Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL DIFFICULTIES IN THE ACTIVITIES OF A BEGINNER TEACHER: QUESTIONS, PROBLEMS, PROSPECTS TO OVERCOME

Getman N.A. 1 Kotenko E.N. 1 Polyanskaya N.A. 1 Pavlinova E.B. 1 Savchenko O.A. 1
1 Omsk State Medical University
The article analyzes the professional difficulties that arise in the activities of novice teachers of the pediatric faculty of a medical university who have up to three years of work experience. The study carried out an analysis, theoretically substantiated and tested ways to overcome professional difficulties in the activities of a novice teacher. The main research method was the questioning of teachers, as a result of which conclusions were obtained about the need and effectiveness of accompanying a novice teacher, which is described in the checklist and the program for overcoming difficulties in professional pedagogical activity. The authors of the article have developed a questionnaire for beginner teachers, the questions of which cover all areas of professional pedagogical activity. The results of the study presented in the article indicate that teachers in general do not have a high degree of motivation in increasing their professional growth, although it is this profession that requires a specialist to have constant professional and personal development, which is realized by the respondents. The authors prove the need for work at the faculty to overcome the identified professional difficulties of novice teachers. The program developed by the authors to overcome professional difficulties in the activities of a novice teacher is universal and can be used at all faculties of the university.
pedagogical activity
novice teacher
professional difficulties
program for overcoming professional difficulties
diagnostics of professional difficulties

Быстро меняющиеся реалии современного образования влекут за собой затруднения преподавателей при решении устоявшихся и возникающих новых профессиональных задач. Для качественного образования и преподавания важно понимание основ диагностики профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя, причин их возникновения и путей их преодоления. Профессиональные затруднения являются фактором, мешающим качественно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность.

В педагогике выделяется ряд компонентов педагогической деятельности, таких как: целеполагание (или целевой компонент), содержательный, процессуальный и оценочно-коррекционный. Следует отметить, что педагогический процесс невозможен без обратной связи, педагогу необходимо на постоянной основе получать информацию о соответствии имеющихся результатов запланированным ранее целям [1].

Современный преподаватель должен владеть достаточно большим перечнем компетентностей: в сфере проектирования и построения образовательного процесса, организации взаимодействия субъектов в нем, коммуникации и иных. «…Непрерывность процесса, ориентированного на формирование компетентности педагогов, является ключевым фактором обеспечения качества профессионально-педагогического образования. В настоящее время оформились различные практики непрерывной профессиональной подготовки, осуществляемой на постдипломном этапе» [2].

Однако практические исследования (С.В. Данилов, Л.П. Шустова, Н.И. Кузнецова) показывают, что далеко не все преподаватели готовы к выполнению педагогических функций и обладают необходимым набором компетентностей [3]. Высокий уровень предъявляемых требований приводит к возникновению разнообразных психологических и иных затруднений, эмоциональному выгоранию, усталости и т.д.

В большом современном издании толкового словаря Д.Н. Ушакова «затруднение» определяется как «…трудно преодолеваемое препятствие, тягостное, трудное положение; замешательство, неловкое положение» [4].

Соглашаясь с мнением А.А. Остапенко, мы полагаем, что затруднения возникают из-за действий внешних факторов педагогической деятельности и зависят от характера самих факторов, а также степени подготовленности к педагогической деятельности и отношения к ней. Данными факторами являются: невнимательность, неуверенность в собственных силах, отсутствие мотивации, неумение вызвать «встречное движение» и др. При этом трансляция знаний не является основным фактором, вызывающим затруднения [5]. «…Своевременное выявление профессиональных затруднений педагогов и принятие соответствующих мер в части их профессионального и личностного развития, а также совершенствования организационного обеспечения образовательной деятельности приобретает особую актуальность и значимость» [6]. При этом они выполняют позитивную функцию, активизируя творческий поиск выхода из них.

Анализ научной литературы позволил выявить противоречие между постоянно растущими требованиями к профессиональной деятельности начинающих преподавателей и возникающими трудностями в реализации этих требований. Данное противоречие позволило сформулировать исследовательскую задачу: каковы способы преодоления профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя (где для начинающего преподавателя нами определены сроки работы в вузе от 0 до 3 лет).

Цель исследования: проанализировать, теоретически обосновать и апробировать способы преодоления профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя.

