Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Гетман Н.А. 1 Котенко Е.Н. 1 Полянская Н.А. 1 Павлинова Е.Б. 1 Савченко О.А. 1
1 ФГБОУ ВО Омский государственный медицинский университет
В статье анализируются профессиональные затруднения, возникающие в деятельности начинающих преподавателей педиатрического факультета медицинского вуза, имеющих стаж работы до трех лет. В исследовании проведен анализ, теоретически обоснованы и апробированы способы преодоления профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя. Основным методом исследования выступило анкетирование преподавателей, по итогам которого были получены выводы о необходимости и результативности сопровождения начинающего преподавателя, что описано в чек-листе и программе преодоления затруднений в профессиональной педагогической деятельности. Авторы статьи разработали анкету для начинающих преподавателей, вопросы которой охватывают все области профессиональной педагогической деятельности. Представленные в статье результаты исследования свидетельствуют о том, что преподаватели в целом не обладают высокой степенью мотивации в повышении своего профессионального роста, хотя именно данная профессия требует от специалиста постоянного профессионального и личностного развития, осознаваемого респондентами. Авторы доказывают необходимость работы на факультете по преодолению выявленных профессиональных затруднений начинающих преподавателей. Разработанная авторами программа по преодолению профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя универсальна и может быть использована на всех факультетах вуза.
педагогическая деятельность
начинающий преподаватель
профессиональные затруднения
программа преодоления профессиональных затруднений
диагностика профессиональных затруднений
1. Зиновенко О.А., Егорова Ж.С. К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2017. С. 106-109.
2. Гелясина Е.В. Диагностическое обеспечение процесса непрерывной профессиональной подготовки педагогов, реализующих инновационный проект // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы XXIII Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых, А.В. Кандаурова. Тюмень-СПб.: Изд-во ТОГИРРО, 2022. 364 с.
3. Кузнецова Н.В. Профессиональное мастерство преподавателя в контексте повышения качества профподготовки управленческих кадров // Управление организацией, бухгалтерский учет и экономический анализ: вопросы, проблемы, перспективы развития. 2018. С.71-75.
4. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / Авт. Д.Н. Ушаков. М.: Изд-во «Славянский дом книги», Серия: Словари и пособия для школьников, 2014.
5. Остапенко А. А. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия // Человек. Сообщество. Управление. 2013. №4 С.37-52.
6. Мониторинг профессиональных затруднений педагогических работников. Отчет по результатам социологического исследования. Белгород: ОГАОУ ДПО БЕЛИРО, 2018, URL:https://beliro.ru/assets/resourcefile/196/2.2-otchet-po-rezultatam-analiza-prof.-zatrudnenij-pedagogicheskix-rabotnikov.pdf (дата обращения: 06.03.2023).
7. Тутолмин А.В. Профессионализация бакалавра начального образования: монография. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. 140 с.
8. Коршунова О.В., Селиванова О.Г. Сравнительный анализ дидактических затруднений российских и зарубежных педагогов // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 468-486.

Быстро меняющиеся реалии современного образования влекут за собой затруднения преподавателей при решении устоявшихся и возникающих новых профессиональных задач. Для качественного образования и преподавания важно понимание основ диагностики профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя, причин их возникновения и путей их преодоления. Профессиональные затруднения являются фактором, мешающим качественно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность.

В педагогике выделяется ряд компонентов педагогической деятельности, таких как: целеполагание (или целевой компонент), содержательный, процессуальный и оценочно-коррекционный. Следует отметить, что педагогический процесс невозможен без обратной связи, педагогу необходимо на постоянной основе получать информацию о соответствии имеющихся результатов запланированным ранее целям [1].

Современный преподаватель должен владеть достаточно большим перечнем компетентностей: в сфере проектирования и построения образовательного процесса, организации взаимодействия субъектов в нем, коммуникации и иных. «…Непрерывность процесса, ориентированного на формирование компетентности педагогов, является ключевым фактором обеспечения качества профессионально-педагогического образования. В настоящее время оформились различные практики непрерывной профессиональной подготовки, осуществляемой на постдипломном этапе» [2].

Однако практические исследования (С.В. Данилов, Л.П. Шустова, Н.И. Кузнецова) показывают, что далеко не все преподаватели готовы к выполнению педагогических функций и обладают необходимым набором компетентностей [3]. Высокий уровень предъявляемых требований приводит к возникновению разнообразных психологических и иных затруднений, эмоциональному выгоранию, усталости и т.д.

В большом современном издании толкового словаря Д.Н. Ушакова «затруднение» определяется как «…трудно преодолеваемое препятствие, тягостное, трудное положение; замешательство, неловкое положение» [4].

