Быстро меняющиеся реалии современного образования влекут за собой затруднения преподавателей при решении устоявшихся и возникающих новых профессиональных задач. Для качественного образования и преподавания важно понимание основ диагностики профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя, причин их возникновения и путей их преодоления. Профессиональные затруднения являются фактором, мешающим качественно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность.
В педагогике выделяется ряд компонентов педагогической деятельности, таких как: целеполагание (или целевой компонент), содержательный, процессуальный и оценочно-коррекционный. Следует отметить, что педагогический процесс невозможен без обратной связи, педагогу необходимо на постоянной основе получать информацию о соответствии имеющихся результатов запланированным ранее целям [1].
Современный преподаватель должен владеть достаточно большим перечнем компетентностей: в сфере проектирования и построения образовательного процесса, организации взаимодействия субъектов в нем, коммуникации и иных. «…Непрерывность процесса, ориентированного на формирование компетентности педагогов, является ключевым фактором обеспечения качества профессионально-педагогического образования. В настоящее время оформились различные практики непрерывной профессиональной подготовки, осуществляемой на постдипломном этапе» [2].
Однако практические исследования (С.В. Данилов, Л.П. Шустова, Н.И. Кузнецова) показывают, что далеко не все преподаватели готовы к выполнению педагогических функций и обладают необходимым набором компетентностей [3]. Высокий уровень предъявляемых требований приводит к возникновению разнообразных психологических и иных затруднений, эмоциональному выгоранию, усталости и т.д.
В большом современном издании толкового словаря Д.Н. Ушакова «затруднение» определяется как «…трудно преодолеваемое препятствие, тягостное, трудное положение; замешательство, неловкое положение» [4].
Соглашаясь с мнением А.А. Остапенко, мы полагаем, что затруднения возникают из-за действий внешних факторов педагогической деятельности и зависят от характера самих факторов, а также степени подготовленности к педагогической деятельности и отношения к ней. Данными факторами являются: невнимательность, неуверенность в собственных силах, отсутствие мотивации, неумение вызвать «встречное движение» и др. При этом трансляция знаний не является основным фактором, вызывающим затруднения [5]. «…Своевременное выявление профессиональных затруднений педагогов и принятие соответствующих мер в части их профессионального и личностного развития, а также совершенствования организационного обеспечения образовательной деятельности приобретает особую актуальность и значимость» [6]. При этом они выполняют позитивную функцию, активизируя творческий поиск выхода из них.
Анализ научной литературы позволил выявить противоречие между постоянно растущими требованиями к профессиональной деятельности начинающих преподавателей и возникающими трудностями в реализации этих требований. Данное противоречие позволило сформулировать исследовательскую задачу: каковы способы преодоления профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя (где для начинающего преподавателя нами определены сроки работы в вузе от 0 до 3 лет).
Цель исследования: проанализировать, теоретически обосновать и апробировать способы преодоления профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя.
Материалы и методы исследования. В исследовании мы опирались на деятельностный и компетентностный подходы, использовали теоретические и эмпирические методы. При этом проводились: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование. Были изучены результаты педагогической деятельности начинающих преподавателей (документация, которую ведут преподаватели, ведомости успеваемости обучающихся и т.д.).
Результаты исследования и их обсуждение. При определении профессиональной деятельности мы понимаем «профессиональное затруднение» как недостаточный уровень сформированности у начинающего преподавателя умения решать педагогические задачи и проблемы в условиях современных требований к образовательному процессу в вузе.
Процесс профессионализации трактуется как «… “формообразование” субъекта, адекватное содержанию итребованиям профессиональной деятельности. В результате последовательного прохождения всех стадий профессионализации формируется профессионал– субъект профессиональной деятельности, имеющий эмоционально положительно окрашенное осознание ее социально ценного результата, уверенно владеющий средствами испособами профессиональной деятельности, а также обладающий необходимыми знаниями, умениями испособностями» [7, с. 8]. Можно выделить этапы профессионального становления, на которых возникают различные затруднения (рис. 1).
