Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE SUCCESSFUL ADAPTATION OF STUDENTS TO THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY

Korzhavina T.N. 1
1 Ural State Agricultural University
The article describes the pedagogical conditions for the formation of universal, general professional and adaptive competencies of first-year students of the Ural State Agrarian University (USAU). Among them, research work is presented as one of the ways of their successful adaptation in the organization of higher education. Research activity is a unique way of realizing the professional competence of university students and is aimed at the comprehensive disclosure of research abilities, and also helps to accelerate their adaptation to the educational environment of the university. The article describes the target, content, organizational-methodological and organizational-leisure conditions, presents the criteria for the formation of competencies that affect their adaptation. Adaptation is considered at two levels: subjective and objective. Pedagogical conditions are formulated, criteria and levels of adaptation of students necessary for the formation of universal, general professional and adaptive competencies are determined. The study was carried out at USAU among first-year students studying in the direction of "Vocational training", profile "Management in education". The results of the students' research work, which they performed as part of the educational introductory practice, are presented. The results confirming the hypothesis of our research and the positive impact of research work on adaptation are presented.
adaptation
research work
universal competencies
general professional competencies
pedagogical conditions

Среди основных задач образования в России является привлечение всферу исследований иразработок талантливой молодежи. А для этого уже с самых первых дней обучения в вузе необходимо погружать студента в среду поиска, самостоятельности и творчества. Все эти составляющие помогают успешному вхождению будущих специалистов в среду университета, их успешной адаптации, которая представляет собой важнейший аспект личностного развития и сложную систему, реализуемую непрерывно и поэтапно с включением всех ресурсов образовательной организации в области формирования профессиональных компетенций студентов.

Приход студента в вуз и весь первый курс являются наиболее сложными, так как они связаны с периодом адаптации не только в новой для студента системе образования, но и в новой бытовой среде. Для того чтобы этот переход был менее болезненным и сложным для учащихся, преподаватель применяет такие формы работы и педагогические технологии, которые помогают наиболее просто справиться с этой проблемой.

Одной из таких наиболее удачных форм деятельности мы считаем научно-исследовательскую работу студентов. В процессе обучения она повышает мотивацию студентов, познавательные, профессиональные и личностные интересы, обусловливает их поисковую деятельность, учит самоконтролю и самооценке. Все эти положительные факторы воспитывают в них способность адаптироваться к любым изменениям в процессе обучения, закладывают основу формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Сопровождение профессионального становления личности в высшей школе базируется на усилении потенциала реализуемых дисциплин с акцентом на особенностях адаптации к обучению в высшей школе [1, с. 41].

Учитывая влияние факторов внешней и внутренней среды, было рассмотрено влияние научно-исследовательской работы в Уральском государственном аграрном университете на адаптацию студентов-первокурсников, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение», профиль «Менеджмент в образовании». Были сформулированы педагогические условия, определены критерии и уровни адаптации студентов, необходимые для формирования универсальных, общепрофессиональных и адаптивных компетенций.

Целью исследования является разработка педагогических условий по формированию универсальных, общепрофессиональных и адаптивных компетенций студентов, вовлечению студентов-первокурсников в научно-исследовательскую работу вуза, влияющую на их успешную адаптацию к образовательной среде вуза.

Гипотеза исследования: научно-исследовательская работа повышает эффективность процесса адаптации студентов к образовательной среде вуза, если выполняются следующие педагогические условия.

1. Исследовательская работа интегрирована с дисциплиной «Введение в профессиональную деятельность» и учебной ознакомительной практикой.

2. Студенты выполняют научные исследования в рамках, изучаемых на первом курсе дисциплин и учебной ознакомительной практики.

3. Задействован весь потенциал внеучебной работы со студентами–первокурсниками.

Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие две группы студентов первого курса Уральского государственного аграрного университета, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение», профиль «Менеджмент в образовании»: контрольная группа из 26 студентов и экспериментальная – 25. Респондентам предлагалось специально разработать анкету, включающую 26 вопросов, учитывающих образовательную среду вуза, режим обучения, нагрузку, отношение к учебному процессу, проблемные зоны обучения, и провести опрос среди одногруппников. По результатам выполненной работы составить аналитическую справку.

Эмпирической базой исследования послужили результаты научно-исследовательской работы студентов по их адаптации в вузе, работа реализована с помощью методов онлайн-опроса, полуформализованного интервью, анкетирования и наблюдения. Выполнялся анализ эссе и аналитической справки студентов, выполненной по результатам исследования.

Был осуществлен сбор данных по академической успеваемости студентов за первый семестр, анализ результатов экзаменационной сессии и учебных аттестаций студентов по дисциплинам.

Результаты исследования и их обсуждение. Социальная адаптация – это процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонии личности с социумом, процесс активного приспособления личности, уравновешивающий потребности человека и требования среды [2]. Поэтому необходимо было описать и организовать педагогические условия для успешной адаптации студентов в вузе. Цель определила основные этапы работы.