Соглашаясь с мнением А.А. Остапенко, мы полагаем, что затруднения возникают из-за действий внешних факторов педагогической деятельности и зависят от характера самих факторов, а также степени подготовленности к педагогической деятельности и отношения к ней. Данными факторами являются: невнимательность, неуверенность в собственных силах, отсутствие мотивации, неумение вызвать «встречное движение» и др. При этом трансляция знаний не является основным фактором, вызывающим затруднения [5]. «…Своевременное выявление профессиональных затруднений педагогов и принятие соответствующих мер в части их профессионального и личностного развития, а также совершенствования организационного обеспечения образовательной деятельности приобретает особую актуальность и значимость» [6]. При этом они выполняют позитивную функцию, активизируя творческий поиск выхода из них.

Анализ научной литературы позволил выявить противоречие между постоянно растущими требованиями к профессиональной деятельности начинающих преподавателей и возникающими трудностями в реализации этих требований. Данное противоречие позволило сформулировать исследовательскую задачу: каковы способы преодоления профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя (где для начинающего преподавателя нами определены сроки работы в вузе от 0 до 3 лет).

Цель исследования: проанализировать, теоретически обосновать и апробировать способы преодоления профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя.

Материалы и методы исследования. В исследовании мы опирались на деятельностный и компетентностный подходы, использовали теоретические и эмпирические методы. При этом проводились: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование. Были изучены результаты педагогической деятельности начинающих преподавателей (документация, которую ведут преподаватели, ведомости успеваемости обучающихся и т.д.).

Результаты исследования и их обсуждение. При определении профессиональной деятельности мы понимаем «профессиональное затруднение» как недостаточный уровень сформированности у начинающего преподавателя умения решать педагогические задачи и проблемы в условиях современных требований к образовательному процессу в вузе.

Процесс профессионализации трактуется как «… “формообразование” субъекта, адекватное содержанию итребованиям профессиональной деятельности. В результате последовательного прохождения всех стадий профессионализации формируется профессионал– субъект профессиональной деятельности, имеющий эмоционально положительно окрашенное осознание ее социально ценного результата, уверенно владеющий средствами испособами профессиональной деятельности, а также обладающий необходимыми знаниями, умениями испособностями» [7, с. 8]. Можно выделить этапы профессионального становления, на которых возникают различные затруднения (рис. 1).

 

 
 

Рис. 1. Этапы вхождения в профессиональную деятельность начинающих преподавателей вуза

Мы делаем вывод о том, что существуют три основных направления развития профессионализма: изменения в мировоззрении личности, выработка индивидуального стиля деятельности, освоение профессиональной культуры.

На рисунке 2 представлены области профессиональных затруднений.

Рис. 2. Области профессиональных затруднений преподавателей вуза

Как указано выше, нами определены следующие компоненты образовательного процесса: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-коррекционный [1]. Рассмотрим возникающие при реализации вышеуказанных компонентов затруднения.

1. Целевой компонент: ошибки и затруднения молодых преподавателей в целеполагании. Очень часть педагоги не могут диагностично сформулировать цель своей педагогической деятельности с учетом современных требований к образовательному процессу и быть выраженными в компетенциях обучающихся.

2. Содержательный компонент: ошибки и затруднения в отборе содержания учебного материала: затруднения в поиске ценности изучаемого материала, его актуальности; в сочетании принципов построения образовательного процесса и т.д.

3. Процессуальный компонент: ошибки и затруднения в подборе технологий и методов обучения: постоянное применение традиционных технологий и стандартных методов (устное объяснение нового материала, решение задач, письменная работа, устный опрос и т.д.); увлеченность современными методами и приемами деятельностного обучения (такими как проекты, ролевые игры, круглые столы и т.д.).

4. Оценочно-коррекционный компонент: затруднения осуществления контрольно-оценочной деятельности, включают в себя отсутствие объективного опыта оценивания, неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения учащегося и проблему «универсальности» отметки при оценивании знаний обучаемого.

Кроме вышеуказанных затруднений, в научной психолого-педагогической литературе [8] встречается также общая классификация затруднений в педагогической деятельности, представленная на рисунке 3.

 

 
 

 


Рис. 3. Основные затруднения в педагогической деятельности

Рассмотрим многообразие методов выявления затруднений. К ним мы отнесли следующие: изучение документации, которую ведет начинающий преподаватель; наблюдение за его практической педагогической деятельностью; контрольно-методические срезы; анализ результатов педагогической деятельности начинающего преподавателя; анкетирование, диагностика через различные тестирования и методики; собеседование и т.д.

На наш взгляд, одним из способов преодоления профессиональных затруднений является разработка и реализация индивидуальной программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя. Обобщение полученных в ходе теоретического анализа научной литературы данных позволило выявить ряд критериев и показателей оценки профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя: мотивационный, когнитивный, деятельностный.