Рис. 1. Этапы вхождения в профессиональную деятельность начинающих преподавателей вуза
Мы делаем вывод о том, что существуют три основных направления развития профессионализма: изменения в мировоззрении личности, выработка индивидуального стиля деятельности, освоение профессиональной культуры.
На рисунке 2 представлены области профессиональных затруднений.
Рис. 2. Области профессиональных затруднений преподавателей вуза
Как указано выше, нами определены следующие компоненты образовательного процесса: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-коррекционный [1]. Рассмотрим возникающие при реализации вышеуказанных компонентов затруднения.
1. Целевой компонент: ошибки и затруднения молодых преподавателей в целеполагании. Очень часть педагоги не могут диагностично сформулировать цель своей педагогической деятельности с учетом современных требований к образовательному процессу и быть выраженными в компетенциях обучающихся.
2. Содержательный компонент: ошибки и затруднения в отборе содержания учебного материала: затруднения в поиске ценности изучаемого материала, его актуальности; в сочетании принципов построения образовательного процесса и т.д.
3. Процессуальный компонент: ошибки и затруднения в подборе технологий и методов обучения: постоянное применение традиционных технологий и стандартных методов (устное объяснение нового материала, решение задач, письменная работа, устный опрос и т.д.); увлеченность современными методами и приемами деятельностного обучения (такими как проекты, ролевые игры, круглые столы и т.д.).
4. Оценочно-коррекционный компонент: затруднения осуществления контрольно-оценочной деятельности, включают в себя отсутствие объективного опыта оценивания, неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения учащегося и проблему «универсальности» отметки при оценивании знаний обучаемого.
Кроме вышеуказанных затруднений, в научной психолого-педагогической литературе [8] встречается также общая классификация затруднений в педагогической деятельности, представленная на рисунке 3.
Рис. 3. Основные затруднения в педагогической деятельности
Рассмотрим многообразие методов выявления затруднений. К ним мы отнесли следующие: изучение документации, которую ведет начинающий преподаватель; наблюдение за его практической педагогической деятельностью; контрольно-методические срезы; анализ результатов педагогической деятельности начинающего преподавателя; анкетирование, диагностика через различные тестирования и методики; собеседование и т.д.
На наш взгляд, одним из способов преодоления профессиональных затруднений является разработка и реализация индивидуальной программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя. Обобщение полученных в ходе теоретического анализа научной литературы данных позволило выявить ряд критериев и показателей оценки профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя: мотивационный, когнитивный, деятельностный.
Для выявления степени профессиональных затруднений в деятельности преподавателя нами были отобраны преподаватели педиатрического факультета, которые имели стаж работы в вузе от 0 до 3 лет. Из 23 преподавателей в эксперименте согласились участвовать 12 человек, имеющих высшее медицинское образование, прошедших подготовку по узкой специализации в ординатуре. У данных преподавателей не имелось специальной профессионально-педагогической подготовки, кроме курса «Педагогика» (1 зачетная единица трудозатрат – 36 часов) в ординатуре. Начинающим преподавателям была предложена анкета, в которой требовалось указать, в какой степени и какие именно аспекты в педагогической деятельности вызывают у них затруднения. Подсчет результатов проводился на основе количества выбранных затруднений и представлен в таблице 1.