На первом этапе исследования был выполнен входной контроль с целью изучения способностей студентов и их отношения к занятиям исследовательской работой. Также было предложено написать эссе, ответив на вопросы: «В каких проектах и конференциях они участвовали в школе? Почему мне нравится заниматься исследованиями? Опишите трудности, с которыми вы столкнулись в первые недели обучения в вузе».

Входной контроль и анализ эссе показали, что 26% студентов не занимались проектами в школе, не участвовали в исследовательской работе, но хотели бы; 31% - были активно вовлечены в эту деятельность, и она им нравилась. Остальные студенты затруднились ответить.

Среди объективных факторов трудностей адаптации в университете студенты отметили их знакомство с коллективом (36,7%) и преподавателями (54%), изменение режима дня (34%) и учебной нагрузки (66%). Они отмечали, что им сложно принять так много изменений. Проще и легче принять новые условия, если, помимо обучения, проходят совместные общегрупповые мероприятия (76,7%). Особый интерес был вызван проблемными и исследовательскими заданиями в рамках изучаемых на первом курсе дисциплин: экология, введение в профессиональную деятельность (56%). Отметили, что также нужна помощь от преподавателей и куратора (92%). Назначая кураторов сегодня, руководство университетов имеет в виду, что непреложными обязанностями куратора, помимо наблюдения, являются и помощь студентам в адаптации к новым условиям обучения (в отличие от школы), и установление эффективных коммуникаций студентов с кафедрами и преподавателями, и помощь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в течение всего периода обучения в вузе, и др. [3]. Как отмечает Алексеевский А.А., «современная ситуация настоятельно требует быстрой и разносторонней адаптации студента к реалиям нашего времени, значит, помощь в успешной адаптации студентов – это главная задача преподавательского коллектива образовательной организации» [4, с. 18].

Среди субъективных факторов студенты выделили следующие:

• недостаточный уровень школьной подготовки студента (48%) (отсутствие навыков быстрого письма; отсутствие установки на деятельность, нежелание посещать занятия; низкий уровень самоконтроля и волевой регуляции; отсутствие продуктивного стиля мышления, опора на репродуктивное мышление);

• непонимание своего нового социального статуса и своей роли в коллективе (17%);

• отсутствие установки на профессию, в результате - низкий интерес к обучению, отсутствие мотивации к учебе (25%);

• негативное эмоциональное самочувствие студента (21%);

• неумение работать с большим объемом информации, с дополнительными литературными источниками, осуществлять поиск, анализ, интерпретацию научной информации (54%);

• низкая работоспособность, связанная с неумением правильно организовывать свое время (52%).

Полученные результаты продемонстрировали необходимость разработки таких педагогических условий, которые повлияли бы на успешную адаптацию студентов. В работе Амбаровой П.А. и Зборовского Г.Е. описан педагогический подход к данной проблеме и подчёркивается, что его специфика предусматривает «возможность проследить развитие методического и организационно-педагогического обеспечения процесса профессиональной адаптации в рамках высшего образования, а также возможность разработки и внедрения инновационных технологий профессиональной адаптации» [5, с. 196].

На втором этапе были разработаны педагогические условия по формированию универсальных, общепрофессиональных и адаптивных компетенций: целевые, содержательные, организационно-методические и организационно-досуговые (рис. 1). Дальнейшая работа по реализации новых педагогических условий выполнялась с экспериментальной группой.

Описанные условия направлены на решение основной цели исследования – успешную адаптацию личности через формирование компетенций и вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу. В качестве цели в соответствии с ФГОС выступает также компетентностная модель выпускника по направлению «Профессиональное обучение», профиль «Менеджмент в образовании».

Рис. 1. Педагогические условия формирования компетенций

В структуру содержательных компонентов была включена специальная программа по адаптации студентов, которая была интегрирована в дисциплину «Введение в профессиональную деятельность», изучаемую в первом семестре. Программа предлагаемой дисциплины расширена за счёт разделов по основам научно-исследовательской деятельности: основы понятийного аппарата, изучение методологии научных исследований, проведение и оформление результатов. В конце первого семестра была проведена учебная ознакомительная практика, в содержание которой включено индивидуальное практическое задание для студентов: исследовательская работа по теме «Адаптация студентов вуза на первом курсе» и «Формирование учебной группы». Результатом исследования стала аналитическая справка, в которой студенты описали процедуру составления опросного листа, проведение опроса в группе, описали результаты работы, предложили рекомендации для ускорения адаптации и сплочения группы.

Результаты работы студентов были проанализированы по следующим критериям формирования универсальных (УК – 3, УК – 6), общепрофессиональных компетенций (ОПК – 7, ОПК – 8) и адаптивных компетенций: осуществляет социальное взаимодействие и реализовывает свою роль в команде; демонстрирует интерес к учебе; критически оценивает эффективность использования времени; умеет осуществлять поиск, анализ, интерпретацию научной информации; умеет организовывать и осуществлять самообразование в психолого-педагогическом направлении; умеет организовывать индивидуальную и коллективную образовательную деятельность; осуществляет конструктивное общение; планирует и выстраивает маршрут саморазвития; осознает правомерность своего поведения при выполнении определенных видов деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Критериально-оценочный блок

Сбор данных по академической успеваемости студентов за первый семестр, анализ результатов экзаменационной сессии и учебных аттестаций студентов, анкетирование студентов и преподавателей позволили выявить показатели успешности адаптации.