Для выявления степени профессиональных затруднений в деятельности преподавателя нами были отобраны преподаватели педиатрического факультета, которые имели стаж работы в вузе от 0 до 3 лет. Из 23 преподавателей в эксперименте согласились участвовать 12 человек, имеющих высшее медицинское образование, прошедших подготовку по узкой специализации в ординатуре. У данных преподавателей не имелось специальной профессионально-педагогической подготовки, кроме курса «Педагогика» (1 зачетная единица трудозатрат – 36 часов) в ординатуре. Начинающим преподавателям была предложена анкета, в которой требовалось указать, в какой степени и какие именно аспекты в педагогической деятельности вызывают у них затруднения. Подсчет результатов проводился на основе количества выбранных затруднений и представлен в таблице 1.

Таблица 1

Выявление профессиональных затруднений в педагогической деятельности

Критерии

области затруднений

 

Аспект педагогической деятельности

 

Степень затруднений

 

Очень сильно

Сильно

Средне

Почти не затрудняет

1

2

3

4

5

6

Когнитивный

Тематическое планирование

 

 

10

2

Когнитивный

Составление технологических карт занятий

 

5

5

2

Когнитивный

Помощь в планировании самовоспитания

2

3

7

 

Когнитивный

Овладение содержанием новых программ и учебников

1

2

7

2

Когнитивный

Использование междисциплинарных связей

 

10

2

 

Итого по критерию

 

3

20

31

6

Мотивационный

Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства

12

 

 

 

Мотивационный

Обеспечение внимательной, активной работы обучающихся в течение практического занятия

 

 

12

 

Мотивационный

Обеспечение развивающего характера обучения

1

1

10

 

Мотивационный

Развитие интереса к обучению и потребности в знаниях

 

12

 

 

Мотивационный

Осуществление индивидуального подхода к обучающимся в процессе занятия

12

 

 

 

Итого по критерию

 

25

13

22

 

Деятельностный

Использование разнообразных форм работы на занятии

12

 

 

 

Деятельностный

Проведение практических клинических занятий

 

4

5

3

Деятельностный

Проведение работы по выбору специальности

 

 

 

12

Деятельностный

Работа с образовательным порталом ОмГМУ

2

 

10

 

Итого по критерию

 

14

4

15

15

В результате диагностики 12 преподавателей мы получили следующие данные: по когнитивному критерию средняя степень затруднения, 83% преподавателей испытывают сильные затруднения в использовании междисциплинарных связей. Исследования по деятельностному критерию показывают очень сильные затруднения в области использования разнообразных форм работы на занятии у 100% преподавателей; при этом проведение работы по выбору специальности не вызывает затруднений также у 100% преподавателей.

По мотивационному критерию: сильное затруднение 100% преподавателей испытывают при планировании самообразования и повышении педагогического мастерства и в осуществлении индивидуального подхода к обучающимся в процессе занятия. Практически не испытывают затруднения 100% преподавателей при обеспечении внимательной, активной работы обучающихся в течение занятия, 83,3% не испытывают затруднений при обеспечении профессионально-развивающего характера обучения.

Для преодоления профессиональных затруднений были разработаны чек-лист для каждого преподавателя индивидуально, представленный в таблице 2, и паспорт программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя педиатрического факультета, представленный в таблице 3.

Таблица 2

Чек-лист планирования преодоления профессиональных затруднений (на примере категории «Преподаватель клинической кафедры»)

Критерии деятельности преподавателя

1-й год

работы

2-й год работы

3 год работы

Качество знаний обучающихся с учетом динамики (по семестрам)

Мониторинг результатов образовательной подготовки по предмету каждого модуля и семестра. Прогноз динамики качества знаний на перспективу

Мониторинг результатов образовательной подготовки по предмету каждого модуля и семестра. Планирование шагов по достижению положительной динамики

Оформление сравнительной таблицы по качеству знаний. Динамика роста качества знаний – на 3%. Информация предоставляется в электронном формате: сканированный вариант за подписью руководителя кафедры

Качество преподавания

Работа по обеспечению качества преподавания: изучение и применение инновационных подходов и эффективных приемов

Работа по обеспечению качества преподавания: изучение и применение инновационных подходов и эффективных приемов

С листом наблюдения и анализом занятий учебного доцента и завкафедрой (не менее 2 занятий за текущий семестр)

Достижения обучающихся в конкурсах, олимпиадах или соревнованиях

Участие в НИРС (научно-исследовательская работа студента)

Подготовка и участие студентов в вузовской олимпиаде или конкурсе научных проектов

Предоставление грамот, дипломов победителей или призеров либо участников (уровень – вуз, город, регион, Российская Федерация)

Достижения преподавателя в профессиональных конкурсах или грантах

Введение в грантовую деятельность, участие в разработках кафедральных грантовых проектов

Участие в вузовских конкурсах.