Таблица 1
Выявление профессиональных затруднений в педагогической деятельности
Критерии области затруднений |
Аспект педагогической деятельности
|
Степень затруднений
|
|||
Очень сильно |
Сильно |
Средне |
Почти не затрудняет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Когнитивный |
Тематическое планирование |
|
|
10 |
2 |
Когнитивный |
Составление технологических карт занятий |
|
5 |
5 |
2 |
Когнитивный |
Помощь в планировании самовоспитания |
2 |
3 |
7 |
|
Когнитивный |
Овладение содержанием новых программ и учебников |
1 |
2 |
7 |
2 |
Когнитивный |
Использование междисциплинарных связей |
|
10 |
2 |
|
Итого по критерию |
|
3 |
20 |
31 |
6 |
Мотивационный |
Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства |
12 |
|
|
|
Мотивационный |
Обеспечение внимательной, активной работы обучающихся в течение практического занятия |
|
|
12 |
|
Мотивационный |
Обеспечение развивающего характера обучения |
1 |
1 |
10 |
|
Мотивационный |
Развитие интереса к обучению и потребности в знаниях |
|
12 |
|
|
Мотивационный |
Осуществление индивидуального подхода к обучающимся в процессе занятия |
12 |
|
|
|
Итого по критерию |
|
25 |
13 |
22 |
|
Деятельностный |
Использование разнообразных форм работы на занятии |
12 |
|
|
|
Деятельностный |
Проведение практических клинических занятий |
|
4 |
5 |
3 |
Деятельностный |
Проведение работы по выбору специальности |
|
|
|
12 |
Деятельностный |
Работа с образовательным порталом ОмГМУ |
2 |
|
10 |
|
Итого по критерию |
|
14 |
4 |
15 |
15 |
В результате диагностики 12 преподавателей мы получили следующие данные: по когнитивному критерию средняя степень затруднения, 83% преподавателей испытывают сильные затруднения в использовании междисциплинарных связей. Исследования по деятельностному критерию показывают очень сильные затруднения в области использования разнообразных форм работы на занятии у 100% преподавателей; при этом проведение работы по выбору специальности не вызывает затруднений также у 100% преподавателей.
По мотивационному критерию: сильное затруднение 100% преподавателей испытывают при планировании самообразования и повышении педагогического мастерства и в осуществлении индивидуального подхода к обучающимся в процессе занятия. Практически не испытывают затруднения 100% преподавателей при обеспечении внимательной, активной работы обучающихся в течение занятия, 83,3% не испытывают затруднений при обеспечении профессионально-развивающего характера обучения.
Для преодоления профессиональных затруднений были разработаны чек-лист для каждого преподавателя индивидуально, представленный в таблице 2, и паспорт программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя педиатрического факультета, представленный в таблице 3.
Таблица 2
Чек-лист планирования преодоления профессиональных затруднений (на примере категории «Преподаватель клинической кафедры»)
Критерии деятельности преподавателя |
1-й год работы |
2-й год работы |
3 год работы |
Качество знаний обучающихся с учетом динамики (по семестрам) |
Мониторинг результатов образовательной подготовки по предмету каждого модуля и семестра. Прогноз динамики качества знаний на перспективу |
Мониторинг результатов образовательной подготовки по предмету каждого модуля и семестра. Планирование шагов по достижению положительной динамики |
Оформление сравнительной таблицы по качеству знаний. Динамика роста качества знаний – на 3%. Информация предоставляется в электронном формате: сканированный вариант за подписью руководителя кафедры |
Качество преподавания |
Работа по обеспечению качества преподавания: изучение и применение инновационных подходов и эффективных приемов |
Работа по обеспечению качества преподавания: изучение и применение инновационных подходов и эффективных приемов |
С листом наблюдения и анализом занятий учебного доцента и завкафедрой (не менее 2 занятий за текущий семестр) |
Достижения обучающихся в конкурсах, олимпиадах или соревнованиях |
Участие в НИРС (научно-исследовательская работа студента) |
Подготовка и участие студентов в вузовской олимпиаде или конкурсе научных проектов |
Предоставление грамот, дипломов победителей или призеров либо участников (уровень – вуз, город, регион, Российская Федерация) |
Достижения преподавателя в профессиональных конкурсах или грантах |
Введение в грантовую деятельность, участие в разработках кафедральных грантовых проектов |
Участие в вузовских конкурсах. Разработка собственных грантовых проектов. Написание исследовательских статей, диссертаций и т.д. |
Предоставление грамот, дипломов победителя или призера, или участника |
Обобщение педагогического опыта |
Не требуется |
Не требуется, по возможности представляется в научно-педагогической литературе |
Издание статей, участие в написании учебных пособий и т.д. |
При планировании аттестации на кафедре используют разработанный чек-лист для систематизации работы начинающего преподавателя в соответствии с показателями, описанными в нем. По существу, в чек-листе описан план работы преподавателя на три года, который позволяет не упустить ни один из компонентов профессионально-педагогической деятельности.