Качество успеваемости студентов по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» составило 4,7 балла, при этом 61,5% студентов сдали экзамен на повышенный уровень, 38,5% - на базовый.

Анализ отчёта по учебной ознакомительной практике и наблюдение за выполнением индивидуальной исследовательской работы показал следующие результаты (рис. 3):

• студенты организовывают и осуществляют самообразование по направлениям исследовательской работы (в психолого-педагогическом направлении) - 69,6%;

• 30,5% студентов осуществляют социальное взаимодействие и реализовывают свою роль в команде на высоком уровне и 52,2% - на среднем;

• 34,7% демонстрируют на высоком уровне интерес к обучению и 52,2% – на среднем;

• 13% студентов умеют организовывать индивидуальную и коллективную образовательную деятельность на высоком уровне и 78,3% - на среднем;

• 17,4% студентов на высоком уровне научились осуществлять поиск, анализ, интерпретацию научной информации и 73,9% - на среднем;

• критически оценивают эффективность использования времени 69,5% (средний уровень) и 13% (высокий).

 

 

Рис. 3. Формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций:

1 - осуществляет социальное взаимодействие и реализовывает свою роль в команде;

2 - демонстрирует интерес к учебе;

3 - критически оценивает эффективность использования времени;

4 - осуществляет поиск, анализ, интерпретацию научной информации;

5 - организовывает и осуществляет самообразование в психолого-педагогическом направлении;

6 - организовывает индивидуальную и коллективную образовательную деятельность

По сравнению с экспериментальной в контрольной группе были получены достаточно слабые результаты по таким критериям, как «осуществляют поиск, анализ, интерпретацию научной информации» (всего 34,3% студентов на среднем уровне и 65,7% - на низком). Наблюдения показали, что по дисциплинам учебного плана при выполнении контрольных и реферативных работ в контрольной группе ниже качество обучения, чем в экспериментальной группе. Соответственно, интерес к обучению у них проявляется на более низком уровне по сравнению с экспериментальной группой (только 21,2% студентов - на высоком уровне, 44,3% - на среднем уровне и 34,5% - на низком).

На рисунке 4 представлены результаты исследования адаптивных компетенций студентов в экспериментальной и контрольной группах. Для экспериментальной группы были получены следующие результаты:

• 38,4% студентов осуществляют конструктивное общение на высоком уровне, 51,6% - на среднем;

• 61,8% студентов планируют и выстраивают маршрут саморазвития на высоком уровне, 38,1% - на среднем;

• 67% студентов на высоком уровне осознают правомерность своего поведения при выполнении определенных видов деятельности, 33% - на среднем уровне.

 

Рис. 4. Уровень формирования адаптивных компетенций в экспериментальной и контрольной группах

Таким образом, в экспериментальной группе все студенты успешно адаптировались к условиям вуза. Большая часть респондентов, а именно 62%, считают научно-исследовательскую работу одним из наиболее интересных видов деятельности, который повлиял на обучение на первом курсе, а также позволил быстрее адаптироваться в учебном коллективе и в университете.

В контрольной группе к окончанию учебного года не все студенты успешно адаптировались в коллективе и научились выстраивать свой маршрут развития. Общаться на среднем уровне могут 44,6%, на высоком только 18,6%. Студенты контрольной группы при поступлении не определились с профессией, 81,6% студентов контрольной группы ответили, что после окончания университета не уверены в дальнейшем профессиональном маршруте. Они не уверены в правильном выборе профессии, смогут ли они заниматься планируемыми видами деятельности (29,1%). В связи с этим данные студенты не совсем комфортно чувствуют себя и в учебной группе.

Заключение

Описанные и реализованные целевые, содержательные, организационно-методические и организационно-досуговые педагогические условия, представленные в работе, позволили достичь основной цели исследования – успешной адаптации личности студента к условиям вуза через формирование универсальных, общепрофессиональных и адаптивных компетенций, а также их более раннее вовлечение в научно-исследовательскую работу (НИР) через разработку интегрированной с НИР дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» и учебную ознакомительную практику.

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о формировании у студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение», универсальных (УК – 3, УК – 6), общепрофессиональных компетенций (ОПК – 7, ОПК – 8), а научно-исследовательская деятельность студентов может рассматриваться в качестве одного из средств их формирования и успешной адаптации студентов в вузе. Таким образом, гипотеза исследования доказана.

Практическая значимость статьи состоит в возможности использования результатов и выводов исследования в разработке вузовских программ адаптации студентов и совершенствовании практик их профессиональной адаптации.