Материалы и методы исследования. В исследовании мы опирались на деятельностный и компетентностный подходы, использовали теоретические и эмпирические методы. При этом проводились: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование. Были изучены результаты педагогической деятельности начинающих преподавателей (документация, которую ведут преподаватели, ведомости успеваемости обучающихся и т.д.).

Результаты исследования и их обсуждение. При определении профессиональной деятельности мы понимаем «профессиональное затруднение» как недостаточный уровень сформированности у начинающего преподавателя умения решать педагогические задачи и проблемы в условиях современных требований к образовательному процессу в вузе.

Процесс профессионализации трактуется как «… “формообразование” субъекта, адекватное содержанию итребованиям профессиональной деятельности. В результате последовательного прохождения всех стадий профессионализации формируется профессионал– субъект профессиональной деятельности, имеющий эмоционально положительно окрашенное осознание ее социально ценного результата, уверенно владеющий средствами испособами профессиональной деятельности, а также обладающий необходимыми знаниями, умениями испособностями» [7, с. 8]. Можно выделить этапы профессионального становления, на которых возникают различные затруднения (рис. 1).

 

 
 

Рис. 1. Этапы вхождения в профессиональную деятельность начинающих преподавателей вуза

Мы делаем вывод о том, что существуют три основных направления развития профессионализма: изменения в мировоззрении личности, выработка индивидуального стиля деятельности, освоение профессиональной культуры.

На рисунке 2 представлены области профессиональных затруднений.

Рис. 2. Области профессиональных затруднений преподавателей вуза

Как указано выше, нами определены следующие компоненты образовательного процесса: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-коррекционный [1]. Рассмотрим возникающие при реализации вышеуказанных компонентов затруднения.

1. Целевой компонент: ошибки и затруднения молодых преподавателей в целеполагании. Очень часть педагоги не могут диагностично сформулировать цель своей педагогической деятельности с учетом современных требований к образовательному процессу и быть выраженными в компетенциях обучающихся.

2. Содержательный компонент: ошибки и затруднения в отборе содержания учебного материала: затруднения в поиске ценности изучаемого материала, его актуальности; в сочетании принципов построения образовательного процесса и т.д.

3. Процессуальный компонент: ошибки и затруднения в подборе технологий и методов обучения: постоянное применение традиционных технологий и стандартных методов (устное объяснение нового материала, решение задач, письменная работа, устный опрос и т.д.); увлеченность современными методами и приемами деятельностного обучения (такими как проекты, ролевые игры, круглые столы и т.д.).

4. Оценочно-коррекционный компонент: затруднения осуществления контрольно-оценочной деятельности, включают в себя отсутствие объективного опыта оценивания, неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения учащегося и проблему «универсальности» отметки при оценивании знаний обучаемого.

Кроме вышеуказанных затруднений, в научной психолого-педагогической литературе [8] встречается также общая классификация затруднений в педагогической деятельности, представленная на рисунке 3.

 

 
 

 


Рис. 3. Основные затруднения в педагогической деятельности

Рассмотрим многообразие методов выявления затруднений. К ним мы отнесли следующие: изучение документации, которую ведет начинающий преподаватель; наблюдение за его практической педагогической деятельностью; контрольно-методические срезы; анализ результатов педагогической деятельности начинающего преподавателя; анкетирование, диагностика через различные тестирования и методики; собеседование и т.д.

На наш взгляд, одним из способов преодоления профессиональных затруднений является разработка и реализация индивидуальной программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя. Обобщение полученных в ходе теоретического анализа научной литературы данных позволило выявить ряд критериев и показателей оценки профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя: мотивационный, когнитивный, деятельностный.

Для выявления степени профессиональных затруднений в деятельности преподавателя нами были отобраны преподаватели педиатрического факультета, которые имели стаж работы в вузе от 0 до 3 лет. Из 23 преподавателей в эксперименте согласились участвовать 12 человек, имеющих высшее медицинское образование, прошедших подготовку по узкой специализации в ординатуре. У данных преподавателей не имелось специальной профессионально-педагогической подготовки, кроме курса «Педагогика» (1 зачетная единица трудозатрат – 36 часов) в ординатуре. Начинающим преподавателям была предложена анкета, в которой требовалось указать, в какой степени и какие именно аспекты в педагогической деятельности вызывают у них затруднения. Подсчет результатов проводился на основе количества выбранных затруднений и представлен в таблице 1.

