Среди основных задач образования в России является привлечение всферу исследований иразработок талантливой молодежи. А для этого уже с самых первых дней обучения в вузе необходимо погружать студента в среду поиска, самостоятельности и творчества. Все эти составляющие помогают успешному вхождению будущих специалистов в среду университета, их успешной адаптации, которая представляет собой важнейший аспект личностного развития и сложную систему, реализуемую непрерывно и поэтапно с включением всех ресурсов образовательной организации в области формирования профессиональных компетенций студентов.
Приход студента в вуз и весь первый курс являются наиболее сложными, так как они связаны с периодом адаптации не только в новой для студента системе образования, но и в новой бытовой среде. Для того чтобы этот переход был менее болезненным и сложным для учащихся, преподаватель применяет такие формы работы и педагогические технологии, которые помогают наиболее просто справиться с этой проблемой.
Одной из таких наиболее удачных форм деятельности мы считаем научно-исследовательскую работу студентов. В процессе обучения она повышает мотивацию студентов, познавательные, профессиональные и личностные интересы, обусловливает их поисковую деятельность, учит самоконтролю и самооценке. Все эти положительные факторы воспитывают в них способность адаптироваться к любым изменениям в процессе обучения, закладывают основу формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Сопровождение профессионального становления личности в высшей школе базируется на усилении потенциала реализуемых дисциплин с акцентом на особенностях адаптации к обучению в высшей школе [1, с. 41].
Учитывая влияние факторов внешней и внутренней среды, было рассмотрено влияние научно-исследовательской работы в Уральском государственном аграрном университете на адаптацию студентов-первокурсников, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение», профиль «Менеджмент в образовании». Были сформулированы педагогические условия, определены критерии и уровни адаптации студентов, необходимые для формирования универсальных, общепрофессиональных и адаптивных компетенций.
Целью исследования является разработка педагогических условий по формированию универсальных, общепрофессиональных и адаптивных компетенций студентов, вовлечению студентов-первокурсников в научно-исследовательскую работу вуза, влияющую на их успешную адаптацию к образовательной среде вуза.
Гипотеза исследования: научно-исследовательская работа повышает эффективность процесса адаптации студентов к образовательной среде вуза, если выполняются следующие педагогические условия.
1. Исследовательская работа интегрирована с дисциплиной «Введение в профессиональную деятельность» и учебной ознакомительной практикой.
2. Студенты выполняют научные исследования в рамках, изучаемых на первом курсе дисциплин и учебной ознакомительной практики.
3. Задействован весь потенциал внеучебной работы со студентами–первокурсниками.
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие две группы студентов первого курса Уральского государственного аграрного университета, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение», профиль «Менеджмент в образовании»: контрольная группа из 26 студентов и экспериментальная – 25. Респондентам предлагалось специально разработать анкету, включающую 26 вопросов, учитывающих образовательную среду вуза, режим обучения, нагрузку, отношение к учебному процессу, проблемные зоны обучения, и провести опрос среди одногруппников. По результатам выполненной работы составить аналитическую справку.
Эмпирической базой исследования послужили результаты научно-исследовательской работы студентов по их адаптации в вузе, работа реализована с помощью методов онлайн-опроса, полуформализованного интервью, анкетирования и наблюдения. Выполнялся анализ эссе и аналитической справки студентов, выполненной по результатам исследования.
Был осуществлен сбор данных по академической успеваемости студентов за первый семестр, анализ результатов экзаменационной сессии и учебных аттестаций студентов по дисциплинам.
Результаты исследования и их обсуждение. Социальная адаптация – это процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонии личности с социумом, процесс активного приспособления личности, уравновешивающий потребности человека и требования среды [2]. Поэтому необходимо было описать и организовать педагогические условия для успешной адаптации студентов в вузе. Цель определила основные этапы работы.
На первом этапе исследования был выполнен входной контроль с целью изучения способностей студентов и их отношения к занятиям исследовательской работой. Также было предложено написать эссе, ответив на вопросы: «В каких проектах и конференциях они участвовали в школе? Почему мне нравится заниматься исследованиями? Опишите трудности, с которыми вы столкнулись в первые недели обучения в вузе».
Входной контроль и анализ эссе показали, что 26% студентов не занимались проектами в школе, не участвовали в исследовательской работе, но хотели бы; 31% - были активно вовлечены в эту деятельность, и она им нравилась. Остальные студенты затруднились ответить.