Разработка собственных грантовых проектов.

Написание исследовательских статей, диссертаций и т.д.

Предоставление грамот, дипломов победителя или призера, или участника

Обобщение педагогического опыта

Не требуется

Не требуется,

по возможности представляется в научно-педагогической литературе

Издание статей, участие в написании учебных пособий и т.д.

При планировании аттестации на кафедре используют разработанный чек-лист для систематизации работы начинающего преподавателя в соответствии с показателями, описанными в нем. По существу, в чек-листе описан план работы преподавателя на три года, который позволяет не упустить ни один из компонентов профессионально-педагогической деятельности.

Таблица 3

Паспорт программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя

Анализ ситуации

Развитие и совершенствование преподавательского потенциала – главная задача для вуза. Все преобразования в системе образования невозможны без повышения уровня педагогической и профессиональной компетентности преподавателя, его личностных качеств, мотивации. Поэтому необходимо постоянно развивать компетентность преподавателя, творческий и креативный стиль мышления, потребность в самосовершенствовании, овладении и использовании в своей деятельности новых методик и технологий

Назначение программы

Определить направления работы с преподавателями по профессиональному совершенствованию и преодолению профессиональных затруднений.

Определить и обновить содержание методической службы с учетом потребностей конкретного преподавателя в условиях действия квалификационных требований

Цели программы

Создание условий для профессиональной адаптации и роста начинающего преподавателя; проектирование мероприятий, проводимых администрацией факультета и кафедрами в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на занятиях; поиск новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса

Задачи программы

Выявить профессиональные затруднения и помочь разрешению затруднений преподавателей педиатрического факультета ФГБОУ ВО ОмГМУ в соответствии с квалификационными требованиями; организовать эффективную диагностическую и коррекционную работу для каждого преподавателя с выявленными профессиональными затруднениями; обеспечить активное участие преподавателя в системе решения профессиональных затруднений, возникающих в профессиональной деятельности (внутрифакультетская модель)

Управление

Организация выполнения Программы и контроль хода ее реализации осуществляются советом педиатрического факультета

Ожидаемые результаты

Решение проблемы профессиональных затруднений в деятельности современного преподавателя через их обучение по программе; повышение качества образования;

ссоздание конкурентоспособного факультета с высоким рейтингом в вузе

Участники проекта

Декан педиатрического факультета, заместитель декана, заведующие кафедрами, кафедра педагогики и психологии ДПО, преподаватели со стажем работы 0–3 года

Формы обучения

Очная, дистанционная

Форма проведения занятий

Аудиторная, онлайн

Формы организации образовательного процесса

Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная

Ресурсное обеспечение

Материально-технические

Кадровые:

Декан факультета – общее руководство проектом;

Заместители декана – разработка и утверждение необходимой нормативно-правовой базы методическая помощь преподавателям по самообразованию, рассылка положений о проводимых мероприятиях;

Кафедра педагогики и психологии ДПО (разработка пакета диагностических материалов, проведение мониторинга, тренинговых занятий);

Медиаресурсы

Данная программа по преодолению профессиональных затруднений начинающего преподавателя реализовывалась на педиатрическом факультете, где были созданы условия для профессиональной адаптации и роста преподавателя (например, проводились онлайн- коуч-сессии и консультации с преподавателями кафедры педагогики и психологии по овладению методами и приемами учебной работы, творческого применения их на занятиях; поиску новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса). Для повышения мотивации преподавателей проводились психологические тренинги, круглые столы с ведущими преподавателями вуза, прошедшими дополнительную переподготовку по программе «Преподаватель профессионального образования» на кафедре педагогики и психологии ДПО ОмГМУ, методические семинары по использованию, например, игровых технологий в современном информационно-образовательном пространстве вуза.

Выводы. Таким образом, нами были сделаны следующие выводы: показатели по когнитивному и деятельностному критериям имеют средний уровень проявления; по мотивационному критерию большая часть преподавателей продемонстрировали наличие низкого уровня его сформированности. Данный результат свидетельствует о том, что преподаватели в целом не обладают высокой степенью мотивации в повышении своего профессионального роста, хотя профессия требует от специалиста постоянного профессионального и личностного развития, осознаваемого респондентами.

Следовательно, на факультете необходима работа по преодолению выявленных профессиональных затруднений начинающих преподавателей. Разработанная программа и чек-лист являются универсальными и могут быть использованы на всех факультетах вуза.


Библиографическая ссылка

Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Полянская Н.А., Павлинова Е.Б., Савченко О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32539 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674