Таблица 3
Паспорт программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя
Анализ ситуации |
Развитие и совершенствование преподавательского потенциала – главная задача для вуза. Все преобразования в системе образования невозможны без повышения уровня педагогической и профессиональной компетентности преподавателя, его личностных качеств, мотивации. Поэтому необходимо постоянно развивать компетентность преподавателя, творческий и креативный стиль мышления, потребность в самосовершенствовании, овладении и использовании в своей деятельности новых методик и технологий |
Назначение программы |
Определить направления работы с преподавателями по профессиональному совершенствованию и преодолению профессиональных затруднений. Определить и обновить содержание методической службы с учетом потребностей конкретного преподавателя в условиях действия квалификационных требований |
Цели программы |
Создание условий для профессиональной адаптации и роста начинающего преподавателя; проектирование мероприятий, проводимых администрацией факультета и кафедрами в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на занятиях; поиск новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса |
Задачи программы |
Выявить профессиональные затруднения и помочь разрешению затруднений преподавателей педиатрического факультета ФГБОУ ВО ОмГМУ в соответствии с квалификационными требованиями; организовать эффективную диагностическую и коррекционную работу для каждого преподавателя с выявленными профессиональными затруднениями; обеспечить активное участие преподавателя в системе решения профессиональных затруднений, возникающих в профессиональной деятельности (внутрифакультетская модель) |
Управление |
Организация выполнения Программы и контроль хода ее реализации осуществляются советом педиатрического факультета |
Ожидаемые результаты |
Решение проблемы профессиональных затруднений в деятельности современного преподавателя через их обучение по программе; повышение качества образования; ссоздание конкурентоспособного факультета с высоким рейтингом в вузе |
Участники проекта |
Декан педиатрического факультета, заместитель декана, заведующие кафедрами, кафедра педагогики и психологии ДПО, преподаватели со стажем работы 0–3 года |
Формы обучения |
Очная, дистанционная |
Форма проведения занятий |
Аудиторная, онлайн |
Формы организации образовательного процесса |
Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная |
Ресурсное обеспечение |
Материально-технические Кадровые: Декан факультета – общее руководство проектом; Заместители декана – разработка и утверждение необходимой нормативно-правовой базы методическая помощь преподавателям по самообразованию, рассылка положений о проводимых мероприятиях; Кафедра педагогики и психологии ДПО (разработка пакета диагностических материалов, проведение мониторинга, тренинговых занятий); Медиаресурсы |
Данная программа по преодолению профессиональных затруднений начинающего преподавателя реализовывалась на педиатрическом факультете, где были созданы условия для профессиональной адаптации и роста преподавателя (например, проводились онлайн- коуч-сессии и консультации с преподавателями кафедры педагогики и психологии по овладению методами и приемами учебной работы, творческого применения их на занятиях; поиску новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса). Для повышения мотивации преподавателей проводились психологические тренинги, круглые столы с ведущими преподавателями вуза, прошедшими дополнительную переподготовку по программе «Преподаватель профессионального образования» на кафедре педагогики и психологии ДПО ОмГМУ, методические семинары по использованию, например, игровых технологий в современном информационно-образовательном пространстве вуза.
Выводы. Таким образом, нами были сделаны следующие выводы: показатели по когнитивному и деятельностному критериям имеют средний уровень проявления; по мотивационному критерию большая часть преподавателей продемонстрировали наличие низкого уровня его сформированности. Данный результат свидетельствует о том, что преподаватели в целом не обладают высокой степенью мотивации в повышении своего профессионального роста, хотя профессия требует от специалиста постоянного профессионального и личностного развития, осознаваемого респондентами.
Следовательно, на факультете необходима работа по преодолению выявленных профессиональных затруднений начинающих преподавателей. Разработанная программа и чек-лист являются универсальными и могут быть использованы на всех факультетах вуза.
Библиографическая ссылка
Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Полянская Н.А., Павлинова Е.Б., Савченко О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32539 (дата обращения: 13.10.2024).