Таблица 1

Выявление профессиональных затруднений в педагогической деятельности

Критерии

области затруднений

 

Аспект педагогической деятельности

 

Степень затруднений

 

Очень сильно

Сильно

Средне

Почти не затрудняет

1

2

3

4

5

6

Когнитивный

Тематическое планирование

 

 

10

2

Когнитивный

Составление технологических карт занятий

 

5

5

2

Когнитивный

Помощь в планировании самовоспитания

2

3

7

 

Когнитивный

Овладение содержанием новых программ и учебников

1

2

7

2

Когнитивный

Использование междисциплинарных связей

 

10

2

 

Итого по критерию

 

3

20

31

6

Мотивационный

Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства

12

 

 

 

Мотивационный

Обеспечение внимательной, активной работы обучающихся в течение практического занятия

 

 

12

 

Мотивационный

Обеспечение развивающего характера обучения

1

1

10

 

Мотивационный

Развитие интереса к обучению и потребности в знаниях

 

12

 

 

Мотивационный

Осуществление индивидуального подхода к обучающимся в процессе занятия

12

 

 

 

Итого по критерию

 

25

13

22

 

Деятельностный

Использование разнообразных форм работы на занятии

12

 

 

 

Деятельностный

Проведение практических клинических занятий

 

4

5

3

Деятельностный

Проведение работы по выбору специальности

 

 

 

12

Деятельностный

Работа с образовательным порталом ОмГМУ

2

 

10

 

Итого по критерию

 

14

4

15

15

В результате диагностики 12 преподавателей мы получили следующие данные: по когнитивному критерию средняя степень затруднения, 83% преподавателей испытывают сильные затруднения в использовании междисциплинарных связей. Исследования по деятельностному критерию показывают очень сильные затруднения в области использования разнообразных форм работы на занятии у 100% преподавателей; при этом проведение работы по выбору специальности не вызывает затруднений также у 100% преподавателей.

По мотивационному критерию: сильное затруднение 100% преподавателей испытывают при планировании самообразования и повышении педагогического мастерства и в осуществлении индивидуального подхода к обучающимся в процессе занятия. Практически не испытывают затруднения 100% преподавателей при обеспечении внимательной, активной работы обучающихся в течение занятия, 83,3% не испытывают затруднений при обеспечении профессионально-развивающего характера обучения.

Для преодоления профессиональных затруднений были разработаны чек-лист для каждого преподавателя индивидуально, представленный в таблице 2, и паспорт программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя педиатрического факультета, представленный в таблице 3.

Таблица 2

Чек-лист планирования преодоления профессиональных затруднений (на примере категории «Преподаватель клинической кафедры»)

Критерии деятельности преподавателя

1-й год

работы

2-й год работы

3 год работы

Качество знаний обучающихся с учетом динамики (по семестрам)

Мониторинг результатов образовательной подготовки по предмету каждого модуля и семестра. Прогноз динамики качества знаний на перспективу

Мониторинг результатов образовательной подготовки по предмету каждого модуля и семестра. Планирование шагов по достижению положительной динамики

Оформление сравнительной таблицы по качеству знаний. Динамика роста качества знаний – на 3%. Информация предоставляется в электронном формате: сканированный вариант за подписью руководителя кафедры

Качество преподавания

Работа по обеспечению качества преподавания: изучение и применение инновационных подходов и эффективных приемов

Работа по обеспечению качества преподавания: изучение и применение инновационных подходов и эффективных приемов

С листом наблюдения и анализом занятий учебного доцента и завкафедрой (не менее 2 занятий за текущий семестр)

Достижения обучающихся в конкурсах, олимпиадах или соревнованиях

Участие в НИРС (научно-исследовательская работа студента)

Подготовка и участие студентов в вузовской олимпиаде или конкурсе научных проектов

Предоставление грамот, дипломов победителей или призеров либо участников (уровень – вуз, город, регион, Российская Федерация)

Достижения преподавателя в профессиональных конкурсах или грантах

Введение в грантовую деятельность, участие в разработках кафедральных грантовых проектов

Участие в вузовских конкурсах.

Разработка собственных грантовых проектов.

Написание исследовательских статей, диссертаций и т.д.