Среди объективных факторов трудностей адаптации в университете студенты отметили их знакомство с коллективом (36,7%) и преподавателями (54%), изменение режима дня (34%) и учебной нагрузки (66%). Они отмечали, что им сложно принять так много изменений. Проще и легче принять новые условия, если, помимо обучения, проходят совместные общегрупповые мероприятия (76,7%). Особый интерес был вызван проблемными и исследовательскими заданиями в рамках изучаемых на первом курсе дисциплин: экология, введение в профессиональную деятельность (56%). Отметили, что также нужна помощь от преподавателей и куратора (92%). Назначая кураторов сегодня, руководство университетов имеет в виду, что непреложными обязанностями куратора, помимо наблюдения, являются и помощь студентам в адаптации к новым условиям обучения (в отличие от школы), и установление эффективных коммуникаций студентов с кафедрами и преподавателями, и помощь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в течение всего периода обучения в вузе, и др. [3]. Как отмечает Алексеевский А.А., «современная ситуация настоятельно требует быстрой и разносторонней адаптации студента к реалиям нашего времени, значит, помощь в успешной адаптации студентов – это главная задача преподавательского коллектива образовательной организации» [4, с. 18].
Среди субъективных факторов студенты выделили следующие:
• недостаточный уровень школьной подготовки студента (48%) (отсутствие навыков быстрого письма; отсутствие установки на деятельность, нежелание посещать занятия; низкий уровень самоконтроля и волевой регуляции; отсутствие продуктивного стиля мышления, опора на репродуктивное мышление);
• непонимание своего нового социального статуса и своей роли в коллективе (17%);
• отсутствие установки на профессию, в результате - низкий интерес к обучению, отсутствие мотивации к учебе (25%);
• негативное эмоциональное самочувствие студента (21%);
• неумение работать с большим объемом информации, с дополнительными литературными источниками, осуществлять поиск, анализ, интерпретацию научной информации (54%);
• низкая работоспособность, связанная с неумением правильно организовывать свое время (52%).
Полученные результаты продемонстрировали необходимость разработки таких педагогических условий, которые повлияли бы на успешную адаптацию студентов. В работе Амбаровой П.А. и Зборовского Г.Е. описан педагогический подход к данной проблеме и подчёркивается, что его специфика предусматривает «возможность проследить развитие методического и организационно-педагогического обеспечения процесса профессиональной адаптации в рамках высшего образования, а также возможность разработки и внедрения инновационных технологий профессиональной адаптации» [5, с. 196].
На втором этапе были разработаны педагогические условия по формированию универсальных, общепрофессиональных и адаптивных компетенций: целевые, содержательные, организационно-методические и организационно-досуговые (рис. 1). Дальнейшая работа по реализации новых педагогических условий выполнялась с экспериментальной группой.
Описанные условия направлены на решение основной цели исследования – успешную адаптацию личности через формирование компетенций и вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу. В качестве цели в соответствии с ФГОС выступает также компетентностная модель выпускника по направлению «Профессиональное обучение», профиль «Менеджмент в образовании».
Рис. 1. Педагогические условия формирования компетенций
В структуру содержательных компонентов была включена специальная программа по адаптации студентов, которая была интегрирована в дисциплину «Введение в профессиональную деятельность», изучаемую в первом семестре. Программа предлагаемой дисциплины расширена за счёт разделов по основам научно-исследовательской деятельности: основы понятийного аппарата, изучение методологии научных исследований, проведение и оформление результатов. В конце первого семестра была проведена учебная ознакомительная практика, в содержание которой включено индивидуальное практическое задание для студентов: исследовательская работа по теме «Адаптация студентов вуза на первом курсе» и «Формирование учебной группы». Результатом исследования стала аналитическая справка, в которой студенты описали процедуру составления опросного листа, проведение опроса в группе, описали результаты работы, предложили рекомендации для ускорения адаптации и сплочения группы.
Результаты работы студентов были проанализированы по следующим критериям формирования универсальных (УК – 3, УК – 6), общепрофессиональных компетенций (ОПК – 7, ОПК – 8) и адаптивных компетенций: осуществляет социальное взаимодействие и реализовывает свою роль в команде; демонстрирует интерес к учебе; критически оценивает эффективность использования времени; умеет осуществлять поиск, анализ, интерпретацию научной информации; умеет организовывать и осуществлять самообразование в психолого-педагогическом направлении; умеет организовывать индивидуальную и коллективную образовательную деятельность; осуществляет конструктивное общение; планирует и выстраивает маршрут саморазвития; осознает правомерность своего поведения при выполнении определенных видов деятельности (рис. 2).
Рис. 2. Критериально-оценочный блок
Сбор данных по академической успеваемости студентов за первый семестр, анализ результатов экзаменационной сессии и учебных аттестаций студентов, анкетирование студентов и преподавателей позволили выявить показатели успешности адаптации.
