания кадет.

На повышение эффективности военно-профессионального ориентирования кадет оказывает влияние параллельно проводимая система работы по формированию военно-гражданской идентичности воспитанников кадетского училища.

Понятие «идентичность», в широком смысле, определяется в научной литературе осознанным /неосознанным ощущением индивида его принадлежностью к некой социальной общности по определённым характеристикам, являющимся значимыми для него. Учитывая множественность идентичностей (гражданская, религиозная, этническая, политическая, профессиональная и пр.), мы можем видеть, каким образом личность будет осуществлять выбор своей принадлежности к определенной группе в процессе социального взаимодействия. На принятие такого решения оказывают влияние ценностные ориентации кадета и образовательная среда, в которой он, учитывая специфику учреждения, находится круглосуточно.

Специальные исследования в области педагогической аксиологии А.В. Кирьяковой, Т.А. Ольховой [13; 14]; в области формирования гражданской идентичности воспитанников образовательных организаций кадетского типа (И.С. Петронюк [2], И.В. Еремина, В.Л. Пашута [8]) позволяют использовать основные положения аксиологического подхода в создании и реализации социально-педагогических условий в кадетском училище развития системы ценностей у воспитанников и формирования их военно-гражданской идентичности. Ценности кадета определяются сформированностью его ценностных ориентаций, его причастностью к социуму, диапазоном его интересов и социально-коммуникативным взаимодействием.

А.В. Кирьякова в исследованиях о формировании ценностных ориентаций указывает на необходимость рассмотрения их с позиций процесса и результата [13]. Ориентация как результат характеризуется знаниевым фундаментом для последующего развития и совершенствования, на основе которого возникает эмоциональное состояние убежденности человека в верности своих мыслей и действий. Ориентация как процесс представляет собой заданный алгоритм последовательных действий, ведущих от замысла к желаемому результату и выбору средств для его достижения. Таким образом, ценности человека проявляются в его деятельности и поведении (постановка цели – разработка плана действий – реализация плана – оценка результата, его совпадения с целевым ориентиром), тесно связаны с его самосознанием и личностным, социальным и профессиональным самоопределением.

Формирование военно-гражданской идентичности воспитанников в кадетском училище осуществляется по следующим ее структурным компонентам: когнитивный, аксиологический, эмоционально-волевой и рефлексивно-деятельностный. Система психолого-педагогической работы выстраивается с учетом возрастных особенностей кадетов, в нее вовлечены все участники образовательных отношений (педагогические работники, воспитанники и родители).

Признание будущим офицером жизненных и профессиональных ценностей, следование им в своей жизнедеятельности выступает одним из критериев сформированности военно-гражданской идентичности.

Включение в процесс военно-профессионального ориентирования программ дополнительного образования. Исследования А.В. Асташовой, Т.В. Максимовой [7], Е.М.Михайловой [5] раскрывают потенциал дополнительного образования в развитии личности кадета, удовлетворении его образовательных потребностей. В рамках нашего исследования роли дополнительного образования в повышении результативности профессионального ориентирования кадетов к выбору будущей воинско-учетной специальности в Оренбургском президентском военном училище отмечено положительное влияние направлений дополнительного образования на формирование профессиональных навыков воспитанников. Так, например, в рамках военно-патриотического направления реализуются дополнительные программы по обучению пулевой стрельбе, военно-спортивному многоборью, армейскому рукопашному бою, плаванию с автоматом; в программы технической направленности введены основы радиотехники, беспилотные летательные аппараты, а художественной – военный этикет. Практическая интеграция общего и дополнительного образования в кадетском училище реализуется в виде конструктора индивидуального образовательного маршрута, где каждый кадет в дополнение к инвариантному общему образованию может выбрать интересующую его дополнительную программу. Система оценивания результатов дополнительного образования проводится на основе степени освоения дополнительной образовательной программы и личного «Портфолио достижений» (участие в выставках и конкурсах/соревнованиях/олимпиадах/фестивалях различного уровня). Освоение программы определяется на основании посещения курса программы в объеме не менее 75% и наличия значимых результатов конкурсной / соревновательной деятельности, подтвержденной дипломами, сертификатами, протоколами.

Включение системы воинских ритуалов и традиций в жизнедеятельность кадетского училища. В педагогических исследованиях Д.Ф. Ильясова, Е.Ю. Жуковой [12], О. Ю. Мацукевич, И. А. Герасимовой [11] раскрывается сущность и роль символов, ритуалов и традиций в системе кадетского образования. Потенциал военных символов и ритуалов в успешном военно-профессиональном самоопределении кадетов достаточно высок, так как затрагиваются три ключевые сферы воинских отношений /деятельности: боевая (подъем /спуск Государственного флага Российской Федерации, военная присяга, военный парад и т.п.); учебно-боевая (строевой смотр, караульная служба и т.п.); повседневный уклад жизни (режим дня, воинское приветствие). Таким образом, идеологическая сущность военных символов, ритуалов, традиций и их эмоциональное восприятие способствуют дальнейшему военно-профессиональному самоопределению будущих офицеров.

Эффективность экспериментальной работы по проблеме формирования военно-профессионального самоопределения воспитанников ФГКОУ «ОПКУ» определялась по результатам формирующего этапа эксперимента. Отслеживание эффективности исследовательской работы было связано с изучением уровней сформированности когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению по окончании кадетского училища военно-профессионального образования. На рисунках 1 и 2 представлены уровни сформированности заявленных показателей на констатирующем и формирующем этапе.

Рис. 1. Уровни сформированности когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению военно-профессионального образования на констатирующем этапе

Рис. 2. Уровни сформированности когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению военно-профессионального образования на формирующем этапе

Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и формирующем этапе эксперимента, позволяет зафиксировать положительную динамику уровней сформированности когнитивной, личностно-мотивационной, функционально-деятельностной готовности кадет к получению военно-профессионального образования. Таким образом, экспериментальная работа позволила доказать эффективность заявленных организационно-педагогических условий.

Заключение

Потенциал отечественного кадетского образования в формировании военно-профессионального самоопределения воспитанников кадетских училищ высок и способствует осознанию кадетами ценности и значимости военной службы в интересах национальной безопасности страны, а также возможностей персонального развития профессионально важных качеств (ответственность, дисциплинированность, командная воля, стрессоустойчивость, критическое мышление и др.); приобретению знаний о сущности и видах военной службы; интеграции общего и дополнительного образования, усиливающей специализированную предпрофессиональную подготовку в соответствии с современными требованиями к военно-профессиональной деятельности; организации воспитательного процесса педагогическими работниками, имеющими специальную подготовку и опыт военной службы. Управление формированием военно-профессионального самоопределения кадет способствует объединению различных направлений образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы, реализации программ воспитательной, профориентационной работы, курсов дополнительного образования, психологического сопровождения. Комплексная реализация охарактеризованных организационно-педагогических условий (установление сетевого взаимодействия образовательной организации кадетского типа с заинтересованными лицами; организация проектной деятельности военно-патриотической направленности, реализуемой в рамках урочной и внеурочной деятельности; интеграция сквозного междисциплинарного военно-профессионального ориентирования и педагогической деятельности по формированию военно-гражданской идентичности кадет; включение в процесс военно-профессионального ориентирования программ дополнительного образования; включение системы воинских ритуалов и традиций в жизнедеятельность кадетского училища) обеспечивает успешное военно-профессиональное самоопределение кадет к получению по окончании кадетского училища военно-профессионального образования и конкретной военной специальности.