Предоставление грамот, дипломов победителя или призера, или участника

Обобщение педагогического опыта

Не требуется

Не требуется,

по возможности представляется в научно-педагогической литературе

Издание статей, участие в написании учебных пособий и т.д.

При планировании аттестации на кафедре используют разработанный чек-лист для систематизации работы начинающего преподавателя в соответствии с показателями, описанными в нем. По существу, в чек-листе описан план работы преподавателя на три года, который позволяет не упустить ни один из компонентов профессионально-педагогической деятельности.

Таблица 3

Паспорт программы по преодолению профессиональных затруднений в деятельности начинающего преподавателя

Анализ ситуации

Развитие и совершенствование преподавательского потенциала – главная задача для вуза. Все преобразования в системе образования невозможны без повышения уровня педагогической и профессиональной компетентности преподавателя, его личностных качеств, мотивации. Поэтому необходимо постоянно развивать компетентность преподавателя, творческий и креативный стиль мышления, потребность в самосовершенствовании, овладении и использовании в своей деятельности новых методик и технологий

Назначение программы

Определить направления работы с преподавателями по профессиональному совершенствованию и преодолению профессиональных затруднений.

Определить и обновить содержание методической службы с учетом потребностей конкретного преподавателя в условиях действия квалификационных требований

Цели программы

Создание условий для профессиональной адаптации и роста начинающего преподавателя; проектирование мероприятий, проводимых администрацией факультета и кафедрами в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на занятиях; поиск новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса

Задачи программы

Выявить профессиональные затруднения и помочь разрешению затруднений преподавателей педиатрического факультета ФГБОУ ВО ОмГМУ в соответствии с квалификационными требованиями; организовать эффективную диагностическую и коррекционную работу для каждого преподавателя с выявленными профессиональными затруднениями; обеспечить активное участие преподавателя в системе решения профессиональных затруднений, возникающих в профессиональной деятельности (внутрифакультетская модель)

Управление

Организация выполнения Программы и контроль хода ее реализации осуществляются советом педиатрического факультета

Ожидаемые результаты

Решение проблемы профессиональных затруднений в деятельности современного преподавателя через их обучение по программе; повышение качества образования;

ссоздание конкурентоспособного факультета с высоким рейтингом в вузе

Участники проекта

Декан педиатрического факультета, заместитель декана, заведующие кафедрами, кафедра педагогики и психологии ДПО, преподаватели со стажем работы 0–3 года

Формы обучения

Очная, дистанционная

Форма проведения занятий

Аудиторная, онлайн

Формы организации образовательного процесса

Групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная

Ресурсное обеспечение

Материально-технические

Кадровые:

Декан факультета – общее руководство проектом;

Заместители декана – разработка и утверждение необходимой нормативно-правовой базы методическая помощь преподавателям по самообразованию, рассылка положений о проводимых мероприятиях;

Кафедра педагогики и психологии ДПО (разработка пакета диагностических материалов, проведение мониторинга, тренинговых занятий);

Медиаресурсы

Данная программа по преодолению профессиональных затруднений начинающего преподавателя реализовывалась на педиатрическом факультете, где были созданы условия для профессиональной адаптации и роста преподавателя (например, проводились онлайн- коуч-сессии и консультации с преподавателями кафедры педагогики и психологии по овладению методами и приемами учебной работы, творческого применения их на занятиях; поиску новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса). Для повышения мотивации преподавателей проводились психологические тренинги, круглые столы с ведущими преподавателями вуза, прошедшими дополнительную переподготовку по программе «Преподаватель профессионального образования» на кафедре педагогики и психологии ДПО ОмГМУ, методические семинары по использованию, например, игровых технологий в современном информационно-образовательном пространстве вуза.

Выводы. Таким образом, нами были сделаны следующие выводы: показатели по когнитивному и деятельностному критериям имеют средний уровень проявления; по мотивационному критерию большая часть преподавателей продемонстрировали наличие низкого уровня его сформированности. Данный результат свидетельствует о том, что преподаватели в целом не обладают высокой степенью мотивации в повышении своего профессионального роста, хотя профессия требует от специалиста постоянного профессионального и личностного развития, осознаваемого респондентами.

Следовательно, на факультете необходима работа по преодолению выявленных профессиональных затруднений начинающих преподавателей. Разработанная программа и чек-лист являются универсальными и могут быть использованы на всех факультетах вуза.