Качество успеваемости студентов по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» составило 4,7 балла, при этом 61,5% студентов сдали экзамен на повышенный уровень, 38,5% - на базовый.
Анализ отчёта по учебной ознакомительной практике и наблюдение за выполнением индивидуальной исследовательской работы показал следующие результаты (рис. 3):
• студенты организовывают и осуществляют самообразование по направлениям исследовательской работы (в психолого-педагогическом направлении) - 69,6%;
• 30,5% студентов осуществляют социальное взаимодействие и реализовывают свою роль в команде на высоком уровне и 52,2% - на среднем;
• 34,7% демонстрируют на высоком уровне интерес к обучению и 52,2% – на среднем;
• 13% студентов умеют организовывать индивидуальную и коллективную образовательную деятельность на высоком уровне и 78,3% - на среднем;
• 17,4% студентов на высоком уровне научились осуществлять поиск, анализ, интерпретацию научной информации и 73,9% - на среднем;
• критически оценивают эффективность использования времени 69,5% (средний уровень) и 13% (высокий).
Рис. 3. Формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций:
1 - осуществляет социальное взаимодействие и реализовывает свою роль в команде;
2 - демонстрирует интерес к учебе;
3 - критически оценивает эффективность использования времени;
4 - осуществляет поиск, анализ, интерпретацию научной информации;
5 - организовывает и осуществляет самообразование в психолого-педагогическом направлении;
6 - организовывает индивидуальную и коллективную образовательную деятельность
По сравнению с экспериментальной в контрольной группе были получены достаточно слабые результаты по таким критериям, как «осуществляют поиск, анализ, интерпретацию научной информации» (всего 34,3% студентов на среднем уровне и 65,7% - на низком). Наблюдения показали, что по дисциплинам учебного плана при выполнении контрольных и реферативных работ в контрольной группе ниже качество обучения, чем в экспериментальной группе. Соответственно, интерес к обучению у них проявляется на более низком уровне по сравнению с экспериментальной группой (только 21,2% студентов - на высоком уровне, 44,3% - на среднем уровне и 34,5% - на низком).
На рисунке 4 представлены результаты исследования адаптивных компетенций студентов в экспериментальной и контрольной группах. Для экспериментальной группы были получены следующие результаты:
• 38,4% студентов осуществляют конструктивное общение на высоком уровне, 51,6% - на среднем;
• 61,8% студентов планируют и выстраивают маршрут саморазвития на высоком уровне, 38,1% - на среднем;
• 67% студентов на высоком уровне осознают правомерность своего поведения при выполнении определенных видов деятельности, 33% - на среднем уровне.
Рис. 4. Уровень формирования адаптивных компетенций в экспериментальной и контрольной группах
Таким образом, в экспериментальной группе все студенты успешно адаптировались к условиям вуза. Большая часть респондентов, а именно 62%, считают научно-исследовательскую работу одним из наиболее интересных видов деятельности, который повлиял на обучение на первом курсе, а также позволил быстрее адаптироваться в учебном коллективе и в университете.
В контрольной группе к окончанию учебного года не все студенты успешно адаптировались в коллективе и научились выстраивать свой маршрут развития. Общаться на среднем уровне могут 44,6%, на высоком только 18,6%. Студенты контрольной группы при поступлении не определились с профессией, 81,6% студентов контрольной группы ответили, что после окончания университета не уверены в дальнейшем профессиональном маршруте. Они не уверены в правильном выборе профессии, смогут ли они заниматься планируемыми видами деятельности (29,1%). В связи с этим данные студенты не совсем комфортно чувствуют себя и в учебной группе.
Заключение
Описанные и реализованные целевые, содержательные, организационно-методические и организационно-досуговые педагогические условия, представленные в работе, позволили достичь основной цели исследования – успешной адаптации личности студента к условиям вуза через формирование универсальных, общепрофессиональных и адаптивных компетенций, а также их более раннее вовлечение в научно-исследовательскую работу (НИР) через разработку интегрированной с НИР дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» и учебную ознакомительную практику.
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о формировании у студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение», универсальных (УК – 3, УК – 6), общепрофессиональных компетенций (ОПК – 7, ОПК – 8), а научно-исследовательская деятельность студентов может рассматриваться в качестве одного из средств их формирования и успешной адаптации студентов в вузе. Таким образом, гипотеза исследования доказана.
Практическая значимость статьи состоит в возможности использования результатов и выводов исследования в разработке вузовских программ адаптации студентов и совершенствовании практик их профессиональной адаптации.
Библиографическая ссылка
Коржавина Т.Н. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32603 (дата обращения: 14.02.2025).